Психология. Отношения. Личность. Общение
  • Главная
  • Сонник
  • Духовная сила, в чем она заключается. Что такое духовность, ее виды и проявления Что такое духовность

Духовная сила, в чем она заключается. Что такое духовность, ее виды и проявления Что такое духовность

Постараюсь ответить в данной статье на эти и более вопросы не в религиозном контексте, хотя именно религиозное определение более всего интересно …

Сила духа

Сила духа – это умение терпеть дискомфорт в настоящем ради высшей цели в будущем.

(Не только для достижения цели в будущем, в контексте данного – это соответственное определение).

Это когда глубоко верующий человек не поддается на уговоры сиюминутных желаний (если он верующий – это не означает, что он не хочет испытывать удовольствия, как и другие) ради благодати в будущем, в будущем, которого, возможно, не наступит, в этой по крайней мере жизни.

Но оставим в стороне религиозные взгляды, если вы собрались покорить свои вершины, достигать свои цели, – ключевой принцип успеха заключается в силе духа.

Его легко развить, если понять сам принцип, повторюсь: «Сейчас терплю – чтоб завтра быть успешным». Но об этом чуть ниже…

Сила духа – это не откладывание наслаждения на потом

Частая ошибка, что человек откладывание удовольствия с сегодня на завтра путает с силой воли, силой духа. Но это не одно и то же. Быть сильным – значит терпеть в не зависимости от того, когда наступить облегчение или проявится необходимый результат.

Откладывание удовольствие на потом – это когда сегодня хочется вкусно поесть, но завтра вы знаете, что оторветесь по полной, устроите такой праздник живота…

Быть сильным духом – это сегодня хотеть вкусненького, и вы понимаете, что и завтра будете также хотеть вкусненького, но несмотря ни на что вы не позволите себе праздной трапезы (как пример, ради своего здоровья, ради особых взглядов на мир, и т.п.).

(Это ответ почему многие вегетарианцы действительно дольше и здоровее живут, ибо они сильны не только в том, что входит им в рот, но и достаточно сильны своим духом, чтоб осознанно выбирать каждый раз здоровый образ жизни не идя на поводу ежеминутных желаний).

Сила духа и цели достижение

Еще одна частая ошибка людей желающих достичь успеха — хотят, чтоб путь, способы достижения были приятными. Если они не приятны, то ждут или ищут другие сносные пути к успеху. И редко соглашаются в чем-то себя ущемить сейчас ради желанного потом.

К сожалению, в большинстве случаев такого не может быть. Чтоб и цель сбылась, и сбылась, тем способом, что известна и вам нравилась. Чтоб при этом не испытывать никакого, как физического так и психологического дискомфорта.

(А жуликоватые учителя успеха вовсю пользуются наивностью, пропагандируют особые «прикольные» пути к счастью. Впрочем, статья не об этом.)

Вот тут то и вступает ключевой фактор успеха – сила духа. Если почитать автобиографию многих успешных людей – в начале своего пути они готовы были спать на голом полу, питаться в впроголодь, недосыпать или работать по ночам, совершать неприятные действия …

Как стать сильным духом

Если вы хотите быть сильным человеком – прокачивайте свой дух.

Сразу ограничить себя ради высокой цели в будущем – весьма тяжко. Но стоит начать с меньшего. Например, каждый из нас употребляет те продукты или напитки, которые знает – что вредны ему.

Слабый человек зная это, зная, что они ему вредны и дальше будет поддаваться сиюминутным удовольствиям.

А сильный – исключит его из своего рациона ради своего здоровья в будущем.

Если соблазн велик, боитесь, что сорветесь, – нужно, как в спорте выбрать свои нагрузки, и по мере успеха в этом повышать нагрузку (это как штангист, вначале малый посильный вес, а потом плавно, в меру тренированности – вес штанги повышается).

Главное условие в прокачке своей силы духа: Высшая Цель …

Духовно сильный человек терпит добровольно невзгоды сейчас не просто так, ибо это уже будет мазохизмом. Сильный выбирает психологический или иной вид дискомфорта ради особой конкретной для него цели.

Сила духа не только важна в цели достижении, но это так же ключевой момент в своей уверенности. Когда не ваши желания управляют вашей жизнью, когда вы сами имеете контроль над своими желаниями – станете полным хозяином своей жизни.

Чего вам и желаю!

ВНУТРЕННЯЯ СИЛА, ИЛИ ДУХОВНЫЕ ОСНОВЫ

УСПЕШНОСТИ И ЗДОРОВЬЯ

Что такое успешность? Слово “успешность” происходит от “успевать”, “поспевать” - иметь успех, удачу в чем-либо, достигать желаемого.

Из чего слагается успешность? Успешность разделяется на внешнюю и внутреннюю.

Внешняя успешность находится как бы на поверхности, ее всем видно, а потому интересует людей в первую очередь именно она. Вот определяющие позиции внешней успешности (их четыре):

1) здоровье;

2) материальная обеспеченность (сюда же работа, дело, бизнес);

3) уважение окружающих;

4) семейное благополучие.

Внутренняя же успешность - это внутренний мир, уверенность, радость (“оптимизм” - от латинского optimus, то есть наилучший: положительное мировосприятие, пронизанное жизнерадостностью, бодростью, верой в лучше будущее).

Что предопределяет успешность внешнюю? На девяносто процентов внешняя успешность зависит от успешности внутренней (десять процентов - благоприятные стартовые условия, элемент случайности /повезло/). Сказано: “Светильник для тела есть око (внутреннее око души) . Итак, если око твое будет чисто (успешность внутренняя) , то все тело твое будет светло; если же око твое будет худо, то все тело твое будет темно... (Евангелие от Матфея)

Довольно сетовать и роптать на судьбу свою. ХОЧЕШЬ БЫТЬ УСПЕШНЫМ - БУДЬ ИМ!

Что предопределяет внутреннюю успешность? Внутреннюю успешность, а значит и успешность вообще, предопределяет наличие положительной ВНУТРЕННЕЙ (ДУХОВНОЙ) СИЛЫ (ЭНЕРГИИ): внутренняя сила → внутренняя успешность → внешняя успешность.

Что имеем при отсутствии внутренней силы?

В сфере здоровья:

Пониженный внутренний тонус организма, соответственно

Неэффективность иммунной системы и пониженная сопротивляемость недугам, от чего

Постоянная болезненность (чаще, дольше и серьезнее болеем);

Хроническое ощущение слабости и подавленности;

Докучливые болевые ощущения (постоянно что-то болит).

Вялость, быстрая утомляемость, низкая производительность труда;

Рассеянность, невнимательность;

Безынициативность, ощущение собственной ничтожности;

Неуверенность в завтрашнем дне, боязнь перемен, консерватизм;

Нерешительность, потеря веры в себя и в свое дело, откуда

Излишнее рвение, заискивание и боязливость во взаимоотношениях с начальством, а также нерешительность и безволие перед своими подчиненными (иногда наоборот - немотивированная дерзость и агрессия поведения, опять же, как свидетельство неуверенности);

Зависть и уязвимость вкупе с отсутствием воли к профессиональному совершенствованию;

Материальная необеспеченность.

В плане общественного респекта (достоинства):

В лучшем случае досадное ощущение жалости и сочувствия со стороны окружающих; в худшем - ощущение опущенности, скрытое или откровенное неуважение и насмешка.

На семейной ниве:

Полная или частичная потеря семейного статуса хозяина (хозяйки). Мужчина все выразительнее усваивает качества слабодушного “подкаблучника” (или наоборот, ища успокоения в рюмке - эрзаце /заменителе/ Силы - превращается в домашнего деспота, стабильно деградируя к звероподобному состоянию); женщина же, взвалив на хрупкие плечи львиную долю заботы о семье, вынуждена прилагать все силы, дабы исподволь не сделаться мужеподобной фурией, или нервно изможденной истеричкой, или не превратиться в забитую, всегда напуганную рабыню;

Уничтожение вертикали муж - жена - дети: мужчина теряет любовь к жене, жена не ценит и не уважает мужа своего; дети, соответственно, не почитают обоих своих родителей;

Насилие в семье - как это ни парадоксально, также является признаком внутреннего бессилия. Недостаёт силы, соответственно и времени на воспитание детей словом и примером своей жизни. Не хватает ни терпения, ни авторитета, дабы убедить супруга в собственной правоте. Легче поставить в угол или “приложить руку”, чем найти время и вдохновение для правильного воспитания... Вообще крик - это признак слабости.

Что дает нам присутствие духовной энергии (внутренней силы)?

В сфере здоровья:

Повышенный жизненный тонус без использования разрушающих организм суррогатов силы - алкоголя, наркотических веществ, разного рода стимуляторов и транквилизаторов; высвобождение энергии здоровья, соответственно

Высокая эффективность иммунной системы, повышенная сопротивляемость болезням (организм в большинстве случаев абсолютно своими силами управляется с недугами и отрицательным влиянием окружающей среды), от чего

Высокий индекс здоровья (крайне редко болеем, а если и придется, то быстрее и легче переносим заболевание);

Радостное ощущение физической силы и внутренней свободы;

Избавление от боли.

Забудьте о болезнях! Перестаньте думать и говорить о них. Запомните простую истину: нет неизлечимых болезней - есть неизлечимые больные. Девяносто процентов всех наших бед - в нас же самих, в сознании нашем.

Сознательно отдайте себя и свое здоровье в руки Божьи - таким образом вы переложите заботу на Его плечи. Сказано: “Все заботы ваши возложите на Него, ибо Он печется о вас!”

В материальной сфере (работа, дело, бизнес):

Энергичность, неутомимость, высокая производительность труда;

Собранность, сосредоточенность, внимательность;

Свобода принятия правильных решений (инициативность); способность иметь собственную точку зрения, умение отстаивать ее без упрямства и агрессивности;

Богом данная уверенность в завтрашнем дне, полное самоотречение, совершенная надежда на Господа;

Целесообразная решительность действий, обусловленная верой у себя и в свое дело;

Отсутствие позорного низкопоклонства в отношениях с начальством (но без пренебрежения, неуважения или наглости) и необходимая твердость в отношениях с подчиненными (но без грубой жесткости - с кротостью и справедливостью);

Великодушие, неуязвимость, отсутствие упрямства как попытки самоутверждения в коллективе;

Обязательное стремление к профессиональному совершенствованию, желание быть лучшим в своем деле;

Материальная обеспеченность.

“Без веры угодить Богу невозможно”, - учит апостол Павел. Прибавлю лишь: стать успешным - также. Поверь в себя, в Бога и в свое дело!

Я верю Богу. А потому - доверяю Ему. А потому - и доверяюсь Ему!..

Молитва самоотречения: “В руки Твои, Господи, отдаю дух, душу и тело мои; здоровье мое, семью мою, работу мою; благосостояние, достаток и безопасность мои. Ты же меня благослови, Ты меня помилуй, и жизнь вечную даруй мне. Аминь”.

Уважение окружающих:

Внутренняя сила всегда вызывает уважение, хотя провоцирует и зависть “ничего не знающих”. Впрочем, для кого-то уже сам факт вашего существования является соблазном. Посему помним, что мы родились и живем не для того, чтоб тешить чье-либо самолюбие.

Будь самим собой! Не нужно нацеплять на себя никакой маски. Просто работай над собой. Просто приобретай Силу. Она - облечет тебя...

На семейной ниве:

Построение гармоничных родственных отношений, хранение мудрых семейных устоев. Мужчина - достойный глава семьи, почитаемый всеми в доме; женщина - любящая (и любимая!) жена и мать;

Отсутствие насилия в воспитании детей. Слово и авторитет отца, материнская ласка, личный пример голубиного супружества - вот определяющий стимул воспитательного процесса.

Как Церковь называет означенную внутреннюю Силу? Церковь называет ее СИЛОЙ ДУХА СВЯТОГО или БЛАГОДАТЬЮ.

Где источник ее? Источник ее БОГ, как бы мир ни называл Его - Космическим Разумом, Абсолютным Разумом, Нематериальным Началом, Вселенской Самоконтролирующей Системой... Церковь именует Эту Самосущность Богом, то есть Богатым на все, Источником всего сущего - Законодателем, Творцом и Вседержителем бытия. БОГОМ - ТВОРЦОМ ЭНЕРГИЙ...

Путь приобретения ее доступен всем: это путь неизлучения зла, на церковном языке - ПУТЬ СМИРЕННОМУДРИЯ (СМИРЕНИЯ). Как и сказано: “Бог гордым противится, а смиренным дает благодать”.

Путь смирения, или неизлучения зла, был явлен Иисусом Христом более 2000 лет тому. В чем он состоит? Сегодня мы почти утратили разумение сути этого понятия - смирение Христово, - и путаем его с рабской покорностью или преступной бездеятельностью, с позорным угодничеством и низкопоклонством, с холодным равнодушием или ханжеской елейностью. Нет же!

Смирение - это поиск мира.

Смирение - это внутренняя доброта.

Смирение - это активная жизненная позиция, а не опущение рук.

Смирение - это не соглашение со злом или жизненными трудностями. Смиренно можно, а часто и просто необходимо сказать “нет!”

У нас возникли проблемы? - давайте повернемся к ним лицом! Делай, что должно, и да будет, что будет - НА ВОЛЮ БОЖЬЮ! - вот основной принцип смирения.

“Смирением побеждай врагов” - учит старец Силуан...

Учение Господне сводится к единому слову: “возлюби”! ВОЗЛЮБИ, а для этого СМИРИСЬ, а значит, прими ближнего своего, и обстоятельства своей жизни такими, каковы они есть - без страха и тревоги, без гнева и раздражения, без гордости и обиды. Не излучая зла. С МИРОМ!

Внутренне смиряться, не излучать зло - вот исходный лозунг христианина. В этом - путь стяжания Силы. Излучая зло, мы, согласно закону подобия (подобное ищет подобного), взимаем на себя зло вселенское. Оно же не только высасывает из нас энергию, но разрушает как дух наш (собственное наше “я”), так и душу (тонкое, эфирное тело), и биологическое тело человека (через болезни, недомогания и т.п.).

“Кто сеет ветер - пожнет бурю”. НАМ ПРОСТО НЕВЫГОДНО БЫТЬ ЗЛЫМИ!

Идея неизлучения зла - суть, главная идея Нового Завета Библии. Старый Завет учил не совершать зло; Новый же - не излучать его. Старый - “Не убивай”; Новый - “Даже не гневайся”. Старый - “Не кради”, “Не прелюбодействуй”; Новый - “Не смотри с вожделением”.

Смирение - это неизлучение зла, любовь же - излучение добра. Следовательно, задача номер один для нас - смиряться не излучая зло; задача номер два - пребывать в любви совершенной излучая добро.

Человек создан по образу Божию. Бог есть Дух, и человек, по образу Божию, есть дух. Бог Триипостасный: Отец, Сын, Дух Святой. И человек, по образу Божию, также есть триипостасным. Человек - это дух, имеющий душу (разум, волю, эмоции) и живущий в теле. Таким образом, для того, чтобы дело стяжания внутренней энергии благодати было плодотворным, необходимо смирять все три составляющие человеческого естества:

Смирение духа - это РАСКРЫТИЕ СЕРДЦА ПЕРЕД НЕБОМ в самоотречении и любви;

Смирение души - это ОТКАЗ ОТ УТРОБНО-ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ ПСИХОЛОГИИ в пользу психологии духовности (преобладание духовных интересов над материальными), и ЗАМЕНА ОТРИЦАТЕЛЬНОГО МЫШЛЕНИЯ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫМ (неизлучение зла);

Смирение тела - это ВОЗДЕРЖАННОСТЬ В СЛОВЕ, В ДВИЖЕНИЯХ И В ПИЩЕ.

2. Средства.

Также и средства - для каждой нивы свои:

Для духа - это МОЛИТВА (домашняя, церковно-литургийная), целью которой есть стяжание благословенной молитвы сердца, то есть открытие сердца нашего (сердце метафизическое - середина, внутренность души, уровень глубин сознания и подсознания) перед Богом, установление непосредственной, мистической связи с Ним. (Поскольку благодать подается нам через внутреннее, духовное ощущение покаяния, самоотречения, смирения и любви, то молитва - это, собственно, ПОИСК БОГА В СЕБЕ ЧЕРЕЗ ДУХОВНОЕ ОЩУЩЕНИЕ БЛАГОДАТИ);

Для души - это прежде всего СВЯЩЕННОЕ ПИСАНИЕ, как опосредствованная связь с Богом через писанное слово Его (домашнее чтение, посещение воскресных занятий Библейской школы), и духовная, главным образом святоотеческая литература; также чтение прочих - художественных и не только, но обязательно “для души”: чистых, сеющих “разумное, доброе, вечное”, книг; знакомство с высоким, светлым искусством кино, театра, музыки, живописи и т.п.; общение с хорошими, добрыми людьми;

Для тела - это:

а) ПОСТ (в первую очередь как воздержание от чрезмерностей, также и пост буквальный - среда, пятница и прочие установленные дни; ещё я рекомендую ЕЖЕНЕДЕЛЬНОЕ ОЧИСТИТЕЛЬНОЕ ГОВЕНЬЕ, желательно сухое, без пищи и воды - от ужина пятницы до завтрака воскресенья, - см. главу 6, “ПРАКТИЧЕСКИЕ СОВЕТЫ В ТЕЧЕНИЕ ДНЯ”, п. 16 моего Пособия по духовному деланию для тех, кто ищет совершенства, “ДА БУДЕТ ВОЛЯ ТВОЯ”): здесь осуществляется победа духа над плотью, очищение организма и переход на качественно высший /духовный/ уровень энергетики;

б) тесный КОНТАКТ С ПРИРОДОЙ (связь с Богом - Источником Силы (!) - через Его творение) - со всеми тремя доступными нам стихиями: ВОДОЙ (обязательно ХОЛОДНАЯ ВОДА - обтирание, обливание, купание - см. ту же главу, пп. 4-6), ВОЗДУХОМ (молитва на свежем воздухе, прогулки, спорт, туризм) и ЗЕМЛЕЙ (Ежедневно касаться босыми ногами земли! Даже и зимой не бояться сделать несколько шагов по снегу босиком. Земля забирает усталость, тянет негатив);

Природа - это совершенный храм Божий, ибо Его руками построен. Творец познается через творение Свое.

в) ФИЗИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ (утренняя гимнастика, спортивные игры, физическая работа /Отцы называли ее “рукоделием”/ и т.п.).

Обязательно установите себе соответствующий, удобный для вас режим жизни: работы, отдыха, сна, питания, реализации программы духовно-физического совершенствования (молитва, чтение, пост, обливание, спорт, общение с природой) и следите держаться его.

Бог есть любов, сказано в Писании. И нам надлежит искать единения с Ним - Источником внутренней духовной силы, вселенской энергии любви - на всех доступных нам уровнях: через молитву - духом; через Слово - разумом; через общение с природой - телом.

Царство Божье - держава силы, земля милосердия, страна свободы - внутри нас! Так раскроемся же пред небом в самоотречении и любви. Раскроемся духовно - внутренне, мистически, сердцем. Это и есть на самом деле явленный нам Иисусом Христом ПУТЬ НЕИЗЛУЧЕНИЯ ЗЛА, ПУТЬ СМИРЕНИЯ...

СВОБОДА ЧИСТОТЫ, СВОБОДА СОВЕРШЕНСТВА (вечное богоединение любви, на церковном языке спасение) - ЦЕЛЬ; ОЧИЩЕНИЕ, СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ действием Духа Святого (действием благодати - внутренней духовной силы, вселенской энергии добра, жизни, любви) ЧЕРЕЗ НЕИЗЛУЧЕНИЕ ЗЛА (через смирение) - ПУТЬ; МОБИЛИЗАЦИЯ ВНУТРЕННИХ СИЛ ОРГАНИЗМА (пребывание в Слове, пост и молитва /на языке церкви аскеза/) - СРЕДСТВО на этом пути.

Как, получив, удержать Силу в себе? ы отдаем силу Божью тогда лишь, когда нарушаем закон Его, то есть впадаем в грех. Причиной же всех грехов наших есть ГОРДОСТЬ ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ:

Гордость - это ничто иное, как искаженный, сведенный к отрицательному, противоестественному уровню закон плоти (животный инстинкт самосохранения) в нас.

Гордость - это гордыня самости, противоречащая закону нашего ума. Она противоборствует совершенствованию, духовному преображению человека, являя собой врага и супостата, собственно - сатану (“сатана” на еврейском языке - супротивник) в нас.

Гордость - это первопричина греха, начало нарушения Божьего закона развития, закона совершенствования, одухотворения бытия (слово “грех” и означает буквально - нарушение закона).

Гордость - это начало потери Духа Святого, замок, затворяющий пред нами двери метакосмического Неба; стена, отделяющая нас от Бога и неисчерпаемого моря Его энергии.

От гордости ведут начало и все прочие СТРАСТИ ДУШЕВНЫЕ И ЖЕЛАНИЯ ПЛОТСКИЕ. Это жаждущие выйти из-под контроля, трансформироваться и завладеть нами звериные инстинкты наши. Таким образом, рассмотрим шесть основных случаев, когда мы отдаем Силу (включая гордость и производные от нее). Запомним их и ВНИМАНИЕМ, ВОЗДЕРЖАНИЕМ И МОЛИТВОЙ оградим себя:

1. Гордость и обида (обида - обратная сторона той же гордости).

Сказано: “Бог гордым противится, а смиренным дает благодать”.

2. Гнев и раздражение.

Сказано: “Долготерпеливый лучше храброго, и владеющий собою лучше завоевателя города”; “Само движение гнева - уже есть падение для человека...”

3. Страх и тревога.

Сказано: “Боязливых же и неверных… - участь в озере, горящем огнем и серою”.

4. Суета мирская (невнимательность, поспешность и суесловие).

Ничто так не угашает Дух, как суета и суесловие. Мы теряем именно тогда, когда спешим. “Вонмем!” - “Будем внимательны!”, - делает акцент Церковь. Никуда не бежать и никогда не кричать. За внешней сдержанностью - внутренняя сила!

Святые отцы учат: “Оградись молчанием, и внимай себе”; “От молчания никто никогда не раскаивался” (Серафим Саровский).

“Молчанием многих видел я спасающихся, многоглаголанием же - ни одного” (Амвросий Медиоланский).

“Говори, когда имеешь что лучше, чем молчание” (Григорий Богослов).

“Спрашивают - отвечай; не спрашиваемый - молчи” (Иосиф Волоцкий).

“Молчание есть таинство будущего века, словеса же - орудие суть мира этого” (Каллист и Игнатий).

5. Желания плотские и страсти душевные - СЛАСТОЛЮБИЕ, СРЕБРОЛЮБИЕ, СЛАВОЛЮБИЕ.

Если хочешь владеть Силой, быть успешным внутренне и внешне - прежде всего противостань духу злобы поднебесному чрезмерности и сластолюбия. Именно они, невоздержанность, чрезмерность и сластолюбие, затворяют пред нами двери Неба - тонкого, духовного мира высоких энергий. И как же не хочется нам пробуждаться от сладкого плена греха! Но, не освободившись от АЛКОГОЛЯ, НИКОТИНА, НАРКОТИКОВ, БЛУДА, ЧРЕВОУГОДИЯ, никогда не получишь полноты Силы (ибо они угашают Дух!), не сможешь удержать ее. Не сможешь стать свободным, сильным, совершенным. Не сможешь стать действительно успешным.

Довольно ходить по кругу! Довольно служить двум господам! Определись, замени эрзац-наслаждение греха правдивым наслаждением здорового образа жизни. Не откладывай это на завтра - завтрашний день может быть не твой…

Надо есть, чтобы жить, а не жить, чтобы есть. Чрезмерностью и сластолюбием мы покупаем себе повреждение. Не ешь досыта, оставь место для Духа Святого; отдай плоть и прими дух - учат святые отцы:

“В наполненном чреве нет видения таин Божиих” (Серафим Саровский).

“Есть надо столько, чтоб после трапезы хотелось молиться (то есть брать силу Божью, духовную энергию благодати) ” (Старец Силуан /Антонов/).

“Всякий раз, когда мы говорим себе «нет», мы делаемся сильнее; и всякий раз, когда мы поддаемся какому-либо желанию, мы можем ослабнуть” (Александр Мень).

6. Переутомление.

Человек переутомленный напоминает собой город, находящийся в осаде, окруженный врагами, а стража его потеряла бдительность - изможденная, обессиленная, едва держится на ногах от усталости...

Как приумножить Силу?

1. Не останавливаться, совершенствоваться, подыматься все выше и выше - от веры в веру, от славы в славу, от силы в силу: “Благословен идущий во имя Господне...”

2. Учиться любить и отдавать: “Блаженнее давать, нежели принимать!..”

“Ищите же прежде Царства Божия (внутреннего, духовного царства Силы, царства Любви) и правды Его (через неизлучение зла - смирение языка, сердца и чрева), - и это все (успешность как внутренняя, так и внешняя) приложится вам!” (Евангелие от Матвея).

Неизлучение зла (смирение) → внутренняя духовная сила (благодать) → внутренняя и внешняя успешность (оптимальное обеспечение духовных и физических потребностей человека).

Таким образом, познав цель, путь и средства, одного лишь будем просить у Господа: ВРЕМЕНИ и СИЛЫ, чтобы достичь обетованного.

Вывод (одной строкой):

Из чего слагается успешность? - Из успешности внешней и внутренней.

Что предопределяет успешность внешнюю? - На 90% успешность внутренняя.

Что определяет внутреннюю, а значит, и внешнюю успешность? - Положительная внутренняя сила (духовная энергия, благодать).

Как получить внутреннюю духовную силу (энергию) благодати?

1. Путь - НЕИЗЛУЧЕНИЕ ЗЛА (СМИРЕНИЕ):

а) раскрыться перед небом в самоотречении и любви (смирение духа);

б) отказаться от утробно-потребительской психологии, изменить мышление с негативного на позитив (смирение души - разума, воли, эмоций);

в) воздерживаться в слове, в движениях и в пище (смирение тела).

2. Средства - МОБИЛИЗАЦИЯ ВНУТРЕННИХ СИЛ ОРГАНИЗМА (АСКЕЗА):

Для духа человеческого - молитва; для души - слово; для тела - пост, тесный контакт с природой (холодная вода, воздух, земля), физическая активность.

Как, получив, удержать Силу в себе? - Воздержанием от нарушения духовных законов (воздержанием от греха).

Как приумножить Силу? - Постоянным совершенствованием и возрастанием в любви. Любовь - превыше всего! Бог есть любовь...

Протоиерей Олег Ведмеденко

Долгое время душа человека была выведена за рамки науки.
"Придет время, - говорил великий физиолог И.П. Павлов, - когда ученый возьмет в руки душу и отнесет ее в лабораторию для исследований".
Пророчество великого ученого осуществили физиолог академик П.В. Симонов и театральный педагог, режиссер, кандидат искусствоведения П.М. Ершов. Они провели исследования на актерах, призванных своим искусством создавать "жизнь человеческого духа".
В результате совместной работы ученого и режиссера была сформулирована научно обоснованная теория о первопричине и движущей силе человеческого поведения. Ее назвали "потребностно-информационная теория".
За многообразием человеческих эмоций, действий, поступков человеку, вооруженному потребностно-информаци-онной теорией, открылась область, почти не изученная, - потребности человека. Это позволило подойти к ответам на вопросы: что такое душа человека? Как понимать себя, других? Как воспитывать духовность?
Поскольку все это вопросы животрепещущие, рассмотрим их хотя бы коротко.
Чем занимается потребностно-информационная теория? Все живое отличается от неживого одним неопровержимым фактом - наличием биологической энергии (энергии Жизни). Эта биоэнергия проявляется в виде многообразных и многочисленных потребностей (желаний, влечений, любви). Иными словами, человек жив, пока функционируют его потребности.
"И море, и Гомер - все движется Любовью!" - говорил О. Мандельштам.
По уровню развития потребностей весь живой мир делят на четыре класса: (1) микроорганизмы, (2) растения, (3) животные, (4) человек.
Потребностно-информационная теория рассматривает потребности человека.
"Каждый человек- стоит ровно столько, сколько стоит то, о чем он хлопочет", - говорил Марк Аврелий. Иными словами, человеческую личность определяют его потребности.
Но человек редко осознает свои исходные потребности. Ему свойственно понимать лишь цели и дела, в которые эти глубинно скрытые потребности переходят. А трансформация потребностей происходит от информации, которая поступает к нам постоянно: извне, изнутри, из прошлого, в продолжение всей жизни. Восприятие и оценка новой информации всегда окрашена какой-то эмоцией - положительной (в случае прогноза удовлетворения потребности) или отрицательной (в случае прогноза ее неудовлетворения).
Процесс перехода любой потребности в конкретные поступки и действия сопровождается эмоцией, поэтому мы привыкли рассматривать эмоцию и вызвавшую ее информацию как причину данного поступка. Хотя в действительности поступок продиктован не информацией, не эмоцией, а потребностью.
Например, вам срочно надо быть в городе М. Вы знаете (у вас есть информация), чтобы попасть в этот город, надо поехать на вокзал, купить билет, сесть в поезд и проехать 12 ч. С этой предварительной информацией (И,) вы отправляетесь на вокзал, идете к кассе, а там закрыто, билетов нет. Какая у вас будет эмоция? Отрицательная. Вдруг вам некто предлагает билет. Какая эмоция? Положительная! Но стоимость билета недоступна вам. Опять эмоция. (Уже отрицательная.) В это время открывается касса. Снова эмоция! И так бесконечно. Вся жизнь человека в сплошных эмоциях - то положительных, то отрицательных. Но наши эмоции зависят только от наших потребностей. Если бы вам не надо было ехать в город М., неужели вас взволновала бы стоимость билета и работа кассы? Конечно же, нет! Зачем я об этом пишу?
Зависимость эмоций (Э) от наших потребностей и вновь полученной информации (И2) помогает лучше понять свои в чужие чувства, внутренний мир человека. "Познай себя, и ты познаешь мир", - говорил Сократ.
Эмоция - лакмусовая бумажка, проявитель ваших скрытых потребностей. Можно даже представить себе формулу чувств: Э = П х (И, + И2), где: Э - эмоция, П - потребность, И, - ранняя информация, И2 - новая информация. Таким образом, мы понимаем, что любая наша эмоция зависит от потребности и вновь полученной информации. А это значит: чтобы управлять своими эмоциями, надо знать и понимать свои потребности.
Каковы потребности у человека?
1. Потребность жить и обеспечивать свою жизнь. Эта группа потребностей названа "витальные потребности". Они проявляются в двух видах - "для себя" (лично) и "для своих" (для продолжения рода).
2. Потребность занять определенное место в обществе или в умах людей. Эта группа названа "социальные потребности". Они базируются на справедливости (правах и обязанностях) и тоже выступают в двух видах - "для себя" (мои права) и "для других" (мои обязанности).
3. Потребности познавать мир (как внешний, так и внутренний). Эта группа потребностей получила название "идеальные" или "познавательные потребности".
На три основные (исходные) группы потребностей человека - витальные, социальные, идеальные - обратил внимание впервые Ф.М. Достоевский.
4. Кроме того, человеку свойственно стремление к идеалу. Эту группу потребностей назвали "идеологическими".
Гегель называл их религиозными.
5. Историк-этнограф Л.Н. Гумилев выделил еще одну группу потребностей - потребность принадлежать не только ко всему человечеству, но и к определенному роду, нации, расе. Эту группу потребностей он назвал "этнические".
Этнические и идеологические потребности, в отличие от трех исходных (витальных, социальных, идеальных),; принадлежат к группе промежуточных потребностей, поскольку этнические потребности, с одной стороны, близ- ки к витальным ("для своих"), а с другой - к социальным, а идеологические потребности, с одной стороны, близки к социальным, а с другой - к идеальным.

Это легко можно себе представить на таком образе: вы - зеленая Елочка. Какие у вас потребности? Да их множество, как иголочек на одной елочке. Можно их пересчитать? Невозможно! Но их можно сгруппировать. И для удобства мы возьмем и сгруппируем их.
Нижний ярус нашей Елочки соберет все витальные потребности. Средний ярус соберет все социальные потребности, а верхний - идеальные. Между витальными и социальными расположен будет ярус этнических потребностей, а между социальными и идеальными - идеологический. У нас получилась очень стройная и даже красивая Елочка (15).
6. Удовлетворение всякой потребности требует преодоления препятствий. Специфическая потребность в преодолении препятствий обнаружена академиком П.В. Симоновым и названа "воля". На стадии животных И.П. Павлов выявил ее как "рефлекс свободы". Воля всегда выступает слитно с какой-либо потребностью, усиливает ее, придает ей устойчивость. В некоторых областях деятельности воля имеет первостепенное значение (например, спорт, искусство, наука).
7. Наблюдая слепоглухонемых новорожденных, врач А.И. Мещеряков обратил внимание еще на одну специфическую группу потребностей, пущих всем животным, но в большей мере и в наиболее богатом содержании - человеку. Эта группа потребностей была названа "потребность в вооруженности" (или "компетенции"). Потребность в вооруженности наращивается у человека с первых минут рождения в следующей последовательности: мускульное движение, подражание, игра, коллекционирование, любознательность.
Потребности "воля" и "вооруженность" отнесены к разряду вспомогательных потребностей. Они подкрепляют любую другую потребность. Если нет воли, никакая потребность не может быть осуществлена, если нет потребности в наращивании средств и способов удовлетворения потребностей (т.е. потребность в вооруженности), - ваши усилия будут или мучительны, или напрасны. И поэтому мы поместим эти две вспомогательные потребности - воля и вооруженность - в ствол нашей Елочки. Корни их уходят в животный мир, а их энергия бежит током по стволу Елочки, питая все ее иголочки-потребности.
Итак, все поступки любого человека, вплоть до мельчайших, всегда продиктованы его потребностями. Их многообразие можно представить себе в виде следующих групп: три исходных в двух видах (витальные, социальные, идеальные), две промежуточные (этнические и идеологические), две вспомогательные (воля и вооруженность).
Индивидуальная неповторимая композиция и внутренняя иерархия потребностей конкретного человека определяют его личность.
Помните, в нашем детстве была такая игрушка - калейдоскоп. Трубочка - смотришь в глазок - один, встряхнул трубочку - другой, а все из 7 разноцветных стеклышек. Еще пример: 7 нот - до, ре, ми, фа, соль, ля, си - и все многообразие музыки Штрауса, Бетховена, Шостаковича! Так и здесь - всего семь групп потребностей и неисчислимое разнообразие человеческих характеров, темпераментов, личностей, душ!
Что такое душа? Все потребности естественны. Они пущи человеку любой расы, нации, класса, вероисповедания и т.п. Ни одну из потребностей ни создать искусственно, ни ликвидировать нельзя.
Можно оперативно ликвидировать половую потребность, можно усилить одну, ослабив другую. Так, не удовлетворяя витальные потребности (в пище, одежде, жилье, комфорте), можно усилить их, и тогда потребности в справедливости (т.е. социальные) и потребности идеальные отступят на второй план. Но подобными средствами исходные потребности не ликвидируются, они лишь на более или менее длительный срок уступают свое место другим, сокращаясь в силе.
Если же в основе жизни лежит потребность, если каждый человек - букет или определенная композиция потребностей, сочетание каких потребностей создает его неповторимый духовный мир, его уникальную душу?
Совершенно очевидно, к духовности можно отнести ту группу потребностей, которая стремится к познанию, стремится открыть новое. Это стремление к правде, истине.
Однако этого мало. Говоря о духовности, мы представляем себе качества, связанные с добром.
Значит, к духовности мы можем отнести группу социальных потребностей, которая названа "для других" и которая нередко побуждает человека действовать даже в ущерб своим личным интересам, из альтруизма, из любви к ближнему. Этот принцип альтруизма и способствовал развитию человека на планете.
В силу еще не.вполне ясной закономерности эти две группы потребностей - стремление к истине, правде (потребность познания) и стремление к добру (социальная потребность "для других") - постоянно оказываются рядом.
"Жизнь для меня определяется любовью к людям и свободным исканием истины", - говорил В.И. Вернадский. Примеры жизни замечательных людей на Земле иллюстрируют и подтверждают эти слова.
Для духовной жизни и деятельности человека характерно бескорыстие. Деятельность "для других" осуществляется без расчета на немедленное социальное вознаграждение, а познание не преследует конкретных целей.
Так потребностно-информационная теория приводит нас к мысли, что "душа" и "духовность" человека - не в его знании, не в его словах, эмоциях и занимаемой должности или месте в обществе, а в индивидуально выраженной структуре двух фундаментальных потребностей личности -идеальной потребности познания и социальной потребности "для других".
Конечно, у каждого человека эти качества развиты по-разному, по-разному вооружены, и каждый представляет по-своему, что есть добро и правда. И очень часто на практике эти представления вступают в конфликт (либо правда, либо добро). Но мы пока рассматриваем схему человеческих потребностей. А на схеме мы уже можем увидеть, сколько "духовного" изначально заложено в нас Природой.
Попробуем позолотить нашу Елочку - пусть загорятся золотом места, где расположена потребность в Правде и Добре, составляющая духовность человека.
Представьте себе! Ярко засверкает вершина, верхний ярус, где расположены познавательные (идеальные) потребности, загорятся социальные потребности в варианте "для других". В идеологических потребностях все будет зависеть от того, насколько у конкретной личности эти потребности бескорыстно служат добру и истине, ведь они легко перерождаются в фанатизм и ритуал. Но даже в этнических, витальных и социальных потребностях мы обнаружим россыпи золота -там же есть потребности "для своих", т.е. "для других".
Надо заметить, что потребности "для себя" бессмысленно противопоставлять потребностям "для других", поскольку все потребности несут свою полезную функцию. Потребности "для себя" оберегают человека, порождают в нем чув- ство собственного достоинства, независимость суждений, самостоятельность мысли. А потребность "для других" делает человека доброжелательным, способным к сочувствию, сотрудничеству, взаимопомощи, милосердию.
"Если я не за себя, то кто за меня? Но если я только за себя, зачем я?!" Человек ощущает смысл и цель своей жизни лишь тогда, когда сознает, что нужен другим (нужен -значит, любим).
Итак, позолотив Елочку, мы видим, что на ней очень много мест, которые указывают нам, что в человеке значительно больше духовного, чем бездуховного. Причем духовное заложено в потребностях человека. А потребности неистребимы. Откуда же тогда в жизни так много зла?! Проституция, наркомания, воровство, мошенничество, войны, голод, нищета, социальная несправедливость - откуда все это?!
Ответ на эти вопросы кроется в двух основных причинах - в самом человеке и в тех нормах, которые бытуют в самом обществе, - не провозглашаются, не декларируются, а бытуют.
Первое. Нельзя сбрасывать со счета, что человек неразрывно связан с природой, ее растительным и животным миром. Неповторимая композиция потребностей каждой личности строится прежде всего на генетической, наследственной структуре потребностей и предынформированности вновь рожденного человека. Если в течение десятилетий извращать знания в области морали, нравственности, добра, то уже в предынформированности вновь рожденного человека будут заложены извращенные, противоестественные потребности.
Чтобы понять это, надо представить себе: как "работают" потребности? Движимый многими потребностями человек определенное время занят наиболее актуальной из них. Это доминанта: либо ситуативная, вызванная острой нуждой, либо практическая, требующая какого-то времени (большего или меньшего), либо доминанта Жизни - наиболее устойчивая из всех пущих данному человеку. Реально мы всегда заняты удовлетворением практических доминант.
Удовлетворение, практических доминант так или иначе зависит от вооруженности человека, силы сопутствующих потребностей и силы доминанты Жизни.
Что такое вооруженность человека? Потребность в вооруженности (т.е. в овладении средствами и способами удовлетворения потребности) всегда идет по пятам всякой сильной устойчивой доминанты. Если у доминанты нет этого спутника, значит, доминанта слаба и неустойчива.
Но часто бывает так, что обстоятельствами жизни человек вынужден заниматься не своей личной доминантой, а выполнять дела, лежащие вне его доминанты Жизни. Вот тогда получается, как говорил Наполеон:
"Многие беды на Земле происходят от того, что люди занимаются не своим делом: великий портной прозябает в бесталанном муже науки, а гениальный брадобрей мается в министерском кресле".
В основу вооруженности человека входит его предын-формированность - те знания, которыми человек располагает уже в генетической наследственности и которые влияют на своеобразную структуру его потребностей. Эту предрасположенность (к музыке, ованию, технике, ремеслу и т.п.) рассматривают как врожденную вооруженность.
Предынформированность человека в целом проявляется в трех уровнях: подсознание, сознание, сверхсознание.
В подсознании врожденная вооруженность (предынфор-мированность) не нуждается в понятиях. Это знания, используемые как "само собой разумеющиеся".
В сознании врожденная вооруженность состоит из множества знаний, которые человек может передать другому тем или иным способом - языком, жестом, мимикой и т.п.
Предынформированность на уровне сверхсознания человек не осознает. Это знания впервые возникающие, творимые вновь на основе всей прочей предынформированно-сти сознания, подсознания и практического опыта в целом.
Стимулом возникновения и возбудителем "сверхсознания" являются повышенная сила потребности, с одной стороны, и отсутствие средств ее удовлетворения в сознании -с другой. Поэтому проявление "сверхсознания" можно считать индикатором доминирования одной потребности над другой, подобно тому как эмоции являются проявителями потребности и значительности вновь полученной информации.
Более или менее устойчивую деятельность "сверхсознания" называют вдохновением, ее же проявления называют интуицией, догадкой, изобретательностью. Все проявления "сверхсознания" выступают неожиданными вспышками, подобно "озарениям". Все зависит от того, в какой мере сознание и подсознание данного человека вооружено средствами удовлетворения потребностей.
Хороший пример работы подсознания, сознания и сверхсознания дает П.М. Ершов:
"Мне необходимо изучить иностранный язык. Данного языка я не знаю, т.е. язык не входит в мою Предынформированность.
Я сознательно птупил к изучению, освоению этого языка, т.е. я вооружаюсь.
Я освоил этот, язык: могу читать, переводить, пользоваться им. Язык вошел в состав моей вооруженности на уровне сознания.
Далее я совершенствую свои знания и уже без труда читаю, понимаю, говорю, думаю, т.е. язык вошел в мою Предынформированность на уровне подсознания.
И вдруг однажды я открываю, что могу не только говорить, писать, мыслить на этом языке, но и сочинять, т.е. творить на нем художественный текст. Значит, я овладел языком на уровне сверхсознания".
Бывает, что "сверхсознание" отождествляют с "бессознательным" и ошибочно противопоставляют способности (т.е. Предынформированность) обучению (т.е. вооружению благоприобретенному). В жизни это приводит к недовооружению сознания и к пренебрежению обучением, а это ведет к уродливым трансформациям естественных потребностей.
Потребностно-информационная теория обращает особое внимание на важность всех трех звеньев предынформированности: сознания, подсознания и сверхсознания. Все они необходимы для развития и совершенствования сферы человеческой деятельности.
Вооружением сознания можно обеспечить естественную работу как подсознания, так и сверхсознания.
А это значит, что Предынформированность в генетической наследственности не фатальна. Куст дикого шиповника, пересаженный заботливыми руками садовника на другую почву, смог превратиться в розу. Все зависело от ухода и таланта садовника. Вооружаясь путем подражания, игры, коллекционирования, любознательности, а затем образования, можно "окультивировать" свои врожденные потребности.
Вторая причина роста бездуховности - нормы общества. И отношение к ним личности.
Удовлетворение потребностей человека происходит не в вакууме, а в обществе, которое всегда организовано общественно-историческими нормами. Нормы общества X века не похожи на нормы XX века, а нормы миллионера - на нормы бедняка.
Отношение потребности данного человека к господствующей общественно-исторической норме ее удовлетворения проявляется двояко: либо нормы сохраняются, либо преодолеваются.
Потребности сохранения удовлетворяются в пределах норм, бытующих в данном обществе, в данное время.
Потребности развития преодолевают нормы. Схема развития общественно-исторических норм человеческих потребностей следующая.
Человек, движимый заложенной в нем потребностью, ищет пути ее удовлетворения. Вооружаясь знаниями, умениями, навыками, он достигает цели. Его успешный опыт вооружает других. Другие культивируют этот опыт в общественной среде как некую новую норму. Появляется новая личность, которая, движимая своими потребностями, эту норму превышает. Новый успешный путь удовлетворения потребностей данной личности входит в опыт других. Возникает новая общественно-историческая норма.
В пределах данной среды эта норма определяет состав и содержание конкретных потребностей отдельных людей. Так человек неизменно выступает как продукт общественного развития.
Социальная потребность развития "для себя" проявляется стремлением улучшить свое общественное положение, а социальная потребность развития "для других" требует совершенствования самих норм или улучшения норм какой-либо социальной группы.
Идеальная потребность сохранения удовлетворяется простым усвоением объема и уровня знаний, достигнутых к настоящему времени обществом, а идеальная потребность развития вынуждает стремиться к непознанному, никем ранее не изведанному, не известному никому.
Потребности общественного развития начинают работать лишь тогда, когда они становятся потребностями большинства составляющих общество людей.
Что делать, чтобы духовная сила общества возрастала?
Надо, чтобы духовные потребности были пущи большинству людей и востребованы общественными нормами. Тогда и только тогда они могут влиять на трансформацию потребностей каждого члена общества. Для того чтобы человек относился к общественным потребностям, как к своим личным, а общество, в котором он живет, воспринималось им как лично ему необходимое общество, нужно соблюдать два обязательных условия.
Первое: материальные, социальные, идеальные потребности каждого члена общества должны быть увязаны с потребностями развития и совершенствования данного общественного производства.
Второе: система производственных отношений общества должна обеспечить возможность не только надежного перспективного прогнозирования удовлетворения потребностей каждого члена данного общества, но и его личного влияния на этот прогноз.
Эти связи человека и общества должны быть наглядными, очевидными. Человек постоянно и непрерывно должен получать подтверждение существования такой связи (как в хорошей, любящей семье это ощущает ребенок).
Если какие-то решения, от которых зависит успех или неуспех хода дела, принимаются помимо меня, если я не в состоянии представить себе отчетливо, как эти решения скажутся на удовлетворении моих потребностей, то механизм прогнозирования не срабатывает, эмоции не включаются, дела не двигаются, знания не становятся убеждениями.
Этот механизм заложен в структуре общества, каждой семьи, отдельной судьбы.
Как все-таки победить бездуховность? Бездуховность - болезнь, бедствие, грозящее человечеству и каждому из нас более губительными последствиями, чем рак или СПИД. На каждом шагу мы постоянно сталкиваемся с тем или иным его проявлением. Корень зла бездуховности в невежестве - в непонимании движущих сил любого поступка человека. Тут не помогут ни уговоры, ни тюрьмы. Надо знать, как победить эту болезнь.
Признавая реальность и неистребимость всех потребностей человека, мы должны на первое место поставить заботу о формировании духовных потребностей - стремление действовать, поступать, мыслить в уважении и внимании к правде и добру, а не из страха наказания или корыстных видов награды, похвалы.
Альтруизму можно учить, как учат языку!
Воспитание духовности начинается с самых элементарных правил - вежливости, внимания к окружающим людям, с мелочей, культуры взаимоотношений, основанных на доброте и внимании, культуре поведения, быта, дисциплины.
Как мы уже видели на примере с изучением иностранного языка, через сознание воспитание воздействует на подсознание, закладывается в нормы жизни, поведения, представления, и тогда мы можем надеяться на работу сверхсознания воспитуемого.
Прямой путь к подсознанию - подражание. Никакие призывы, разъяснения, декларации не заставят человека вести себя должным образом, если в ближайшем окружении он будет видеть противоположные примеры. Чтобы воспитывать других, надо воспитывать себя. Воспитывать других можно только через себя. Вопрос о воспитании сводится лишь к одному - как жить самому?
Ни общения, ни сопереживания, ни "душевные" контакты (проповеди и лекции) сами по себе не вооружают человека. Человек нуждается в реальной помощи - в повышении своей вооруженности для удовлетворения своих потребностей. А мы их уже знаем! Индивидуальность -это прежде всего сочетание потребностей и их вооруженность.
Недостача врожденной вооруженности (предынформи-рованности) к данному виду деятельности, т.е. отсутствие способностей, порождает отрицательные эмоции, по силе не уступающие разочарованию в себе, ощущение своей никчемности, профессиональной, человеческой несостоятельности, профессиональной некомпетентности.
Почему человек употребляет алкоголь или наркотики? Он глушит отделы мозга, упрощая тем самым путь к удовлетворению своих потребностей. В таком состоянии ему проще жить - не надо знать, уметь, соблюдать нормы, отвечать за что-то. Наказывать таких людей бесполезно. Есть только один путь - вооружать человека знаниями, умениями, навыками, в том числе профессиональными, опытом, дающим ему возможность использовать свои силы для достижения цели. Стремление к вооруженности должно поддерживаться и всячески стимулироваться обществом.
В любой экстремальной ситуации вооруженность человека позволит ему продолжать активный поиск новых способов преодоления неблагоприятных ситуаций. А если ситуация остается сложной и трудноразрешимой, активная деятельность не позволит человеку дезорганизовать себя.
Надо заблаговременно воспитывать (т.е. вооружать) те социальные и идеальные потребности, которые должны занять господствующее положение в практических ситуациях, оттеснив потребности самосохранения и личных эгоистических амбиций на второй план.
Итак, духовность лежит в основе потребностей каждого человека, она неистребима даже в заядлом бюрократе, формалисте и преступнике.
Как происходит актуализация потребности?
Актуальная (т.е. самая насущная, необходимая) для человека, но неосознаваемая потребность (например, недостаток в организме витамина группы В) сталкивается с информацией, вооружающей эту потребность способами и средствами удовлетворения. Человек пробует. У него получается. Возникают положительные эмоции. Положительные эмоции укрепляют потребность. Усиленная потребность уже более высокого ранга способна породить новую, перспективную цель. Так происходит возвышение потребностей.
Для того чтобы вооружать человека способами удовлетворения его потребностей, надо прежде всего эти потребности знать.
Знакомая вам уже Елочка показывает, в какой идеальной иерархии они должны бы располагаться.
Обычно эгоисты и обыватели обладают роскошным зеленым нижним ярусом, а где-то около социального яруса "для других" иголочки у них усохшие.
У неразумных альтруистов один бок Елочки будет непомерно богат ветками, а противоположная сторона - "голенькой". У Гитлера, Сталина, Садата и других подобных им личностей социальные потребности "для себя" чрезвычайно развиты, а социальные потребности "для других" усохли. Вообще надо знать, что витальные потребности есть и у микроба, и у растения, и у животного; социальные потребности в варианте "для других" свойственны и многим высокоорганизованным животным, а вот человек как особый вид популяции начинается по-настоящему с поиска идеала, а значит, со стремления к истине. Потребност-но-информационный подход как будто соединяет религию и науку. Только опираясь на истинные знания, религия будет приниматься безоговорочно, и только истинная наука придет к Богу как истине, добру, любви.
Я думаю, не ошибусь - каждый человек хочет быть совершенным, прекрасным, гармонично развитым, и путь к этому открыт для любого. Станьте, как зеленая Елочка.
Зная свои потребности, их иерархию (что выше, что ниже, что ближе к духовности, что дальше от нее), мы можем научиться ими управлять. Эмоция - индикатор потребности. Чему я радуюсь? Чем огорчаюсь? Почему? На какой "ветке" висит моя потребность, заставившая меня расплакаться, рассердиться, испытать страх или любовь? -На нижней?!.. На средней?! Или на верхней?! Ниже порога духовности человека? Ближе к животному или человеку?..
Надо приучить себя почаще задавать себе вопросы: для чего я живу? Зачем учусь, хожу на работу? Для чего существует учреждение, в которое я хожу? Для чего завожу детей? Для чего делаю то или это? На какой ветке это все висит?
Потребностно-информационная теория дает в руки человеку - родителям, воспитателям, педагогам, медикам, социологам, людям науки и культуры, руководителям коллективов - всем, кто так или иначе соприкасается с другим человеком, ключ к реалистическому пониманию себя и других, путь к воспитанию.

Термин «духовность», несмотря на его распространенность, вызывает много вопросов и недопонимания. Кто-то видит в ней уход от общественных ценностей, другие, наоборот, воспринимают, как единственный способ социализации. Каким образом формируется духовность? Как она влияет на жизнь человека? Можно ли повысить ее уровень? Что общего между религией и духовностью? Обязательно ли быть верующим человеком для ее достижения? Нужно ли пренебрегать материальными ценностями? Каким учителям верить? Разберемся в этом вопросе.

Что такое духовность?

Духовность - это свойство человека или группы людей руководствоваться в своих поступках духовными (возвышенными) принципами или идеалами. Если оценивать жизнь общества с позиций по Абрахаму Маслоу, то духовность находится на самой вершине потребностей, вместе с самоактуализацией и моральностью человека.

Теорий, объясняющих феномен духовности, придумано множество. Условно их можно разделить на две группы: природную и сверхъестественную. Первая описывает это явление с позиций психологии , объясняя духовность, как функцию психики. Вторая утверждает наличие высших материй или энергий, которые управляют жизнью человека. Эзотерики убеждены , что существует целый духовный мир, живущий по своим законам и правилам. Насколько он централизован, либо хаотичен, сказать трудно. Мнений много и они кардинально отличаются.

В духовных учениях утверждается, что есть высшие силы, которые этим миром управляют. Христианство и Ислам уверяют, что Бог один. Последователи других религий, наоборот, убеждены в том, что богов много. В оккультизме принято говорить о Эгрегоре – нематериальной сущности, порожденной коллективным разумом и способной взаимодействовать с людьми. Эгрегор выступает в качестве биоэнергетической структуры, которая, словно полотно, «соткана» из человеческих мыслей и эмоций.

На самом деле, не так важна природа духовности. Куда важнее ее место в жизни человека . Ведь, если высшие цели наделяют жизнь смыслом, то какая разница, кем они порождены, психикой или нематериальным миром? В любом случае, все специалисты сходятся в одном – духовность выходит за рамки одного человека, приобретая сверхличностные формы. Она дает полноту внутренних переживаний, уникальный опыт самопознания.

Создание, хранение и передачу духовных ценностей называют духовным производством. Оно входит в более глобальное понятие духовной деятельности. В отличие от материальной продукции, ее творения неограниченные. Они могут быть созданы в любом количестве. Кроме того, духовная пища не уменьшается по мере потребления, а наоборот ее количество увеличивается. В этом заключен главный феномен духовности , возвышающий ее над физическим миром, в котором ресурсы истощаются.

Физическое воплощение духовности формирует такое явление, как духовная культура. Она тесно связана с другими проявлениями культуры, формируя идеологию и философию групп людей или, даже, целых народов. Общепринятыми духовными ценностями считаются идеалы добра, красоты, любви, истины, взаимопомощи. Они неизменны во всех углах земного шара, а, возможно, во всей Вселенной. Но можно ли расценивать это качество, как атрибут религиозности?

Связь духовности и религии

Прежде всего, стоит определить, что представляет собой религия. Данное явление обозначает систему взглядов, убежденных в наличие высшей силы, влияющей на материальный мир. Религия опирается на духовность и веру человека, его стремление к вселенской гармонии. Но религия – это скорее социальный институт, который порой отклоняется в своих толкованиях от общечеловеческих ценностей.

Далеко не все ритуалы или обряды можно назвать гуманными, не говоря уже о кровопролитных войнах, которые не раз сотрясали человечество. Разве в этом заключается духовность? Конечно же – нет. Церкви и религии созданы людьми, которые не всегда способны противостоять искушениям и соблазнам. Истинная духовность свободна от человеческой жадности и прочих пороков. Поэтому ее нельзя рассматривать, как синоним религиозности.

Скорее, наоборот, религиозность – это один из способов развить духовность. В целом, влияние мировых религий на общество полезно, поскольку помогает предотвратить распространение агрессии и пагубных привычек. Кому-то необходимо бояться наказания от высших сил для того, чтобы не творить зло. Эту мотивацию для добропорядочности им религия обеспечивает. Словно, как фраза одного из героев сериала «Next» – «Добро обязательно победит зло, поставит на колени и жестоко убьет».

По-настоящему духовные люди в таком «разъяснении» не нуждаются. Они несут добро и любовь в этот мир даже без регулярного напоминания о Судном дне или возмездии. Духовность – осмысленное явление, которое выбирают добровольно, посвятив себя совершенствованию и саморазвитию. Часть учений абсолютно не противопоставляют физический мир и ментальное совершенствование. Наоборот, земная жизнь человека позиционируется ними, как составляющая духовного роста личности, без которой невозможен переход на более высокий энергетический уровень.

Согласно Колесу жизненного баланса, которое активно популяризируется коучами и бизнес-тренерами, человеку для полноценной жизни необходимо гармонично совмещать свою духовную и биологическую природу. Развиваться во всех возможных направлениях, включая интеллектуальное, творческое и физическое совершенствование. Ментальное развитие предполагает некий духовный путь, который необходимо пройти каждому. Главное выбрать свой маршрут и не сворачивать с него.

Что такое духовный путь?

Одни считают духовный путь возможностью единения с Богом. Другие усматривают в нем развитие человека, раскрытие его как личности. В любом случае, необходимость этого пути не вызывает сомнений. Признаки того, что направление выбрано верное:

  • Осмысленность жизни;
  • Воодушевление, приподнятость настроения;
  • Постоянство вкусов, интересов;
  • Воплощение надежд, мечтаний;
  • Отсутствие страхов, депрессии;
  • Нормальный сон без ночных кошмаров;
  • Позитивные эмоции;
  • Ощущение умиротворения, любви, гармонии;

Согласно философии даосизма, существует три типа духовного пути, которыми может следовать человек:

  • Низший – праведная жизнь, развитие в себе добродетелей;
  • Средний – низший путь в сочетании с духовными практиками;
  • Высший – выход на изначальный уровень восприятия мира, свободный от конкретных форм.

Если духовный путь выбран верно, то наградой человека становится духовная сила, которая переполняет его, придает энергию для свершений. В отличие от физической или эмоциональной, этот тип силы помогает человеку обрести гармонию, защищает от негатива.

Как развивать духовную силу?

Подобно любому другому навыку человека, духовную силу можно увеличивать. Но приемы для ее развития будут заметно отличаться от совершенствования тела, либо интеллекта. Главная особенность духовности, как уже отмечалось ранее, заключается в том, что она не истощается, а только накапливается в процессе практики. Итак, основные методы повышения внутренней силы:

  • Чтение духовной литературы;
  • Медитация;
  • Молитвы;
  • Духовные практики;
  • Жизнь в любви.

Применение этих простых, но в то же время важнейших приемов, позволяет человеку подняться на более высокий уровень духовного развития, тем самым отдаляясь от зла и негатива.

Духовность можно рассматривать, как цель и, одновременно, способ ее достижения. К ней необходимо стремиться, и ей же стоит посвящать свое время. Человек, который выбрал духовный путь, вовсе не обязан изолироваться от социума. Наоборот, духовная сила позволяет стать достойным гражданином, способным принести настоящую пользу обществу.

Духовная сила

♦ (ENG spiritual strength)

власть и способность, данные Святым Духом для сопротивления искушениям , страданиям и злу ради христианского образа жизни.


Вестминстерский словарь теологических терминов. - М.: "Республика" . Мак-Ким Дональд К. . 2004 .

Смотреть что такое "Духовная сила" в других словарях:

    СИЛА - жен. источник, начало, основная (неведомая) причина всякого действия, движенья, стремленья, понужденья, всякой вещественой перемены в пространстве, или: начало изменяемости мировых явлений, Хомяков. Тяготенье основная сила природы. Сила есть… … Толковый словарь Даля

    сила - сущ., ж., употр. наиб. часто Морфология: (нет) чего? силы, чему? силе, (вижу) что? силу, чем? силой, о чём? о силе; мн. что? силы, (нет) чего? сил, чему? силам, (вижу) что? силы, чем? силами, о чём? о силах 1. Силой называют способность живых… … Толковый словарь Дмитриева

    сила - Индоевропейское – sei (связь, соединение). Общеславянское – sila (сила). Слово «сила» известно с древнерусской поры (XI в.) со значениями «естественная способность, свойство», «телесная сила», «духовная сила», «могущество», «власть» и др. Слово… … Этимологический словарь русского языка Семенова

    ДУХОВНАЯ МУЗЫКА - муз. произведения христ. содержания, не предназначенные для исполнения за богослужением. Д. м. часто противопоставляют светской и в таком понимании к данной области иногда относят чрезвычайно широкий спектр явлений от богослужебной музыки… … Православная энциклопедия

    сила - ы; ж. 1. обычно ед. Способность живых существ к физическим действиям, требующим значительного напряжения мышц. Мышечная с. С. рук, ног. С. в руках, ногах у кого л. Недюжинной силы кто л. Ударить изо всей силы. Толкнуть кого л., захлопнуть дверь с … Энциклопедический словарь

    сила - ы; ж. см. тж. в силу, в силу того, что, всеми силами, никакими силами, от силы, сила!, силой, сило … Словарь многих выражений

    Сила духа (твердость духа) - – высокая духовная, душевная стойкость. Там, за далью непогоды, Есть блаженная страна: Не темнеют неба своды, Не проходит тишина… Но туда выносят волны Только сильного душой!.. Смело, братья, бурей полный, Прям и крепок парус мой! (Н. Языков,… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

    КУЛЬТУРА МАТЕРИАЛЬНАЯ И ДУХОВНАЯ - КУЛЬТУРА МАТЕРИАЛЬНАЯ И ДУХОВНАЯ форма классификации фактов и явлений культуры, популярная в философии 19 и большей части 20 в. При этом под материальной культурой понимается многообразие производимых человеком предметов (орудия, машины,… … Философская энциклопедия

    Киевская духовная академия - – С 1615 г. на помощь Киево Печерской лавре в деле просвещения русского народа в духе православной веры и в истинных традициях русской народности явилась школа, неразрывно связанная с Киево братским монастырем, основанная дворянкою Галиною… … Полный православный богословский энциклопедический словарь

    Тапильский, Сила Степанович - протоиерей, писатель и собиратель известий по истории духовенства, родился в 1817 г. в селе Борце, Сапожковского уезда, Рязанской губернии, в семье причетника, учился в Рязанской духовной семинарии, по окончании курса которой, как один из лучших… … Большая биографическая энциклопедия

Книги

  • Духовная сила человека , Мэрфи Джозеф. Опираясь на собственное философское переосмысление событий, о которых повествует Книга Иова (одна из слагающих Ветхий Завет), автор провозглашает, что невзгоды, болезни, иные тяжелые…

Лучшие статьи по теме