Психология. Отношения. Личность. Общение
  • Главная
  • Общение
  • Уклад жизни в семье. Семейный уклад Городки, шахматы и «почтовый ящик»

Уклад жизни в семье. Семейный уклад Городки, шахматы и «почтовый ящик»

ОБЩАЯ ПЕДАГОГИКА. ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ И ОБРАЗОВАНИЯ

Семейный уклад в воспитании духовно-нравственных ценностей школьников

С. П. Акутина

В статье раскрываются различные научные подходы к классификации семейных ценностей, их значение в становлении семейного уклада; выявлены компоненты семейного уклада, показана его роль в воспитании духовно-нравственных ценностей. Выделены главные ценности семьи в различных брачно-семейных сферах.

Ключевые слова: классификация семейных ценностей, семейный уклад, духовно-нравственные ценности.

Family Way in Education of Spiritual-Moral Values of Schoolboys

In this articles there are enlightened different scientific ways to the family values classifications, their roles in the family forming process; there are underlined the family built components, as well as, indicated the role of the family building in education of moral ethical principles. The main family values are determined in different matrimonial family spheres.

Key words: the classification of the family values, the family building, moral ethical principles.

Семья является носителем культурных ценностей общества и народа. Она культивирует семейные традиции, передает систему ценностей молодому поколению, удовлетворяет его культурные потребности, формирует отношение к трем основным ценностям любой культуры: истине, благу и красоте. На семью возлагается, таким образом, огромная ответственность за то, какой образ мира, человека и общественной жизни формирует она у своих детей.

Ученые, занимающиеся проблемой семейных ценностей, классифицируют их с различных научных позиций. Так, по мнению социологов М. С. Мацковского, Л. И. Савинова и т. д., в число ценностей семьи в различных брачно-семейных сферах входят следующие:

В сфере добрачного поведения и выбора брачного партнера: для личности - любовь, влечение, физическая привлекательность, статус в обществе, социокультурные параметры; для семьи: ценностные ориентации, связанные с возможностью продолжить род, фамилию, расширить родственные связи, следовать традициям, обычаям и образу жизни родительской семьи; для общества: поведение индивида по отношению к национальным, религиозным, общинным обычаям и традициям;

В сфере родительства (сострадание, взаимопонимание, готовность прийти на помощь, ответственность друг за друга);

Дети как семейная ценность (наследники, продолжатели рода и фамилии, опора в старости, смысл жизни);

Семейные функции как ценность (хозяйственно-бытовая, досуговая, воспитательная, сексуальная, эмоциональная, социального контроля и т. д.);

Сфера отношений как семейная ценность (истинные, мнимые, прерывистые, конфликтные, творческие и т. д.);

Выполнение семейной роли (способность к плодотворности, разрушению);

Социализация как семейная ценность (приобщение к культуре, образование, карьера, материальное благополучие) .

Отцовская и материнская линии поведения в русской семье органически соединялись в иерархически выстроенном семейном укладе (установившемся порядке, строе жизни), благотворно влияли на становление детской души и укрепление семейных связей. На основе традиционных духовно-нравственных устоев семьи закладывалась последующая социальная и духовная состоятельность личности. Современный порядок жизни совсем другой, он провоцирует разрушение традиционных семейных связей. И для мужчин, и для женщин все большее значение приобретают работа, успехи в профессиональной области, стремление к достатку. У современных родителей не остается ни физических, ни душевных сил для воспитания детей.

В контексте научного исследования проанализируем, за счет чего традиционный строй семьи давал людям возможность не растрачивать попусту жизненные силы, а приумножать их. Для этого дадим краткую характеристику составляющих семейного уклада. Традиционный семейный уклад включает в себя следующие компоненты:

Обычаи (установившиеся, привычные формы поведения),

Традиции (переходящий из поколения в поколение способ передачи ценностно значимого содержания культуры, жизни семьи),

Отношения (сердечные чувствования и настроения),

Правила (образ мыслей, нормы поведения, обыкновения, привычки) доброй и благочестивой жизни,

Распорядок (установленный порядок в течение дел) дня, недели, года.

На наш взгляд, осознанное наполнение этих компонентов жизненного строя традиционным содержанием окажет действенную помощь в духовном пробуждении современных детей, живущих в суетном, непостоянном и агрессивном мире. Смысл этой задачи заключается, по мнению И. А. Ильина, в том, «чтобы ребенок получил доступ ко всем сферам духовного опыта; чтобы его духовное око открылось на все значительное и священное в жизни; чтобы его сердце, столь нежное и восприимчивое, научилось отзываться на всякое явление Божественного в мире и в людях». И. А. Ильин обозначает и средства духовного воспитания, с помощью которых ребенок может получить доступ к тому, где «Дух Божий дышит, зовет и раскрывается». Это природа во всей ее красоте, величии и таинственной целесообразности, истинное искусство, дающее возможность испытать чувство благодатной радости, неподдельное сочувствие всему страдающему, действенная любовь к ближним, блаженная сила совестного акта, мужество национального героя, творческая жизнь национального гения с его жертвенной ответственностью, непосредственное молитвенное обращение к Богу, «который и слышит, и любит, и помогает» .

Особенностью современных условий духовно-нравственного воспитания является то, что осваивать его традиции родителям придется не только в педагогическом (применительно к детям), но и в личностном плане (применительно к самим себе). Им придется решать сложную задачу: становиться носителями той духовно-нравственной культуры и образа жизни, который они стремятся привить детям; создавать и непрерывно поддерживать в семье такую культурную, психологическую и духовную атмосферу, в которой формировалось бы и закреплялось изначальное стремление ребенка к возвышенному, святому и доброму.

Сложностями на пути решения этих задач являются современное секуляризованное социокультурное окружение, скудость общественного опыта освоения традиций православного воспитания, отсутствие четких, систематизированных представлений родителей о традициях отечественной семейной педагогической культуры и не-

достаточность личной духовной опытности, отсутствие системы духовно-нравственного просвещения родителей, педагогической и духовно-нравственной помощи семье в воспитании детей, духовная немощь сегодняшних детей и родителей.

Мы поддерживаем точку зрения А. М. Русец-ка, которая указывает, что эффективность формирования культурных ценностей у детей обеспечивается опорой на принципы семейной педагогики. Реализация принципов формирования у них культурных ценностей осуществляется на основе потребностей в зависимости

От возраста и интересов членов семьи;

Совместного участия в культурной жизни, выполнения общественных, культурных и профессиональных ролей;

Обретения самостоятельности молодым поколением и одновременно укрепления его связей с семьей;

Разумного применения поощрений и наказаний в семье;

Самоактивности растущего человека в культуре;

Творческого проявления активности ребенка в культуре, самоуправления его в культурной жизни .

Ученый указывает, что в процессе формирования семейного уклада и воспитания духовно-нравственных ценностей необходимо основываться на следующих принципах: культивирования семейных ценностей (мировоззренческие взгляды супругов, отношение к различным обрядам, ритуалам, традициям); рационального и дружного совместного действия членов семьи в решении нравственных и экзистенциальных проблем; партнерских взаимоотношений и уважения к индивидуальности каждого члена семьи; защиты семьи от негативных общественных влияний (средств массовой информации, соседей, отдельных личностей, с которыми взаимодействуют члены семьи); любви, совместной ответственности всех членов семьи за ее благополучие и функционирование; уважения к опыту старшего поколения (сохранение национальных, религиозных и семейных традиций); поддержки дружественных отношений с ближайшей родней, дальними родственниками и соседями .

Говоря о современной семье, Н. Н. Обозов подчеркивает, что если в прошлом семью объединяли чисто внешние, формальные факторы (закон, нравы, общественное мнение, традиции и др.), то в настоящее время формируется новый тип семьи, единство которой все больше зависит

от личного отношения друг к другу всех ее членов - их взаимопонимания, привязанности, взаимного участия, уважения, преданности, симпатии и любви .

Мы согласны с Л. М. Панковой, выделяющей следующие главные ценности семьи: любовь, дети, здоровье всех и совместно проведенное свободное время. Духовные ценности семьи обладают долговечностью и часто представлены вещественно. Это может быть домашняя библиотека, которую собирал еще дед или прадед, фонотека, записи-воспоминания, дневники, письма, фотоальбомы, портреты, семейный архив в целом, документы, награды, ордена и т. д. Это могут быть особые реликвии: пуля, вынутая из тела после боя; молочный зубик ребенка, удаленный матерью в домашних условиях с помощью нитки; первые, неосознанные рисунки маленького человечка; прописи с первым словом «мама, мир, родина»; камень, изъятый из почки во время операции; кортик офицера, служившего на флоте, может быть, много лет тому назад; пожелтевшие страницы солдатских писем; личные вещи умерших людей и т. д. Если все это хранится в доме, то может быть использовано в воспитательной работе, так как обладает духовной памятью прошлого .

На протяжении всего своего существования институт семьи реализовывал те ценности и семейный уклад, ради которых семья существует. Это так называемые родовые ценности семьи и брака. Вслед за Л. И. Савиновым к родовым ценностям семьи мы относим

Сложный спектр взаимоотношений между мужчиной и женщиной, высшей ценностью которых является любовь;

Рождение детей - ценность, в ходе достижения которой проявляются не только биологический инстинкт, но и важные духовные и социальные параметры;

Различные ценностные ориентации, благодаря которым в многопластовой сфере общения члены семьи имеют возможность окунуться в мир человечности. Этому способствует выполнение роли жены, мужа, отца, матери, сына, дочери и т. д. .

Мы, вслед за Е. И. Зритневой, Л. М. Панко-вой, Л. И. Савиновым, взяв за основу характерные потребности личности и соотнеся их с жизнью и функциями традиционной семьи, выделяем следующие ценности семьи:

Ценности, связанные с самоутверждением личности среди ближайшего окружения (социальная значимость семьи, традиционность

роли семьянина, признание каждого члена семьи ближайшим окружением, приобретение определенного статуса в обществе и т. д.);

Ценности, удовлетворяющие потребность в отцовстве и материнстве (принятие на себя новой социальной роли родителя, самоутверждение в этой роли, осознание творческого характера воспитательного процесса в семье, осознание ребенка как ценности и т. д.);

Ценности, связанные с удовлетворением потребности в любви и признании (принятие каждого члена семьи со всеми его достоинствами и недостатками, возможность чувствовать себя любимым, нужным и самому проявлять чувства в отношении близких людей и т. д.);

Ценности, связанные с удовлетворением физиологических потребностей супругов; позволяющие чувствовать относительную стабильность и защищенность (длительность семейно-брачных отношений, постоянство партнера, экономическая поддержка, психологическая защита, эмоциональная разрядка и т. д.);

Ценности, удовлетворяющие потребность в общении и расширяющие его круг (общение с детьми, с супругом, с родственниками, с друзьями супруга и детей, обмен духовными ценностями и т. д.);

Ценности, дающие возможность удовлетворять прагматические потребности (совместная форма владения имуществом, увеличение доходной части семейного бюджета, ожидание помощи от детей в будущем и т. д.) . Анализируя научные источники, проводя экспериментальное исследование, мы пришли к выводу, что основой прочного семейного уклада являются духовно-нравственные ценности.

Стремительное изменение в течение последних десятилетий духовно-нравственных ценностных ориентаций, во многом повлиявших на развитие взаимоотношений внутри семьи, возрастающая ценность эмоционально-психологической стороны семейной жизни резко повышают уровень ожиданий по отношению к семейной жизни, к выполнению роли семьянина, реализовать которые многие супруги просто не в состоянии в силу социокультурных традиций общества и своих индивидуальных особенностей.

Мы соглашаемся с точкой зрения А. В. Муд-рика в том, что высокий уровень эмпатии, взаимоуважение и принятие, полную интимность и другие ценностные стороны семейной жизни не-

возможно достичь, не имея соответствующего опыта, подготовленности к браку и не прилагая довольно больших усилий . Таким образом, в ситуации кризиса воспитания, глобальной дис-функционализации семейных отношений, утраты многих семейных ценностей, приоритета личных интересов над семейными своевременное и всестороннее воспитание духовно-нравственных ценностей старшеклассников, воспитание будущего семьянина, ответственного и осознанного отношения к родительству способствует решению психолого-педагогических проблем современной семьи.

Для полноценной реализации роли семьянина и, как следствие, благополучного бытия семьи, для формирования духовности школьников необходим ряд обстоятельств: защита интересов семьи в целом и отдельных ее субъектов (родителей, детей, мужа, жены); адекватная репрезентация и признание всех ее составляющих в разных сферах духовной культуры; воспитание будущего семьянина на основе духовно-нравственных ценностей; многоаспектное взаимодействие семьи, школы и других общественных институтов, отвечающих за сохранение и развитие личности и за развитие комплекса семейных ценностей. Все сказанное подтверждает значимость взаимодействия семьи и школы в воспитании духовно-нравственных ценностей старшеклассников на современном этапе, обу-

славливает актуальность и своевременность

представленного исследования.

Библиографический список

1. Зритнева, Е. И. Воспитание будущего семьянина в современной России [Текст]: дис. ... д-ра пед. наук; 13. 00. 01 / Е. И. Зритнева; Северо-Кавказский государственный технический университет. -Ставрополь, 2006. - 370 с.

2. Ильин, И. А. Путь духовного обновления [Текст] / И. А. Ильин. - М. : Русская книга, 1993. - С. 199214.

3. Мудрик, А. В. Введение в социальную педагогику [Текст] : учеб. пособие для студентов / А. В. Мудрик. - М. : Институт практической психологии, 1997. - 365 с.

4. Обозов, Н. Н. Психология межличностных отношений [Текст] : Н. Н. Обозов. - Киев; Лыбить, 1990. - 191 с.

5. Панкова, Л. М. Человек и семья: философский анализ формирования культуры брачно-семейных отношений [Текст] : дис. ... д-ра пед. наук: 09. 00. 13 / Л. М. Панкова; Ленинградский государственный областной институт им. А. С. Пушкина. -СПб., 2006. - 385 с.

6. Русецка, А. М. Формирование культурных ценностей у ребенка в польской семье [Текст] : автореф. дис. . д-ра пед. наук: 13. 00. 02 / А. М. Русецка. -М., 2007. - 45 с.

7. Савинов, Л. И. Семьеведение [Текст] : учеб. пособие / Л. И. Савинов; Мордовский университет. -Саранск: Изд-во Мордовского университета, 2000. - 196 с.

У специалистов-демографов есть термин "нуклеарная семья". Он происходит от латинского слова nucleus – "ядро". Нуклеарная семья – это минимально возможная семья, то есть родители и один ребенок, живущие под одной крышей, имеющие общее хозяйство и общие средства к существованию, связанные отношениями кровного родства (родители и ребенок) и отношениями брака (родители), имеющие прошлое (предков), настоящее (самих себя и свою жизнь) и будущее (его олицетворяет ребенок).


То есть, как нас учили в школе, семья – это ячейка общества.

Действительно – ячейка. Человеческое общество состоит из таких ячеек, поскольку человек бывает человеком в полном смысле этого слова только в семье, а вне семьи (на работе, среди друзей и знакомых, в составе каких-либо организаций и объединений, в масштабе государства как его гражданин) он всего лишь общественная единица, член коллектива, группы или сообщества. В обществе он не перестает быть личностью, но свои подлинно человеческие качества и свойства может обнаруживать только в семье.



Различие в типах семейного уклада столь значительно, что создает заметные различия в организации жизни обществ и целых государств. Эти различия заметны даже на таком небольшом пространстве, как Европейский континент.

У нас и у них
Россия давно уже не крестьянская страна. И поэтому ностальгические вздохи по стародавней, большой и крепкой крестьянской семье, прекраснодушные мечтания возродить такой тип семьи, во-первых, беспочвенны, а во-вторых, основаны на не совсем верном идеализированном представлении о крестьянской семье далекого прошлого. Исходить надо из реальности наших дней.

В современной российской семье (преимущественно городской, ибо горожане составляют 85% населения страны) продолжает сохраняться прочная связь поколений. Нередко три поколения одной семьи (поколение дедов, поколение отцов, поколение детей) живут вместе. Взрослые дети, начавшие самостоятельную жизнь, могут жить и живут отдельно, но не отрываются от родителей до степени полного отчуждения. У нас принято заботиться друг о друге, часто встречаться и общаться, принимать участие в семейных делах, помогать и поддерживать материально, причем в обе стороны, взаимно – родители поддерживают детей, дети поддерживают родителей. У нас принято способствовать детям в жизненном продвижении, ходатайствовать за них, устраивать их служебные дела, помогать делать карьеру. У нас принято заботиться о внуках, уходить с работы и оформлять пенсию только для того, чтобы быть с внуками и присматривать за ними, пока их родители работают и обеспечивают себе будущее. Весь этот уклад считается у нас само собой разумеющимся, привычным, нормальным – так было всегда, разве может быть как-то иначе? Даже российские законы соответствуют этому укладу. Обязанность содержать нетрудоспособных родителей закон возлагает на детей. Дети у нас всегда являются равноправными наследниками имущества и недвижимости родителей, редко кому приходит в голову составлять завещание так, чтобы наследство досталось детям не в равных долях. У нас отсутствует такая правовая норма, как возможность юридического отречения родителей от детей и детей от родителей (лишение по суду родительских прав за неисполнение родительских обязанностей – это совсем другое дело). Иностранцев часто удивляет, что термины семейно-кровного родства ("дядя", "тетя", "мать", "отец", "сынок", "дочка") у нас используются как обращения друг к другу незнакомых людей.

А вот семейный уклад стран Западной Европы и Америки (скажем, Англии, Франции, Германии, США) существенно отличается от российского, хотя внешне и схож с ним.

Там закон и традиция устанавливают, что совершеннолетние (достигшие 21 года, возраста гражданской и политической зрелости) обязаны заботиться о себе сами и уже не могут рассчитывать на безоговорочную и бескорыстную помощь родителей во всех своих делах и начинаниях. Там принят гораздо более формальный уровень общения взрослых детей и родителей. То есть проявлять родственные чувства и поддерживать близкое общение никому не запрещается, но и не предписывается. Бабушка и дедушка, нянчащие внуков, – там явление крайне редкое. Зато родители, при живых детях ушедшие в пансион для пенсионеров и престарелых – явление нормальное (скажем честно, уровень жизни и личные пенсионные накопления граждан западных стран позволяют им жить в этих "домах престарелых" вполне комфортно, чем мы в России пока похвастаться не можем). Личное общение с родителями детей, покинувших родительский дом, может происходить один-два раза в году по праздникам или иным поводам, но может и не иметь места годами – если нет времени или серьезных причин повидаться. Если совершеннолетнее дитя ведет праздно-бездельный образ жизни и не желает само себя содержать – то родители имеют право на законных основаниях вообще отказать такому дитяти в поддержке и попросту выставить его из дома.

Молодой англичанин или американец, не достигший 21 года, вправе самостоятельно решать вопрос своей личной жизни – родители не могут запретить ему обзавестись семьей; но поддерживать его семью материально они не обязаны ни по закону, ни по традиции, и могут даже по своему произволу лишить его наследства. А молодой француз, не достигший 21 года и решивший жениться, формально обязан известить об этом родителей и получить их согласие (тоже в общем формальное, но все же согласие) – зато родители не имеют права лишить его наследства, закон этого не позволяет.


Иначе говоря, внутрисемейные отношения у нас в России отличаются человечностью и неформальностью; внутрисемейные отношения в странах Запада более формальны и юридичны.


Так что же предпочтительнее, какой уклад лучше? Вопрос непростой.

Родственники или партнеры?

Что греха таить – наша человечность и неформальность в семейных отношениях очень часто выходят нам боком. Родительская любовь к детям, даже взрослым, часто порождает иждивенческие настроения, не воспитывает самостоятельность, укрепляет привычку всегда надеяться на "тыл" и перекладывать на родителей те обязанности и заботы, которые взрослый дееспособный человек должен нести и выполнять сам. Недаром же бытует у нас иронически-печальная шутка: "Родители обязаны содержать своих детей до достижения детьми пенсионного возраста" - она возникла не на пустом месте. И унылое зрелище – взрослый здоровый детина, преспокойно живущий на пенсию старенькой мамы, да еще, не дай Бог, продолжающей работать, чтобы дитятко ни в чем не нуждалось, - можно видеть достаточно часто.

Западные формальность и юридизм семейного уклада, напротив, очень хорошо воспитывают в людях эту самую самостоятельность и независимость, но ведут к душевному очерствению, отчуждению, распаду семейных связей, к полной формализации внутрисемейных отношений. Мощная система юридической защиты прав западного человека делает его неуязвимым, со всех сторон прикрытым. Жесткий социально-экономический уклад требует от него много и хорошо работать с полной отдачей сил. Внешним проявлением всего этого являются высокий уровень жизни и личная свобода – такой человек полон чувства собственного достоинства, независим и прагматичен. А внутри себя, наедине с собой, там, где все эти качества не действуют, он может оставаться очень одиноким, ущербным, страдающим и по-детски мечтающим уткнуться в мамино плечо. Недаром же в процветающем западном обществе так распространены службы антикризисной психологической помощи и всевозможные "центры по преодолению одиночества" – едва ли они были бы нужны, если бы все обстояло так безупречно, как выглядит внешне.

Кризис семьи?
Состояние семейного уклада в регионе европейской культуры (к которому принадлежит и Россия) ученые часто характеризуют именно так. И призывают "укреплять", "возрождать", "восстанавливать ценности".

Однако кризис – состояние не вечное. Он начинается, достигает своего пика, ослабевает и минует. ХХ век был слишком тяжелым и грозным временем для европейской цивилизации, причинил ей много потрясений. Неудивительно, что основные институты общества, и в первую очередь, семья, под этим грузом расшатались и ослабели. И сейчас мы наблюдаем то, что называется нижней точкой падения. Реагируем на это болезненно и ищем срочные эффективные меры для исправления положения. Это правильно – если сидеть сложа руки, то положение не улучшится.

Однако и быстрых результатов ждать неразумно. Семья на то и семья, что ей свойствен консерватизм, то есть упорство в достигнутом и медленность изменений.


Семейный уклад не вынесет революций, он меняется только эволюционно, постепенно, на протяжении жизни нескольких поколений. Заимствовать чужой семейный уклад невозможно – на своей почве приживаются только свои порядки.


И поэтому можно с уверенностью сказать, что российский семейный уклад, каков бы он ни был сейчас ненадежен и плох, восстановится и войдет в норму. Главное – не столько помощь семье со стороны государственных благодетелей, сколько осознание того, что ценность семьи никуда не исчезла, что надо не столько "восстанавливать", сколько стараться не разрушать дальше.

О школе психологии NOVA





Традиционный уклад семьи у славян строится на священном семейном союзе. Считается, что в семье происходит духовное обогащение личности. В ней сохраняются и укрепляются обычаи и традиции народа.

Многие традиции и уклад в славянской семье сохранялись веками:

  • это верность семейному укладу и коллективной жизни,
  • уважение к предкам и почитание старших,
  • стремление не запятнать доброе имя отцов,
  • желание своим трудом и знаниями упрочить авторитет рода, заслужить признание и уважение людей.

В традиционном укладе семьи древних славян, хранилась связь нескольких поколений, скрепленная общей работой, верой в традиционные ценности, заботой о благе и авторитете рода. Одним из важнейших методов воздействия на воспитание детей является пример родителей и других членов рода. Так, по традиции главой в семье у славян был тот, кто имел хороший практический опыт, был примерен в быту, справедлив. Авторитет главы семьи прежде всего основывался на нравственных достоинствах. Существовал обычай, по которому главой семьи мог быть только наиболее достойный представитель рода, отец, дядя, наиболее уважаемая женщина. Мнение и решение главы семьи было главным. В современной семье не многие придерживаются традиционного уклада. Многие семьи являются однопоколенными, снизилась возможность для социализации детей, приобщения их к этнической культуре предков. Получается, что дети повторяют стереотипы поведения одного из родителей, который в силу каких-либо причин оказывает большее влияние на членов семьи. В таком случае хорошие и плохие качества воспитателя повторяются в личности ребёнка.

О школе психологии NOVA

Два чувства нас спасают в жизни - любовь и юмор. Если у вас есть одно из двух, вы - счастливый человек! Если у вас есть оба - вы непобедимы!
Хотите изменить свою жизнь, понять себя, приобрести уверенность, научиться преодолевать трудности и добиваться успеха? Или Вам важно правильно воспитать детей, наладить отношения с окружающими, помогать другим людям решать их внутренние проблемы?

ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ В ШКОЛУ ПСИХОЛОГИИ!

Наши опытные преподаватели психологии раскроют такие темы, как:
Психоанализ (помогает лучше понять себя и других, понять природу человеческих поступков)
Психология успеха (тренинги, лекции успешных людей и психологов о том как идти к своей цели и добиваться успеха),
Семейный психолог (воспитание детей, гармония в семье),
Психологическое влияние (манипуляции, внушение, управление сознанием),
Избавление от депрессии (выход из психологического кризиса).

1

В статье проведен теоретический анализ понятия семейный уклад в его социально-психологическом аспекте. Семья представляет собой малую группу, характеризуемую особой целью ее создания. Устойчивость семейной системы в больших временных масштабах зависит от многих факторов, которые могут быть объединены в понятие семейный уклад. Он представляет собой устойчивые формы отношения членов семьи друг с другом, суть которых в сохранении целостности семьи и передачи ценностей от старших поколений к младшим, реализуемые в предметной среде дома. Семейный уклад оказывает влияние на формирование личности, а также сам испытывает воздействия того исторического социального контекста, в котором живет семья. Выделены следующие составляющие семейного уклада: состав и структура семьи, межличностные отношения, внутренняя среда дома, контакты с внешним миром. Семейный уклад не является статичным образованием, он претерпевает изменения и развитие. Наиболее существенные изменения связаны с этапом формирования семьи, когда происходит взаимодействие (подстройка) двух укладов родительских семей, преломленных в сознании молодых людей, с этапом разрастания семьи, а также вступления взрослых детей в самостоятельную жизнь

семейный уклад

устойчивость семьи

межличностные отношения

1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания - СПб.: Питер, 2001. - 288 с.

2. Бехтерев В.М. Избранные работы по социальной психологии - М.: Наука, 1994. - 400 с.

3. Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования - М.: Гардарики, 2005. - 320 с.

4. Кармин А.С., Бернацкий Г.Г. Философия - СПб.: Питер, 2010. - 560 с.

5. Мясищев В.Н. Психология отношений: под ред. А.А. Бодалева/ Вступительная статья А.А. Бодалева - М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОД ЭК», 1995. - 356 с.

6. Шихи Г. Возрастные кризисы. Ступени личностного роста - СПб.: Ювента, 1999. - 436 с.

7. Ядов В.А. Взаимосвязь социологического и социально-психологического подходов к исследованию образа жизни // Психология личности и образ жизни под ред. Шороховой Е.В. -1987. - М: Наука - 220 с.

Введение

В последнее время возрастает интерес к исследованию различных аспектов семейной жизни. Особое внимание уделяется так называемому кризису семьи, который проявляется: в распаде семей в течение сравнительно небольшого временного интервала с момента регистрации отношений; в отсутствии желания регистрировать отношения; в появлении нетрадиционных форм семей. Подобного рода трудности в истории семьи возникали не раз в связи с трансформацией общественно-экономического строя того или иного государства. В современных условиях возникает проблема прикладного характера: каким образом возможно преодоление сложившегося временного кризиса, к какому новому устойчивому состоянию будет происходить дальнейшее развитие семьи, как оно будет соотноситься с развитием общества в целом.

Семья в социально-психологическом плане представляет собой малую группу особого типа. Общим для семьи, как для всех малых групп, является то, что она возникает при определенных условиях (численность, наличие цели, совместной деятельности); обладает формальной и неформальной структурой, задаваемой распределением ролей; проходит через определенные этапы развития; в ней существует групповая динамика.

Особенным для семьи является специфичность цели, с которой она создается, а именно - воспроизводство рода. Данная цель - один из главных системообразующих факторов создания семьи. Для реализации этой цели необходим комплекс условий, отличающих семью от всех других малых групп: вступление в брак, совместное проживание, совместное ведение хозяйства. В современной психологии семьи выделяется еще одна цель создания семьи и соответствующая ей функция: «...фелицитивная - функция удовлетворения потребности человека в счастье (от лат. felicio - счастье)...» . Данная функция выделяется на основании установленных данных: люди, находящиеся в браке, ощущают себя более счастливыми, чем одинокие . С фелицитивной функцией связана эмоциональная составляющая семейной жизни: любовь, понимание, доверие, привязанность и динамика этих отношений.

В контексте данной работы в фокусе внимания находится такая важная характеристика семьи, как родовые связи. В качестве главных причин разрушения семьи можно назвать разрыв этих связей, ослабление взаимодействия в ряду поколений, т.е. разложение семейного уклада.

Цель настоящей статьи - анализ уклада семьи (как основы ее устойчивости, целостности) в социально-психологическом аспекте.

Объект исследования представляет собой феноменологию семейного уклада.

Предмет исследования - это социально-психологические составляющие уклада семьи.

Методы исследования. В представленной статье приводится теоретический анализ взглядов отечественных психологов на проблему семейного уклада. Кроме того, описываются предварительные результаты пилотажного эмпирического исследования смыслового содержания семейного уклада русской семьи в обыденном сознании. Суть исследования заключалась в том, что 30 испытуемым в возрасте от 25 до 55 (2 поколения) лет предлагалось выделить по 10 характеристик семейного уклада. Далее проводился контент-анализ полученных характеристик (более 150), которые впоследствии сводились в единую таблицу. На следующем этапе 5 экспертов (профессиональных психологов) классифицировали эти характеристики в более крупные содержательные блоки. Анализ данных блоков позволил сделать выводы о структуре семейного уклада в его социально-психологическом проявлении.

Результаты теоретического и эмпирического исследований и их обсуждение.

В психологическую литературу понятия «семейный уклад» и «жизненный уклад» впервые ввел В.М. Бехтерев . Уклад семьи, согласно В.М. Бехтереву, взаимосвязан с такими категориями, как «семейные обычаи», «семейные установления», «семейное право». Сам же уклад понимается как «...совокупность условий совместной жизни...» . Здесь обращено внимание на то, что уклад невозможно рассматривать в отрыве от тех конкретных исторических условий, в которых существует семья.

В.М. Бехтерев предложил концепцию возникновения семьи, из которой становится ясной и природа уклада. Основываясь на естественно-научном фундаменте, В.М. Бехтерев устанавливает в основе формирования семьи такой важный биологический инстинкт, как инстинкт размножения. Половое влечение первобытных людей имело своим следствием размножение. Так как выживание человека в одиночку было сильно затруднено, то увеличение численности людей приводило к установлению тесных социальных связей между членами одного рода. В ходе социогенеза внутриродовые отношения совершенствовались, происходило становление и развитие нравственности. Особую роль в прогрессивном развитии нравственности, с точки зрения В.М. Бехтерева, играло материнское воспитание: «... материнское воспитание создает нормы общественного уклада (курсив авт.), устраняя грубое обращение с подчиненными...» . В связи с этим есть основания полагать, что в становлении семейного уклада основная роль также принадлежит женщине.

В.М. Бехтерев указывал на то, что укладу всегда противостоят нововведения. Наиболее яркие его черты отражаются в произведениях искусства. Когда происходит смена одной формы общественного или семейного уклада на другую, то молодое поколение обычно высмеивает прежний порядок жизни, считая его бессмысленным. Но даже при глобальной перестройке прежнего течения жизни отвергается не все, существует преемственность.

Так, на уровне биологии за наследование полезных для сохранения вида признаков ответственна совокупность генов, передающихся из поколения в поколения, являющаяся основой для дальнейшего эволюционирования вида. В обществе существует подобный механизм, но не на уровне генов, а на уровне ценностей, смыслов культуры. В.М. Бехтерев называл это духовной наследственностью: «... целый ряд данных говорит, безусловно, в пользу того, что в жизни общества огромную роль играет фактор наследственности, но не биологической или индивидуальной, а так называемой духовной (курсив авт.). Под этим названием мы понимаем то, что наследуется обществом от предков через воспитание и преемственность, что переходит к той или иной общественной организации из прошлого в виде готовых, сложившихся форм общественной жизни. К ним относятся, прежде всего, такие духовные богатства, передающиеся потомству от прошлых поколений, как язык, обычай, предания, общие понятия и прочее, а также все, что известно под названием установившихся традиций и вообще уклада общественной жизни (курсив авт.)...» . В социальной философии вместо духовной, или социальной, наследственности принято использовать термин «социальная память» .

Из приведенных положений В.М. Бехтерева можно видеть, что в его понимании «семейный уклад» и «общественный уклад» оказываются неразрывно связанными друг с другом, переходящими один в другой. Исторически первым должен был сформироваться уклад семьи. Воспроизводя устойчивые формы отношений, он делал жизнь человека совместно с другими выгоднее, чем в одиночку. По мере роста и усложнения в человеческом обществе появлялись новые формы отношений (не только родственные, но и производственные, деловые и др.), также существовавшие в определенных устойчивых рамках. Следовательно, уклад приобрел широту, стал не только семейным, но и общественным. В этом можно видеть самоподобность социальных структур на различных уровнях.

В.М. Бехтерев отмечал: «... хотя и неоспоримо, что та или другая нация имеет свой темперамент и обладает той или иной степенью деловитости, что зависит от климатических, экономических и иных условий, но неоспоримо также и то, что все остальное, что характеризует нацию, зависит от ее общественной жизни и ее уклада , сложившегося веками...» . Из этого можно заключить, что как нацию нельзя рассматривать в отдельности от ее уклада, от ее культуры, так и личность нельзя понять, не исследовав уклад ее семьи.

На связь личности с образом ее жизни и социальными условиями обращал внимание Б.Г. Ананьев: «...на первых этапах формирования личности нейродинамические свойства влияют на темпы и направление образования личностных свойств человека. Однако сами личностные свойства (курсив авт.) связаны с современным для данного общества и народа укладом жизни (курсив авт.), с историей общественного развития, особенно с историей культурного, политического и правового развития, определившей становление современного образа жизни...» .

Б.Г. Ананьев не считал уклад жизни раз и навсегда заданным. Он видел в нем возможность изменения и развития. Пока ребенок пребывает в семье, он испытывает влияние уклада, сложившегося в ней. С началом самостоятельной жизни, человек начинает строить собственную систему отношений, приобретать собственный статус, который может быть преемственным по отношению к семье. Но «...под влиянием обстоятельств жизни и исторического времени собственный статус может все более отдаляться от старого статуса и преодолевать старый уклад жизни, сохраняя, однако, наиболее ценные традиции...» . В данном случае подчеркивается, что изменения уклада носят эволюционный, а не революционный характер, и что любые изменения важно рассматривать в широком историческом контексте.

В.А. Ядов отмечает, что «... социально-экономический уклад, как более стабильный компонент условий жизни, детерминирует и более стабильные качественные черты образа жизни социальных общностей: тип общественных отношений, идеология и принципы морали, а также содержание жизненных программ...». Получается, что уклад представляет собой «социальную реальность», в терминах Э. Дюркгейма, от уровня малой группы, в которой человек рождается и на основе которой выстраивает свои отношения, до уровня общества в целом. Уклад оказывается предшествующим образу жизни. Таким образом, уклад семьи выражает устойчивые формы отношений между членами семьи друг с другом и с обществом в больших временных масштабах.

Из социально-психологического анализа понятия уклад можно сформулировать определение семейного уклада. Семейный уклад - это устойчивые формы отношений членов семьи друг с другом, суть которых заключается в сохранении целостности семьи и передаче ценностей, устойчивых образцов поведения от старших поколений к младшим, реализуемые в предметной среде дома.

Семейный уклад оказывается взаимосвязанным, с одной стороны, с внешним по отношению к ней общественно-экономическим укладом. С другой стороны, уклад семьи, отражаясь в сознании ребенка, способствует формированию нравственного склада личности и ее устойчивости по отношению к различным воздействиям извне.

О.А. Карабанова связывает семейный уклад с доминирующими ценностями, семейным самосознанием, распределением ролей в семье. Высокая согласованность ценностей, ролевых ожиданий во вновь сформировавшейся семье способствует выработке семейного уклада и образа семьи как целого в сознании каждого ее члена. Рассогласование же по любому из этих параметров неизбежно ведет к конфликтам и, при самом плохом раскладе, - к распаду семьи. О.А. Карабанова указывает также на то, что семейный уклад претерпевает изменения в течение жизненного цикла семьи и ему присущи, подобно личности, критические периоды, приуроченные к решению задач, стоящих не перед отдельным человеком, а перед целостной группой.

В результате проведенного нами эмпирического исследования смыслового содержания семейного уклада, были выделены следующие критерии его анализа:

  1. состав семьи - родители, дети, прародители;
  2. иерархия семьи - система взаимоотношений супругов друг с другом, супругов с детьми, прародителей с детьми, прародителей с внуками, детей между собой (если их несколько);
  3. межличностные отношения - особенности эмоциональных контактов, близость, доверие;
  4. внутренняя среда - ведение хозяйства, обустройство дома;
  5. внешняя среда - контакты с внешним миром, ближайшим окружением и с обществом в целом;
  6. порядки, установки, традиции, наличие семейного сценария.

На основе разработанного концептуального подхода был сконструирован опросник тестовой направленности, который помимо перечисленных параметров семейного уклада, был дополнен шкалой гостеприимства и характеристикой семейной атмосферы в целом. Каждая из 8-ми шкал опросника содержит 12 суждений и предполагает 12-балльную оценку выделенных параметров семейного уклада. Опросник прошел процедуры валидизации и подготовлен к печати.

Важным следствием данного эмпирического исследования было то, что для понимания особенностей уклада семьи необходимо рассматривать ее не только с точки зрения отношений, но и с точки зрения той среды, в которой эти отношения развертываются. В укладе семьи выделяется, таким образом, два уровня проявления: физический (дом, внешний мир) и социально-психологический.

Семейный уклад, будучи динамической системой, претерпевает определенные преобразования. На основании того, что он связан со структурой семьи, логично предположить, что изменения структуры семьи приведут к изменению и семейного уклада. Какими могут быть эти изменения и когда они происходят?

  1. Этап формирования семьи - проблема взаимодействия укладов двух семей.
  2. Этап разрастания семьи - появление детей.
  3. Этап отделения - уход взрослых детей в самостоятельную жизнь.
  4. Особую категорию составляют изменения семейного уклада, связанные с разводом, переездом, смертью одного из родителя и др.

Этап отделения взрослых детей является очень тонким и деликатным моментом. В научной психологической литературе данная проблема получила название «отрыв от родительских корней» . Дальнейший ход исследования предполагается направить в русло анализа социально-психологических особенностей уклада в период ухода ребенка из родительской семьи и в период формирования общего семейного уклада во вновь образовавшейся семье. Несомненный интерес также представляет исследование семейного уклада в разрезе нескольких поколений одной семьи, а также в культурно-историческом и этнокультурном аспекте.

Заключение. В данной работе был представлен теоретический анализ понятия семейный уклад и некоторые результаты эмпирического исследования, направленные на проверку теоретических положений. В итоге можно отметить, что, во-первых, понятие семейный уклад, введенное в научное употребление В.М. Бехтеревым, до настоящего времени было мало разработано с социально-психологической точки зрения. Данное понятие имеет важный эвристический смысл при анализе взаимосвязей и взаимопереходов в ряду семья (как малая группа) - личность - общество. Семейный уклад оказывается совокупностью устойчивых проявлений взаимодействия членов семьи друг с другом в пространстве и во времени, основой социального наследования и нравственной устойчивости личности. Во-вторых, в ходе эмпирического исследования получено, что в смысловом содержании семейный уклад представлен составом, иерархией связей между членами семьи, межличностными отношениями, семейными порядками и установками, а также особенностью организации внутренней предметной среды дома и широтой контактов семьи с внешней средой. Семейный уклад - динамическая система, в ряду поколений он претерпевает изменения, сохраняя при этом определенные сущностные черты.

Рецензенты:

  • Логинова Наталья Анатольевна, доктор психологических наук, профессор кафедры дифференциальной психологии и психологии развития Санкт-Петербургского Государственного Университета, г. Санкт-Петербург.
  • Посохова Светлана Тимофеевна, доктор психологических наук, профессор кафедры специальной психологии Санкт-Петербургского Государственного Университета, г. Санкт-Петербург.

Библиографическая ссылка

Куницына В.Н., Юмкина Е.А. СЕМЕЙНЫЙ УКЛАД В СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ АСПЕКТЕ // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 4.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=6696 (дата обращения: 01.02.2020). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

СОЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА

О. Е. Черствая

УКЛАД СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ КАК ОБЪЕКТ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

В статье раскрывается понятие «семейный уклад», представлена внутренняя система уклада жизни семьи. Сделан обзор трактовки данного понятия различными учеными. Автором проведен краткий экскурс специфики семейного уклада в России с XVII в. по настоящее время.

Ключевые слова: семейный уклад, быт, составляющие семейного уклада.

Рассмотрим сущность понятия «семейный уклад». Проанализируем сначала понятие «уклад», затем «уклад жизни», потом «уклад семейной жизни».

В. И. Даль в Толковом словаре живого великорусского языка дает понятие уклада - «устройство, учреждение, устав, порядок» . В Философском энциклопедическом словаре под укладом понимается «целостная система производственных отношений определенного типа, образующая общественную форму производства» . В педагогических словарях и педагогических энциклопедиях этот термин не обозначен.

Мы обратились к словарям В. И. Даля, С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой с целью сравнить, как дано толкование синонимов понятия «уклад» .

Основные синонимы уклада в словарях трактуются, во-первых, как строй, свидетельствующий о налаженном состоянии, зависимости соотносящихся частей, правилах, по которым совершаются жизненные процессы, и определенный режим; во-вторых, как склад, регулирующий устройство жизни в семье, характер поведения, образ мыслей и привычки человека; в-третьих, быт, отражающий порядок повседневной жизни членов семьи. Из анализа специальной литературы следует, что уклад жизни - понятие более широкое и употребляется преимущественно по отношению к сложноорганизованным сообществам людей.

Изучая специальную литературу, мы нашли более широкое толкование понятия «уклад», которое может быть дополнено такими близкими по значению словами, как «быт», «склад», «строй».

Отдельно нужно остановиться на категории «быт». Практическое отождествление понятий «быт» и «уклад», взаимодействие и взаимовлияние быта и культуры встречается в работах В. С. Садовской, А. И. Кавалерова, В. П. Синицына, Г. Ф. Цон-кова, О. М. Гусейнова. Определяющими факторами быта являются, по мнению В. С. Садовской, се-

мья, общество, сам человек, эпоха, век, текущее время, среда обитания, среда действия, труда, отдыха (досуга), взаимоотношений . Размышления о зависимости быта от уровня производства, социально-экономических отношений и общего состояния культуры данного народа находим у А. И. Кавалерова (1985). В. П. Синицын считает, что быт как сфера жизни общества предполагает определенные материальные и культурные условия повседневной человеческой жизни: жилище, питание, предметы среды обитания и т. д. Ученый уточняет, что он имел в виду не столько условия, сколько уклад или организацию повседневной жизни людей, который определяется тем, как и где они питаются, каково внутреннее убранство и распорядок их дома, характер их повседневных занятий и форм досуга, обычаи и привычки, отношения друг с другом. «В семейно-брачных отношениях, во взаимоотношениях с соседями, товарищами по досугу, в других бытовых отношениях проявляется образ повседневной жизни людей, их культурные запросы, нормы поведения, вкусы, моды» . Непосредственную зависимость от зрелости содержания быта, степени его развития, наряду с производством, и от участия культуры в бытовой жизни выводит Г. Ф. Цонков (1972). Определение быта через производительные силы и производственные отношения, господствующие в данном обществе, дает О. М. Гусейнов (1987). В этом случае быт ассоциируется с уровнем материальной культуры и духовно-экономических отношений в сфере производства и уровнем духовных отношений вне производства.

Дефиницию «уклад» рассматривают не только в педагогике и истории, но и в экономике. В частности, Е. В. Шевченко установила взаимосвязь основных этапов разработки проблемы общественного воспроизводства в политической экономии и категории «уклад» .

Основные этапы разработки проблемы общественного воспроизводства в политической экономии и их связь с категорией уклада

Школы и течения Наиболее значимые представители Эволюция научных представлений о сущности уклада

Физиократизм Кенэ Ф. («Экономическая таблица»); Тюрго А. («Размышления о создании и распределении богатств») В рамках этих двух этапов уклад трактовался как предельно широкое понятие, характеризующее различные общественные явления: структуру хозяйства, устройство жизни, семьи, быта и т. п.

Классическая экономическая теория Пети У. («Трактат о налогах и сборах»); Смит А. («Исследование о природе и причинах богатства народов»); Рикардо Д. («Начало политической экономии и налогового обложения»)

Марксизм Маркс К. («Капитал»); Ленин В. И. («Развитие капитализма в России») Уклад как система производственных отношений, форма общественного хозяйства

Радикальная экономическая теория Неомарксистская школа: Суизи П. («Теория капиталистического развития)

Австрийская школа Визер Ф. («Теория общественного хозяйства»); Бём-Баверк Е. («Основы теории ценности хозяйственных благ»); Мизес Л. («Социализм»); Хайек Ф. («Дорога к рабству») Уклад как историческая ступень развития способа производства, как остаток прежних формаций либо зародыш будущих

Неоклассическая экономическая теория Маршалл А. («Принципы экономической науки»); Солоу Р. («Экономические организации и экономические системы»); Фридмен М. («Теория функции потребления»); Слуцкий Е. («К теории сбалансированного бюджета потребителя»)

Неоклассический синтез XX-XXI вв. Кейнс Дж. («Теория занятости, процента и денег»); Калецкий М. («Теория экономической динамики»); Репке В. («Кризис и конъюнктура») Уклад как тип производственных отношений, существующий наряду с другими в данной экономической системе как форма общественного хозяйства, основанная на определенном типе собственности на средства производства

Теория общего равновесия XX-XXI вв. Вайнтрауб Э. («Теория общего равновесия»); Грэм Д. («Метод затраты - выпуск и линейное программирование»)

Как видим, общественная формация оказывает влияние даже на понимание самой категории и, естественно, воздействует на уклад жизни семьи.

Что касается определения «уклад жизни», то здесь интерес представляет исследование Т. А Берсеневой. По ее мнению, уклад жизни есть установившийся порядок отношений, отраженный в образе жизни и включающий в себя сложившуюся систему духовно-нравственных ценностей, усвоенных предшествующими поколениями, которая направлена на закрепление в новых поколениях идеалов, смыслов, норм и укладных форм деятельности. Закрепление осуществляется посредством педагогических технологий, обеспечивающих свободное принятие этих идеалов и смыслов как личностно значимых. Под укладными формами понимается распорядок жизни, вытекающий из смысло-жиз-ненных ориентаций, формирующийся вследствие принятия духовно-нравственных оснований уклада. Традиционный уклад жизни - это уклад жизни, устойчиво воспроизводящийся в череде многих поколений. Устойчивость традиционного уклада жизни определяется опорой на религию и этничность. Его содержанием являются религиозные воззрения, этнокультурные традиции, психологическая и образовательная составляющие, которые обеспечивают трансляцию духовно-нравственных оснований уклада из поколения в поколение .

Религиозные воззрения включают в себя религиозные догматы и традиции веры, которые определяют образ жизни, систему духовно-нравственных ценностей и способы их передачи из поколения в поколение. Этнокультурная составляющая традиционного уклада жизни (этнические традиции, обряды, обычаи, фольклор) реализуется в повседневной жизни и в праздниках и выполняет функцию передачи знаний, умений, навыков, ценностей, опыта трудовой деятельности и культурного творчества. Духовно-нравственные основания уклада жизни в православной русской традиции способствуют развитию толерантности личности, ее способности к межкультурному диалогу и принятию ценностей различных этнических традиций. Психологическая составляющая уклада жизни человека включает внутренний аспект (убеждения, образы, мотивы, чувства) и внешний (слова, действия, поступки). Психологическая составляющая формируется под влиянием мировоззренческой и этнокультурной составляющих уклада жизни. Механизмами ее формирования являются имприн-тинг (запечатление) и мимесис (подражание). Образовательная составляющая задает ориентацию на формирование духовно-нравственных оснований традиционного уклада жизни в воспитании, обучении и развитии и способствует ценностному самоопределению личности относительно идеа-

лов, смыслов, норм и укладных форм деятельности. Т. А. Берсенева отмечает, что уклад жизни русского народа не был теоретическим построением, это была жизнь, устремленная к вечности и идеалу как вратам этой вечной жизни.

Определенный вклад в решение проблемы уклада жизни вносит В. Расторгуев. Он считает, что «уклад жизни - основа основ сохранения этнического многообразия, что особенно важно при определении социальной стратегии в российских полиэтнических землях и социальной устойчивости» . Автор подчеркивает, что наряду с такими понятиями, как «гарантия жизни» и «качество жизни» «уклад жизни» остается вне поля зрения социальной политики и интересов государства.

Жизненный уклад народов и социальных групп, который складывается десятилетиями, служит гарантом социальной устойчивости, общественной и личной безопасности, стабильности государственных институтов и наследования опыта национальной самоидентификации и межэтнического согласия.

Восстановление жизненного уклада должно стать важной целью социальной политики России, так как в исконных российских землях много лет подавлялись любые проявления национального уклада, который позволял сохранять их полиэтнический состав и самобытность. Разрушение уклада -это приговор малочисленным народам и утрата ценных свойств русской культуры.

Рассмотрим понятие «уклад семейной жизни». Духовно-нравственные ценности в России передавались из поколения в поколение посредством уклада семейной жизни. В разное время к понятию «семейный уклад» обращались Р. Бернс, В. В. Бойко, Э. К. Васильева, А. Г. Ковалев, С. Д. Лаптенок, Т. В. Лодкина, Л. И. Маленкова, Ф. А. Нанай, Л. М. Николаева, А. В. Петровский, О. М. Потаповская, А. Г. Харчев. В последние годы появились педагогические исследования, посвященные укладу жизнедеятельности ребенка (Г. К. Селевко,

О. А. Соловьева) и семейной жизни на основе православных традиционных ценностей (А. И. Поло-винкин, Е. В. Шестун, И. Шугаев и др.).

Развитие личности ребенка в семье во многом происходит под воздействием семейного уклада, который влияет на его физическое и психическое самочувствие. В связи с этим заслуживает внимания вопрос о категориальном статусе понятия «семейный уклад», который включает сферы материальной, эмоциональной, интеллектуальной и нравственной жизни семьи в их единстве и взаимообусловленности.

Кроме того, каждая семья оказывается в определенных условиях внешней среды, которая достаточно жестко диктует ей правила поведения, хотя

всегда оставляет за семьей право выбора вариантов решения из нескольких альтернативных. Следует отметить, что компоненты уклада взаимосвязаны, каждый из них важен и своеобразно воздействует на детей.

Р Бернс, рассматривая вопросы формирования Я-концепции у детей, выделяет ряд переменных, относящихся к укладу семейной жизни: «воспитательный стиль родителей; отношения между родителями; отсутствие одного из родителей вследствие смерти или развода; работа матери и связанный с этим ее социальный статус; размеры семьи и старшинство среди детей» [Р Бернс, 1986]. Но в то же время он указывает, что эти факторы еще не получили достаточного теоретического исследования.

По мнению Л. И. Маленковой (1994) в семье, как правило, складываются определенные отношения к ценностным ориентациям общества, которые реализуются в укладе жизни семьи: в быту и ведении хозяйства, организации праздников, в различных формах досуга, общении с определенным кругом родных, друзей и знакомых семьи, в эстетическом оформлении интерьера.

Ф. А. Нанай (1979) в своем исследовании касается вопроса о педагогической целесообразности уклада жизни семьи.

Л. М. Николаева (1979) считает, что основой уклада является нравственная позиция семьи, характеризующаяся сложившейся совокупностью интеллектуальных и нравственных норм, отношением к жизни, труду, детям.

Понятие «семейный уклад», по мнению Т. В. Лод-киной, характеризует специфику повседневной жизни людей, ее духовно-нравственный климат и психологическую атмосферу. «Здесь подразумеваются социальные установки и система ценностей семьи, взаимоотношений членов семьи друг с другом и с окружающими людьми, семейные традиции, педагогическая образованность и компетентность (культура) родителей, их личный пример, умение организовывать жизнь и деятельность детей в семье соответственно возрасту ребенка» .

По мнению О. М. Потаповской (2002), традиционный семейный уклад включает в себя пять компонентов: 1) обычаи (установившиеся, привычные формы поведения); 2) традиции (переходящий из поколения в поколение способ передачи ценностно-значимого содержания культуры, жизни семьи); 3) отношения (сердечные чувствования и настроения); 4) правила (образ мыслей, нормы поведения, обыкновения, привычки) доброй и благочестивой жизни; 5) распорядок дня, недели, года (порядок, установленный среди дел в обозначенные промежутки времени); в отечественной православной культуре этот распорядок задавался строем благо-

честивой жизни христианина, суточным и годовым кругом церковных богослужений, сезонными изменениями в быту и труде.

Принимаем за основу определение семейного уклада Т. В. Лодкиной , так как оно, на наш взгляд, наиболее полно отражает составляющие данного понятия, и дополняем его компонентом «здоровье». Следовательно, базовым определением будет: «семейный уклад - интегральное понятие, включающее в себя установившийся порядок жизни конкретной семьи, ее установки, потребности, интересы, традиции, ценностные ориентации, стиль отношений, личный пример, уровень психо-лого-педагогической культуры родителей, здоровье членов семьи».

Каждый компонент семейного уклада важен для воспитания детей в семье, формирования благоприятных супружеских, детско-родительских, прародительских и сиблинговых отношений.

Интерес представляет типология семейного уклада в истории отечественной педагогики, влияние уклада жизни семьи на воспитание детей.

Историко-педагогический анализ семейного уклада царских, дворянских, купеческих, крестьянских и рабочих семей помог выделить общие черты данных укладов: преобладание составных многопоколенных семей; основополагающая роль христианских заповедей в семейном укладе; преемственность традиций; соблюдение иерархичности в семьях; главенствующая роль отца в семье, зависимость женщины от мужа. Основой в воспитании подрастающего поколения в течение XVIII - начале XX в. была семья. С раннего детства ребенок бессознательно перенимал от родителей нормы поведения, систему ценностей, семейный уклад в целом. Изменения в модели поведения в дальнейшей жизни случались редко. Семья не существовала автономно, на уклад ее жизни в свою очередь оказывало влияние общество .

Итак, изменения в семейном укладе и педагогических аспектах его влияния на детей зависели от общественной формации, происходили под воздействием политики государства в отношении семьи. На данные процессы оказывало влияние развитие науки, педагогической мысли. Огромное место в деле воспитания новых поколений отводится матери, отцу, другим членам семьи, в конечном счете всему укладу семейной жизни. На формирование личности ребенка влияет социум, общественные организации, структуры государственной власти и самовоспитание.

Проблемы семейного уклада и домашнего воспитания привлекали внимание прогрессивных деятелей на протяжении всей истории развития русского государства. В XVII - начале XIX века появляются первые зачатки теоретического обоснования эффективности семейного воспитания, подчеркивается важность благоприятного семейного уклада на воспитание детей.

Исследования ученых дают основание полагать, что основой в воспитании подрастающего поколения в течение XVIII - начале XX в. является семья, межличностные отношения в семье; стереотипы поведения родителей формировали личность ребенка. С раннего детства он перенимал от родителей нормы поведения, систему ценностей, семейный уклад в целом. Усвоенное в детстве определяло его дальнейшую жизнь, изменения в модели поведения случались редко .

В течение XVIII - начале XX в. пережитки крепостничества, стойкая патриархальность внутри семьи, слабое развитие феминистского движения в России помешали завершению процесса перехода от патриархальных к демократическим отношениям в семье. В пореформенное время начались изменения в семейном укладе жизни всех сословий.

С 1917 до 2000 г. влияние уклада жизни семьи на воспитание детей претерпевало изменения, что зависело от роли женщины и мужчины в нем. Наиболее оптимальное сочетание двух важных функций (семьи и профессиональной деятельности) проявилось у женщин, рожденных в предвоенные и послевоенные годы. Очень важна роль женского начала в быту, в семейном укладе, разумное сочетание семейных и профессиональных обязанностей женщин. Исследования свидетельствуют, что совершенствование семейного уклада также связано с единством требований родителей к детям, их равноправным участием в воспитании ребенка.

Следует констатировать, что процесс освоения личностью социальных норм, ценностей, формирование ее притязаний и устремлений, передача накопленного опыта старших поколений младшим происходят под воздействием всей системы общественного жизнеустройства, в том числе семейного уклада. Необходимость укрепления семьи в современных условиях возрастает, так как семья является одним из немногих социальных институтов, повышающих психофизиологическую устойчивость к неблагоприятным факторам. Она не только создает психоэмоциональный комфорт, но и имеет прямое отношение к состоянию здоровья человека.

Список литературы

1. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка. В 4-х т. М.: Рус. яз., 1989-1991. Т. 1-4.

2. Философский энциклопедический словарь / гл. ред. Л. Ф. Ильичев и др. М.: Сов. энцикл., 1983. 839 с.

3. Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений: 4-е изд., доп / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. РАН. Ин-т русского яз. им. Виноградова. М.: Азбуковник, 1999.

4. Садовская В. С. Педагогические основы формирования культуры быта: монография. М.: МГУК, 1996. 206 с.

5. Синицын В. П. Быт и его преобразование в советском обществе: автореф. дис. ... канд. филос. наук. М., 1960. 18 с.

6. Шевченко Е. В. Роль малого хозяйственного уклада в повышении эффективности общественного производства: дис. ... канд. экон. наук. Краснодар, 2008. 25 с.

7. Берсенева Т. А. Духовно-нравственные основания традиционного уклада жизни как социально-педагогическая проблема: дис. ... д-ра пед. наук. Курск, 2008.

8. Расторгуев В. Горизонты социальной политики // Социс. 1995. № 6. С. 58-60.

9. Лодкина Т. В. Семейный социальный педагог: теория и практика. М., Вологда: МГОПУ: ВГПУ, 1997. 141 с.

10. Миронов Б. В. Семья и внутрисемейные отношения: становление малой демократической семьи // Миронов Б. В. Социальная история периода империи (XVIII - нач. ХХ в.): Генезис личности, демократической семьи, гражданского общества и правового государства. СПб.: Дмитрий Буланин, 1999. Т. 1. 549 с.

Черствая О. Е., кандидат педагогических наук, доцент.

Вологодский государственный педагогический университет.

Ул. С. Орлова, 6, г. Вологда, Вологодская область, Россия, 160035.

E-mail: [email protected]

Материал поступил в редакцию 18.03.2010.

O. E. Cherstvaya

FAMILY WAY OF LIFE AS OBJECT OF PEDAGOGICAL RESEARCH

The article reveals the concept «family way of life», the internal system of way of life of a family is presented.

The review of the given concept interpretation is made by various authors. The author carries out a short excursus of specificity of family way of life in Russia from the 17th century to our time.

Key words: family way of life, life, components offamily way of life.

Vologda State Pedagogical University

Ul. S. Orlova, 6, Vologda, Vologda region, Russia, 160001.

Лучшие статьи по теме