Психология. Отношения. Личность. Общение
  • Главная
  • Общение
  • Ребенок не хочет убирать свои игрушки. Ребенок не хочет убирать игрушки, почему нужно обозначить собственную территорию. Путь наименьшего сопротивления

Ребенок не хочет убирать свои игрушки. Ребенок не хочет убирать игрушки, почему нужно обозначить собственную территорию. Путь наименьшего сопротивления

Многие родители не хотят мириться с таким положением, когда дети, поиграв с игрушками, отказываются затем убирать их. Кое-кто из родителей считает, что ребенок может делать все, что он желает, а взрослые должны обеспечивать ему свободу во всем и не должны принуждать малыша к каким-либо действиям.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ РЕБЕНОК НЕ ХОЧЕТ УБИРАТЬ ИГРУШКИ.

Многие родители не хотят мириться с таким положением, когда дети, поиграв с игрушками, отказываются затем убирать их. Кое-кто из родителей считает, что ребенок может делать все, что он желает, а взрослые должны обеспечивать ему свободу во всем и не должны принуждать малыша к каким-либо действиям.

Конечно, у каждой семьи свои особенности и привычки. Безусловно, Вам решать, следует ли приучать ребенка к аккуратности и порядку, и если приучать, то как и с какого возраста. Но если уж Вы приняли решение научить ребенка убирать за собой игрушки, то Вы быстрее добьетесь успеха, если будете выполнять несколько несложных правил.

Прежде всего, просьба убрать игрушки должна звучать доброжелательно. Уборка не должна стать наказанием, желательно, чтобы она стала заключительной частью игры.

Если малыш еще настолько мал, что не понимает смысла происходящего, не готов к выполнению Ваших требований, начните вместе с ним убирать игрушки, обязательно проговаривая вслух, что именно Вы убираете, куда и зачем. Если подобная совместная работа проводится систематически, каждый вечер, в доброжелательной атмосфере, ребенок вскоре приучится выполнять ее самостоятельно.

Кроме того, у ребенка скорее всего не появится привычки убирать игрущки, если Вы сами ежедневно не убираете за собой вещи: одежду, обувь, книги, газеты, украшения. Тогда разбросанные по квартире вещи станут для него привычным явлением. Ведь для ребенка раннего возраста характерной чертой является подражание...

Для того, чтобы облегчить для малыша процедуру уборки, можно использовать маркировку на коробках или на стеллажах. Например, на коробке, в которой хранятся машинки, можно нарисовать машинки, на пакете с мячами изобразить мяч и т.д. Никитин Б.П. (СПб, 1998) советует для того, чтобы легче было уложить кубики в коробку, на дно ее положить лист с разметкой, куда и как класть кубики (разметка может быть как черно-белая, так и цветная). Конечно, в этом случае необходимо учитывать возраст и возможности ребенка.

Если у Вас есть необходимый для этого запас времени и терпения, можно превратить уборку игрушек в занимательную игру. В главе “Игры для родителей и детей” описана одна из них (“Помоги маме”). Можно предложить ребенку поменяться ролями. Пусть он будет мамой, а Вы - дочкой или сыном. Приступайте к уборке игрушек, следуя своим новым ролям. Ребенку это доставит удовольствие, а Вы получите информацию о том, как Ваш малыш воспринимает Вас и Ваши просьбы (или приказы) .

Не оставляйте мероприятие по уборке игрушек на поздний вечер, если оно провоцирует возникновение отрицательных эмоций и у Вас, и у ребенка. Если же уборка превращается в прощание с игрушками, в укладывание их спать и становится необходимым ритуалом для малыша, то, конечно, следует заниматься этим непосредственно перед сном.

Если Вы сами считаете, что чистота и порядок в доме необходимы, то твердо вводите правило убирать за собой игрушки. Пусть ребенок знает, что Вы будете читать ему книжку или рисовать с ним только в чистой комнате. Но ребенок должен знать, что это - правило для всех членов семьи. Если же Вы предъявляете ребенку ультиматум: уберешь игрушки - буду тебе читать, не уберешь - не буду то малыш скорее всего сделает вывод о том, что мамину или папину любовь и внимание необходимо ежедневно “зарабатывать”.

ИТАК:

ЕСЛИ РЕБЕНОК НЕ ХОЧЕТ УБИРАТЬ ЗА СОБОЙ ИГРУШКИ:

1.Твердо решите для себя, необходимо ли это

2.Будьте примером для ребенка, убирайте за собой вещи

3.Убирайте игрушки вместе с малышом

4.Убирая игрушки, разговаривайте с ребенком, объясняйте ему смысл происходящего

5.Формулируйте просьбу убрать игрушки доброжелательно. Не приказывайте.

6.Используйте маркировку, схемы.

7.Учитывайте возраст и возможности ребенка.

8.придумайте интересную игру, чтобы уборка стала желанной для малыша.

9.Сделайте уборку игрушек ритуалом перед укладыванием ребенка спать.


Если каждая уборка детских вещей превращается в скандал, значит, это именно вы что-то делаете не так.

У детей нет врожденной тяги к порядку, этому их надо научить. Но здесь придется учитывать многое: от характера малыша и его возраста до подачи информации.

Да, если вы будете кричать, заставлять и угрожать, это даст какой-то результат…но как это отразится на ваших отношениях с ребенком?

Давайте разберемся, как научить ребенка убирать игрушки и вещи без скандалов, чтобы это вошло в привычку и не вызывало отрицательных эмоций.

Главные правила уборки с детьми

Как сделать, чтобы ребенок убирал игрушки и свои вещи на место? Для начала проверьте, соблюдены ли основные принципы:

  1. Порядок в доме;

Если вы поддерживаете чистоту и порядок сами, легче будет научить этому малыша. Он должен видеть, что все члены семьи убирают за собой, чтобы всегда можно было этим аргументировать просьбу прибраться.

  1. Поиграл – убери;

Это правило должно действовать всегда. Не раз в неделю, не от случая к случаю. Систематическая уборка за собой приведет к хорошей привычке.

Три недели подряд достаточно делать ежедневно одно и то же, чтобы привыкнуть навсегда. Также вам в помощь будет информация из статьи Как приучить ребенка к домашним обязанностям ?>>>

  1. Спокойствие;

Не нужно сразу кричать и ругать. Во-первых, заранее договариваться: поиграешь и уберешь. И потом напомнить ребенку об этом. Договор, как говорится, денег дороже.

Стараться разговаривать спокойно и мирно, не нервничать и не подгонять – лучше дайте на уборку больше времени.

Если вы часто кричите на ребенка и вам трудно держать себя в руках, смотрите семинар Мама, не кричи !>>>

  1. Помощь;

Помогать друг другу – должно быть основное правило любой семьи. Предложите малышу помочь и не важно, кто уберет больше при этом, главное, что ребенок будет вовлечен в процесс уборки.

  1. Не уступать.

На потом любят оставлять многие нелюбимые дела. И к этому привыкать не надо. Сначала – дело – уборка, потом – отдых, развлечения и прочее. Приучайте: сделал необходимое, можно заняться и чем-то желаемым.

Как мотивировать ребенка?

Почему-то у родителей возникает вопрос, как заставить ребенка убирать игрушки с первого раза, хотя надо смотреть на это под другим углом: как мотивировать?

Помните! И с первого раза получится, только, если вы до этого проводили беседы на тему уборки и обязанностей каждого члена семьи, читали сказки и смотрели мультики про нерях и чистюль.

Поймите простую вещь: ребенок должен сам захотеть, тогда не будет необходимости заставлять каждый раз, просто напоминайте мотивирующие моменты.

По крайней мере, малыш должен видеть и понимать, почему и для чего это нужно. Не «потому что я так сказала» и «так надо». Аргументируйте. Лучше потратить время на вдумчивые и полезные разговоры, чем на крики и скандалы.

Конечно, совсем маленьких трудно мотивировать, поэтому надо придумывать игровую форму уборки. Например, ребенку в 2-3 года – как научить убирать за собой игрушки:

  • Соревнование;

Самое простое – когда игра должна закончиться, предложить собрать игрушки вместе на скорость – кто быстрее и больше соберет. Т.е. ребенок воспримет это, как часть игры.

  • Сказка;

Превратите малыша в сказочного персонажа – фею, великана, джинна. Пусть он «колдует».

Например, можете сказать: «А Фея сможет заставить исчезнуть кукол?» И отвернитесь, пока совершается «волшебство». Так, потихоньку, все и окажется в коробках.

  • Домики для игрушек;

Оформите каждую коробку по-разному: в виде гаража для машинок, в виде домика для кукол или мягких игрушек, в виде теремочка для мелочей.

Тогда можно обыгрывать уборку: «А теперь все звери идут ложиться спать в свой домик».

  • История;

Придумайте, как объявлять уборку каждый раз.

Например, повесьте на люстру в детской бумажное солнышко, которое каждый вечер меняйте на луну – и говорите, что, когда солнышко ложится спать и выходит луна, игрушки тоже хотят спать и их надо уложить.

Можно еще дать ребенку задание – пусть он сам вспоминает сменить солнце на луну. А утром надо снова вешать солнышко.

  • Обмен.

Предлагайте «поменяться»: малыш убирает игрушки, а вы читаете ему сказку/поете песенку/что-то рассказываете.

Действуйте по принципу игры – вот главное правило, как научить ребенка убирать игрушки в 2 года, в 3-4 года.

Конечно, воспитание детей дается непросто. И с одного раза невозможно научить чему-то. Поэтому родители должны знать разные хитрости и уловки, чтобы не раздражаться, повторяя одно и то же много раз.

Как научить ребенка убирать игрушки без нервов:

  1. Раньше начнете – раньше усвоит;

Начинайте с малого, в игровой форме. В 2 года уже можно потихоньку приучать к порядку.

  1. Учите соответственно возрасту;

В 3 года можно привести пример: ребенок хочет, чтобы родители забрали его вовремя из садика, а игрушки хотят, чтобы их вечером убрали по коробкам.

В 6-7 лет уже надо объяснять, что у каждого в семье есть свои обязанности и уж точно за собой убирать необходимо.

  1. Не держите все игрушки в свободном доступе;
  1. Хвалите;

Вообще хвалить надо всех членов семьи за их успехи и хорошие дела – это хорошая профилактика ссор.

  1. Не критикуйте качество;

Если трехлетка кое-как скидал все в ящик, это не повод делать замечание. Говорить о качестве можно в более старшем возрасте – младшим школьникам.

Но, опять же, мягко: «Ты молодец, спасибо большое, очень помог, только смотри, в другой раз можно сделать лучше, так и удобнее будет» - и объясняете, на что обратить внимание.

И в следующий раз, перед тем, как дать задание, напомните.

  1. «Нет» призам;

Одно дело – договориться, например, что после уборки вы пойдете гулять или почитаете сказку. И другое дело - превращать помощь в товарные отношения.

Маме ведь никто шоколадки не дарит за вкусный обед или вымытый пол…

Но поощрить можно по-другому: купить что-то ребенку внепланово и сказать, что вам хотелось сделать ему приятное, потому что он такой помощник, столько сделал за последнее время полезных дел.

  1. Рассказывайте о своих делах;

Пусть это будет такой ритуал: за ужином все рассказывают, что каждый сделал сегодня полезного.

Обычно домашние дела, сделанные мамой, незаметны, воспринимаются, как должное. А когда дети слышат, сколько мама делает за целый день, это откладывается.

Только не жалуйтесь! Не «я упахалась на вас, как служанка», а «я сегодня сделала то-то и то-то полезное для всей семьи, а ты что?». Мужу, кстати, тоже полезно это послушать.

Следуя этим советам, вы сможете понять и то, как себя вести, если ребенок не убирает игрушки – используйте поочередно маленькие хитрости и сохраняйте спокойствие!

О том, почему дети не хотят убираться и как превратить уборку в развивающее занятие. «В воспитании не требуется ни излишняя мягкость, ни суровость – требуется разумность.» Святитель Филарет, митрополит Московский (с)

«Ребенок играл и в какой-то момент необходимо убирать игрушки. Многие родители стараются с раннего детства приучить малыша убирать игрушки и многие при этом терпят фиаско. Попробуем разобраться почему. На мой взгляд, самый сажный важный момент при приучении ребенка к убиранию игрушек – это количество игрушек у современных детей и организация их хранения.

Оля и Катя – подружки. Им почти по три года. Мамы девочек тоже регулярно общаются. Мама Кати постоянно жалуется, что Катя не убирает игрушки и маме каждый вечер приходится делать уборку вместо Кати. У Олиной мамы такой проблемы нет.

Давайте заглянем домой к каждой девочке и посмотрим, что же происходит вечерами.

У Кати много замечательных игрушек. Целый игрушечный рай. Из-за изобилия, Катя даже не очень знает, какие у нее есть игрушки. Все Катины игрушки аккуратно хранятся в больших коробках в детской комнате. Точнее, так хотелось бы маме. В идеале. В реальности дела обстоят так. Каждый вечер Катя и мама перед сном начинают убирать игрушки. Точнее, Катя продолжает играть, а мама бессистемно заполняет пустые контейнеры игрушками и закрывает крышками. В одну коробку попадают и кубики, и куклы, и набор доктора. В другой коробке мы найдем снова кубики, часть набора посуды, колечки от пирамидки и т.д. Комната приобретает внешне опрятный вид. Десяток больших разноцветных контейнеров аккуратно стоят по периметру комнаты. Утром Катя начинает играть. Она не знает, что где лежит и поэтому просто вываливает игрушки из каждого контейнера на пол. Комната начинает напоминать свалку. Катя роется в игрушках, ее внимание переключается от одной игрушки к другой.

В чем же проблема? Мама организовала пространство жизни девочки без учета особенностей ребенка. Давайте представим себе, что кто-то другой «помог» вам с организацией хранения ваших вещей. Вам выделили много симпатичных коробочек и хаотично сложили туда ваши вещи: в первую коробку сложили джинсы, часть нижнего белья, свитера, во вторую снова белье, брюки и блузки и т.д. И вы не знаете, что и где у вас лежит. Поиски нужной вещи занимают массу времени. Вам хочется разложить все аккуратно, но обилие вещей затрудняет наведение порядка. Готовы ли вы каждый день аккуратно убирать в шкаф свои вещи, если их каждый день будут снова выбрасывать на пол? Хватит ли у вас на это сил? Скорее нет, чем да. Точно так же происходит и с Катей. Количество игрушек у девочки настолько велико, что ей не хватает энергии их убрать. Именно поэтому это приходится делать маме.

А что же с Олей?

У Оли немного игрушек. Может быть, даже мало. пара кукол, посуда для кукол, набор доктора, машинка, конструктор, пирамидки. С первого взгляда может показаться, что в Олиной комнате шкафов больше, чем игрушек. Действительно, существенную часть комнаты занимают невысокие стеллажи, на которых аккуратно разложены игрушки. Куклы сидят на полке, некоторые игрушки лежат в пластиковых ящичках или корзиночках, конструктор в коробке. Оля помнит все свои игрушки и знает, где у нее лежит какая игрушка. Мама никогда не перекладывает вещи девочки. Поэтому Оля никогда не тратит время на поиски. Она просто достает с полки то, что ей нужно. А после игры убирает. Да, иногда оказывается убрано не все, иногда некоторые детали закатываются под кровать. Бывает, что мама Оли в отсутствие тратит немного времени на то, чтобы разложить по местам что-то, что лежит не на своем месте. Но это нельзя назвать уборкой..

Вам кажется странным, что Оля убирает игрушки? А самом деле, здесь нет ничего странного. У каждого ребенка есть внутренняя тяга к порядку. Она даже сильнее, чем у взрослого. Но взрослый способен сам организовать свою жизнь и достичь порядка в делах и вещах. А ребенку нужна помощь. Ребенку очень важно знать, что все всегда лежит на своих местах, и он может найти нужную вещь там, где она должна быть. Но если вещи ребенка перемещаются, как в случае Кати, то ребенок не живет в состоянии порядка. Поэтому задача родителей – организовать пространство жизни ребенка так, чтобы у малыша не было большого количества игрушек, чтобы каждая игрушка имела свое место. Тогда ребенок сможет поддерживать порядок.

Отдельно стоит поговорить и о различных родительских притязаниях и требований. Всегда ли требования родителей адекватны и всегда ли ребенок может их выполнить?

Вера (3 года) очень любит рисовать. Она часами может сидеть за столом и рисовать. Вера очень любит цветные рисунки и у нее отличное цветовое восприятие, она очень тонко чувствует оттенки. Поэтому Вере покупают очень большие наборы карандашей, по 30-50 штук. Обычно Вера организовывает свое рабочее пространство так: выкладывает перед собой все карандаши, которые у нее есть и рисует. У девочки есть специальная полка, где хранятся альбомы, подставки с карандашами и краски. После рисования Вера обычно ставит карандаши в стаканчик, убирает альбом. Но Вериному папе не нравится сам процесс организации рисования. Его раздражает стол, заваленный карандашами. Он говорит: «Неужели трудно держать карандаши в стакане? Ты рисуешь одним карандашом! Нужно брать один карандаш, рисовать, ставить его в стакан и брать другой. А так у тебя на столе бардак», — возмущается папа. Вера старается угодить папе. Она ставит перед собой стакан, но потом карандаши все равно оказываются на столе: так ей удобнее выбирать. А папа сердится.
Что мы видим в этом примере? Требования, которые не только не соответствуют возрасту ребенка, но и противоречат здравому смыслу. Проблема скорее в педантичности папы, чем в Вере. Именно папе стоит пересмотреть свои взгляды в сторону меньшего стремления к всеобщему порядку».

Трудолюбие через игру

Есть еще варианты, как превратить непосредственно процесс уборки в игру. Учитывая психологические факторы, не стоит также забывать о возрасте и доступных игровых методах в целях воспитания трудолюбия. Используя немного фантазии, можно научить ребенка поддерживать порядок без выработки негативных ассоциаций к процессу уборки.

Сюжетно-ролевые игры.

Игра — это и приятно и полезно для детей. Можно представить себя строительно-уборочной техникой, которая собирает мусор (разные игрушки) и сортирует их. Машинки могут развозить кукол по домам, большие машинки могут собирать маленькие к себе в «гараж». Пылесосный монстр в случае отказа спец.техники выполнять свое задание может засосать все разбросанные игрушки, и их необходимо будет срочно спасать.

Изобретения.

Креативный способ вызвать интерес – придумать полезные изобретения для уборки. Это может быть что угодно из подручных материалов. Например, из ненужной картонной коробки можно сделать реактивный самолет по сбору игрушек. Ковром-самолетом, который собирает всякие мелочи, может стать кусок картона. Такой способ развивает творческое мышление, расширяет кругозор, ведь необходимо придумать что-то новое и полезное.

Время объявлений.

Поскольку уборка игрушек рано или поздно превращается в рутинную обязанность, приходится придумывать что-то нестандартное для поддержания интереса. Так, можно объявлять время уборки конкретных вещей. Например, «время лего» по звонку колокольчика или свистку – и ребенок убирает конструктор. Постепенно такую тактику можно довести до игры. Например, подготовить список с перечнем вещей и два кубика. Один кубик указывает на категорию игрушки, другой на количество. Так, ребенок бросает кубики и выполняет задание. Не только интересно, но и полезно – можно таким образом научиться считать. А когда и такая форма надоест, разбавить игру можно приятными заданиями с карточками, как-то кувырок на кольцах, минутка отдыха и т.д.

Квест, а не ультиматум.

Любимое родительское «не будешь смотреть мультфильм, пока не наведешь порядок», можно трансформировать в увлекательный для ребенка квест.

Если есть время – лучше нарисовать карту из 7-10 станций. Ребенок путешествует от одной станции к другой и на каждой его встречают местные жители и дают задания. Жителям одного города нужно очистить дно озера (помыть раковину), другого – помочь собрать урожай (все тот же рассыпанный лего), третьи просят поработать в саду (полить цветы). А на четвертой станции жители могут просто угостить путешественника яблоком. Конечная цель путешествия (мультфильм) тоже имеет значение, хотя большинство детей увлечется и самим процессом – приключениями, ожиданием новых встреч.

Семейные субботники.

Можно завести общие семейные субботники. Например, генеральной уборкой заниматься всем вместе, чтобы не только мама, но и все члены семьи подключились. Таким образом, дети будут чувствовать себя частью клинингового процесса, а не наблюдателями со стороны. Ежедневно можно взять за правило уборку 10-минутку перед ужином, например.
Иногда совместный труд может временно уступить место состязанию. Для него удобно повесить на холодильник табличку, где каждый будет отмечать вымытую им посуду или вынесенный мусор. А через неделю подвести итоги и наградить победителя. Даже если взрослые будут продолжать все делать обычным образом, азарта ребенка хватит на всех.

Награды.

Какую бы игру вы не выбрали, не забывайте о похвале и наградах. Конечно, мотивация уборки ради мультиков или конфет не педагогична. Очки, набранные во время уборочных игр должны быть приятной мелочью – наклейкой, интересной открыткой, детским журналом. Ребенку будет интересно копить и зарабатывать эти очки, если он сможет потратить их на что-то существенное, например, поход в музей или зоопарк. Приз можно назначить заранее. А можно написать целый список разных наград с расценками, пусть ребенок сам выбирает.

Разумность в воспитании, о которой говорил Святитель Филарет, должна быть и в деле приучения к труду. Конечно, маленьких детей проще увлечь игрой, и необходимо это делать, потому что лучше так, чем ультиматумы, наказания и выработка негативных ассоциаций вкупе с потраченными нервными клетками родителей. К тому же игры развивают фантазию и логику, так или иначе учат системному мышлению и аккуратности. Однако дети растут, и понятие игры должно постепенно заменяться понятием ответственности. Порядок и уборка игрушек, а затем и личных вещей, а затем и остального дома должны стать ответственным делом, и, в конечном счете, дети должны научиться любить труд. Пусть в раннем детстве это будет ради очков и наград. Но взрослея, ребенку полезно будет понять, что трудится он не только для себя, но и для окружающих. Посеянные зерна трудолюбия в детстве обязательно дадут добрые плоды в будущем.

«Как мне это надоело! Каждый день одно и то же! Сейчас же собери игрушки!» Знакомая ситуация? Так как приучить ребенка убирать игрушки за собой без нервов?

Конечно, приучать ребенка убирать за собой нужно. А вот как это сделать хитро, без детских капризов, истерик и нервных затрат со стороны родителей, вы сейчас узнаете.

Простые правила

Как заставить ребенка убирать игрушки? Запомните, никакие методы и приемы не помогут приучить «маленького неряху» к порядку, если не соблюдаются четыре правила.

Начни с себя

Дети с ранних лет копируют взрослых. Если родители не убирают одежду в шкаф, книги на полки, оставляют продукты на столе, ребенок будет повторять их поведение. И наоборот.

Будьте настойчивы

Как бы малыш не отказывался, а убрать за собой придется. Никаких мультфильмов, сладостей и прогулок не будет, пока игрушки не окажутся на местах. Дайте это понять ребенку.

Воспитывайте регулярно

Если взялись приучать к порядку, делайте это ежедневно. Воспитывать раз или два в неделю не получится. Результата не будет!

Не заставляйте, не ругайте и не кричите!

Насильственные методы отбивают стремление помогать, а вам ведь нужно его привить.

Ребенок не хочет убирать игрушки — что делать?

Как научить ребенка убирать за собой игрушки? Все, что вам понадобится - позитивный настрой. Немногие родители знают, но маленькие дети легко заряжаются положительными эмоциями. А если у крохи приподнятое настроение, с ним легче договориться.

Всех по домам

Придумайте для игрушек домики. Так малышу легче ориентироваться в комнате. Например, куклы будут жить в шкафу, машины в гараже, конструктор в ящике. Еще лучше, если коробки и места хранения плюшевых зверушек превратить в яркие жилища. Ящик для конструктора обклейте цветной бумагой, нарисуйте окошки, смастерите треугольную крышу из картона. Машинам обозначьте гаражи, куклам сшейте мягкие подушечки в домик. Немного творчества — и ваш карапуз окажется в стране игрушек. А здесь есть правило - после игры убирать всех по домам.

Кто быстрее?

Если «капризуля» категорически отказывается наводить порядок, предложите ему соревнование «Кто соберет больше?» или «Кто быстрее?». Понадобятся две коробки для двух участников, или разделите территорию уборки пополам. По команде мама с ребенком начинают собирать игрушки в коробки, или каждый убирает свою территорию. Победителю приз!

Давай поиграем

Можно предложить малышу «Собери по признаку»: мягкие - твердые, большие - маленькие. Мелкие игрушки гужно сложить в одну коробку, крупные - в другую. Сортировать можно по размеру, по семьям, кто с кем дружит и т.д.

Сказочная уборка

На помощь маме придут сказочные персонажи. Прикрепите на спину малышки крылышки, и она превратится в фею, которая наводит порядок в сказочной стране. Мальчишкам больше подойдет игрушечный самосвал, ракета-полицейский или робот уборщик. Он будет спасать мир от беспорядка. Заметьте, ребенок при этом не убирает, он играет.

Станция игрушек

Игра для двоих: малыш - паровоз, мама - диктор. Взрослый оповещает:
- Паровоз отправляется со станции «Уборка». Следующая — станция военных.
Ребенок собирает игрушечных солдатиков в коробку, едет дальше по комнате. Далее оповещается станция конструкторов, машин, резиновых и плюшевых животных и т.д.
После того, как будут собраны все предметы, паровоз может отправиться на заправку топливом - покушать или в гараж - постель.

Ритуал

Один из способов привить положительную привычку ребенку - ввести ритуал «Уборка». «Священная церемония» проводится в определенное время, с привязкой к конкретным режимным моментам. Например, перед прогулкой, обедом, сном. Отправляя спать кукол в домики, машины в гараж, напевайте веселую песенку или колыбельную. На первых порах взрослый просит помощи у малыша. Затем ритуал поддерживают оба - родитель и ребенок. Со временем помощь взрослого сокращается, а «таинство» уборки передается самому младшему.

Хитрая сказка

Поведайте крохе рассказ о том, что игрушки расстраиваются, когда про них забывают и не убирают в домики. Обиженные, они уходят в сказочную страну. Когда в очередной раз малыш не уберет игрушки, спрячьте одну или несколько из них. В том числе и самую любимую. Заметив пропажу, ребенок станет искать. Скажите, что она ушла. Вы могли бы написать письмо в сказочную страну и попросить вернуться, но за это необходимо пообещать убирать ее на место.
Объявляется генеральная уборка! Включите веселую музыку. Участвуют все жильцы. За каждую такую «генералку» участники накапливают баллы, которые затем обмениваются на приз. Договоритесь заранее, сколько баллов нужно собрать.

  • Приучайте малыша к порядку с раннего детства. Тогда к четырем годам у него уже выработается стойкая привычка.
  • Чтобы ребенку было легче наводить порядок, регулируйте количество игрушек. Спрячьте часть их в дальний ящик и периодически меняйте местами. Вовремя избавляйтесь от ломаных, ненужных и неинтересных.
  • Не забывайте хвалить. Порой достаточно одной лишь похвалы родителя, чтобы у крохи выработалось стремление поддерживать порядок.
  • Выбирайте время на уборку до того, как малыш устанет, захочет спать и начнет капризничать.
  • С раннего возраста поддерживайте стремление маленького человека помогать взрослым. Пусть вас не пугает разбитая посуда и пролитый чай. И ни в коем случае за это не ругайте. Ведь он старался, убирал. Эта небольшая жертва сполна компенсируется в будущем.
  • Будьте терпеливы. Да, тяжело, да, трудно, но лишь терпением и настойчивостью вы добьетесь положительного результата.
  • Приучайте постепенно. Маленькой крохе тяжело собрать все игрушки, поэтому мама помогает. Чем взрослее чадо, тем меньше помощь взрослого.
  • Не приучайте к призам. Привлекать малыша к уборке за вознаграждение можно лишь на начальных порах. В дальнейшем пусть наградой будет сказка, мультфильм, прогулка. В конечном счете основным поощрением станет похвала.
  • Не требуйте идеальной уборки. Пока ребенок мал, достаточно того, что он разложит все по местам. Со временем начните обращать его внимание на то, что игрушкам не нравится, когда их раскладывают неаккуратно. Конкретно опишите и покажите, как правильно размещать предметы.



Чего делать нельзя категорически:

  • Заставлять.
  • Кричать.
  • Делать за ребенка.
  • Оставлять без поощрения - похвалы.

Уважаемые родители! Помните: как бы ребенок себя не вел, вы умнее и хитрее его.

Сколько семей, столько и мнений. Одни семьи категорично полагают, что ребеночку следует убирать за собой разбросанные вещи и игрушки, и никак по-другому быть не может. Есть семьи, которые позволяют своему чаду играть, где захочет, с чем захочет и не убирать за собой поле игры. А есть такие семьи, которые не определились. И раз за разом меняют свою тактику поведения.

Сколько семей, столько и мнений. И только вам одним решать, как вы хотите воспитывать своего малыша.

Если вы решили воспитывать в малыше аккуратность и чувство порядка, то следует определиться, с какого возрастного этапа вы собираетесь этим заниматься, и как будет проходить воспитание.

Если родители все-таки приняли подобное решение, то для успешного его осуществления, я подобрала вам элементарные рекомендации.

Просьбу следует выражать в доброжелательном тоне. Это не приказ и не наказание. Уборка может стать прекрасной завершающим этапом игры.

Если ваш малыш еще слишком мал, чтобы понимать происходящее и не может убирать сам, занимайтесь уборкой вдвоем, вместе с ребенком.

Важно проговаривать вслух, какие вещи и куда вы кладете, в какую коробку складываете конструктор, и зачем вы делаете данные действия.

Данный этап долгий и трудоемкий. Но если вы всякий раз проводите такую «процедуру» уборки, соблюдая доброжелательность, малыш вскоре сам все поймет и будет убираться без вашей полной помощи.

Помните малыш растет на вашем примере. У ребеночка не может появиться привычки убирать вещи, если вы сами не следите за собой и своими вещами.

Оставляете без уборки одежду, книги, посуду. И вскоре малыш поймет, что так и надо, не стоит за собой убирать, если мама и папа так не поступают.

Давайте поможем малышу убираться, для этого сделаем маркировку на коробочках, в которых хранятся игрушки.

К примеру, на ящике, в котором хранятся куклы, наклейте картинку с красивой принцессой. На пакете с Лего или конструктором изобразим то, что чаще всего делает ваш ребенок из данной игрушки.

Следуйте указаниям вашего малыша. Ребеночек получит от этого колоссальное удовольствие! А вы в ходе игры узнаете, как малыш относится к вашим просьбам!

Не стоит оставлять уборку на вечернее время, тем более, если она вызывает негативные переживания, как у малыша, так и у вас.

Но есть одно «но».

Если уборка символизирует у малыша отход ко сну его любимых игрушек, и является для ребенка ритуалом его собственного засыпания, то, естественно, уборку вы проводите перед засыпанием.

Если правило уборки для вас твердо, то и ваш ребенок должен об этом знать. Проговорите ребенку, что вы будете рассказывать ему сказку или лепить вместе с ним только в чистой и убранной комнате.

Также ребеночек должен понимать, что это правило для всей семьи. В противном случае вы как бы его обманываете. Вы просите у него одного, а сами это не выполняете.

Также откажитесь от ультиматума «Если ты не уберешь игрушки, то я не буду тебе рассказывать сказку». Такое высказывание малыш понимает так, что каждодневно ему следует зарабатывать ласку родителей.

Резюме.

Что делать, если ребенок не убирает за собой игрушки?

  • Договоритесь сами с собой, нужно ли вам это.
  • Вы – образец. Малыш не захочет делать уборку, если видит, что ее не делают взрослые.
  • Сделайте уборку совместной игрой.
  • Когда приводите в порядок детские игрушки, поясняйте ребеночку, зачем вы это делает, куда складываете игрушки и т.д.
  • Уборка – это не приказ и не наказание. Это ваша доброжелательная просьба.
  • Маркируйте коробочки и ящички по их назначению и содержимому.
  • Старайтесь требовать от малыша по возрасту и по его силам.
  • Самое приятное действие – это игра. Пусть уборка станет веселой игрой!
  • Если необходимо, уборка может быть ритуалом перед сном.

Приятного вам взросления!

Лучшие статьи по теме