Психология. Отношения. Личность. Общение
  • Главная
  • Сонник
  • Психология насилия в школе. Насилия над детьми. Консультирование детей жертв насилия. Физическое насилие и школьное насилие Насилие в школе как особый социальный феномен

Психология насилия в школе. Насилия над детьми. Консультирование детей жертв насилия. Физическое насилие и школьное насилие Насилие в школе как особый социальный феномен

Школьное насилие – это вид насилия, при котором имеет место применение силы между детьми или учителями по отношению к ученикам или – что в нашей культуре встречается крайне редко – учениками по отношению к учителю. Школьное насилие подразделяется на эмоциональное и физическое.

Эмоциональное насилие вызывает у жертвы эмоциональное напряжение, унижает его и снижает его самооценку. Виды эмоционального насилия:

Насмешки, присвоение кличек, бесконечные замечания, необъективные оценки, высмеивание, унижение в присутствии других детей и пр.;

Отторжение, изоляция, отказ от общения с жертзой (с ребенком отказываются играть, заниматься, не хотят с ним сидеть за одной партой, не приглашают на дни рождения и т. д.).

Под физическим насилием подразумевают применение физической силы по отношению к ученику, соученику, в результате чего возможно нанесение физической травмы.

К физическому насилию относятся избиение, нанесение удара, шлепки, подзатыльники, порча и отнятие вещей и др. Обычно физическое и эмоциональное насилие сопутствуют друг другу. Насмешки и издевательства могут продолжаться длительное время, вызывая у жертвы травмирующие переживания.

Жертвой может с гать любой ребенок, но обычно для этого выбирают того, кто слабее или как-то отличается от других. Наиболее часто жертвами школьного насилия сгановятся дети, имеющие:

– физические недостатки – носящие очки, со сниженным слухом или с двигательными нарушениями (например, при ДЦП), то есть те, кто не может защитить себя;

– особенности поведения – замкнутые дети или дети с импульсивным поведением;

– особенности внешности – рыжие волосы веснушки, оттопыренные уши, кривые ноги, особая форма готовы, вес тела (полнота или худоба) и т. д.;

– неразвитые социальные навыки;

– страх перед школой;

– отсутствие опыта жизни в коллективе (домашние дети);

– болезни – эпилепсию, тики и гиперкинезы, заикание, энурез (недержание мочи), энкопрез (недержание кала), нарушения речи – дислалия (косноязычие), дисграфия (нарушение письменной речи), дислексия (нарушение чтения), дискалькулия (нарушение способности к счету) и т. д.;

– низкий интеллект и трудности в обучении.

Дети, воспитанные в условиях материнской депривации (то есть не получившие в грудном возрасте достаточной любви, заботы, с несформированной привязанностью к родителям – приютские дети и «социальные сироты»), позднее склонны к большему насилию, чем дети, воспитывающиеся в нормальных семьях.

Большая склонность к насилию обнаруживается у детей, которые происходят из следующих семей (Olweus 1983):

Неполные семьи. Ребенок, воспитывающийся родителем-одиночкой, больше склонен к применению эмоционального насилия по отношению к сверстникам. Причем девочка в такой семье достоверно чаще будет применять к другим эмоциональное насилие, чем мальчик.

Семьи, в которых у матери отмечается негативное отношение к жизни. Матери, не доверяющие миру ребенка и школе, обычно не желают сотрудничать со школой. В связи с этим проявление насилия у ребенка матерью не осуждается и не корректируется. В таких случаях матери склонны оправдывать насилие как естественную реакцию на общение с «врагами».

Властные и авторитарные семьи. Воспитание в условиях доминирующей гиперпротекции характеризуется безусловным подчинением воле родителей, поэтому дети в таких семьях зачастую задавлены, а школа служит каналом, куда они выплескивают внутренне подавляемые гнев и страх.

Семьи, которые отличаются конфликтными семейными отношениями. В семьях, где взрослые часто ссорятся и ругаются, агрессивно самоутверждаясь в присутствии ребенка, работает так называемая «модель обучения». Дети усваивают и в дальнейшем применяют ее в повседневной жизни как способ справляться с ситуацией. Таким образом, одна модель поведения может передаваться из поколения в поколение как семейное проклятие. Сама по себе фрустрирующая и тревожная атмосфера семьи заставляет ребенка защищаться, вести себя агрессивно. В таких семьях практически отсутствует взаимная поддержка и близкие отношения. Дети из се^ей, в которых практикуется насилие, оценивают насильственные ситуации иначе, чем прочие дети. Например, ребенок, привыкший к насильственной коммуникации – приказному, рявкающему и повышенному тону, – оценивает его как нормальный. Следовательно, в покрикивании и побоях, как со стороны учителя, так и со стороны детей, он не будет видеть ничего особенного.

Семьи с генетической предрасположенностью к насилию. У детей разная генетическая основа толерантности (переносимости) стресса. У детей с низкой толерантностью к стрессу обнаруживается большая предрасположенность к насильственным действиям.

Кроме того, низкая успеваемость также является фактором риска проявлений насилия. Исследования показали, что хорошие отметки по предметам прямо связаны с более высокой самооценкой. Для мальчиков успеваемость в школе не столь значима и в меньшей степени влияет на самооценку. Для них важнее успех в спорте, внешкольных мероприятиях, походах и др. видах деятельности. Неуспевающие девочки имеют больший риск проявления агрессии по отношению к сверстникам, чем мальчики с плохой успеваемостью. Школьному насилию способствуют:

1. Анонимность больших школ и отсутствие широкого выбора образовательных учреждений.

2. Плохой микроклимат в учительском коллективе.

3. Равнодушное и безучастное отношение учителей. Школьное насилие оказывает на детей прямое и косвенное влияние.

Во-первых, длительные школьные издевки сказываются на Я ребенка. Падает самооценка, он чувствует себя затравленным. Такой ребенок в дальнейшем пытается избегать отношений с другими людьми. Часто бывает и наоборот – другие дети избегают дружить с жертвами насилия, поскольку боятся, что сами станут жертвами, следуя логике: «Каков твой друг – таков и ты». В результате этого формирование дружеских отношений может стать проблемой для жертвы, а отверженность в школе нередко экстраполируется и на другие сферы социальных отношений. Такой ребенок и в дальнейшем может жить по «программе неудачника».

Во-вторых, роль жертвы является причиной низкого статуса в группе, проблем в учебе и поведении. У такого ребенка выше риск развития нервно-психических и поведенческих расстройств. Для жертв школьного насилия чаще характерны невротические расстройства, депрессия, нарушения сна и аппетита, в худшем случае возможно формирование посттравматического синдрома.

В-третьих, у подростков школьное насилие вызывает нарушения в развитии идентичности. Длительный стресс порождает чувство безнадежности и безысходности, что, в свою очередь, является благоприятной почвой для возникновения мыслей о суициде.

Казино, открывшееся в 2017 году. Игрокам доступно более 2000 развлечений от провайдеров с мировым именем. На первые 5 депозитов зачисляются бонусы до 200% и фриспины. За активную игру предусмотрены дополнительные поощрения. Есть программа лояльности с кэшбэком. Регулярно проводятся турниры и лотереи. Работает русскоязычная техподдержка в режиме 24/7. Кэшаут в среднем занимает сутки.

Один из популярных представителей знаменитой сети онлайн-казино. В ассортименте собрано более 500 игровых автоматов. Среди них есть слоты, барабаны которые гэмблеры крутили еще в наземных клубах Вулкан. Новым игрокам начисляются бонусы до 100% на первый депозит. Каждую неделю выплачивается кэшбэк. Проводятся турниры и лотереи. Есть «Зал славы», куда попадают самые лучшие игроки. Для них казино предлагает особо выгодные условия для игры. В режиме 24/7 работает техподдержка. Выплата выигрышей занимает от нескольких часов до 3 суток в зависимости от платежной системы.

Новое онлайн-казино, открывшее двери в начале 2020 года. В короткий срок площадка стала очень популярной благодаря привлекательным условиям для игры. На первые 5 депозитов зачисляются поощрения до 200% и бесплатные вращения. На последующие пополнения предусмотрены релоад-бонусы 20%. Для еще более выгодной игры Сол проводит турниры и лотереи. Есть программа лояльности с дополнительными поощрениями. В каталоге игр более 1500 развлечений. Техподдержка работает круглосуточно. Заявки на кэшаут обрабатываются в течение суток.

Онлайн-казино, взявшее старт в начале 2014 года. Игроков встречают приветственным 100% бонусом и 100 бесплатными вращениями. На последующие пополнения зачисляется до 50% к внесенной сумме и фриспины. Раз в месяц выплачивается кэшбэк. В каталоге игр более 1100 развлечений от ведущих провайдеров. Есть круглосуточный саппорт. Выплата выигрышей занимает от нескольких часов до 1 суток.

Азартный клуб, работающий с 2012 года. В каталоге развлечений игровые автоматы и настольные игры от мировых разработчиков. На первый депозит начисляется 100% бонус. Регулярно выплачивается кэшбэк. Игрокам предлагается участвовать в турнирах и лотереях. В рамках временных акций игроки получают релоад-бонусы, бездепы, фриспины. Работает круглосуточная техподдержка. Выигрыши выплачиваются в течение суток.

онлайн-казино, начавшее работу в 2014 году. Ведет сотрудничество с известными отечественными и зарубежными провайдерами. В каталоге свыше 2500 развлечений на любой вкус. На первый пять пополнений счета предусмотрены бонусы до 150% и бесплатные вращения. В дальнейшем ждут дополнительные поощрения и кэшбэк. Проводятся гонки и лотереи. Есть круглосуточный саппорт. Кэшаут занимает от 1 до 3 суток.

Онлайн-казино, открывшееся в 2016 году. Новых игрокам предлагается приветственный пакет бонусов до 100% на первые пять депозитов. В дальнейшем начисляется кэшбэк. В рамках временных акций ждут релоад-бонусы до 50%. Для игры доступно несколько сотен азартных развлечений. В любой момент можно обратиться в саппорт за консультацией. Вывод средств занимает 1-3 рабочих дня.

Азартный клуб, запустившийся в 2016 году. Игрокам доступно несколько сотен игровых аппаратов. Есть карточные игры и рулетки. На первый депозит ждет 100% бонус и 200 фриспинов. Активные игроки получают от казино специальные релоад-бонусы. Есть программа лояльности с кэшбэком. На день рождения зачисляются бездепы. Работает круглосуточная техподдержка. Сроки кэшаута: от 1 до 5 дней.

Казино нового формата, открылось в 2018 году. С момента основания игроков встречают стартовым бонусным пакетом на первые 5 депозитов. Последующие пополнения сопровождаются релоад-бонусами. Каждую неделю устраиваются гонки, проводятся лотереи. Для игры доступно более 1500 развлечений. К услугам игроков круглосуточная техподдержка. Выигрыши выплачиваются в течение 24 часов.

Казино с покерной направленностью открылось в 2014 году. Клиенты могут играть как в игровые автоматы, так и в покер с реальными соперниками. Новые игроки получают от казино 120 бесплатных вращений в качестве подарка. В дальнейшем ждут гонки и лотереи. Действует программа лояльности с кэшбэком. Работает саппорт. Выигрыши выплачиваются в течение нескольких часов на электронные кошельки

Азартный клуб, взявший старт в 2015 году. Главная особенность состоит в игре на внутреннюю валюту – франки. Испытать удачу предлагается в развлечениях ведущих брендов. На первый депозит ждет 100% бонус. Дополнительные поощрения зачисляются в рамках акций для постоянных игроков. Есть техподдержка. Кэшаут занимает около суток.

Еще один популярный представитель легендарной сети. На минимальный депозит зачисляется 10% бонус. Предусмотрены ежедневные квесты с различными поощрениями. Можно вращать Колесо Фортуны с призами. В игротеке более 300 автоматов от известных производителей. На сайте есть чат для связи с саппортом. Выигрыши выплачиваются в течение 1-3 дней.

Онлайн-казино 1999 года основания. В игротеке представлено свыше 200 автоматов и несколько десятков лотерейных скретч-карт. На первые три депозита начисляются бонусы до 200% и фриспины. В дальнейшем ждут другие поощрения в рамках акций. Проходят турниры. В режиме 24/7 игроков консультирую специалисты саппорта. Кэшаут занимает до 3 суток.

Азартный клуб, основанный в 2015 году. За регистрацию начисляется бездеп в виде фриспинов. На первый депозит ждет 100% бонус. На именины игроки получают отдельные поощрения от казино. Несколько раз в месяц проходят турниры и лотереи. Игротека включает более 400 слотов. Операторы саппорта консультируют игроков в круглосуточном режиме. Скорость выплат: 1-5 рабочих дней.

Одно из самых первых зарубежных онлайн-казино. Открытие состоялось в далеком 1997 году. На первый депозит поступает 100% приветственный бонус. Отдельные поощрения есть для игроков настольных игр. Коллекция развлечений насчитывает сотни аппаратов, лучшие версии блэкджека, покера и рулеток. Саппорт консультирует на русском по электронной почте. Сроки кэшаута: 1-5 дней.

Онлайн-казино, взявшее старт в 2012 году. Игрокам предлагаются ТОПовые азартные развлечения. На первые 5 платежей предусмотрены бонусы до 200%. К ним идут фриспины. Проводятся турниры, гонки, конкурсы. В любое время суток можно связаться с техподдержкой. Кэшаут занимает 1-2 часа.

Казино, работающее с 2014 года. Новых игроков встречает 100% бонусом на первый депозит. На платежи по понедельникам, средам и пятницам зачисляются дополнительные поощрения до 50%. В ассортименте развлечений несколько сотен слотов и настольных игр. Есть круглосуточный саппорт. Время кэшаута: 1-5 дней.

Азартное заведение, открывшееся в 2017 году. На первые 3 депозита ждут бонусы до 200%. Каждую неделю начисляется кэшбэк. Коллекция развлечений включает более 500 наименований. Для удобства игроков в режиме 24/7 работает служба поддержки. Вывод средств занимает от нескольких часов до 5 дней.

Игровой клуб, работающий с 2012 года. На первое пополнение действует 200% бонус. Предусмотрены поощрения на повторные депозиты и за активную игру. Игротека включает около 300 игровых автоматов. Работает круглосуточная служба поддержки. Заявки на вывод обрабатываются в течение 1-3 дней.

Европейское криптовалютное онлайн-казино, работающее с 2013 года. За регистрацию игроков ждут фриспины. На первые платежи зачисляются гарантированные бонусы до 100%. Игровой ассортимент составляет более 1800 развлечений. В техподдержку можно обратиться в любое время суток по электронной почте. Сроки кэшаута: 3-5 дней.

Каждый год открываются новые онлайн-казино, и вопрос о выборе лучшего места для игры становится все более актуальным. Найти честную площадку с выгодными условиями непросто. Нужно обращать внимание на многие критерии: от наличия лицензии и оригинального софта до бонусов и сроков кэшаута. С целью помочь в выборе подходящего места для игры, мы составили рейтинг самых лучших онлайн-казино. Предлагаем ознакомиться с ними и критериями их отбора.

Рейтинг современных онлайн-казино: как выбрать лучшее заведение

В одно время азартные заведения были распространены на территории России. Москву, Петербург и другие крупные города буквально наводнили сети игорных залов крупных операторов. Они пользовались большой популярностью среди любителей слот-машин.

В 2006 году правительство России приняло запрет на азартные развлечения. Закон вступил в действие в конце мая 2009 года. У игорных операторов был только один выход – перебраться в Рунет. В онлайне также законодательством РФ запрещены казино, но работающие в сети площадки ведут деятельность по международным лицензиям и вправе оказывать азартные услуги гэмблерам.

Играть в интернете оказалось проще – не требовалось выходить из дома, чтобы испытать удачу. Но сначала в виртуальных клубах был скудный ассортимент игр, возникали сложности в регистрации и выплате средств. Играть можно было только на доллары и евро.

Сегодня ситуация с онлайн-казино полностью изменилась. Известные клубы предлагают удобные и выгодные условия своим клиентам. Но не стоит забывать и о том, что наряду с надежными площадками работает много мошеннических заведений. И здесь задача игрока избежать выбора сомнительного клуба.

Часто мошенники экономят на дизайне и в оформлении, в отличие от именитых клубов как Вулкан Делюкс

ТОП надежных онлайн-казино: безопасность данных клиентов на первом месте

При выборе казино на первый план выходит надежность, поскольку игроку приходиться доверять клубу свои деньги. Если заведение работает нелегально, не имеет смысла изучать в нем условия игры.

Большинство надежных онлайн-казино работают на основании лицензий международного образца от игорной комиссии Curacao eGaming. Для получения документации на легальную азартную детальность заведения проходят многоэтапные проверки. За счет этого клиентам лицензионных азартных клубов гарантируется честная игра.

Документ от Curacao eGaming включает в себя несколько важных пунктов:

  1. Юридическое название и адрес регистрации компании, выступающей оператором онлайн-казино.
  2. Адрес электронной почты.
  3. Основной веб-адрес казино.
  4. Перечень услуг, который может оказывать оператор.
  5. Номер разрешительной документации.

Лицензионные казино не только на сайте публикуют скрин разрешительного документа, но и делают на него активную ссылку. Она перенаправляет на сайт Curacao eGaming, где можно удостовериться в подлинности выданной клубу лицензии.

Документ открывается при нажатии на значок лицензии

Правила казино часто имеют приоритет в английской версии. Перевод нередко оказывается неточным, что является причиной споров и отказов в выплатах. Лучше выбирать заведения с русскоязычной документацией. Тогда не возникнет лишних проблем.

Лучшие казино требуют от своих клиентов проходить верификацию. Процедура в первую очередь проводится с целью обезопасить игровые счета гэмблеров. Подтвердив свою личность и платежный метод, можно быть уверенным в сохранности средств. Никто кроме гэмблера не сможет вывести деньги с его игрового баланса.

Дополнительно верификация открывает перед клиентами больше возможностей и выгод от игры. Становится доступно больше акций, увеличиваются лимиты на вывод, сокращаются сроки кэшаута.

Самые честные казино онлайн сотрудничают с независимыми аттестационными комиссиями

Честные казино всегда сотрудничают с независимыми аттестационными комиссиями. Они проверяют работу генератора случайных чисел. Постоянный контроль ГСЧ и наличие сертификатов гарантирует беспристрастный игровой процесс.

Мировые онлайн-казино всегда публикуют в новостных разделах своих сайтов итоги независимых проверок. Выкладываются подтверждающие документы.

Не менее важно перед регистрацией в клубе изучить список производителей игровых автоматов и других азартных развлечений. Сотрудничество казино с известными провайдерами говорит в пользу надежности и предоставлении игр с максимальной отдачей.

Лучшие онлайн-казино на деньги не стремятся отобрать последнее

Известные и проверенные онлайн-казино не ставят целью забрать у игроков последние. Они создают все необходимые условия для азартного отдыха. Если среди клиентов оказываются лудоманы, им предлагается ответственная игра. Ее условия подробно описываются в соответствующем разделе официального сайта казино.

В частности, ответственная игра предусматривает возможность установить лимиты на игру, заблокировать аккаунт на некоторое время или навсегда. В разделе публикуются советы, которые могут помочь справиться с лудоманией.

Лучшие казино по выплатам средств

Популярные онлайн-казино предлагают клиентам удобные платежные методы, в их числе:

  • Visa;
  • MasterCard;
  • WebMoney;
  • Qiwi;
  • Skrill;

Хорошие игорные заведения не удерживают с игроков комиссии. Сборы могут взиматься лишь со стороны платежной системы. Некоторые казино берут с клиентов комиссии для использования денег в качестве поощрений, но это не выгодно. По сути, гэмблеры сами оплачивают себе бонусы.

Лучшие казино поддерживают платежи в нескольких валютах: евро, рубли, доллары, гривны. Таким образом, игрок сам выбирает тот вариант, в котором ему удобнее делать ставки и контролировать банкролл.

Многие клубы сегодня принимают оплаты криптовалютами

Важное значение имеют сроки вывода выигрышей. Популярные клубы предлагают клиентам быстрые выплаты денег. Кэшаут в среднем занимает 24 часа. Но есть и такие казино, где предусмотрен моментальный вывод – такой вариант еще более удобен для игроков.

Лучшие онлайн-казино 2020 года по выигрышам: отдача и коэффициенты

Выплачивающие деньги казино также должны давать клиентам возможность выиграть. Лучшие игорные заведения предлагают развлечения с отдачей от 95%. Таким образом, обеспечиваются выгодные условия для игры.

Например, если в течение дня в аппарат с уровнем отдачи в 95% сыграло 100 человек и вложило 100 000, то 5% от суммы пойдет в прибыль казино. Остальные деньги уйдут в пул игроков этого слота, где 95 000 будут распределены между ними случайным образом.

Рейтинг онлайн-казино 2020 года согласно мнениям пользователей

Теоретические данные всегда должны подкрепляться практикой и обеспечивают ее игроки. Гэмблеры активно оставляют отзывы на форумах, блогах и других площадках, типа rudy1970.livejournal. Там они рассказывают о реальной отдаче игровых автоматов, отмечают сроки кэшаута, преимущества и изъяны бонусной программы.

Поговорим о том, что такое педагогическое насилие, и к каким тяжёлым последствиям для ребёнка оно может привести.

Педагогическое насилие

Поговорим о том, что такое педагогическое насилие, и к каким тяжёлым последствиям для ребёнка оно может привести.

Насилие над ребёнком - это любые действия, которые несут вред его физическому и психическому здоровью и ставят под угрозу его благополучие.

С физическим насилием всё более-менее понятно - если учитель бьёт детей, это не останется без внимания родителей, школьной администрации и социальных работников. Профессиональная пригодность такого специалиста довольно быстро будет поставлена под вопрос, а нанесение побоев может стать причиной для возбуждения уголовного дела.

Сексуальное насилие выявить труднее, потому что пострадавшие от него часто неохотно рассказывают о преступлении. Однако правильное информирование детей и грамотное сексуальное воспитание помогают им правильно оценить происходящее и поставить взрослых в известность, чтобы виновный понёс наказание .

Дела с психологическим насилием иногда обстоят ещё сложнее - даже если ребёнок сообщит о нём напрямую, его жалобу могут проигнорировать, а действия учителя - оправдать. В случае с эмоциональными воздействиями определить границы приемлемого бывает трудно, потому что многие преподаватели «старой закалки», а часто и некоторые родители не находят ничего дурного в том, чтобы накричать на ребёнка («ну а что такого?») или намеренно его унизить («зато не вырастет нюней»).

«Я взял папку и записал даты и время тех случаев, когда меня притесняли. Я отнёс эту папку директору школы. Он сказал: «Сынок, у тебя слишком много свободного времени, если ты успеваешь писать в этих папках. У меня есть более важные дела, чем заниматься тем, что произошло две недели назад». Я ответил ему: «Я просто хотел, чтобы у вас было представление о том, что происходит каждый день, обо всех притеснениях и оскорблениях». Он взял папку и выбросил её в мусор».

Ученик из Северной Америки, и сточник: сайт ООН

Как проявляется психологическое насилие?

Вот несколько способов проявления эмоционального насилия в классе. Рассмотрев их, учитель сможет сделать выводы о том, не демонстрирует ли он агрессивное и обидное поведение по отношению к собственным ученикам.

1. КРИКИ

Внимательное отношение к тембру и громкости заложено в нейробиологии человека. С помощью громких тревожных возгласов наши далекие предки предупреждали друг друга об опасности, а угрожающим рёвом сигнализировали о начале схватки с сородичем.

Поэтому, когда рядом кто-то кричит, мы тут же «подбираемся»: сердцебиение ускоряется, уровень адреналина растёт. Крики учителя могут производить очень гнетущее впечатление, чреватое психическими травмами - особенно если в семье ребёнка не принято повышать голос.

Голос как таковой - самый мощный инструмент воздействия в педагогическом арсенале, поэтому управление голосом очень важно . Если вы сомневаетесь в том, что слушатели верно считывают ваши интонации, возможно, имеет смысл взять несколько занятий по сценической речи или обратиться к психологу.

Сам крик и сопутствующая ему гримаса оказывают мощное психологическое воздействие.

2. СЕРДИТОЕ ВЫРАЖЕНИЕ ЛИЦА

Может показаться, что это мелочь, но дети очень чувствительны к эмоциям - они не только мгновенно их распознают, но и быстро, непосредственно реагируют . Агрессивное, злое лицо взрослого человека может заставить ребёнка замереть от ужаса. Сюда же относится язык тела: сцепленные руки, резкие движения, «давящая» поза надсмотрщика.

3. ОСКОРБЛЕНИЯ

Идея о том, что учителю не стоит обзывать детей, кажется слишком очевидной, однако такое всё равно регулярно случается. «Ты бестолковая», «ты что, совсем дурак?», «голова садовая» - все эти высказывания далеко не безобидны.

А если они сопровождаются сигналами из пунктов выше - это уже полноценная психологическая установка. И очень негативная. Вы просто выразили свои эмоции из-за конкретной ситуации, а ребёнок может искренне поверить, что он бестолковый, никчёмный дурак. Кстати, если это всё правда, то такому ребёнку и стараться на вашем предмете смысла нет.

4. НЕКОРРЕКТНАЯ КРИТИКА

Негативную характеристику можно давать только действиям ребёнка (если они того заслуживают), но не ему самому . Конечно, оценка необходима для самопроверки, но мы оцениваем то, что человек сделал или не сделал, а не его личность.

Как же тогда ругать учеников и оценивать их поведение (которое тоже часто оставляет желать лучшего), если «учителю ничего нельзя»? Используйте выражения, которые указывают на конкретное поведение: здесь было приложено мало усилий, тут можно ещё постараться, если хочется добиться большего. И уж тем более не стоит вообще как-то комментировать внешность ребёнка и его манеру говорить, упоминать его родственников или уровень достатка семьи.

Популярные в классическую эпоху «безболезненные» наказания: принуждение носить «дурацкий колпак», ослиные уши или табличку с обидным словом.

5. УНИЖЕНИЕ ДОСТОИНСТВА

Честь и достоинство есть и у первоклассника. Если не признавать их за ребёнком с ранних лет, это помешает сформироваться здоровой самооценке. Семилетний человек хочет примерно того же, чего и вы - уважения окружающих, признания своих успехов, самореализации.

Как бы вы себя чувствовали, если бы руководитель методобъединения приказал вам стоять на табуретке за неготовность планов или отправил в угол за разговоры с коллегой?

Никогда не нужно заставлять ребёнка бояться позора и намеренно вызывать у него чувство стыда.

Стыд - разрушительная эмоция, от которой человек кажется себе маленьким, недостойным и жалким, и, в конечном счёте, мечтает перестать существовать («провалиться сквозь землю»).

Здоровая соревновательность - это хорошо, ведь чужие успехи мотивируют и вдохновляют. Однако никогда не стоит осознанно унижать одних детей перед другими, с какими бы целями это ни делалось, давить на слабые места учеников и использовать их личную информацию в своих интересах.

6. САРКАЗМ

Может быть, у вас отличное чувство юмора, и саркастические замечания - ваш конёк. Однако существует очевидная разница между тонкими шутками и унижением, вызывающим чувство стыда (см. предыдущий пункт).

Под иронию и сарказм легко замаскировать откровенные оскорбления , ведь в любой момент можно сказать, что вы просто пошутили. Это одна из стратегий поведения школьных хулиганов. Тех самых, которые пытаются убедить вас на переменах, что «игра в собачку» (перебрасывание отнятой вещи через голову жертвы) - это просто развлечение, которое одинаково нравится всем участникам.

Кадр из сериала «Теория большого взрыва».

7. УГРОЗЫ

Например, учитель физкультуры кричит «Я вам вёдра на головы надену!» и искренне верит, что если он не намерен в действительности выполнять свою угрозу, она ничего не значит.

Агрессивные угрозы и спокойный прогноз - не одно и то же. «Если ты не сдашь ЕГЭ на 91 балл и выше, ты не сможешь поступить в этот вуз», - это информация к размышлению, которая не содержит в себе угрозы. В конце концов, вузов много. А вот высказывание: «Если ты не сдашь ЕГЭ на 91 балл, то станешь жалким неудачником, сопьёшься и умрешь под забором!» больше говорит о ваших эмоциях, чем о будущем подростка.

8. НЕОБЪЕКТИВНОЕ ОТНОШЕНИЕ

Некоторые преподаватели делят учеников на любимчиков и тех, на ком можно срываться.

Такой подход неэтичен сам по себе и вредит как первым, так и вторым. Кстати, психологи доказывают, что даже неправильная похвала может причинять вред . А попустительствуя лести и заискиванию, мы развиваем в детях не самые лучшие черты характера.

9. НЕВНИМАТЕЛЬНОСТЬ

Отсутствие эмпатии само по себе не является насилием, но часто ведёт к нему. В ответ на ваши замечания ученик каменеет, молчаливо отказываясь выполнять просьбу? Легко принять это за неуважение и разгневаться ещё сильнее.

Но, возможно, вас вовсе не игнорируют, просто ученик парализован страхом . В опасной ситуации все живые существа, не исключая человека, непроизвольно реагируют двумя основными способами: идут на поводу у рефлекса «бей или беги» или замирают, не в силах пошевелиться.

Эмпатия помогает уловить состояние других и выбрать не связанную с эмоциональным давлением линию поведения. В данном случае вам стоит развеять ужас ученика и показать, что вы - человек, которому можно доверять, а не Пугало из комиксов о Бэтмене. Тогда и задание будет выполнено.

Страница комикса, где супрезлодей Пугало нападает на ребёнка.

Чем вредно эмоциональное насилие в школе?

Педагогическое насилие приводит к страхам и невротическим состояниям, плохо сказывается на успеваемости, стимулирует агрессивное поведение и может вызвать психологическую травму, депрессию и ПТСР.

Насилие вовсе не «закаляет характер». Следуя такой логике, следовало бы признать, что дети с самым твёрдым характером - это те, которые стали жертвами преступлений или постоянно сталкиваются с насилием в криминализированной среде. На самом деле такие дети нуждаются в дополнительной психологической помощи и заботе, и уж точно не могут служить примером для «нынешних домашних детей, на которых уже и прикрикнуть нельзя». То, что нас не убивает, далеко не всегда делает нас сильней - чаще просто травмирует психику.

Результатом систематических оскорблений неизбежно становятся озлобленность и эскалация внутренней агрессии. Буллинг, хулиганство, травля и притеснения - всё это следствие авторитарных насильственных отношений в школе, и учителя, которые ведут себя с детьми схожим образом, только закрепляют эти проблемы.

Нельсон - хулиган из «Симпсонов», детство которого не назовёшь счастливым.

Как предотвратить?

Общий ответ таков - следить за собой и создавать в педагогическом и ученическом коллективе здоровую атмосферу, которая позволяет поднимать вопрос и привлекать к нему внимание . Тему педагогического насилия полезно обсудить в классе (или дома, если вы - родитель).

Главный принцип преодоления педагогического насилия - отказ от выстраивания взаимоотношений «агрессор - жертва». Ни одна из ролей в жестоких отношениях не бывает приятной или почётной.

В материалах ООН, посвящённых праву на защиту от насилия, предлагаются сценарии занятий, направленных на предотвращение эмоционального насилия и налаживание диалога с теми, кто не считает это проблемой .

Вот одно групповое упражнение, которое можно использовать и на тренинге для учителей.

ЧТО ПОНАДОБИТСЯ:

Три высказывания (можно использовать приведённые ниже или придумать собственные):

    Физическое наказание (подзатыльники, шлепки) могут быть использованы, если они помогают детям учиться.

    Словесное наказание (брань, унижение) не обижают детей так сильно, как физическое наказание.

    Детям, которых дразнят , нужно учиться защищать себя.

Три знака, которые можно повесить на расстоянии нескольких метров друг от друга. Один знак с надписью «СОГЛАСЕН» , другой с надписью «НЕ СОГЛАСЕН» и третий с надписью «НЕ УВЕРЕН» .

ЧТО ДЕЛАТЬ:

Зачитайте высказывания о насилии в школах и предложите выполняющим упражнение встать возле знака, отражающего их мнение. Предложите участникам каждой получившейся группы обосновать своё мнение. Самое главное: каждый может перейти под другой знак, если услышит что-то, что заставит его изменить свою точку зрения.

Авторы предполагают, что это упражнение вовлекает учеников в мыслительный, речевой и двигательный процессы, помогает участникам слушать друг друга и развивает способность к сопереживанию .опубликовано

Насилие над детьми в школе: как предупредить и уберечь ребенка

Довольно частое явление, с которым сталкиваются дети и их родители, - случаи насилия в школе. Куда обращаться и как помочь своему ребенку, чтобы исключить насилие над детьми в школе - тема, которая волнует не одно поколение. Последствия насилия в школах очень хорошо знают те, кто столкнулся с такой проблемой - будь то сама жертва или ее близкие, а что делать и как понять, в чем причины такой жестокости среди детей, - тайна за семью печатями.

Проблема насилия в школе - ответственность на взрослых

Походы родителей в школу, общение с обидчиками, классным руководителем, к сожалению, ситуацию не меняют. Как разыгрывался сценарий «насильники - жертва», так и будет тянуться до выпускного. И случаи насилия в школе повторятся.

Пока родители и учителя не поймут причины жестокости и не примут меры ее нейтрализации среди детей, насилие в школах будет продолжаться. Корень правильного формирования класса - способность учителей дифференцировать детей по векторам.

Как показывает системно-векторная психология Юрия Бурлана, неизбежно в любом детском коллективе складывается иерархия. Только без четкого взрослого руководства - эта иерархия образуется по принципу первобытного общества, члены которого сражаются за выживание. Одни становятся жертвами, другие преследователями.

В первобытном обществе группа собиралась вокруг уретрального вождя. Детей с уретральным вектором рождается не более 5 %. Не в каждом детском коллективе есть уретральный мальчик. В отсутствие в классе уретральника, детский коллектив объединяется на чувстве неприязни, выбирая себе в жертву самого слабого. Издевательства над жертвой, вербальные или физические, снимают напряжение в группе, уровень неприязни снижается.

Насилие над детьми в школе: кто входит в группу риска

Кто становится жертвой насилия в школьном коллективе? Над ребенком, который может дать сдачи, не поиздеваешься, можно и самому пострадать в ответ. Обычно жертвой насилия становится кожно-зрительный мальчик. Он всего боится, чуть что не так, готов заплакать, паучка не способен убить. Не то чтобы драться - защитить себя от нападок не способен.

Зрительный вектор задает ребенку страх смерти. Свойства вектора врожденные, но в процессе воспитания трансформируются в свою противоположность. Развиваясь, страх смерти переходит в любовь и сострадание к людям. Если ребенку не дать развиваться в правильном направлении, он остается в страхах и попадает в трагические ситуации.

Дети чувствуют, над кем можно издеваться, а над кем опасно для своего же здоровья.

Вторая категория детей, которые могут быть жертвой в школе, - это дети, которые отличаются от других. Например, у них есть какие-то внешние изъяны или увечья. То, что очень бросается в глаза, над чем можно насмехаться, издеваться. Иногда даже странное имя может являться причиной для проявления насилия в адрес ребенка. Ведь такой ребенок отличается от остальных - значит, имеет риск стать объектом для неприязни.

Один в поле не воин. И приходиться тянуть это ношу, ежедневно ходя в школу, как на каторгу, - где все силы направлены не на изучение школьного материала, а на преодоление душевной и физической боли от издевательств.

Насилие над детьми в школе: психологическая проблема для подрастающего поколения

Насилие в школе - одна из проблем, которую необходимо устранять. Без понимания внутренней природы детей сделать это практически невозможно. Почти в каждом классе есть такая жертва. Невозможно бороться со следствием, не понимая причину. Самое страшное, что и школьные психологи, работающие с детьми, бессильны, столкнувшись с агрессией в детском коллективе.

Важно понимать, что нынешние дети - это наше будущее. И то, что вынесено из школы, пойдет в общество. А с какой пользой на благо общества ребенок с психологическими травмами, перенесенными в школьном коллективе, способен реализовать себя в социуме?

Спрос с родителей и педагогов. Легче всего снять с себя ответственность и сказать, что дети сами разберутся. А также идти на поводу у большинства класса, поощряя обидчиков, и считать, что жертва сама виновата. Инфантильный вариант - плыть по течению. Кто же тогда защитит того, кто становится жертвой, и даст верное направление в развитии подростков?

Устранение насилия в школе - залог психологического здоровья в будущем

Насилие в школе - довольно распространенная проблема. Если раньше насилие было только над мальчишками, то современные школьники нам преподносят сюрпризы. Теперь и девочки проявляют насильственные способы в общении. С особой жестокостью третируют жертву и фиксируют это на видео. Порой увиденное повергает в шок.

Проблема насилия в школе в будущем для учеников приносит психологические проблемы, которые оставляют след в жизненном сценарии, негативно корректируя его. Как предупредить и помочь детям избежать насилия в школах, необходимо знать всем родителям и учителям.

Насилие в школах - что делать, когда это первоочередная задача, с которой необходимо справиться педагогам, вне зависимости от возраста детского коллектива, в котором оно происходит?

Насилие в школах. Профилактика системным мышлением

Системно-векторная психология Юрия Бурлана дает ответ на вопрос: как бороться с физическим и вербальным насилием над детьми в школах.

Как создать и поддерживать здоровую атмосферу в коллективе детей и подростков? Взрослые должны научить детей правильному отношению друг к другу. Без системных знаний невозможно видеть настоящие желания учеников и преодолеть собственное желание навязывать детям свои ценности, которые могут не совпадать с ценностями ребенка. Системно-векторная психология раскрывает врожденные желания, свойства характера ребенка и объясняет, как их реализовать.

Когда педагоги и родители понимают внутренние свойства детей, они могут легко направить их действия в нужное русло. Правильное развитие свойств кожно-зрительного мальчика в результате дает положительное отношение к нему в коллективе. Дети хотят с ним общаться и дружить.

Учителям и родителям важно воспитывать в школьниках сострадание, задавать им правильные нравственные ориентиры, развивать способность защитить слабого. Это позволит взять под контроль насилие над детьми в школе. Системно-векторная психология Юрия Бурлана показывает, что нужно делать, чтобы ребенок мог восстановить утраченное чувство защищенности и безопасности, которое является необходимым фактором нормального развития. Потеря чувства защищенности и безопасности - последствие причиненного психологического или физического насилия в школе или дома. Благодаря системным знаниям можно прекратить болезненный опыт.

«...В себе очень сложно иногда заметить изменения. А вот дети - это наши зеркала. И у меня очень сильная связь с дочерью. Я переживала по этому поводу, очень хотела, чтобы она выросла не такой закомплексованной, как я. И что я только ни делала (посещения психолога, книги, и т.д. и т.п.), но дочь все с меня «снимала».

Лучшие статьи по теме