Александр Ветошкин изготовил аналог австралийского музыкального инструмента
Артист Национального музыкально-драматического театра Коми Александр Ветошкин уже много лет мастерит коми традиционные музыкальные инструменты. Помимо этого он изобретает и авторские инструменты. Например, из сухого стебля борщевика он сделал аналог диджериду (музыкальный инструмент австралийских аборигенов) и представил его сыктывкарцам на открывшейся только что выставке «Рождение музыки».
– Идея использовать борщевик в качестве трубы пришла спонтанно, – рассказал «Республике» Александр Ветошкин. – Это, конечно, очень похоже на дидж, но звук немножко слабее из-за рыхлой структуры стебля борщевика. Да и мы пока еще не владеем той техникой игры, которая используется при игре на диджериду. Я из борщевика уже делал «посох дождя», калюки, а тут вот такое. Звук отличается от настоящего диджа, но ведь у нас и не было претензий на создание «коми диджериду». А вообще аналогов этого инструмента довольно много, в том числе и среди финно-угров: у мари, например, это пуч, у мордвы – торома. Честно говоря, мне бы хотелось быть ближе к финно-угорской культуре, нежели к австралийской.
По словам Александра Ветошкина, ему интересно использовать природный материал для создания каких-либо музыкальных инструментов, как это всегда было в традиционной культуре коми. В Австралии диджериду изготавливаются самой природой. В засушливый период термиты выедают мягкую сердцевину эвкалипта, и внутри ствола образуется полость. Австралийские аборигены находят такие стволы, срубают, выбивают из них труху и изготавливают мундштук из пчелиного воска.
Коми диджериду и другие свои интересные музыкальные инструменты Александр Ветошкин представил публике в минувший четверг на открывшейся в Сыктывкаре выставке музыкальных инструментов «Рождение музыки». Выставка посвящена двадцатилетию республиканского творческого союза мастеров-художников и реставраторов музыкальных инструментов. В зале Финно-угорского культурного центра России представлены духовые, струнно-смычковые, клавишные инструменты, а также традиционные коми музыкальные инструменты, отреставрированные или созданные мастерами союза.
Мастера по изготовлению коми народных музыкальных инструментов Александр Ветошкин и Александр Забоев рассказали посетителям выставки об истории, технике изготовления некоторых духовых и струнных коми народных музыкальных инструментов и показали их в действии. Мастера делали уклон не столько на самих инструментах, сколько на материалах, из которых они изготовлены. Александр Ветошкин и его коллега по театру Анна Попова исполнили вокально-инструментальную композицию на тему частушки-страдания «Мича пуясса ме борйи» под аккомпанемент коми инструментов – сигудöк и öтика пöлян.
В экспозиции также представлена коллекция музыкальных инструментов известного мастера Владимира Павлова из фондов Музея культуры и истории Сыктывдинского района. На выставке можно увидеть и работы его дочери – Татьяны Павловой, мастера, члена Союза художников Российской Федерации. Также показаны работы председателя союза Валерия Остроухова. Профессиональный музыкант-скрипач, педагог, мастер музыкальных инструментов, он уже более тридцати лет занимается изготовлением и реставрацией скрипок.
Музыка дождя.
Ох,как я давно хотела такую флейту себе.И вот,наткнулась на замечательный мастер-класс с оооочень подробным процессом изготовления от Александра Шустова Leto .+Вы можете посмотреть видео,как это красиво звучит .Спасибо ей большое.Еще не поздно собрать борщевик(только сухой!),не зеленый,и сделать себе волшебный инструмент.
Материалы и инструменты: сухой стебель борщевика, ножовка, зубочистки, шкурка, столовый нож, масса папье-маше (упаковка от яиц), клей ПВА (можно строительный), акриловые краски, акриловый лак, морилки двух цветов (у меня на водной основе), дешевая туалетная бумага, жесткая щетка,шило, блендер, крупа.
Сборы:
Для начала нам нужно добыть сам стебель растения. Это достаточно легко сделать, ведь борщевики растут вдоль дорог и в большом количестве вблизи деревень. Собирать борщевик можно с середины октября, всю зиму и в начале весны. Самое главное нам нужен именно полностью высушенный ствол. В нем не остается ядовитых соков, и никто не пострадает от ожогов. Очень вас прошу никогда не трогать это растение в зелёном виде. Оно очень ядовито! При попадании сока растения на кожу - образуются очень сильные ожоги. А вот в сухом виде оно безвредно.
Проще всего борщевик спилить ножовкой. Лучше выбрать ствол подлинней и потолще. От этого зависит звучание нашей флейты дождя.
Вот с такими, грязными палочками иногда приходится работать. Но я не смогла её оставить. Нет трещин, длинная и широкая. Будем брать:)
Чистка:
Итак, мы запаслись несколькими палочками - основами наших будущих флейт. Теперь нам необходимо их очистить. Берём наш столовый нож с закругленным концом и поддеваем верхнюю, ненужную нам, "шкурку" растения. Не расстраивайтесь если не получится счистить все сразу. Остальное мы смоем водой.
Отправляюсь в ванную и под струей воды, жесткой щеткой счищаю остатки:
У нас получилась очень красивого цвета соломки фактурная палочка. Теперь нам её нужно просушить, так что оставляем нашу будущую флейту в сторонку не меньше, чем на сутки. И идём готовить массу папье-маше.
Для этого берем бумажную упаковку для яиц, разрываем её на мелкие кусочки и погружаем все в воду, лучше теплую. На этом наши сегодняшние подвиги закончены и можно отдохнуть до завтра.
Готовим папье-маше:
Хорошенько промешиваем руками наше будущее папье-маше и достаем все содержимое из воды на полотенце, заворачиваем и отжимаем. Выкладываем получившуюся отжатую бумагу в глубокую тару. Я использую металлическую кастрюльку. Разделяем на более мелкие кусочки и заливаем все клеем ПВА. Берём блендер и превращаем все в однородную массу. После перекладываем в контейнер с плотной крышкой. Если мы хорошо отжали, то эта масса будет нам служить ещё очень долго. Она не будет высыхать и портится. ПВА сохранит её надолго.
Создаем перегородки:
Нам понадобится шило и наша просохшая палочка.
Нам необходимо сделать проколы шилом по всей длине флейты, спускаясь по спирали. Для равномерности перегородок, у любого края, привяжем нитку и накрутим её по спирали в несколько витков по нашему стволу и в конце закрепим её.
Распределим витки равномерно и начнем делать проколы с небольшим шагом. Когда мы дойдем до конца, снимаем нитку и вооружаемся зубочистками. Теперь нам нужно воткнуть зубочистки в каждую дырку от шила и утопить все зубочистки в противоположной стенке, так что бы кончик зубочистки вышел наружу.
Когда работа закончена, обламываем все точащие части зубочисток. Пока получается не очень изящно. Берём кусочек шкурки и зашлифовываем каждую зубочистку, так что бы она была вровень с поверхностью.
Фиксация:
Нужно закрепить зубочистки в нашей флейте. Многие мастера проливают внутрь все тот же клей ПВА. Я обклеиваю поверхность флейты бумагой в два слоя. Получается очень прочно.
Создание "дна":
Все, работа на сегодня закончена. Да и на завтра тоже. Теперь будем ждать полного высыхания нашей пробки. Зимой я сушу флейты облокотив их на батарею, а сейчас воспользуюсь обогревателем. Оставляем нашу флейту и набираемся терпения. В следующий раз она зазвучит. И это будет волшебство. Осталось только дождаться.
(после двух - трёхдневного перерыва) Не долгий, но очень приятный:
Сегодня мы сделаем не очень много, но уже сможем насладится звучанием нашей флейты.
Наша пробка полностью высохла и сегодня будет служить нам дном.
Готовим крупу, ставим нашу флейту дождя вертикально и начинаем засыпать. Я использую разную крупу: рис, гречка, чечевица, иногда горох. Каждое зернышко дает своё звучание. Рис шуршит по перегородкам, чечевица постукивает, и все в сумме даёт неповторимое журчание дождя. По объему обычно хватает от половины до полтора стакана крупы - все зависит от толщины и длины флейты дождя.
После того, как мы вдоволь насладимся звуком нашего дождика, мы делаем пробку с другой стороны и опять оставляем сушить на 2-3 дня.
После окончательной просушки флейты нам остается ошкурить её и нанести узор. Сегодня все время работы мы будем слушать, как перекатываются капельки дождя. Моя работа будет дольше на пару дней, так как я ещё вылепливаю лица хранителей дождя из той же массы папье-маше, и они должны просохнуть.
Теперь необходимо подобрать цвет. В этой флейте я использую две морилки на водной основе: цвета махагон и дуб. Делаем разметку на флейте простым карандашом. Стараемся проводить только одну линию. После того как разметка сделана, я покрываю всю поверхность флейты светлым цветом морилки. Морилка на водной основе сохнет очень быстро и это дает нам возможность закончить нашу флейту уже сегодня. После высыхания, белее темным цветом прорисовываем элементы.
После высыхания краски, покрываем флейту лаком. Просушиваем и наслаждаемся звуком дождя, радуем гостей и всю семью.
Льняные абажуры, корзиночки с оригинальными композициями, вазы из папье-маше, обилие домашних растений и букетов из сухоцветов. Хотя сухоцветами назвать растения, обработанные различными методами, язык не поворачивается. Что-то вымачивается в глицерине, что-то обрабатывется красками, лаками, какими-то таинственными растворами…
Наталия - коренная ржевитянка. С детства увлекалась рисованием, изготовлением поделок из подручного материала. Училась в четвертой школе, закончила машиностроительный техникум. Год трудилась по специальности - техником-технологом на «Электромеханике». Поняла, что это не ее. Перевелась в группу эстетики на то же предприятие. Рисовала плакаты о достижениях завода, оформляла доски почета. В 1994 году пришлось уволиться - стали задерживать зарплату. Без дела не сидела: начала обшивать маленькую дочь. Штанишки, кофточки, нарядные платья вызывали восторг у воспитательниц детского сада. Экономия семейного бюджета в непростые девяностые была ощутимой: ребенку покупали только обувь. Постепенно у Наталии Артуровны появились клиенты, она стала шить на заказ. Придумывала оригинальные модели, экспериментировала с кожей, мехом: копировать для нее неинтересно.
Год назад в Интернете Наталия увидела оригинальные поделки ручной работы. Топиарии, или деревца счастья, обычно делают своими руками для подарков близким. Шарообразная крона этого закрепленного в небольшом горшочке мини-деревца может состоять их чего угодно - бумажных цветов, бисера, сухоцветов и других поделочных материалов. Популярны деревца из кофейных зерен, которые не только красивы, но и ароматны. Во всемирной сети Высокина прошла мастер-класс по изготовлению этих сувениров, а дальше - дело фантазии, которая у Наталии безгранична. За деревцами счастья последовали елочки - из роз, пуговиц, кожи, кружев, ткани. Букеты из сухоцветов выполнены настолько великолепно, что не оторвать глаз. Оказывается, столь нелюбимый ржевитянами борщевик в высушенном виде - и оригинальные вазы, и таинственный психоделический инструмент «шум дождя», и серебряные звезды далеких галактик...
Для изготовления ваз пришлось освоить технику папье-маше. Работа трудоемкая, но позволяет добиться изделий любой формы. Для декоративной отделки ваз используются крупы, макароны, кожа, фольга, какие-то штучки, происхождение коих с первого взгляда непонятны. В баночках и шкатулках, которых мастерице скоро будет некуда ставить, можно отыскать что угодно - от семян и листьев диковинной травы, которая растет у нас под ногами, до пластиковых переходников, которые, оказывается, прекрасно подходят для конструирования ваз. Некоторые растения для своих работ Наталия выращивает сама на клумбе возле дома.
С прогулки женщина редко возвращается с пустыми руками. В хозяйственных магазинах много интересных предметов, которые можно использовать в оформлении новой задумки, в канцелярских магазинах - нот, которыми можно обклеить ящик в винтажном стиле или смастерить розу. Под ногами, на деревьях и кустарниках - будущие рукотворные шедевры.
На улице Наталия не выпускает из рук фотоаппарат - интересный ракурс, игра света, тени - и готов снимок, достойный выставки.
Не за горами восьмое марта, Наталия уже знает, чем порадует близких. Из кусков туалетного мыла рождаются розы и цветочные букеты. Надеемся, что эти оригинальные подарки мы увидим в сувенирных отделах магазинов города, где сейчас есть и прочие авторские работы Высокиной.
Использование природного материала в качестве объекта труда дает уникальные возможности: использование экологически чистого сырья, к тому же удивительно красивого и что немало важно, не требующего мат
Выполнила учитель технологии Савельева Т.В.
Участники проекта ученицы 9класса:
Дудко Дарья
Щедрова Александра
Обоснование
Использование природного материала в качестве объекта труда дает уникальные возможности: использование экологически чистого сырья, к тому же удивительно красивого и что немало важно, не требующего материальных затрат. Работа с природным материалом несет в себе положительную энергетику, а практически каждое изделие является в своем роде авторским и неповторимым.
Цель .
Организация самостоятельной творческой работы.
Научиться применять природный материал (борщевик) в народном творчестве. . Сделать оригинальную вазу из борщевика и прочих украшений. Такая вазочка станет приятным подарком для знакомых, родственников и друзей.
Задачи
Совершенствовать свои знания о природных материалах для поделок.
Выработать навыки работы с борщевиком.
- Изучить стадии развития борщевика Сосновского и определить наиболее безопасный для сборки материала период.
- Научиться обрабатывать собранный материал.
Предполагаемей результат
Формирование у учащихся дружеских, доброжелательных отношений, взаимопомощи, товарищества при организации и работе над проектом
Сроки выполнения
март2014г.
Содержание
Банк идей и предложений.
Выявление основных требований к изделию.
Сбор информации по тематике проекта.
- Технологический этап
Подбор материалов, инструментов и
приспособлений
- Заключительный этап
Изготовление вазочки.
- Организационно-подготовительный этап
Банк идей и предложении
Для начала нужно выбрать образец поделки из борщевика. Пересмотрев много литературы и сайтов в Интернете, мы не нашли много вариантов. Поэтому предлагаемые варианты мы придумали сами. Предварительно остановились на двух вариантах.
Первый это карандашница и второй - вазочки. Решили остановиться на вазочках, он показался наиболее интересным, а карандашницу оставить для другого раза.
Выявление основных требований к изделию.
Проектируя объект, следует учитывать последовательность сборки, красоту, органичность и целостность внешней формы, гармоничность. Необходимо все операции выполнять с большой аккуратностью. Обязательным условием является использование экологичных материалов.
Моё изделие должно отвечать следующим требованиям:
эстетические -вазочка должна быть красивой и яркой. Дизайн изделия должен отличаться оригинальностью.
экологические - изделие должно быть выполнено из экологически чистых материалов, при изготовлении её должно быть как можно меньше отходов.
экономические - изделие должно быть изготовлено из доступных, бросовых недорогих материалов и иметь невысокую себестоимость;
эксплуатационные - вазочка должна соответствовать назначению;
технологические - технологические операции по изготовлению изделия должны быть рациональны, безопасны, доступны.
Сбор информации
Из истории
Переселение растений и животных в результате хозяйственной деятельности человека давняя и серьезная экологическая проблема. Когда в 1960-е годы борщевик Сосновского завозили в нашу страну для выращивания в качестве кормовой культуры, никто и не предполагал, что этот чужестранец с Кавказа поведет себя настолько агрессивно и превратится в настоящее экологическое бедствие. Он настойчиво угрожает не только естественным экосистемам, но и здоровью людей. Но можно применять этот материал для поделок.
Попробуем выяснить как можно использовать борщевик в творчестве наиболее эффективно.
- Технологический этап
Подбор материалов, инструментов и приспособлений
Для изготовления вазочки из борщевика нам понадобится:
Бутылка пластиковая;
Борщевик;
Ракушки разной формы
Аквариумный песок
Клей «Титан»
Лак по дереву
Организация рабочего места и техника безопасности.
При работе над вазочкой и в целях сохранения жизни и здоровья мы выполняли и соблюдаливсе необходимые правила техники безопасности и охраны труда.
При выполнении ручных работ.
1.До начала работы: приготовить все необходимые материалы и приспособления; канцелярский нож, кухонный нож, наждачную бумагу, ножницы, инструменты и приспособления положить в отдельное для них место.
- Во время работы: быть внимательным к работе; нож и ножницы класть справа от себя с сомкнутыми лезвиями; передавать ножницы только с сомкнутыми лезвиями и кольцами вперед, а нож ручкой вперед.
- По окончании работы: убрать рабочее место.
Сбор и обработка материала
Срезка борщевика в молодом возрасте опасна из-за ядовитого сока, попадающего на кожу и вызывающего ожоги, но эффективна, если работу проводить осенью (в сентябре-ноябре), когда растение уже сухое. Борщевик срезается уже сухой, режется на определенные отрезки или пластинки и шлифуется.
Экономическое обоснование
Предмет |
Стоимость |
|
Борщевик |
____ |
|
Бутылка из-под лимонада |
0 рублей |
|
Ракушки разной формы |
____ |
|
Бечёвка |
20 р |
|
Аквариумный песок |
20р |
|
Клей «Титан» |
60 р. |
|
Лак по дереву |
80 р.(1/6часть-13р) |
|
Итог:73 рубля. |
Заключительный этап
Изготовление поделки
Разрезаем и шлифуем борщевик.
Отрезаем от бутылки горло. Затем приставляем борщевик к бутылке, придерживая руками.
Обматываем бечевкой или резинкой и оставляем до высыхания.
Намазать клеем промежутки между борщевиком и наклеить ракушки длинной формы.
Промежутки между ракушками украшаем аквариумным песком.
Тем же аквариумным песком обрабатываем края.
Начинаем украшать вазу. При помощи ракушек делаем цветы и бабочек.
Вот таким образом мы получили отличную вазу, которую можно подарить на какой-либо праздник!
Ресурсное обеспечение
1. Губанов И. А. и др. Иллюстрированный определитель растений Средней России. 2. Майденова И.П. Кавказские виды рода Heracleum, Тб., 1950.
4. Сказка о борщевике. Часть 1, 2008 Канашева Л.
5. сайт www.myjane.ru
Посох дождя или флейта дождя (рейнстик,хмара)- это особый инструмент, который изначально использовался племенами Африки и Индонезии с целью наладить контакт с духами Воды. Делался он из полой трубки (стебля сухого растения), в которую засыпали зерно. Она создавала эффект переливающейся воды и имитировала шум дождя или водопада.
Вы можете сделать этот простой и столь волшебный и завораживающий инструмент своими руками (звук его вы найдете ниже).
Из чего сделать посох дождя
Самый лучший вариант — сухой стебель борщевика или дудника. Чем он будет толще и длиннее, тем эффектнее будет инструмент — «вода» будет переливаться очень долго. Еще вариант — толстый бамбук. Он будет немного глуше из-за толщины стенок, но надежнее (даже если вы случайно наступите на него). Если у вас нет природного материала, можете использовать картонную трубку или даже сложенный в рулон лист картона.
Что вам потребуется
- шило или бормашинка (если вы работаете с бамбуком),
- ножницы,
- зубочистки,
- несколько видов сухой крупы (чечевица, рис, гречка),
- клей ПВА,
- картон, кусочки кожи,
- наждачка.
Ход работы
1) По всей длине трубки по спирали прокалываем стенку сухой травы (в нашем случае это дудник). Шаг 1 см.
Между витками спирали делаем еще одну спираль (можно 2 и больше). Чем ближе будут витки друг к другу, тем более продолжительный будет посох по звучанию.
2) Теперь берем зубочистки и продеваем их через одно намеченное отверстие, а другим концом протыкаем противоположную стенку стебля так, чтобы палочка проходила как раз по середине полости.
Это довольно долгий и медитативный процесс. С бамбуком придется повозиться подольше, просверливая дырочки нужного диаметра бормашинкой.
В результате получается вот такая «булава»- кактус.
3) Теперь ножницами или бокорезами аккуратно срезаем концы зубочисток.
4) Образовавшиеся «пеньки» зашкуриваем наждачкой.
5) Промазываем весь стебель клеем ПВА (чтобы зафиксировать результат).
6) Теперь с одного конца трубки приклеиваем картонную заслонку, чтобы зерна не высыпались.
7) Ура! Теперь самое интересное…Засыпаем внутрь крупы (чечевица, горох, рис, греча). Лучше засыпать разнокалиберные крупы, чтобы звук имел много оттенков.