Психология. Отношения. Личность. Общение

История 60 х. Смотреть что такое "1960-е годы" в других словарях. Платья и брюки

50-е годы

Увлечение рок-н-роллом.
Из интервью с Миком Джеггером (1996 год):
Рок-н-ролл настоян на злости, одолевавшей молодежь от скуки, от установки на бунт… Черная музыка привнесла в рок-н-ролл сексуальность. Насилие свойственно рок-н-роллу с самых его первых дней.
Из этого признания деятеля рок-музыки становятся понятными разрушительные социальные последствия внедрения рок-музыки в общество. Сразу после того, как в середине 50-х годов началась передача рок-музыки по радио в Америке, последовал взрыв разводов.

Отошел ко Господу преподобный Лаврентий Черниговский (Проскура) (1868-1950).
- (1950-1953) война США в Корее.
- Упрощено великое древнее письмо в Китае. Древний пиктографический китайский стал мертвым языком.

Открыта структура молекулы ДНК, случайное возникновение которой полностью исключено. Бурное развитие молекулярной биологии не оставило поля деятельности для теории эволюции. Трудно представить, что современные компьютеры с современными операционными системами создались сами, без целенаправленного замысла. Устроение же молекул с миллиардами атомов и сверхточными взаимодействиями много сложнее компьютера. Критику теории эволюции специалистом по молекулярной биологии см. в книге: Michael Denton. Evolution - A Theory In Crisis; Burnett Books, 1985, pp. 368). «Сейчас твердо установлено, что картина разнообразия на молекулярном уровне образует высокоорганизованную иерархическую систему. На молекулярном уровне каждый класс уникален, изолирован от других и не связан промежуточными звеньями. Таким образом, молекулы, подобно окаменелостям, не подтверждают наличия мифических «промежуточных звеньев», которые ищут и все никак не могут найти биологи-эволюционисты. Опять-таки, единственные отношения, определяемые с помощью современных методов, - горизонтальные. На молекулярном уровне ни один организм не может быть назван «предковым», «примитивным» или «продвинутым» по отношению к «родственным организмам» (с. 290).

К.С.Льюис: Хроники Нарнии (1950–1956). Э.Ионеско: «Лысая певица» (The Bald Soprano) (антидрама): «Да, кстати, как поживает лысая певица? - Спасибо, хорошо, сменила прическу… »

Умер Николай Яковлевич Мясковский (1881-1950).
- «Сказ о каменном цветке» Прокофьева.
- Шнеерсон, «Музыка на службе реакции».

Cтатья М. Борна «Состояние идей в физике и перспективы их дальнейшего развития».

- † поэт С.С.Бехтеев, офицер Белой Армии, автор стихов Царского цикла.

Посвящается Их Императорским Высочествам Великим Княжнам Ольге Николаевне и Татьяне Николаевне
Пошли нам, Господи, терпенье,
В годину буйных, мрачных дней,
Сносить народное гоненье
И пытки наших палачей.

Дай крепость нам, о Боже правый,
Злодейства ближнего прощать
И крест тяжелый и кровавый
С Твоею кротостью встречать.

И в дни мятежного волненья,
Когда ограбят нас враги,
Терпеть позор и униженья
Христос, Спаситель, помоги!

Владыка мира, Бог вселенной!
Благослови молитвой нас
И дай покой душе смиренной,
В невыносимый, смертный час…

И, у преддверия могилы,
Вдохни в уста Твоих рабов
Нечеловеческие силы
Молиться кротко за врагов!

г. Елец, Октябрь 1917 г.
Стихотворение "Молитва" было послано в октябре 1917 г. через графиню А.В.Гендрикову Их Императорским Высочествам в г. Тобольск, после расстрела его текст был обнаружен в дневнике Великой княжны Ольги.

Дж. Р.Р.Толкин роман в 3 книгах «Властелин Колец» (1954–1955) Невероятная популярность этой книги. Названа самой популярной книгой ХХ века.

Н. Н. Носов (1908–1976): Трилогия - Приключения Незнайки и его друзей (1954), Незнайка в Солнечном городе (1958) и Незнайка на Луне (1971)

С 1954 года правительство принимает ряд постановлений и решений о смене архитектурной направленности. В 1959 году запрещено строительство нетиповых зданий без специального разрешения Госстроя СССР. Так началась борьба с «архитектурными излишествами»: строительство «хрущоб», блочных «черемушек» по всей стране - осуществление пророчества св. Космы Этолоса (1714-1779): «города будут как бараки». Обратим внимание на коварную ложь в названии кампании: превращение домов в стандартные коробки есть борьба не с излишествами в архитектуре, а с самой архитектурой, с самой идеей красоты, которая должна вдохновлять человека, вливать в него творческие силы подъемной радости жизни.

Термин «плацебо-эффект» введен американским врачом Генри Бичером.
- 6 ноября в СССР произведено первое в мире испытание водородной бомбы.
- «Кукуруза - это тот конь, который нам нужен» (Хрущев): начало продвижения любимого генсеком растения в несвойственные ему широты.

В НАТО вошла ФРГ

Хрущев вернулся к политике депопуляции страны: принят Указ Президиума ВС СССР от 23 ноября 1955 г. «Об отмене запрещения абортов», приведший к резкому сокращению рождаемости. Уже в 1959 г. число абортов в России составило в среднем 4 на одну женщину репродуктивного возраста. Стремительный рост абортов продолжится до снятия Хрущева в 1964 г., когда будет зафиксирован их максимальный уровень за всю предшествующую историю России - около 5,6 млн, или 169 абортов на 1000 женщин репродуктивного возраста. А в 1965 году соотношение родов и абортов составит 100 к 278.

† блаженный старец Николай Тотемский

В Москве открылся Первый международный конкурс пианистов имени П.И. Чайковского.

28 ноября - Постановление ЦК КПСС «О мерах прекращения паломничества к так называемым «святым местам». Запрещены организованные паломничества к семистам учтенным властями святым местам. Отняты все монастырские гостиницы, запрещено ночевать в монастырских церквях. Для выполнения постановления подготовлена секретная инструкция, разрешавшая применять любые методы для устрашения и недопущения верующих к святыням.

17 июля Конгресс США принял Закон (Public Law) 86-90 (P.L.86-90) "О порабощённых нациях", нацеленный на расчленении России. К ее народам обращены слова Закона: "Так как эти порабощённые нации видят в Соединенных Штатах цитадель человеческой свободы, ищут их водительства в деле своего освобождения и обретения независимости и в деле восстановления религиозных свобод христианского, иудейского, мусульманского, буддистского и других вероисповеданий, а также личных свобод и так как для национальной безопасности Соединенных Штатов жизненно необходима поддержка стремления к свободе и независимости, проявляемому народами покорённых наций… именно нам следует надлежащим официальным образом ясно показать таким Народам тот исторический факт, что Народ Соединенных Штатов разделяет их чаяния вновь обрести свободу и независимость". На протяжении последующих после принятия этого закона 50 лет каждый из президентов США давал клятву о его исполнении. По оценкам экспертов, его реализация обошлась американским налогоплательщикам на сумму более 4 млрд долларов. Советский Союз распался, однако Закон Public Law 86-90 никто не отменял, он продолжает действовать по сей день.

Созданное Кристоферо Кокерелем судно на воздушной подушке совершило первое демонстрационное плавание.

Михаил Светлов. «Все выше»:
Мы поднимаемся все выше, выше,
Не на деревню дедушке мы пишем,
Летят к созвездьям наши голоса
И всех планет мы знаем адреса.

- «Жизнь взаймы» Ремарка.

Конец 50-х - начало 60-х:

Громкая поэзия шестидесятников.

Апрель - попытка американского вторжения на Кубу в районе Плайя-Хирон с целью свержения правительства во главе с Фиделем Кастро.

Вселенский патриарх Афинагор предложил Папе римскому Павлу VI встречу в Иерусалиме, на которой была отменена взаимная анафема (однако снятие анафемы возможно только при публичном отречении еретиков от заблуждений, чего Католическая церковь делать не собирается).

Кульминация антирелигиозной истерии в СССР. Постановление ЦК КПСС от 2 января «Мероприятия по усилению антирелигиозного воспитания населения» ставит задачу: полная ликвидация Церкви. Но вместо того ликвидируется гонитель. Снятие Хрущева со всех постов в праздник Покрова Божией Матери. Провалился проект чудовищной орфографической реформы, направленной на разрушение общества (предлагалось писать: заец, доч, мыш, намаж, соцыализм, огурци, щоки)

- (1964-1973) - вооруженная операция США против фронта Патет-Лао в Лаосе.
- Создание Театра на Таганке .
- Создание ансамбля «Мадригал».
- Денисов, «Солнце инков».
- Свиридов, «Курские песни», «Деревянная Русь».

Фильм «Фантомас» (показ фильма в СССР приведет к росту подростковой преступности).

- (1965-1973) война США во Вьетнаме.
- II Ватиканский собор (1962-1965): месса сокращена в два раза, доведена до 45 минут, до одного часа сокращено время поста перед причастием, богослужение переведено с латинского на национальные языки. Последствия реформы, пытавшейся пойти навстречу миру, оказались катастрофичными: отказ от латинского языка резко сократил посещаемость богослужений, за период с 1964 по 1972 год отреклись от сана 13 440 священников…
- Открытие реликтового излучения, еще раз подтвердившего откровение Библии о том, что создание света предшествовало появлению светил.

Умер У.Черчилль. «Политичекие деятели думают о будущих выборах, государтвенные деятели думают о будущих поколениях».

Суровейшая зима 65/66 года (Замерзло Балтийское море).

Поверхности Луны коснулся первый безпилотный космический зонд «Луна-9».
- Франция вышла из военной структуры НАТО.


Преподобный Севастиан Карагандинский

Отошел ко Господу преподобный Севастиан Карагандинский (Стефан Васильевич Фомин, 1884-1966).

Фильм Андрея Тарковского "Андрей Рублев". Вышел на экраны спустя три года, в 1969 году.

- «Свадебные песни» Ю. Буцко.
- «Шесть пьес для арфы и струнного квартета» Леденева.
- Вторая симфония Пярта.
- Второй скрипичный концерт Шнитке.
- Второй фортепианный концерт Щедрина.

Шестидневная война Израиля с арабскими странами. Нефть подорожала на 20 процентов.

Космическое законодательство ООН: государства не имеют прав на небесные тела, о частных владениях не сказано, потому лунная поверхность активно распродается с 1980 года.

Первая международная телепередача (25.06.1967 г...
- «Дело Денисова» (попытка исключения из Союза композиторов, лишения работы в Московской консерватории).
- Волконский, «Странствующий концерт» (1964- 67).
- Со второй половины 60-х годов - реакция на авангард (бороться больше не с чем). А. Караманов поворачивается от авангардного языка к тональному в связи с поворотом к религиозной тематике.
- Опера «Виринея» С. Слонимского.

Начало раскручивания сконструированной взрослыми мировой «молодежной» сексуальной революции, самой зловещей и кровавой в истории. Взрывоподобный рост детоубийств (абортов) через четыре десятилетия приведет к вымиранию коренного населения США, Европы, Христианских стран СНГ и России, к замене его выходцами из стран ислама и иных стран мира - в осуществление пророчеств Сивилл. Сивиллы, девственницы-пророчицы в народах языческих, почитались христианскими писателями - Евсевием, Иустином, Климентом Александрийским, Иеронимом, Августином и другими.

161 … Увы, несчастные люди
162 Рода последнего в мире, злодеи ужасные, как же
163 Не понимают, глупцы, что, если жены не станут
164 Больше рождать детей, людское племя угаснет?
165 Время жатвы приспело, коль некие, словно пророки,
166 Будут вещать по земле и много обмана измыслят.
167 Тут придет Велиал и немало знамений явит.
Книги Сивилл, песнь 2.

По справке С.С. Аверинцева, Велиал - «центральный антагонист дела Иисуса Христа». В Книге Сивилл трактуется как антихрист.

Пандемия гриппа 1968-69 годов как знамение - предупреждение Божие в ответ на безумное озлобление жизни (ср. с пандемией 1918-1919 годов, унесшей 40-50 миллионов жизней).

Вторжение войск Варшавского договора в Чехословакию.
- По инициативе Д. Рокфеллера создан Римский клуб: образы глобальных проблем человечества.
- «В круге первом» и «Раковый корпус» Солженицына.
- «Плотницкие рассказы Василия Ивановича Белова.
- «Атомная сказка» Юрия Кузнецова :

Эту сказку счастливую слышал
Я уже на теперешний лад,
Как Иванушка во поле вышел
И стрелу запустил наугад.

Он пошел в направленье полета
По сребристому следу судьбы.
И попал он к лягушке в болото,
За три моря от отчей избы.

- Пригодится на правое дело! -
Положил он лягушку в платок.
Вскрыл ей белое царское тело
И пустил электрический ток.

В долгих муках она умирала,
В каждой жилке стучали века.
И улыбка познанья играла
На счастливом лице дурака.

Сказка подвела итог нелепой дискуссии «физиков» и «лириков».

Кризис в жизни и творчестве Штокхаузена: «В 1968 году я был очень близок к смерти, к самоубийству… Но затем я нашел для себя сверхрелигиозный путь». Его музыка становится проводником оккультизма.

Credo Пярта.
- Концерт-рапсодия для фортепиано и оркестра Хачатуряна.
- «Звоны» Щедрина.
- Поп-культура: начало арт-рока («Дженезис»).
- «Театр и симфония» В. Конен.

Смерть Юрия Гагарина

Американскими военными создан прообраз интернета.
- Первый астронавт Нил Армстронг на Луне . (Существует гипотеза о фальсификации лунной эпопеи американцами)

- «О смерти и умирании» Элизабет Кюблер-Росс, сумевшей разговорить умирающих - первое научное исследование психологии умирания. За этой пионерской работой последовал ряд других: у той же исследовательницы - «Смерть не существует» (1977). Чтобы жизнь наша была правильной и смерть тоже, нам надлежит помнить о страшных фазах умирания (№ 2 - безумной ярости, № 4 - безпредельного ужаса), научно подтвердивших Библейское предостережение: «смерть грешников люта».

- «Москва - Петушки» Венедикта Ерофеева (1938-1990). Постмодернизм.
- «Полифонический концерт» (На древнерусские церковные темы) Ю. Буцко.

60-е годы

- Булат Шалвович Окуджава (1924-1997), бард (поэт-композитор-исполнитель), становится кумиром. Много лет назад жена Булата Окуджавы Ольга приезжала к отцу Иоанну (Крестьянкину) в Псково-Печерский монастырь. В разговоре она посетовала, что ее муж не крещен, и даже не хочет креститься, и вообще равнодушен к вере. На что отец Иоанн спокойно сказал ей: «Не волнуйся, ты сама его окрестишь». Она была совершенно поражена и только спросила: «Как же я сама окрещу?» - «А вот так и окрестишь!» - «А как же назову его? Булат ведь имя неправославное». - «А назовешь, как меня, - Иваном», - ответил отец Иоанн и заторопился по своим делам.
И вот перед смертью, в Париже, Булат Шалвович позвал жену Ольгу и сказал, что хочет креститься. Он уже отходил, было поздно звать священника, но Ольга знала, что в таких случаях можно крестить и без батюшки. Она лишь спросила его: «Как тебя назвать?» Он ответил: «Иваном». И она сама крестила его с именем Иоанн. И только потом вдруг вспомнила, что лет пятнадцать назад ей обо всем этом говорил старец Псково-Печерского монастыря.
Иное суд Божий, иное суд человеческий. И Господь, правосудный и милосердный, безконечно любящий каждого человека, дает каждому все для спасения души. Только бы мы сами по неразумию своему не сопротивлялись Его благой и премудрой воле.

Расцвет социологии поп-культуры.

С середины 60-х - переход к экстернализму (социальный, социально-психологический, экономический контекст) - политизация искусства, эстетики, музыки.
- Популяционная биология, учение о популяции. Эволюционная единица не вид, не особь, а популяция.
- Академизация исполнительства, сужение репертуара.
- Повесть «Прощание с Матерой» В. Распутина.
- В Россию приходит волна эзотеризма в конце 60-х. Комиссия Мейлаха.
- Качественный рывок в развитии информационно-коммуникационных технологий в США.


Любой труд должен быть оплачен.

Справедливо ли государство оплачивает труд народа? Вот одна из проблем которую затрагивает Г. Смирнов.

В кратком, но весомом тексте автор задается вопросом являются ли медали и звания достойной платой за труд. Обращаясь к историческим фактам, Смирнов поясняет, что ответ на волнующий его вопрос он нашел в писания «Жизни двенадцати цезарей». Август – цезарь за услуги перед государством не расплачивался почестями т.к. считал это высшей наградой и предпочитал рассчитываться деньгами и лишь в редких случаях награждал медалью или званием.

Признание и благодарность должны дополнять оплату. Так должно быть … «когда Отечество в опасности и у государства нет средств на справедливую оплату, оно в праве давать за труд правительственные награды как признание заслуг невыразимых в денежном исчислении» Так же автор скланяется к тому, что награды нужно давать не за труд, а за героические поступки. «Награды нужно давать за такие деяния, а такие услуги государству, выполняя которые человек ставит на карту свое имя, репутацию, семью, саму жизнь».

Аргументировать свою позицию я могу приведя пример из художественной литературы. Партос из романа А. Дюма «Три мушкетера» за признание и барский титул был готов пожертвовать собственной жизнью. А в бессмертной поэме Гоголя « Мертвые души» Чичикова интересовали только материальные блага.

Сложно дать однозначный ответ на вопрос справедливо ли государство оплачивает труд, так как запросы у всех разные. Все зависит от времени, в котором мы живем.

Обновлено: 2017-03-10

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Полезный материал по теме

  • Рассуждение по тексту Г. Смирнова (Помню, еще в 60-е годы, когда слушал я о правительственных наградах труженикам сельского хозяйства...)

Легендарные 60-е прошлого столетия – самый яркий период в истории мировой моды. Не удивительно, что элементы, характерные этой эпохе, вновь появляются на современных подиумах. Смелые мини-юбки, радужные сочетания цветов, чёткая геометрия, крупные аксессуары и искусственные ткани в своё время сформировали абсолютно новое представление о моде.

Возникновение новых тенденций

К шестидесятым годам ХХ века взрослеют дети, рожденные в послевоенное время. Несмотря на ужасные потери, Европа быстрыми темпами восстанавливается, экономический рост стремительно набирает темп. Умные и энергичные молодые люди очень востребованы.

У молодёжи появляются великолепные перспективы, парни и девушки способны неплохо зарабатывать и вести самостоятельную взрослую жизнь. Они хотят доказать, что отличаются от старшего поколения, слушают другую музыку и демонстрируют свою манеру одеваться.

Финансовая независимость огромного количества парней и девушек, желающих демонстрировать особенный стиль в одежде, приводит к изменению концепции деятельности кутюрье. Массовое потребление заставило их работать не только на индивидуальных клиентов. Начинается становление модной инфраструктуры, и юридически регулируется продажа определенных моделей одежды. С этого и началось увлечение популярными брендами.

Иконами стиля того периода стали женщины, которые по сей день считаются образцом женственности и красоты: Мерлин Монро, Одри Хепберн, Катрин Денев, Софи Лорен, Брижит Бардо, Жаклин Кеннеди. Тогда же на подиуме появляется девушка Твигги, ставшая первой всемирно известной моделью. Именно она сформировала понятия о том, как должны выглядеть манекенщицы.

Характерные особенности

«Концепция осознания тела»

Она появляется и широко распространяется в шестидесятых годах прошлого столетия. Знаменитые кутюрье разрабатывают одежду, которая максимально открывает и подчеркивает красоту женской фигуры. Широкие брюки и мужеподобный стиль, который так был популярен в послевоенные годы, становится обычным повседневным делом. Юбки укорачиваются до невероятных размеров, получив название «мини».

Геометрия

В 60-е годы мода характеризовалась контрастными сочетаниями цветов и фактур. Если это зауженные тёмные брюки, то сверху обязательно была широкая светлая блуза. Вместе с облегающими нарядами сочетались широкополые шляпы. Платья имели форму А-силуэта. Очень популярными были модели с облегающим топом и пышной юбкой.

Яркие цвета

Популярными были модели из тканей с контрастным принтом. Это могла быть клетка, полоска, горох или другие геометрические фигуры. Цвета подбирались на любой вкус, главное – это контрастность. А для платьев и деловых нарядов больше подходили пастельные тона. Также на пике популярности оказались абстрактные рисунки «психоделических» оттенков.

Искусственные материалы

В женские гардеробы массово проникает синтетика. На модницах можно было увидеть одежду из винила или платья с вставками из пластика. Наряды дополнялись пластмассовыми колье из крупных бусин и браслетами. Шиньоны, жгучие накладные ресницы, пышные парики, пластмассовая бижутерия и прочая «ненатуральность» была очень даже приемлема.

Как воссоздать образ в стиле ретро?

Молодые женщины 60-х годов прошлого столетия отличались великолепным чувством вкуса. Это была интеллигентная молодёжь, которая хотела одеваться изысканно. Поэтому любой внешний вид должен сочетаться с утончёнными манерами и культурным поведением, иначе образ рискует казаться нелепым.

Девушки 1960-х обожали мини-юбки, сарафаны с А-силуэтом или прямого покроя, водолазки, облегающие свитера. В прохладную погоду отлично подойдет твидовый жакет тёмно-голубого, коричневого или розового оттенка с рукавами в три четверти.

В магазинах теперь несложно отыскать одежду в стиле ретро. Например, это может быть платье с облегающим верхом на широких бретелях, вырезом-лодочкой или оголёнными плечами. Юбка у такого платья, наоборот, должна быть пышной. Еще один характерный крой для платья из прошлого столетия – это трапеция.

Для причесок было характерно два кардинально разных стилях:

  1. Высокие начёсы «бабетты». Стали популярны благодаря Брижит Бардо. Это взбитая пышная причёска на основе начёса стала символом 60-х.
  2. Короткие геометрические стрижки. Обрели популярность вместе с выходом на подиум модели Твигги.

Большинство модниц любило именно «бабетты», несмотря на то, что делать начёсы гораздо сложнее, чем укладывать волосы с простой геометрической стрижкой. Также девушкам нравилось делать прически с завитыми кверху концами, а на голову надевать широкие ленты в тон к платьям.

Свой наряд в стиле ретро можно дополнить крупными аксессуарами. На шею – недлинные бусы или платок, на запястье – крупный браслет из пластика. Очень модными тогда были очки с круглыми линзами или в форме кошачьего глаза с толстой оправой. Изюминкой наряда могут стать белые перчатки.

Дополнит образ макияж с глазами, подчёркнутыми стрелками-ласточками и сильно накрашенными ресницами. Губы достаточно покрыть помадой нейтрального оттенка или блеском.

Альтернативные стили

Первый полёт в космос и другие достижения в данной сфере воодушевили общество 60-х годов ХХ века, положив начало «космическому стилю», элементы которого так любят поклонники диско.

Знаменитый кутюрье Андре Курреж на один из показов нарядил своих моделей в одежду из синтетической ткани серебристых оттенков. Шляпки, напоминающие шлемы, виниловые полусапожки делали моделей похожими на астронавтов или инопланетян. Этот стиль подхватывают и другие знаменитые кутюрье, такие как Пако Рабан и Пьер Карден.

Со второй половины шестидесятых годов получают распространение этнический и стиль хиппи. Они не были популярны среди широкого круга молодёжи. Однако цветастое бесформенное платье в сочетании с длинными распущенными волосами и аксессуарами из натуральных материалов вполне подойдёт для воссоздания образа 1960-х, пусть даже и нетрадиционного.

— Почему 60-е годы стоят особняком в советской истории? Откуда взялось ощущение свободы, надежды на то, что со дня на день все изменится и можно будет построить коммунизм с человеческим лицом?«Советский Союз был огромной страной Незнайки»

— В 1984 году читал книгу Джона Пристли, посвященную повседневной жизни викторианской Англии. Вдруг меня осенило. Я позвонил Пете Вайлю и предложил написать книгу о 60-х — времени оптимизма и розовых очков. Именно поэтому мы сейчас вспоминаем об этом времени без раздражения. Хотя тогда тоже было немало страшных вещей: прямо в разгар оттепели посадили -писателей Синявского и Даниэля. Но общее ощущение было такое: идет эксперимент. Я знал людей, которые тогда вступали в коммунистическую партию, -чтобы реформировать ее изнутри. Интересно при этом, что творческие дости-жения этой эпохи гораздо меньше, чем сама эпоха. Кто остался от 60-х годов?

— Остались мифы.

— Верно, но кумиры той эпохи сегодня кажутся второстепенными фигурами в русской истории. Я бы, пожалуй, сделал единственное исключение — это кино. Мне однажды довелось спросить у Хуциева, повлияли ли на него фильмы французской «новой волны». Он ответил, что тогда о них даже не слышал. Развитие шло параллельными путями. Я недавно не без страха сел пересматривать «Жил певчий дрозд». Так вот, он ни капли не устарел, более того — даже непонятно, где он был снят. Когда мы смотрим фильмы того периода, нам кажется, что жизнь была искренняя, романтичная, веселая. Даже героизм всегда сопровождался -иронией — вспомним хотя бы «Девять дней одного года».

— Когда читаешь вашу книгу «60-е: мир советского человека», кажется, что, если бы не советское вторжение в Прагу, 60-е могли бы перерасти в идеальный социализм.

— Это ложное ощущение, потому что советская власть не могла переродиться изнутри. Она могла только рухнуть. И 60-е годы были сплошной галлюцинацией: настоящие порывы того времени заканчивались разрухой. Например, Сибирь — один из главных мифов 60-х годов. Люди ехали осваивать Север, считая себя новыми Колумбами. Даже Солженицын, казалось бы, трезвый человек, го-ворил, что Россия будет прирастать за счет северо-востока. А когда этот порыв закончился, оказалось, что в Сибири осталось даже меньше жителей, чем до того, как началось это массовое паломни-чество. Можно представлять, что было бы с Пражской весной, если бы Советский Союз не ввел тогда танки. Чехия бы отказалась от своего коммунистического прошлого и превратилась в ту же самую европейскую страну, которой она и стала, но на поколение раньше. И если бы не было тех мрачных обстоятельств, которые задушили 60-е годы, то перестройка в России, началась бы не в 80-е годы, а в 60-е, и мое поколение уцелело бы в России.

«Протесты строят-ся одинаково: главными героями выступают люди искусства. Как тогда Солженицын и Евтушенко, сегодня — Акунин и Быков»

— Вся ваша книга зиждется на мифах, составляющих суть той эпохи. Как при этом отделить то, что действительно было свойственно времени, от личных (и возможно, ложных) воспоминаний и ощущений?

— Мы в нашей книге выделили 24 мифа. И самым -сложным было составить их перечень, ставший оглавле-нием книги. Каждое утро мы приходили в библиотеку на 42-й улице и листали советские журналы. В первую -очередь «Огонек», который отражал даже не саму реаль-ную жизнь, а то, как эта жизнь хотела отразиться. Мы без конца пытались понять, где были узлы, которые то общество считало важными. Каждый миф был такой воронкой, куда стремились об-щественные интересы, «аттракторами», как теперь это -называет теория хаоса. Это мог быть космос или разоблачение Сталина, или Солженицын, или Евтушенко. Каждый из этих мифов был основополагающим для своего времени. Методически безнадежно ответить на вопрос, почему именно эти, а не другие мифы кажутся нам важными. И тут мы упираемся в личность исследователя. Вот, скажем, книга Якоба Буркхардта «Культура Возрождения в Италии». Вся Европа пользовалась этой книгой. Как он вычленил те мифы, которые создавали Италию для миллионов? Неизвестно, но мы теперь воспринимаем Ренессанс именно через призму его -видения. Мы пытались сделать нечто похожее с 60-ми годами, при этом мы не претендуем на то, что наше видение единственное верное. Эту книгу с легкостью можно назвать публицистическим романом.

— Поразительно, как в людях того времени ужи-вались, с одной стороны, -невероятная искренность и романтизм, а с другой — самоирония и даже цинизм.

— Герой романа «Фиеста», который так любили шестидесятники, говорил, что главное — это ирония и жалость. Сентиментальность и ирония, вторая позволяет выразить — и вынести — первую. Этот рецепт оказался убийственно эффективным. Все лучшее, что создано в ту эпоху, построено на иронии и жалости. Например, Довлатов — это ирония и жалось. И даже Бродский — это ирония и жалость. Хемингуэй был, безусловно, главным -писателем того времени…

— А почему, кстати, именно он?

— Потому что он нашел идеальный рецепт. Он сумел снизить героизм до человеческого уровня. Он же написал роман про дезертира — «Прощай, оружие!» — и создал язык фамильярного общения. Шестидесятники цитировали Хемингуэя, пока сами не стали говорить так же, как его герои.

— Когда я говорила про романтизм и цинизм, я имела в виду скорее разные полюса: Довлатова и Окуджаву, например. Оба были очень важны для своего времени. И при этом принципиально разные интонационно.

«Мы думали, что заграница — это такое место, где живет коммунист Пикассо. А хорошие люди на За-паде не буржуи, а левые»

— А ведь было в середине 60-х ощущение, что Советский Союз уже не так оторван от остального мира. Как будто железный занавес превратился в деревянный.

— Нет, железный занавес оставался железным. Наши представления о загранице были дикими. Мы думали, что это такое место, где живет коммунист Пикассо, а все хорошие люди на За-паде — они не буржуи, как в «Трех толстяках», но и не коммунисты, как Сталин. Они — левые. А жизнь за границей — -примерно как в «Сказках об Италии» Горь-кого. Когда я приехал в Америку, чуть не расплакался. Где та Америка, которую я знал по Хемингуэю и Сэлинджеру? Я думал, что Нью-Йорк — это такая московская кухня, ко-торая вышла на свободу. Советский Союз был огромной страной Незнайки, и у Незнайки были свои -мифы, которые до сих пор, боюсь, актуальны.

— Вам не кажется, что два предыдущих года в России очень напоминали 60-е: взрыв протестного движения, внутренний подъем. И риторика похожая, и настроения, и какое-то разлитое в воздухе чувство, что вот-вот произойдет что-то важное и одновременно — что ничего никогда в этой стране так и не произойдет.

— Я вижу такое уже в третий раз. Это были 60-е, потом перестройка и вот теперь — десятые годы. Протесты строят-ся одинаково: главными героями выступают люди искусства. Как тогда Солженицын и Евтушенко, сегодня — Акунин и Быков. А хорошо бы, чтобы действовала политика. Но хуже даже, что сценарий один и тот же.

— В то же время сейчас среди молодых людей новый виток интереса ко всему советскому. И это такая ложная ностальгия: сентиментальные чувства по отношению к эпохе испытывают люди, которые ее не застали вообще.

— В этом и есть смысл ностальгии: то, чего мы не знаем, вызывает у нас самые сильные эмоции. Откуда взялся Ренессанс? Это была тоска по античной эпохе. Или ностальгия по Серебряному веку, а точнее, по 1913 году, который кажет-ся совершенно восхитительным. Но если посмотреть на пись-ма и дневники, то люди тогда только и делали, что ныли. Им очень не нравилось то время, в которое они жили. Те же настроения были и в Германии, и в Англии, и даже в Вене. Поэтому все встретили Первую мировую войну с таким -восторгом: она должна была положить конец агонии, кото-рая представляется нам сегодня belle epoque. В сущности, -массовая ностальгия по советскому скорее положительный фактор, потому что это -значит, что прошлое пре-вратилось в нечто такое, что не должно вернуться. Это напоминает то, что произошло в Германии, у немцев даже появился специаль-ный термин «остальгия» — ностальгия по всему, что связано с восточногерманским прошлым. Фигуристка Катарина Витт, певец Дин Рид, которого называли Красный Элвис, -жалкие машинки -Trabant — все это вызывает умиление и пассеизм: тоску по прошлому из-за неудовлетворенности -на-стоящим. Те, кто жил в то время, отлично знают, что такое на самом деле советская власть. Они помнят, как мучительно трудно было приготовить обед. Вот, например, салат оливье — необходимая часть ново-годнего застолья. Каждый Новый год с особым иезуитством советская власть лишала нас какого-то одно-го ингредиента. То не было майонеза, то горошка, всегда не было колбасы. Не зря в перестройку сотни тысяч людей собирались на площадях, чтобы похоронить советскую власть, которую мы теперь готовы вспоминать с ностальгической улыбкой. Я еще в 90-е годы писал, что лучший способ похоронить советскую власть — это устроить большой музей советского образа жиз-ни, где было бы все: и коммунальные квартиры, и магазины. Даже мавзолей можно было бы туда перенести. Я и место -конкретное предлагал — ВДНХ.

— А как вам кажется, желание потреблять и ретрансли-ровать советские мифы возникает оттого, что хочется как-то связать себя со своей историей, с прошлым, стать его частью? Или это исключительно заигрывание с эстетикой?

— Когда мы жили в Советском Союзе, у нас было убеждение, что настоящая Россия была до 1917 года. Там все было правильно и хорошо. То, что сейчас происходит в России, тоже живо напоминает эпоху, которая была до революции, но другую ее сторону: эпоху черносотенцев. И сейчас мы видим, что активно восстанавливается та Россия, которая била евреев, которая с хоругвями ходила на площади, Россия, которая больше похожа на Иран, чем на Париж belle epoque. На фоне этого православия эпохи реваншизма, так бы я определил нынешнее время, 60-е кажутся ранним христианством. Когда все были бедные, но честные. Добрые, но несчастные. Память очень избирательна. И ностальгируют люди не по Суслову или Андропову. Сложно себе представить, что хоть кому-то советский человек напоминает Андропова. Нет, это скорее такой добрый толстый мужик, в нестиранной майке, готов десятку одолжить до получки, соборностью живет. Не в деньгах было счастье, а в дружбе и в любви. Вот как-то так представляют себе раннее христианство советской власти.

«-Советская власть — это этап роста. Надо его -преодолеть, и надо с ним -считаться — как с первой -любовью»

— Пьянство, разговоры на кухнях, чтение стихов.

— Да, плюс вечное отсутствие денег, но на выпивку хватало. Однако и пьянство было таким добрым и неглупым — как у Венички Ерофеева. Но все это так же иллюзорно, как сама советская власть: мираж миража.

— Вам почему было интересно возвращаться к теме советского прошлого столько раз? Это была как раз по-пытка справиться с тоской по родине, когда вы уехали в эмиграцию?

— Вы сейчас говорите о книгах, которые мы с Петей Вайлем писали двадцать пять — тридцать лет назад. С тех пор прошла целая жизнь. И я бы сказал, что -советская власть — это этап роста. Надо его -преодолеть, и надо с ним -считаться — как с первой -любовью. Ха-рактерно, что в Америке мы первым делом занялись Советским Союзом. Мы считали, что, только -выйдя из колеи, можно ее оглядеть.

— Вы для себя поставили точку в этой истории?

— В истории точку по-ставить нельзя — настоящее меня-ет прошлое. Каждый раз прошлое меняется вместе с настоящим. Когда мы пи-сали книгу про 60-е, советская власть была не просто жива. Она была агрессивна — в Афганистане шла война, -холодная война чуть не ста-ла горячей, это было очень мрачное время. И мы писали о 60-х, исходя из того момента, в котором жили. Хотя мы предвидели перестройку и понимали, что она сделает ак-туальными поднятые нами темы. Так же и нынешнее протестное движение вновь сделало их актуальными. И то, что Россия все время ходит по кругу, — одна из самых страшных в ее судьбе вещей. -Потому что история в Рос-сии не развивается, а длится.

— Откуда это круговое движение берется?

— Да если б я знал. Вернее — нет, откуда оно берется, -понять можно. Но вот почему оно не прекращается, я понять не могу.

Многие считают 60-е годы самым лучшим периодом в истории СССР. И не без оснований. Собственно, выбор то не велик, или 60-е, или 70-е... Наверное, в материальном плане выбор будет очевиден, благосостояние советского народа неуклонно росло. Как минимум огромное количество трудящихся познали прелесть персональных кухонь и санузлов - слава тем самым "хрущёвкам". Тем не менее большинство людей старшего поколения не колеблясь делают выбор в пользу 60-х.
А причина лежит совсем не в материальной плоскости. 60-е годы были временем духовного подъёма, временем надежд. Тогда как 70-е стали периодом разочарования, неверия и апатии.
А как могло быть иначе?

В 61 году Никита Сергеевич Хрущёв заявил: Нынешнее поколение советских людей будет жить при коммунизме!

Когда я в 70-х учился в школе в это уже никто кроме первоклашек не верил. Нам всучили суррогат под названием "развитой социализм". Помню, что это сильно разочаровало...))
Самое смешное, что до коммунизма, как мы его в детстве понимали, мы таки дожили. Он явился нам в образе "олл-инклюзива" на турецко-египетских курортах.
Но, вернёмся в 60-е...

Космос! Конечно, это главный символ, пик, вершина, оргазм! И сегодня, по прошествии полувека, можно сказать, что полёт Гагарина действительно был грандиознейшим событием 60-х годов.

Его любили вот такие женщины...

И такие тоже...

Ему рукоплескали в Лондоне...

А ещё это было время молодых романтиков. Физики и Лирики. Бородатые геологи и юные мечтатели...

Горы, костёр в лунную ночь, "милая моя, солнышко лесное"... И стахи! Вознесенский, Евтушенко...

Лица эпохи...

Игорь Стравинский

Анатолий Фирсов и Александр Мальцев

Лев Яшин

Иннокентий Смоктуновский

Валентина Леонтьева

Игорь Кирилов

Борис Спасский и Тигран Петросян

Игорь Стравинский и Карен Хачатурян

Но, не всё было так радужно. На границе тучи ходят хмуро ...

Перебежчик-военный из ГДР в ФРГ

Это приняло массовый характер, и в 61 году началось строительство Берлинской стены, на десятилетия ставшей символом набиравшей обороты холодной войны...

А она могла вполне перейти в горячую фазу. Пламенная дружба с одними и готовность похоронить других, привела к Карибскому кризису 62 года.
Мир стоял на пороге войны...

В тот же год случился Новочеркасск. С детства я слышал как взрослые понизив голос упоминали об этом событии. Тогда ведь о подобном не писали в газетах, не показывали репортажи по ТВ, но и спустя 10 лет после событий люди передавали из уст в уста истории о расстреле рабочей демонстрации...

Большинство же населения в ту пору и не слышали об этих трагических событиях.
Жизнь представлялась совсем в других цветах. Раны войны в основном затянулись, страна строилась, людям хотелось не просто жить, но жить красиво. Появились фарцовщики, спекулянты, стиляги...
Страна заболела запрещённой ранее кибернетикой, робототехникой. Казалось, если уж полетели в космос, то роботизировать жизнь на земле - раз плюнуть.

Звёзды тогда не ездили пьяными по встречке))

Вещи были красивыми и долговечными. О надёжности тогдашних холодильников "ЗИЛ", "Москва", "Днепр" ходили легенды...

Много позже, в старичке "Днепре" , отпахавшем у родителей 40(!) лет, я обнаружил японский компрессор... И вообще, это были хорошие копии холодильников "Дженерал электрик")

Вообще, в приоткрытую форточку к нам задуло много хорошего, в том числе и мода. Тогда в Европе это было золотое время. Моду ещё делали гетеросексуалы))

В в Лондоне появилась на свет самая скандальная одежда шестидесятых — мини-юбка, символ эмансипации и сексуальной революции. В 1962 году, ставшая легендой Мэри Квант, показала первую коллекцию вещей с длиной мини. Новый стиль, названный «стиль Лондон», очень быстро завоевал молодежь всего мира.
В СССР всё приходило с небольшой задержкой, здесь был популярен Карден с его геометрическими формами.

Конечно, всё это затрагивало в основном молодёжь крупных городов, провинция жила привычной жизнью...

Жирной кляксой на страничке 60-х годов стали танки на улицах Праги в 68 году...

Честь страны спасли восемь отважных соотечественников, вышедших на Красную площадь...

И это стало началом другой эпохи, которую позже назовут застоем. Я не склонен считать, что т.н. застой - самое страшное в истории нашей страны. Отнюдь!

Но, той искорки, которая сопровождала 60-е, уже не было, увы.

Лучшие статьи по теме