Психология. Отношения. Личность. Общение
  • Главная
  • Сонник
  • Сценарий всемирного дня коренных народов. День коренных малочисленных народов севера. Сценарий для детей. Исполнение песни «Шире круг»

Сценарий всемирного дня коренных народов. День коренных малочисленных народов севера. Сценарий для детей. Исполнение песни «Шире круг»

(International Day of the World’s Indigenous People), отмечаемый ежегодно , установлен в 1994 году Генеральной Ассамблеей ООН (резолюция A/RES/49/214). В этот день в 1992 году состоялось первое заседание Рабочей группы по коренным народам Подкомиссии по поощрению и защите прав человека, в котором говорилось:

«В этот Международный день коренных народов мира мы отдаем должное богатству культур коренных народов и особому вкладу, который они вносят в семью народов мира. Мы также помним об огромных трудностях, с которыми сталкиваются многие коренные народы - от недопустимых масштабов бедности и заболеваемости до лишения имущества, дискриминации и отказа в основополагающих правах человека» .

Первое международное десятилетие коренных народов мира (First International Decade of the World’s Indigenous People), начатое в 1995 году, помогло более отчетливо услышать голос коренных народов во всем мире и повысить внимание к проблемам коренных народов.

В 2004 году Генеральная Ассамблея ООН провозгласила Второе международное десятилетие коренных народов мира (Second International Decade of the World’s Indigenous People) на период 2005-2014 годов с темой «Десятилетие действий и достоинства». Цель Десятилетия — не только сосредоточить внимание на действиях в защиту прав коренных народов и в поддержку улучшения их положения, в том что касается их земель, их языков, их источников к существованию и их культур, но и в дальнейшем укреплении международного сотрудничества в решении проблем, стоящих перед коренными народами в таких областях, как образование, здравоохранение, права человека, окружающая среда и социальное и экономическое развитие.

А в 2015 году был разработан Общесистемный план действий по поощрению прав коренных народов. Его цель заключается в обеспечении согласованного подхода к достижению целей, поставленных в Декларации ООН о правах коренных народов, в том числе путем усиления поддержки государств - членов ООН и коренного населения.

Сама Декларация о правах коренных народов была принята 2007 года. Согласно ей основополагающим критерием выделения того или иного коренного народа является собственное осознание им себя как коренного народа. Коренные народы имеют право определять себя или свою этническую принадлежность в соответствии со своими обычаями и традициями.

Также данная Декларация признает основные права человека и основополагающие свободы коренных народов - право на свободу и равенство; на свободное определение своего политического статуса и осуществление своего экономического, социального и культурного развития; право на соблюдение и возрождение своих культурных традиций и обычаев; право создавать и контролировать свои системы образования; право на участие в процессах принятия решений на всех уровнях по вопросам, которые могут затрагивать их права, жизнь и судьбу; право на земли, территории и ресурсы и право на гарантированное пользование своими средствами, обеспечивающими их существование и развитие.

В настоящее время общая численность коренных народов на планете составляет примерно 370 миллионов человек, которые живут более чем в 90 странах и представляют множество языков и культур. В России коренными малочисленными народами признаются народы, проживающие на территориях традиционного расселения своих предков, сохраняющие традиционные образ жизни, хозяйствование и промыслы, насчитывающие на территории страны менее 50 тысяч человек и осознающие себя самостоятельными этническими общностями. Таких в нашей стране — 47 этносов, где выделяются 40 коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока России. Они компактно проживают более чем в 30 субъектах России, более 65% из них - в сельской местности.

И хотя коренные народы составляют всего 5% населения Земли, на их долю приходится 15% беднейшего населения планеты. Ведь они продолжают сталкиваться с множеством проблем, их права нередко нарушаются. И именно для привлечения внимания широкой общественности и властей разных уровней к данным вопросам, и для направления усилий для решения проблем коренных народов во всем мире и был учрежден данный праздник.

Кстати, каждый год мероприятия проводимые в рамках Дня посвящены определенной теме. Так, в разные годы девизами Дня были: «Примирение и партнерство между государствами и коренными народами», «Коренные народы и ВИЧ/СПИД», «Творчество коренных народов: достойная оценка преданий и культур, создание нашего собственного будущего», «Создание альянсов коренных народов: соблюдение положений договоров, соглашений и других конструктивных договоренностей» и другие.

В день коренных народов мира
Желаем радости большой,
Огромной мудрости и силы,
Беречь единство всей душой.

Хранить тепло, уют традиций,
Не забывать язык родной,
Беречь надежно в самом сердце,
Передавать их вновь и вновь.

Березовское муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №9» МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА, направленная на формирование толерантности, гармонизацию межнационального и этноконфессионального согласия. Фестиваль народов мира Холкина Наталия Андреевна зам. директора по ВР

Фестиваль народов Мира. Цель: снижение уровня ксенофобии и формирование толерантности в школьном коллективе. Задачи: ● Снижение социально­психологической напряженности в обществе; ● Создание условий для развития межнационального общения и навыков публичных выступлений; ● нашего мира; ● ● ● Расширение знаний по истории разных стран мира; Изучение традиций и обрядов народов мира; Профилактика асоциального поведения молодежи. Ознакомление участников фестиваля с богатым многообразием культур Форма: фестиваль. Оборудование: проектор, экран, звуковая аппаратура, ноутбук. Структура: 1. Подготовительный этап 2. Проведение мероприятия 3. Подведение итогов Ход мероприятия 1. Подготовительный этап Деятельность педагога­организатора:  анкетирование с целью выявления современной ситуации в школьном коллективе в отношении ксенофобии и толерантности;  интеграция учителей­предметников и классных руководителей для подготовки учащихся к фестивалю;  составление программы мероприятия;  подбор литературы, интернет­источников для подготовки учащихся;  подготовка актового зала, аппаратуры;  репетиция с ведущим, звукорежиссером. Деятельность учащихся:

 подготовка танца;  составление презентации о различных странах и народах мира. 2. Проведение мероприятия Культура и образование два взаимосвязанных процесса. Культура сейчас интегрировалась настолько, что всякое образовательное пространство – это полилог культуры. Понятие культура трактуют как совокупность идеалов, ценностей, верований, отношений между людьми, норм поведения, этикета. Человек живет на земле. Его родной язык, колыбельная, что пела мать над ним, сказки о добре и зле, бессмертные подвиги дедов и отцов, дом, в котором он живет, деревни и города, леса, поля и реки ­ это и есть Родина. Забыть то лучшее, что создано нашими предками, значит утратить почву под собой. Упрочнение культура межнационального общения стало одной из задач в нашей школе. Культура межнационального общения это, прежде всего знание обычаев своего и других народов. Многонациональный состав учащихся школы сложен, поэтому такие проблемы как толерантность, гуманизм, терпимость очень актуальны. 16 ноября – Всемирный день толерантности Будь не таким, как другие, и позволь другим быть другими. Хенрик Ягодзинский Такие явления как экстремизм и насилие являются нездоровыми проявлениями психологии поведения человеческого общества. К сожалению, в последнее время еще наблюдается рост числа этих негативных проявлений. И одной из причин нетерпимости является непринятие различий с точки зрения самобытности того или иного народа, хотя интересы и мнения этих народов зачастую не расходятся. Такие случаи должны быть своеобразными

уроками толерантности для других и, прежде всего, вызывать опасения у каждого человека. Мирное сосуществование возможно лишь в том случае, если каждый из нас с уважением научится относиться к представителю любой этнической культуры, принципы терпимости – это основа толерантного сосуществования людей. Мы должны бороться с дискриминацией людей по этническому признаку, выступать в их защиту и пытаться изменить стереотипы мышления тех, кто еще не научился толерантности. Толерантность. Что это такое? ­ Если спросит кто­нибудь меня, Я отвечу: "Это все земное. То, на чем стоит Планета вся". Толерантность ­ это люди света Разных наций, веры и судьбы Открывают что­то, где­то, Радуются вместе. Нет нужды Опасаться, что тебя обидят Люди, цвета, крови не твоей. Опасаться, что тебя унизят Люди на родной Земле твоей.

Ведь Планета наша дорогая Любит всех нас: белых и цветных! Будем жить, друг друга уважая! Толерантность ­ слово для живых! Мы все такие разные и это КРУТО! Уже традицией в нашей школе стал Фестиваль народов Мира, приуроченный к Всемирному дню толерантности. Такой фестиваль воспитывает уважение к культуре и быту других народов, упрочняет культуру межнационального общения, а также такие качества, как взаимовыручка, взаимопонимание, отзывчивость. Каждый участник Фестиваля (5­11 класс) представляет одну из стран 5 континентов. Каждый участник фестиваля должен представить: I . Презентацию о стране Презентация должна состоять из 9 слайдов, отражающих особенности представляемой страны:

1.местоположение страны 2. климатические условия 3.язык 4. национальный костюм 5.отличительная особенность страны 6.образование 7.обычаи 8.национальную кухню 9. выдающиеся исторические личности Оценивание презентации осуществляется по номинациям: 1. Нестандартное оформление 2. Простой и лаконичный дизайн 3. Самая информационная 4. Самая красочная II . Выступление с народным танцем. Оценивание народного танца осуществляется по номинациям: 1.Артистичность, выразительность. 2. Внешний вид, костюмы. 3.Исполнительское мастерство 4.Музыкальное оформление. 5.Оригинальность программы. 6. Широта раскрытия темы своего выступления Для проведения конкурса создается Жюри Фестиваля. Подведение итогов. Награждение победителя Фестиваля переходящим кубком и дипломом; призеров Фестиваля дипломами, всех участников грамотами.

Сценарий Фестиваля народов Мира. Ведущий 1: Здравствуйте, гости дорогие! Мы рады приветствовать вас в этом зале на «Фестивале народов Мира». Наша планета огромна и всей жизни не хватит, чтобы объездить все страны. В них живут люди разных национальностей. Они различны по цвету кожи и языку, на котором говорят. Но всех их объединяет то, что все жители любят петь песни, танцевать, в стихах и поэмах прославлять свою страну. В каждой из них можно увидеть удивительные места, познакомиться с зажигающими танцами, отведать вкусную еду, услышать непривычную речь. Я приглашаю вас в увлекательное путешествие по странам и континентам. Ведущий 2: И начнем мы его с России – моей родины, которая славится широкими полями, густыми лесами, полноводными реками и трудолюбивым, дружелюбным, хлебосольным народом. Зашумели березы, Закачались красиво! Это значит, друзья, мы попали в Россию. (на сцену приглашаются представители России, встречаем аплодисментами учащихся 9Б класса) Ведущий 1: Официально Армения – одна из самых древних стран в мире (первые сведения о ней относятся к V веку до н. э.). А неофициально страна возникла, когда Ной пришвартовал свой ковчег у горы Арарат. (встречаем гостей из Армении учащихся 6Б класса)

Ведущий 2: Святая земля, так называю страну, о которой сейчас пойдет речь. Эта страна называется Израиль. Здесь, кажется, сама вечность впиталась в землю и проросла храмами трех мировых религий: иудаизма, ислама и христианства. Из Иерусалима вознесся пророк Мухаммед. Здесь Иисус с тяжелым крестом на плечах прошел свой скорбный путь к месту казни – горе Голгофе. (перед вами гости святой земли учащиеся 5А класса) Ведущий 1: В Греции все есть. И прежде всего – в ней есть множество Греций. Одна из них напоминает остров­музей, другая – театральную декорацию, третья – незатейливую провинцию. Белые монастыри на скалах над глубокими бухтами, тенистые террасы, бело­голубые домики – это и есть Эллада, страна трех тысяч островов. (на сцену приглашаются представители страны, где рождаются мифы учащихся 9В класса) Ведущий 2: А теперь давайте переместимся почти к середине Земли, где находится страна­загадка, сюда стремятся попасть многие. По пыльным индийским дорогам путешествуют очень разные люди. Это страна ярких цветов, лоскутных покрывал, сари, резных фигурок богов и слонов, специй, кешью и многого другого… (гости из далекой и загадочной страны Индии ­ учащиеся 9А класса) Ведущий 1: Увидеть Париж и умереть! – крылатая фраза, любимая поэтами и людьми искусства. Кроме этого Франция всегда будет ассоциироваться с Орлеанской девой, тремя мушкетерами и шестнадцатью Людовиками, парижскими тайнами, интригами и морем эмоций. (встречаем гостей страны старинных замков учащихся 7Г класса) Ведущий 2: А эта страна знаменита на весь мир щедростью румяных хозяек в цветочных венках, угощающих ароматными варениками, хороводами девиц в изумрудных полях, веселыми плясками и шумными ярмарками. (встречаем гостей из Украины учащихся 5Г класса) Ведущий 1: Великий Рим… Одной из самой грандиозной достопримечательностью является Колизей – это самый большой из сохранившихся амфитеатров. В современном Риме можно прогуляться по центру города, попить кофе с круассанами, съесть настоящую итальянскую пиццу, наслаждаться вкуснейшим в мире итальянским мороженым. (встречаем гостей из Италии учащихся 8А класса) Ведущий 2: А вот еще одна удивительная страна. Широкая шляпа, коррида, быки, Знойные парни взялись за грудки. И Доны Педро, Родригесы есть, Их здесь в Испании не перечесть.

(перед вами гости страны зажигательных танцев учащиеся 8В класса) Ведущий 1: Куба ­ страна вечного лета и праздника, страна уникальная. Этот остров всегда останется мечтой. Свободная, шумная, веселая, она просто создана для тех, кто не мыслит свою жизнь без бурных вечеринок, танцев, всевозможных развлечений. Здесь ищут экстрима любители приключений; тут останавливаются парочками и по одному с целью уединиться, пожить вдали от цивилизации, в гармонии с природой. (встречаем представителей страны вечного праздника учащихся 11А класса). Ведущий 2: Как и в 19 веке Статуя Свободы встречала тысячи кораблей с переселенцами, прибывающими в Америку в поисках лучшей жизни, так и сейчас исторический памятник притягивает миллионы туристов начинающих свое путешествия с Нью­Йорка. Невероятное количество небоскребов американских городов просто потрясает. (представители страны небоскребов учащиеся 5Б класса встречаем аплодисментами) Ведущий 1: Каждый город Соединенных Штатов уникален и не повторим. Города и их жители разительно отличаются по мере передвижения с востока на запад и с севера на юг. Нью­Йорк и Лос­Анджелес, Сан­Франциско и Бостон, Лас­Вегас и Чикаго, этот список можно продолжать очень долго, каждый город подарит море положительных эмоций. Где еще на планете вы встретите такой город как Лас­Вегас? Только тут можно в полной мере ощутить себя свободным в прямом смысле этого слова. (вновь представители Соединенных Штатов учащиеся 6Г класса) Ведущий 2: Бразилия ­ самое большое по площади и населению государство в Южной Америке. На первый взгляд Бразилия кажется местом расслабленной от жаркого солнца жизни, футбола и карнавала круглый год. Но эти ценности бразильской действительности ­ только часть ее многогранного настоящего. (гости страны контрастов учащиеся 6В класса) Ведущий 1: Румыния ­ страна с богатым прошлым, интересной культурой и очаровательной природой. Сотни племен, прокатившихся через эту территорию в эпоху Великого переселения народов, передали этой земле свою культуру и свои самобытные традиции. (встречаем румынских цыган учащихся 6А класса) Ведущий2: Вокруг пустыни. То жёлтые и нежные, как пудра, пески, то серые выветренные камни. Мглистое небо дышит зноем, ни воды, ни кустика зелени. Это Африка...А здесь - сплошная зелёная стена джунглей, пройти через которую можно только с топором. Здесь круглый год буйная зелень, рядом, на одной ветке, цветы и плоды. Это тоже Африка. (гости с континента явных противопоставлений учащиеся 7Б класса)

Ведущий 1: Чехия - удивительная страна, страна со старинной историей, захватывающей дух архитектурой, необычной кухней и приветливыми людьми. (представители страны самых приветливых людей учащиеся 5В класса) Ведущий 2: Польша ­ расположена в самом сердце Европы. Она отличается богатой природой, ценными архитектурными и историческими памятниками. Многие уголки страны сохранили свою первозданную красоту, что довольно редко встречается в густонаселенной Европе. (представители одного из крупнейших европейских государств, которое всегда было связующим звеном между Востоком и Западом учащиеся 7В класса) Ведущий 1: Произнося название этой страны, каждый представляет только то, что хочется именно ему: реки и озера, олени и Санта Клаус, снежные склоны и лыжи, доброжелательные и неторопливые жители, ну и, конечно же, рыбалка. Все это Финляндия. (гости с Родины Санта Клауса учащиеся 8Б класса встречаем) Ведущий 2: Великобритания ­ страна, полная природных контрастов: это вересковые пустоши и синие озера Шотландии, крутые обрывы южного и западного побережья, величественные горы и зеленые долины Уэльса, холмы и благоустроенные парки центральной Англии. Это родина великого Шекспира, легендарного Робин Гуда, знаменитой ливерпульской четверки "Битлз", которые известны по всему миру. (перед вами представители страны природных контрастов учащиеся 7А класса) Ведущий 1: Дорогие друзья завершить наше увлекательнейшее путешествие нам бы хотелось в стране, с которой мы его и начали: 1. Я люблю тебя, Россия! Я хочу, чтоб ты цвела! 2. Словно птица в небе синем, Распахнувши два крыла, 1. Ты согрела полпланеты – Сто народов! Сто племен! 2. Мы – твои родные дети Пусть синеет небосклон! 1. Немцы, русские, башкиры, и казахи и мордва, Проживаем в добром мире Как на дереве листва. 2. И еще десятки разных Наций, сел и городов! Вместе: Этот день – наш общий праздник! Этот край – наш общий дом!

(на сцене представители моей замечательной Родины ­ России, учащиеся 10А класса) Ведущий 2: Толерантность – слово иностранное, Но для всех понятное давно Будь терпимым к дальнему иль странному Отстраненным, будто бы в кино. Речь здесь не идет о равнодушии И о черствости никто не говорит. Деликатность и терпение к живущему Рядом, нам совсем не повредит. Ведущий 1: Будь терпимым ко всему иному К вере, взглядам, мыслям и одеждам И тогда, пожалуй, ясно всякому, Тихая затеплится надежда. Что мы можем жить такие разные, В этом мире вечного движения А для обретенья толерантности Нужно просто чувство уважения. Ведущий 2: Всех участников нашего фестиваля я приглашаю подняться на сцену и исполнить песню «Мир похож на цветной луг».

Праздник

дружная семья

Цель : Развивать у детей этнокультурные представления.

Воспитывать чувство патриотизма к своей стране, ее обычаям, традициям; дружеские взаимоотношения между людьми разных национальностей.

Задачи: Углубить представления детей о культуре народов России.

Формировать толерантность, чувство уважения к другим народам, их традициям.

Воспитывать чувство гордости за свою страну, за свой народ.

Оборудование :Интерактивная доска (экран), компьютер, проектор

Ход мероприятия.

Что прекрасней и милее

Этой ласковой земли?

Всюду яблони белеют.

И река течет вдали …

Исполнение песни «Шире круг»

Пускай совсем я маленький,

Но родину люблю

Свой дом на тихой улице

И всю страну мою!

Люблю я речку быструю

И дальний лес за ней.

Пусть будет небо чистое

Над родиной моей!

Великую землю,

Любимую землю,

Где мы родились и живем,

Мы родиной светлой,

Мы родиной милой,

Мы родиной нашей зовем!

Учитель: Согласитесь как приятно прикоснуться к истоку нашей культуры, изучать её, свой род, свою историю. Но чтобы роду не было переводу,он должен жить много-много лет, даже столетий. На Руси в старину говорили, что дом и всё ,что в нем есть; и песни, и вышивка, и доброе слово- делают семью богатой.А наша классная семья действительно богата на национальности. Есть здесь и русские корни, и армянские, и украинские, и туркские корни. А восток, как известно дело тонкое.

Танец « Восточный»

Армения, трудись и пой!

В работе, в песне – мы с тобой,

Чтобы сады твои цвели,

И соки были хороши.

Учитель : Вековая страна. Страна камней… Столица Армении –Ереван. Больше трех тысячелетий существует армянский народ. У армян были знаменитые цари, полководцы, писатели, поэты, актеры и драматурги. Много раз терпела Армения иноземные нашествия. Не раз казалось, что само имя Армении стерто с карты. Но армянский народ выстоял, отстояв своё существование ыв тяжелейшей борьбе.

Слушание « Танец с саблями» из балета «Гаянэ» Арама Хачатуряна.

Учитель : Во главе родовой общины стоял старший в доме мужщина - тан-тер. Он пользовался неограниченной властью, при его появлении все вставали, его указания выслушивали стоя, в его присутствии нельзя было громко разговаривать и курить. Для армян всегда были характерные родственные связи. В традиционном быту армян было обязательным строгое соблюдение широко распространенного на Кавказе обычая гостеприимства.

« Гость от Бога»- говорили в народе, поэтому каждому путнику,постучавшемуся в дом всегда были готовы и кров, и пища. При этом считалось приличным, в случае необходимости, попросить постель и еду для гостя у соседа, поскольку гость считался как бы общим.

Армянская кухня – одна из древнейших кухонь Азии и самая древняя в Закавказье.

Слушание стихотворений на армянском языке в исполнении родителей класса.

Учитель: Республика Татарстан расположена на Восточно- Европейской равнине. Площадь этой республики 68 тыс.куб. км. Столица Татарстана – Казань. В республике изготавливают автомобили «Камаз», фотоплёнку, лаки, краски, медицинские препараты. В Татарстане много талантливых людей. Один из знаменитых поэтов Татарстана –МусаДжамиль.

Исполнение татарской народной песни в исполнении родителя

Учитель: В XIX веке она входила в состав Киевской Руси. Древняя русская народность была единым корнем трех братских народов. Поверхность равнинная, с небольшими возвышенностями. Климат –переходный между мягким и влажным.Зоны – лес, лесостепь, степь. О каком государстве идет речь?

Украина песнями славится, городами светлыми, новыми. А какие сады вишнёвые! А пшеница в поле - красавица! Украинская кухня- это такое же наследство украинского народа, как язык, литература, музыка, им важно всерьёз гордиться и не нужно забывать. Украинская кухня в основном использует приёмы варения, тушения, и печения. Среди растительной пищи первое место занимает хлеб.

Учитель: Любимым и наиболее распространенным и употребляемым продуктом является свиное сало во всех видах: сырое соленое копченое жареное вареное тушеное.Уникально то, что сало невозможно пересолить, и чем это обусловлено – неизвестно.

Исполнение произведения «Украинская – плясовая»

Учитель: Якутия расположена на северо- востоке Сибири. Площадь 3103 Т км 2. Якутия находится за полярным кругом. Климат суровый. На территории Якутии находится свыше 700 озер. В Якутии добывают алмазы золото олово уголь газ и другие полезные ископаемые. Население Якутии занимается оленеводством.

Учитель: Ребята вы сейчас узнали о многих народах. У каждого народа свои традиции свои обычаи свой язык. В наших классах учатся дети разных национальностей. Но мы понимаем друг друга. Что нам помогает общаться и понимать друг друга?

Я русский человек

И русская природа

Любима мне

И я её пою

Я русский человек

Сын своего народа

Я с гордостью гляжу

На Родину свою!

Россия… Как из песни слово _

Березы юная листва,

Гуденье цеха заводского,

Любимый город наш –Москва

Своих друзей могу понять я –

Всех,кто отсюда вдалеке,

Ведь разговор народы - братья

Ведут на русском языке.

Исполнение песни «Во поле береза стояла»

Вижу чудное приволье,

Вижу нивы и поля.

Это русское раздолье,

Это русская земля.

Это ты, моя Русь державная,

Моя родина православная!

Уж и есть за что, Русь могучая,

Полюбить тебя, назвать матерью.

Стихотворение «Россия»

Люблю тебя, моя Россия

За ясный свет твоих очей,

Люблю твои луга и нивы,

Прозрачный звон твоих равнин,

К воде склонившиеся ивы,

Верха пылающих рябин.

Люблю тебя с твоей тайгою,

С воспетым трижды камышом,

С великой Волгою –рекою,

С могучим, быстрым Иртышом.

Люблю, глубоко понимаю

Степей задумчивую грусть.

Люблю все то, что называю

Одним широким словом: «Русь».

Учитель: «Хлеб да соль!» - говорил по обычаю русский человек, приветствуя всех за столом.

«Хлеба кушать!»- непременно отвечали ему.

Хлебом и солью встречают и провожают русские люди всякого гостя. Эта традиция уходит своими корнями в далекое прошлое.

Угощение хлебом и солью гостей праздника.

Хлеб в старину ставили на самое почетное место. Недаром существует пословица: «Хлеб на стол, так и стол престол, а хлеба ни куска, так и стол доска».

Во время приема пищи, трапезы в прошлые времена сидели чинно, о пустяках не говорили. Во время обеда вставать было нельзя, даже если вошел старший по возрасту или почетный гость. Ему кланялись, сидя за столом, и продолжали не спеша есть.

На обеденный стол ставилась большая чаша – одна на всю семью. Ели деревянными ложками. Хозяин дома сидел на почетном месте за столом. Он первым начинал трапезу, и только после него все остальные могли начинать есть.

Древнеславянской пищей являлось – толокно – толченая и молотая овсяная мука с водой ил квасом и солью. Кушанье скорое – замесил да в рот положил.

Выручала славян тюря – кусочки черного хлеба, размоченные в квасе или в воде. Картошки не знали, ее заменяла репа.. Из напитков пили березовый и кленовый сок, квас, хмельным питьем считался вареный мед.

Песня «Калинка»

Учитель: Было время, когда праздники отошли в сторону, затем их потихоньку запретили…Однако совсем истребить старые праздники, обряды и игры невозможно.

На Руси была пословица «Зима за морозы, мужик за праздники». Древнерусский земледельческий новый год начинался торжественно и весело. Двухнедельные зимние святки проходили празднично. По всей территории России был распространен обычай новогоднего обхода домов молодежью и детьми.

Есть в народе поверье, что новогодние гаданья обязательно сбываются. 7 января в православной Руси отмечается большой религиозный праздник – Рождество Христово. В ночь под Рождество и начинаются основные гадания.

Родители рассказывают о разных способах гадания в Рождество.

Учитель: Политики, которые в одночасье разделили великую страну, совсем не думали о народах, населяющих ее. И теперь жители отрезанных от России стран все равно приезжают по разным причинам в нее на проживание.

Ученик 10:

Я – русский человек,

И счастлив потому я,

Что много есть сестер

У Родины моей.

Что Грузия в цвету,

Армения богата,

Что хорошо в Крыму

И радостно в Баку.

Учитель: Дорогие взрослые! Не должно быть разницы в том, какой у ребенка разрез глаз, цвет кожи.

Песня «Нас много на шаре земном»

Ученик 11:

Я – русский человек,

Но как родного брата

Украинца пойму, узбека обниму.

Так говорит поэт,

И так его устами

Великий, древний говорит народ.

Нам, русским, братья все,

Кто вместе с нами

Дорогой мира и добра идет!

Грузины, белорусы, украинцы,

Узбек, казах, киргиз или якут

Мы – русские! Недаром за границей

Нас всех сегодня русскими зовут!

Ученик 12:

Что значит:Родина моя?-

Ты спросишь. Я отвечу:

Сначала тропочкой земля

Бежит тебе на встречу.

Потом тебя поманит сад

Душистой веткой каждой.

Потом увидишь стройный ряд

Домов многоэтажных.

Потом пшеничные поля

От края и до края

Все это – Родина моя,

Земля моя родная

Учитель : Родина много значит для каждого из нас. Это прежде всего, город или село, где ты родился. Родным краем мы называем место, где прошло наше детство. Родиной россияне называют Россию – страну, в которой мы все живем.

Исполнение песни « С чего начинается Родина»

Цель:

  • воспитывать в детях уважение к национальным культурам разных народов России;
  • вызвать эмоциональный отклик, доставить радость взаимодействия ребенка и взрослого в игре.

Задачи:

  • воспитывать в детях дружелюбие, стремление к самовыручке, умению радоваться успехам других;
  • создать положительный эмоциональный настрой у детей, веселое бодрое настроение, почувствовать радость движения;
  • расширение кругозора дошкольника, представление об окружающем мире;
  • формирование гармонически развитой активной личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство;
  • знакомство детей с различными национальностями, их обычаями, традициями, культурой, понимать и уважать обычаи, взгляды и традиции других людей.

Дети поют песню «Мы дети твои, Россия!»

Ведущий: Наш Нижегородский край – многонациональный край. Много национальностей проживает в нем. И всем хочется жить в мире, согласии, уважении, терпимости друг к другу, по законам добра.

Ребёнок:

Пусть будет небо голубым,
А солнце будет ясным!
Пусть человек не будет злым,
И станет мир прекрасным!

Ведущий: Все мы живём в России, пожалуй, в самой многонациональной стране. И для всех нас Россия – Это Родина!

Ребёнок:
Роса состоит из росинок,
Из капелек пара – туман,
Песок – из мельчайших песчинок,
Россия – из россиян.
Мы вместе: волжане, уральцы,
Поморы и степняки –
Похожи на пальцы
Большой и крепкой руки.

Ведущий: Сегодня у нас много гостей из разных уголков нашей многонациональной страны. Встречайте первых гостей. Гости из России.

Дети: Здравствуйте!» (дети одеты в русский народный костюм)

А мы живём в России,
У нас леса густые,
У нас берёзы белые…
И космонавты смелые!
И небо наше чистое,
И реки наши быстрые.
И Москвы, столицы нашей,
В целом мире нету краше!
Приезжайте чаще к нам,
Очень рады мы гостям!

(Дети исполняют танец «Кадриль» , под фонограмму «Когда-то россияне»).

Ведущий: Россияне - народ дружный, любят веселья и игры, и мы сейчас поиграем в русскую народную игру «Бубенцы»

П/игра «Бубенцы»
Дети встают в круг. На середину выходят двое - один с бубенцом или колокольчиком, другой - с завязанными глазами. Все поют:
Трынцы-брынцы, бубенцы,
Раззвонились удальцы:
Диги-диги-диги-дон,
Отгадай, откуда звон!
После этих слов "жмурка" ловит увертывающегося игрока.

Ведущий : Ребята, а ещё к нам приехали гости из солнечного Узбекистана. Они хотят рассказать о том,как они принимают гостей и угощают их чаем.(дети одеты в народный национальный костюм)

Ребёнок:

Я живу в Узбекистане,
Я люблю свой край родной.
Он хорош зимой и летом,
Но особенно весной.
Приезжайте к нам, ребята,
С Волги, с Дона и с Невы!
Наш Ташкент, столица наша,
Будет братом для Москвы.
/Кудрат Хикмат/

Ребёнок:

У нас, в солнечном Узбекистане, очень жарко. Мы любим пить зелёный чай, потому что он очень хорошо утоляет жажду. Чай мы пьём из специальной чашки, которая называется пиалой. К чаю подают угощение: фрукты, сладости, сухофрукты.

В Узбекистане не принято разбавлять остывший чай кипятком. Предпочтение отдают свежезаваренному чаю. Заваривает чай хозяин. Чем более уважаемый гость, тем меньше чаю в пиале. В Узбекистане так и говорят: «Налить с уважением». У пиалы нет ручки, поэтому держать её в руках полностью наполненной кипятком неудобно. Можно проявить заботу о госте, подливая ему постоянно новую порцию чая. К кому бы вы ни пришли в гости, вас всегда напоят ароматным чаем. Отказаться от пиалы чая – невежливо, можно обидеть хозяев дома.
Ведущий: Наши гости желают нас познакомить со своей национальной игрой, которая называется «Ловушка»

П/игра «Ловушка (Копкон)»

Из числа играющих выбираются двое водящих. Став друг против друга (расстояние между ними примерно 1,5 м), они соединяют руки и поднимают их вверх, образуя «ворота». Остальные участники находятся за «воротами» с одной их стороны. По сигналу руководителя (вожака) все играющие должны пробежать на три счета («Раз, два, три!») через «ворота» (ловушку). На счет «четыре» «ворота» закрываются (водящие, приседая, опускают руки вниз). Кто не успел пробежать, тот считается пойманным и заменяет одного из водящих. Если задержаны в воротах двое, то они сменяют двух водящих и игра продолжается.

Ведущий. А теперь мы встречаем гостей из Украины.

Дети:«Здоровэньки булы!» (дети одеты в костюмы: сарафан, венок)

Ребёнок:

Украина и Россия – славные друзья,
Без согласия и дружбы – им никак нельзя!
Там и тут народ – славяне непростой судьбы!
И живут они со всеми в мире и любви!
Украина и Россия, словно две сестры,
Раскрасавицы – подруги, ярки и просты!
Взрослых, всех мы призываем:
«Этнос не дробить. Украину и Россию – трепетно любить».

(Дети исполняют танец «Казачок!» под фонограмму « Ты ж меня пидманула»)

Ведущий: А ещё нам ребята из Украины привезли их национальную игру давайте в неё поиграем.

П/игра « Хлибчик (Хлебец)»

Дети, взявшись за руки, становятся попaрно (парa зa пaрой) на некотором расстоянии от игрока, у которого нет пары. Он называется хлибчиком.
- Пеку-пеку хлибчик! (Это выкрикивает хлибчик)
- А выпечешь? (спрашивает задняя пара)
- Выпеку!
- А убежишь?
- Посмотрим!
С этими словами два задних игрока бегут в противоположных направлениях с намерением соединиться и встать перед хлибчиком. А тот пытается поймать одного из них до того, как они возьмутся за руки. Если это удается, он вместе с пойманным составляет новую пару, которая становится первой, а игрок, оставшийся без пары, оказывается хлибчиком. Игра повторяется в том же порядке.

Ведущий: следующие наши гости! Гости из Грузии. Встречайте!

Дети:Гамарджобат (

Ребёнок:

В Грузии горы высокие,
В Грузии море глубокое,
В море чёрном играют дельфины,
А в садах растут апельсины
И лимоны растут золотистые.
А ребята у нас голосистые.
Любим плавать, играть, кувыркаться
Любим петь и плясать, и смеяться!

(Дети исполняют танец «Лезгинка», под фонограмму «Грузинская лезгинка»)

Ведущий: И следующие наши гости Встречайте! Цыганочки!

Дети: Бахталэс (здороваются дети, дети одеты в национальные костюмы)

Ребёнок:

Цыганки мы – на белом свете,
Судьба нам петь и танцевать.
Цыганки мы, вольны как ветер,
А ветер в цепь не заковать!

Цыганки мы, и кто ж не знает,
Что любим мы лихих коней,
Ведь конь умчаться помогает
Навстречу ветру и мечте!

Цыганки мы, и доля наша:
Гитара, песня, перепляс,
Цыганки – в круг, и те, что краше,
Станцуют здесь, сейчас для вас.

(Дети исполняют танец «Цыганочка» , под фонограмму «Циганочка»)

Ведущий:

Пусть радость живет на планете.
И яркое солнце встает
Плетут венок дружбы счастливые дети
Заводят большой хоровод.

(Дети исполняют общий хоровод, под фонограмму «Гляжу в озёра синие» в исполнение Е.Шавриной)

Дети (хором): Мы разные, но мы вместе!

Ведущий:

Вот и закончилось наше веселое путешествие по традициям и играм народов России. Ребята, посмотрите друг на друга, улыбнитесь и подумайте: как хорошо, что мы сегодня здесь все вместе собрались. Мы спокойны, добры, приветливы и ласковы.

Ведущий: Ребята, мы дарим вам свою улыбку. Поделитесь и вы своими улыбками друг с другом.

Счастья Вам и радости! всем, мира!

Лучшие статьи по теме