Психология. Отношения. Личность. Общение
  • Главная
  • Клиническая
  • Психология. Для чего людям нужны знания в области психологии: аргументы "ЗА" Для чего человеку нужны психологические знания

Психология. Для чего людям нужны знания в области психологии: аргументы "ЗА" Для чего человеку нужны психологические знания

Но для начала, вспомним само понятие – психология. В переводе с греческого языка термин «психология» дословно переводится как знание о душе. А по сути, это наука о поведение человека.

Психика живых существ с древних времен интересовала человечество. Это тайное свойство живой материи, функционирующее по особым законам. Познания о человеческой психике по мере эволюции постоянно прогрессируют. Прогресс ушёл далеко, а познание души, поведения человека тоже двигается, но очень медленно и плюс к этому разные школы психологии просто скрыто враждуют между собой, вернее недолюбливают.

Давно известно, что качество жизни человека во многом определяется его окружением и отношением к себе. Очень редко случается так, что человеку повезло с воспитанием, повезло с окружением, работоспособность и коммуникабельность на высоте «от природы». Такие люди интуитивно выбирают правильную дорогу своей жизни, идут по ней с успехом, и никакая помощь психологов им не нужна. Однако большая часть людей, очень часто, заворачивает на своем жизненном пути, образно говоря, в болото, и не всегда, получается, выбраться из него самому.

Часто таких людей мучают вопросы. Как изменить качество моей жизни? Как наладить сложные отношения с людьми? Как сделать так, чтобы я был ценен и значит для людей? Почему у других людей дела обстоят лучше, чем у меня? Как познать себя? Как найти свой путь? На эти и на тысячи других подобных вопросов пытается ответить психология. Однако получить однозначный ответ на эти вопросы, который будет подходить для всех, без исключения, людей на нашей планете практически не реально.

Зачем человеку нужна психология?

Д ля самопознания, самопонимания, а также для понимания других людей и понимания взаимоотношений между ними.

Человек, подкованный психологией более внимателен, наблюдателен, проницателен; понимает мотивы поведения человека; он может прочитать человека как открытую книгу. Человек только подумал, а вы знаете, что у него на уме, потому что это выразилось на его лице, мимике, жестах, т.е. невербально. А что это даёт? Он знает, что можно ожидать от человека «предупреждён, значит, вооружён», а если есть уже готовые модели реагирования на подобные ситуации, значит, ситуацию можно держать под контролем. И самое наверное главное, человек научается управлять своим телом: своими эмоциями, желаниями, чувствами, которые зачастую ОЙ-КАК не подвластны нашему сознанию.

Психология отвечает на многие вопросы почему? Почему мы поступаем именно так, а не иначе? Понимаешь, что движет нами? Если вам хочется понимать причины происходящего вокруг, а самое главное знать ответ на вопрос «что делать с этим?», как изменить ситуацию, мышление, поведение себя и близких людей, то добро пожаловать в увлекательный Мир психологии.

Кто поможет?

Профессиональные психологи, могут определить какие истинные проблемы волнуют вас, и как направить человека на решение этих проблем. Именно направить, потому что встреча с психологом – это лишь 50 % решения проблемы. Понять, узнать решение, согласиться с ним – это далеко не все. После этого нужно немедленно начинать действовать. Для того чтобы что-то в своей жизни изменить, нужно выходить из шаблонных рамок поведения. Но жизнь не всегда связана с проблемами, иногда просто нужен человек со стороны, чтобы дали обратную связь по целям и задачах. Чтобы пройти свой путь наилучшим и коротким образом.

Чем психолог помогает человеку?

Настоящий специалист в этой области, с помощью методик и своего профессионального навыка находит в человеке деструктивные, не правильные шаблоны поведения и помогает человеку осознать их. Помогает раскрыть внутренний потенциал, снять внутренние защиты/блоки разного рода, выйти из коробки условностей, своего рода, из старого гнилова дома выстроенного самим же человеком из не ресурсных убеждений, и выстроить в своём сознании новый прекрасный дворец, новый позитивный мир, где он становиться Хозяином и Автором своей судьбы. Вы не ослышались, именно так — ХОЗЯИНОМ . И тот, кто через это прошёл, знает о чём я говорю.

Как отличить профессионала от некомпетентного специалиста?

В любой профессии важен конечный результат деятельности. Если он положительный, то вы обратились по адресу. К настоящему специалисту. Выздоровел пациент после операции — хороший врач. И вам совсем неважно, какой университет он закончил. Бывает, что за плечами врача куча институтов, кандидатских, но он никакой, а бывает люди профессионалы от Бога, их и учить-то особо не нужно. Чуть только подправить вектор развития и дать нужный материал.

Если же человек говорит лишь о том, что он знает, видит пути решения проблем, с которыми к нему обращаются, то он видит дорогу, но не видит конечную цель, к которой должен прийти. Терапия ради терапии. Процесс ради процесса. Процесс — это не результат.

Бывает еще хуже — психолог говорит, что его работа — быть психологом, оказывать психологическую поддержку людям, это хорошо, даже скажу здорово! Но это только мизерная часть компетенции настоящего психолога, то есть он вообще не понимает какой «продукт» должен быть итогом его деятельности.

Компетентный психолог знает, что конечный продукт его работы — изменение жизни клиента к лучшему, у него происходят реальные качественные прорывы по многим направлениям жизни, причем сам клиент говорит об этом.

Чему учат психологов в стандартных заведениях?

В классическом университетском образовании психологов большой объем часов отведен на изучение теории психологии, истории становления психологии как науки, философии.

Мало времени уделяется отработке практических навыков. Как следствие, после пяти, шести лет обучения в вузе, в голове много знаний, а вот навыков и практического опыта очень не хватает. Преподаватели говорят, что, мол, нарабатывайте опыт сами. Учитесь на своих ошибках. А как его наработать, если без опыта никуда не берут? Да и захочет ли клиент прийти к такому специалисту, ещё большой вопрос!

Заветы вузовских специалистов можно охарактеризовать словами из мультфильма Алиса в стране чудес: «всё чудесатее и чудесатее». Для чего я пять-шесть лет корпел(а) над изучением учебной программы? Сдавала зачеты, экзамены? Это похоже на ситуацию, когда водительские права получил, а ездить по городу так и не научился, и при этом все же рискуешь — сесть за руль.
К сожалению, именно беда всех обычных психологов — даже и кандидатов — что они работают так, как их научили — старыми методами, которым от роду лет по 50, а то и по 100. Например, психоанализ — был в свое время очень прогрессивен. В итоге, все попадают под жернова общих рецептов, общих рекомендаций, по сути, идёт работа с клиентом по шаблону. Иногда они попадают в цель, но часто мишень проблемы остается не закрытой. Люди справедливо начинают задумываться: а нужны ли вовсе нам психологи? И идут в церковь, к бабкам, экстрасенсам, в секты. Бывает, что эти люди и помогают, а бывает и плачевный результат.

И сейчас сложилась ситуация, когда часть психологов, не получивших, по каким-либо причинам, доступ к новым методам, работают по старинке. Можно сравнить их с врачами в простой провинциальной поликлинике. за это им тоже низкий поклон, это по-любому лучше, чем ничего!

Что делать?

Есть люди и даже целые направления в практической психологии, кто сами разрабатывают новые подходы, методики, техники и внедряют их в жизнь. Они более эффективны и просты, дают потрясающие результаты за короткий промежуток времени. Найдены они методом проб и ошибок. В частности, я говорю не абстрактно, а про своё направление. Они настолько универсальны, безвредны и просты, что их можно внедрять даже в школьное образование начиная с детского сада. Даже самый малый ребёнок их усваивает очень легко и быстро. Кстати, дети очень быстро схватывают основы и для них это является уже, как дышать, писать, читать… И эти специалисты с их инструментом оказываются впереди планеты всей, тем самым двигают прогресс в области психологии. По сути, делают так, чтобы психологии не было вообще. Им важно, чтобы вокруг были люди психически здоровы и уже никакие психологи обществу не были нужны. Что это за подход? Он ближе к социальной педагогике и воспитательной работе с элементами логического анализа происходящего. Конкретней, это комплекс самых разных направлений психологии, эволюционной психологии, биологии, нейрофизиологии… Вернее, симбиоз самого лучшего, простого и прогрессивного. И всё это объединено в эффективную структуру обучения психологическим навыкам. Это просто адекватный процесс научения человека с самого детства элементарным навыкам правильного мышления, управлением своими эмоциями, а как следствие поведением. Это направление онлайн-школы

Выбор за каждым

У каждого человека теперь есть реальный шанс получить действенные инструменты для своей работы над собой, которые как следствие, приводят к позитивным изменениями в жизни. И доказательство этому моя жизнь и всех моих коллег закончивших Университет практической психологии, откуда мы перенесли большую часть нового подхода. Настал наш черёд распространять эти уникальные знания и умения по всему миру.

Друзья, у вас тоже есть шанс получить БЕСПЛАТНО эти знания, эти я хочу разорвать шаблон мышления, что бесплатный сыр бывает только в мышеловке. Главный тезис школы: У нас всё по-честному и справедливости! И этим мы хотим доказывать, что психолог – звучит гордо. Присоединяйтесь к нам, профессионалам с большой буквы в онлайн-школу » и вы почувствуете разницу!

«Для семьи душевнобольного, а также для общества,
его болезнь — проблема; для самого больного — решение». Томас Сас.

Сегодня мы поговорим о вопросе, который волнует большинство людей, далеких от психологии: «Зачем нужна психология вообще?», «Является ли психология наукой?».

Иногда мне приходиться сталкиваться с разным уровнем информированности у клиентов, а я работаю далеко не с самыми простыми людьми: врачи, управленцы, филологи и тому подобное и так далее, то есть с весьма образованными людьми. Бывают очень интересные случаи, когда люди, приходя на консультацию не знают или не очень представляют, чем отличается психолог от психиатра, чем нагоняют на себя ненужный страх и сталкиваются с предубеждениями. Одним из таких предубеждений является то, что к психологу обращаются только больные люди.

Не так давно один из моих клиентов, который проходит длительный курс психотерапии, признался мне, что, когда пришел первый раз, не знал, чем отличается психолог от психиатра.

Несмотря на то, что с конца 90-х годов и начала 2000 психология переживает бум популярности, остается много темных пятен и есть люди, которые не только путают психологов и психиатров, но и не владеют никакой информацией о психотерапии – одного из направлений практической психологии и психиатрии. Психотерапия — область, в которой «встречаются» два таких разных направления.

Психотерапия вызывает также много вопросов, как и психология, из-за чего у клиентов возникает много разочарования на самых первых этапах работы. С этим вопросом мы тоже потихоньку разберемся.

В разных сериалах мы видим профессионалов, которые, обладая знаниями психологии, помогают людям раскрывать преступления, наладить личную жизнь, сами являются главными героями известных фильмов, такие как: «Обмани меня» (Lietome/2009 — 2011), «Кости» (Bones/2005 – 2015/персонаж Свитц – профайлер, появляется в третьем сезоне), «Окончательный анализ» (1992) с Ричардом Гиром в главной роли, «Шестое чувство» в главной роли с Брюсом Уиллисом.

Получается, что психолог, психоаналитик, психиатр – популярные или даже модные специалисты, которые окружены тайной и мистификациями. Знают особенности человеческой души, умеют грамотно манипулировать и разгадывать секреты, но к которым лучше не ходить, потому что «здоровый человек сам должен справляться со всеми сложностями». Однако, это еще одно заблуждение, потому что нет ни одного человека, который был бы полностью самодостаточным и обходился без других, а еще владел бы знаниями всех наук и был подобен Аристотелю. Это такой же недостижимый идеал, как и пресловутая идеальная безупречность во всех жизненных вопросах. К психологам, как правило, обращаются именно здоровые люди. Почему? Да потому, что психолог владеет знаниями об устройстве человеческой психики как в норме, так и при патологии и может помочь обычному здоровому человеку справиться со сложными вопросами. Такие вопросы, как правило, касаются очень важных вещей: выбора, понимания ситуации, самого себя, — такие вопросы, которые напрямую отвечают за качество и качественность жизни человека.

Психика имеет сложное «устройство» и не зря люди тратили столетия, чтобы разобраться с тем, как наиболее эффективно помогать людям. Как происходило формирование психологической науки Вы узнаете из очень краткого, буквального тезисного изложения исторических фактов в данной статье.

История психологии.

Как и у любой науки, у психологии есть своя история развития. «История психологии» — один из наиболее любимых мною предметов. Изучая историю любимого предмета, мы прикасаемся к святая-святых — совершенствованию человеческого познания как процесса.

Итак, интерес к душевной жизни волновал человечество на протяжении тысячелетий. Начиная с древнегреческих философов, которые пытались объяснить явления душевной жизни с помощью элементов 4 стихий, элементов или атомов, до сегодняшнего дня, когда психология стала многоотраслевой наукой, которая включает в себя десятки достаточно серьезных направлений, каждое из которых, фактически, развивается отдельно: клиническая психология, психодиагностика, возрастная психология, юридическая, космическая, медицинская, психофизика, психолингвистика, нейропсихология, зоопсихология, общая психология, практическая психология, консультативная психология…

Движение науки по оси времени имеет восходящий характер по принципу развития идей. Какие-то идеи получили свое развитие и продолжают развиваться, а какие-то отпали из-за недоказуемости или ошибочности. Как например, месмеризм. Фридрих Месмер считал, что человек выделяет энергию, как природный магнит. В основе человеческого (животного) магнетизма лежит частица — флюид. В чем-то его подход напоминает древних греков с их атомами.

Основополагающими достижениями античной мысли были идеи Сократа и его метод диалога, Платона и его философия идеального мира, Аристотеля, который первым заговорил о единстве души и тела. Однако древние греки никакого специального термина философским умозаключениям относительно процесса познания души не дали.

Психология как самостоятельная дисциплина оформилась лишь к 19 веку. Первый в мире курс по научной психологии прочитал немецкий физиолог, психолог Вильгельм Вундт, который изучал на основе естественнонаучных методов чувственное восприятие, а иными словами, — процесс формирования образов на основе ощущений и переживаний. Мало кто знает, но Вильгельма Вундта считают еще и отцом социальной психологии. Уже к началу 20 века психология уверенно зашагала по планете и вскоре была введена во всех крупных университетах мира.

Что же такое психология?

Итак, что же такое психология? «Психология» – это наука о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности. Взаимодействие человека с окружающим миром организуется с помощью психических процессов, которые протекают на базе физиологических реакций и не отделимы от них.

Что мы понимаем под «психическими процессами»? Это ощущение и восприятие, внимание, память, мышление, воображение, речь, деятельность, эмоции и чувства. У каждого психического процесса есть свои характеристики и закономерности протекания, свойства, а также качества. Все психические процессы являются результатом деятельности нашего мозга и направлены на адаптацию организма в окружающем мире.

Если нарушается функционирование хоть одного процесса это сразу же сказывается на безопасности человека. Более подробно о психических процессах мы поговорим позднее.

Сейчас я приведу лишь один пример. Давайте рассмотрим, что будет с человеком, если у него нарушена функция ощущения?

Что такое ощущение? Это способность различать различные воздействия на организм или изменения внутри организма. Так, например, ощущение дает возможность различать: холод – жар, голод – сытость, влажность – сухость, больно – не больно. В норме человек ощущает свое «Я» целостным и неделимым, самоощущение включает весь контур тела и его наполненность и т.п.

Давайте теперь посмотрим, что будет с человеком, у которого есть нарушение ощущения.

Оказывается, что потеря ощущения возможна в следующих ситуациях:

  1. В моменты сильного стресса, душевных волнений или потрясений. Часто мы видим в кино, как герой или героиня выбегает в лютый мороз без верхней одежды на улицу и тогда мы понимаем, что герой фильма переживает сильный стресс, потому что человек находится под влиянием таких сильных чувств, что не думает о своей безопасности, здоровье.
  2. При поражении головного или спинного мозга, когда в следствие травмы или, например, инсульта, человек не чувствует какую-либо часть тела или теряет чувствительность к боли. Тогда человек перестает чувствовать опасность от острых или горячих предметов. Иногда бывает и наоборот, чувствительность резко усиливается к цветам, звукам, свету. Иногда после инсультов бывают очень сильные, болевые ощущения, и тогда человеку сложно выполнить какое-либо простое действие. Например, одеться. Кстати, потеря чувствительности характерна еще и для сирингомиелии.
  3. При психических расстройствах. Психические расстройства характеризуются изменением самоощущения или его потерей. У человека пропадает ощущение собственного «Я».
  4. Если человек не чувствует насыщения голода – нет ощущения сытости, то мы можем говорить либо о «заедании» стресса, либо, если механизм становится «хроническим», о булимии.
  5. А вот при анорексии страдает образ «Я» и человека тошнит, как ему кажется от переедания, хотя съел лишь листик салата.

Таким образом, мы видим на примере всего лишь одного психического процесса – ощущения, насколько он важен для нашей психики. Ощущение по праву считается базовым психическим процессом и выполняет множество функций. Более того, ощущение связано со всеми высшими психическими функциями — процессами. Как именно, мы рассмотрим в следующих статьях.

Здесь следует заметить, что многие важные диагностические методики связаны с диагностикой высших психических процессов. Более того, мы знаем, что после сильных переживаний, многие психические процессы «страдают».

Итак, вернемся к истории психологии.

Исток истоков или начало психотерапии

В 19 веке на кафедре психиатрии знаменитого в медицинских кругах психиатра Шарко в Парижском университете (будущий учитель Зигмунда Фрейда) проходил стажировку молодой психиатр Пьер Мария Феликс Жане , который смог предвосхитить некоторые оригинальные идеи Зигмунда Фрейда.

Благодаря научной работе Пьера Жане, мы познакомились с очень важной концепцией (системой взглядов) в психиатрии — открытие и описание процесса психической регуляции. Именно он, первый, разработал «психологическую концепцию неврозов». Ввел в науку несколько основополагающих и важных понятий. Жане утверждал, что при определенных нарушениях характера, сознание человека не способно регистрировать важные психофизиологические процессы. Помните, те самые психические процессы?

Именно этот знаменательный момент можно считать отправной точкой для начала развития идей и практической части клинической психологии, которая позволяет изучать нарушение течения и функционирования психических процессов. Психолог не может поставить официальный диагноз, но с помощью клинических методов может описать течение психического расстройства.

Еще один гениальный ученик Шарко Зигмунд Фрейд разработал новый метод лечения — психоанализ. Именно Фрейду мы обязаны распространению идеи лечения словом — психотерапии.

Чем различаются психология и психиатрия?

Если психология – изучение душевных процессов, поведения, переживаний в норме и патологии, то психиатрия – это отрасль клинической медицины, которая изучает психические болезни, их возникновение, течение и медицинские (фармакологические) способы их лечения. Цели у психологии и психиатрии разные, задачи разные и методы различаются, но не во всех областях. Психолог — не врач, таблеток не прописывает, но с помощью комплексного изучения индивидуальности и личности человека может помочь приспособиться к миру или решить конкретную проблему. Психиатр, грубо говоря, не ставит перед собой задачи адаптации человека к социальным аспектам взаимодействия, его задача лечить болезнь — создать биологический базис, то есть выправить биологические процессы с помощью медикаментов, чтобы направить человека на «обучение» — психотерапию. Получается, что психология и психиатрия тесно связаны только в области изучения психических процессов, причин их дефицита или «поломки», а вот подход к помощи людям с проблемами в адаптации — разный. Психология предлагает и создает новые методы обучения для людей с разными жизненными проблемами. Психиатрия лечит биологические процессы.

Психология решает очень конкретные задачи, например: изучить как какой-либо конкретный личностный процесс или взаимодействие группы людей помогает или мешает справляться с той или иной деятельностью, а также предложить работающее решение, научить новым способам действия или взаимодействия с социумом. Вот зачем нужна психология!

Ну, и соответственно, психиатрия также очень важна, — если у человека будет разрушаться психика, например: проводимость электрических импульсов, дефицит какого-либо из нейромедиаторов (химические посредники проводимости электрических импульсов в головном мозге), может приводить к очень сильным сбоям в «работе» психики и тому подобное, и так далее. Существуют даже отдельные теории о взаимосвязи дефицитов нейромедиаторов и психических заболеваний. Ну, не об этом речь…

Сейчас во многих (если не во всех, а на Западе однозначно во всех) психиатрических клиниках работают клинические психологи и психотерапевты, которые занимаются адаптацией («переобучением») пациентов к нормальной жизни. Одним из таких обучающих процессов является психотерапия, которую следует различать и от психологии, и от психиатрии.

О психотерапии

Поскольку лекарства не решают основные проблемы людей — не меняют их отношение к миру, к самим себе, не показывают новых способов взаимодействия с другими людьми или решения жизненных задач, то появляется необходимость «переобучения». По своей сути такое глубинное переобучение затрагивает основы основ всех внутриличностных процессов человека и для такого глубокого и сложного процесса требуются особые условия, поэтому название для такого личностного преображения переводиться как «лечение души».

Тут появляется новое понятие «личность», которое для нас очень важно. Давайте его рассмотрим. В каждой психологической школе понятию «личность» придавалось разное значение, но все школы сходились в одной точке, когда определяли личность как совокупность динамических характеристик наряду с устойчивыми чертами (стереотипами, привычками, стилем, индивидуальностью, система взглядов и установок), появившуюся в процессе социального взаимодействия.

В психологии широко известны факты, когда маленькие дети, оказываясь вне внимания людей, попадали к диким животным как Маугли. К сожалению, ничего человеческого, кроме как принадлежности к виду HOMO SAPIENS у них не было. Вместо речи они использовали звуки, передвигались на четырех конечностях и пугались присутствия людей. Более того, в неволе не выживали. Без социального нормального взаимодействия человек не выживает.

Этот пример приведен мной не случайно, ведь все нарушения, которые приобретает человек, связаны именно с отношениями. Так, еще один знаменитый психиатр, Гарри Стэк Салливан, которого я буду частенько упоминать в своих статьях, написал замечательную мысль: «Вся психиатрия начинается в межличностных отношениях».

Так бывает, что не всегда условия, в которых развивается и живет человек, являются для него питательными или создают хорошую основу для благополучной, счастливой жизни. Не всегда родители способны сами решать задачи или справляться со своей жизнью. Безусловно, подобные дефициты сказываются на общем развитии личности человека и многие личностные способности просто не формируются. К таким способностям относятся способности в самоподкреплении, самоутешении, самопринятии, самоуважении и т.п. Однако в избытке развивается съедающая заживо самокритика и самоотвержение. Достаточно привести очень простой пример, современному человеку очень сложно справиться с тревогой и поэтому одними из самых распространенных расстройств по статистике ВОЗ (Всемирной организации здравоохранения) считаются аффективные расстройства — расстройства настроения. Практически во всех аффективных нарушениях присутствует тенденция повышенной тревожности.

Поэтому и получается так, что если человек не способен урегулировать свою жизнь, как необходимо для более или менее благополучного существования, тогда ему нужна помощь. Психотерапия полностью направлена на помощь личности выработать новые личностные способности, универсальные, которые помогают человеку справляться со многими жизненными сложностями, а именно — решать задачи как с персональными особенностями и характеристиками, к которым иногда не так-то просто приспособиться, так и адаптироваться к окружающему миру.

На сегодня все. С уважением, семейный психолог Мария Романцова
P.S. Помните, что по всем вопросам Вы всегда можете обратиться по телефону: +7 (926) 197 — 64 — 39

ФОТО Getty Images

Мы пытаемся понять, что думают другие, спрашиваем себя: почему они поступили так, а не иначе? А иногда: почему я так поступаю - и могу ли иначе? Все это - работа нашей психики, а психологи наблюдают и описывают эту работу. Они приходят нам на помощь в сложных жизненных ситуациях. Например, когда мы расстаемся с любимым человеком или не можем договориться со своими детьми. Это - в общем. А есть и отдельные, частные вопросы, которые встают перед каждым из нас, и разные задачи: некоторые из них разрешаются в течение дня, другие нам предстоит решать всю жизнь.

Для каждого психология означает что-то свое. Что она означает для специалиста, человека, который избрал ее своей профессией? Десять лет от имени наших читателей мы обращаемся к признанным профессионалам, чтобы вместе с ними размышлять о самых острых и волнующих темах. Но не так уж часто выпадает случай спросить, что думают сами эксперты о сотрудничестве с журналом и о том, какое место занимает психология в нашей жизни. Сегодня у нас появился повод узнать об этом из первых рук.

  • Когда мы говорим о психологии, мы говорим не об искусстве манипулировать другими и играть на чьих-то слабостях, мы говорим о практике внимательного отношения к внутреннему миру, о праве на свой мир. И тогда ответ ясен: психология нужна современному человеку для того, чтобы напомнить ему, что у него и у других, что существенно, - есть внутренний мир. Что детские воспоминания, сны или размышления о смысле жизни важны. Что каждый из нас может быть интересен, полон тайн и не однажды удивит других и себя самого.
  • Команда Psychologies бережно и уважительно относится к психологам и их работе - это во-вторых. А во-первых - письма читателей стали для меня своего рода «окном в мир» . Они точно отражают обыденные представления, нормы и уклад жизни. Работа с письмами дает возможность не забывать, где живешь.

  • Понимать то, как устроена наша психика, важно в том же смысле, как важно знать правила дорожного движения - для безопасности и комфорта.
  • Я читаю Psychologies по поводам и без. Журнал помогает мне узнать точку зрения специалистов из других стран, с другим менталитетом, и это очень расширяет мой профессиональный горизонт. И меня просто завораживает язык, которым написаны материалы о сексуальности, сделанные совместно с французскими коллегами. В нем научность выражена поэтично, естественно, как в прекрасном литературном произведении. Есть чему поучиться! Часто читаю журнал вечером, после работы, это позволяет мне «переключиться», почувствовать себя просто человеком, а не психотерапевтом. И отрефлексировать события дня, развеять напряжение, вернуть душевный покой и ощущение внутреннего комфорта. Не перестаю удивляться - большинство статей написано так, что хочется сказать: «Ой, и это про меня!» Журнал помогает увидеть знакомые ситуации под другим углом зрения, дает импульс новым мыслям и положительным эмоциям. Спасибо редакции за радостную возможность быть вместе с вами!

  • Чтобы действительно быть современным человеком, для которого психологическая культура - часть общей культуры (наряду с умением читать, писать, мыть руки перед едой). Нам присущи две иллюзии, противоположные по смыслу, но прекрасно уживающиеся друг с другом: «все люди - как я», и - «все люди - разные». Поэтому мы имеем несчастье судить по себе, когда пытаемся понять, что случилось с кем-то другим вчера и что произойдет с ним завтра, а он (она) нам преподносит сюрпризы. С другой стороны, пресловутое «знание себя» - очень условная вещь. Знаем ли мы, например, как поведем себя в трудной или необычной ситуации? Взять хотя бы эксперименты Милгрэма с ролевой жесткостью (под диктовку инструктора люди способны совершать чудовищные вещи; причем таких людей большинство, стало быть, к ним относится потенциально и каждый из нас). Или другой пример: «в моей семье что-то не то, есть же нормальные семьи». Знание психологии позволяет понять, в каких иллюзиях мы живем и что наши представления о «норме» весьма нереалистичны.
  • Psychologies - это открытый университет психологических знаний. Он во многом способствует преодолению дистанции между психологией и жизнью. Когда на страницах журнала психолог-консультант ведет сеанс, он содействует решению проблем не только своего клиента, но и других людей, среди которых и он сам как личность. Поэтому, сотрудничая с Psychologies, я, человек, склонный к сомнениям, не только обмениваюсь опытом с коллегами в том, как помочь человеку, но и присматриваюсь, как им самим удается жить согласно собственным убеждениям и принципам.

  • Все мы вольно или невольно осознаем свои психические процессы, стараемся понимать мотивы и переживания других людей. Это неизбежно, это и есть психология, наша собственная, «бытовая». А научное знание делает нас более грамотными и компетентными.
  • Чувствуешь себя членом клуба. Когда журнал только начинался, все обсуждали взволнованно, как это будет - в нашем обществе, где нет индивидуальных взглядов и представлений. Приятно, что журнал очень успешный и что у него много отечественных подражателей. Периодически я даже начинаю набрасывать темы для Psychologies, а потом рутина засасывает, и я не пишу. А потом жалею.

  • Мне совсем не близка психология, которая обслуживает современного «человека потребляющего». Меня вдохновляет другая, вечная психология, сохраняющая и развивающая человеческое в человеке. Эта психология защищает территорию моей души. Она как воздух нужна каждому из нас, чтобы оставаться страстным, чувствующим, думающим, изменяющимся, непрерывно ищущим новые смыслы жизни вместе с другими людьми.
  • Когда журнал ставит сложные вопросы, поднимая новые темы, он побуждает меня быть исследователем, заглядывать за границы известного, развивать способность говорить о сложном на живом языке. За годы сотрудничества одним из самых сильных творческих переживаний для меня стала работа над рубрикой «О чем говорит мне эта картина?», когда шедевры начали оживать, открываться по-новому, заставляя душу трудиться - фантазировать, мучиться, думать. Так что журнал помогает мне в удивительных и полных удовольствия поисках и открытиях новых смыслов.

  • Психология только в последние два-три десятилетия по-настоящему вошла в культуру образованных людей. Без нее невозможны человеческие отношения, конструктивное сотрудничество с другими, но самое главное - по-настоящему хорошие отношения с самим собой. Психология, а точнее феноменологическая психология, - это наука о математической логике переживаний, и она нужна людям.
  • Журнал Psychologies подкупает отсутствием высокомерия по отношению к читателю, с одной стороны, и профессиональным отбором тем - с другой. Казалось бы, взаимоисключающие особенности - популярное издание, которое, тем не менее, и профессионал номер за номером читает с интересом. Этот парадокс и есть тайна журнала. Не журнала вообще, а этой конкретной русской команды - его редакции. Интеллигентных и профессиональных реальных людей. И это рождает, кстати, патриотические чувства, несмотря на французское название. Зачем читать? Прагматически можно сказать - потому что это качественный продукт мирового уровня. А если глубже, могу сказать о себе: мне посчастливилось присутствовать при рождении, развитии и расцвете настоящего культурного феномена, масштаб которого еще даже не осмыслен должным образом. Далекие от психологии люди активнейшим образом перенимают культуру ответственной заботы о собственной жизни. Разве этого не настоящее просвещение? И я горжусь тем, что тоже принадлежу к Psychologies.

  • Психология - это руководство пользователя самого себя. Мы можем использовать возможности своего мозга на 3%, а можем и существенно больше. И хотя знание психологии - не единственный и, может быть, не главный фактор, от которого это зависит, но быть квалифицированным пользователем самого себя - значит взять в свои руки то, что мы привыкли отпускать на волю случая и стечения обстоятельств. Кому-то это лишнее бремя, а кому-то - новые возможности.
  • Сотрудничество с Psychologies - это возможность поделиться моим жизненным и профессиональным опытом, рассказать о своих важных идеях. А еще это своеобразная форма психологической помощи, пусть я и не вижу того, с кем разговариваю.

Знание основ психологии, в том числе социальной, важно для каждого современного человека для познания самого себя.

Зачем нужна социальная психология

Познание самого себя очень важно, это научит вас жить в гармонии с самим собой. Однако, все мы живем в обществе, и поэтому, важны знания еще и в социальной психологии . Это особый раздел, который подробно и прицельно изучает поведение людей в границах социума, а также особые психические явления, возникающие в процессе контактов, взаимодействия или конфликтов в определенных социальных группах. Есть определенные закономерности в поведении людей определенных социальных групп, образе их мышления и взаимодействии между собой. Это своего рода синтез двух наук – социологии и психологии. Социальные психологи занимаются как внутриличностными процессами, так и взаимоотношениями между личностями в рамках одной или разных социальных групп.


Какова роль этой науки

Социальная психология крайне важна в современном обществе, знания, которыми обладают специалисты данной сферы, помогают в решении конфликтов, тяжелых ситуаций как в рамках очень малых групп (семей, сотрудников небольшого офиса), так и достаточно глобальных – межнациональных, межрасовых. Также, основы социальной психологии помогают руководителям крупных компаний эффективно управлять людьми, лидерам государств – управлять населением и тд.

Группы, которые подвергаются изучению, могут иметь различный состав и размеры, но они должны быть объединены одним для них общим действием. Это могут быть семейные группы, рабочие коллективы, а также более крупные объединения – народности или нации, расы. Внутри каждой из групп есть особые механизмы и способы взаимодействия, которые изучают психологи. Эти знания потом нужны в решении различных ситуаций – оптимизации работы, разрешении сложных ситуаций, налаживании новых связей. Нередко именно вмешательство специалистов помогает в исправлении сложных ситуации, поиске оптимального решения и формировании комфортной обстановки внутри группы.

1 часть Эссе на тему зачем мне знание психологии.

Психология изучает очень сложные и трудно познаваемые явления. Можно ли увидеть, как мыслит, запоминает человек, какие образы возникают в его сознании, можно ли, наконец, увидеть чувства человека - радость и печаль, любовь и ненависть? Конечно, нет. Об этом невидимом мире можно узнать только косвенным путем, изучая поведение, деятельность людей во всем их многообразии.

Люди многого ожидают от исследований психической жизни: их результаты волнуют не только специалистов-психологов, в той или иной степени они касаются каждого человека, потому что психология активно участвует в решении многих крупных социальных проблем. Важнейшие среди них - обучение, воспитание, труд.

Стремительно и неудержимо растет объем информации, необходимой человеку в жизни. Современный рабочий, инженер, врач, ученый должен знать намного больше своих предшественников. Каждое новое поколение вынуждено примерно в одни и те же сроки усваивать все большее количество знаний. Без ясного представления о том, как человек воспринимает и познает окружающий мир, невозможно справиться с этой задачей.

Человек - единственное на Земле существо, испытывающее потребность в труде. Но удовлетворение этой потребности происходит сложными путями. Человек сейчас глубже, чем когда-либо раньше, осознает цели и социальное значение своей трудовой деятельности. Он не хочет быть человеком-роботом, но все острее ощущает стремление к творчеству, к максимальному раскрытию своих внутренних возможностей.

В этой связи следует назвать еще одно направление психологических исследований - поиски возможностей профессионального отбора и профессиональной ориентации. Изучение объективных требований, предъявляемых различными профессиями к психической деятельности людей, определение реальных возможностей самого человека, начиная от чувствительности органов зрения или слуха и кончая умением строить отношения с окружающими, должны привести к тому, что каждый молодой человек окажется в состоянии правильно определить свое место в общем труде.

Данные психологии говорят о том, что формирование характера человека, свойств его личности зависит не только от влияния окружающей среды, но в сильной степени определяется способностью к самовоспитанию. Следовательно, результаты психологических исследований приводят к выводу о том, что человек может активно «строить» свою личность.

Необыкновенно сложна и многообразна психическая жизнь человека. Психология изучает ее закономерности - восприятие человеком окружающего мира, мышление, чувства, формирование его психических свойств - потребностей, интересов, навыков, привычек, способностей, характера.

Важная задача психологии - познание объективных законов психической жизни человека с целью руководства развитием личности, формированием ее сознания, целенаправленного изменения ее психических свойств в соответствии с требованиями общества.

Лучшие статьи по теме