Психология. Отношения. Личность. Общение
  • Главная
  • Сонник
  • Сказка как средство нравственного воспитания старших дошкольников. И.Б. Дерманова. Методика "Закончи историю" Определение склонностей ребенка

Сказка как средство нравственного воспитания старших дошкольников. И.Б. Дерманова. Методика "Закончи историю" Определение склонностей ребенка

Анализ и интерпретация результатов, полученных с помощью методики «Закончи историю»

Результаты диагностики представлены в таблице 3.

Таблица 3 - Результаты диагностики с использованием методики «Закончи историю»

В ходе диагностики нами определено, что большинство участников исследования (52%) характеризуются достаточным уровнем осознанности нравственных норм. Мы можем говорить о том, что данные дети называют нравственную норму, корректным образом оценивают действия детей, а также мотивируют свою оценку.

Несколько сниженный уровень осознанности нравственных норм имеют 19 детей (38%). Можно говорить о том, что данные дети называют нравственную норму, они корректным образом оценивают поведение детей, вместе с тем, они не мотивируют свою оценку.

Три ребенка (6%) корректным образом оценивают поведение детей как положительное или как отрицательное, вместе с тем, отсутствует мотивировка и формулирование нравственной нормы. Два ребенка не смогли корректным образом оценить поступки детей (4%).

Соотношение уровней выраженности показателей осознанности детьми нравственных норм представлено на рисунке 3.

Рисунок 3 - Соотношение результатов диагностики методикой «Закончи историю»

Таким образом, на основании результатов диагностики, мы можем заключить, что большинство детей характеризуется достаточно высоким уровнем осознания нравственных норм. Дети в большинстве своем успешно называют нравственные нормы, корректным образом оценивают поведение других людей, вместе с тем, отдельные дети имеют сравнительно низкий уровень осознанности нравственных норм. Можно говорить о том, что в целом для дошкольников характерным является средний уровень сформированности когнитивного компонента нравственной сферы.

Цель - изучить понимание детьми старшего дошкольного возраста нравственных норм (щедрость - жадность, трудолюбие - лень, правдивость - лживость, внимание к людям - равнодушие).

Определить умение детей соотносить эти нормы с реальными жизненными ситуациями, разрешать проблемные ситуации на основе нравственных норм, и давать элементарную нравственную оценку.

Предъявление задания

В индивидуальной беседе с ребенком ему предлагается продолжить каждую из предлагаемых историй, ответить на вопросы. Ребенку говорят: "Я буду рассказывать тебе истории, а ты их закончи". После этого ребенку читают по очереди четыре истории (в произвольном порядке).

История первая . Люба и Саша рисовали. Люба рисовала красным карандашом, а Саша - зеленым. Вдруг Любин карандаш сломался. "Саша, - сказала Люба, - можно мне дорисовать картинку твоим карандашом?" Саша ответил, …Что ответил Саша? Почему? как поступил Саша? Почему?

История вторая . Кате на день рождения мама подарила красивую куклу. Катя стала с ней играть. К ней подошла ее младшая сестра Вера и сказала: "Я тоже хочу поиграть с этой куклой". Тогда Катя ответила... Что ответила Катя? Почему? Как поступила Катя? Почему?

История третья . Дети строили город. Оля стояла рядом и смотрела, как играют другие. К детям подошла воспитательница и сказала: "Мы сейчас будем ужинать. Пора складывать кубики в коробку. Попросите Олю помочь вам". Тогда Оля ответила... Что ответила Оля? Почему? Как поступила Оля? Почему?

История четвертая . Петя и Вова играли вместе и сломали красивую, дорогую игрушку. Пришел папа и спросил: "Кто сломал игрушку?" Тогда Петя ответил... Что ответил Петя? Почему? Как поступил Петя? Почему?

Все ответы ребенка, по возможности дословно, фиксируются в протоколе.

Обработка результатов:

  • 0 баллов - Ребенок не может продолжить историю, или дает односложный ответ, не может оценить поступки детей.
  • 1 балл - Ребенок по-разному продолжает истории, оценивает поведение детей как правильное или неправильное, хорошее или плохое, но оценку не мотивирует и нравственную нормы не выделяет.
  • 2 балла - Ребенок продолжает истории с позиции нравственных норм, называет нравственную нормы, правильно оценивает поведение детей, но не мотивирует свою оценку.
  • 3 балла - Ребенок раскрывает особенности разрешения проблемной ситуации с позиции нравственной нормы, называет нравственную норму, понимает ее значение для взаимоотношений людей и может обосновать свое мнение, правильно оценивает поведение детей и мотивирует свою оценку.

Результаты данных методик позволят выявить, какие нравственные нормы освоены детьми данной группы, как он понимает особенности чувств других людей и предполагает выделение разных уровней освоения детьми нравственных норм и правил, по которым можно будет судить об особенностях освоения детьми группы данного содержания.

Диагностика

«Особенности нравственного и эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста».

У детей старшего дошкольного возраста появляются моральные суждения и оценки, понимание общественного смысла нравственной нормы. Возникает личностная и нравственная са­морегуляция. Нравственные нормы поведения приобретают устойчивость. У большинства детей складывается определенная нравственная позиция, которой они придерживаются более или менее последовательно. Дети в состоянии объяснить свои поступки, пользуясь нравственными категориями. Они усваивают социальные формы выражения чувств, начинают понимать переживания других, проявлять забочу, отзывчивость, взаимопомощь, сочувствие, а также адекватно реагировать на удачи и неудачи других Чувства и эмоции становятся осознанными, обобщенными, разумными, произвольными.

Диагностика нравственного и эмоционального развития.

Для отслеживания эффективности работы по нравственному и эмоциональному развитию детей мы предлагаем использовать методики, позволяющие фиксировать уровень развития нравственного сознания, нравственных чувств, нравственного поведения, эмоциональной уравно­вешенности в начале и в конце работы.

Методика «Закончи историю» (Г.А. Урунтаева, ю.А, Афонькина)

Цель . Изучение осознания детьми таких нравственных качеств, как доброта-злость, щедрость-жадность, трудолюбие-лень, правдивость-лживость.

Проведение. Исследование проводится индивидуально. Ребенку говорят следующее: «Я буду рассказывать истории, а ты их закончи».

1. У девочки из корзинки па дорогу высыпались игрушки. Рядом стоял мальчик. Он подошел к девочке и сказал... Что он сказал? Почему он так сказал? Как он поступил? Почему ты так думаешь?

2. Кате на день рождения мама подарила красивую куклу. Катя начала играть. К ней подошла младшая сестра Вера и сказала: «Я тоже хочу поиграть с этой куклой». Катя ответила...

3. Дети строили город. Оля не хотела принимать участия в игре, она стояла рядом и смотрела, как играют другие. К детям подошла воспитательница: «Пора ужинать. Кубики надо сложить в коробку. Попросите Олю помочь вам». Оля ответила...

4. Петя и Вова играли вместе и сломали красивую дорогую игрушку. Пришел папа и спросил: «Кто сломал игрушку?». Петя ответил...

Обработка результатов.

1 балл - ребенок не может оценить поступки детей.

2 балла - ребенок может оценить поведение детей как положительное или отрицательное (правильное или неправильное, хорошее или плохое), но оценку не мотивирует и нравственную норму не формулирует.

3 балла - ребенок называет нравственную норму, правильно оценивает поведение детей, но не мотивирует свою оценку.

4 балла - ребенок называет норму, правильно оценивает поведение детей и мотивирует свою оценку.

Методика - «Сюжетные картинки»

(Г.Л. Урунтаева, ЮЛ. Афонькина)

Цель. Изучение эмоционального отношения к тем же нравственным качествам, что указаны в предыдущей методике.

Материал. Картинки с изображением ситуаций, подлежащих нравственной оценке (например, сцена в автобусе: мальчик сидит и читает книгу, а девочка уступила место пожилой женщине).

Проведение. Исследование проводится индивидуально. Ребенку показывают картинки: «Разложи картинки так, чтобы с одной стороны лежали те, на которых нарисованы хорошие поступки, а с другой стороны - плохие... Объясни, почему ты именно так разложил картинки».

Обработка результатов:

1 балл - ребенок неправильно раскладывает картинки (в одной стопке оказываются картинки с изображением как положительных поступков, гак и отрицательных), эмоциональные реакции неадекватны моральным нормам.

2 балла - ребенок правильно раскладывает картинки, но не может обосновать свои действия.

3 балла - правильно раскладывает картинки, обосновывает свои действия, называя моральную норму.

Методика - «Раскрась рисунок» (ГЛ. Урунтаева, ЮЛ. Афонькина)

Цель. Изучение характера помощи (сочувствия) другому человеку. Материал. Три листа с черно-белыми рисунками, цветные карандаши.

Проведение. Ребенку предлагают:

1) самостоятельно закрасить рисунок;

2) помочь ребенку, у которого раскрашивание не получается;

3) докрасить рисунок ребенка, у которого все хорошо получается. Ребенок, нуждающийся в помощи, в комнате отсутствует: взрослый

объясняет, что он пошел за карандашами. Если ребенок решает помочь, то потом он может раскрасить и свою картинку.

Обработка результатов. Решение оказать помощь другому можно трактовать и как показатель сочувствия, и как стремление к совместной деятельности.

Методика - «Наблюдение»

Составление карты наблюдения за эмоциональным и нравственным развитием детей в различные режимные моменты проводится в течение одной-двух недель (см. таблицу).

Параметры

Критерии оценки

Эмоции (социальные)

Понимает переживания других, проявляет заботу, взаимопомощь, сочувствие, адекватно реагирует на неудачи других; мотивирует свое решение нравственной нормой (+)

На неудачи других реагирует адекватно, но не проявляет заботу, сочувствие, взаимопомощь Равнодушно или неадекватно реагирует на неудачи других, не проявляет заботу, сочувствие, сострадание (-).

Произвольность эмоций

В некомфортных ситуациях терпелив, спокоен, уравновешен, умеет сдерживать эмоции (+) .

В некомфортных ситуациях не всегда терпелив, сдержан В некомфортных ситуациях не сдержан, может быть агрессивным, вспыльчивым (-)

Нравственное развитие (моральное суждение, осознание нравственной нормы)

Умеет правильно оценивать развитие свое поведение,

мотивируя (моральные оценку нравственной нормой;

суждения, владеет моральными суждениями, разумно объясняет свой поступок (н) ной нормы)

Называет норму, правильно оценивает поведение детей,

по не мотивирует свою оценку

Оценивает поведение детей как положительное или отрицательное, но оценку не мотивирует и нравственную

норму не формулирует (-)

поведение ребенка устойчиво, положительно направлено,

он вежлив, тактичен (+)

Нравственная саморегуляция

Не всегда прислушивается к замечаниям и требованиям взрослого, может нарушать правила, не всегда вежлив и тактичен Поведение ребенка неустойчиво, ситуативно, он часто проявляет негативное поведение, нетактичен, невежлив (-)

Обработка данных. Дети, получившие большее количество плюсов (75-100 %) характеризуются хорошо развитыми нравственностью и эмоциональностью. У детей, набравших 50-75% знаков «+», эмоциональное и нравственное развитие достаточное, но следует обратить внимание на некоторые его особенности. Дети, набравшие менее 50% плюсов, - это дети с недостаточно развитыми нравственными качествами и возможным эмоциональным неблагопо­лучием.

Диагностика

«Особенности нравственного и эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста».

У детей старшего дошкольного возраста появляются моральные суждения и оценки, понимание общественного смысла нравственной нормы. Возникает личностная и нравственная са­морегуляция. Нравственные нормы поведения приобретают устойчивость.

У большинства детей складывается определенная нравственная позиция, которой они придерживаются более или менее последовательно. Дети в состоянии объяснить свои поступки, пользуясь нравственными категориями. Они усваивают социальные формы выражения чувств, начинают понимать переживания других, проявлять забочу, отзывчивость, взаимопомощь, сочувствие, а также адекватно реагировать на удачи и неудачи других Чувства и эмоции становятся осознанными, обобщенными, разумными, произвольными.

Диагностика нравственного и эмоционального развития.

Для отслеживания эффективности работы по нравственному и эмоциональному развитию детей мы предлагаем использовать методики, позволяющие фиксировать уровень развития нравственного сознания, нравственных чувств, нравственного поведения, эмоциональной уравно­вешенности в начале и в конце работы.

Методика «Закончи историю» (Г. А. Урунтаева, ю. А, Афонькина)

Цель . Изучение осознания детьми таких нравственных качеств, как доброта-злость, щедрость-жадность, трудолюбие-лень, правдивость-лживость.

Проведение. Исследование проводится индивидуально. Ребенку говорят следующее: «Я буду рассказывать истории, а ты их закончи».

1. У девочки из корзинки па дорогу высыпались игрушки. Рядом стоял мальчик. Он подошел к девочке и сказал...

Что он сказал? Почему он так сказал? Как он поступил? Почему ты так думаешь?

2. Кате на день рождения мама подарила красивую куклу. Катя начала играть. К ней подошла младшая сестра Вера и сказала: «Я тоже хочу поиграть с этой куклой».

Катя ответила...

3. Дети строили город. Оля не хотела принимать участия в игре, она стояла рядом и смотрела, как играют другие. К детям подошла воспитательница: «Пора ужинать.

Кубики надо сложить в коробку. Попросите Олю помочь вам». Оля ответила...

4. Петя и Вова играли вместе и сломали красивую дорогую игрушку. Пришел папа и спросил: «Кто сломал игрушку?». Петя ответил...

Обработка результатов.

1 балл - ребенок не может оценить поступки детей.

2 балла - ребенок может оценить поведение детей как положительное или отрицательное (правильное или неправильное, хорошее или плохое) , но оценку не мотивирует и нравственную норму не формулирует.

3 балла - ребенок называет нравственную норму, правильно оценивает поведение детей, но не мотивирует свою оценку.

4 балла - ребенок называет норму, правильно оценивает поведение детей и мотивирует свою оценку.

Методика - «Сюжетные картинки»

(Г. Л. Урунтаева, ЮЛ. Афонькина)

Цель. Изучение эмоционального отношения к тем же нравственным качествам, что указаны в предыдущей методике.

Материал. Картинки с изображением ситуаций, подлежащих нравственной оценке (например, сцена в автобусе: мальчик сидит и читает книгу, а девочка уступила место пожилой женщине) .

Проведение. Исследование проводится индивидуально. Ребенку показывают картинки: «Разложи картинки так, чтобы с одной стороны лежали те, на которых нарисованы хорошие поступки, а с другой стороны - плохие...

Объясни, почему ты именно так разложил картинки».

Обработка результатов:

1 балл - ребенок неправильно раскладывает картинки (в одной стопке оказываются картинки с изображением как положительных поступков, гак и отрицательных) , эмоциональные реакции неадекватны моральным нормам.

2 балла - ребенок правильно раскладывает картинки, но не может обосновать свои действия.

3 балла - правильно раскладывает картинки, обосновывает свои действия, называя моральную норму.

Методика - «Раскрась рисунок» (ГЛ. Урунтаева, ЮЛ. Афонькина)

Цель. Изучение характера помощи (сочувствия) другому человеку. Материал.

Три листа с черно-белыми рисунками, цветные карандаши.

Проведение. Ребенку предлагают:

1) самостоятельно закрасить рисунок;

2) помочь ребенку, у которого раскрашивание не получается;

3) докрасить рисунок ребенка, у которого все хорошо получается. Ребенок, нуждающийся в помощи, в комнате отсутствует: взрослый

объясняет, что он пошел за карандашами. Если ребенок решает помочь, то потом он может раскрасить и свою картинку.

Обработка результатов. Решение оказать помощь другому можно трактовать и как показатель сочувствия, и как стремление к совместной деятельности.

Методика - «Наблюдение»

Составление карты наблюдения за эмоциональным и нравственным развитием детей в различные режимные моменты проводится в течение одной-двух недель (см. таблицу) .

Критерии оценки

Эмоции (социальные)

Понимает переживания других, проявляет заботу, взаимопомощь, сочувствие, адекватно реагирует на неудачи других; мотивирует свое решение нравственной нормой (+)

На неудачи других реагирует адекватно, но не проявляет заботу, сочувствие, взаимопомощь Равнодушно или неадекватно реагирует на неудачи других, не проявляет заботу, сочувствие, сострадание (-) .

Произвольность эмоций

В некомфортных ситуациях терпелив, спокоен, уравновешен, умеет сдерживать эмоции (+) .

В некомфортных ситуациях не всегда терпелив, сдержан В некомфортных ситуациях не сдержан, может быть агрессивным, вспыльчивым (-)

Нравственное развитие (моральное суждение, осознание нравственной нормы)

Умеет правильно оценивать развитие свое поведение,

мотивируя (моральные оценку нравственной нормой;

суждения, владеет моральными суждениями, разумно объясняет свой поступок (н) ной нормы)

Называет норму, правильно оценивает поведение детей,

по не мотивирует свою оценку

Оценивает поведение детей как положительное или отрицательное, но оценку не мотивирует и нравственную

норму не формулирует (-)

поведение ребенка устойчиво, положительно направлено,

он вежлив, тактичен (+)

Нравственная саморегуляция

Не всегда прислушивается к замечаниям и требованиям взрослого, может нарушать правила, не всегда вежлив и тактичен Поведение ребенка неустойчиво, ситуативно, он часто проявляет негативное поведение, нетактичен, невежлив (-)

Обработка данных. Дети, получившие большее количество плюсов (75-100 %) характеризуются хорошо развитыми нравственностью и эмоциональностью.

У детей, набравших 50-75% знаков «+», эмоциональное и нравственное развитие достаточное, но следует обратить внимание на некоторые его особенности. Дети, набравшие менее 50% плюсов, - это дети с недостаточно развитыми нравственными качествами и возможным эмоциональным неблагопо­лучием.

Материал с сайта nsportal.ru

Моторное развитие: отставание, норма, опережение.

Время выделения ведущей руки, наличие переучивания.

Адаптация в детском саду.

Основные черты характера (спокойный – возбуждённый, подвижный – замедленный, уравновешенный – капризный и т.д.) .

Основные черты поведения (капризность, слезливость, тревожность, расторможенность, трудность переключения) .

Речевой анамнез

Время появления гуления и лепета.

Особенности гуления и лепета (активность, многообразие звуковых комплексов, характеристика голосовых реакций) .

Время появления первых слов.

Время появления развёрнутой фразовой речи. Какие наблюдались затруднения при переходе к фразовой речи.

Наличие и выраженность итераций.

Дефекты речи (дислалия, дизартрия, ринофония и пр.) .

Социальная среда (где ребёнок воспитывался – в доме ребёнка, детском саду с дневным или круглосуточным пребыванием, дома с матерью, бабушкой) .

Особенности речевой среды: контакты с заикающимися лицами или лицами с другой речевой патологией; при наличии двуязычия – какой язык преобладает в общении.

Особенности речевого общения с ребёнком, недостаточность речевого общения, стимуляция речевого развития ребёнка (в каком объёме читалась детская литература, соответствовала ли она возрасту; с какого возраста разучивались стихи, песни; насколько быстро запоминал, в каком объёме) .

Культурно-бытовые условия в семье.

Возраст, в котором появилось заикание.

Предполагаемые причины и характер возникновения заикания (остро, психогенно, без видимой причины и пр.) .

Наличие периода мутизма.

Как протекает заикание: постоянно присутствует в речи или нет.

В каких условиях облегчается – ухудшается речь.

Изменилось ли поведение ребёнка с момента появления заикания и в чём это выразилось (состояние аппетита, сна, настроения, появление капризов, негативизма, страхов, энуреза и пр.) .

Отношение ребёнка к своему речевому дефекту.

Какие меры принимались для устранения речевого дефекта (лечение у врача, посещение логопедических занятий, пребывание в специальных учреждениях системы здравоохранения или системы образования – детский сад, школа) .

Продолжительность и результативность лечения и обучения .

Психологический климат в семье, особенности взаимоотношений

Имеют ли место частые конфликты в семье – чрезмерное заласкивание и, наоборот, излишняя строгость, неровность в обращении с ребёнком; перегрузки впечатлениями (посещение кино, театра, цирка, разрешается ли подолгу смотреть телевизионные передачи и пр.) .

Отношение членов семьи к речевому дефекту заикающегося (безразличие, сопереживание, постоянная фиксация внимания окружающих на заикании, предъявление повышенных требований к речи заикающегося и др.) .

Личностные особенности ребёнка

Имеются ли черты тревожности в характере заикающегося ребёнка.

Отмечаются ли в поведении ребёнка плаксивость, раздражительность, капризность (т.е. эмоциональная неустойчивость) .

Есть ли у ребёнка черты боязливости, пугливости.

Уровень развития игровой деятельности.

Комментирует ли ребёнок свои действия в играх или играет молча.

Предпочитает играть в одиночестве или в коллективе детей.

Проявляется ли заикание в игре наедине с собой, со сверстниками.

Как протекает заикание (утяжеляется ли с возрастом или проявляется реже, чем раньше) .

  1. Анализ заключения специалистов

Анализируется состояние интеллекта, слуха и зрения (заключение специалистов: психоневролога, отоларинголога, офтальмолога) .

Анализируются данные, представленные воспитателем, психологом, музыкальным руководителем детского сада.

3. Психолого-педагогическая характеристика заикающегося ребёнка

Анализируется общее развитие ребёнка, особенности деятельности.

Сведения ребёнка о себе, понимание родственных связей, круг представлений об окружающем, их точность.

Характеристика работоспособности и особенностей усвоения знаний (усидчивость, отношение к занятиям; добросовестно или нет выполняет задания логопеда и воспитателя, занимается с интересом, без интереса, не желает заниматься; справляется ли с программным материалом для данной возрастной группы по всем разделам «Программы воспитания в детском саду» (отмечаются ли трудности на музыкально-ритмических занятиях, на занятиях по развитию речи, развитию элементарных математических представлений, изобразительной деятельности и конструированию, в чём они проявляются) .

Характер игровой и трудовой деятельности (дружит в группе, добросовестно выполняет свои обязанности, дежурит неохотно, ленив, забывает об обязанностях дежурного) ; любимые игры (творчески организует игру, стереотипно манипулирует предметом) , любимые игрушки (адекватность использования игрушек, долго играет одной игрушкой, бережно относится к игрушкам, игрушки быстро надоедают, часто ломает их, проявляет интерес только к новым) ; сопровождает игры речью (проявляется ли при этом заикание) , играет молча.

Отмечаются также:

Повышенная возбудимость, или, наоборот, вялость, заторможенность утомляемость, истощаемость;

Особенности развития личности и эмоционально-волевой сферы (настроение ребёнка: устойчивое, неустойчивое, легко меняется от незначительных причин; преобладает подавленное или хорошее, радостное настроение; волевые особенности: целеустремлённость, самостоятельность, инициативность, решительность, настойчивость, слабость волевого напряжения и др.) .

Реакция на замечания и одобрение; факторы, способствующие изменению эмоционального состояния.

Характерологические особенности ребёнка (спокойный, беспокойный; легко вступает в контакт со всеми, в незнакомой обстановке смущается; конфликтный: задирист, нападает на товарищей, отнимает игрушки; добрый, ласковый; аккуратный, неряшливый и др.) .

Состояние психических функций:

Особенности восприятия (восприятие цвета, формы, пространственных отношений; наблюдательность ребёнка) ;

Характеристика внимания (устойчивость, переключаемость, распределяемость, рассеянность и др.) ;

Особенности памяти: скорость и объём запоминания, точность воспроизведения;

Особенности мышления (уровень развития логического мышления: умение выделять существенное в сюжетной картине, тексте, при определении понятий; при сравнении, при классификации предметов; понимание смысла загадок, пословиц; осмысление причинно-следственных отношений и др.) .

4. Состояние общей моторики и тонких движений пальцев рук, мимической и артикуляционной моторики

Процедура обследования общих произвольных движений

1. Статическая координация

Определяется возможность удержания заданной позы:

а) стоять попеременно то на правой, то на левой ноге. Отмечается: 3 балла - удержание позы; 2 балла - удержание при резком балансировании, подогнутая нога касается пола; 1 балл - не удаётся сохранить позу, схождение с места;

б) стоять на «цыпочках». Отмечается: 3 балла - удержание позы; 2 балла - схождение с места, балансирование резко выражено; 1 балл - опускание на стопу, частое схождение.

2. Динамическая координация

а) определяется возможность прыгать попеременно то на правой, то на левой ноге (руки на бёдрах) . Отмечается: 3 балла - свободно прыгает на одной ноге; 2 балла - касается пола одной ногой; общее мышечное напряжение; сильные взмахи руками; 1 балл - не удаётся прыгать на одной ноге;

б) определяется возможность прыгать с места через верёвку, которая находится на расстоянии 20 см от пола. Отмечается: 3 балла - прыжок производится легко и свободно; 2 балла - прыжок неловкий, не удаётся оттолкнуться двумя ногами; 1 балл - прыжок не удаётся.

3. Одновременность движений

а) определяется возможность выполнения движений двумя руками одновременно; справа и слева по бокам спичечной коробки располагается по 10 спичек с каждой стороны (на расстоянии, равном длине спички) ; ребёнку предлагается уложить спички в коробку, взяв одновременно обеими руками с каждой стороны по спичке и одновременно положить их в коробку. Отмечается: 3 балла - одновременные движения обеими руками удаются, спички берутся и кладутся одновременно; 2 балла - движения не всегда одновременные; 1 балл - одновременные движения не удаются;

б) определяется возможность одновременных движений рук и ног; ребёнку предлагается катушка ниток; маршируя, он должен сматывать с катушки нитку и наматывать её на указательный палец. Отмечается: 3 балла - марширует и наматывает нитку одновременно; 2 балла - движения не всегда одновременны; 1 балл - одновременные движения не удаются. Отмечается также общий характер движений: ловкий, неловкий; пластичный, неуклюжий.

Процедура обследования тонких движений пальцев рук

Ребёнку предлагается выполнить следующие упражнения:

1) соединить большой палец руки со всеми остальными поочерёдно сначала на правой, затем на левой руке;

2) загнуть каждый из пальцев поочерёдно на правой и на левой руке;

3) соединить пальцы одной руки с пальцами другой, «пальчики здороваются»;

4) застёгивание и расстёгивание пуговицы, завязывание шнурков.

Отмечается ведущая рука – 3 балла - точное и чёткое выполнение; 2 балла - недостаточно чёткое; 1 балл - плохая координация, неловкость.

Процедура обследования произвольных мимических движений

Для обследования детей от 4 до 6 лет используются тесты Л. А. Квинта в модификации Г. Гельнтца.1

  1. поднять брови («Удивление») ;

Методы качественного анализа

На современном этапе развития науки психологии имеется множество методик полного и разностороннего изучения личности.

Для разрешения ряда проблем бывает достаточно беседы и методов наблюдения. В более сложных случаях и при массовом обследовании лучше применять легко интерпретируемые экспресс-методики.

Любому педагогическому вмешательству (будь то обучение или воспитание) должна предшествовать диагностика, поэтому любой воспитатель обязан владеть педагогической диагностикой.

Деятельность воспитателя и диагностическая деятельность неразрывны.

Исследование процесса развития каждого ученика должно осуществляться на протяжении всех лет его обучения. Диагностика должна охватывать всех учащихся без исключения и проводиться путём систематических диагностических срезов по каждому из параметров развития.

В случае невозможности проведения этого среза в отношении какого-либо ученика в установленное время (из-за болезни или по другим причинам) этот срез должен быть проведён в самое ближайшее время, но ни в коем случае не пропущен. Диагностика уровня овладения учебным материалом и развития навыков должна проводиться по каждой учебной теме, а также охватывать всех учащихся без исключения. Только в таком случае возможно эффективное использование результатов диагностической деятельности.

Методы психодиагностики и особенности их использования с детьми дошкольного возраста

НАБЛЮДЕНИЕ

Наблюдение– один из основных методов, используемых в педагогической практике.

Оно представляет собой метод длительного и целенаправленного описания психических особенностей, проявляющихся в деятельности и поведении детей.

Для того чтобы наблюдение было научным, оно должно удовлетворять следующим требованиям:

1. Целенаправленность- наблюдение проводится не за ребенком вообще, а за проявлениями конкретных личностных особенностей.

2. Планирование- до начала наблюдения необходимо наметить определённые задачи (что наблюдать) , продумать план (сроки и средства) , показатели (что фиксировать) , возможные просчёты (ошибки) и пути их предупреждения, предполагаемые результаты.

3. Самостоятельность- наблюдение должно являться самостоятельной, а не попутной задачей.

4. Естественность- наблюдение должно проводиться в естественных для ребенка условиях.

5. Систематичность- наблюдение должно вестись не от случая к случаю, а систематически, регулярно в соответствии с планом. Интервалы, с которыми должно проводиться наблюдение за детьми, зависят от их возраста. Чем более ранний возраст мы берем, тем меньше должен быть интервал времени между очередными наблюдениями.

6. Объективность– воспитатель должен фиксировать не то, что он «хочет увидеть» в подтверждение своего предположения, а объективные факты.

7. Фиксация- данные должны фиксироваться в ходе наблюдения или сразу после него.

Наблюдение - метод трудоёмкий. Практически невозможно исключить влияние случайных факторов. Фиксировать всё невозможно, поэтому можно упустить существенное и отметить несущественное.

Этот метод пассивный: воспитатель наблюдает ситуации, которые появляются независимо от его планов, он не может повлиять на ход событий. Наблюдение даёт информацию, которую сложно подвергнуть количественному анализу.

Объективность наблюдения можно обеспечить за счет использования нескольких наблюдателей, объединения и обобщения их наблюдений.

Опрос- широко распространен в педагогической практике. Этот метод основан на получении информации в процессе двустороннего или многостороннего обсуждения интересующего исследователя вопроса.

Различают несколько видов опроса:

интервью(устно) ,

беседа(более свободная форма) .

Значительные трудности могут возникать тогда, когда в работе с детьми применяется метод опроса. Эти трудности могут быть вызваны тем, что ребенок не всегда понимает адресованные ему вопросы. По этой причине в психологических исследованиях, связанных с применением опроса детей, рекомендуется, прежде всего, убедиться в правильности понимания ребенком адресованных ему вопросов и только после этого интерпретировать и обсуждать даваемые им ответы.

Перед тем как начать опрос, необходимо дать ребенку приспособиться к новой ситуации. Родители могут присутствовать во время обследования, но должны сидеть в стороне, у ребенка за спиной.

Если ребенок сильно застенчив и робок, то можно предложить родителям сесть рядом, взять ребенка за руку, чтобы тот успокоился. Но необходимо следить за тем, чтобы родители не подсказывали.

Разговор с ребенком следует вести неофициально и доверительно.

Если ребенок испытывает затруднения, то его необходимо подбодрить. Нельзя его торопить, ругать за плохие ответы или их отсутствие. Проявлять недовольство.

Желательно в начале опроса предлагать лёгкие вопросы, затем трудные, далее самые сложные (требующие принятия решений) , в заключение – снова простые.

На выяснение одной характеристики должно быть направлено несколько вопросов, которые контролировали бы искренность ответов ребенка. Это касается вопросов относительно личностных качеств ребенка и их оценка им.

Беседу также можно проводить с группой, когда воспитатель задаёт вопросы всей группе и следит, чтобы в ответах присутствовало мнение всех её членов, а не только самых активных. Обычно такая беседа используется для начального знакомства с группы, поверхностного изучения различных вопросов или для получения информации о социальных процессах в группе.

Начинать общение следует с тематики, приятной собеседнику, чтобы он охотно начал говорить.

Вопросы, которые могут оказаться неприятными для собеседника или вызвать ощущение проверки, не должны быть сосредоточены в одном месте, они должны равномерно распределяться по всей беседе.

Вопросы должны учитывать возрастные и индивидуальные особенности собеседника.

Воспитатель должен быть внимательным и гибким в беседе, предпочитать косвенные вопросы прямым, которые порой могут быть неприятны ребенку. Если вопрос очень важен, то его в ходе беседы можно задать ещё раз в иной формулировке.

Не следует злоупотреблять временем беседы. Опрос ребенка не должен длиться более: 5-15 минут. (в зависимости от возраста) . Снижается интерес и устойчивость внимания.

К несомненным достоинствам беседыследует отнести:

Наличие контакта с собеседником, возможность учитывать его ответные реакции, оценивать его поведение, отношение к содержанию разговора, задать дополнительные, уточняющие вопросы.

Беседа может носить сугубо индивидуальный характер, быть гибкой, максимально адаптированной к ребенку.

Особую проблему представляет фиксация беседы. Магнитофонная запись, производящаяся без согласия собеседника, запрещается по этическим и юридическим мотивам. Открытая запись смущает и угнетает собеседника точно так же, как стенографирование.

Непосредственная фиксация ответов во время беседы становится ещё более серьёзной помехой. Записи, сделанные непосредственно после беседы, таят в себе опасность субъективных трансформаций.

Важным фактором, влияющим на получении объективной информации в ходе обследования, является состояние ребенка.

После окончания опроса диагност должен дать положительную оценку деятельности ребенка. (Молодец! Отлично! Хорошо, постарался!)

ТЕСТИРОВАНИЕ

Тестирование– это стандартизированный метод, используемый для измерения различных характеристик. Часто оно является наименее трудоёмким способом получить объективные сведения.

Тест как научный инструмент - это результат работы экспертов. Тесты создаются профессиональными психологами и педагогами, которые специально занимаются этими вопросами. Поэтому задача воспитателя сводится к тому, чтобы найти опубликованные тесты и использовать их, если они представляются ему полезными для решения поставленных диагностических задач.

В педагогике применяются главным образом тесты успеваемости, тесты, определяющие готовность к школе, тесты интеллекта, тесты, проверяющие пригодность к профессиональному обучению, тесты на внимательность и умение сосредоточиться, а также социальные тесты.

С точки зрения формы можно различать тесты, предполагающие свободные ответы(тестируемый должен сам формулировать ответ) , и тесты, предполагающие выбор(тестируемый должен выбрать правильный ответ из предложенных ему вариантов) .

В особую группу выделяют проективные тесты. Они основаны не на прямой, а на косвенной оценке тех или иных качеств человека.

Такая оценка получается в результате анализа того, как человек интерпретирует и воспринимает некоторые многозначные объекты: сюжетно неопределенные картинки, бесформенные пятна, незавершенные предложения и др. Предполагается, что человек в оценку и интерпретацию подобных объектов «вкладывает» или «проецирует» самого себя. К проективным тестам обращаются тогда, когда дело касается психодиагностики скрываемых или, как у детей – неосознаваемых ими психологических особенностей.

Проективные тесты применяются лишь специалистами т.к. они требуют большой специальной теоретической и практической подготовки , опыта их применения. По сравнению с другими видами тестов требуют значительно больше времени.

Очень трудная интерпретация результатов, невысока вероятность их правильности. Снижена объективность исследования.

Для психодиагностики детей обычно используют тесты, аналогичные взрослым, но более простые и адаптированные

ЭКСПЕРИМЕНТ

Эксперимент- то активное вмешательство исследователя в деятельность испытуемого с целью создания условий, в которых выявляется какой-либо психологический факт.

Эксперимент представляет собой метод психологического исследования, позволяющий не только описать явление, но и объяснить его. Исследователь планово воздействует на происходящее с целью выявить закономерности и комплекс наиболее благоприятных условий.

Этот метод применяется, в основном, в научной работе в области педагогики. Также он может использоваться в повседневной деятельности воспитателя для проверки эффективности новых и оптимизации хорошо зарекомендовавших себя приёмов работы.

Лабораторный эксперимент проводится в искусственных, специально создаваемых и точно учитываемых условиях. Неестественность ситуации эксперимента приводит к напряжённости, скованности испытуемого, его стеснённости из-за непривычных условий. Поэтому он редко применяется для решения педагогических проблем учебно-воспитательного процесса

Естественныйэксперимент отличается тем, что дети, находящиеся в естественных для них условиях игровой, учебной или трудовой деятельности, не догадываются о проводимом психологическом исследовании. Естественный эксперимент сочетает в себе преимущества наблюдения и лабораторного эксперимента, хотя у него и меньшая точность, его результаты сложнее подвергнуть количественной обработке. Но здесь отсутствует отрицательное влияние эмоционального напряжения, преднамеренность ответной реакции.

Формирующийэксперимент предусматривает внедрение в педагогическую практику результатов исследования с последующим изучением изменений, которые возникают вследствие подобных новаций.

В основе этики – признание права каждого человека на неприкосновенность его психики, его души.

ОСНОВНЫЕ ЭТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ В ПСИХОДИАГНОСТИКЕ

1. Принцип ответственности:ответственность диагноста за сохранение психического и физического здоровья, эмоционально-соматического комфорта, социального благополучия обследуемого на всех этапах психодиагностического обследования.

2. Принцип компетентности: психодиагностическое обследование выполняется всегда квалифицированными специалистами. Психодиагност берется за решение тех задач и вопросов, по которым он профессионально осведомлен.

3. Принцип конфиденциальности: неразглашение результатов без персонального согласия на это того лица, по отношению к которому проводилась психодиагностика. Исключение составляют случаи, когда психодиагностика проводится в научных целях как часть экспериментального исследования, но и в этом случае не рекомендуется указывать в публикациях точные имена и фамилии испытуемых.

Обычно результаты диагностической деятельности не следует оглашать публично. Если требуется повлиять на конкретного ребенка, лучше всего поговорить с ним или с его родителями наедине. На родительских собраниях не следует указывать на конкретных детей: родители сами должны понять, что относится к их ребёнку.

4. Принцип научной обоснованности: психодиагностические методики должны быть валидны и надежны, то есть давать такие результаты, которым можно вполне доверять.

5. Принцип ненанесения ущерба: результаты психодиагностики ни в коем случае нельзя использовать во вред тому человеку, который подвергается обследованию. Если психодиагностика проводится в целях конкурсного отбора или при приеме человека на работу, то данный принцип применяется вместе с принципом открытостирезультатов для обследуемого, который требует информации о том, что и как у него будет тестироваться, каковы результаты его обследования.

6. Принцип объективности:выводы по результатам тестирования должны быть научно обоснованными, и никак не зависеть от субъективных установок тех, кто проводит тестирование.

7. Принцип эффективности: дающиеся на основании психодиагностики рекомендации обязательно должны быть полезными для того человека, которому даются.

8. Принцип комплексной диагностики– принцип сочетания различный методических приемов при диагностике одного и того же психического свойства, а также сочетаний методик, направленных на родственные психические свойства, для повышения точности диагностического заключения

Поскольку воспитатель, проводя психодиагностическое обследование, тесно взаимодействует с детьми и может воздействовать на них, он должен обладать определенным личностным качествами: критичность и гибкость мышления, общительность, эмпатия, доброжелательность, терпимость к чужому мнению, умение выслушать, понять и успокоить, тактичность, свободное владение речью, высокая общая культура.

Основная рекомендация, которая касается поведения экспериментатора, заключается в том, чтобы он был спокойным, уравновешенным, а его поведение - достаточно ровным, доброжелательным и уважительным по отношению к испытуемым.

При психодиагностики несовершеннолетних детей их родители или заменяющие их лица имеют право знать результаты тестирования ребенка;

Результаты психологического обследования и рекомендации, дающиеся на их основании предоставляются в доступной для правильного понимания форме;

Ни в коем случае нельзя выражаться серо, банально или некорректно, стараясь таким образом приблизиться к уровню своего собеседника – это шокирует.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Бодалев А. А., Деркач А. А., Лаптев Л. Г. «Основы социально психологических исследований» М.: Гардарики, 2007г.
  2. Казанская В. Г. «Педагогическая психология: Учебное пособие» СПб.:Питер,2003г
  3. Немов Р. С. «Психология» Кн.2: Психология образования-М.:ВЛАДОС,2003г.
  4. Немов Р. С. «Психология» Кн.3 Психодиагностика-М.:ВЛАДОС, 2003г.
  5. Шевандрин Н. И. «Психодиагностика, коррекция и развитие личности» М.:Владос,2001г.
  6. Широкова Г. А. «Справочник дошкольного психолога». Ростов н/Д: Феникс, 2004г.

У меня есть протоколы но как сделать интерпритацию я мало представляю…
Но протоколов тоже только 3 варианта, может есть еще у вас на эту методику.
как всё же проводить интерпритацию, учитывая возраст

Катя И. (5.5 лет)
История 1. Дети строили город. Оля стояла и смотрела, как играют другие. К ребятам подошла воспитательница и сказала: «Мы сейчас будем ужинать. Пора складывать кубики в коробки. Попросите Олю помочь вам». Тогда Оля ответила…

Что ответила Оля? – “быстро собирайте игрушки”

Почему: потому что я большая девочка
Как она поступила? -хорошо
пОЧЕМУ? ГОВОРИТ СМЕЛО И ОНА ХОРОШАЯ ДЕВОЧКА.

История 2. Кате на день рождения мама подарила красивую куклу. Катя стала с ней играть. Тут подошла к ней ее младшая сестра Вера и сказала: «Я тоже хочу поиграть с этой куклой». Тогда Катя ответила…

ЧТО ОТВЕТИЛА КАТЯ? – не дам куклу,
Почему? “ПОТОМУ ЧТО ЕЁ МАМА КУПИЛА ЕЙ НА ДЕНЬ РОЖДЕНИЕ, А У ВЕРЫ НЕТУ СЕЙЧАС ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ, ТАК ЧТО НЕ ДАМ.”
Как она поступила?- “хорошо”
Почему? “потому что надо возвращать куклы и не надо их давать, а то не вернут”

История 3. Люба и Саша рисовали. Люба рисовала красным карандашом, а Саша зеленым. Вдруг Любин карандаш сломался. «Саша, – сказала Люба, – можно мне дорисовать картинку твоим карандашом?» Саша ответил…

Что ответил Саша? -нет нельзя извини
Почему? – т.к. он быстро сломается, нельзя сильно нажимать на карандаш
Как поступил Саша? -плохо
Почему?- потому что не дал карандаш, жадный

История 4. Петя и Вова играли вместе и сломали дорогую красивую игрушку. Пришел папа и спросил: «Кто сломал игрушку?» Тогда Петя ответил…

Что ответил Петя? -Это мы сломали игрушки
Почему?- потому что надо признаваться
Как поступил Петя? -хорошо
Почему? -это правильный поступок

протокол Палина (5 лет)

История1………..

Ладно помогу
-Т.к если не будет собирать то останемся без ужина
-хорошо
-т.к помогли воспитательнице собрать кубики.

История 2…………….
-Иди в магазин и покупай там куклу,
– т.к у нее не было день рождения
-плохо
-потому что не надо жадничать, то куклу заберет мама

история 3………
-если у тебя сломался карандаш, нарисуешь моим, а потом отдашь.я возьму другой
–хорошо
-потому что девочкам надо уступать

история 4 ………
-Это сломаля Я
-потому что нужно признаться, ему папа купил дорогую игрушку а он взял и сломал
-хорошо
-потому что если не признаешься вызывут милицию

Протокол Ангелина (5,5 лет)
история 1……
– помогу
– девочка помошница
– хорошо
-помогла детям

История 2…..
– не дам
-это моя кукла
-плохо
-она жадная

История 3…..
-Да можно,
– потому что Люба хорошая
-Саша поступил хорошо
-потому что дал карандаши.

История 4…………
-нет не мы сломали
-они думали что их поругают
-плохо
-потому что не признались, если б признались сразу то не поругали бы

Лучшие статьи по теме