Психология. Отношения. Личность. Общение
  • Главная
  • Клиническая
  • Инстинкты в поведении животных и человека. Результаты поиска по \"инстинктивная деятельность\" Что такое инстинкт

Инстинкты в поведении животных и человека. Результаты поиска по \"инстинктивная деятельность\" Что такое инстинкт

В организации целостного поведения животных огромную роль играют инстинкты. Определенное значение они имеют и в организации поведения человека, но, как правило, в их проявление вмешивается умственная деятельность. Человек может сознательно сдерживать или резко сглаживать проявления инстинктов.

Инстинкты - сложный комплекс взаимосвязанных рефлексов, включающий двигательные и поведенческие реакции, свойственные животному определенного вида, возникающих в ответ на раздражение внешней и внутренней среды и протекают на фоне высокой возбудимости нервных центров, ответственных за осуществление этих актов. Инстинкты - это целесообразная приспособительная деятельность, обусловленная врожденными механизмами. Это комплексы простых безусловных рефлексов, включающих целостную реакцию всего организма. В осуществлении их принимают участие многие отделы ЦНС, в том числе ретикулярная формация, аміноспецифічні системы мозга, лимбическая система, кора полушарий большого мозга. Они характеризуются постоянством ответных реакций на действие определенных раздражителей. Как составляющие безусловных рефлексов инстинкты имеют цепной характер, то есть окончание одного рефлекса начинают другой.

Говоря об инстинктах, необходимо выделить две их составляющие - возникновения и проявление.

Есть три основных группы инстинктов:

1) витальные, обеспечивающие физическое выживание особи (питьевой, пищевой, оборонительный и т. п);

2) ролевые (зоосоціальні), охватывают половой, родительский, территориальный, иерархический рефлексы;

3) саморазвития (исследовательский, имитационный, игровой и др).

В проявлении последнего типа инстинктов можно обнаружить некоторые механизмы, которые стали основой для формирования таких врожденных форм поведения, как условные рефлексы, а затем и умственной деятельности.

Хотя инстинкты и считают видовыми, но в их проявлении можно выделить элементы индивидуальности поведенческих реакций, которые обусловлены:

1) врожденными особенностями нервной системы;

2) опытом, приобретенным в период предыдущей жизни.

Но самое четкое индивидуальность в функциях ЦНС отмечают при формировании инстинктов - комплексов рефлексов. Выраженность инстинкта обусловлена многими факторами внешней и внутренней среды (конкретной ситуацией, интенсивностью метаболизма, гормональными воздействиями и др.). К тому же индивидуальность инстинкта больше относится к выраженности инстинктивного поведения, чем к изменению ее самой.

Фазы проявления инстинктивной деятельности

Проявление цепочки рефлекторных актов, составляющих инстинкт, происходит в две фазы: 1-а - поисковая; 2-я - завершающая.

Модуляция выраженнее на уровне 1-й фазы. В этот период проявление инстинктивного поведения достаточно пластичен, зависящий от конкретных реальных условий.

Завершающая фаза инстинкта, наоборот, отличается жесткой стереотипністю, обусловленной анатомо-физиологическими особенностями нервной системы (жесткий цепь рефлекторных дуг). В отличие от 1-й фазы приобретенные компоненты здесь играют несущественную роль, а нередко их вообще нет.

Довольно наглядно вышесказанное можно проследить на примере пищевого рефлекса в хищника. При возникновении ощущения голода начинается активная поисковая фаза, проявление которой целиком и полностью зависит от конкретной окружающей ситуации, приобретенных в течение жизни навыков. Но когда жертву выявлено, преследование, нападение и пожирание ее четко регламентированы врожденным комплексом рефлексов. В этот момент у животного притупляется даже ориентировочный рефлекс, и она может легко попасть в засаду.

Четкая видовая однообразие инстинктов обеспечивает сохранение жизненно важных функций, направленных на выживание особи и вида, независимо от случайных условий среды, в которых животное может отінитися. По сути, инстинкты - это врожденно закреплен итог всего эволюционного пути, пройденного видом. Естественно, что эти генетически закрепленные программы не могут и не должны легко меняться под воздействием непостоянных внешних воздействий.

Биологическое значение инстинктов не ограничивается лишь организацией врожденных форм поведения. Процессы, обеспечивающие проявление инстинктов, особенно их 1-й поисковой фазы, стали эволюционным основой формирования более сложных форм поведения. Поэтому можно утверждать, что инстинкты - это своеобразный переходный этап к более сложной формы условно - рефлекторной деятельности.

Мотивации

Выполнение рефлекторных актов, составляющих инстинкт, направлено на удовлетворение соответствующей потребности, которая возникает в результате нарушения внутреннего гомеостаза или сложного взаимодействия организма со средой (как, например, чувство голода в указанном выше примере). Эта внутренняя потребность - результат возбуждения ряда нервных центров под влиянием метаболитов крови или метаболизма самих нервных клеток, гормонов или каких-то внешних факторов.

Важнейшую роль в проявлении инстинктивного поведения играет соответствующая потребность, обусловленная так называемой мотивацией. Мотивация поведения - это такое состояние организма, когда возникает внутренняя потребность, побуждающая к действию, активного поведения при отсутствии видимых внешних раздражителей. Однако мотивация не всегда вызывает немедленную реакцию, поскольку инстинктивное поведение обычно "заблокирован" специальной системой "врожденных пусковых механизмов", обеспечивающих точное соответствие поведенческих актов биологически адекватным условиям среды. Как только организм оказывается в такой ситуации, пусковой механизм распознает ее и после этого наступает растормаживание, снятие блокировки с активацией нервных центров. Таким образом, цепь рефлексов, складывающихся в инстинктивный акт, может запускать только определенное комбинирование раздражителей. Причем этот акт оказывается без предварительного обучения конкретного животного, без индивидуального опыта. Инстинктивное поведение, направленное на удовлетворение потребности, обеспечивает ликвидацию указанного мотивационного возбуждения.

Основные центры, контролирующие возникновение побуждений, расположенные в гипоталамусе и лимбической системе (см. ниже). Эти центры участвуют в регуляции вегетативного статуса организма, а также в возникновении эмоций. Формирование очага возбуждения в этих центрах, как правило, обусловлено нарушением гомеостаза или гормональных перестроек. В этих отделах (особенно в гипоталамусе) практически нет ГЕБ, и содержимое крови легко достигает нейронов. В свою очередь, мембрана нейронов содержит широкий спектр рецепторов к гуморальных регуляторов, поступающих с кровью или образуются местно (здесь много нейронов вырабатывают различные гормоны, медиаторы).

Перевод

ИНСТИНКТ

(лат. – побуждение, стимул)

естественное влечение; свойственная роду и виду врожденная, т.е. наследственная, склонность к определенному поведению, или образу действий. Осуществляется автоматически или вследствие внешнего раздражения, определяя исход более или менее сложных, «целенаправленных» действий, но так, что необходимое сознательное предвидение исхода рассматриваемых инстинктивных действий – не говоря уже об осознании их целесообразности или необходимости – отсутствует. Такими инстинктами, постоянно связанными с определенной склонностью, являются в основном инстинкт питания, чистоты, спаривания, случки, откладывания яиц, заботы о потомстве, общения, защиты и перелетов. Инстинкты необъяснимы из опыта отдельного индивида; будучи врожденными, они вместе с тем могут усиливаться или ослабляться в течение жизни. О происхождении инстинктов существует множество гипотез, ни одна из которых не является вполне удовлетворительной. Инстинктивные действия отличаются от сознательных главным образом тем, что они совершаются и имеют смысл только в определенных (обычных, естественных) условиях и при резком изменении этих условий могут исчезнуть или стать нецелесообразными. Какую роль инстинкты играют в жизни человека, выяснено недостаточно. Точно известно, что, с одной стороны, сознательное мышление и воля в их глубочайшей основе направляются инстинктами, с др. стороны, вызывающая сожаление лабильность современного культурного человека по отношению к угасанию жизненно необходимых для него инстинктов основывается на образе его жизни, что уже отличает человека от животных. При этом нужно думать, что как раз эта лабильность, эта изменчивость всех склонностей и способностей открывает разуму возможность неограниченной деятельности и очень важна для человека. У Паскаля инстинкт – внутренний опыт, основывающийся на интуиции и движимый ею.

Философский энциклопедический словарь. 2010.

ИНСТИНКТ

(от лат. instinctus – побуждение) – видовое приспособительное поведение, в основе к-рого лежат врожденные, безусловные рефлексы. Понятие И. ведет свое происхождение от ύρμή (стремление, побуждение ) стоиков. Хризипп впервые применил это понятие для характеристики инстинктивного поведения птиц и др. животных.

Науч. анализ проблемы И. начинается с 18 в. Франц. врач и философ Ламетри связывал проявление И. с телесной организацией животных и строением их нервной системы. Он подметил автоматичность инстинктивных действий. Далее намечаются попытки понять происхождение И. Его определяют то как редукцию ума (Кондильяк ), то как зарождающийся ум (Де Руа ). Франц. ученый Фредерик Кювье уловил нек-рые характерные признаки И. (врожденность и стереотипность). Ламарк в своей книге "Философия зоологии" (т. 1–2, 1809) выводит происхождение И. животных из унаследованных привычек, возникших в результате удовлетворения жизненно важных потребностей. Один из первых рус. эволюционистов Рулье доказывает происхождение И. как реакции, выработанной видом на протяжении его истории в ответ на определ. воздействия внешней среды.

Дарвин признает две возможности происхождения И.: из разумной деятельности в результате унаследования приобретенных свойств и благодаря естественному отбору, сохранявшему случайно возникшие, но полезные для вида вариации более простых инстинктов. И. определялся Дарвином как видовое приспособит. поведение. Но Дарвин не вскрыл причины изменчивости И. Дарвина затрудняло разграничение инстинктивных и "разумных" способностей животных, а в связи с этим и различение психики животных и сознания человека (см. Психика , Сознание ).

В 20 в. в связи с успехами экспериментальной биологии понимание проблемы И. углубляется. Инстинктивное поведение определяется как прирожденная видовая целесообразная деятельность, возникающая в ответ на определ. внешние стимулы и под влиянием внутр. раздражителей, изменения состава крови (гуморальных факторов) и деятельности желез внутр. секреции (половых, гипофиза, щитовидной железы и др.).

Сеченов и Павлов вскрыли физиологич. механизмы, лежащие в основе поведения животных. И. определяется Павловым как сложнейший безусловный рефлекс, посредством к-рого осуществляется постоянная связь организма со средой. Главнейшие И.: питания (пищевой), самосохранения (оборонительный), размножения (половой, родительский), ориентировочный, общения (стайный, стадный). Формирование инстинктивной деятельности связано с развитием анатомо-морфологич. структур, прежде всего нервной системы данного вида животного. Регулирование инстинктивной деятельности беспозвоночных животных осуществляется головными ганглиями, у позвоночных – подкорковыми частями головного мозга. Инстинктивные реакции животных обычно сопровождаются резко выраженными изменениями дыхания, кровообращения, секреторных функций. В чистом виде, т.е. как безусловнорефлекторная реакция, И. проявляется лишь в самом начале своего действия (нек-рые И. появляются по мере вырастания и созревания организма, напр. половой И.). По мере того как животное вступает в контакт с различными раздражителями внешней среды, на базе безусловных рефлексов образуются условнорефлекторные связи. В конкретном поведении животного имеется сложное взаимодействие видового (филогенетич.) и индивидуально приобретенного (онтогенетич.) опыта (А. Н. Промптов и Л. В. Крушинский).

У беспозвоночных животных инстинктивная деятельность преобладает по сравнению с индивидуально приобретенной и достигает большой сложности. Инстинктивное поведение в основном является стереотипным и целесообразным лишь при постоянстве внешних условий, а при резком изменении условий оно становится нецелесообразным (напр., при нарочитом продырявливании человеком ячеек в сотах пчелы продолжают наполнять ячейки медом). Однако уже у насекомых наблюдается на фоне постоянства инстинктивной деятельности ее пластичность, изменчивость в деталях. Это дает возможность перестройки инстинктивного поведения насекомых посредством постепенного изменения внешних условий и выработки желаемых для человека навыков путем образования условных рефлексов. Так, напр., используя И. медосбора пчел, их можно выдрессировать на посещение определенных видов цветов в целях повышения перекрестного опыления полезных с.-х. растений (напр., клевера). В своих специальных исследованиях рус. ученые В. А. Вагнер и С. И. Малышев доказали эволюц. изменение И. у насекомых и паукообразных. У позвоночных животных участие условнорефлекторных связей в поведении значительнее, чем у беспозвоночных; оно возрастает в филогенезе и по мере развития особи и обогащения ее связей со средой. Для проявления И. необходимо наличие безусловных сигнальных стимулов, напр. половой И. птиц и млекопитающих пробуждается при появлении комплекса эколого-сексуальных факторов. Для птиц сигнальными раздражителями являются: длина светового дня, гнездовой микроландшафт и др. (Ю. А. Васильев), для млекопитающих (копытных) – резкий температурный скачок, внезапное появление зелени, особи другого пола и др. (А. А. Машковцев).

И. у человека играют подчиненную роль, т.к. его поведение определяется общественным бытием, социальными отношениями и складывается на базе специфич. форм высшей нервной деятельности, к-рые тормозят и держат под своим контролем И. Психика человека в результате его общественно-историч. развития качественно отличается от психики животных. Поведение человека носит сознательный характер. Теории определяющего влияния И. на поведение человека (фрейдизм и др.) опровергаются наукой и реакционны по социальному содержанию. См. также Поведение .

ИНСТИНКТ (лат. instinctus - побуждение) - форма приспособительного поведения к окружающей среде, в основе которой лежат врожденные рефлексы. Каждый род или вид живых существ имеет собственные инстинкты, которые определяются сложностью его анатомо-морфологических структур и в первую очередь нервной системы. Инстинкт отражает полезный опыт предыдущих поколений, реализуемый в виде поведенческих реакций. Способность к совершенствованию инстинктивных действий передается по наследству. Инстинктивное поведение не возникает само по себе - прежде всего должно возникнуть соответствующее биологическое влечение или потребность (мотивация ), в результате которой усиливается деятельность желез внутренней секреции, изменяется состав крови, повышается или понижается температура и .. д. После этого наступает поисковая фаза, которая может продолжаться достаточно долго - до тех пор, пока не будет найден пусковой раздражитель в виде внешнего сигнала (появление особи другого пола, запах, цвет и т. п.). Лишь в этом случае запускается инстинктивная двигательная реакция.

Инстинктивное поведение характеризуется стереотипностью, целесообразностью и автоматизмом, но имеет смысл только при неизменности внешних условий. Именно здесь кроется главное отличие деятельности инстинктивной от деятельности сознательной: поскольку в первом случае отсутствует со

знательное предвидение результатов деятельности, постольку при изменении внешних условий она становится бессмысленной. Однако данный недостаток инстинктивной деятельности несколько смягчается ее пластичностью. В процессе жизни инстинкты могут ослабляться или усиливаться, что позволяет перестраивать инстинктивное поведение путем выработки условных рефлексов или изменения условий внешней среды.

К основным видам инстинктов относятся инстинкты питания, самосохранения, размножения, ориентирования и общения с себе подобными. Может наблюдаться и определенная иерархия инстинктов, когда один из них приносится в жертву другому. Напр., инстинкт самосохранения может подавляться более сильными родительским или половым инстинктами.

Впервые термин “инстинкт” в смысле стремления или побуждения употребил стоик Хрисипп (3 в. до н. э.) для характеристики поведения птиц и других животных. Но настоящее изучение инстинкта началось лишь с 18 в. благодаря трудам французских материалистов и естествоиспытателей. Некоторые из них считали инстинкт редукцией (вырождением) ума; другие, напротив, его зародышем (Ле Руа). Ламетри утверждал, что все живые организмы обладают “чисто механическим свойством” “действовать наилучшим для самосохранения образом”. Ламарк считал, что инстинкт происходит из унаследованных привычек, возникших в результате удовлетворения жизненно-важных потребностей. Согласно Дарвину, инстинкт - это видовое приспособительное поведение, которое формируется благодаря унаследованию приобретенных свойств и естественному отбору, сохранившему случайно возникшие, но полезные для вида разновидности более простых инстинктов. И. Павлов рассматривал инстинкт как сложный безусловный рефлекс, посредством которого осуществляется взаимодействие организмов со средой.

Философскую концепцию инстинкта развивал Бергсон, видевший в инстинкте один из двух “рукавов”, на которые расходится сверхсознание, внедряясь в материю. В отличие от интеллекта, инстинкт - это стандартное, машинообразное действие животного со своим предметом, обусловленное самой структурой организма, а потому не нуждающееся в обучении, памяти или самосознании. Согласно Вл. С. Соловьеву, инстинкт - это “способность и стремление к таким действиям, которые соединяют целесообразность с безотносительностью и приводят к полезным результатам” (Энциклопедический словарь Брокгауза и Эфрона, ст. “Инстинкт”). “В мире животных инстинкт есть единственный способ внутреннего присутствия и действия общего (род ) в единичном и целого в частях...”. Человеческие инстинкты “перестают быть темным стихийным влечением, просветляются Сознанием и одухотворяются высшим идеальным содержанием” (там же). Так, инстинкт самосохранения переходит в “охранение человеческого достоинства”, половой инстинкт - в супружескую любовь и т. д. Соловьев отмечал, что поскольку инстинкт требует “внутреннего ощущения и стремления”, постольку бессмысленно употреблять этот термин применительно к растениям.

Жизнедеятельность самых низкоорганизованных существ полностью определяется инстинктом, но по мере эволюционного развития их роль уменьшается, поскольку они заменяются более сложной условно-рефлекторной деятельностью, опирающейся на индивидуальный опыт. Человеческая деятельность определяется сознательными мотивами, поэтому инстинкты играют здесь подчиненную роль. Однако при ослаблении контроля коры головного мозга за нижележащими подкорковыми структурами (сон, опьянение, аффекты и т. п.) инстинкты могут вырываться наружу.

Здесь даны различные понятия "навык" Подробнее Вы можете прочитать в представленных работах. Навык это действие, в составе которого отдельные операции стали автоматизированными в результате упражнения2. Навык это автоматизированное, привычное, безошибочно выполняемое определенным способом действие9. Навык это автоматически осуществляемое движение, не требующее ни сознательного контроля, ни специальных волевых усилий для его выполнения. Навык это автоматизированное (без участия сознания) выполнение простейших действий (операций). Навык Навык это действие, двигательный акт, сформированный путем повторения однотипных операций и характеризую- щийся высокой степенью автоматизации при отсутствии поэлементной сознательной регуляции. Навык Навык это автоматизированное, привычное, безошибочно выполняемое определенным способом действие. Навык это действие, достигшее уровня автоматизма, характеризующиеся, с одной стороны, целостностью, с другой - отсутствием поэлементного сознания. Навык это автоматизированный способ выполнения какого-либо действия, многократно выполняющегося стандартно в стандартных условиях, обеспечивающий его высокую эффективность в них. Навык это форма индивидуального прижизненного опыта, формируется на основе инстинктивного поведения. Навык это автоматическое, не контролируемое сознанием действие. Навык это … способ поведения, в основе которого лежат … рефлексы. Навык это гибкая, изменчивая форма поведения, в основе которой лежит разум. Навык это индивидуально изменчивая форма поведения. Навык Навык это результат тренировки. Навык Навык это автоматизированный компонент умения. Навык это результат тренировки. Навык это реакция на повторяющуюся, неизменную, знакомую проблему. Навык это такое действие, отдельные операции которого в результате тренировки стали автоматическими и осуществляются без участия сознания. Навык это стереотипизированный способ совершения отдельных действий - операций, сформировавшийся в результате многократного их повторения и отличающийся свернутостью (сокращением) его сознательного контроля. Навык Навык это определенные, отработанные практикой действия, в силу привычки совершаемые автоматически. Навык это определенные, отработанные практикой действия, в силу привычки совершаемые автоматически. Навык это сознательно приобретенное умение что либо делать. Навык это форма поведения, приобретенная живым организмом в течение его жизни, на основе накопленного опыта. Навык это автоматическое умение, когда человек выполняет нужные операции, не задумываясь, как не думает он при ходьбе, как переставлять ноги. Навык это способ выполнения действий. Навык это только компонент деятельности, а не сама деятельность. Навык это умение, доведенное до автоматизма. Навык это автоматизированное действие (он формируется). Навык это способность выполнять какие-либо действия автоматически, без поэлементного контроля. Навык это форма существования интеллектуальным образом приобретенного поведения, поэтому может быть иная последовательность развития поведения: сначала интеллект, а затем навык. Навык это частично автоматизированное действие, сформированное в ре­зультате многократных повторений. Навык это автоматическое, не контролируемое сознанием действие. Навык это умение выполнять целенаправленные действия, доведенные до автоматизма путем их многократного повторения. Навык это автоматизированное действие, которое осуществляется на неосознаваемом уровне. Навык это автоматизированное целесообразное действие. Навык это умение выполнять целенаправленные действия, доведенные до автоматизма путем их многократного повторения.

Инстимнкт -- совокупность врождённых тенденций и стремлений, играющих мотивационную роль в формировании поведения. В узком смысле, совокупность сложных наследственно обусловленных актов поведения, характерных для особей данного вида при определённых условиях.Инстинкты составляют основу поведения животных. У высших животных инстинкты подвергаются модификации под влиянием индивидуального опыта

Инстинктивное поведение характеризуется: 1) специфическим способом мотивации и 2) специфическими механизмами выполнения. Инстинктивное действие - это сложное действие, исходящее из органической мотивации - из биологических потребностей - и выполняемое посредством первично автоматических реакций.

Хотя инстинктивная деятельность осуществляется автоматически, посредством более или менее фиксированных механизмов, она, однако, коренным образом отличается от чисто рефлекторного действия, поскольку включает некоторую, большую или меньшую, долю лабильности.

Большинство психологов, вероятно, согласится со следующим определением: инстинкт представляет собой более или менее сложный паттерн поведения, вызываемого более или менее сложным паттерном стимулов (внутренних или внешних), при условии, что эта последовательность действий не может быть рез-том научения. Кроме того, термин "инстинкт" обычно предполагает, что: 1) определенная последовательность действий заканчивается к.-л. формой консумматорного (завершающего) поведения или носит приспособительный характер; 2) поведение является специфическим и имеет место у всех особей одного пола и вида без исключения; 3) поведение стереотипно и ригидно, хотя в какой-то степени может видоизменяться у нек-рых индивидов и видов. Понятие инстинкта приобрело дурную славу в 20-х гг. XX в., когда для объяснения поведения в разное время и под разными названиями было предложено неск. тысяч инстинктов. Подобное злоупотребление этим понятием привело к отказу от него. Неспециалисты продолжают и сейчас неверно употреблять его, уравнивая инстинкты и устоявшиеся привычки. Как специальный термин он был возрожден этологами К. Лоренцем и Н. Тинбергеном, и ему придали сходное, но гораздо более теорет. значение, чем в приведенном выше определении. Этологи создали специальную терминологию и описали инстинктивные, или генетически запрограммированные, паттерны поведения в виде последовательности событий: сигнальный стимул ("релизор") > врожденный механизм запуска (ВМЗ) > фиксированный паттерн действий (ФПД). ВМЗ, нейрологический процесс, приводится в действие сигнальным стимулом и опосредует ФПД - врожденные, стереотипные реакции. Этологический анализ описывает консумматорные (завершающие) акты, напр., строительство гнезда или копуляцию, не предполагая движения животного к цели иметь гнездо или произвести на свет потомство. Вместо этого он исходит из предположения о том, что реакция вызывается при наличии соотв. релизора. Последовательность "релизор - реакция" подразумевает, что в типичном случае реакция вызывает релизор, приводящий к возникновению следующей реакции в последовательности, к-рая ведет к следующему релизору, и т. д. по цепи. В таких случаях элементы цепи "стимул - реакция" (S - R) не приобретаются в процессе научения, а носят инстинктивный характер. Однако признание цепи поведенческих реакций инстинктом вовсе не означает, что анализ такого поведения следует на этом прекратить. Необходимо определить условия, при к-рых возникает эта цепь, напр., идентифицировать сигнальные стимулы или релизоры. Инстинкты - это отнюдь не свободные реакции, возникающие в пустоте. Они связаны со стимулами; лишь в очень редких случаях это внутренние стимулы, к-рые оказываются к тому же настолько сильными, чтобы вызвать проявление инстинкта без поддержки внешних стимулов (в пустоте). Экологи склонны рассматривать поведение либо как врожденное, либо как приобретенное, но, по всей видимости, это не совсем верно. Большинство психологов считает проблему "природа или воспитание" псевдопроблемой. Поведение всегда определяется совместным влиянием наследственности и окружающей среды, и часто невыгодно тратить силы и время на определение доли влияния той или иной составляющей. На начальных этапах окружающая среда может влиять на развитие и генетически обусловленное поведение, а научение всегда связано с модификацией конкретного врожденного поведения. Научение подразумевает всего лишь повышение частоты или точности поведенческих актов, входящих в уже имеющийся у организма репертуар поведения, их привязку к новым стимулам, установление связи с одними стимулами, а не с др., или выстраивание определенных последовательностей поведенческих реакций

СТИМУЛ КЛЮЧЕВОЙ - специальные раздражители - внешние факторы, обусловливающие "запуск" инстинкта. В их роли могут выступать сигналы любой модальности: цвета, запахи, звуки, зрительные формы, движения и пр. В естественных условиях обычно действует несколько признаков, объединяясь в "пусковую ситуацию".

Согласно этологической теории, инстинкт обусловлен действием как внешних, так и внутренних факторов.

К внешним факторам относятся специальные раздражители, которые получили название "ключевых стимулов".

К настоящему времени изучено большое количество ключевых стимулов у многих видов животных. Как оказалась, в этой роли могут выступать сигналы любой модальности: цвета, запахи, звуки, зрительные формы, движения и т.п. В естественных условиях обычно действуют несколько признаков, объединяясь в -"пусковую ситуацию".

Внешние раздражители, составляющие в своей совокупности пусковую ситуацию, получили название «ключевые раздражители», или релизеры. Каждый ключевой стимул запускает соответствующий ему комплекс стереотипных действий. Ключевые раздражители являются такими признаками внешней среды, на которое животные могут реагировать независимо от индивидуального опыта врожденным поведенческим актом. Для каждого ключевого стимула в центральной программе поведения существуют механизмы запуска соответствующей поведенческой реакции, реализация которой не зависит от последствий для организма

Сверхстимулы

В ходе исследований было открыто интересное явление действия сверхстимулов, или сверхоптимальных стимулов.

Так, например, упомянутый самец бабочки-бархатницы особенно охотно преследует предметы, которые имеют более темную окраску, чем натуральный цвет самки и в 3-4 раза превосходят ее размеры.

Чайка предпочитает "высиживать" макет яйца в 10 раз больший, чем ее собственное яйцо, оставляя последнее без внимания.

Сверхстимулы часто служат животным в естественных условиях. Примеры - огромные "глаза" на крыльях некоторых бабочек, отпугивающие пернатых хищников, или большой раскрытый клюв кукушонка, который заставляет певчую птичку кормить его более охотно, чем собственных птенцов.

К внутренним факторам относится эндогенная стимуляция центров инстинктивных действий, которая приводит к понижению порога их возбуждения.Исследования обнаружили существование сверхстимулов, или сверхоптимальных стимулов, не встречающихся в естественных условиях, но действующих эффективнее, чем природные стимулы. Например, чайка предпочитает высиживать макет яйца, много больший, чем настоящее яйцо, оставляя последнее.

Глава 9. Инстинкт

Низшей частью нашего ума является то, что мы называем инстинктивным умом. Эту часть своего ума человек разделяет с животным миром. Это - первое начало ума, оно является первым на пути эволюции. В низших фазах его едва заметное сознание и кажется, что оно состоит из простых ощущений, но на своих более высоких ступенях оно уже достигает разума или интеллекта. Инстинктивный ум совершает ценную работу, направляя и поддерживая животную жизнь в наших телах и несет на себе обязанность поддерживать внешнюю сторону нашего существования. Он заведует постоянной работой починки, переделки наших тел, обменом веществ, пищеварением и прочим.

Все человеческое тело являет собою огромную гамму, в которой каждая клетка является носителем широкого круга. Мозг является в человеческом организме парадной дверью, эта дверь открывается в Космос, а вот другие двери - внутренние, через них непрерывным потоком проходят память, ощущения, ясность, яркость и интенсивность которых зависят от состояния здоровья тела, от работоспособности этих дверей.

У каждой клетки свое собственное сознание и своя свободная воля, действующая в рамках определенных законов.

На первой стадии психической жизни природа создает инстинктивный ум. Инстинктивная деятельность человека и животных до сих пор остается до конца не выясненной. Причины этой невыясненности лежат в темноте самой инстинктивной деятельности. С инстинктами мы встречаемся на самых низших ступенях жизни, и что интересно, чисто инстинктивное поведение совершеннее у существ низшего развития. У человека, например, инстинкт не проявляется уже в своем чистом виде, а всегда выступает как элемент более сложного целого и действует как скрытая пружина всех видимых действий. Но обычно инстинктами называют все то, что мы не понимаем, - так проще исследователям. Нередко под инстинктом понимают рефлекс, только более сложный.

Инстинктивная деятельность коренится в смутных позывах тела к органическому удовлетворению и является как бы результатом самых интимных запросов организма к миру. Инстинкт есть реакция поведения всего организма, а рефлекс есть реакция отправления отдельных органов.

Психическая основа инстинктов - наше сознание, именно оно делает наши реакции сознательными, разумными, автоматическими, чтобы не затрачивать излишней энергии.

В низших формах сознательность едва заметна, путем постепенного развития сознательность поднимается вверх и в высших животных уже достигает высокой степени. Первый проблеск инстинктивного ума можно наблюдать уже в царстве минералов, особенно кристаллов. В растительном царстве она уже более заметна. У людей инстинкты ослабевают по мере развития разумного пятого начала. В современном человеке пятое начало, или интеллект, обладает сильно развитой деятельностью инстинктов и в различной степени либо подчиняется ей, либо подчиняет ее себе. Как физическое существо человек не смог бы существовать без инстинктов. Инстинкты могут стать ему полезными слугами, а могут при превалировании (господстве над разумом) завладеть человеком. Многие люди только ненамного выше животных, и ум их работает исключительно на инстинктивной основе.

Природа заключает нашу личность в рамки материальных инстинктов, награждая ими наше эфирное тело. Эти инстинкты - суть инстинкт самосохранения своей особы, инстинкт борьбы за существование, в который входят питание, продолжение рода и стадность. Инстинкт самосохранения вызывает в основном трусость, но при духовной работе превращается в геройство самозащиты во имя идеала. Инстинкт борьбы за существование - в самоутверждении себя как духовного работника, отдающего среде вместо получаемой материи духовные ценности. Из полового инстинкта сохранения рода создается одухотворенная любовь, побуждающая к творческим порождениям культурных ценностей. Инстинкт стадности преображается в социальное сотрудничество взаимообмена.

Инстинкт пола - это примитивнейшее и первоначальное преодоление эгоизма. Инстинкт пола заставляет отказаться от обособленного состояния, заставляет перенести свое сознание в другое, к которому его влечет. Половой инстинкт переносит сознание из грубого физического тела в более тонкий физический план. Половой инстинкт - самый одухотворенный из всех материальных инстинктов, и одухотворенность его подтверждается всей природой в растительном и животном царстве. Цветы растений и крылья брачного полета у насекомых - это натуральные символы его одухотворенности.

В человеке инстинкт пробуждает напряженную деятельность, в результате ускоряется эволюция. Половой инстинкт дает возможность вмещения духа в материю.

Вся жизнь нашего тела во многом еще зависит от работы инстинктивного ума. Непрерывное восстановление тканей, переработка их, пищеварение, усвоение, выведение ненужных частиц и т. п., - все это делается инстинктивно. Вся целесообразная и кажущаяся разумной работа всех органов тела находится под управлением инстинктов. Инстинктивный ум работает и в растениях, и в животных. Но с развитием интеллекта у человека последний все больше начинает вмешиваться в работу инстинктов и посылает противоречивые внушения, порой даже совсем неполезные телу.

Инстинктивный ум учит животных вести борьбу за существование, строить гнезда и норы перед наступлением холодов или для выведения потомства, переселяться в теплый климат, проводить зиму в спячке. И мы большую часть своей деятельности осуществляем автоматически, т. е. инстинктивно. Откуда берется такой психический автоматизм? Мы овладеваем какой-то деятельностью с помощью интеллекта, а потом передаем ее на память инстинктивному уму. Если человек, например, впервые делает работу, то можно сравнить ту ступень напряжения, затрату внимания с той легкостью, когда он после многократных упражнений производит ту же самую работу. Такая автоматизация наших движений и реакций является необходимым психологическим условием для возникновения более высоких типов нервной деятельности. Ведь только автоматизированные акты представляют собой совершеннейший тип реакции. Автоматизация позволяет разгрузить нервную систему от чрезмерного напряжения. Если бы ходьба не являла собой автоматическое движение, то она потребовала бы каждый раз от нас страшнейшего напряжения всех сил. Интеллект мог бы быстро утомиться, контролируя монотонную работу, обдумывая каждый ее этап, - инстинктивный ум позволяет делать это автоматически. Инстинктивный ум можно назвать умом привычек. В нем много полученного наследственным путем, много такого, что развилось в нем самом, и много того, что он получил от интеллекта. Это вместилище потребностей, страстей, инстинктов, желаний, ощущений, чувств, эмоций.

Многие из грубых инстинктов еще сохранились у нас, например, это чувство частной собственности. Учение Жизни учит нас контролировать и обуздывать эти низшие желания, подчинять их высшим духовным велениям. Поэтому надо спокойно учиться узнавать остатки животной жизни в себе и бороться с ними, заменяя на высшие потребности. Низшие инстинкты в свое время были даны нам эволюционным развитием, но теперь мы переросли их, и нам необходимо оставить их позади. Это ступени восхождения, шагая по которым, достигнем высшего положения.

Но это небольшая часть работы нашего инстинктивного ума. В этой части ум представляется как бы складом всех наших жизненных опытов. Все, что осталось в сознании от первобытных форм животной жизни, до привычек, унаследованных от наших родителей, - все находится в заведовании инстинктивного ума. Все стороны животных инстинктов оставили следы на нашем инстинктивном уме, и эти следы нередко напоминают о себе под влиянием различных внешних обстоятельств. В инстинктивном уме сохраняются все наши желания, страсти, ненависть, зависть, ревность - словом, все, что мы унаследовали от прошлого.

Инстинктивный ум является центром, откуда исходят все вожделения, страсти, желания, мысли, чувства, ощущения, эмоции. У животных и первобытного человека инстинктивный ум не имеет над собой никакого контроля, но у развитого человека инстинктивный ум уже в значительной степени подчинен высшим началам ума, появляются стремления, которые идут от высших частей ума. Инстинктивному уму принадлежат слепые чувства, а также все желания тела. Стремление к физическому обладанию, страсти также принадлежат этой области ума.

Инстинкт есть могущественнейший стимул к действию. В воспитательной работе надо не подавлять инстинкты, ведь в природе нет ничего лишнего, а умело и рационально использовать инстинкты. Инстинкт - это природная сила, он выражает природные потребности человека (организма), он родился из приспособления к среде. Так как он возник в древнейшие времена, то некоторые инстинкты в их крайних проявлениях (например, инстинкт самосохранения может превратиться в беспринципную трусость) могут показаться излишними, грубыми. Потому инстинкт должен приспосабливаться к среде.

Высшим по отношению к инстинктивному уму является интеллект - та часть ума, которая анализирует, рассуждает и пр. Это начало принадлежит только человеку. Но резкого перехода от инстинктивного ума к интеллекту не существует. Интеллект развивается, как и все, постепенно, совершенствуясь, он озаряет инстинктивное начало и сообщает инстинктивной деятельности начало действительной разумности. И пока ясно не проявится интеллект, человек может проявлять страсти, но не разум, эмоции, но не интеллект, желания, но не разумную волю.

У некоторых животных уже пробуждена низшая ступень рассудочности, а у некоторых людей интеллектуальное начало проявляется совсем слабо, так что человек представляет собой больше животных черт, чем многие из домашних животных. Первым признаком начала развития интеллекта является пробуждение сознания или самосознания.

Лучшие статьи по теме