Психология. Отношения. Личность. Общение
  • Главная
  • Общение
  • Урок минеральное питание растений. Минеральное питание. Влияние условий полива на рост колеуса

Урок минеральное питание растений. Минеральное питание. Влияние условий полива на рост колеуса

Все мы знаем, что нам нужно кушать молочные продукты. Прекрасно понимаем, почему это нужно делать. Ведь там же кальций, которые делает наши кости и зубы прочными, сильными и здоровыми. И такие же примеры можно привести с другими минеральными веществами в нашем организме. А что же растения? Они же тоже живые, и тоже нуждаются в этих же элементах. На этом уроке мы предлагаем вам узнать, как же они их кушают и зачем они, все-таки, нужны.

Питание - поглощение организмом химических веществ для получения им энергии и «строительного материала».

Растения для питания используют энергию солнечного света. При помощи фотосинтеза они запасают ее в форме сложных органических соединений. Растения не получают энергию из веществ, входящих в состав почвы.

Фотосинтез - процесс синтеза органических веществ из неорганических с использованием энергии солнечного света.

Минеральное питание растений - это совокупность процессов поглощения из почвы, передвижения по телу и усвоения растениями минеральных веществ.

Опыты Соссюра

В XIX веке французский ученый Соссюр занимался детальным анализом химического состава растений. Состав золы всех растений оказался приблизительно одинаковым. Так ученый обнаружил фосфат кальция в золе всех рассмотренных растений. При выращивании растений на дистиллированной воде ученый обнаружил в них ровно столько минеральных соединений, сколько было в семенах. Таким образом он доказал, что почва является источником только минеральных веществ для растения. А источником углерода для построения органических веществ является атмосфера.

Через корни растения поступает вода и растворенные в ней минеральные соединения (азот, калий, фосфор и т.д. (см. Рис. 1)).

Рис. 1. Периодическая система химических элементов (желтым выделены основные необходимые растениям элементы)

Если растение не получает хотя бы какого-то из необходимых ему химических элементов, то процессы его жизнедеятельности могут резко нарушиться (см. Рис. 2). Другие химические элементы, даже при получении их в избыточном количестве, не способны заменить недостающие.

Рис. 2. Последствия дефицита серы у левого растения

Например, атомы химического элемента азота входят в состав любого белка и еще многих соединений. Соединения азота необходимы растениям в большом количестве при быстром росте. В связи с этим в почву вносят азотные удобрения (см. Рис. 3).

Рис. 3. Азотные удобрения

Соединения фосфора способствуют скорейшему созреванию плодов, а калия - быстрейшему оттоку органических веществ от листьев к стеблям и корням.

Нитраты

Нитраты - соли азотной кислоты, необходимые для жизни растений. Попадая в организм человека, нитраты превращаются в соли - нитриты, которые пагубно действуют на гемоглобин крови, что приводит к отравлению или смерти.

Растения перерабатывают нитраты. И чтобы сельскохозяйственная продукция их не содержала, нужно не злоупотреблять азотными удобрениями.

Водоросли, а также некоторые мхи усваивают питательные вещества с помощью всей поверхности тела или через корни. Вода и минеральные соли обычно поступают через корневые волоски (см. Рис. 4), что увеличивает всасывающую поверхность корня. Корневые волоски покрыты слизью и тесно соприкасаются с частичками почвы.

Рис. 4. Корневые волоски под микроскопом

Из клетки корневого волоска вода поступает в соседние клетки, а затем и в сосуды корня. И далее в верхние органы растения. Этот процесс обеспечивается корневым давлением.

Влияние условий полива на рост колеуса

Возьмите 2 средних размера растения колеуса (см. Рис. 5). Поставьте их в теплое, светлое место и 3 дня не поливайте. Затем поливайте регулярно. Одно из растений поливайте каждый день утром и вечером, расходуя для каждого полива по 50 мл воды. Второе растений поливайте 3 раза в неделю, расходуя для каждого полива по 200 мл воды. Наблюдайте за ростом и развитием растений.

Рис. 5. Колеус

Опыт: у комнатного растения срезается стебель на высоте 10 см от земли, а на оставшийся пенек надевается резиновая трубочка, которая соединяет его со стеклянной трубкой. Если горшок с растением полить теплой водой, то через верхний конец стеклянной трубочки начнет выделять жидкость. Если полить горшок с растением очень холодной водой, то жидкость через стеклянную трубочку выделяться не будет. Это связано с зависимостью скорости поглощения воды корнем от ее температуры.

Растение будет нормально расти и развиваться только в том случае, если в окружающей его среде имеются все необходимые минеральные вещества.

Почва (см. Рис. 6) - это верхний слой литосферы Земли, образовавшийся в результате разрушения горных пород и жизнедеятельности организмов.

Плодородие - способность почвы обеспечивать растение необходимыми минеральными веществами и влагой, поддерживая их жизнедеятельность. Определяется наличием в почве гумуса (перегноя).

Рис. 6. Почва

Каждый урожай уносит с собой часть органических и минеральных веществ почвы. Это приводит к ее истощению. Поэтому в почву вносят органические и минеральные удобрения.

Удобрения - вещества, предназначенные для улучшения питания растений и повышения плодородия почвы.

Органические удобрения - это или отходы жизнедеятельности животных (навоз, птичий помет), или часть отмерших организмов животных, растений (торф, перегной).

Минеральные удобрения: азотные (аммиачная селитра, аммиачная вода), фосфорные (суперфосфат, преципитат), калийные (зола, сильвинит).

Азотные удобрения способствуют увеличению вегетативной массы растения. Фосфатные - ускоряют развитие растений, улучшают качество урожая. Калийные - увеличивают накопление питательных веществ в клубнях и др. частях растений.

Микроудобрения - это удобрения, содержащие соединения химических элементов, необходимых растениям только в небольших количествах (медь, кобальт, цинк, бор, железо).

В разные периоды жизни растения нуждаются в различных наборах минеральных веществ, и удобрения поэтому вносятся в различные сроки, в зависимости от потребностей и вида растений.

Избыток любого из удобрений может повредить растениям и потребителям сельскохозяйственной продукции.

Методы выращивания растений

В современных теплицах применяются методы гидропоники и аэропоники.

Гидропоника - выращивание растений в питательном растворе, содержащем все необходимые вещества.

Аэропоника - выращивание растений, при котором сосудистая корневая система находится в воздухе, откуда получает все необходимые минеральные вещества.

Список литературы

  1. Биология. Бактерии, грибы, растения. 6 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / В.В. Пасечник. - 14-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2011. - 304 с.: ил.
  2. Тихонова Е.Т., Романова Н.И. Биология, 6. - М.: Русское слово.
  3. Исаева Т.А., Романова Н.И. Биология, 6. - М.: Русское слово.
  1. Sbio.info ().
  2. Plantphys.bio.msu.ru ().
  3. Blueberry.ru ().

Домашнее задание

  1. Биология. Бактерии, грибы, растения. 6 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / В.В. Пасечник. - 14-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2011. - 304 с.: ил. - с. 160, задания и вопросы 4, 6 ().
  2. Что такое корневое давление?
  3. Что такое минеральное питание растений? Какие вещества необходимы для его осуществления?
  4. * Подготовьте небольшое сообщение об используемых сейчас удобрениях. Поделитесь этой информацией со своей семьей.
Минаева Наталья Сергеевна,
учитель биологии
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 10
г. Дубны Московской области»

Конспект урока по биологии в 6 классе
Тема: «Минеральное питание растений»
Курс «Биология. Грибы. Бактерии. Растения» учебная линия под рук. В.В.Пасечника
Цель урока: воспитание биологического сознания посредством изучения минерального питания, как основного процесса жизнедеятельности растений.
Задачи:
1. Закрепить знания о химическом составе растений.
2. Сформировать понятие о питании и о механизме корневого питания растений.
3. Показать влияние различных минеральных веществ на рост и развитие растения.
4. Развивать умение делать выводы по результатам наблюдений.
Тип урока: комбинированный.
Технологии:
Обучение в сотрудничестве
Технологии коллективного взаимообучения
Информационно-коммуникационные
Технология уровневой дифференциации обучения
Оборудование: таблица «Микроскопическое строение корня», ЭОР «Биология. Корневое питание растений», коллекция минеральных удобрений.
Ход урока:
1. Организационный момент
Подготовка кабинета к уроку. Приветствие учащихся, отметка отсутствующих.
2. Проверка домашнего задания
Проверка усвоения темы «Химический состав растений». Фронтальный опрос:
Какие две группы веществ вы знаете?
Назовите неорганические вещества растения.
Какое количество воды может входить в состав органов растения?
Как вы думаете, почему вода важна для растений?
Назовите органические вещества растения.
Какие растения богаты углеводами и используются в пищу?
Какие растения богаты белками и используются в пищу?
Какие растения богаты жирами и используются в пищу?
Какие еще вещества человек получает, употребляя растительную пищу?
Чем отличаются органические вещества от неорганических?
3. Актуализация знаний, подготовка к восприятию нового материала
Учитель: Итак, мы выяснили, что органические вещества содержатся в органах растения, но отсутствуют в окружающей неживой природе. Как же появляются органические вещества растений?
(Ответы учеников)
Учитель (обобщает и при необходимости корректирует ответы учащихся): Органические вещества синтезируются в организме растения из неорганических. Неорганические же вещества должны поступать в растение извне. Процесс поступления веществ в организм растения можно назвать питанием. У растений различают два типа питания – корневое и воздушное. Сегодня мы познакомимся с корневым питанием у растений.
4. Изучение нового материала
Учащиеся выполняют работу с ЭОР «Биология. Корневое питание растений». Перед проведением работы учитель проводит инструктаж для учащихся.
Подведение итогов и выводы по работе.
По завершении работы учащимся предлагается устно ответить на вопросы:
1. Что называется корневым питанием?
2. Какие вещества поступают в корни растений из почвы?
3. Какое значение имеют для растений соли азота, фосфора и калия (работа с учебником, стр. 143)?
4. Как перемещаются вещества в корне? (Ответ ученика у доски по таблице «Микроскопическое строение корня»)
5. Почему в растении вода движется снизу вверх? Как называется это явление? (работа с учебником, стр. 146)
6. Что необходимо вносить в почву, чтобы сохранить её плодородие?
7. Какие вы знаете минеральные удобрения?
Работа с коллекцией минеральных удобрений.
Учитель демонстрирует учащимся удобрения из коллекции с комментариями, к какой группе каждое из них относится. На доске выписаны названия удобрений из коллекции по группам.
5. Закрепление
Работа в группах. Задания:
1 группа – Какие удобрения вы бы применили для подкормки рассады капусты?
2 группа – Какое удобрение следует выбрать для подкормки томатов перед цветением?
3 группа – Какое удобрение вызовет хорошее развитие корнеплода у моркови?
Ответы представителей каждой группы (обмен информацией между группами).
6. Первичный контроль
Тест на тему «Минеральное питание растений» (Приложение 1).
3 Рефлексия
Учитель просит учащихся с помощью карточек высказать своё мнение об уроке, фиксирует результаты.
Карточки разного цвета:
Красная – мне было всё понятно.
Желтая –почти все было понятно.
Синяя –мне было многое непонятно.
Первичный анализ.
4 Подведение итогов урока, домашнее задание
Прочитать параграф 33, устно ответить на вопросы на стр. 148.
Приложение 1
Тест на тему «Минеральное питание растений»
Задание 1. Вставьте пропущенные слова в текст.
____________________ - это верхний плодородный слой земли. Из почвы растение всасывает ______________ и _________________________ вещества. Поглощённые вещества поступают к побегам и листьям за счет того, что у растения существует ____________________________________. Оно зависит от ________________________________. При поливе теплой водой корневое давление ____________________________. При поливе холодной водой корневое давление _____________________________. Со временем почва теряет своё свойство – __________________________. Чтобы избежать этого, в почву вносят_______________________. Удобрения делятся на 2 группы: ______________________ и _______________________. Торф, навоз, птичий помет – это __________________________ удобрения.
Задание 2. Установите соответствие.
Минеральные удобрения: Влияние на растение:
1. Калийные удобрения А) Усиливают рост побегов и листьев
2. Азотные удобрения Б) Ускоряют и усиливают цветение и созревание плодов
3. Фосфорные удобрения В) Усиливают рост корней и развитие корневой системы

Разделы: Биология

Задачи урока.

  1. Раскрыть содержание понятия “питание”, особенности минерального (почвенного) питания растений, роль корневой системы в этом процессе.
  2. Развивать понятие о функциях листа.
  3. Познакомиться с процессом образования органических веществ, узнать условия их образования.
  4. Продолжить формирование умений узнавать ткани и органы растительного организма на таблицах, рисунках, работать с учебником, устанавливать причинно-следственные связи.
  5. Отработать навыки ухода за растениями (полив и подкормка).

Оборудование. Комнатные растения, таблицы “Строение цветкового растения”, “Корень и его зоны”, “Поглощение света листом”, макет корня, презентация по теме урока, виртуальные уроки “Кирилла и Мефодия. 6 класс”, микроскопы.

Тип урока:урок комплексного применения знаний с элементами инновационных технологий и дифференцированного подхода.

Формы организации познавательной деятельности:фронтальная, индивидуальная, элементы лабораторно- исследовательской деятельности.

Основные методы:проблемный, дифференцированного подхода, объяснительно-иллюстративный, частично–поисковый, наглядно-практический, личностно-ориентированный, творческий, метод проблемного изложения учебного материала; эвристическая беседа; аудиовизуальные; наглядные (иллюстративные, демонстративные).

Основные биологические понятия урока. Минеральное (почвенное) питание, корень, стебель, лист; корневые волоски, проводящая ткань, сосуды, фотосинтез, устьица, основная ткань листа.

ПЛАН УРОКА

II. Актуализация изученного материала. Введение в новый раздел.

1. Актуализация знаний (биологическая разминка, работа по карточкам).

КАРТОЧКА № 1. “Строение корня”

Какие вещества входят в состав растения?

Как минеральные вещества поступают в растение?

Какие органические вещества вы знаете?

Как они поступают в растение?

Как организмы получают основные химические элементы, из которых построено их тело?

Чем питание растений отличается от питания других организмов?

Какие функции выполняет корень? Что такое корневой волосок? Каково его значение? (СЛАЙДЫ № 4, 5)

Что такое питание?

2. Постановка познавательной задачи.

3. Сообщение ученика по теме “Питание”. (СЛАЙД № 6)

Питание – процесс получения организмом энергии и веществ через пищу. Энергия не создается и не уничтожается. Она существует в разных формах – световой, химической, тепловой, электрической, механической и т.д. Формы энергии могут переходить друг в друга. Например, когда включается вентилятор, то электрическая энергия превращается в механическую, а у электрообогревателя – в тепловую. Энергию можно определить как способность совершать работу. Живые организмы в этом случае можно сравнить с машинами, которые не могут работать (оставаться живыми) без постоянного притока энергии.

Примеры различного рода работы в организме: образование органических веществ, транспорт веществ, механическое сокращение мышц, деление клеток. Кроме энергии, во время питания организм получает вещества, необходимые для его роста и развития.

III. Изучение нового материала.

1. Вступительное слово учителя (рассказ с элементами беседы).

Типы питания живых организмов – автотрофы, гетеротрофы (записываем схему). (СЛАЙД № 7)

2. Особенность питания растений. Работа с учебником (гл. 10, с. 58).

Ученики изучают текст на с. 58 и отвечают на вопросы (работа по программированной карте). (СЛАЙД № 8)

Что такое пищеварение, почему его нет у зеленых растений?

Какие приспособления есть у листьев для поглощения углекислого газа из воздуха?

Почему растения нельзя поливать холодной водой? Почему корневых волосков на 1 мм 2 поверхности насчитывается десятки и сотни?

В чем значение минеральных подкормок растений?

Почему по отношению к удобрениям и воде не подходит поговорка: “Кашу маслом не испортишь”?

3. Обобщение знаний по изученному фрагменту темы (ответ ученика).

Почва, которая используется человеком для выращивания культурных растений, требует восстановления состава, т.к. питательные вещества уносятся растениями. Поэтому человек вносит удобрения.

Корень, стебель и лист связаны непрерывной системой проводящих пучков, в которых есть сосуды. По сосудам, как по трубам, вода и растворенные в ней минеральные соли поднимаются из корня в лист, где вместе с углекислым газом они участвуют в образовании органических веществ.

Вывод: почвенное питание растений связано с поглощением воды и минеральных веществ с помощью корневых волосков зоны всасывания корня. (СЛАЙД № 9)

Постановка вопроса урока. А что же такое воздушное питание растений? (СЛАЙД № 10)

Условия образования органических веществ(рассказ, работа с опорной схемой, составление характеристики по опорной схеме, работа с микроскопами).

Фотосинтез это процесс образования сахара на свету из углекислого газа и воды в хлоропластах. (СЛАЙД № 11)

1-е условие фотосинтеза: наличие хлоропластов. (СЛАЙД № 3, УРОК № 14)

2-е условие фотосинтеза: наличие углекислого газа, поступающего через устьица из воздуха.

3-е условие фотосинтеза: наличие воды (поступает из почвы).

4-е условие фотосинтеза: наличие света. (СЛАЙД № 12)

“Хлорофилл - это Прометей, который выкрал огонь с небес и подарил людям”. К.А.Тимирязев

4. Продукты фотосинтеза (обсуждение, связь с практическим значением органических веществ для питания). (СЛАЙД № 13)

IV. Закрепление изученного материала (работа с дифференцированными разноуровневыми заданиями, схемами). (СЛАЙДЫ № 3, 7)

Типы питания (дифференцированное закрепление изученного материала). (СЛАЙД № 14)

Какие вещества необходимы растению?

Где они их берут в процессе питания?

Питание у растений различают: почвенное (минеральное) и воздушное (фотосинтез).

Обязательный уровень

(СЛАЙД № 15)

(СЛАЙД № 16)

Составление схемы “Питание растений”. (СЛАЙД № 17)

Повышенный уровень

ПОЧВЕННОЕ ПИТАНИЕ

ВОЗДУШНОЕ ПИТАНИЕ

ВСАСЫВАЮЩАЯ

ОСНОВНАЯ

КОРНЕВЫЕ ВОЛОСКИ

СТОЛБЧАТЫЕ

СТРУКТУРЫ

ХЛОРОПЛАСТЫ

ВОДА И МИНЕРАЛЬНЫЕ СОЛИ

ВЕЩЕСТВА

ОРГАНИЧЕСКИЕ (ГЛЮКОЗА)

(СЛАЙДЫ № 18, 19, 20)

V. Дифференциальная самостоятельная работа.

Обязательный уровень

1. Выберите правильные утверждения:

  1. Корневые волоски находятся на всем протяжении корня.
  2. Клетки корневого чехлика недолговечны.
  3. Поступление воды и минеральных солей происходит только в зоне всасывания.
  4. Зона всасывания находится между зоной роста и проводящей зоной.
  5. Лист – единственный орган растения, в котором происходит фотосинтез.
  6. Устьичные клетки не имеют хлорофилла.
  7. Почка – это зачаточный побег.
  8. Стержневая корневая система имеет один корень.
  9. Придаточные корни развиваются из корешка зародыша.

2. Докажите, что луковица видоизмененный побег.

Ключ: правильные утверждения: 2, 3, 4, 7.

Повышенный уровень

1. При дыхании корни поглощают:

а) кислород; б) воду; в) углекислый газ;

г) растворенные минеральные вещества.

2. В поглощении воды и минеральных солей участвует:

а) зона деления; б) зона роста;

в) зона всасывания; г) зона проведения.

3. Органическое удобрение:

а) навоз; б) зола; в) селитра; г) мочевина.

4. Почка – это:

а) зачаточный побег; б) зачаточные листья;

в) видоизмененный побег; г) видоизмененные листья.

5. Клубень – это:

а) плод; б) видоизмененный побег; в) корень; г) часть побега.

6. Вегетативные органы:

а) семена; б) плоды; в) корни и побеги; г) цветки.

7. Фотосинтез происходит:

а) только на свету; б) в темноте; в) только осенью; г) только ночью.

8. Стержневая корневая система имеет:

а) один корень; б) много корней;

в) много придаточных корней; г) главный и боковые корни.

9. Придаточные корни:

а) развиваются из корешка зародыша;

б) отрастают от стебля;

в) развиваются на главном корне;

г) отрастают от боковых корней.

Биологический диктант

Корневая система растения поглощает из почвы … и … с помощью … Из листа вода поступает к клеткам основной ткани, содержащим … Через устьица к клеткам основной ткани поступает … В хлоропластах при участии света образуются … Происходит процесс … При этом выделяется газ …

Ключ: 1 г), 2 в), 3 а), 4 а), 5 б), 6 в), 7 а), 8 г), 9 б).

Биологический диктант: воду, минеральные вещества, корневых волосков, устьица, углекислый газ, органические вещества, фотосинтез, кислород.

VI. Рефлексия.

Что мы нового узнали на уроке? Оценивание учащихся.

Продолжить сказку о фотосинтезе. “Инопланетяне решили уничтожить жизнь на планете Земля. Они выяснили, чтобы уничтожить жизнь, необходимо уничтожить фотосинтез...”.

Урок 37 6.02.2008

Минеральное питание растений.

Цель урока: сформировать понятие «минеральное питание растений».

Задачи: познакомить с процессом поглощения растениями раствора минеральных веществ,

расширить знания о почве, её значении для растений;

познакомить с основными видами удобрений;

развивать познавательную активность учащихся;

воспитывать бережное отношение к почве как природному ресурсу.

I. Организация внимания

Здравствуйте, ребята!

Тема урока: «Минеральное питание растений». Мы познакомимся с процессом поступления минеральных веществ в растение, видами химических удобрений, составом почвы.

II. Актуализация изученного.

Но прежде, чем начать изучение новой темы, вспомните, что такое корень, какие зоны мы рассматриваем в корне, какой химический состав имеют растения.

Я предлагаю вам выполнить различные виды работ:

  1. В схему «Химический состав растений» нужно вставить недостающие понятия.
  2. Некоторым из вас я предлагаю карточки с заданиями.
  3. Остальные ребята - ВНИМАНИЕ НА ДОСКУ!

Мы работаем по таблице.

  1. Какие участки (зоны) можно различить, рассматривая молодой корень? (корневой чехлик, зоны деления, роста, всасывания, проведения)
  2. Какую зону корня я показываю? (чехлик)
  3. Какова его функция? (защитная)
  4. Как называется эта зона корня? (корневых волосков, всасывающая)
  5. Какова её функция?
  6. Назовите эту зону корня. (деления, роста)

Проверим правильность заполнения схемы.

Ребята, закончили работу с карточками. (собрать)

  1. Изучение нового материала.

(рассказ учителя)

Мы убедились, что растения, как и все живые организмы состоят из химических веществ. Каким же образом растения получают эти вещества? Ответ на этот вопрос мы получим в ходе урока.

Растения обязательно должны получать главнейшие элементы питания:

АЗОТ, ФОСФОР, КАЛИЙ.

Азот ускоряет рост листьев и стеблей, необходим растению в начале развития.

Фосфор -способствует развитию корневой системы, ускоряет созревание плодов повышает зимостойкость и засухоустойчивость растений.

Калий - участвует в обмене веществ растения.

Кроме основных, растения нуждаются и в других элементах: меди, кобальте, железе. Но они необходимы растению в настолько малых количествах, что получили название - микроэлементы. Недостаток элементов сразу сказывается на растениях, и по внешнему виду можно определить, в чём нуждается растение.

1) При недостатке азота листья и стебли растений становятся жёлтыми, иногда красными, ослабевает рост листьев, образуются короткие и тонкие стебли.

2) При недостатке калия у растений замедляются обменные процессы, листья желтеют и постепенно отмирают

3) Фосфорное голодание приводит к ослаблению роста растений, слабому развитию корней, листья становятся тёмно-зелёными с красно-фиолетовым оттенком.

Все названные нами химические элементы входят в состав минеральных солей.

(беседа)

1)Каким же образом соли, а с ними и необходимые вещества попадают в растение?

Сухие соли растение не может использовать. Правильно, они должны быть растворены в воде. А вода - такой же необходимый элемент питания для всех живых организмов.

2) Откуда поступает вода в растения?

(Из почвы, и несёт с собой растворённые минеральные соли.)

3) Какой орган растения отвечает за всасывание воды из почвы? (Корень)

(демонстрация компьютерной модели)

Обратимся к компьютерной модели растения и проверим, верны ли наши предположения, что вода из почвы через корень поступает в растения.

Эта модель демонстрирует поступление растворённых веществ в растение или минеральное питание растений.

Работа в тетради Задание №106 - «Минеральное питание - поступление воды и минеральных солей в растение из почвы через корень».

Какая сила заставляет воду подниматься вверх по растению? Чтобы выяснить это, обратимся к опыту, изображённому в учебнике на стр. 146. (рис. 115)

Работа с учебником. Корневое давление.

Именно корневое давление объясняет «плач растений» - появление сока на свежеспиленных деревьях.

Мы убедились, что вода и растворённые в ней минеральные соли поступают в растение. Откуда же они поступают в растение?

(ответы детей - из почвы). Как вы думаете, почему с давних времён человек с трепетом и заботой относится к почве? (кормит, дает урожай)

Вы правильно понимаете. Но не везде можно вырастить хлеб, развести сады и виноградники. Это возможно только на плодородных почвах.

Плодородие - способность почвы обеспечивать растения питательными веществами и влагой.

Посмотрите на экран. Перед вами - карта почв России. На территории нашей страны - несколько видов почв, вы можете определить по легенде (условным обозначениям), что на территории нашей страны более 10 видов почв, но самые плодородные из низ - черноземы. Они показаны на карте серым цветом. Мы с вами живём на юге России, в Ставропольском крае.

Обратимся к картам почв СК, они у вас на столах.

Какие почвы расположены у нас в крае? Какие виды почв преобладают в городах КМВ?

Именно чернозёмы отличаются своим плодородием, способностью обеспечивать полноценное минеральное питание растений.

Физическая пауза.

Чтобы знать состав почвы и уметь различать виды почв, ваши сверстники в школе №3 провели исследовательскую работу. Ребята исследовали состав почвы, но результаты этого проекта оказались утеряны по техническим причинам. Я предлагаю вам посмотреть фильм и восстановить результаты исследования.

У вас на столах лежат макеты схемы, которую надо восстановить, вы можете по ходу просмотра делать пометки в ней, а затем мы вместе обсудим и сделаем выводы.

ВНИМАТЕЛЬНО СЛУШАЙТЕ И СМОТРИТЕ!

(Демонстрация видеофильма и обсуждение с последующим заполнением схемы)

Заполнить схему.

Состав почвы

Почва - уникальное природное богатство, но нужно помнить, что один сантиметр почвы образуется в природе за 250-300 лет, а исчезает сейчас со скоростью 1 см за 3 года.

Кроме того, почва быстро истощается, теряет питательные вещества.

Чтобы восполнить недостаток элементов питания, в почву вносят удобрения.

Органические -это отходы жизнедеятельности животных (навоз, птичий помёт) или отмершие части организмов животных или растений(перегной, торф).

Минеральные - искусственно созданные соединения. В зависимости от содержания минеральных веществ различают: азотные, фосфорные, калийные. Кроме того, используют микроудобрения, которые содержат микроэлементы: бор, медь, железо и др. Минеральные удобрения выпускаются в виде порошка соли или гранул.

Демонстрация коллекции минеральных удобрений .

Удобрения производят путём синтеза на специальных химических предприятиях и одно из них находится в СК. Это хим.комбинат «Азот» г. Невинномысска - крупнейший производитель минеральных удобрений на Юге России.

Удобрения помогают восстановить ресурсы почвы, но вносить их нужно, соблюдая определённые сроки и правила. Иначе, излишек химических веществ будет накапливаться в почве, затем в растении, и далее - в организме человека, а это уже может нанести вред здоровью.

  1. Закрепление изученного.

Сегодня на уроке мы узнали о необходимых растению питательных веществах, пути их поступления в растение, о составе почвы и видах минеральных удобрений. Посмотрим, насколько вы внимательны были на уроке.

1) Выполните тестовое задание, которое находится у вас на столах.

(тест) с проверкой на доске.

Теперь обменяйтесь листками с заданиями и проверьте друг друга. Кто не допустил ни одной ошибки, поднимите руки.-5

Кто не справился с одним заданием? - 4

3) № 110-заполните схему «Виды удобрений», № 111, №114

V. Домашнее задание . § 33, зад.№107, №112,

Итог урока, оценки за работу.


6 био - 16

Тема

Цель

расширить представления учащихся о процессе питания на примере растений.

Задачи:

- обучающие: формировать у учащихся знания о почвенном питании растений как важнейшего процесса жизнедеятельности, познакомить с классификацией удобрений;

- развивающие: развивать умение устанавливать причинно-следственные связи, анализировать полученную информацию, развивать навыки исследования, содействовать развитию у учащихся навыков ухода за растениями, способствовать развитию логического мышления обучающихся;

- воспитательные: продолжить формирование культуры общения с объектами живой природы, воспитывать чувство собственной ответственности, жизненное и профессиональное самоопределение школьников.

Планируемый результат

Предметные умения

УУД

В познавательной сфере : организовать деятельность учащихся по изучению процессов питания растений, разобрать классификацию и виды удобрений; давать определение понятиям.

В ценностно-ориентационной сфере :

Понимать ценность научного познания, его практической значимости, достоверности.

Личностные: Умение управлять своей познавательной деятельностью; самоконтроль и самооценка

Регулятивные: Формировать умение ставить перед собой цели и анализировать условия достижения цели; Прогнозировать результат и оценивать уровень достижения результата; выделять и осознавать того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознавать качество и уровень усвоения

Познавательные: Формировать умения анализировать, сравнивать, обобщать, выдвигать гипотезы, выделять главное, делать самостоятельные выводы; устанавливать взаимосвязь

Коммуникативные: развитие коммуникативной культуры ; осознание ценности совместной деятельности

Оборудование

учебник Биология 6 класс «Живой организм», презентация, видеоролик «Питание растений», опорные конспекты, таблица «Корень и его зоны», приложения, минеральные удобрения, комнатные цветы, бумажные цветы, фломастеры (красные, жёлтые).

Тип урока:

усвоение новых знаний.

Вид урока:

комбинированный.

Форма работы

    лабораторная работа

    КОЗ

    Работа в группах

    фронтальная

Индивидуальная

Ход урока:

    Организационный момент.

    Мотивационный момент.

    А что такое питание?

    Для чего организмам нужны питательные вещества?

    Энергия?

    Что является источником энергии для растений?

Питание - процесс получения организмом энергии и веществ через пищу. Энергия не создается и не уничтожается. Она существует в разных формах - световой, химической, тепловой, электрической, механической и т. д. Формы энергии могут переходить друг в друга. Например, когда включается вентилятор, то электрическая энергия превращается в механическую, а у электрообогревателя - в тепловую. Энергию можно определить, как способность совершать работу.

Живые организмы в этом случае можно сравнить с машинами, которые не могут работать (оставаться живыми) без постоянного притока энергии.

Примеры различного рода работы в организме: образование органических веществ, транспорт веществ, механическое сокращение мышц, деление клеток. Кроме энергии, во время питания организм получает вещества, необходимые для его роста и развития.

    Каковы же особенности питания растений?

    В каких питательных веществах нуждается растение?

    Откуда растение берет неорганические вещества?

    А органические вещества?

    Почему у растений два способа питания?

    Действительно ли корни главнее листьев, т. к. осуществляют питание растений, а листья являются, чуть ли не бесполезным убором, украшением? Давайте разберёмся в этом.

    Формирование знаний, умений, навыков:

Вначале запишем тему урока: Минеральное питание растений. А теперь сформулируем понятие питание растений

Питание растений - процесс поглощения и усвоения из окружающей среды химических элементов, необходимых для их жизни.

    Какие вы знаете типы питания растений: воздушное (фотосинтез), почвенное (корневое)

Почвенное питание изучает целая наука – агрохимия . А специалистов этой науки называют агрохимиками, или врачевателями полей. Я предлагаю вам пройти обучение основам агрохимии. А также пройти стажировку.

Для начала ответим на некоторые вопросы:

    Что является органом почвенного питания?

Корень

Роль корня в почвенном питании растений.

    Каковы основные функции корня?

Удерживает растение в почве и поглощает воду с минеральными веществами

    Какая зона корня отвечает за поглощение воды с минеральными веществами?

Зона всасывания

    Каковы особенности ее строения?

Наличие корневых волосков

    Что собой представляют корневые волоски?

Это выросты наружных клеток зоны всасывания, длиной до 2 мм, они плотно прилегают к частицам почвы и всасывают воду с растворенными в ней минеральными веществами. Они выделяют слизь для растворения минеральных веществ и их дальнейшего всасывания. Они работают как насосы, живут несколько дней, после чего отмирают. Новые волоски появляются на молодых клетках на границе зоны роста и всасывания, и поэтому зона всасывания перемещается в почве.

    Какой в этом смысл?

Зона всасывания использует для питания новые участки почвы

    Что произойдет если повредить корневые волоски?

Растение не сможет добывать из почвы минеральные вещества и воду

    Что нужно предпринять при пересадке растений для того, чтобы не повредить корневые волоски?

Пересаживать растения с комочком почвы

- по зоне проведения по сосудам древесины (ксилемы) вода с минеральными веществами поступит в надземную часть растения

Сосуды древесины обратите внимание имеют форму спиралей и поэтому вода с растворёнными в ней минеральными веществами поднимается вверх, как бы преодолевая виток за витком.

Но для того, чтобы поднять воду даже на небольшую высоту, нужна сила. И эта сила называется корневым давлением.

Корневое давление – это сила, вызывающая одностороннее движение водных растворов минеральных веществ от корней к побегам.

Поглощению воды корнем способствует и испарение воды листьями - транспирация , т. к. потеря воды в клетках должна быть возмещена, поэтому непрерывно идет ток воды. Количество воды, теряемое растением за счёт транспирации очень велико. Травянистые растения, например хлопчатник или подсолнечник, за сутки теряет таким путём 1-2 литра воды, а старый дуб – более 600литров.

Корневое (почвенное) питание это процесс получения растением при помощи корней водных растворов минеральных веществ.

    Теперь мы можем ответить на главный вопрос агрохимии. Какие вещества поглощает корень?

Воду и минеральные соли.

Правильно, корень поглощает воду. Вода имеет для растения большое значение, ведь тело растения на 50-98 процентов состоит из воды. Вместе с водой в растения попадают растворимые минеральные соли, включающие такие химические элементы как фосфор, азот, калий и т. д. Они необходимы растению для построения более сложных веществ.

У вас на партах лежат листочки, на которых указаны основные минеральные вещества необходимые растениям. Эти вещества можно разделить на две группы:

Удобрения

Органические: Минеральные:

2. Комплексные 1.Простые:

Торф - азотные

Навоз - калийные

Помёт - фосфорные

Перегной 3. Микроудобрения

Макроэлементы – химические элементы или их соединения, используемые организмами в сравнительно больших количествах: кислород, водород, углерод, азот, железо, фосфор, калий, кальций, сера, магний, натрий, хлор и др.

Микроэлементы – это вещества необходимые для жизни, содержащиеся в очень малых количествах.

Но они важны все и дефицит любого из элементов приводит к развитию болезней.

Сейчас поработаем немного в паре с соседом и изучим информацию о некоторых из основных элементов. (Каждая парта попорядку выбирает себе элемент и изучает его значение, а так же что может быть при его недостатке или избытке) А теперь расскажем о самых важных элементах, которые содержатся в большем количестве. Это азот, фосфор, калий.

Роль удобрений в росте и развитии растений.

Часто агрохимикам приходится сталкиваться с большой проблемой. В естественном растительном покрове поглощённые минеральные вещества возвращаются обратно в почву с опавшими листьями, ветками и т.д. На полях же минеральные вещества вместе с урожаем выносятся из почвы. Так вынос из почвы с 1 т урожая пшеницы составляет 10 кг кальция. Сколько килограмм кальция выносится со свеклой? С капустой? Почвы беднеют. Урожаи падают. Как решить эту проблему?

Выход из этой ситуации - Вносить удобрения в почву. Но какие?

Давайте познакомимся с классификацией удобрений.

Азот

    Для роста растения

    При недостатке азота замедляется рост растений.

    Ослабляется интенсивность кущения злаковых и цветения плодовых и ягодных культур.

    Сокращается вегетационный период.

    Уменьшается содержание белка и снижается урожай.

Калий

    Поддерживает водный режим

    Повышает морозо- и засухоустойчивость

    Повышает устойчивость к заболеваниям.

    Недостаток его приводит к щуплости семян, понижению их всхожести и жизненности.

    Растения легко поражаются грибными и бактериальными заболеваниями.

Фосфор

    Ускорение развития и плодоношения

    Усиление роста

    корней

    Повышение
    зимостойкости

    Задержка цветения и созревания.

    Окраска листьев темно-зеленая, голубоватая, тусклая.

    При сильном недостатке фосфора в окраске листьев, черешков листьев и колосьев появляются пурпурные, а у некоторых растений-фиолетовые оттенки.

Существует две группы удобрений Органические и минеральные.

К органическим удобрениям относят навоз, зола, перегной и т.д.

Минеральные удобрения в свою очередь также можно разделить на две группы, макроудобрения – это удобрения, содержащие химические элементы необходимые растениям в больших количествах, к ним относятся удобрения содержащие азот, фосфор и калий, как по одному элементу, так и в комплексе.

Микроудобрения – это удобрения, содержащие химические элементы необходимые в очень небольших дозах, но и они имеют большое значение для растений.

Существует и другие классификаций удобрений, например: калийные, фосфорные, азотные (аммиачная силитра) – однокомпонентные и комплексные(содержат разные процентные соотношения минеральных элементов)

Вносить удобрения необходимо строго по правилам, в определённый период года, в определённый период развития растения и в определённых дозах.

    Первичное закрепление знаний. Итак, вы изучили теоретические основы агрохимии. А теперь я предлагаю вам пройти стажировку и применить полученные знания на практике. Каждой группе необходимо исследовать растение.

    Определите, какие удобрения необходимы данным растениям для улучшения почвенного питания? Ответ обоснуйте.

    А как вы думайте, что необходимо знать, чтобы определить необходимое удобрение?

    Что бы это узнать необходимо, определить каких химических элементов недостаточно в минеральном питании комнатного растения?

    Недостаток химических элементов вы сможете определить по схеме и таблице.

    Исследуют комнатные растения. Озвучивают результаты исследования.

Итоги исследования:

    Домашнее задание. Дальнейшую стажировку вы продолжите дома. (слайд 21)

О бязательный уровень - прочитать в учебнике стр. 29-31, 38, 62 и выучить опорный конспект.

Дополнительный уровень – решить биологические задачи. Для решения задачи используйте таблицы, а также помощь родителей.

    На поле плохо растет пшеница. Листья маленькие, бледно зеленые. Что надо сделать, чтобы улучшить состояние растений?

    На огороде выращивают картофель и капусту. Пришла пора вносить удобрения. Как вы думаете, одинаковые ли удобрения нужны этим культурам? Ответ обоснуйте.

    У пшеницы хорошо развиваются стебли и листья, но плохо наливается зерно. Каких удобрений не хватает пшенице?

    На листьях появляются бурые пятна, растение часто болеет. Какие удобрения необходимо применить?

    Рефлексия

    Домашнее задание

Лучшие статьи по теме