Психология. Отношения. Личность. Общение
  • Главная
  • Общение
  • Методики развития внимания у дошкольников, интересные упражнения. Игры на развитие внимания у детей старшего дошкольного возраста Подвижные игры на развитие внимания у дошкольников

Методики развития внимания у дошкольников, интересные упражнения. Игры на развитие внимания у детей старшего дошкольного возраста Подвижные игры на развитие внимания у дошкольников

В этой статье мы поговорим о развитии у детей такого жизненно важного качества, как внимание. Наверное, не нужно объяснять, что внимание необходимо нам не только для получения новых знаний в школе и институте, но и для выполнения обычных каждодневных действий. Согласитесь, не владеющий в достаточной мере концентрацией и переключением внимания человек просто не сможет, например, перейти дорогу.

Развивать внимание у детей можно и нужно с самого раннего возраста. Делать это рекомендуется с помощью игры и интересных, увлекательных для ребенка упражнений. Играя, дети быстро учатся, так что если вы с ребенком ежедневно будете посвящать немного времени развивающим внимание играм, прогресс не заставит себя долго ждать.

Игры на внимание для детей должны быть разнообразными и направленными на развитие разных свойств внимания: концентрации, устойчивости, избирательности, распределения, переключаемости и произвольности. Мы предлагаем вашему вниманию несколько примеров игр и упражнений для улучшения некоторых свойств внимания.

Подвижные игры на внимание

  1. «Зоопарк» (способствует развитию переключаемости и распределения внимания). Ведущий включает музыку. Пока звучит музыка, дети идут по кругу, будто прогуливаясь по зоопарку. Затем музыка затихает, а ведущий выкрикивает название какого-либо животного. Дети должны «остановиться у клетки» и изобразить это животное. Например, при слове «заяц» - начать прыгать, при слове «зебра» - «бить копытом» и т.д. Игра веселее проходит в группе детей, но в нее можно играть и с одним ребенком.
  2. «Съедобное-несъедобное» (известная игра практически для любого возраста, развивающая концентрацию и переключаемость внимания). Один участник произносит задуманное им слово и бросает мяч другому. Если слово означает съедобный предмет – мяч нужно поймать, если несъедобный – ловить нельзя. Можно играть в эту игру вдвоем и вести счет, а можно играть группой, на выбывание (это усложненный вариант, так как никто не знает заранее, кому будет брошен мяч).
  3. «Овощи-фрукты» (развивает избирательность и переключаемость внимания). Ведущий выкрикивает названия овощей и фруктов, дети-участники должны при слове, означающем овощ, присесть, а при слове, означающем фрукт – подпрыгнуть. Темы называемых предметов могут быть разными (звери-птицы, деревья-кустарники), условные движения – тоже (хлопнуть в ладоши, поднять руки вверх и т.д.).

Игры на развитие слухового внимания

  1. «Испорченный телефон» - простая и всем известная игра на развитие слухового внимания. Загаданное слово передается шепотом на ухо по кругу, пока не вернется к загадавшему игроку, или по шеренге (тогда последний игрок громко произносит полученное слово).
  2. «Корова с колокольчиком» . Дети становятся в круг, водящий с завязанными глазами стоит в центре. Дети передают друг другу колокольчик, звоня в него. Затем по команде взрослого: «Колокольчика не слышно!» ребенок, у которого в руках оказался колокольчик, перестает звонить. На вопрос взрослого: «Где корова?» водящий должен рукой указать направление, откуда в последний раз слышал звон.
  3. «Слушаем слова» . Нужно заранее договориться с ребенком (детьми), что водящий (взрослый) будет произносить самые разные слова, среди которых будут встречаться, например, названия животных. Ребенок должен успеть хлопнуть в ладоши, когда услышит эти слова. Можно в процессе игры менять тему заданных слов и движение, которое должен совершить ребенок, а также усложнять игру, сочетая 2 и более тем и, соответственно, движений.
  4. «Нос-пол-потолок» . Ведущий называет в разном порядке слова: нос, пол, потолок и совершает соответствующие движения: дотрагивается пальцем до носа, показывает в потолок и в пол. Дети повторяют движения. Затем ведущий начинает путать детей: продолжает произносить слова, а движения делать то правильно, то неправильно (например, при слове «нос» показывает в потолок и т.д.). Дети должны не сбиться и показывать правильно.

Упражнения на концентрацию и устойчивость внимания

  1. «Ладошки» . Играющие садятся в ряд или в круг и кладут ладони на колени соседей (правую – на левое колено соседа справа, левую – на правое колено соседа слева). Нужно быстро поднимать и опускать ладошки по порядку (чтобы «пробегала волна»). Не вовремя поднятые ладошки выбывают из игры.
  2. «Снежный ком» . Первый участник произнести слово на заданную тему или без нее. Второй участник должен сначала произнести слово первого игрока, затем – свое. Третий – слова первого и второго игрока и затем свое, и т.д. Ряд слов вырастает, как снежный ком. Упражнение интересней выполнять в группе детей, но можно и вдвоем, добавляя слова по очереди.

Один из вопросов, который волнует многих родителей, – какие упражнения помогут развитию внимания у детей. Можно заметить, что малыши редко бывают сосредоточены и сконцентрированы, им порой нелегко заниматься чем-то одним, а меж тем внимание необходимо не только ради успехов в учебе или игре, но и для собственной безопасности.

Что такое внимание?

Внимание представляет собой определенный психологический процесс, способность человека концентрироваться на необходимом действии. От того, насколько хорошо оно развито, во многом зависит успех ребенка в школе, поэтому очень важно приступить к работе в дошкольном возрасте, создавать условия для того, чтобы непроизвольное внимание переросло в произвольное, волевое умение сосредотачиваться. И лучшее, что могут сделать родители, – развивать умение концентрироваться при помощи игры.

Можно выделить следующие характеристики данного процесса.

  • Объем. То есть количество информации, которое ребенок может удержать в своем сознании.
  • Сосредоточенность. Умение ребенка сконцентрироваться на чем-то определенном.
  • Устойчивость. Временной промежуток, в течение которого удается сохранять сосредоточенность.
  • Распределение. Способность разделять внимание на несколько одновременно протекающих процессов.
  • Переключаемость. Возможность быстро переводить сосредоточенность с одного действия на другое.

Задача родителей – заниматься с детьми настолько продуктивно, чтобы у них сформировались и развивались все эти характеристики.

Внимание представляет собой один из процессов когнитивной, то есть познавательной, сферы человека – наравне с памятью, мышлением, восприятием и воображением. Без сосредоточенности невозможно получить новую информацию в необходимом объеме, запомнить ее, поэтому данный процесс можно с полной уверенностью назвать первой ступенью познания. Далее при помощи памяти человек накапливает приобретенную информацию. Только имея необходимый уровень внимания, ребенок в дальнейшем сможет научиться таким когнитивным процессам, как чтение, письмо, обучение.

Виды

Можно выделить несколько видов внимания, которые имеют свою специфику у детей дошкольного возраста.

Прежде всего, пассивное (непроизвольное, или непреднамеренное) внимание, то есть сосредоточенность на чем-то интересном, необычном без волевых усилий малыша. В дошкольном возрасте именно данный тип является основным: сначала дети обращают внимание на что-то заметное, потом начинают интересоваться и тем, что раньше не знали, новым для себя.

Следующий этап развития – формирование произвольного внимания, причем важно понимать, что само по себе из непроизвольного оно не возникнет, для этого необходимо тренировать ребенка. Активная разновидность напрямую связана с волевыми усилиями, поэтому если ребенок болен или раздражен, его способность концентрироваться снижается. Произвольное внимание начинает формироваться в 4-5 лет, хотя первый тип все равно остается ведущим в течение всего дошкольного детства.

Нормы концентрации

Под концентрацией внимания понимается временной отрезок, в течение которого человек способен удерживать сосредоточенность на каком-то одном действии. У детей она может иметь различную продолжительность в зависимости от возраста, однако даже количество прожитых лет не является основополагающим фактором. Норма зависит от индивидуальных особенностей малыша. В таблице представлены конкретные показатели.

Показатели могут быть как увеличены, так и уменьшены, ведь внимание, как и тело, и мозг, можно тренировать специальными упражнениями. Регулярные занятия с дошкольником подарят родителям и ребенку хорошее настроение, а также будут очень полезны для совершенствования умения концентрироваться на чем-то и сохранять эту сосредоточенность. Развивать его необходимо, чтобы ребенок стал более наблюдательным, мог без проблем обнаружить какие-либо мелкие детали, малозаметные признаки. Все это в дальнейшем поможет в процессе обучения, поскольку внимание теснейшим образом связано с запоминанием.

Формирование внимания

Психологи выделяют 6 стадий развития внимания у детей.

  1. Рассеянное (от 0 до 1 года). Дети способны отвлечься на любой шум или новую игрушку.
  2. Фиксированное (1-2 года). Малыш, занятый своим делом, настолько им поглощен, что не замечает ничего вокруг.
  3. Гибкое одноканальное (2-3 года). Может прекратить свое занятие, услышав обращение к себе, но очень быстро к нему вернется.
  4. Сложившееся одноканальное (3-4 года). Дети могут переключаться с одного процесса на другой, прерывать свои занятия, затем вновь к ним возвращаться.
  5. Двухканальное непродолжительное (4-5 лет). Ребенок получает способность делать два дела одновременно – к примеру, играть и слушать, что ему говорит мама. При необходимости выполнить сложное действие способен сконцентрироваться именно на нем.
  6. Сложившееся двухканальное (5-6 лет). Может одновременно делать два дела, именно поэтому тренировки внимания следует начинать с этого возраста.

Знание этих этапов поможет родителям лучше понять ребенка.

Приемы повышения внимания

Мы убедились в том, что для дошкольников особое значение имеет развитие способности сосредоточиться. И родителям следует тренировать детей, используя ненавязчивую игровую форму. Выделим несколько хитростей и приемов, которые можно использовать.

  • Поддержание интереса. Используя игровые формы, можно добиться того, что ребенок будет заниматься с огромным удовольствием, и, соответственно, внимательно.
  • Придерживаться длительности занятий. Так, изучая с ребенком 4 лет цифры, нужно понимать, что малыш способен удерживать внимание не более 20 минут, поэтому лучше уложиться с учебным материалом в эти рамки.
  • Любимые персонажи и игрушки также помогут не утратить интерес, а потому – послушать и воспринять то, что сообщает родитель.
  • Показывать пример. Можно пояснить ребенку, что если он внимателен, старается выполнять задание родителей, то результат (например, башня из кубиков) получится гораздо лучше, чем если бы он работал не сосредоточившись, кое-как.
  • Чтение и внимание взаимосвязаны, поэтому для улучшения второго можно научить ребенка первому. Пока малыш только знакомится с буквами, мама может читать ему интересные сказки и истории. После обязательно нужно обсудить прочитанное, прося пересказать, задавая вопросы. Это поможет узнать, насколько кроха внимательно слушал.

Если малыш плохо сосредотачивается и очень далек от своей возрастной нормы, то возможно, у него неглубокое дыхание. Исправить ситуацию помогут надувание воздушных шаров, мыльные пузыри, игра на дудочке или свисток. Кроме того, исследования доказали, что для детей очень полезны прогулки на свежем воздухе, активные спортивные игры.

Виды упражнений для развития

Можно выделить следующие типы заданий на внимание для 5–6 лет.

    • Повторение. Родитель рисует на бумаге ряд из 2–3 повторяющихся фигур, задача ребенка – определить, какая из них должна идти следующей, и завершить ряд. Вместо фигур можно строить ряды из букв.
    • Поиск лишнего. Сначала задание носит простой характер: например, малышу предлагается 10 треугольников и 1 квадрат или 5 животных и одно растение. Постепенно усложняем: представлены 5 садовых и 1 полевой цветок.
    • Найти отличие. Игра хорошо знакома всем. Перед ребенком выкладываются две почти одинаковые картинки, его задача – найти те детали, которые несколько различаются. Уровень сложности также варьируется в зависимости от подготовленности.

    • Вариация предыдущего задания – найди два одинаковых. Ребенку предлагается иллюстрация, на которой изображено несколько предметов, например ваз, которые отличаются между собой незначительными деталями. Дошкольник должен внимательно рассмотреть модели и найти среди них две идентичные. На первых этапах работы лучше использовать картинки с явными отличиями, это поможет ребенку обрести уверенность в себе и подкрепит его интерес. Далее задания усложняются.
    • Работа с картинками. Есть специальные иллюстрации, на которых животные, например тигры или волки, представлены в завуалированной форме. Можно предложить ребенку найти их все.
    • Соотнесение предмета и его тени.

  • Раскрашивание по цифрам. Родитель дает ребенку черно-белую картинку, которую нужно сделать цветной, при этом сам рисунок разделен на фрагменты, каждый из которых отмечен своей цифрой. Отдельно выдается расшифровка цифр (например, 6 – это розовый, 5 – красный). Задача малыша – внимательно раскрасить изображение, не путая тона.
  • Рисование по цифрам. Очень хорошее упражнение для дошкольников, знакомых со счетом до ста, и ребят младшего школьного возраста. Ребенку предлагается картинка, состоящая пока только из точек, рядом с которыми указано какое-то число. Малыш должен соединить их, продвигаясь по порядку: сначала найти 1, потом соединить ее с 2 и так далее.

Важно помнить, что тренировки должны быть построены по принципу «от простого к сложному». Если что-либо у ребенка не получается, следует отложить это задание и предложить ему вариант попроще.

Примеры простых игр

Существует огромное количество всевозможных игр и заданий, которые помогут малышу научиться сосредотачиваться, а также подарят хорошее настроение. Главное – проводить их в положительном ключе, у ребенка не должно возникать и мысли, что его чему-то учат. Лучше, если он будет уверен – мама и папа с ним играют.

Слуховое внимание

«Съедобное – несъедобное» – простая, но эффективная игра, в которую можно поиграть как с одним малышом, так и с несколькими. Мама бросает мячик, произнося название блюда, продукта или несъедобного предмета, например одежды. Ребенок внимательно слушает. Если он слышит название еды, то мячик ловит, если же звучит нечто, не имеющее отношения к кулинарии, то нужно отбить мяч.

Вариаций множество, поэтому когда ребенку надоели продукты и он заскучал, можно предложить немного другие игры.

  • «Летает – не летает». Мама называет животных и птиц, ребенок, когда слышит название птицы, поднимает руки, зверя – приседает. Со временем задание усложняется – взрослый называет животного и поднимает руки, ребенок же должен проявить внимание и присесть.
  • «Урожай». Мама читает какой-то рассказ, в который периодически будет вставлять слова «сливы» и «вишни», причем не всегда к месту. Ребенок должен, во-первых, расслышать сами слова-сигналы, а после – выполнить действие: при «сливах» подпрыгнуть, при «вишнях» – встать на одну ногу. Важная особенность – упражнение делается от простого к сложному: сначала при произнесении текста родитель выделяет голосом сигнальные слова, потом произносит их в обычном ритме, чтобы ребенок был более внимателен.
  • «Лови – не лови». Потребуется два небольших мячика – светлый и темный. Светлый ребенок должен ловить всегда, а темный – только тогда, когда мама кидает его молча. Если же при этом звучит команда «Лови», то ловить нельзя.
  • «Повтори ритм». Мама задает какой-либо несложный ритм, отбивая его ладонями, малыш должен повторить.
  • «Хлопки». Тоже интересное задание, уровень сложности которого можно варьировать в зависимости от подготовки ребенка. Мама дает установку: когда она хлопает 1 раз, ребенок встает на носочки, когда два раза – на пятки, когда три – приседает. Постепенно увеличивается скорость хлопков.

Все эти игры хороши тем, что не привязаны к конкретному месту, в них можно играть практически везде, при этом у ребенка не будет возникать ощущение, что его чему-то учат, ему будет весело и интересно.

Серия заданий

Ребенку дается установка выполнить несколько заданий (начать надо с трех, постепенно увеличивая их число), при этом все задания перечисляются сразу, поэтому малышу придется запомнить и сами действия, и их порядок. Например:

  1. Попрыгай 7 раз.
  2. Принеси красный предмет.
  3. Назови садовый цветок.

Если ребенок все выполнил правильно, следует обязательно его похвалить, если же что-то не получилось – поправить, но в мягкой, деликатной форме. Постепенно количество заданий и их сложность увеличивается, такое упражнение также поможет улучшить память.

Другие эффективные игры

Очень важно постоянно предлагать дошкольнику что-нибудь новенькое, чтобы у него складывалось впечатление именно игры, а не полезной деятельности. Например, «Карлики и великаны». Суть проста: мама называет какой-либо предмет, он должен быть либо большим (гора, небоскреб, многоэтажный дом, кит, слон), либо маленьким (иголка, пуговица, монетка, бусинка). Ребенок слушает, когда произносится слово из «большой» серии, то есть «великан», то он встает на носочки и поднимает прямые руки вверх, когда «маленькое» — то приседает.

Если детей несколько, можно сыграть в «Испорченный телефон». Для этого все участники садятся в ряд, первый шепотом произносит какое-то слово на ухо второму ребенку, тот передает третьему и так далее. Последний слушает слово и произносит его вслух, если оно совпало с первоначальным вариантом, то телефон работает, если же нет – он сломан.

«Угадай, где находится дятел». Взрослый стучит, имитируя стук дятла, то громко (птица близко), то тихо (далеко). Задача малыша – сказать, где именно располагается дятел.

Зрительное внимание

Существует большое количество упражнений, которые помогут улучшить зрительную сосредоточенность, причем играть можно в любом удобном месте – дома, на прогулке, по дороге к бабушке. Они просты, не требуют какой-либо подготовки, при этом результативны.

  • Поиск предмета. Мама описывает какой-то предмет, который есть в комнате (на улице), ребенок должен найти его глазами и назвать.
  • «Посмотри на меня». Ребенок несколько секунд рассматривает маму, ее наряд, прическу, аксессуары. Потом поворачивается к ней спиной и отвечает на вопросы вроде «какого цвета моя сумка», «есть ли на мне сиреневый пиджак», «есть ли у меня брошь»? Главное – так формулировать вопросы, чтобы ребенок имел шанс ответить на них. Можно и усложнить работу: ребенок смотрит на маму, старается запоминать детали ее костюма, после чего она что-то меняет в своем облике, например, снимает шарф. Малыш должен вспомнить предыдущий образ и сообщить, какие перемены с ним произошли. Игра проводится по принципу нарастающей сложности: сначала перемена явная, потом, когда необходимой концентрации внимания достигать станет проще, детали выбираются менее значительными. Например, мама может снять кольцо с одного пальца и надеть на другой или внести два изменения в свой образ (конечно, об этом ребенка нужно предупредить).
  • Работа с картинкой. Очень похожа на предыдущее задание. Ребенку дается картинка, которую он раньше не видел. Он должен постараться запомнить как можно больше деталей. После этого иллюстрация убирается, а малышу задается серия вопросов.
  • Графическое задание «Жук». Родитель заранее расчерчивает лист бумаги так, чтобы получились клетки. Ставит в одну из них фигурку жука. Далее дает задание – слушая его подсказки, перемещать насекомое. Например: две клетки вправо – далее одна вниз – теперь три влево и одна вверх. Далее задание усложняется: мама сразу называет несколько ходов: клетка вниз – две влево – три вверх. Ребенок должен взглядом проследить направление и поставить жука в последнюю клетку. Водить пальцем нельзя.
  • Еще одно хорошее упражнение – «Зачеркни букву». Мама дает малышу текст, а также задание – найти в нем все буквы, например, Л и зачеркнуть их. Когда это будет получаться хорошо, можно усложнить: найти А и Л, Л зачеркнуть одной чертой, А – перечеркнуть двумя.
  • «Сделай как было». Перед ребенком выкладываются фигурки в определенной последовательности. Это могут быть пуговицы разных цветов и окраса, игрушечная посуда, карточки с изображениями. Ребенок пытается запомнить последовательность, после отворачивается, а мама меняет местами какие-то два предмета. Повернувшись, малыш должен сказать, где произошли перемены.

Игры на развитие внимания должны проводиться регулярно, только в этом случае можно ожидать от них положительный эффект. Среди множества упражнений можно выбрать те, которые больше всего понравятся малышу, и обращаться именно к ним.

Игры для развития внимания у детей среднего дошкольного возраста

Игра «Кто где живет».

Цель: развивать зрительное внимание, память.

: рисунки с изображениями семей разных зверюшек и их домиков, с проведенными линиями, соединяющими животных с их домиками, которые даны в хаотическом порядке.

Описание: нужно определить, где чей домик, не проводя карандашом по линиям.

Игра «Хлопни в ладоши».

Цели: развивать устойчивость и переключение внимания, познавательную активность ребенка; расширять кругозор.

Описание : воспитатель называет ребенку разные слова, если он услышал слово, обозначающее, например, животное, то обязательно должен хлопнуть в ладоши. В другой раз предложить, чтобы ребенок вставал каждый раз, когда услышит слово, обозначающее растение. Затем объединить первое и второе задание, то есть ребенок хлопает в ладоши, когда слышит слова, обозначающие животных, и встает при произнесении слов, обозначающих растения. Хорошо проводить такие игры с несколькими детьми.

Игра «Вычеркни все буквы К».

Цель : развивать устойчивость, распределение и переключение внимания.

Игровой материал и наглядные пособия : небольшой текст (из газеты или журнала), ручка.

Описание: предложить ребенку внимательно рассмотреть буквы в тексте и вычеркнуть все буквы «к». Фиксировать время и количество ошибок. Задание можно усложнить, попросив ребенка зачеркнуть все буквы «ж» и подчеркнуть все буквы «у».

Игра «Меняем внешность».

Цель: развивать наблюдательность.

Описание : играют несколько человек, все становятся в одну шеренгу, ведущий называет одного ребенка и предлагает ему запомнить внешний вид каждого участника игры. На это дается 1-2 минуты. Затем ребенок отворачивается, оставшиеся участники игры вносят мелкие изменения в свои костюмы или прически. Повернувшись к игрокам, водящий должен назвать те изменения, которые ему удалось заметить.

Игра «Верно-неверно».

Цель : развивать внимание, память.

Описание: воспитатель произносит разные фразы - верные и неверные. Если фраза верна, дети хлопают, если нет, то топают. Например:

Зимой всегда цветут ромашки. (Дети топают.)

Лед - это замерзшая вода. (Дети хлопают.)

Шерсть у зайцев рыжего цвета. (Дети топают.)

Руки перед едой мыть не нужно. (Дети топают.)

Зимой всегда идет снег. (Дети хлопают и топают.)

Игра «Маленький жук».

Цель : развивать внимание, пространственное мышление.

игровое поле, расчерченное на 16 клеток; пуговицы.

Описание : воспитатель предлагает ребенку помочь «жуку» (пуговице) добраться до другого края поля, при этом предупредив, что «жук» ползает только зигзагами. Воспитатель обозначает короткий отрезок пути «жука»: «Одна клетка вперед, две вправо, одна влево». Ребенок должен внимательно прослушать, запомнить и проделать этот путь «жуком» по игровому полю. Когда ребенок научится запоминать все ходы движения жука, можно перейти к более сложному заданию, попросив малыша проделать ходы мысленно и поставить жука на нужную клетку.

Игра «Выполни по образцу».

Цель: развивать концентрацию внимания.

Игровой материал и наглядные пособия: лист в клетку с узором из квадратов, кругов, треугольников.

Описание : ребенок продолжает на листе образец узора (круг, квадрат, треугольник, точка и т. д.).

ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ.

Игры на развитие внимания дошкольников

Внимание – основное психическое свойство человека. У дошкольников преобладает непроизвольное внимание – невольная сосредоточенность на объекте или явлении, имеющих для ребенка эмоциональное значение. Интерес – мощнейший фактор концентрации внимания. Если предмет или ситуация неинтересна ребенку, внимание сосредотачивается с помощью волевого усилия. Такое внимание называется произвольным. Высшей формой внимания является наблюдательность – сознательная концентрация внимания на конкретном объекте. Игры на развитие внимания дошкольников формируют подготовку к переходу непроизвольного внимания к произвольному.
Игры на развитие внимания дошкольников – Умение сосредоточиться

«Построй в темноте» (не подходит для детей, боящихся темноты!)

На стол положить несколько кубиков. Ребенок запоминает, где лежат кубики, а потом с завязанными глазами пытается построить башню из кубиков. Игра помогает сосредоточиться.

«Лови – не лови!»
Взрослый бросает мяч, ребенок ловит. Договоритесь, что можно ловить мяч, если сказано: «Лови!». Если мяч брошен без слова, его нужно отбить. Усложняя игру, добавляем слово «Не лови!»
Внимание к звукам, словам, речи

«Пройди тихо!»
Водящему завязывают глаза. Другой участник старается незаметно пройти мимо. Если водящий услышал – хлопает в ладоши.

«Кто поет?»
Взрослый постукивает деревянным карандашом (или металлической палочкой) по нескольким предметам на столе. Звук у каждого предмета разный. Ребенок внимательно прислушивается, какой звук издает предмет. Потом отворачивается и пробует угадать, по какому предмету ударяет взрослый.

«Повтори за мной»
Взрослый называет 3-4 слова, ребенок внимательно слушает, а потом повторяет в той же последовательности.

«Сказочники»
Взрослый читает сказку по частям (1-2 предложения), потом задает вопросы по смыслу. Например,
«Шел солдат по дороге: раз-два! раз-два! Ранец за спиной, сабля на боку; он шел домой с войны.» – Что у солдата за спиной? Что у него на боку?

За каждый правильный ответ – фишка. Сколько фишек сегодня, сколько завтра? Эта игра сослужит хорошую службу ребенку в школе.
Внимание к знакам, рисункам, буквам

«Рассмотри картинку»
а) Ребенку предлагается внимательно рассмотреть картинку. После этого взрослый задает вопросы о крупных объектах, изображенных на картинке: Что нарисовано в центре? Справа? Слева? Какого цвета? Есть ли круглые предметы? и т.д. Постепенно задания можно усложнять, спрашивая о мелких предметах.
б) Рассматривает раскраску. Отворачивается. В это время взрослый закрашивает детали картинки. Ребенок должен показать, где закрасили. По мере раскрашивания, угадывать становится сложнее, так как чистой картинки остается меньше.

«Зачеркни фигурку»
Наберите на компьютере (или нарисуйте) крупным шрифтом несколько рядов букв, цифр, фигур. Например:
игры на развитие внимания
Предложите ребенку зачеркнуть только круги. Потом можно предлагать зачеркивать знакомые буквы или цифры.

«Запомни и расставь точки»
Заготовьте квадратики на листе в клеточку. На одном из них проставьте точки. Предложите ребенку запомнить расстановку точек и повторить ее в пустом квадратике. Постепенно можно увеличивать число точек и число клеточек в квадрате.

Игры на внимание
Внимание к движениям

«Обезьянка»
Будем по очереди показывать разные движения и повторять друг за другом.

«Лесенка»
И.П. – стоя, руки вдоль туловища, ноги вместе.
Наши руки поднимаются по лесенке: на пояс, к плечам, над головой. Потом спускаются. Руки сначала двигаются вместе, потом по одной (догоняют друг друга). Взрослый показывает образец, ребенок повторяет. Взрослый меняет темп: быстро-медленно. Задача ребенка – внимательно следить за руками взрослого и воспроизводить движения в таком же порядке.

«Хлопай-топай»
Условие: если взрослый поднимает руки вверх – ребенок хлопает; если руки в стороны – топает; руки вниз – замирает.
На прогулке

Во время прогулки или отдыха на природе тоже можно организовать игры на развитие внимания дошкольников.

«Найди игрушку»
Взрослый прячет игрушку на детской площадке (на полянке), ребенок ищет. Потом меняются ролями.

«Разведчики»
Будем наблюдать за природой или местностью вокруг нас. Кто больше найдет: а) все зеленое; б) все круглое; в) все мягкое и т.д.

Игры и упражнения для развития внимания у детей дошкольного возраста

    Лабиринты.

Это задание рекомендуется использовать на первых этапах работы с ребенком, так как оно направлено на формирование необходимых для любой деятельности качеств: концентрации и устойчивости внимания, умения планировать свою деятельность и осуществлять самоконтроль – в данном случае – не допустить «ошибочный ход». Само задание, форма его предъявления, как правило, вызывают интерес у детей. С целью привлечения и удержания внимания ребенка можно сделать разные варианты лабиринтов по сложности и внешнему оформлению.

Ребятишкам помладше (3-4 годика) разрешается прослеживать путь карандашом либо пальчиком, дети постарше должны стараться следить только глазами:

    Найди различия

Ребенку предлагается картинка с изображением одного и того же объекта, отличающегося отдельными деталями. В зависимости от возраста ребенка количество отличий может увеличиваться от 2-3 до 5-6. В случае возникновения трудностей при рассматривании предъявленных объектов ребенку может быть оказана помощь: « Посмотри, что держит в лапках зайка?» и т.д.

    Поиск парных изображений

    Найди сходства

Ребенку поочередно предъявляются таблицы, на которых слева дан объект-образец, справа – несколько таких же объектов, но каждый из них отличается деталями. Один из них точно такой же, как и предлагаемый на образце, его и необходимо найти.

    Определение изменений, перестановок, произошедших на картинке, либо в помещении (что-то убрали, добавили, заменили либо поменяли местами - надо указать, что изменилось):

Кто самый внимательный?

Эта игра подходит детям любого возраста. Участвовать могут сколько угодно человек.

На столе разложить от 5 и больше (в зависимости от возраста играющих детей) разнообразных предметов. Предложить детям рассматривать лежащие предметы в течение 1-2 минут. После этого все должны выйти из комнаты или отвернуться от стола. В это время ведущий меняет расположение предметов или убирает один (несколько) из них. Вернувшись к столу, дети должны постараться определить, что изменилось в расположении и количестве предметов. Побеждает в игре тот, кто первым отметит больше изменений.

Чем старше дети, играющие в эту игру, тем больше предметов можно раскладывать и тем больше изменений в их расположении и количестве производить. Маленьким детям легче запоминать крупные и сильно отличающиеся друг от друга предметы. Для детей старшего возраста можно усложнить задание, раскладывая больше некрупных и даже похожих друг на друга предметов.

Что изменилось? (Лютова Е.К., Монина Г.Б.)

Ребенок рисует любую несложную картинку (кошку, домик и т.п.) и передает ее взрослому, а сам отворачивается. Взрослый дорисовывает несколько деталей и возвращает картинку. Ребенок должен заметить, что изменилось в рисунке. Затем взрослый и ребенок могут поменяться ролями. Примечание. Игру можно проводить и с группой детей. В этом случае дети по очереди рисуют на доске какой-либо рисунок и отворачиваются (при этом возможность движения не ограничивается). Взрослый дорисовывает. Дети должны сказать, какие изменения произошли.

    Нахождение различных геометрических фигурок, "спрятанных" на картинке:

    Расставь точки

    Ребенок должен назвать последовательно цифры, которые вразнобой представлены в таблице (для детей, владеющих счетом до 10).

Допустимо одновременное называние и показывание цифр (указкой, пальцем). Усложненным вариантом является выполнение задания только на основе зрительного нахождения последовательности цифр.

    Нахождение нелепиц, несоответствий на картинках.

    Дорисуй

Предложить ребенку картинки, в которых не хватает каких-то деталей (стрелок у часов, колес у велосипеда, хвоста у кошки и т.п.), пусть попробует исправить ошибки художника и дорисовать.

    Обведи картинку.

Картинку, состоящую из точек нужно нарисовать, соединяя линией точки, каждая из которых имеет порядковый номер. Т.е. двигаться нужно от точки под номером 1 к следующим. В итоге должно получиться изображение, например, парохода.

    Найди предмет

Ребенку даются рисунки с замаскированными (неполными, перечеркнутыми, наложенными друг на друга) изображениями предметов. Необходимо назвать их.

    Зачеркни

Ребенку предлагается таблица с изображением знакомых ему предметов.

Для детей дошкольного возраста на первых этапах работы предлагается 2-3 строки (не более 24 знаков). А также предлагается зачеркнуть только один предмет в каждой строке. По мере занятий увеличивается количество предлагаемых для работы строк и количество предметов, которые ребенок должен зачеркнуть.

А также надо фиксировать время выполнения задания, например с помощью секундомера.

Данные указания относятся и к выполнению следующего упражнения.

    Корректор

Сначала ребенку предлагаются таблицы с крупно написанными и разделенными большими интервалами буквами.

Затем буквы пишутся более мелким шрифтом и расстояние между ними сокращается, затем может быть предложен стандартный бланк текста.

    Разведчики

Ребенку предлагается рассмотреть достаточно сложную сюжетную картинку и запомнить все детали. Затем взрослый задает вопросы по этой картинке, ребенок отвечает на них.

    Повтори узор

Взять два листа бумаги и расчертить на клетки (9, 12, 16) в нескольких клетках (для начала не более 5) нарисовать буквы, точки или другие одинаковые знаки. Ребенок в течение минуты должен запомнить расположение знаков и повторить его на втором листе. Со временем можно увеличивать число квадратов и знаков.

    Срисовывание по клеточкам

Ребенку дается лист в клеточку (крупную или мелкую), образец для рисования (орнамент или замкнутая фигура), карандаш. Необходимо перерисовать узор по клеточкам.

    Раскрась вторую половинку.

Нужно приготовить несколько наполовину раскрашенных картинок. И ребенок должен раскрасить вторую половину картинки точно так же, как раскрашена первая половина. Это задание можно усложнить, предложив ребенку вначале дорисовать вторую половину картинки, а затем ее раскрасить. (Это может быть бабочка, стрекоза, домик, елка и т.д.).

Можно взять раскраску, попросить ребенка отвернуться, а в это время раскрасить часть картинки. Задача – определить, что закрашено. Чем больше деталей картинки закрашено, тем сложнее ребенку определить эти участки.

    Раскрась цветы в соответствии с условными обозначениями

    Найди тень

Игрушки оказались на солнце, а их тени перепутались. Определи, где какая тень должна быть, и соедини тени и игрушки линиями. Тень какого животного нарисована неправильно?

    Маленький жук

"Сейчас мы будем играть в такую игру. Видишь, перед тобой поле, расчерченное на клеточки. По этому полю ползает жук. Жук двигается по команде. Он может двигаться вниз, вверх, вправо, влево. Я буду диктовать тебе ходы, а ты будешь передвигать по полю жука в нужном направлении. Делай это мысленно. Рисовать или водить пальцем по полю нельзя!

Внимание? Начали. Одна клеточка вверх, одна клеточка налево. Одна клеточка вниз. Одна клеточка налево. Одна клеточка вниз. Покажи, где остановился жук".(Если ребенок затрудняется выполнять задание мысленно, то сначала можно позволить ему показывать пальчиком каждое движение жука, или изготовить жука и двигать его по полю. Важно, чтобы в результате ребенок научился мысленно ориентироваться в клеточном поле).
Задания для жука можно придумать самые разные. Когда поле из 16 клеток будет освоено, переходите к движению по полю из 25, 36 клеток, усложняйте задания ходами: 2 клетки наискосок вправо-вниз, 3 клетки влево и т.д.

    Будь внимателен

    На каждую команду взрослого дети выполняют определенное движение: «Зайчики – прыгать», «Лошадки – скакать », «Птички – махать руками», «Раки – пятиться назад» .

    Когда взрослый поднимает руки вверх, ребенок хлопает, когда разводит в стороны – хлопает, опускает вниз – подпрыгивает. Движения выполняются медленно, постепенно увеличивая темп.

    Если взрослый поднимает руки вверх – ребенок хлопает; если руки в стороны – топает; руки вниз – замирает.

    Лесенка

И.П. – стоя, руки вдоль туловища, ноги вместе.
Наши руки поднимаются по лесенке: на пояс, к плечам, над головой. Потом спускаются. Руки сначала двигаются вместе, потом по одной (догоняют друг друга). Взрослый показывает образец, ребенок повторяет. Взрослый меняет темп: быстро-медленно. Задача ребенка – внимательно следить за руками взрослого и воспроизводить движения в таком же порядке.

    Слушай хлопки

Движущиеся по кругу дети принимают позы в зависимости от команды взрослого:

1 хлопок – ходьба по кругу;

2 хлопка – поза лягушки (присесть и скакать вприсядку)

3 хлопка – поза аиста (стоять на одной ноге)

4 хлопка – поза зайца

    Слушай и выполняй

Дети под музыку выполняют различные танцевальные движения. На первую остановку музыки действуют соответственно первой команде, на вторую остановку – второй и т.д.

Команда первая: «Повернуть голову направо, прямо, опустить голову вниз, поднять вверх».

Команда вторая: «Поднять правую руку вверх, левую руку вверх, опустить обе руки».

Команда третья: «Поднять правую ногу, опустить; поднять левую ногу – опустить; три раза подпрыгнуть на обеих ногах». Команды выполняются при выключенной музыке.

    Запретное число

Взрослый договаривается заранее с детьми, что во время звучания музыки будут произноситься какие-то числа. Если дети услышат слово «Восемь», они должны хлопнуть в ладоши. Под музыку дети идут по кругу и слушают счет. На счет «Восемь» дети хлопают в ладоши. (Усложнение: 2-3 числа и на них выполняются определенные движения).

    Кто летает?

Если взрослый назовет что-нибудь или кого-нибудь, способного летать, например, стрекозу, дети отвечают: «Летает» и показывают, как она это делает. Если взрослый спросит: «Поросенок летает?» – дети молчат и не поднимают руки.

Список слов: орел, змея, диван, бабочка, майский жук, баран, ласточка, самолет, дерево, чайка, дом, воробей, муравей, комар, лодка, утюг, собака, вертолет и т.д.

    У кого длинный хвост

Дети образуют круг. Взрослый называет разных животных. Если у животного длинный хвост, дети должны поднять правую руку и помахать ею, если же хвоста нет или он короткий, поднимать руку не нужно. Могут быть названы такие животные: лошадь (длинный), коза (короткий), корова (длинный), лиса (длинный), заяц (короткий), овца (короткий), тигр (длинный), кот (длинный), медведь (короткий), свинья (короткий), осел (длинный), белка (длинный), и т.д. Взрослый поднимает руку во всех случаях. Тому, кто ошибается, начисляется штрафное очко. Побеждает тот, кто за время игры набрал меньше штрафных очков.

    Обманные движения.

Дети реагируют только на словесные команды, не обращая внимания на отвлекающие действия взрослого. Например, произнося команду «Руки вперед!», взрослый показывает положение «руки вверх». Все должны выполнить задание «руки вперед», а не «руки вверх».

    Тик-так-тук.

Дети идут колонной друг за другом. Взрослый подает сигнал «Тик», тогда все делают наклон влево-вправо; по сигналу «так» - останавливаются, а по сигналу «Тук» - подпрыгивают на месте. Все сигналы повторяются 5-8 раз. Тот, кто ошибся, выходит из игры. Последовательность сигналов должна меняться. По окончании игры нужно отметить самого внимательного игрока.

    Четыре стихии

Взрослый дает команды – дети должны на них выполнять определенные движения:

«Земля» – опустить руки вниз;

«Вода» – вытянуть руки вперед;

«Воздух» – поднять руки вверх;

«Огонь» – произвести вращение руками в лучезапястных и локтевых суставах.

Кто ошибается, считается проигравшим.

    Зеваки

Держась за руки и двигаясь по кругу под музыку, дети по сигналу взрослого (удар в бубен) делают 4 хлопка и меняют направление. За неправильное выполнение сигнала удаляют из игры.

    Запрещенное движение

    Взрослый определяет, какое движение будет запрещенным. Например, команда «руки в стороны». На данную команду дети должны остановиться. На другие команды дети выполняют соответствующие движения (руки вверх, руки вперед, вниз и т.д.) При этом они ходят по кругу.

    Взрослый заранее договаривается с детьми, какое движение должно быть запрещенным из следующих команд: «Зайчики – прыгать, лошадки – скакать; раки – пятиться; птицы – махать руками; аист – стоять на одной ноге».

    Нос-пол-потолок

Взрослый называет: «нос» или «пол» или «потолок». И сам показывает пальцем на нос, пол, потолок (иногда не на то, что говорит, чтобы запутать детей). Дети же показывают то, что называет взрослый.

    Покажи и повтори

Дети садятся в круг, каждому необходимо придумать действие, например, хлопнуть в ладоши, закрыть глаза и т.д. Первый игрок показывает движение, которое он придумал, второй - движение первого и свое и т.д. по часовой стрелке.

    Пожалуйста

Взрослый делает любые движения, обращаясь к детям с просьбой повторять за ним. Дети же повторяют в том случае, если взрослый добавляет слово «пожалуйста».

  • Из лесу вышло 5 крокодилов

Дети сидят в кругу. Взрослый, распределив номера между детьми, начинает:

Из лесу вышло 5 крокодилов.

Игрок №5 возмущается:

А почему 5?

А сколько? – спрашивает ведущий.

Четырнадцать! – отвечает игрок №5.

А почему 14? – начинает возмущаться игрок №14 и т.д.

Дети, вовремя не вступившие в игру выбывают.

    Сосед, подними руку (латышская игра)

Играющие, стоя или сидя, образуют круг и выбирают ведущего, который занимает положение внутри круга. Он ходит по кругу, затем останавливается напротив одного из игроков и громко произносит: «Руки!» Тот игрок, к которому обратился ведущий, продолжает стоять (сидеть) не меняя положения. А оба его соседа должны поднять вверх одну руку: сосед справа – левую, сосед слева – правую, т.е. ту руку, которая находится ближе к игроку, стоящему (сидящему) между ними. Если кто-то из участников ошибся, т.е. поднял не ту руку, только попытался поднять руку или вообще забыл её поднять, то он меняется с ведущим ролями. Игра продолжается. Выигрывает тот, кто ни разу не ошибся.

Внимание! Ведущий должен останавливаться точно напротив игрока, к которому желает обратиться.

    Боб-Доб.

Дети усаживаются за длинным столом. С одной стороны стола - водящий. Кому-нибудь дают монетку (или другой мелкий предмет). Держа руки под столом, незаметно передают монетку друг другу. Внезапно водящий кричит: "Бобчинский, Добчинский, руки на стол!" Все должны немедлено положить руки на стол, ладонями вниз. В том числе и тот, у кого в руке в этот момент окажется монета. Водящий пытается угадать, у кого монета (по звуку, положению руки и т.п.). По его приказу руку надо поднять. Если водящий ошибся, игра повторяется, а если угадал, тот, у кого оказалась монета, становится водящим, а водящий садится со всеми за стол.

  • Мой волшебный сундучок

Участвовать в игре могут от двух ребятишек, при этом оптимальное число составляет 3-5 человек. Она не требует никакой специальной подготовки, играть в нее можно в любом месте. Участвовать в ней могут дети старше 5 лет.

Начинается игра с фразы: «Я достаю из моего волшебного сундучка книгу». Это может быть и какое-либо животное, предмет, пища или одежда. Следующий игрок должен сказать: «Я достаю из своего волшебного сундучка книгу и…» – он добавляет свой предмет. Следующий игрок будет «доставать из сундучка» уже три предмета, и так далее. Список предметов будет увеличиваться до тех пор, пока игроки в состоянии его запомнить. Тот, кто пропускает какое-либо название предмета или путает их порядок, выходит из игры. Победителем считается игрок, последним оставшийся в игре.

Можно посоветовать игрокам для лучшего запоминания порядка названных слов попытаться представить их в виде картинок. При этом в одной картинке должны быть задействованы несколько предметов, в той последовательности, в которой их необходимо назвать. Например, игрок должен произнести: «Я достаю из своего волшебного сундучка черепаху, книгу и шоколадку». Для того чтобы запомнить последовательность слов, можно представить себе черепаху, которая читает книгу и ест шоколад.

  • Имена

Эта игра представляет собой упрощенный вариант игры «Мой волшебный сундучок». Один из игроков называет свое имя. Второй должен повторить его имя и назвать свое. Третий повторяет первые два имени, прибавляя к ним свое. Необходимо внимательно следить за тем, чтобы все имена повторялись именно в том порядке, как они были произнесены. Чем больше игроков, тем труднее им запомнить правильный порядок имен. Поэтому с маленькими детьми надо играть в небольшой компании, все время меняя игроков местами, чтобы изменялся и ряд имен.

  • Повторите!

Выбрать ведущего. Остальные игроки должны разместиться напротив него. Ведущий будет произносить различные слова, когда же он скажет: «Повторите», дети должны повторить то слово, которое последует за «Повторите». Если же это ключевое слово не звучит, дети должны молчать. При этом игру следует вести в достаточно быстром темпе, а ведущему следует стараться как можно больше сбивать и путать игроков.

Примером его речи могут служить следующие слова:

Повторите – дом. (Дети должны повторить).

Повторите – игрушка. (Должны повторить).

Повторяете за мной – кино. (Все должны молчать).

Ведущий должен постепенно увеличивать темп игры.

Говорите – кошка. Повторите – буфет. Повторяйте – река. Скажите – медведь. Повторите за мной – колбаса, и т. д.

Игроки, делающие ошибки, повторяя то, что не следует, выходят из игры. Победителем объявляется тот игрок, который меньше всех ошибается или не делает ошибок вовсе.

  • Садовник

Желательно, чтобы число участников было не меньше 10. Выбрать ведущего. Все дети берут себе названия цветов. Ведущий начинает игру, произнося следующий текст: «Я садовником родился, не на шутку рассердился, все цветы мне надоели, кроме…», и называет один из цветков из числа избранных детьми. Например, "…кроме розы». «Роза» немедленно должна откликнуться: «Ой!». Ведущий или кто-то из игроков спрашивает: «Что с тобой?» «Роза» отвечает: «Влюблена». Тот же игрок или ведущий спрашивает: «В кого?» «Роза» отвечает, например, «В фиалку». Немедленно должна отозваться «Фиалка»: «Ой!» и т. д. Если ребенок не откликнулся, когда назвали его цветок, или «влюбился» в того, кого здесь нет, то он проиграл. Игра начинается сначала.

  • Детектив

Эта игра подобна предыдущей, но в нее больше любят играть мальчики. Оптимальное число игроков должно быть не менее 7-10.

Выбрать ведущего – это и будет «детектив». Он должен выйти из комнаты. В это время дети распределяют между собой цвета. «Детектив» должен войти в комнату и начать игру словами: «Внимание! Совершено ограбление! Пропали серебряные часы. Я считаю, что часы у «Синего». «Синий» должен ответить: «Нет, часов у меня нет. Часы у «Красного». «Красный» в свою очередь должен назвать другой цвет, и т. д. Игра продолжается до тех пор, пока кто-то из играющих не назовет цвет, который в игре не представлен, или не откликнется. Проигравший сам должен стать «детективом».

  • Солнышко!», «Камешки!», «Заборчик!

Ведущим должен быть взрослый. Посадите или расставьте детей полукругом и встаньте к ним лицом. Поочередно громко и отчетливо отдавайте детям команды: «Солнышко!», «Заборчик!», «Камешки!», постоянно меняя слова местами. Дети должны реагировать на каждое слово соответствующим образом. Если вы говорите: «Солнышко!», они должны поднять руки с раскрытыми ладонями и растопыренными пальцами. При слове «Камешки!» дети должны поднять руки со сжатыми кулаками. Когда вы произносите: «Заборчик!», дети поднимают руки с раскрытыми ладонями, но пальцы их плотно прижаты друг к другу. Темп игры вы должны постепенно ускорять. Ребятишки, сделавшие ошибку, выбывают из игры. Победителем считается игрок, оставшийся последним. одного и того же цвета (или одного размера, или одинаковой формы, или из одного материала и т.п.), начинающихся на звук "К", "Т" или "С". Можно усложнить задание, дав несколько признаков одновременно.

    Съедобное – несъедобное

В зависимости от названного предмета (съедобен он или нет) ребенок должен ловить или отбивать мяч, брошенный ему взрослым.

    Лови – не лови

Взрослый бросает мяч, ребенок ловит. Договоритесь, что можно ловить мяч, если сказано: «Лови!». Если мяч брошен без слова, его нужно отбить. Усложняя игру, добавляем слово «Не лови!»

    Скажи наоборот

    Ребенку предлагаются отдельные фразы, на которые он должен давать ответы «Да» или «Нет» (инструкция: «Если я говорю правильно, ты отвечаешь: «Да», если неправильно – «Нет»).

Примерные фразы:

«Платье одевает девочка» - «Да».

«Зубы чистят щеткой» - «Да».

«У волка три хвоста» - «Нет» и т.д.

    На правильные суждения ребенок должен говорить: «Нет», а на неправильные – «Да».

Примерные фразы:

« На елке выросли яблоки» - «Да».

«Осенью опадают листья с деревьев» - «Нет» и т.д.

Лучшие статьи по теме