Психология. Отношения. Личность. Общение

Набор высоты с максимальной эффективностью

Cessna 172 Skyhawk (Небесный ястреб) – американский легкомоторный четырёхместный многоцелевой самолёт, являющийся одним из самых популярных среди ныне существующих моделей авиастроительной компании Cessna.

Фото Cessna 172

Несмотря на то, что разработки этого воздушного судна велись в середине 50-х годов прошлого столетия, производство легкомоторного самолёта Cessna 172 Skyhawk ведётся и по сегодняшний день. Изначально, потребность в производстве Cessna 172 Skyhawk была невероятно огромной, однако, ближе к середине 80-х годов потребительский спрос резко упал, ввиду чего производство этой модели было прекращено до 1998 года, после чего выпуск возобновился. Всего, за 47-летний период производства, с конвейера американской авиастроительной компании сошло более 43 тысяч единиц этих воздушных судов, ввиду чего, в настоящее время самолёты Cessna 172 Skyhawk являются самыми массовыми в истории мировой авиации.

При производстве Cessna 172 Skyhawk авиастроители из США решили не производить конструирование самолета, что называется с нуля, и потому, в качестве базовой опоры была принята модель Cessna 170 . Вместо старого двигателя, на Cessna 172 Skyhawk инженеры установили мощный поршневой шестицилиндровый авиадвигатель Continental O-300, обладающий мощностью в 145 л.с. Базовая комплектация самолёта просуществовала менее пяти лет, однако за этот период было произведено 4195 воздушных судна, что естественно указывало на заинтересованность заказчиков.

Cessna 172 фото

Легкомоторный самолёт Cessna 172 Skyhawk отличается не только своей высокой надёжностью, но и вполне привлекательными лётно-техническими характеристиками – максимальная скорость полёта воздушного судна составляла 302 км\ч, а дальность полёта превышала 1250 километров, что давало самолёту все шансы конкурировать с уже существующими моделями легкомоторных самолётов от других производителей.

Тем не менее, в 1960 году, авиастроители представили модернизированную версию - Cessna 172A, которая обладала изменённой хвостовой частью, улучшенными системами управления, а кроме того, новая улучшенная версия могла приземляться на воду, для чего, авиаконструкторами были разработаны специальные крепления для поплавкового шасси. За всё время было построено 1015 воздушных судов этого типа, однако, надлежащей популярностью модернизированная версия так и не пользовалась.

Cessna 172 кабина

Cessna 172B был представлен американскими авиастроителями в 1960 году, однако массовое производство этой модели началось в 1961 году. Основными особенностями Cessna 172B стали увеличенный взлётный вес, видоизменённое шасси, изменённый профиль обтекателя винта и капота воздушного судна.

С появлением в 1962 году Cessna 172С, самолёт получил целый ряд улучшений. Сюда главным образом стоит отнести наличие системы автопилота, электрический стартер, улучшенную регулировку кресел пассажиров и пилота, а кроме того, помимо трёх пассажиров на борту, появилась возможность перевозки двух детей, кресла для которых устанавливались в багажном отделении.

Модель Cessna 172D, появившаяся в 1963 году, претерпела по большей части изменения в внешнем дизайне – в задней части кабины появилось круговое окно, лобовое стекло стало цельным, у пилота появился новый руль и педали. Спустя ещё несколько месяцев, текущая модель была модернизирована – авиастроители установили новый авиадвигатель Continental GO-300E, ввиду чего увеличилась мощность самолёта, составив 175 л.с.

В 1964 году, базовая модель Cessna 172 была улучшена, ввиду чего авиастроительная компания представила модель Cessna 172E, обладающую повышенным максимальным взлётным весом, а также с имеющейся видоизменённой панелью управления.

Фото Cessna 172 с поплавочным шасси

Модель Cessna 172F, представленная в 1964 году, получила электрически управляемые закрылки, облегчающие управление воздушным судном.

В 1966 году, авиастроители улучшили управляемость базовой модели Cessna 172, ввиду чего на свет появилась модель Cessna 172G, практически не отличающая от первоначального производственного варианта.

Легкомоторный самолёт Cessna 172H практически не получил никаких технических изменений, однако, благодаря новому капоту, значительно снизился шум в кабине. Кроме того, база шасси стала короче, что снизило аэродинамическое сопротивление во время полёта и несколько уменьшило расход топлива.

В 1968 году, появилось сразу две новых модели легкомоторного самолёта - Cessna 172I и Cessna 172J. Модель Cessna 172I обладала новым поршневым двигателем Lycoming O-320, мощностью в 150 л.с., что обеспечило улучшенную тягу и увеличенную скорость полёта. Модель Cessna 172J так и не поступила в массовое производство (было выпущено всего 7 самолётов) из-за нецелесообразности замены обтекателей при сильном росте цены.

Модель Cessna 172K обладала увеличенными баками, позволяющими преодолевать почти 1.5 тысячи километров, а кроме того, инженеры пересмотрели хвостовую часть фюзеляжа, внеся в неё изменения, что повысило манёвренность воздушного судна. С точки зрения дизайна, была произведена замена боковых окон – их расширили для обеспечения более качественного обзора.

Самолёт Cessna 172L претерпел ряд изменений в шасси, которое вместо пружинного стало трубчатым, что в свою очередь облегчило массу пустого воздушного судна, а благодаря увеличенной ширине просвета, пилотам стало проще заходить на посадку.

Модель Cessna 172M была снабжена всей необходимой электроникой (радио, освещение, транспондер и т.п.), и по своей сути, сама модель является исключительно маркетинговой, однако, несмотря на это, самолёт по прежнему привлекал покупателей, однако уже и не в таком большом количестве как ранее.

Cessna 172P фото

Cessna 172N была оборудована новым авиадвигателем Lycoming O-320-H2AD, развивающим мощность в 160 л.с., а кроме того, теперь, благодаря увеличенной ёмкости топливных баков, запас топлива на борту воздушного судна составлял 250 литров.

Модель Cessna 172O, которая должна была появиться в 1980 году, в серийное производство так и не поступила из-за ряда технических проблем допущенных при проектировании, ввиду чего проект был свёрнут и закрыт.

Модификация Cessna 172RG Cutlass получила двигатель Lycoming O-360-F1A6 мощностью в 180 л.с., при этом, авиаконструкторам удалось увеличить крейсерскую скорость воздушного судна до 260 км\ч. Тем не менее, эта модель не нашла широкого распространения, ввиду чего выпуск был прекращён в течении 3 лет.

Фото Cessna 172 Electric-powered


Cessna 172P представляет собой ни что иное, как модернизированную модель Cessna 172N, у которой ввиду установки нового двигателя стало появляться колоссально много проблем с техническим обслуживанием. Двигатель пришлось заменить на Lycoming O-320-D2J аналогичной мощности, однако, вместе с этим авиастроитель предложил использовать ещё более вместительные баки, позволяя тем самым воздушному судну преодолевать расстояние в 1570 км. Кроме того, угол поворота закрылков снизился до 30 градусов, а максимальная взлётная масса воздушного судна стала составлять 1089 кг.

Модель Cessna 172Q Cutlass получила мощный поршневой двигатель Lycoming O-360-A4N, выдающий 180 л.с., что позволило увеличить максимальный взлётный вес и крейсерскую скорость полёта до 226 км\ч. В целом, модель стала аналогичной Cessna 172P.

Cessna 172R представляет собой первого представителя после начала возобновления выпуска этих самолётов. Воздушному судну вернули двигатель мощностью в 160 л.с., однако заменили саму модель более эффективной и целесообразной в эксплуатации - Lycoming IO-360-L2A. Максимальная взлётная масса самолёта составляет 1111 кг.

Фото Cessna 172S

В 1998 году, разработчики американской авиастроительной компании представили модель Cessna 172S, обладающую мощным двигателем в 180 л.с., улучшенной управляемостью, увеличенной максимальной взлётной массой и современными средствами авионики.

Помимо прочего, у базовой модели Cessna 172 имелись и две специальных версии: Cessna FR172J Reims Rocket, обладающая двигателем мощностью в 210 л.с. и разгоняющаяся до крейсерской скорости в 243 км\ч, а также Cessna 172 Turbo Skyhawk JT-A, обладающая дизельным авиационным двигателем мощностью в 155 л.с. Обе модели выпускаются исключительно в единичных версиях по согласованию с будущим владельцем.

Кроме того, в середине 2010 года, была представлена модель Cessna 172 Electric-powered, обладающая электрическим двигателем. В настоящее время модель готовится к производству, и как ожидается, выпуск её начнётся в 2017 году.

Технические характеристики Cessna 172.

  • Экипаж: 1 человек;
  • Пассажировместимость: 3 человека (в зависимости от модели допускается дополнительная перевозка 2 детей);
  • Длина самолёта: 8,28 м.;
  • Размах крыльев: 11 м.;
  • Высота самолёта: 2,7 м. (В зависимости от модификации);
  • Масса пустого самолёта: 767 кг. ;
  • Максимальный взлётный вес: 1111 кг. (В зависимости от модификации) ;
  • Полезная нагрузка: 344 кг. (В зависимости от модификации) ;
  • Крейсерская скорость: 226 км\ч. (В зависимости от модификации) ;
  • Максимальная скорость полёта: 302 км\ч.(В зависимости от модификации) ;
  • Максимальная дальность полёта: 1289 км. (В зависимости от модификации) ;
  • Максимальная высота полёта: 4100 м. (В зависимости от модификации) ;
  • Тип авиадвигателя: поршневой;
  • Силовая установка: Lycoming IO-360-L2A (В зависимости от модификации) ;
  • Мощность: 160 л.с.(В зависимости от модификации).

Cessna C172S SKYHAWK – это не просто непревзойденная классика малой авиации, зарекомендовавшая себя как один из самых надежных и массовых самолетов, но и ультра современное воздушное судно нового поколения благодаря установленной системе Garmin g1000. Самолет Cessna C172S SKYHAWK предназначен не только для обучения, развлекательных прогулочных полетов, но и способен выполнять коммерческие рейсы по перевозке пассажиров в автоматическом режиме по правилам полетов по приборам, не уступая большим авиалайнерам. Потому что этот самолет способен не только выполнять автоматический полет по маршруту, но и способен сам зайти на посадку практически без помощи пилота. Cessna C172S SKYHAWK – это классика в современном исполнении!

Cessna C172 – это комфортный, надёжный четырёхместный самолёт, самый массовый в истории авиации (построено больше 43 000 единиц). О надёжности 172-й «Цессны» говорит хотя бы тот факт, что один из её первых вариантов однажды провёл в воздухе 64 дня, не глуша мотора. Топливо, еду и воду на самолёт подавали с грузовика на ходу.

Если Як-52 - «летающая парта» для будущих пилотов-виртуозов, то Cessna C172 S - это настоящий центр по обучению работе с современным навигационным оборудованием. Модель S - самая современная модификация самолёта, вышедшая в 1998 году. Она почти не отличается от Цессны 150 по своему поведению в воздухе - это настолько же «спокойный» и комфортный в пилотировании самолёт, экономичный и безопасный. Радикальное отличие C172S - в его электронной начинке.

Эта модель оснащена так называемым «стеклянным кокпитом» (glass cockpit), то есть системой экранов, способных полностью заменить все приборы. С ними лётчику вообще необязательно выглядывать в окно! А значит, самолёт полностью приспособлен к ночным полётам и вылетам в сложных погодных условиях. Обучение на cessna C172 S позволяет освоить системы навигации, которые используются в более совершенных и тяжёлых воздушных судах, научиться передвигаться по стране в любую погоду и время суток.

В самолёте установлен навигационный комплекс GARMIN 1000, предназначенный для комплексного отображения пилотажно-навигационной информации. Он настолько современен, что часть его более «продвинутых» функций ещё не до конца поддерживаются в России.

Как и Cessna 150, это нетребовательный к пилоту, устойчивый самолёт. Конечно, он менее чуток к управлению, да и про воздушную акробатику на нём можно забыть. Тем не менее, именно на такой «Цессне» юный Матиас Руст в 1987-м году пересек под ошеломлённое молчание советской ПВО государственную границу и приземлился в Москве, на Васильевском спуске. «Цессна» не подвела - хотя до этого Руст налетал всего 50 часов.

Лётные характеристики Cessna C172

Максимально допустимая скорость 261 км/ч (162 MPH), крейсерская скорость горизонтального полета 193 км/ч (120 MPH). Максимально допустимые перегрузки при максимальной взлетной массе с убранными закрылками +4,4/-1,76.

Практические дальность и продолжительность полета при 75% мощности на высоте 2100 м (7000 футов) с топливными баками объемом 85 л (22,5 галл) – 765 км, время полета 4,1 часа. Максимальная дальность при полете на высоте 3000 м (10.000 футов) в варианте увеличенной дальности с топливными баками объемом 132,5 л (35 галл) – 1416 км, время 9,4 часа. Практический потолок 3855 м (12650 футов).

Сочетание простоты конструкции с высокой прочностью, надежностью и простотой в управлении делает полеты на cessna C172 S приятными и безопасными даже для летчиков с небольшим опытом.

Тактико-технические характеристики

Cessna: 172S Skyhawk
Высота: на стоянке 2,63 м
Длина: 7,24 м
Размах крыла: 10,11 м
Масса пустого самолета: 736 кг
Максимальная взлетная масса: 1156 кг
Заправочная емкость топливной системы 85 л при стандартных баках; 132,5 л при увеличенных баках
Горючее бензин авиационный с ОЧ не менее 80/87 или бензин марки 100L
Применяемое масло SAE 40 при Т выше 5°C, SAE 10W30 или SAE 20 (при Т ниже 5°C)

Самый массовый, самый надежный, самый популярный, самый знаменитый – все это Cessna 172 Skyhawk

Есть такой самобытный жанр кино – африканские приключения. В этих фильмах главный герой - как правило, защитник дикой природы – отважно и изобретательно разгоняет банды алчных вооруженных браконьеров, отстаивая право слонов и носорогов вольно пастись на просторах саванны. Герой обычно худощав, загорел, носит рубаху цвета «хаки», шорты и широкополую шляпу, ездит на Landrover Defender. А еще он много и эффектно летает на Cessna 172. Друзья героя тоже летают на Cessna 172. Создается впечатление, что других самолетов просто не существует. Что это – капризы режиссеров? Нет, дорогой читатель, это правда жизни.

По стопам Генри Форда

К слову сказать, узнаваемый силуэт Cessna 172 знаком нам не только по «африканским» фильмам, но и по событиям недавней отечественной истории. Кто не помнит лихую посадку маленького самолета на Васильевском спуске, у самых Спасских ворот Кремля? Стоит подумать, почему Матиас Руст выбрал для своего рекордного перелета (а он, по сути, таким и был) именно Cessna 172. Да и не только Руст. Всякому, кто впервые приехал за вкусом неба в какой-нибудь подмосковный аэроклуб, начнут с пафосом советовать: «Да что вам эти пепелацы? Як-52 - вот зверь-машина!» Но непременно найдется человек в скромном летном комбинезоне, который, взяв вас под локоть, без лишнего апломба спокойно скажет: «Слетайте для начала на «Цессне», не пожалеете». Примерно то же самое произошло однажды и со мной. Перепробовав к тому времени множество крылатых машин, я с первого же полета влюбился в Cessna 172 и летаю теперь только на ней. Так что хоть я не Матиас Руст и не борец за права бегемотов, но свой выбор готов обосновать. Для убедительности начнем с истории.

Звездный час американской компании Cessna Aircraft пробил 28 июня 1945 г., когда в небо поднялся двухместный Cessna 120 – первый в мире «народный самолет», приспособленный для массовой «штамповки» и массового потребления, стоивший всего $2495. В 1948 г. взлетел Cessna 170 – четырехместный вариант с мотором увеличенной мощности. Основа всемирной популярности была заложена уже тогда, и до превращения успешного самолета в самолет-бестселлер оставалось сделать совсем немногое – заменить традиционное для тех лет шасси с хвостовой опорой на новое, трехстоечное с носовой стойкой. Такое шасси, гораздо более безопасное, упрощающее посадку на неподготовленные площадки, и отличало новую модель Cessna 172, появившуюся в 1955 г. Машина с мотором Continental мощностью 145 л.с. стоила $8995 и имела все, что положено иметь надежному безопасному самолету для пилотов-любителей: трехстоечное шасси, простые и эффективные закрылки системы Фаулера, вполне комфортабельный четырехместный салон и комплект приборов для визуального полета. Крылатый автомобиль – символ Америки. За полвека Cessna Aircraft и французская фирма Reims произвели свыше 43 000 самолетов Cessna 172 разных модификаций – абсолютный мировой рекорд.

Прежде чем продолжить рассказ, давайте уговоримся называть Cessna 172 просто «Цессна». Ибо если и есть самолет этой марки, достойный называться собирательно, то это именно «172-я». Итак, в чем же секрет всемирной популярности «Цессны»? Почему этот маленький самолет известен по всей планете от африканской саванны до морозной Аляски, от пустынь Аравии до благополучной Европы? Секрет – в сочетании всех качеств и характеристик, оптимальном соотношении цены и качества.
Прежде всего «Цессна» поистине очаровательна простотой пилотирования, соразмерностью прилагаемых усилий с выполняемым маневром. Она буквально в руках пилота, ее чувствуешь всем существом на всех режимах, что свойственно отнюдь не каждому самолету. «Цессна» послушна и покладиста с первых минут, начиная с запуска двигателя и руления на старт. А уж взлет! Не сказать, что самолет потрясает мощным рывком в небо – тяговооруженность у него скромная, но в наборе высоты «172-я» легка и скорость набирает достаточно резво.

Может быть, вам скажут, что «Цессна» взлетает вяленько, не то, что Як-18Т. Но у «Яка» избыточно мощный мотор и винт изменяемого шага, а мотор «Цессны» имеет ровно ту мощность, которая нужна легкой не пилотажной машине, винт же простенький, постоянного шага – дешевый и надежный. Разумеется, управляемый винт с изменяемым углом установки лопастей (шагом) позволил бы снимать больше мощности с двигателя на взлете (аналог езды на 1-й передаче) и обеспечивал бы более экономичный крейсерский режим (аналог езды на 5-й передаче). Но, честно говоря, летать на винте постоянного шага проще, хлопот меньше. Не истребитель же! Да и дешевле намного, стоит заметить.

Еще одна замечательная черта характера «Цессны» - сочетание устойчивости и управляемости. По схеме самолет представляет собой подкосный высокоплан, а высокопланам свойственна избыточная устойчивость по крену, некоторая инертность в поперечном канале. Летая в свое время на Як-12М, я столкнулся с этим: при вводе в крен и особенно выводе из крена приходилось помогать педалями, хода ручки управления иногда не хватало. «Цессна» порадовала и тут, даже в «болтанку» расходы штурвала оказались умеренными, элероны вполне эффективны. При посадке с боковым ветром можно смело приземляться с креном, касаясь полосы одним колесом: благодаря верхнему расположению крыла вы не рискуете задеть им землю, а управляемость совершенно достаточна даже на малых скоростях в порывистый ветер. Ситуация всегда будет под контролем.

Вообще, посадка на «Цессне» так замечательно проста, что это даже провоцирует на вольности, хочется не следить за скоростью – самолет очень информативен сам по себе. К тому же у него отличные закрылки, выпустив которые на максимальный угол, можно заходить по довольно крутой глиссаде на короткую площадку. На «Цессне» как-то совестно летать с солидных взлетно-посадочных полос, свои лучшие качества машина проявляет на «партизанских» аэродромчиках и даже неподготовленных площадках. Уж сколько было случаев, когда на «Цесснах» приземлялись с маршрута на колхозные поля и проселочные дороги, как-то раз даже не по важному делу, а просто в магазин за квасом – пить захотелось. Вот где «172-я» в родной стихии! (Нет, не в магазине, конечно.)

Еще один момент важен для тех, кто будет учиться летать. «Цессна» прощает такие грубые курсантские ошибки, что просто диву даешься. Это не призыв к разгильдяйству (небо недоучек не любит), но о самолете, однажды спасшем мне жизнь, я могу это сказать.

Обобщая субъективные рассуждения о пилотских ощущениях, можно было бы вывести следующее резюме. Есть самолеты большие, маленькие и очень маленькие. Это всегда ощутимо по манере их полета. Когда летишь на Як-18Т или Як-12, чувствуешь, что в твоих руках хоть и маленький, но все же воздушный корабль. Иное ощущение возникает в кабине какого-нибудь «ультралайта» вроде Eurostar: игрушечка. Разумеется, отношение к полету всегда должно быть серьезным, но субъективно дело обстоит именно так. Так вот, «Цессна», пожалуй, самый маленький и легкий из всех известных мне самолетов, который одновременно и легкостью бытия радует, но и впечатления игрушки ветра не производит. Абсолютно серьезный аппарат, работящий, надежный и практичный. В самом деле, полвека в производстве и всемирное признание – это не шутка и не случайность.

А вместо мозга правильный Garmin

Итак, купить или не купить? Прежде чем принимать решение, стоит реально оценить возможности самолета. Cessna 172 предназначена для полетов на максимальную дальность порядка 1000 км с крейсерской скоростью 200-230 км/ч. Понимать эти цифры следует так: дальше 500 км летать не стоит. То есть при желании можно, конечно, и примеров тому немало. Но провести в маленьком салоне без туалета больше двух часов согласится даже не всякий романтик, не говоря уж о прагматиках. Хотя Cessna 172 и оборудована для полетов по приборам в простых и сложных метеоусловиях, она все же не «Боинг», а рассчитать протяженный маршрут на высотах не более 4000 м (в российских условиях реально – метров 200-600) без риска неожиданно вляпаться в низкую облачность, туман или дождь... Неочевидно это, скажем так.
Следует позаботиться и о базе для вашей «Цессны»: ей подойдет даже грунтовая полоса длиной 450-500 м (химплощадка), а главной заботой будет доставка бензина. Мотор Lycoming любит авиационный бензин, а самый качественный, доступный и дешевый – импортный 100LL. В принципе можно летать и на высокооктановом автомобильном бензине, но тут уже надо следить за температурой головок цилиндров и выхлопных газов, особенно в жару.
Выбор подходящей «Цессны» осложнен огромным спектром предложений, разобраться в котором отнюдь не просто. Цены на подержанные машины колеблются от $50 тыс. до $150-200 тыс. и более, в зависимости от налета и модификации. А модификаций за десятки лет выпущено великое множество. Начнем с того, что в продаже еще встречаются старые машины 1950-х годов выпуска с «толстой» хвостовой частью фюзеляжа и характерным трапециевидным килем. Иногда кажется, что двух одинаковых «172-х» не найдешь: есть машины с моторами Continental и Lycoming, с противообледенительными системами, винтами изменяемого шага, убираемым колесным шасси и амфибийным поплавковым, ручным приводом закрылков вместо электрического и, разумеется, самыми разнообразными комбинациями приборов и радиоэлектронного оборудования.
Если ваш выбор падет на подержанную машину, она почти наверняка будет иметь какую-нибудь индивидуальную особенность, и учесть их все мы просто не можем. Очевидно, что главным критерием выбора должен быть налет на планер и винтомоторную группу, а остальное подскажут специалисты. Самолет возрастом 30-40 лет – явление в частной авиации обычное, но неплохо будет проверить планер на предмет коррозии. Хотя в этом отношении «Цессны» очень живучи и долговечны, особенно «француженки» Reims.
Разобраться с самолетами, выпущенными с 1996 г., когда Cessna Aircraft возобновила производство поршневых самолетов после перерыва в 1980-х, существенно проще. Базовых модификаций всего две – Skyhawk с двигателем мощностью 160 л.с. и Skyhawk SP со 180-сильным мотором. С прошлого года «172-е» выпускают только с «телевизорами» - цифровым комплексом авионики Garmin 1000 с индикацией данных на двух жидкокристаллических мониторах. Эти машины стоит отметить особо.

Появление принципиально новой авионики на легких самолетах многие считали неизбежным, но, как только такие машины пошли в серийное производство, появился скепсис. Мнительность лечится очень просто – пробным полетом. Разумеется, Garmin 1000 не заменяет пилоту мозг, но многое, очень многое делает лучше и быстрее человека. На «Цессне» с аналоговой авионикой просто негде взять столько информации о маршруте, воздушной и наземной обстановке, погоде. Garmin подскажет оптимальный режим работы двигателя, поможет обойти дождевой заряд, при необходимости выдаст направление на запасной аэродром. В принципе часть этой работы неплохо делает обычный GPS-приемник, но «в одном флаконе» гораздо удобнее, это нужно попробовать, чтобы оценить. А если вам скажут, что на морозе жидкокристаллические индикаторы слепнут, рассудите логически. Перед запуском двигателя в морозную погоду вы все равно будете прогревать подкапотное пространство тепловой пушкой, заодно прогреется и приборная доска в кабине. Элементарно. В любом случае за «телевизорами» будущее.

Но я был бы неправ и близорук, если бы не упомянул самую свежую модификацию - Cessna 172 Skyhawk TD с дизельным двигателем Centurion 2.0 производства немецкой компании Thielert Aircraft Engines Gmbh. Мощность дизеля 155 л.с. – вроде бы не так уж много, но работает «сердце» на обычном авиакеросине, который, в отличие от дефицитного авиабензина, есть буквально везде. Это радикально решает проблему снабжения топливом, и вопрос: «А где я там бензин возьму?» пилота дизельной «Цессны» терзать уже не будет. Кстати, это неплохое решение для летных школ и училищ гражданской авиации, которым тоже не улыбается морока с дорогим бензином.

Извините, пора закругляться, и так много получилось (но из песни слова не выкинешь). Полвека мир летает на Cessna 172 так же привычно, как в СССР ездили на «Жигулях». Skyhawk не только самый массовый, но и самый надежный самолет за всю историю авиации. Летный час стоит 150-170 долларов. Так чего ж тебе еще-то нужно, Россия?

Легкомоторный американский высокоплан, имеющий еще и другое название - Skyhawk (Скайхоук).

Технические характеристики

  • Производитель: Cessna
  • Страна-производитель: США
  • Модель: Cessna-172
  • Экипаж: 1 чел
  • Пассажировместимость: 3 чел
  • Двигатель поршневой: Lycoming O-320 flat-4
  • Мощность двигателя: 160 л.с
  • Длина самолета: 8,28 м
  • Размах крыльев: 11 м
  • Высота самолета: 2,72 м
  • Площадь крыла: 16,2 м2
  • Максимальный взлетный вес: 1159 кг
  • Вес пустого самолета: 736 кг
  • Масса полезной нагрузки: 376 кг
  • Максимальная скорость: 228 км/ч
  • Максимально допустимая скорость: 302 км/ч
  • Скороподъемность: 3,7 м/с
  • Потолок высоты: 4116 м
  • Вместимость топливных баков:2 по 105,5 л, максимально 211 л
  • Максимальная дальность полета: 1272 км (при скорости 188 км/ч на высоте 3000 м)

История

Самолет Cessna - 172 создан авиастроительной компанией, которую в 1911 году основал американец Клайд Цессна. Первый полет Cessna - 172 совершил в 1955 году, а с 1956 г началось его массовое производство. За пять лет было продано 4195 самолетов. При разработке многие параметры этой модели были взяты с предшественника - Cessna-170:

  • цельнометаллический корпус;
  • экипаж и количество пассажиров;
  • тип и количество двигателей;
  • конструкция 3-х опорных посадочных шасси;
  • V-образные стойки крыла.

Но появился: более мощный шестицилиндровый поршневой мотор и небольшой багажный отсек в хвостовой части фюзеляжа.

Cessna - 172 наиболее часто из всех легких самолетов снимается американскими кинематографистами. Это любимый самолет Джеймса Бонда. Cessna - 172 стал самым массовым во всей истории авиации - до сегодняшнего дня выпущено более 43 тысяч экземпляров и его производство продолжается.

Секрет высокой востребованности «Летающего автомобиля»

Прежде всего, это:

  • великолепный планер;
  • превосходный летные характеристики;
  • необыкновенная простота и надежность конструкции:
  • неубирающееся шасси;
  • пропеллер фиксированного шага;
  • штурвальная система управления;
  • кабина с автомобильным комфортом;
  • поршневой двигатель воздушного охлаждения рабочим объемом 5,9 л
  • отсутствие понижающего редуктора - коленчатый вал крутит пропеллер напрямую.

Cessna - 172 создавался как летающее такси, поэтому многое в нем напоминает автомобиль:

  • двери распахиваются как у автомобилей;
  • откидные стекла можно держать открытыми даже на максимально допустимой скорости;
  • передние сиденья регулируются во всех направлениях.

Возможности эксплуатации

Самолет Cessna - 172 может беспроблемно взлетать и садиться на сухие грунтовые полосы и это дает еще большие возможности применения:

  • перевозка пассажиров из разных мест;
  • курьерская доставка корреспонденции и грузов;
  • частные деловые перелеты;
  • воздушный туризм и пр.

Комфорт в полете воздушному туристу обеспечивают:

  • мощная печка, позволяющая летать в любое время года;
  • регулирующиеся дефлекторы, которые могут обдувать теплым и прохладным воздухом или быть выключенными;
  • расположенные сверху крылья, не мешающие обзору и наслаждению видами красот;
  • просторная, почти как салон автомобиля, кабина.

Модификации

Суперпопулярная машина имеет более двух десятков различных модификаций. В 2010 году была разработана одна из последних - Cessna-172 Electric-powered с электрическим двигателем. Быстросъемные электрические батареи дополнительно оснастят солнечными панелями. Массовый выпуск намечен на 2017 год, а сейчас модель проходит тестирование.

  • Внешние ссылки откроются в отдельном окне О том, как поделиться Закрыть окно
  • Правообладатель иллюстрации Getty Images Image caption В сентябре 1988-го в советском суде немец Матиас Руст заявил, что его полет на Cessna 172 был призывом к миру. Его приговорили к четырем годам лишения свободы, но через год он был амнистирован и вернулся в ФРГ

    30 лет назад н емецкий юноша Матиас Руст, обманув советские радары ПВО , приземлился в центре Москвы именно на Cessna 172. Но это не единственный эпизод, прославивший самолет, до сих пор выпускаемый в США, рассказывает корреспондент .

    В 1956 году американский авиапроизводитель Cessna приступил к выпуску одномоторного самолета Cessna 172. С тех пор прошло уже больше 60 лет, а производство этой модели по-прежнему продолжается.

    В его кабине могут разместиться до четырех человек, а вес его (без топлива и пассажиров) составляет чуть менее 800 кг.

    Cessna 172 развивает максимальную скорость в 226 км/ч, и хотя его можно разогнать и до 297 км/ч - впрочем, производитель не рекомендует этого делать.

    Дальность полета при полной заправке при определенных условиях может достигать 1290 км (что соответствует расстоянию между Берлином и Белфастом, или между Москвой и Нефтекамском. - Прим. переводчика ).

    Если смотреть только на цифры, можно подумать, что речь идет об автомобиле с высокими техническими характеристиками и слегка более просторным салоном, чем у машин подобного класса. Но мы говорим о самолете.

    Выпуск легкомоторного Cessna 172 (также известного под названием Skyhawk) начался в 1956 году. На данный момент построено свыше 43 тысяч экземпляров.

    По всему миру на Cessna 172 выучилось летать больше пилотов, чем на любом другом типе самолетов Дуг Мэй, Textron Aviation

    И хотя за последние 60 с лишним лет в конструкцию самолета было внесено бесчисленное количество усовершенствований, внешне он по-прежнему выглядит так же, как и самый первый образец, построенный в 1950-х.

    Cessna 172 остается самым распространенным типом учебно-тренировочного самолета в гражданских летных школах по всему миру.

    Именно на нем совершили свои первые самостоятельные вылеты многие нынешние пилоты, и неспроста - он несложен в управлении и способен выдерживать далеко не идеальные посадки начинающих авиаторов.

    "Прощает ошибки пилотирования"

    "По всему миру на Cessna 172 выучилось летать больше пилотов, чем на любом другом типе самолетов", - говорит Дуг Мэй, один из вице-президентов Textron Aviation (материнской компании Cessna).

    "Cessna 172 прощает ошибки пилотирования, что делает его идеальным учебно-тренировочным самолетом", - добавляет Мэй.

    Правообладатель иллюстрации iStock Правообладатель иллюстрации iStock Image caption

    Хотя легкомоторные самолеты не подвергаются модификациям так же часто, как автомобили, далеко не каждой модели удается просуществовать 60 лет в почти первозданном состоянии.

    Производство Cessna 172 прерывалось на относительно продолжительный срок лишь в конце 1980-х, когда введение более жестких требований к конструкции самолетов в США привело к ограничению производства всех типов легкомоторных летательных аппаратов.

    Конструкция Cessna 172 основана на более ранней модели, Cessna 150. После окончания Второй мировой войны Cessna 150 пользовался большим спросом из-за повышенного интереса к легкомоторным летательным аппаратам - многие компании, которые в военные годы выпускали десятки тысяч военных самолетов, тогда переориентировались на гражданский рынок.

    Конструкция Cessna 150 оказалась очень удачной: его производство продолжалось 19 лет, а всего было выпущено почти 24 тысячи экземпляров.

    Однако в кабине самолета едва хватало места для двух человек - пилота и единственного пассажира. Производитель видел рыночные возможности для более крупного самолета, который мог бы брать на борт вдвое больше людей.

    Конструкцию Cessna 172 сделали более прочной: вместо тканевой обшивки, натянутой на силовой набор, применили дюралюминий.

    Получившийся самолет оказался настолько прост в управлении, что отдел продаж Cessna использовал в рекламной кампании термин land-o-matic (способный к автоматической посадке).

    Правообладатель иллюстрации iStock Image caption

    "На мой взгляд, именно прочность самолета послужила причиной его успеха, - говорит Мэй. - Он способен выдерживать до 10 посадок в час, и так час за часом".

    По его словам, на Cessna 172 совершают первый самостоятельный вылет многие начинающие пилоты, и зачастую на нем же и получают лицензию по окончании курса летной подготовки.

    "Cessna 172 сконструирован с большим запасом прочности, - продолжает Мэй. - Конструкторы отлично потрудились: они проанализировали характер задач, которые будет выполнять самолет, и создали конструкцию с гораздо более высокими характеристиками, чем было минимально необходимо".

    64 дня в воздухе, не приземляясь

    Благодаря простоте в эксплуатации и надежности Cessna 172 не раз входил в историю.

    4 декабря 1958 года два пилота - Роберт Тимм и Джон Кук - взлетели на Cessna 172 с аэродрома Маккарран в Лас-Вегасе. Их целью было побить мировой рекорд продолжительности беспосадочного полета.

    Задача предстояла не из легких. Предыдущий рекорд, поставленный в 1949 году, был огромным достижением: тогда самолет сходного класса с экипажем из двух человек провел в воздухе 46 дней, участвуя в кампании по сбору средств для фонда борьбы с раком.

    Правообладатель иллюстрации iStock Image caption

    Чтобы поставить новый рекорд, Тимму и Куку нужно было провести в воздухе почти семь недель, ни разу не приземлившись.

    Как пишет один из авторов сайта Jalopnik , на то, чтобы подготовить самолет к рекордному полету, ушел год. В число модификаций входила небольшая раковина, которую экипаж мог использовать для чистки зубов и умывания.

    Чтобы разместить в кабине спальный матрас, пришлось демонтировать задние пассажирские кресла.

    Пока один из пилотов управлял самолетом, другой спал. А для того чтобы помыться, была предусмотрена небольшая съемная платформа, которую размещали между открытой кабиной и расчалкой крыла - свободный от пилотирования член экипажа мылся прямо за бортом.

    Более серьезную трудность представляли дозаправка самолета и передача на борт воды и еды.

    Свободный от пилотирования член экипажа мылся прямо за бортом

    Пилоту приходилось вести самолет очень низко над землей и выдерживать скорость таким образом, чтобы она соответствовала скорости едущей по дороге машины с припасами. Второй член экипажа опускал к машине корзину для еды и воды, а затем поднимал ее, полную, назад в кабину.

    Дважды в день происходила встреча с топливозаправщиком. Топливный шланг подсоединялся к установленному под фюзеляжем дополнительному баку, из которого топливо перекачивалось в стандартные баки внутри крыльев (после чего дополнительный бак снова наполнялся).

    Непросто приходилось и двум водителям топливозаправщика - пока один рулил, другой выдерживал скорость, следя за самолетом в окно и держа ногу на педали газа (полет проходил над пустынными районами Невады, вне городской застройки).

    Прошла неделя, потом другая, затем месяц, а там и полтора. Через семь недель, когда пилоты побили предыдущий рекорд, они решили максимально усложнить задачу тому, кто возьмется побить их собственный.

    Они находились в воздухе еще более двух недель, а когда наконец приземлились 4 февраля 1959 года, оказалось, что полет продолжался 64 дня 22 часа 19 минут и 5 секунд - этот рекорд так до сих пор никому не удалось улучшить.

    Самолет, который пилоты назвали "Асьенда", сейчас красуется под потолком терминала Международного аэропорта Маккарран.

    Посадка у собора Василия Блаженного

    Cessna 172 попал в новостные заголовки и в 1987 году, когда западногерманский юноша Матиас Руст перелетел на самолете этого типа в СССР и приземлился в самом центре Москвы. По словам 18-летнего пилота-любителя, его полет был призывом к миру.

    Русту удалось преодолеть самую мощную систему ПВО в мире, с ее тысячами перехватчиков и ракетных установок, и совершить посадку неподалеку от Красной площади, на Васильевском спуске. (По иронии судьбы, это произошло 28 мая, в День пограничных войск СССР - Прим. переводчика. )

    Правообладатель иллюстрации Getty Images Image caption

    Cessna 172 Руста, который летел на малой высоте, чтобы его не засекли советские радары ПВО, поначалу приняли за советский же учебно-тренировочный самолет.

    А когда летчики реактивных перехватчиков удостоверились в том, что имеют дело с самолетом западного типа, они не смогли уравнять скорость своих машин со скоростью тихоходного поршневика. (Приказа на уничтожение неизвестного самолета они не получили - Прим. переводчика .)

    Руст продолжил полет и совершил историческую посадку у собора Василия Блаженного на глазах у пораженных прохожих и туристов.

    Самолет французской сборки позже был продан Японии, но затем его вернули в Германию, и сейчас он выставлен в Немецком техническом музее в Берлине.

    Испытанный временем мотор

    Cessna 172 до сих пор выпускают на американском предприятии Textron Aviation в Уичита, штат Канзас, так что если вы захотите приобрести такой самолет, необязательно покупать подержанный экземпляр.

    У жителей Великобритании или других европейских стран есть два варианта доставки: частично разобрать самолет в США и отправить его домой морем, или заказать перегоночный рейс через Атлантику.

    Во втором случае потребуются услуги профессионального пилота - такого, как Сэм Резерфорд.

    Резерфорд работает в компании Prepare2go, которая, среди прочего, занимается и перегоном летательных аппаратов с заводских аэродромов в интересах покупателей. Он регулярно летает через Атлантику, в том числе на Cessna 172.

    По словам Резерфорда, услуги пилота по выполнению перегоночного рейса будут стоить примерно столько же, сколько отправка самолета морем: "Но во втором случае придется сначала снимать крыло, а затем ставить его на место - а это гораздо сложнее, потому что такую операцию придется согласовывать с авиационным специалистом".

    Он продолжает: "Я, наверное, уже раз 12 перегонял технику через Атлантику, в том числе вертолет и сверхлегкий летательный аппарат. По сравнению с ними полет на Cessna 172 по комфорту не уступает полету пассажиром на коммерческом авиалайнере!"

    Правообладатель иллюстрации iStock Image caption

    Даже при полной заправке Cessna 172 не сможет перелететь через Атлантику без промежуточной посадки - расстояние от Ньюфаундленда на восточном побережье Канады до запада Ирландии составляет не менее 3100 км.

    Поэтому пилоты следуют кружным путем - летят над безлюдным канадским севером, пересекают море Баффина, достигают Гренландии, оттуда берут курс на Исландию, и затем уже к Британским островам.

    Выполнять такой рейс на одномоторном самолете - работа не для слабонервных. "Гренландия потрясающе красива, но я бы не хотел совершить там вынужденную посадку, - объясняет Резерфорд. - Только представьте себе волны, разбивающиеся о высоченные скалы…".

    Услуги пилота по перегону Cessna 172 через Атлантику будут стоить примерно столько же, сколько отправка самолета морем

    По счастью, двигатель Lycoming 360 - один из самых надежных в мире авиации. "Модель двигателя на этом самолете не меняется уже 60 лет, - говорит Резерфорд. - Вряд ли существует более испытанный и проверенный мотор".

    Подержанный Cessna 172 - возрастом в несколько десятков лет, с далеко не новой окраской, при этом абсолютно безопасный в эксплуатации - можно приобрести всего за 25 тысяч фунтов, а то и дешевле.

    "Если вы можете позволить себе автомобиль BMW или Mercedes, то Cessna 172 уж точно будет вам по карману", - отмечает Резерфорд.

    Если же вы предпочитаете самолет, только что сошедший со сборочной линии, - нет проблем. По словам Дуга Мэя, "у нас нет намерения прекращать производство данной модели".

    Лучшие статьи по теме