Психология. Отношения. Личность. Общение
  • Главная
  • Практическая
  • Особенности детской субкультуры. Детская субкультура как механизм социализации дошкольников Игра как форма детской субкультуры

Особенности детской субкультуры. Детская субкультура как механизм социализации дошкольников Игра как форма детской субкультуры

Мария Назарова
Доклад «Особенности проявления субкультуры детей дошкольного возраста»

Детская субкультура представляет собой автономную социокультурную реальность, которая обладает своим собственным языком, структурой, функциями и проявляется в детском фольклоре , играх, художественном творчестве, традициях, коллекционировании.

Благодаря детской субкультуре ребенок обретает свою сущность, конструирует свой собственный мир. Дразнилки и обзывалки, высмеивающие ябедничество, плаксивость, жадность, т. е. выполняющие воспитательную функцию, помогают ребенку отстаивать себя при нападках сверстников в форме словесной самозащиты, тренируют эмоциональную устойчивость и самообладание.

Тексты детского фольклора передаются от старших детей к младшим для регуляции взаимоотношений в их референтных группах.

Мы все с детства помним слова :

Дождик, дождик, пуще дадим тебе гущи…

Или Божья коровка, Полетай на небко Там твои детки…

Как отмечают В. В. Абраменкова, М. В. Осорина этот неповторимый мир исчезает и уходит в прошлое, и его изучение и сохранение определило актуальность выбранной темы.

В качестве одной из основных причин потери этого мира учеными отмечается доступность детям разнообразных гаджетов, загруженность детей . Родители, стремясь дать ребёнку как можно лучшее образование, занимают его день настолько, что у него не остаётся свободного времени. Учёные и обеспокоены и проблемой с пространством, в котором существует детская субкультура . Проведенные исследования показывают, что, несмотря на то что в городах имеются детские площадки, но той дворовой культуры, которая формировала детскую субкультуру , нет. Телевизионный или компьютерный мир находится на первом месте, он всё больше подменяет для ребёнка игру, активную продуктивную деятельность, общение с близкими взрослыми.

Цель исследования : изучить особенности субкультуры детей дошкольного возраста .

Теоретические основы исследования : В. В. Абраменкова о понятии детской субкультуры в социальной психологии детства, В. Т. Кудрявцев о природе детской субкультуры , М. В. Осорина о стратагемах детской субкультуры , Н. Иванова об особенностях и значении детской субкультуры и др .

Теоретическая значимость исследования заключается в изучении теоретических основ субкультуры детей дошкольного возраста .

Объект исследования, предмет исследования, задачи и методы исследования представлены на слайде.

В первом параграфе на основе исследований И. С. Кона, М. Мида, Е. В. Гончаровой, А. В. Мудрика, А. А. Скороходова мы изучили понятие субкультуры , её признаки и компоненты.

Развиваясь как личность, человек формирует и раскрывает свою собственную природу, присваивает и созидает предметы и культуры, обретает круг значимых других существ, проявляет себя перед самим собой. Однако процесс вхождения в культуру обусловлен и возрастными особенностями , и позицией личности в социуме, и т. д. Эти особенности в педагогических и психологических исследованиях И. С. Кон и М. Мид объединяются в понятие «субкультура » . Понятие вы видите на слайде.

Мы сравнили подходы Гончаровой и Абраменковой к компонентам субкультуры .

Е. В. Гончарова считает, что наиболее важным компонентом является наличие духовной и социальной свободы. Только при этом условии может сформироваться свободная личность со своими взглядами, мнениями и ценностями.

Следующий компонент – это самопознание и саморазвитие. Это помогает ребенку и взрослому чувствовать себя личностью, быть уверенным, постоянно расширять границы своей духовной культуры, стремясь к общению с миром людей, миром культуры, миром природы, но при этом ощущать свою индивидуальность, неповторимость, свою ценность и необходимость. Только через общение человек приобретает социальный опыт, который так важен для субкультуры . Поэтому следующим компонентом является коммуникативная культура.

Наиболее сложным компонентом субкультуры является гармония человека с самим собой, с окружающим миром. Благодаря познанию других, человек познает себя, сопоставляя себя с другими, развивает в себе новые, необходимые ему качества личности.

По мнению В. В. Абраменковой содержание детской субкультуры составляют такие компоненты как :

Традиционные народные игры (хороводы, подвижные игры) ;

Детский фольклор (считалки, дразнилки, заклички, сказки, страшилки, загадки) ;

Детский юмор (потешки, анекдоты, розыгрыши, поддевки) ;

Детское философствование (вопросы типа «почему» , рассуждения о жизни и смерти и пр.);

Эстетические представления детей (составление веночков, букетов, рисунки и лепка, «секреты» );

Детский правовой кодекс (знаки собственности, взыскание долгов, мены, право старшинства и опекунское право в разновозрастных группах , право на использование грибного/ягодного места и пр.);

Детская магия и мифотворчество («колдовство» против везучего, призывание сил природы для исполнения желания, фантастические истории - небылицы);

Детское словотворчество (этимология, языковые перевертыши, неологизмы) ;

Наделение прозвищами сверстников и взрослых; религиозные представления (детские молитвы, обряды) .

Таким образом, Гончарова основное внимание обращает на внутреннее содержание субкультуры , а Абраменкова на ее внешнее проявление .

А. В. Мудрик выделил следующие признаки субкультуры , которые вы видите на слайде.

Посредством детской субкультуры удовлетворяются важнейшие потребности ребенка в изоляции от взрослых, в близости с другими людьми за пределами семьи, в самостоятельности и участии в социальных изменениях. В детской субкультуре формируется целостный жизненный опыт ребенка, осуществляется его культурное развитие.

Во втором параграфе мы рассмотрели детскую субкультуру как механизм социализации детей дошкольного возраста .

Многие авторы рассматривают детскую субкультуру как универсальный механизм социализации ребёнка, так как именно она максимально способствует естественному включению ребёнка в систему социальных связей и отношений, в ходе которого он познаёт мир сверстников, взрослых и имеет возможность транслировать окружающим свой собственный внутренний мир, а также удовлетворять потребность в самостоятельности и активности. Понятие социализации на слайде.

Абраменкова сформулировала функции детской субкультуры , как института социализации детей дошкольного возраста .

Смысл детской субкультуры для ребенка заключается в том, что она предоставляет ему особое психологическое пространство, благодаря которому ребенок приобретает «социальную компетентность в группе равных» , это значит, что основная функция детской субкультуры - социализирующая , и основным агентом социализации выступает группа сверстников. Остальные функции вы видите на слайде.

Итак, благодаря детской субкультуре , из поколения в поколение передаются специфические способы организации деятельности детей , нормы и ценности мировосприятия, взаимоотношений со сверстниками. Ребёнок имеет возможность обрести свою сущность, констатировать свой собственный мир. Нами раскрыты особенности детской субкультуры , выявлены её основные компоненты. Все эти компоненты играют важную роль в процессе социализации детей .

В последнем параграфе мы изучили ППО по изучаемой проблеме. Оленева Елена обобщила опыт работы по теме «Использование коллекционирования как содержания детской субкультуры в развитии творческой инициативы дошкольников »

С коллекционирования начинается приобщение к миру маленьких тайн и открытий. Автор отмечает, что стремление к коллекционированию можно рассматривать как проявление поисковой активности. Коллекционирование - занятие долговременное, поэтому требует таких личностных черт как целеустремленность, обстоятельность в работе, строгость и четкость в отборе материала. Коллекционирование активизирует интеллект и креативность, заставляет постоянно думать классифицировать и систематизировать, приобретать новые знания. С детского интереса к коллекционированию начинался путь в большую науку многих выдающихся исследователей.

Итак, изучив опыт Оленевой Елены, мы пришли к выводу, что коллекционирование расширяет кругозор детей , развивает их познавательную активность. Восприятие предметов коллекции тесно связано с чувствами и эмоциями детей . Предметы коллекции придают своеобразие игровому, речевому, художественному творчеству (персонажи дают идею, образы, сюжет активизируют имеющиеся знания, придает направленность творческим интересам).

В заключении хотелось бы вспомнить слова Антуана де Сент-Экзюпери «Все мы родом из детства» , и от того каким будет детство у наших воспитанников, счастливым, полным впечатлений или разочарований, какие события сохранит их память : «секретики» , игра в классики, «резиночку» зависит от взрослых.

Страница 9 из 19

Детская субкультура

Субкультура - система ценностей, установок, способов поведения и жизненных стилей определенной социальной группы, отличающаяся от господствующей в обществе культуры, хотя и связанная с ней.

В современном обществе существует значительное многообразие таких субкультур, однако это понятие находит наиболее частое применение в исследованиях молодежных культур и девиантности. Например, считается, что делинквентные, или преступные, субкультуры имеют своей задачей решение проблем их членов, видящих в принадлежности к субкультуре некоторую компенсацию своей «неудачи» в большом обществе. Молодежные культуры, часто рассматриваемые как девиантные, развиваются на основе своеобразных стилей в одежде и музыке, которые отличают их от прочих членов общества. Некоторые исследователи рассматривают практику субкультур как выражение оппозиции господствующей культуре.

Среди многообразия субкультур особое место занимает детская субкультура.

Детская субкультура - в широком значении - все, что создано человеческим обществом для детей и детьми; в более узком - смысловое пространство ценностей, установок, способов деятельности и форм общения, осуществляемых в детских сообществах в той или иной конкретно-исторической социальной ситуации развития. В общечеловеческой культуре детская субкультура занимает подчиненное место, и вместе с тем она обладает относительной автономией, поскольку в любом обществе дети имеют свой собственный язык, различные формы взаимодействия, свои моральные регуляторы поведения, весьма устойчивые для каждого возрастного уровня и развивающиеся в значительной степени независимо от взрослых.

Детская субкультура - это особая система бытующих в детской среде представлений о мире, ценностях, своего рода культура в культуре, живущая по специфическим и самобытным законам, хотя и "встроенная" в общее культурное целое. В широком значении - это все, что создано в человеческом обществе для детей и детьми; в более узком - смысловое пространство ценностей, установок, способов деятельности и форм общения, осуществляемых в детских сообществах в той или иной конкретно-исторической ситуации развития. В общечеловеческой культуре детская субкультура занимает подчиненное место и вместе с тем обладает относительной автономией, поскольку в любом обществе дети имеют свой язык, различные формы взаимодействия, свои моральные регуляторы поведения, весьма устойчивые для каждого возрастного уровня и развивающиеся в значительной степени независимо от взрослых.

Наличие детской субкультуры долгое время оспаривалось. Медленно и постепенно формировался современный взгляд на ребенка как на сравнительно самостоятельного и активного социального индивида. Постепенный процесс автономизации подрастающего поколения повлек за собой формирование в детских сообществах собственного мира "для себя", который постепенно стал неинституционализированной формой социального образования детства, регулирующей социальные взаимодействия детей внутри своей группы и на уровне возрастных подгрупп.

Благодаря детской субкультуре ребенок обретает свою сущность, конструирует свой собственный мир. Так, например:

Дразнилки и обзывалки, высмеивающие ябедничество, плаксивость, жадность,
т.е. выполняющие воспитательную функцию, помогают ребенку отстаивать себя при нападках сверстников в форме словесной самозащиты, тренируют эмоциональную устойчивость и самообладание;

Колыбельные песни, потешки, прибаутки для самых маленьких имеют мировоззренческое значение, так как знакомят с простейшей моделью мироустройства: дом-защита и опасный внешний мир, куда до поры до времени ребенку ходить не надо - раскрывают принципы семейного жизнеустройства, формируют базовое доверие к близким и к миру в целом;

Детское собирательство (сокровищницы, тайники, секреты) дает возможность ребенку материализовать свое тайное присутствие в том или ином месте и утвердить себя через эти предметы: "я есть", "я могу"; помогает переживать чувство одиночества индивидуального существования, которое возникает в результате формирующейся личностной автономии.

Детская субкультура - это культура определенного молодого поколения, обладающего общностью стиля жизни, поведения, групповых норм, ценностей и стереотипов. Детская субкультура реализуется в рамках организации досуга, совместного времяпрепровождения.
На уровне досуговой самореализации детскую субкультуру отличают следующие особенности, актуальные в различных социальных и возрастных когортах с разной степенью интенсивности.

1. Преимущественно развлекательно-рекреативная направленность. Наряду с коммуника-тивной (общение с друзьями) досуг выполняет в основном рекреативную функцию. Рекреативные досуговые ориентации подкрепляются основным содержанием теле- и радиовещания, распространяющим ценности преимущественно массовой культуры.

2. «Вестернизация» (американизация) культурных потребностей и интересов. Ценности национальной культуры, как классической, так и народной, вытесняются схематизированными стереотипами-образцами массовой культуры, ориентированными на внедрение ценностей «американского образа жизни» в его примитивном и облегченном воспроизведении.

3. Приоритет потребительских ориентаций над креативными. Потребительство проявляется как в социокультурном, так и в эвристических аспектах.

4. Слабая индивидуализированностъ и избирательность культуры. Выбор тех или иных культурных ценностей чаще всего связан с групповыми стереотипами достаточно жесткого характера (не согласные с ними легко попадают в разряд «отверженных»), а также с престижной иерархией ценностей в неформальной группе общения (референтной группе).

5. Внеинституциональная культурная самореализация. Данные исследований показывают, что досуговая самореализация детей и подростков осуществляется вне учреждений культуры и относительно заметно обусловлена воздействием одного лишь телевидения - наиболее влиятельного институционального источника социализирующего воздействия.

6. Отсутствие этнокультурной самоидентификации. Интериоризация норм и ценностей, проходящая именно в этот возрастной период, базируется либо на традиционно советской, либо западной модели воспитания, в любом случае - вненациональной, в то время как интериоризация этнокультурного содержания практически отсутствует. Народная культура (традиции, обычаи, фольклор и т.п.) большинством молодых людей воспринимается как анахронизм.

С одной стороны, в процессе приобщения к детской субкультуре целенаправленно создаются условия, обеспечивающие накопление социального опыта взаимодействий ребенка со взрослыми и сверстниками, развитие умений ребенка войти в детское общество, действовать совместно с другими, т.е. активно формируется позиция "Я в группе".

С другой стороны, познание мира сверстников, взрослых дает возможность обращаться к ценностям других людей, называть свои отличия, предпочтения, интересы; корректировать и формировать свою систему ценностей, удовлетворяя потребности в признании, завоевании личностного статуса, отличного от формального статуса ребенка в семье; детская субкультура оказывает влияние на становление личности, формирование "Я-концепции" ребенка, т.е. обеспечивает формирование позиции "Я и группа".

Функции детской субкультуры для ребенка, во-первых, заключаются в том, что она предоставляет ему особое психологическое пространство, благодаря которому ребенок приобретает социальную компетентность в группе равных, это значит, что основная функция детской субкультуры – социализирующая, и основным агентом социализации выступает группа сверстников. Важнейшую и самую первую личностную категорию - половую принадлежность - ребенок усваивает во многом благодаря другим детям, мальчикам и девочкам, роль детской группы в формировании половой идентичности трудно переоценить.

Детская субкультура, во-вторых, предоставляет ребенку веер возможностей для самореализации, экспериментальную площадку для опробования себя, определения границ своих возможностей, погружая его в иные логики, иные миры пространства.

В отличие от культуры взрослых, задающей путь развития ребенка, - от простого к сложному, от конкретного к абстрактному и пр., детская субкультура задает целый спектр различных путей развития, определяет зону вариативного развития, погружая в иные логики, другие языки, готовя его к решению проблемных задач в нестандартных ситуациях. В-третьих, пространство детской субкультуры создает ребенку «психологическое укрытие», защиту от неблагоприятных воздействий взрослого мира - выполнение психотерапевтической функции.
В-четвертых, детская субкультура выполняет культуроохранительную функцию: в ее недрах сохраняются жанры, устные тексты, обряды, элементы сакральности и пр., утраченные современной цивилизацией. Многими этнографами и фольклористами отмечается перемещение культурных ценностей из обихода взрослых в детскую среду как момент сохранения традиций с обновленной функциональностью. Подобно тому, как детский язык помогает отыскать общие лингвистические законы, в детских играх находят чудом сохранившиеся исторические свидетельства глубокой древности.

В детской субкультуре существуют механизмы, помогающие ребенку выработать готовность к решениям проблем, которые появятся в будущем, на следующей фазе его развития, и сформировать алгоритм адекватного действия. В этом проявляется особая прогностическая функция детской субкультуры. В ситуации культурного взрыва, переживаемого нашей страной, когда повышается фактор неопределенности, когда оказываются несостоятельными многие прогнозы, рассчитанные на стабильные ситуации, в детской субкультуре существует прогностический потенциал предчувствия, предвосхищения траектории развития культуры. Данные исследований показывают, что досуговая самореализация детей и подростков осуществляется вне учреждений культуры и относительно заметно обусловлена воздействием одного лишь телевидения - наиболее влиятельного институционального источника не только эстетического, но и в целом социализирующего воздействия.

Содержание детской субкультуры - тот мир, который детское сообщество создавало «для себя» на протяжении всего социогенеза. Его составляют: традиционные народные игры, детский фольклор и юмор (считалки, дразнилки, анекдоты, розыгрыши, сказки), детская магия и мифотворчество («колдовство» против везучего, фантастические истории-небылицы); детское философствование (вопросы типа «почему», рассуждения о жизни и смерти и пр.), эстетические представления детей (составление веночков и букетов, рисунки и лепка), религиозные представления (детские молитвы, обряды).

В содержании детской субкультуры разные авторы выделяют различные компоненты. Традиционно особое внимание уделялось и уделяется исследованию детского фольклора. Именно с него и начинались в XX в. исследования детской субкультуры в целом (Г.С. Виноградов,
О.И. Капица, А. и П. Опи, Л. Виртанен и др.). Наиболее исследованными формами являются считалки, жеребьевки, игры с правилами, дразнилки. Но есть и скрытые детские традиции, которые, с точки зрения педагогического сознания взрослых, всегда оценивались отрицательно.
К ним относятся детские анекдоты, эротический детский фольклор, гадания, детская магия, страшные истории, традиционные шалости и испытания храбрости.

Выделяют следующие компоненты детской субкультуры:

- детский «правовой кодекс» - правила вступления и выхода из различных форм и видов детской деятельности, разнообразные ритуальные компоненты детского общения, знаки собственности, взыскание долгов, мены, право старшинства и опекунское право в разновозрастных группах, специфические способы воспитательных воздействий на сверстников и разрешения спорных, конфликтных ситуаций (например, дразнилки, обзывалки, отговорки);

- детский фольклор - колыбельные песни, прибаутки, потешки, считалки;

Детский юмор (анекдоты, розыгрыши, поддевки); смеховой мир детства (перевертыши, истории-небылицы, "черный юмор" или детские садистские стишки);

Своеобразные увлечения: детское собирательство (сокровищницы, тайники), детское коллекционирование;

Способы и формы свободного времяпрепровождения, среди которых ведущее место занимают разнообразные виды игровой деятельности и продуктивные вилы деятельности,
а также походы в "особые, страшные" места (подвалы, чердаки, кладбища, заброшенные дома) и места, запрещенные взрослыми для посещений (свалка, стройка); рассказывание страшных историй, детское гадание и т.д.;

Детская мода; эстетические представления детей (составление веночков, "секреты");

Субкультурные формы, которые играют решающую роль при овладении ребенком содержанием общечеловеческих ценностей: детские проблематизации, детское философствование, словотворчество, сказочный мир;

- детская картина мира - особая система мировоззренческих знаний, которая включает в себя совокупность представлений, смысловых отношений, охватывающих основные стороны взаимодействия ребенка с миром.

Рассмотрим формы детской субкультуры.

Это, прежде всего, игры, влияние которых на процесс социализации трудно переоценить. Игра, как школа произвольного поведения и своеобразное моделирование социальных отношений, является ведущей деятельностью ребенка по совершенствованию и управлению собственным поведением. Важнейшее значение здесь приобретают групповые игры, носящие особый интерактивный характер, предполагающие строгие правила, смену позиций в игровом процессе, постановку себя на место другого.

Традиционная игра - это не просто воспроизведение детским сообществом исторически сложившихся отношений взрослых, а переосмысление им этих отношений и определения своего самобытного места в мире. Творческая переработка совокупного опыта предшествующих поколений в игре является условием автономизации мира детства и возникновения широкого круга феноменов детской субкультуры, таких как различные жанры детского фольклора.

К ним, в частности, относятся: считалки и другие формы жеребьевки; дразнилки (именные - для мальчиков и девочек, а также дразнилки, высмеивающие детские недостатки и проступки), благодаря которым детское сообщество осуществляет функцию воспитания своих членов. Дразнилки тренируют эмоциональную устойчивость и самообладание, умение отстаивать себя при нападках сверстников в адекватной форме словесной самозащиты.

Считалка - уникальный жанр, не имеющий аналогов во взрослом фольклоре, представляет собой вместе с жеребьевками своеобразную прелюдию к игре, необходимый ее атрибут и культурно оформленную реализацию параигровых отношений. Именно благодаря считалке устраняются нежелательные конфликты в детской среде по поводу игры, и обогащается репертуар традиционных текстов.

Фольклорная традиция, вобравшая в себя социальный и интеллектуальный опыт многих детских поколений, предоставляет ребенку-дошкольнику или младшему школьнику готовые способы решения жизненных проблем в детском сообществе.

Детская субкультура может меняться в зависимости от возрастных характеристик детей, например, если до 8-10 лет в детских сообществах наблюдаются преимущественно стихотворные жанры фольклора, в 11-13 лет в общении между детьми используются прозаические тексты демонстративного или юмористического содержания. А в 14-17 лет - это песни, пародии, анекдоты, «черный юмор», как особые средства приобретения социального статуса среди сверстников и удовлетворения потребности подростков в коммуникации, а также в приобретении стиля поведения, моды.

Важнейшая черта детской субкультуры - наличие собственного языка общения между детьми, отличающегося особым синтаксическим и лексическим строем, образностью, зашифрованностью. В процессе коммуникации дети придумывают «тайные языки», недоступные пониманию непосвященных, прежде всего взрослых, зачастую это может быть прибавление к слову какой-либо тарабарской приставки или окончания, типа «ус». Более старшие дети пользуются особым сленгом в устном общении и разработанной тайнописью - в письменном. Все эти ухищрения, иногда довольно наивные, необходимы детям для создания покрова романтической таинственности и свидетельствуют о стремлении к автономизации детской субкультуры.

Еще одна важная черта детской субкультуры - табуирование личных имен в детских сообществах и наделение сверстников прозвищами и кличками - как проявление автономизации детской группы, особенно характерной для подростковой и юношеской среды. Прозвище, в отличие от собственного имени ребенка, всегда эмоционально насыщено, оно несет в себе моменты оценки (позитивной/негативной, либо амбивалентной).

В отличие от прозвищ в детской среде, клички в криминальной субкультуре несовершеннолетних полностью заменяют им имя и фамилию, жестко и однозначно закрепляют статус личности в групповой иерархии. Таким образом, наделение прозвищами, создание своего языка сленга внутри сообщества представляет собой атрибутивную характеристику любой субкультуры, в том числе и детской, служит обособлению и автономизации социальной группы, ее структуризации и оценочным характеристикам ее членов.

Важнейшим элементом детской субкультуры являются религиозные представления и духовная жизнь детей.

Духовная жизнь - такая деятельность сознания, которая направлена на определение личностью критериев добра и зла, формирование мотивов поведения в согласии (или противоречии) с совестью, а также на поиск смысла жизни и своего места в ней. Совесть - духовная инстанция, выражение нравственного самосознания личности, позволяющего осуществлять контроль и оценку собственных поступков.

Детская духовная жизнь - наиболее глубокая, интимная сторона жизни ребенка, наиболее сокрытая от внешнего наблюдателя ее часть (не только взрослого, но и сверстника).

В силу особой мифологичности детского сознания, каждый ребенок естественно религиозен. В детских традиционных верованиях, свойственных религиозному фольклорному сознанию, в среде младших школьников бытуют различные «языческие» рассказы о колдовстве, нечистой силе и предметах-вредителях (Красное пятно, Черная рука и др.).

Существование высшего, святого всегда предполагает и наличие - пусть в скрытой форме - низшего, бесовского, так что наряду с религиозными представлениями детей можно говорить и о смеховом мире детской культуры. Подобно тому как в Древней Руси, наряду с исключительной духовной культурой и благочестием, существовала смеховая культура рождественских Святок и Масленицы, буйных игр, «срамных» песен и плясок, также и внутри детской субкультуры наблюдаются «низовые» формы устных текстов фольклора.

К ним могут быть отнесены всевозможные розыгрыши и поддевки сверстников и взрослых (типа современного озорства с дверными и телефонными звонками в городах), пародии
(типа "У Лукоморья дуб спилили..."), а также детская неприличная (скабрезная) поэзия, садистские стишки и другие формы, в которых комическое, веселое, к которому всегда стремится ребенок, приобретало психологический смысл нарушения запретов взрослых. Любовь ребенка к дразнилкам, перевертышам, временному нарушению статусов, смеховым ситуациям в одно и то же время и разрушает, и утверждает порядок и незыблемость мира, проверяемого им на прочность. Смеховая активность ребенка - это подтверждение собственного существования через как бы выворачивание себя и окружающих «наизнанку».

Смеховой мир детства встроен в детскую субкультуру наряду с миром страшного, опасного, а также с миром божественного, мистического - в социокультурной регуляции жизни детского сообщества.

Носители детской субкультуры - детская группа, детское сообщество, формирующееся на достаточно ранних ступенях социогенеза человечества и индивидуальной истории человека в процессе совместной деятельности детей, направленной на овладение и воспроизведение ими общественно-исторического опыта и форм человеческих взаимоотношений.

Основными задачами приобщения к детской субкультуре выступают:

Развитие самостоятельности и ответственности у детей как основных ценностей системы взросления в процессе организации разновозрастного общения;

Расширение и обогащение опыта взаимодействия с окружающими на межличностном уровне и построения социальных отношений на основе личностного потенциала.

В ходе работы используются различные формы деятельности:

Презентации жизни детской группы ("Новогодние фантазии", "Как мы играем", "В гостях у сказки" и др.), презентации как личных, так и семейных коллекций;

Организацию выставок: персональных ("Мои увлечения" и др.), тематических ("Семейные увлечения", "Моя любимая книга"). Эта форма работы направлена на трансляцию ребенком собственного внутреннего мира и осознание значимости личности, а также дает возможность представить ребенку ценности культуры на основе принципа вариативности;

Проведение праздничных событий и игровых тематических проектов ("Ярмарка современной игрушки", конкурс "Антимода", организация работы по изданию детского журнала, фотоателье). Включение ребенка в эти формы работы обеспечивает накопление опыта социальных взаимодействий, развитие групповой сплоченности и эмоционального сближения детей друг с другом; совместные праздники детей и родителей.

В процессе подготовки и проведения праздников создаются условия для гуманизации межличностных отношений между детьми и родителями, для поддержания веры ребенка в себя, свои силы, его желания "быть хорошим".

В истории человечества совместная деятельность детей первоначально возникла как их общая деятельность со взрослыми на основе трудовых, бытовых и ритуальных форм жизнедеятельности. В дальнейшем в школе организуется учебная деятельность, приобретающая особый характер. Оставаясь по внешней форме совместной, она оказалась фактически индивидуальной. Каждый ученик решал свои учебные задачи самостоятельно и мог надеяться только на себя и на помощь
со стороны учителя. В условиях учебной деятельности жесткая ролевая структура
("учитель-ученики") не только не предполагала, но и запрещала контакты между детьми. Например, подсказка как непосредственная форма помощи товарищу во время учебных занятий всегда оценивалась резко отрицательно. В процессе учебы потребность в общении и взаимодействии со сверстниками дети могли реализовать лишь во внеучебной деятельности.

В настоящее время большая часть различных видов совместной деятельности в группах детей и подростков является регламентированной.

Регламентированная деятельность - подчинение детей социальным требованиям и контролю со стороны взрослых. Все виды регламентированной совместной деятельности в значительной степени задаются, контролируются и оцениваются взрослыми, которые определяют порядок деятельности, ее цели и организацию. На протяжении всего социогенеза регламентированные формы совместной деятельности достаточно часто выходят из-под жесткого контроля, и дети находят возможность проявлять себя и в нерегламентированных видах совместной деятельности.

Такой нерегламентированной или, точнее сказать, частично регламентированной совместной деятельностью является игровая деятельность, прежде всего - ролевая игра, игры с правилами, групповые соревновательные игры. Все они относительно автономны и самодеятельны, поскольку в них сами дети определяют их конкретное содержание, осуществляют функции контроля и руководства. Вмешательство взрослых с очевидной целью управления способно лишь разрушить игру, однако "играющий взрослый", т.е. взрослый, которого дети принимают в игру, может ее развить и обогатить.

Другой нерегламентированной совместной деятельностью является самодеятельная организация сферы досуга и общения в группах сверстников, - это так называемые самодеятельные группы по интересам, получившие в последние годы широкое распространение среди подростков. К ним относятся многочисленные группы любителей джаза и рок-музыки, самодеятельные вокально-инструментальные ансамбли, группы технического творчества, литературно-театральные студии и пр.

В силу обособленности и закрытости неформальных молодежных групп, и потому ослабления возможностей социального контроля усиливается податливость подростков групповым влияниям, и совместная деятельность в таких группах может приобретать асоциальную, а порой антисоциальную направленность.

Детская группа - социально-психологическая реальность, включенная в конкретные обстоятельства развития общества (общественно-политические, экономические, правовые) и обладающая собственным социальным статусом.

Динамическое выражение социального статуса - объективного места в обществе, его реализацией является социальная роль детской группы, которую она осваивает и выполняет по отношению к другим социальным общностям. Подчиняясь основным социально-психологическим закономерностям, детская группа имеет собственную специфику, обусловленную не только возрастными ограничениями, но и особенностями детской субкультуры, а также специфической ролью сверстников в социализации ребенка.

Изучение детских сообществ показало, что группа сверстников предоставляет многообразные возможности построения новых отношений с самим собой и с другими, помогая человеку понять себя, свое предназначение, позволяя испытать чувство принадлежности и попробовать силы в ситуации соревнования.

Исследования детских групп в онтогенезе нередко оказывались связанными с так называемыми неформальными группами молодежи, представляющими собой контркультуру. Контркультура - оппозиция культурным ценностям и обществу взрослых. Рост и различные формы отклоняющегося поведения детей в последние десятилетия (алкоголизм, наркомания, проституция), а также изменение статуса делинквентности (степени противоправности поступков) детей, начиная с младшего школьного возраста (грабежи, нанесение тяжких телесных повреждений, насилия, убийства), заставляют пересмотреть концепцию детского коллектива.

Необходимо формировать такие группы сверстников, которые на основе личностно значимой совместной деятельности способны создать атмосферу:

1) теплоты, тесных личностных связей и общения;

2) общего дела, объединяющего группу, общих целей и задач, общих врагов и друзей;

3) атрибутов взрослости, собственной значимости;

4) элемента «особости», порой тайны превосходства над другими подобными группами, некоторой экстремальности групповой деятельности.

Таким характеристикам соответствуют традиционные сообщества детей, осваивающие содержание детской субкультуры.

Пренебрежение вопросами бытия детской субкультуры оборачивается появлением в обществе социального барьера между миром детей и миром взрослых и стихийным проявлением таких детских объединений и групп, которые несут в себе контркультуру, как оппозицию культурным ценностям.

Таким образом, детская субкультура представляет собой совокупность разнообразных форм активности. В ней происходит формирование целостного жизненного опыта индивида, и удовлетворяются важнейшие потребности ребенка.



Оглавление
Организация досуга детей в семье.
ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Закаливание ребенка
Программа индивидуального адаптивного развития при подготовке детей к школе
Рациональная организация учебных занятий
Все страницы

Детство — период жизни человека от новорожденности до до-стижения социальной и психологической зрелости, во время ко-торого происходит его развитие, становление как полноценного члена человеческого общества.

Социальное развитие — это про-цесс, во время которого ребенок усваивает ценности, традиции, культуру общества или сообщества, в котором ему предстоит жить. Играя, занимаясь, общаясь со взрослыми и сверстниками, ребенок учится жить рядом с другими, учитывать их интересы, правила и нормы поведения в обществе, т. е. становится социаль-но компетентным.

Это тот мир, который детское сообщество создавало "для себя" на протяжении всего социогенеза, его составляют:

Традиционные народные игры (хороводы, подвижные игры, военно-спортивные состязания и пр.);

Детский фольклор (считалки, дразнилки, заклички, сказки, страшилки, загадки);

Детский правовой кодекс (знаки собственности, взыскание долгов , мены, право старшинства и опекунское право в разновозрастных группах, право на использование грибного/ягодного места);

Детский юмор (потешки, анекдоты, розыгрыши, поддевки);

Детская магия и мифотворчество ("колдовство" против везучего, призывание сил природы для исполнения желания, фантастические истории-небылицы);

Детское философствование (вопросы типа "почему", рассуждения о жизни и смерти и пр.); детское словотворчество (этимология, языковые перевертыши, неологизмы);

Эстетические представления детей (составление веночков и букетов, рисунки и лепка, "секреты");

Наделение прозвищами сверстников и взрослых;

Религиозные представления (детские молитвы, обряды).

Остановимся на некоторых формах детской субкультуры. Это прежде всего игры, влияние которых в процессе социализации трудно переоценить. Игра как школа произвольного поведения "школа морали в действия" (А.Н. Леонтьев) и своеобразное моделирование социальных отношений является ведущей деятельностью ребенка по совершенствованию и управлению собственный поведением (Эльконин, 1978).

Важнейшее значение здесь приобретают групповые игры, носящие особый интерактивный характер, предполагающие строгие правила, смену позиции в игровом процессе, постановку себя на место другого. К ним относятся такие традиционные для России игры, как <Лапта", "Горелки" "Казаки-разбойники", "Жмурки", "Бояре" и многие другие (Детский поэтический фольклор, 1995; Мир детства и.., 1996).

Некоторые исконно детские игры вошли в неотъемлемую часть детской субкультуры, будучи до того элементами карнавальной, игровой или ритуальной культуры взрослых. Такова, к примеру, игра "Жмурки", которая у славян восходит к языческому погребальному обряду (вряд ли случайно поэтому на языке криминальной субкультуры "жмурики" — мертвецы, трупы). Черты собственно игры она обрела сначала в забавах молодежи и лишь в 60-х гг. XIX в. перешла в детскую игровую традицию. Поразителен в этой связи и социогенез известной в России и широко распространенной до недавнего времени детской игры-хоровода, состоявшей в следующем: мальчика сажают и поют:

"Сиди-сиди, Яша,

Под ореховым кустом,

Грызи-грызи, Яша,

Орешки каленые, милому дареные.

Чок-чок, пятачок.

Вставай Яша-дурачок,

Где твоя невеста?

В чем она одета?

Как ее зовут и откуда привезут?"

Мальчик должен с закрытыми глазами выбирать себе "невесту". Как показывает историко-этнографическое исследование, загадочный Яша есть никто иной, как архаичный ящер, а немудреная детская игра является трансформацией древнейшего языческого обряда принесения девушек в жертву дракону-ящеру, зафиксированного, кстати, и в многочисленных сказках (Рыбаков, 1981).

Многие из детских игр вышли из календарных обрядов взрослых, по свидетельству активного "реставратора" народных игр В.М. Григорьева: "Прошедшие через века традиционные игры доносят до нас отголоски старинных обычаев, элементы древних магических обрядов религиозных представлений разных народов" (Григорьев, 1994. - С.35)

Подчеркнем еще раз, что традиционная игра — не просто воспроизведение детским сообществом исторически сложившихся отношений взрослых, а переосмысление им |этих отношений и определения своего самобытного места в мире.

Творческая, пристрастная переработка совокупного опыта предшествующих поколений в игре является условием автономизации мира детства и возникновения широкого круга феноменов детской субкультуры, таких, как различные жанры детского фольклора к ним, в частности, относятся: считалки ("Аты-баты, шли солдаты, аты-баты - на базар…"", "На златом крыльце сидели: царь, царевич, король, королевич, сапожник, портной.

Кто ты есть такой?", "Вышел месяц из тумана" и др.) и другие формы жеребьевки; дразнилки (именные — для мальчиков и девочек типа "Андрей -воробей, не гоняй голубей", а также дразнилки, высмеивающие детские недостатки и проступки: ябедничество, хвастовство, глупость, плаксивость, жадность, например: "Жадина-говядина, соленый огурец, по полу валяется, никто его не ест" или "Плакса-вакса-гуталин, на носу горячий блин!"), благодаря которым детское сообщество осуществляет функцию воспитания своих членов. Дразнилки тренируют эмоциональную устойчивость и самообладание, умение отстаивать себя при наладках сверстников в адекватной форме словесной самозащиты (ответить дразнилкой-отговоркой) (Осорина, 1990).

Жанр считалка является уникальным, не имеющим аналогов во взрослом фольклоре и представляет собой вместе с жеребьевками (типа: "Матки, матки, чьи заплатки — травка или булавка?") своеобразную прелюдию к игре, необходимый ее атрибут и культурно оформленную реализацию параигровых отношений:

"Катилася торба

С великого горба.

В этой торбе -

Хлеб, соль, вода,

Кто с кем хочет

Делиться?"

Именно благодаря считалке устраняются нежелательные конфликты в детской среде по поводу игры и обогащается репертуар традиционных текстов.

По определению М.В. Осориной, "детский фольклор - одна из форм коллективного творчества детей, реализуемого и закрепляемого в системе устойчивых устных текстов, передающихся непосредственно из поколения в поколение детей и имеющих важное значение в регулировании их игровой к коммуникативной деятельности" (Осорина, 1983. — С. 41). Фольклорная традиция, вобравшая в себя социальный и интеллектуальный опыт многих детских поколений, предоставляет ребенку-дошкольнику или младшему школьнику готовые способы решения жизненных проблем в детском сообществе, а в подростковом возрасте — приобретение психологической независимости от взрослых и отстаивание своей позиции.

Содержание детской субкультуры может меняться в зависимости от возрастных характеристик детей, например, если до 8-10 лет в детских сообществах наблюдаются преимущественно стихотворные жанры фольклора и правового быта [Детский поэтический фольклор, 1997; Мир детства и традиц, 1996]. В 11-13 лет в общении между детьми используются прозаические тексты демонстративного или юмористического содержания (Школьный быт и фольклор.., 1992).

А в 14-17 лет — это песни, пародии, анекдоты, "черный юмор" как особые средства приобретения социального статуса среди сверстников и удовлетворения потребности подростков в коммуникации, а также в приобретении стиля поведения, моды. Передача всего богатства содержания детской субкультуры происходит непосредственно "из уст в уста" в условиях неформального общения на игровых площадках, в летних лагерях, санаториях , больницах. Лишь к концу периода детства, наряду с устными, появляются письменные тексты — песенники, девичьи альбомы, "гадалки", сборники анекдотов.

"Идет коза рогатая

За малыми ребятами,

Кто кашку не ест,

Того — забодает!"

При этом взрослый изображает "козу" и делает "страшные" глаза, что сначала несколько настораживает и пугает малыша, а затем вызывает веселый смех, к которому присоединяется взрослый. В два — пять лет пугалки становятся более энергичными и сопровождаются сильным подбрасыванием ребенка на коленях ("Поехали к бабке на хромой лошадке, лошадке, лошадке. По ровной дорожке на одной ножке. По кочкам! По кочкам! И... в яму — бух!").

Взрослый сначала плавно покачивает малыша, а потом подбрасывает, а в конце — раздвигает колени, и малыш как бы падает в "яму", что вызывает сначала страх падения, а затем бурную радость от благополучного "приземления". В более позднем - дошкольном и младшем школьном — возрасте страшилки получают развитие в автономной детской среде и принимают форму быличек ужасного и трагического содержания, типа: "В одном черно-черном лесу стоит черный-черный дом. В этом черном-черном доме есть черная-черная комната.

В этой черной-черной комнате есть черный-черный стол. На этом черном-черном столе стоит черный-черный гроб. В этом черном-черном гробу лежит черный-черный мертвец. Ты подходишь к нему, а он... кричит: "Отдай мое сердце!" В них присутствуют нечистая сила, опасные и загадочные явления, мертвецы и пр., и все это является некоторыми аналогами переживания высокой трагедии, страха, но "не до смерти" и психологического-катарсиса. Для ребенка прохождение через испытание страшилкой (как правило, дети ее рассказывают в темной комнате поздно вечером "замогильным" голосом) сродни архаическому обряду инициации и переходу на более высокую возрастную ступень.

Это относительно новый жанр детского фольклора, "обнаруженный" лишь 40-50 лет назад (Школьный быт и фольклор, 1992), получил свое достаточно широкое распространение в 70-е и в начале 80-х гг. Развитие данных форм детского фольклора в последние годы, безусловно, свидетельствующих об изменениях детского сознания в сторону его демонизации, требует пристального изучения подобных трансформаций в детской субкультуре.

Одна из важнейших черт детской субкультуры — наличие собственного языка общения между детьми, отличающегося особым синтаксическим и лексическим строем, образностью, зашифрованностью. Д.Б. Элъконин при изучении устной и письменной речи учащихся обнаружил своеобразие не только лексических значений и грамматических форм, но и синтаксиса детского языка, например, при несовпадении грамматического и психологического подлежащего [Эльконин, 1998].

В процессе коммуникации дети придумывают "тайные языки", недоступные пониманию непосвященных, прежде всего взрослых, зачастую это может быть прибавление к слову какой-либо тарабарской приставки или окончания, типа "ус", тогда обычная фраза принимает странное звучание: "Мамаус ушлаус наус работус, приходиус коус мнеус" (мама ушла на работу, приходи ко мне). Более старшие дети пользуются особым сленгом в устном общении и разработанной тайнописью — в письменном. Все эти ухищрения, иногда довольно наивные, необходимы детям для создания покрова романтической таинственности и свидетельствуют о стремлении к автономизации детской субкультуры.

В отличие от взрослого, ребенок свободно экспериментирует с языковым материалом, чувствует скрытую энергию слова, которая осела в нормативном словаре;

подобно поэтам, дети снимают с родного языка закостенелые напластования и ищут первозданные его смыслы, делая слово живым и предметным, пластичным и вбирающим все возможные оттенки значения (Абраменкова, 1974; Чуковский, 1981).

Детское словотворчество , подобное: "копатки, красняк, кустыня", сродни народной этимологии — "полуклиника, гульвар, мимо-юбка"; но особенно эти параллели напрашиваются при знакомстве с перевертышами: "Ехала деревня мимо мужика, а из-под собаки лают ворота" — столь любимыми детьми. Перевертыши — особые словесные микроформы, в которых наизнанку выворачивается норма, явление, очевидное становится невероятным, проблематизируются общепринятые представления.

Своими корнями эти "лепые нелепицы" (К. Чуковский) уходят в народную смеховую культуру как средство расширения сознания, переосмысления мира, творчества. Игра в перевертыши позволяет ребенку осмыслить относительность самой нормы, но не в целях ее отрицания, а в целях творческого применения к конкретным жизненным ситуациям — всегда уникальным и неповторимым. В своих словотворческих опытах ребенок фиксирует резервный потенциал родного языка, возможности его развития, не ведая об этом, вот почему К.И. Чуковский и Р. Якобсон называли детей гениальными лингвистами.

Еще одна важная черта детской субкультуры — табуирование личных имен в детских сообществах и наделение сверстников прозвищами и кличками. Эта сторона проявления автономизации детской группы, особенно характерная для подростковой и юношеской среды, к сожалению, до сих пор не стала предметом внимания исследователей. Между тем именно прозвища представляют собой своеобразное проявление самого содержания детской субкультуры и богатый материал для уяснения механизмов функционирования детских сообществ в онто- и социогенезе.

Прозвище, в отличие от собственного имени ребенка, всегда эмоционально насыщено, оно несет в себе момент оценки (позитивной/негативной, либо амбивалентной). Однако смысловые акценты могут быть различимы, лишь исходя из внутреннего социокультурного контекста детского сообщества. Если в младшем школьном возрасте прозвище — это, как правило, печать яркой индивидуальности, а отсутствие его обидно, то у подростков оскорбительные прозвища — признак аутсайдера, но в любом случае: иметь прозвище — значит, быть замеченным сверстниками.

Важнейшим элементом детской субкультуры являются религиозные представления и духовная жизнь детей. Духовное нами понимается как такая деятельность сознания, которая направлена на определение личностью критериев добра и зла, формирование мотивов поведения в согласии (или противоречии) с совестью, а также и на поиск смысла жизни и своего места в ней. Совесть — духовная инстанция, выражение нравственного самосознания личности, позволяющего осуществлять контроль и оценку собственных поступков.

Детская духовная жизнь являет собой наиболее глубокую, интимную сторону жизни ребенка, но и наиболее сокрытую часть от внешнего наблюдателя (не только взрослого, но и сверстника). Именно это имел в виду и об этом прекрасно сказал В.В. Зеньковский: "Мы знаем, мы глубоко чувствуем, что там, в глубине детской души, есть много прекрасных струн, знаем, что в душе детской звучат мелодии — видим следы их на детском лице, как бы вдыхаем в себя благоуханье, исходящее от детской души, — но стоим перед всем этим с мучительным чувством закрытой и недоступной нам тайны" (Зеньковский, 1995. — С. 208).

В силу особой мифологичности детского сознания с верой в сверхъестественное, потребностью в обретении высшего средоточия целостного мира, его Творца, и Вседержителя каждый ребенок естественно религиозен. Даже в том случае, если ребенок отлучен от религиозной традиции, как подавляющее большинство детей России постреволюционного периода, потребность в "горней сфере", поиск эмоциональной связи с высшим, живое богообщение свойственно детской душе в полной мере, подобно душе первобытного человека [Тайлор, 1989; Топоров, 1995].

Для российской духовной традиции характерно особое отношение к ребенку как "наследнику Царствия Божия", выразившееся в церковном почитании детей, погибших насильственной смертью, так что можно говорить об особом чине детской святости в русском православии [Абраменкова, 1995; Федотов, 1990]. Это благоговейное почитание детей при внешней строгости и суровости воспитания и юридическом детском бесправии кажется еще более парадоксальным при обращении к материалам о месте ребенка, детства в социальной жизни русского народа.

Изучение духовной психологии как самостоятельного направления психологической мысли, столь блестяще начатое в начале XX в. плеядой замечательных ученых: Н.О. Лосским, Г.В. Флоровским, В.В. Зеньковским, С.Ф. Франком и др., стремилось восстановить права психологии в старом, буквальном и точном значении этого слова, т.е. создания "истинной науки о духе и человеке" не животном, а образе Божьем (Психологическая наука, 1997). После длительного перерыва духовная психология возвращается в науку, особо отрадно внимание ученых к вопросам духовно-целостного мировоззрения и нравственного поведения детей (Ничипоров, 1994; Невярович, 1997; Церковь, дети, и..., 1997). Хочется выразить надежду, что изучение детских религиозных представлений в контексте духовной психологии и культуры — вопрос недалекого будущего.

Смеховой мир детской субкультуры .

Существование высшего, святого, горнего всегда предполагает и наличие — пусть в скрытой форме — низшего, бесовского, дольнего. Подобно тому как в Древней Руси наряду с исключительной духовной культурой и благочестием существовала смеховая культура рождественских Святок и Масленицы, буйных игр, кощунственных представлений, "срамных" песен и плясок, также и внутри детской субкультуры нельзя не увидеть "низовые" формы устных текстов фольклора.

К ним могут быть отнесены всевозможные розыгрыши и поддевки сверстников и взрослых (типа современного озорства с дверными и телефонными звонками в городах), пародии (типа "У Лукоморья дуб спилили..."), а также детская неприличная (скабрезная) поэзия, те же садистские стишки и другие формы, в которых комическое, веселое, к которому всегда стремится ребенок, приобретало психологический смысл нарушения запретов взрослых.

На единый источник и общий способ самоподачи смехового мира взрослых и некоторых форм детского фольклора указывается известным культурологом Д.С. Лихачевым: "Рифма и особый условный ритм как знаки шутки ближе всего стоят к тому способу дразнить, который распространен среди детей: дразня, дети часто подбирают "обидные" рифмы к имени того, кого они дразнят, произносят свои дразнилки нараспев, пританцовывая, ритмически повторяя некоторые фразы, выражения, растягивая слова и т.д." (Лихачев, Панченко, Понырко, 1984. - С. 51).

Любовь ребенка к дразнилкам, перевертышам, временному нарушению статусов, смеховым ситуациям в одно и то же время и разрушает, и утверждает порядок и незыблемость мира, проверяемого им на прочность. Смеховая активность ребенка — это всякий раз подтверждение собственного существования через как бы выворачивание себя и окружающих "наизнанку".

Такой изнаночный, перевернутый, "дурацкий мир", характерный для средневековой Руси, в определенной мере свойствен детской субкультуре в целом не только в силу общего для них игрового элемента, но и потому, что в этом карнавале человек изымается из всех привычных стабильных форм и погружается в стихию хаоса, неопределенности, поскольку смех нарочито искажает мир он как бы экспериментирует над миром, лишает его разумных объяснений, причинно-следственных связей.

Смеховой антимир порождает своих персональных представителей смеховых ситуаций — всевозможных шутов, скоморохов, клоунов, а для русской традиции это прежде всего фигура дурака. Русский дурак ведет себя по-детски наивно: говорит, что не принято, не считается с авторитетами, раздевается, где не положено, делает все наоборот. Подобно андерсеновскому мальчишке, он единственный кричит, что "король голый", обнажая "голую правду", нередко обнажается сам, высмеивая и обличая. Такое поведение дозволяется только дураку или малому ребенку: "Бабушка, а где черти? — Какие черти? — А мама сказала, что тебя черти несут" (Чуковский, 1981]. Эта фраза могла быть сказана действительно "святой простотой", но могла прозвучать с псевдодементным видом очень умным ребенком из шалости.

Шалуны и озорники в детской субкультуре вполне вписываются в представления о смеховом мире как мире нарушения-приличий и норм поведения, свержения авторитетов и переворачивания привычных понятий. Эти дети с выраженным чувством юмора умеют видеть смешное в самом серьезном, представлять ситуации в самом неожиданном свете и тем вызывать к ним повышенный интерес окружающих. "Работая на публику", шалуны включают в орбиту своих экспериментов вялых, безалаберных или трусливых детей, потешаясь над ними, заставляют их двигаться, обороняться.

Известный педагог Ш. Амонашвили придавал шалунам большое значение в педагогическом процессе, подчеркивая в них остроумие, сообразительность, жизнерадостность, умение применять свои способности в любых неожиданных условиях и вызывать у взрослых чувство необходимости переоценки ситуаций и отношений. В его книгах есть немало страниц, представляющих собой своеобразную "хвалебную оду" шалунам: "Нельзя было бы строить настоящую педагогику, не будь детских шалостей, не будь озорников.

Они дают пищу для того, чтобы педагогическая мысль двигалась дальше и чтобы воспитатели были постоянно озабочены необходимостью думать творчески, Проявлять новаторство, педагогическое дерзание" (Амонашвили, 1983. — С. 26). Воистину, шалуны - двигатели педагогического прогресса!

Таким образом, смеховой мир детства встроен в детскую субкультуру наряду с миром страшного, опасного, а также с миром божественного, мистического - в социокультурной регуляции жизни детского сообщества.

В современном обществе существенное влияние на субкультуру детства оказывает аудио- и видео-средства массовой информации. Неограниченное господство экрана (как телевизионного, гак и компьютерного) вторглось в сферу человеческого существования. Экран для современного ребенка является не столько информатором и источником построения картины мира, сколько ее конструктором. Экранная культура посредством оптических эффектов, «клиповости» и др. трансформирует традиционную детскую картину мира в иную (визуальную) реальность, погружая ребенка в особые, измененные состояния сознания.

Детство – это этап развития человека, предшествующий взрослости, который характеризуется интенсивным ростом организма и формированием высших психических функций. В Конвенции о правах ребенка говорится, что «ребенок – это особь, личность, не достигшая 18 лет». До трехлетнего возраста ребенка изучает педагогика раннего возраста. Ребенок с 3 до 7 лет является объектом научного исследования дошкольной педагогики. Основные характеристики ребенка-дошкольника таковы:

1. Дошкольник – это целый мир со своими взглядами, устремлениями, внутренней позицией. Ведущей деятельностью дошкольников является игра.

2. Ребенок-дошкольник это личность в стадии становления, первоначального складывания личности.

3. В дошкольном возрасте происходят социализация ребенка, овладение нормами и правилами поведения.

4. Для дошкольника характерна психическая, физическая, эмоциональная, экономическая зависимость от взрослых. Общение со взрослыми играет огромную роль в развитии дошкольника.

5. Психологический портрет дошкольника представлен в работах отечественных психологов Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, А.В. Запорожца, Л.А. Вегнера, В. Мухиной, М. Лисиной.

Ребенок-дошкольник – это биосоциальное существо, отдельный человек, т.е. единичный представитель, индивидуальность, обладающая своеобразием.

В отечественной педагогике детство рассматривается как социокультурный, исторически сложившийся феномен, отражающий новые формы отношения мира детей и мира взрослых. Детское развитие имеет сложную организацию во времени: свой ритм, который не совпадает с ритмом времени и меняется в разные годы жизни (Л.С.Выготский). В детском возрасте действует закон метаморфозы: развитие есть цепь качественных изменений. Ребенок – не просто маленький взрослый, который меньше знает или меньше умеет, а существо с качественно отличной психикой. Каждая сторона психики ребенка имеет свой оптимальный период развития. Высшие психические функции первоначально возникают, как форма коллективного поведения, как форма сотрудничества с другими людьми и лишь впоследствии становятся внутренними индивидуальными функциями самого ребенка. Противоречие детства как социальной ситуации развития Д.Б.Эльконин видит в том, что ребенок есть член общества, вне общества он жить не может, основная его потребность – жить вместе с окружающими людьми, но осуществить это в современных исторических условиях невозможно: жизнь ребенка проходит в условиях опосредованной, а непрямой связи с миром.

Психологическими новообразованиями периода детства являются: возникновение абриса (абрис – контур) цельного детского мировоззрения; возникновение первичных этических инстанций; возникновение соподчинения мотивов; возникновение произвольного поведения;



возникновение личностного сознания; осознание своего места в системе отношений со взрослыми; осознание собственных изменений в результате развития учебной деятельности; интеллектуализация всех происходящих процессов.

Специальные исследования развития детей раннего возраста (Н. Аксариной, Н.Н. Щелованова, Г. Ляминой, Л. Н. Павловой, Н.Д. Ватутиной и др.) позволили установить, что это период самого интенсивного развития ребенка. До одного года у ребенка формируются сложнейшие эмоции и двигательные реакции. Развиваются понимание речи окружающих, контакты с близкими, собственная речь. Очень важно общение взрослого с малышом. Это общение должно быть интенсивным, разнообразным, эмоциональным

Положительные эмоции в общении формируют у малыша интерес к окружающему, вызывают желание действовать – подражать. Подражание – жизненно важная способность ребенка, а в процессе развития подражание помогает формировать речь, сложную моторику, представление о нормах поведения.

После года параллельно с эмоциональным общением ребенок осваивает предметную деятельность и это существенно изменяет его индивидуальность. Дети становятся более самостоятельными,независимыми, формируются новые потребности (в новых впечатлениях, в активности, в общении с окружающими, а не только с близкими).

Третий год жизни – возраст самостоятельности («Я САМ!»). Дети осваивают новые формы взаимоотношений с окружающими. Это сложная пора в развитии ребенка – «кризис трех лет» . Предметная деятельность помогает детям осваивать другие виды деятельности – игру, учебную деятельность.



В младшем дошкольном возрасте ребенок развивается как личность, развиваются ведущие психические процессы. Для современного дошкольного учреждения важной является задача заложить в это возрасте положительные тенденции полноценного, разностороннего развития дошкольника, чтобы развивать их после пяти лет.

В старшем дошкольном возрасте, после пяти лет, в поведении ребенка ярче проявляются сравнение себя с другими, сопереживание, критичность больше по отношению к другим, меньше – к себе. Необходимо представлять, что эмоциональная жизнь ребенка такая же сложная, как у взрослых. /Проявляются детские проблемы (проблема непослушания, взаимоотношений со сверстниками, проблема резкого отличия в темпах развития).

После пяти лет появляются гибкость, динамичность, любознательность в интеллекте

Эпохи / Возраст Раннее детство Детство
Периодизация Младенческий (0-12 мес) 2-6 7-12 Ранний возраст 1-3 лет Дошкольный 3-7 лет
Линия развития Мотивационно-потребностная сфера - ситуативно-личностноеобщения Операционально-техническая -предметно-орудийная - ситуативно-деловая форма общения Мотивационно-потребностная
Социальня ситуация развития Противоречие: беспомощность-зависимость Взрослый является образцом, практическое сотрудничество с взрослым, взрослый как носитель культурно-исторического опыта Взрослый как носитель социальных и личностных отношений
Ведущая деятельность Непосредственное эмоциональное общение с близким взрослым (ситуативно-личностное общение) Предметно-орудийная деятельность Игровая деятельность
Проблема возраста, решаемая через ССР Разрешить задачу как общаться с взрослым, развить способы общения Раскрытие социальных функций предметов; осознание того, что можно сделать с предметами Соподчинение мотивов и проявление личностной характеристики ребенка
Психическое новообразование - индивидуальная психическая жизнь - комплекс оживления - речь - восприятие - самосознание - формирование внутренних позиций - произвольность мышления(логический тип обобщения)

Кризисы бывают:

· Кризис новорожденности

Кризис 1 года (связан с физическим отделением от матери, расширением пространства, достаточного для ребенка, и ростом самостоятельности; ограничение двигательной и познавательной активности ребенка ведет к противостоянию со взрослыми).

Кризис 3-х лет – фаза упрямства, негативизм, капризности, отрицания; кризис социальных отношений, появление фразы «Я сам» свидетельствует о формировании потребности в автономии, стремлении освободиться от опеки взрослого; у ребенка формируются элементы волевого поведения (если ты скажешь «да», ребенок скажет «нет»).

Кризис 7-ми лет (открыт раньше всех) – неустойчивость воли, настроений, псих.равновесия. Стремление занять взрослое положение в обществе. Новообразование: самооценка.

Ведущая деятельность – это та деятельность ребенка в рамках социальной ситуации развития, выполнение которой определяет возникновение и формирование у него основных психологических новообразований в данной ступени развития.

СУБКУЛЬТУРА

Субкультура детства – способ освоения ребенком новых сторон действительности. Иногда взрослые неправильно относятся к субкультуре детства, усматривая в этом что-то «незрелое», недоразвитое; борются или отмахиваются, а необходимо не подавление, не равнодушие, а сотрудничество (Т. Алиева, В. Кудрявцев).

Субкультура детства как категория стала характеризовать особую систему бытующих у детей представлений о мире, ценностях, отношениях. Детская субкультура проявляется в вопросах, словотворчестве, играх, рисунках, размышлениях, разнообразных видах детского фольклора. Субкультура детства - это способ освоения ребенком путей «вхождения» в мир взрослых, культуру социума.

Носителем детской субкультуры является детское сообщество

Основная функция детской субкультуры – социализирующая

Именно в детской среде иногда достаточно жестко с помощью традиционных культурных средств – детского правового быта, детского фольклора и игровых правил – происходит подчинение ребенка групповым нормам и овладение им собственным поведением, а значит, формирование его как личности.

Во-вторых, детская субкультура предоставляет ребенку массу возможностей для самореализации

В-третьих, пространство детской субкультуры обеспечивает ребенку «психологическое укрытие», защиту от неблагоприятного воздействия взрослого мира

В-четвертых, детская субкультура выполняет культуроохранительную функцию

Консультация "Детская субкультура"

Очень часто родители не знают и не видят специфики существования и развития детской субкультуры. Усилия взрослых направлены в основном на познание внешней, объективной формы существования мира детства, которая выделяет детей в особую демографическую группу и предполагает наличие определенных атрибутов ее существования, правил общения, воспитательных приемов, обычаев, традиций, направленных как на передачу социокультурного опыта, так и на их "социальное причесывание".

Однако, мир детства существует как объективная реальность, в которой каждый ребенок и детское общество в целом создают и проживают свой уникальный мир, для которого характерны отличительные особенности восприятия и познания социального мира, а также своеобразные способы конструирования культурно-воспитательного пространства жизнедеятельности каждого из ее членов.

Детская субкультура - это особая система социально-психологических признаков, компонентов, атрибутов, влияющих на стиль жизни и мышление детей, позволяющих им осознать и утвердить себя в качестве "мы", отличного от "они".

Неинституионализированная форма социального образования детства, регулирующая взаимодействие детей внутри своей группы и на уровне возрастных подгрупп. Носителями основных культурных ценностей является детское сообщество, которое транслирует их через соответствующие традиции, ритуалы и др.

Детский правовой кодекс, раскрывающий своеобразие норм поведения, взаимоотношения со сверстниками, в том числе правила вступления и выхода из различных форм и видов детской деятельности, ритуальные компоненты детского общения (например, примирительные ритуалы);
- специфические способы воспитательных воздействий на сверстников, разрешение спорных, конфликтных ситуаций (например, дразнилки, обзывалки);
- детский фольклор (прибаутки, потешки, считалки);
- увлечения: детское собирательство (сокровищницы, секреты, тайники, коллекционирование);
- способы и формы свободного времяпровождения (разнообразные виды игровой и продуктивной деятельности, походы в "страшные места" (подвалы, чердаки, заброшенные дома) и места, запрещенные взрослыми для посещений (стройки, свалки), рассказывание страшных историй;
- детская мода;
- субкультурные формы, которые играют решающую роль в процессе овладения содержанием общечеловеческих ценностей: детские проблематизации, детское философствование, словотворчество, смеховой мир детства (перевертыши, нелепицы, истории-небылицы, "черный юмор", сказочный мир);
- детская картина мира, т. е. особая система мировоззренческих знаний.


Благодаря детской субкультуре, из поколения в поколение передающей специфические способы организации детской деятельности, нормы и ценности мировосприятия, взаимоотношения со сверстниками, ребенок обретает свою сущность, конструирует свой собственный мир.

Дразнилки и обзывалки, высмеивающие ябедничество, плаксивость, жадность, выполняют воспитательную функцию, а также помогают ребенку отстаивать себя при нападках сверстников в форме словесной самозащиты, тренируют эмоциональную устойчивость.

Колыбельные песни, потешки, прибаутки знакомят детей с простейшей моделью мироустройства (дом, как защита от опасного внешнего мира, куда до поры до времени ходить не надо); раскрывают принципы семейного жизнеустройства, формируют базовое доверие к близким и миру в целом (место ребенка в доме – самое хорошее и красивое, мама – самая лучшая и заботливая, семья - защита и надежность).

Детское собирательство дает возможность ребенку материализовать свое тайное присутствие в том или ином месте и утвердить себя через эти предметы ("я - есть", "я - могу"), помогает пережить чувство одиночества индивидуального существования, которое возникает в результате формирующейся личностной автономии.

Предпочитаемые источники информации.

Книги.

В первую очередь - это сказки, затем комиксы, детские энциклопедии, книги о животных, научно-популярная, историческая литература.

Телевидение.

Дети смотрят разнообразные передачи. В первую очередь это, конечно же мультфильмы и детские фильмы. Очень охотно дети смотрят развлекательные передачи. Привлекают внимание детей и телесериалы для взрослых. И очень редко телепередачи познавательного цикла.

Детское коллекционирование.

Детское коллекционирование - это, прежде всего, обозначение собственности (дети очень любят, если чего-то много), а не возможность расширения кругозора. Поэтому взрослым следует обратить внимание на то, чтобы детское коллекционирование носило познавательный характер.

Остановимся кратко на характеристике некоторых компонентов детской субкультуры.

Детский фольклор

Например, стихотворение "Раз, два, три, четыре, пять вышел зайчик погулять" было опубликовано в 1851 году, это была подпись к картинке в детской книжке, автор поэт Федор Миллер. В данный момент существует множество вариантов этих стихов, адаптированных детьми для разных случаев жизни (песенки, считалки и др.)

Уникальный жанр детского фольклора не имеющий аналогов во взрослом фольклоре - считалки. Благодаря им в детской среде регулируются конфликты во время игры.

Дразнилки, иначе их называют поддевками или обзывалками. Они берут свое начало в быту взрослых. На почве раздоров и столкновений взрослые давали друг другу прозвища и клички, а дети перенимали у них эту манеру. Дразнилка - это расширенная кличка или прозвище состоит из имени и рифмованного положения к нему: Ленка-пенка, Ксюшка-соплюшка.

Дразнилки высмеивают детские недостатки: жадность, глупость, хвастовство, плаксивость.

Причем в 4-5 лет дразнилки обезличенные: рева-корова. Ябеда-корябеда, жадина-говядина.

В 6-7 лет обидные дразнилки уже согласуют с именем. Но в этом возрасте дети уже готовы к психологической самозащите и появляются ответные дразнилки-сопротивления: кто обзывается, тот сам так называется.

Дразнилки имеют и воспитательную функцию и регулятивную (соблюдение норм и правил в отношениях детей).

Дразнилки всегда публичны, это испытание на психологическую прочность, тренируют у детей навыки самозащиты.

Детское словотворчество.

Это активное конструирование детьми речи. Дети придумывают новые слова по аналогии уже с существующими.

Варит-варилка, лечит-лечилка.

Смеховой мир детства.

К нему относятся:

Перевертыши, нелепицы, небылицы - особые словесные произведения, где наизнанку выворачивается обычное положение вещей, проблематизируется общепринятое представление об окружающем.

Страшилки.

До 5 лет многие дети их боятся. В 5-6 лет начинают обыгрывать ситуацию «страшно» (играть в приведения). В 6-7 лет появляются словесные страшилки

В целом для ребенка прохождение через испытание страшилкой это переход на более высокую возрастную ступень (бояться только маленькие).

Садисткие стишки .

Страшилка середины 80-х годов. Мнение о них проблематично. Одни считают, что высмеивается зло, другие - говорят, что это свидетельство о дегуманизации детской жизни.

Анекдоты.

Зафиксированы в общении детей с 5-летнего возраста. Они способствуют благополучному принятию ребенка в коллектив.

Коллекционирование и собирательство.

Коллекционирование - тип детского собирательства, в основу которого положен принцип объединения и систематизации материала. Коллекция социальна и связана с жизнью ребенка в группе сверстников: модой, соперничеством, меновыми отношениями.

После 5 лет у детей появляются собственные сокровищницы.

Секрет (ямка в земле, куда закапывают что-то) - представляет собой одну из форм детского дизайна. Открывается только избранным, распространенным видом детской мести является уничтожение секретов друг друга.

Коллекционирование и собирательство дает ребенку авторитет среди сверстников и уверенность в своих силах.

Посещение страшных мест.

Групповое посещение страшных мест - одна из ранних попыток самостоятельного исследования и эмоционального проживания значимых элементов окружающей среды формирования детского мифа о мире.

Со временем детская субкультура претерпевает изменения в связи с особенностями действительности. Трансформируются старые формы, появляются новые, характерные для данного времени.

Познание, понимание и приятие взрослыми детской субкультуры и ребенка как носителя и автора определенного культурного и субкультурного опыта не только помогут в поиске новых подходов к построению взаимоотношений взрослых и детей, взаимодействия мира детства и мира взрослых, но и помогут социализации ребенка. Социализация – процесс развития и саморазвития человека в ходе усвоения и воспроизводства социокультурного опыта.

Социализация - адаптация личности к обществу путем усвоения социального опыта, ценностей и норм, присущих как обществу в целом, так и отдельным группам.

Социализация - это и формирование собственной позиции и неповторимой индивидуальности, процесс саморазвития и самореализации, в ходе которой создается новый социокультурный опыт.

Особенности современной социализации ребенка:

Раннее приобщение к миру взрослых (телепередачи, родители не скрывают от детей дошкольного возраста негативных сторон своей жизни (ссоры, нецензурная брань, распитие спиртных напитков, темы разговоров родителей не всегда приемлемы для детей); в связи со сложившейся криминогенной обстановкой дети дошкольного возраста меньше бывают во дворах одни, а из-за занятости родителей это время еще более сокращается, компьютер и телевизор занимают в жизни детей больше места, чем общение со сверстниками, имущественное расслоение общества также оказывает влияние на общение детей, у детей мало свободного времени (перегрузка организованной деятельностью, посещение детьми всевозможных школ, кружков, студий).

В настоящее время только в дошкольном учреждении ребенок общается с большим количеством сверстников, поэтому именно здесь детская субкультура находит благоприятную почву, а это очень важно.

Почему сейчас уделяется такое внимание детской субкультуре?

В процессе приобщения к детской субкультуре создаются условия, способствующие накоплению социального опыта ребенком, развитию его умения войти в детское общество, действовать совместно с другими, т.е. осуществлять процесс социальной адаптации. Вместе с тем познание мира сверстников, взрослых дает возможность приобщаться к ценностям других людей, осознавать свои особенности, предпочтения, интересы, корректировать и формировать собственную систему ценностей.

У ребенка развивается самостоятельность и ответственность (а это основные ценности системы взросления), расширяется и обогащается опыт взаимодействия с окружающими, строятся социальные отношения на основе своего неповторимого личного потенциала, формируемся образ школьника как эмоционально привлекательный и социально желаемый внутренне.

Лучшие статьи по теме