Психология. Отношения. Личность. Общение
  • Главная
  • Девушки
  • Классный час о любви. Классный час для старшеклассников "разговор о любви". I. Интерактивная беседа

Классный час о любви. Классный час для старшеклассников "разговор о любви". I. Интерактивная беседа

Классный час "Любовь - не любовь" призван помочь старшеклассникам отличить любовь от влюбленности, желания любить, страсти. Мероприятие построено на деятельностной основе: кроме "общественности" в обсуждении проблемы принимают участие "семьи", т. е. все ученики класса. Классный час построен на материалах интернет-ресурсов, может дополняться различными видеоклипами и материалами прессы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Классный час «Любовь – не любовь».

Цель:

Формирование нравственной культуры старшеклассников, понимания значения такой нравственной категории, как любовь в жизни человека, ее многоликости.

Воспитание ответственности за свои поступки.

Подготовка к семейному воспитанию.

Ход классного часа. Группы, которые помогают вести классный час: психологи, врачи, поэты.

1. Создание психологического настроя.

На доске нарисовано два дерева настроения. На одном - листья разных цветов, на другом голые ветки. Просим ребят сорвать листик любого понравившегося цвета. Потом даем символику цвета в соответствии с настроением.

1) Красный – ассоциируется с огнём, кровью, власть, ему приписывают (агрессия) целительные свойства способность противостоять колдовству.

2) Жёлтый – цвет золота и осени. Человек, выбравший этот цвет-(радость) властный, целеустремлённый.

3) Зелёный – цвет травы и листьев. Он действует успокаивающе. (лидер) Надежда, веселье, натура скрытая и упрямая.

4) Синий – цвет моря и неба. Доброта, постоянство, честность, (усталость) верность, чувство мира невидимого.

5) Коричневый – не предрасположенность к другим. Фиолетовый (тревожное, напряженное)

Черный (упадок, уныние).

Поскольку у нас есть ребята, у которых душевный настрой не совсем радостный, давайте попробуем это исправить. В психологии есть такой прием, который называется «Ком глины».

Я сейчас возьму в руки воображаемый ком и что- то вылеплю, а вы догадайтесь, что это. Леплю, например, рыбку. Ребята догадываются, а я дарю её тому, у кого черный листочек, и говорю, что это рыбка золотая и принесет счастье. Передаю ком кому-то другому.

Ребята, вы очень внимательно следили за тем, как мы творили свои скульптуры. Будьте так же внимательны и уважительны друг к другу, когда вы будете высказывать свое мнение по проблемам, о которых мы будем говорить.

Тема нашего классного часа – любовь.

И в этом нам сегодня будут помогать разбираться наши эксперты: поэты, врачи и психологи, представители церкви и общественности.

Ведущий: Тема любви интересует всех. Не случайно о любви так много писали поэты, философы и ученые. Но к общему пониманию люди так ине пришли, и вряд ли придут. Любовь многолика, она настолько по-разному переживается людьми, насколько разными являются эти люди. В любви каждый видит свое и говорит о своем. Полнота любви –в словах апостола Павла: «Любовь долго терпит, милосердствует, любовь не завидует, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит».

Я пришел к мудрецу и спросил у него:

«Что такое любовь?»

он сказал: «Ничего».

Но я знаю, написано множество книг.

«Вечность»,- пишут одни,

А другие, что миг.

То огнем опалит,

То растает как снег.

Что ж такое любовь?

Это все-человек.

И тогда я взглянул ему прямо в лицо.

Как тебя мне понять:

«Ничего» или «все»?

Он сказал, усмехнувшись:

«Ты сам знаешь ответ,

«Ничего» или «все»

Середины тут нет».

Кто из вас познал такую любовь и пребывает в ней? Но не все так печально, даже ради отголосков любви в нашем сердце к ней стоит стремиться.

Ведущий:

Итак, мы будем говорить о любви во всех её ликах. Что же такое любовь?

Психологи:

Вот как трактует это понятие философский словарь:

Любовь – интимное и глубокое чувство человека, направленное на другую личность, человеческое сообщество, идею.

А вот о какой любви помнят люди. Идет презентация под музыку «Лебединая верность».

3 Сообщения поэтов: Звучит музыка J. Last «Adagio»

Один из юношей рассказал о настоящей любви так: «Там где мы жили раньше, было озеро, в нем жили 2 лебедя. Этих лебедей бережно хранили. Но однажды кто-то подстрелил одного лебедя и он умирал. Второй сначала не понял, что происходит, а потом, поняв, закричал, поднялся в воздух и, сделав прощальный крик, камнем бросился на землю, и такая боль была в прощальном крике, что люди, видевшие это, не смогли сдержать слез». Это похоже на легенду, но это правда. А теперь считайте, любовь это или нет.

Учитель: Как вы думаете, без чего не может быть настоящей любви?

(ответ: без ВЕРНОСТИ)

Поэты:

Друзья, учитесь верности у лебедей!

Любите так, как любят эти птицы!

Ведь если взять Вселенную, ни с чем

Любовь такая не сравниться.

Они не люди, но какая стать,

Какая нежность, преданность друг другу!

Их чувство невозможно передать,

Оно подобно истинному чуду!

Но как не чудо? Ведь всегда вдвоем

Крылом к крылу. В красивом оперенье

Они скользят по чистому пруду.

Божественны! Остановись мгновенье!

Вот так плывут по жизни, по воде

Два нежных преданных творенья!

Учитесь верности у лебедей!

Храните жизни чудные волненья!

Презентация под музыку из к/ф «Титаник»

…Недавно на дне моря нашли греческое судно, утонувшее еще до нашей эры. За два тысячелетия соленая вода выела все, что было на судне, даже скульптуру из мрамора. Только одна вещь сохранилась: серебряное колечко с бирюзой. Внутри колечка женским почерком было написано: «Я отдала тебе все».

…И другая история начала 20 века. Он и Она встретились и полюбили друг друга на корабле, который мог бы считаться чудом инженерной мысли и воплощением тщеславия, богатства и роскоши его владельцев. Имя этого корабля –«Титаник». Любовь, только что вспыхнувшая в сердцах молодых людей, подверглась самому страшному испытанию, испытанию смертью.

Какое же еще чувство говорит о любви? (Самопожертвование)

….Несколько десятилетий назад археологи нашли гробницу египетского фараона Тутанхамона. Он умер совсем молодым, девятнадцатилетним, а за месяц до смерти женился на пятнадцатилетней девочке. Сохранились очень странные, совсем не «царственные» изображения: мальчик и девочка перебрасываются яблоками, у бассейна брызгают друг друга водой…

Фараона похоронили, как положено, в дорогих одеждах, в головном уборе из золота. Но когда этот символ власти приподняли, под ним оказалось маленькое чудо: венок из полевых цветов. Кто мог, кто имел право положить его на лоб мертвому фараону? Только пятнадцатилетняя девочка, которая, плача, ходила по полю и собирала эти цветы… (Музыка)

Согласитесь, вряд ли любовь возникает на пустом месте? Как вы думаете, что предшествует любви? (Интерес, дружба, уважение).

Учитель. Назовите качества, которые вы хотели бы видеть в человеке, любимом вами и любящем вас. Мальчики и девочки создают портрет своего идеального избранника. Возможные ответы: верность, постоянство, честность, заботливость, нежность, преданность, бескорыстность, жертвенность и т.п.

Учитель. А теперь еще раз просмотрите этот список и признайтесь, хотя бы перед самим собой, обладаете ли вы сами теми качествами, которых ждете от других? То есть, по сути, способны ли вы любить по-настоящему? Если мы только ждем от любви привилегий и удовольствия для себя, то такая любовь не будет иметь успеха и обречена на гибель.

4. Диспут:

Ребята, очень часто молодые люди говорят друг другу:

Я хочу быть с тобой.. (человек интересен)

Я не могу жить без тебя…(доля шантажа, желание собственника заполучить предмет своего обожания)

Как вы думаете, чем отличаются эти высказывания?

5.Инсценировка Р.Рождественский

Д: - Отдать тебе любовь?

М.: - Отдай.

Д: - Она в грязи...

М.: - Отдай в грязи...

Д: - Я погадать хочу...

М.: - Гадай...

Д: - Еще хочу спросить.

М.: - Спроси.

Д: -Допустим, постучусь...

М.: - Впущу.

Д: -Допустим, позову...

М.: - Пойду.

Д: - А если там беда?

М.: - В беду.

Д: - А если обману? М.: - Прощу.

Д: - «Спой» - прикажу тебе. М.: - Спою.

Д: - Запри для друга дверь. М.: - Запру.

Д: - Скажу тебе: «Убей!»

М.:-Убью!

Д:- Скажу тебе: «Умри!»

М.: - Умру.

Д: - А если захлебнусь?

М.: - Спасу.

Д: - А если будет боль?

М.: -Стерплю.

Д.: - А если вдруг - стена?

М.: - Снесу.

Д.: -А если узел?

М.: Разрублю.

Д.: - А если сто узлов?

М.: - И сто.

Д.- Любовь тебе отдать?

М.: - Любовь.

Д.: Не будет этого!

М.: За что?

Д.: Зато, что не люблю рабов.

Вопрос: Почему такое самоотверженное чувство не было принято?

(фронтальное обсуждение)

Слово для вывода берут психологи.

Вывод. Истинно человеческая любовь может быть основана только на взаимном уважении друг в друге человеческого достоинства, а не на одном капризе чувства и не на одной прихоти сердца.

Учитель. Есть такая поговорка: «Любовь зла…» И люди как бы оправдывают свои неудачные отношения. Поговорим об этом:

Поэты

Опять лежишь в ночи, глаза открыв,

И старый спор сама с собой ведёшь.

Ты говоришь: “Не так уж он красив!”

Всё не идёт к тебе тот сон,

Всё думаешь, где истина, где ложь.

Ты говоришь: “Не так уж он умён!”

А сердце отвечает: “Ну и что ж”.

Тогда в тебе рождается испуг,

Всё падает, всё рушится вокруг.

И говоришь ты сердцу: “Пропадёшь”,

А сердце отвечает: “Ну и что ж”.

Как вы считаете, можем ли мы управлять своими чувствами?

Обмен мнениями.

Психологи:

1 участник. Да, любовь слепа: мы можем полюбить, а вернее увлечься человеком безнравственным, эгоистичным, нечистоплотным, ветреным. В конце концов, это право выбора каждого – кого любить. Мы можем провести всю жизнь в страданиях и разочарованиях, утешая себя временами: что поделаешь – любовь. Но стоит ли тратить на это жизнь?

2 участник. Юность – благоприятная пора выбора, пора созревания – не только физического, но и нравственного, духовного. Очень важно с юных лет научиться разбираться в людях. Если человек причиняет вам боль, значит, он вас не любит.

3 участник. В пору влюбленности человек обычно не замечает недостатков предмета своего обожания. Проходит время – пелена влюбленности с глаз спадает, и обнажаются все изъяны характера. Влюбленность проходит, испаряется как ничто. Это неизбежно, это закон. Любовь же остается, укрепляется, и любящий человек принимает любимого таким, какой он есть.

4 участник. Не верьте словам, верьте делам. Вы надеетесь силой своей любви изменить его? Вряд ли. Ни один человек не изменится, пока сам этого не захочет.

5 участник. Не стройте воздушных замков. Не будьте слепы в любви, при принятии любых решений включайте разум. Чудеса случаются редко, чаще в книжках и фильмах.

6 участник. Идеальных людей, конечно же, не бывает, но у каждого человека есть своя шкала ценностей, по которой он соизмеряет допустимые и недопустимые поступки, как свои, так и окружающих его людей.

Ведущий: Но что же делать, если нужно прямо сейчас понять: любовь у тебя или нет? А если не любовь, то что? Увлечение, страсть, влюбленность или просто сильное желание любви?

И если говорить о любви трудно, то привести примеры того, что не является любовью, вполне реально.

Работа в группах: приведите примеры, которые с любовью точно несовместимы. Можно вспомнить литературных героев (Швабрин и Маша Миронова, Обломов и Ольга Ильинская, Ольга и Ленский, Катерина и Борис, Пьер и Элен).

С примерами «не любви» можно познакомиться уже в раннем детстве, если читать или внимательно слушать сказки.

Помните Русалочку Г. Х. Андерсена?

Почему Русалочка обратилась к колдунье? (она не могла жить без принца, а это уже не любовь, а ущерб личности)

Что общего может иметь любовь с силами тьмы? (ничего, это светлое чувство)

Почему Русалочка при всех своих качествах не добилась своего? (человек теряет свою индивидуальность, если целью своей жизни ставит служение другому человеку)

Как воспринимается человек, который говорит всем своим видом «я все отдал ради тебя»? (это уже не любовь, а самолюбование).

Психологи:

Есть сигналы, которые способны предупредить, что это –не любовь, а ее ожидание, иллюзия или болезнь.

Вам скучно с этим человеком. (Не он скучен, просто это не ваш человек)

Вам интересно вместе, но вы не можете быть естественным.

Вам тяжело вместе молчать.

Вы не готовы ради него чем-то пожертвовать.

Часто вы забываете о существовании этого человека.

В вашей жизни стало меньше светлых дней.

Вывод: Естественное желание любви может сыграть злую шутку, и свое ожидание вы можете принять за любовь.

Поэты:

Настоящая любовь – редкость, она, может быть, только один раз и встретится вам в жизни. Человек не может быть одиноким. Ему нужно общество себе подобных. Из этого общества он выбирает одного-единственного, с которым хочет прожить жизнь, делить радости и беды. Но когда встретится тот единственный человек, никто не знает. В 16 или в 30, а может и в 50 лет? Желание нравиться – это естественное желание любой девушки во все времена. Оно оправдано самой природой, стремлением выбрать достойного отца для своих детей.

Как прекрасно, когда только тебе, одной-единственной посвящают стихи:

Ты рядом – и все прекрасно:

И дождь, и холодный ветер,

Спасибо тебе, мой ясный,

За то, что ты есть на свете.

Спасибо за эти губы,Спасибо за руки эти.

Спасибо тебе, мой милый,За то, что ты есть на свете.

Подумай, ведь мы могли бы

Друг друга совсем не встретить!

Единственный мой, спасибо

За то, что ты есть на свете!

Какой будет ваша любовь, зависит только от вас.

У вас сейчас прекрасная пора! И надо продлить ее как можно дольше, не торопить. Все это будет потом, поверьте, обязательно будет.

Я желаю вам быть добрыми и благородными, чтобы мальчишкам ради вас захотелось бы совершать подвиги

Рефлексия

Дополните предложения:

Любить – это значит…

Я хочу, чтобы моя любовь была…

Я не хочу, чтобы моя любовь была…

Быть любимым – это значит…

Любовь дает право на…

Любовь не дает права на…

Любовь требует от другого человека…

Любовь не требует…

Заключение:

Все начинается с любви…

Твердят:

Методическая разработка

классного часа на тему: « А если это любовь?»

(10 класс)

Цели:

    стимулировать у детей нравственные мотивы поведения;

    на примере выдающихся личностей, их жизни, творчества развивать у детей потребность в высоких нравственных качествах.

Задачи:

    обсудить с учащимися проблему ранней любви;

    дать общие знания в области психологии и физиологии любовных чувств

Подготовительная работа:

    анонимное анкетирование учащихся;

    подбор иллюстративного материала; стихотворений, музыкальных фрагментов

Форма проведения:

    беседа с элементами диспута

Анкета № 1«Закончи предложение»

    Мне кажется, что лица противоположного пола…

    Я считаю, что настоящий мужчина- это тот, кто…

    Я не люблю, когда юноши (девушки)…

    Я считаю, что любовь и секс…

    Ревность-это…

    Любовь-это…

    Я не понимаю, почему юноши (девушки)…

    С лицами противоположного пола у нас много общего, например…

    Главное для юноши (девушки)…

    В своей будущей семье я …

    Я мечтаю…

Анкета № 2

    Часто ли мама или папа говорят с тобой о любви?

    Знаешь ли ты историю любви твоих родителей?

    Говоришь ли ты кому-нибудь о своих чувствах?

    С помощью чего можно выразить любовь к другому человеку?

Верь в великую силу любви!

Свято верь в её крест побеждающий,

В её свет, лучезарно спасающий

Мир, погрязший в грязи и крови…

Верь в великую силу любви!

Ход классного часа

(звучит лирическая музыка Шопена)

Классный руководитель: Сегодня у нас интересная тема для обсуждения: «А может это любовь?». Полнота жизни человека зависит во многом от того, испытал ли человек в своей жизни большое чувство любви. Ведь именно любовь заряжает человека энергией, вдохновляет его на подвиги, героические дела, на самый тяжелый труд, на годы исканий. Любовь помогает не просто жить, а жить полной жизнью. Должно быть поэтому Г.Поженян написал такие стихи:

Это наивно и это не ново…

Нужно, чтоб кто-то кого-то любил

Толстых, худых, одиноких недужных,

Робких, больных,- обязательно нужно,

Нужно, чтоб кто-то кого-то любил.

О силе любви, придающей полноту жизни, писали многие. Посмотрите, как об этом написал Владимир Высоцкий в своей балладе «О любви»

Я дышу. и значит, я - люблю!

Я люблю, и значит, я- живу!

Свежий ветер избранных пленил,

С ног сбивая, из мертвых воскрешал,-

Потому что, если не любил,-

Значит, и не жил. и не дышал!

Да, любовь- это святое чувство. Это первое прикосновение к душе другого человека, проникновение в его мир…Первая любовь- это тайна…

Как же мы представляем себе это чувство? (анализ анкет учащихся).

В раннем юношеском возрасте возникает глубокое чувство- любовь. Этому есть объяснение и с точки зрения физиологи, и психологии. Во-первых, это половое созревание; во-вторых, это желание иметь очень близкого друга, с которым можно говорить на самые разные волнующие темы; в-третьих, это естественная человеческая потребность в сильной персональной привязанности, которой особенно не хватает тогда, когда человек начинает испытывать чувство одиночества.

Дружба и любовь в юности часто неотделимы друг от друга. Дружба может перейти в любовь. Юноши и девушки сами ищут межличностного общения, интимных контактов друг с другом, уже не могут долго испытывать чувство одиночества, вот почему часто и ошибаются, принимая за любовь просто симпатию или желание любить. Иногда старшеклассники бывают настолько поглощены, озабочены всем этим, что забывают обо всем остальном.

Возникает некий образ идеального возлюбленного, чаще всего связанного с СМИ. Замечено, что после победы в Великой Отечественной войне, девушки предпочитали военных, а молодые люди, прошедшие войну, прошедшие кровь, лишения, мечтали о светлых, миловидных девушках типа Любови Орловой и т.д.

Какой сейчас «популярен» тип юноши или девушки? (ответ учащихся)

Идеальный образ любимого человека иногда бывает нереальным в том смысле слова, что среди окружающих людей никто не может ему соответствовать. Нередко это приводит к тому, что, не обнаружив рядом с собой такого объекта, который бы соответствовал идеалу, юноши и девушки испытывают чувство глубокого разочарования. И у них возникает чувство одиночества, а иногда наступает и депрессия.

Возможно ли «совместить» любовь, учёбу (на нашем этапе)? Можно ли найти золотую середину? Как вы думаете? Или нужно отдаваться чему-то одному? (ответы учащихся).

Учеба и любовь- вещи совместимые, хотя совершенно разные. Нужно «выделиться» из общей массы. А как7 Плохим- можно, но вряд ли лицо противоположного пола надолго обратит на это внимание. Заметит -безусловно, но очень быстро и забудет, разве можно о серьёзном думать с человеком, способным только на плохое!? А вот хорошие отметки, прекрасные ответы, победы в разных интеллектуальных конкурсах скорее привлекут внимание того человека. ради которого вы стараетесь, ведь в наше время можно стать успешным, имея хорошее образование.

А какие еще вопросы волнуют влюбленного человека? (ответы уч-ся: как нужно ухаживать, какие знаки внимания предпочитают лица противоположного пола, как признаться в любви и нужно ли это делать, когда можно поцеловаться и т.д.)

А вот еще один важный вопрос: нужно ли о своем чувстве говорить, например, с родителями? (уч-ся высказывают свое мнение)

Очень часто первые чувства приносят боль. Нет взаимности. А может быть такое, что тот, кого вы выбрали, ещё не интересуется этим вопросом? Стоит ли опускать руки? Что значит выражение «бороться за любовь»? Можно ли насильно «влюбить в себя « другого человека? Что означает выражение «любовь слепа»?

Любовь - замечательная и важная часть жизни, но не вся жизнь.

Работа в группах (отдельно за столами рассаживаются мальчики и девочки)

Задания мальчикам :

    Назовите 5 причин, почему девушки могут не вызывать симпатии.

    Назовите 5 качеств девушек, по которым они всегда будут нравиться.

    Назовите основные причины, по которым, как вам кажется, юноши нравятся девушкам.

    Назовите 3 идеала девушки, женщины (из жизни, из СМИ)

Задания девушкам :

    Назовите 5 причин, почему юноши могут не вызывать симпатии.

    Назовите 5 причин, по которым юноша всегда будет интересным.

    Назовите основные причины, по которым, как вам кажется, девушки нравятся юношам всегда.

    Назовите 3 идеала юноши, мужчины (из жизни, из СМИ)

    Какой фильм о любви, художественное произведение считаете для себя поучительным?

Обсуждение ответов.

Музыкальное (шуточное задание ): кто кого перепоёт (куплеты песен о любви- можно караоке)

Работа в группах . Задание: из предложенных текстов лирических стихотворений выбрать цитаты, близкие своим мыслям о любви, прочитать их.

Примерные тексты:

Все начинается с любви:

И озаренье, и работа,

Глаза цветов, глаза ребенка-

Все начинается с любви!

Все начинается с любви.

Я это точно знаю.

Все, даже ненависть –

Родная и вечная

Сестра любви

Все начинается с любви:

Мечта и страх.

Вино и порох.

Трагедия, тоска и подвиг-

Все начинается с любви.

Весна шепнет тебе: «Живи…»

И ты от шепота качнешься

И выпрямишься. И качнешься.

Все начинается с любви.

Р. Рождественский

Слова «любовь» и «жизнь» неразделимы.

В отдельности их познавать нельзя.

Любовь была и есть преображенье

Души и тела.

Это не любовь, коль дух недвижен.

В.Сидоров

Не бывает любви несчастливой.

Не бывает. Не бойтесь попасть

В эпицентр сверхмощного взрыва,

Что зовут «безнадежная страсть».

Если в душу врывается пламя.

Очищаются души в огне.

И за это сухими губами «благодарствуй»

Шепните Весне.

Ю.Друнина

Ты- рядом, и всё прекрасно:

И дождь, и холодный ветер.

Спасибо тебе, мой милый, за то.

Что ты есть на свете.

Спасибо за эти губы.

Спасибо за руки эти.

Спасибо тебе, мой милый.

За то, что ты есть на свете.

Ю.Друнина

Учащиеся предлагаю свои варианты

Классный руководитель:

Чем станет любовь твоя:

Песней, хлебом, кипящей сталью.

Соколом в поднебесье,

Морем за дальней далью?

Или, сорвавшись с выси,

Камнем в глубь сердца канет?

От нас, от самих зависит,

Чем любовь наша станет .

Тема: Действительно ли первая любовь настоящая?

Цель: помочь учащимся осмыслить истинное значение слова «любовь», снятие меж полового напряжения в классе, прививать учащимся уважительное отношение к чувствам, развитие умения анализировать собственные поступки с общечеловеческими ценностями.

Форма проведения: диспут

Предварительный этап: анкетирование

Оформление кабинета: компьютер, проектор,телевизор, караоке, свечи с подсвечниками, сердца со стрелами,шары и высказывания о любви:

«Любовь- это не только чувство,

Это ещё и искусство»

О.де Бальзак

«Любовь с хорошей песней схожа, а песню нелегко сложить».

«Любовь- состояние полной гармонии»

«Любовь - это неведомая страна, и мы все плывем туда каждый на своем корабле, и каждый из нас на своем корабле капитан и ведет корабль своим собственным путем»

1.Слайд

Твоя любовь, мой друг, дороже клада.

Почетнее короны королей;

Наряднее богатого наряда,

Охоты соколиной веселей.

У.Шекспир

Ход классного часа:

Зажигаются свечи, звучит медленная классическая музыка- романс С.Есенина «Отговорила роща золотая»

I .Вступительное слово учителя.

Средь шумного бала, случайно,

В тревоге мирской суеты,

Тебя я увидел, но тайна

Твои покрывала черты.

Лишь очи печально глядели,

Как звон отдаленной свирели,

Как моря играющий вал.

И весь твой, задумчивый вид,

И смех твой, и грустный и звонкий,

С тех пор в моем сердце звучит.

В часы одинокие ночи

Люблю я, усталый, прилечь-

Я вижу печальные очи;

Я слышу печальную речь;

И грустно я так засыпаю,

И в грёзах неведомых сплю-

Люблю ли тебя - я не знаю,

Но кажется мне, что люблю!

2 слайд:

Любовь, любовь- загадочное слово,

Кто мы бы до конца тебя понять?

Всегда во всем старо ты или ново,

Томление духа ты иль благодать?

Как вы думаете о чем мы с вами будем беседовать? Не просто о любви, а о первой любви. Настоящая ли она?

Говорить о чувствах сложно, а уж тем более найти слова для любви. Не так ли? Но как бы то ни было, по - прежнему волнуются сердца и требуют совета (Учитель дает советы по ведению диспута:

Внимательно слушать выступающих;

Тактично без грубости относиться к мнениям товарищей).

Для вас эта тема актуальна так как, в вашем возрасте наступает пора влюбленности. Сколько сердечных потрясений происходит именно в школьные годы! Это может быть и просто увлечение, но к любому чувству следует относиться бережно.

II Основная часть. Обсуждение проблемных ситуаций

1. Словарная работа, понятие «любовь»

Что такое любовь? (вспоминаются заполненные анкеты учащимися)

(Любовь - это огромная нежность, это чувство ответственности, это когда берешь на себя боль и страдания любого человека, это когда стараешься помочь, взять тяжести на свои плечи, это когда забываешь о себе, о своих страданиях;

Любовь - это когда боишься обидеть не то что поступком или словом, даже взглядом, это когда тебе больно от того, что любимому больно.)

Как больно, милая, как странно.

Сродняясь в земле, сплетясь ветвями,

Как больно, милая, как странно,

Раздваиваться под пилой…

2. Интерактивная беседа «Любовь» и «Влюбленность»

Знаете ли вы, какие качества девушки не любят в юношах?

(Грубость, жадность, жестокость, пьянство, неверность, равнодушие)

А какие юноши не любят качества в девушках?

(Ехидство, грубость, отсутствие женственности, болтливость, нетактичность). Попробуйте помнить об этом.

Как вы думаете влюбленность и любовь одно и то же? А порассуждаем и постараемся увидеть и найти различия на основе письма девушки)

Примерные ответы детей:

Влюбленность - это чувство, которое мгновенно вспыхивает и быстро проходит, а любовь чувство постоянное, крепкое, на всю жизнь.

Можно влюбляться в разных девчонок (парней) , а любить только одну.

Бывает, что можно влюбиться на всю жизнь. В передаче «Жди меня» старые люди вспоминают свою первую любовь, ищут ее.

3. Любовь великих людей и знаменитостей

Чувство любви самое поэтичное, чистое, прекрасное. Тема любви у всех народов, во все времена неисчерпаема и неповторима для каждого приходящего в этот мир.

«Любви все возрасты покорны» - сказал когда-то Пушкин.

Согласны ли вы с мнением поэта? Если нет, аргументируйте.

3 слайд:

История первой любви Ф. И. Тютчева к баронессе Крюденер или Амалии.

Была ли их любовь настоящей?

Вспомните стихотворения или песни, романсы классиков о первой любви.

4. Любовь истинная и любовь мнимая.

Нужна ли любовь? Может быть лучше без нее? Ведь сколько с ней мороки, переживаний, сколько судеб она ломает… но с другой стороны - сколько оно приносит счастья? И ничто не может сравниться с той радостью и тем неистовством, которое порождает это удивительное чувство. И как сказал поэт: «Жить без любви, быть может, просто, но как на свете без любви прожить?».

Скажите какая любовь? кому бывает?

В. Г. Белинский так обозначал «времена года» у любви:

«Любовь имеет свои законы развития, свои возрасты, как жизнь человеческая. У нее есть своя роскошная весна, свое жаркое лето, наконец, осень, которая для одних бывает теплою, светлою и плодородною, для других - холодною, гнилою и бесплодною».

Известны ли вам примеры верной и бескорыстной любви?

(Любовь Ромео и Джульетты, своих друзей, бабушек и дедушек)

Но чем отличается первая юношеская любовь от всех остальных?(первая любовь отличается еще и тем, что юный человек не только открывает для себя другого, его красоту и притягательность, но прежде всего открывает себя самого.»Что со мной творится?» - вот недоумение, радость и страх, которые больше волнуют юношу и девушку.)

Определение истинной любви нельзя дать, ее нельзя объяснить, она не поддается точной вербализации. К ней надо прийти самому.(Истинно человеческая любовь может быть основана на взаимном уважении друг в друге человеческого достоинства, а не на одном капризе чувства и не на одной прихоте сердца)

IV Заключительная часть

( Слова учителя звучат на фоне песни Н. Бучинская «Первая любовь»)

Каждый человек в своей жизни встречается со своей первой любовью, но какой она будет, мнимой или истинной, зависит от многих обстоятельств и причин.

4Слайд:

«Величайшее в жизни счастье - это уверенность в том, что нас любят, любят за то, что мы такие, какие мы есть, или несмотря на то, что мы такие, какие мы есть»

Виктор Гюго

Пусть ваша первая любовь будет радостной, не нужно ронять слезы и грустить, ведь у каждого из нас есть его половинка, просто нужно услышать свое сердце и узнать свою любовь!

Любите и будьте любимы!

Классный час на тему любовь и влюбленность для старших классов

Классный час о любви «Между нами, девочками (Между нами, мальчиками)

Беседа на актуальные для подростков темы («свободная любовь», брак, целомудрие, девичья честь, мужская гордость)

Воспитывая мальчика, мы растим мужчину.

Воспитывая девочку, мы растим нацию.

В 14-15 лет многие подростки торопятся приобрести первый сексуальный опыт, и этот опыт далеко не всегда бывает позитивным. Ранние беременности, аборты, болезни - вот с чем приходится сталкиваться подросткам и их родителям. Чаще всего это следствие сексуальной безграмотности и низкой половой культуры. Причем многие подростки в ходе опросов признаются, что никогда не говорили с родителями на темы контрацепции и последствий абортов. Еще меньше задумываются подростки о нравственной стороне половых отношений, о моральных обязательствах, которые могут возникнуть вследствие сексуальных связей.

В школе такие беседы лучше проводить отдельно с мальчиками и девочками. Причем именно мальчикам нужно рассказывать о вредных последствиях аборта для женщины и ребенка, т. к. большинство юношей не могут указать, в чем именно заключаются эти вредные последствия - более половины ребят никогда не говорили с родителями об этом.

Цели: ознакомить детей с последствиями ранних половых связей; формировать отрицательное отношение к половой распущенности, вульгарности, доступности, позитивное отношение к целомудрию, воздержанию, нравственной чистоте; побуждать детей к соблюдению половой гигиены, к поиску положительного нравственного идеала.

Форма проведения: час общения.

Оформление: фото (мать и дитя, Мадонна с младенцем, пейзажи, влюбленные пары и т. п.).

План классного часа

I. Вступительное слово «Про это».

II. Информация к размышлению.

1. Грустная статистика любви.

2. Безмолвный крик.

III. Проблемная ситуация «Белая ворона».

IV. Интерактивная беседа по теме «Мода на целомудрие».

V. Заключительное слово.

VI. Подведение итогов.

Ход классного часа

I. Вступительное слово «Про это»

Классный руководитель. В 14-15 лет так хочется, чтобы тебя любили! Так хочется найти единственного, самого-самого дорогого и нужного человека. Когда он появляется, все мысли заняты им, хочется быть с ним постоянно и кажется, что так будет всегда. Не так давно большинство подростков в этом возрасте просто встречались без физической близости, сохраняя на всю жизнь чистые воспоминания о своей первой любви. Сейчас этого уже недостаточно. Некоторые дети стремятся именно к сексуальным контактам, считая, что в них проявляется настоящая любовь. Но, к сожалению, любовь заканчивается очень быстро. И об этом свидетельствует неумолимая медицинская статистика: нежелательна беременность, аборт, совсем не детские болезни. Многие подростки признаются, что совсем не знали о последствиях свободной любви, что видели только ее романтическую сторону. Реклама, радио, телевидение, журналы, фильмы «про это» - там все выглядит так красиво, современно, без проблем. А о проблемах как раз никто и не предупреждал. А если и предупреждал, то казалось, что это будет с кем-то, но не со мной. Такую беспечность молодежи можно объяснить отсутствием половой культуры, сексуальной безграмотностью. Но многие исследователи видят в этом прежде всего нравственную распущенность, вседозволенность, которая целенаправленно насаждается среди нашей молодежи через кино, радио, телевидение. Как же сопротивляться этому? И нужно ли сопротивляться? Об этом мы сегодня и поговорим.

II. Информация к размышлению

Грустная статистика любви

Классный руководитель. Казалось бы, сейчас вокруг столько информации о последствиях «свободной любви». И тем не менее, для многих подростков эти последствия становятся неприятной неожиданностью. Например, венерические болезни: только заболеваемость сифилисом за последние 5 лет возросла в 40 раз! Или расстройства психики: по исследованиям американских ученых, каждый третий подросток, ведущий половую жизнь, испытывает чувство несчастья, разочарования, неудовлетворенности, депрессии. Еще одно следствие ранней сексуальности - рост потребления алкоголя и наркотиков (особенно это относится к девушкам). Так что те, кто придумал лозунги «Бери от жизни все!» и «Наслаждайся!» ничего не сказали о цене этого наслаждения. Но самое главное и неожиданное открытие, которое приносят ранние половые связи - от «этого» рождаются дети. Причем кавалер, узнав об интересном положении своей возлюбленной, как правило, немедленно исчезает из жизни «залетевшей» девушки, оставив ее.

По официальной статистике, каждый год тысячи девочек-подростков становятся мамами, десятки тысяч делают аборты. Россия уже вышла на первое место в мире по количеству абортов. По статистике:

Каждый десятый аборт в нашей стране производится в подростковом возрасте;

Из числа умерших после аборта каждая девятая погибает в возрасте 15-19 лет;

Ежегодно в мире от абортов погибает около 70 тысяч женщин;

В России 15% супружеских пар бесплодны и не могут иметь детей*.

Классный руководитель. Знакомы ли вы с этой статистикой? Какое впечатление произвели на вас эти цифры и факты? (Дети отвечают.)

«Безмолвный крик»

Многие подростки, бросаясь в волны «свободной любви», очень легко относятся к аборту. В их представлении это элементарная операция, вроде удаления зуба. А между тем все гораздо серьезнее. Беременность - это естественное состояние женщины, но это и процесс формирования нового человека. Современные технологии позволяют проследить все стадии развития малыша:

3 недели - сердце уже бьется;

4 недели - формируются позвоночник, ручки, ножки, глаза, уши;

6 недель - появляются мозговые извилины;

7 недель - начинает оформляться личико, обозначается рот, глаза, носик;

8 недель - ребенок чувствует боль - и реагирует на прикосновение; сосет палец; плавает - выполняет движения пловца;

Биение сердца прослушивается стетоскопом;

Если беременность многоплодна, дети дерутся между собой; ребенок играет, раскачиваясь на пуповине, как на качелях;

9 недель - сформированы локтевые суставы. Малыш совершенствует свои навыки движения: скашивает глаза, глотает, шевелит языком, сжимает ладонь в кулачок;

11-12 недель - малыш реагирует на свет, тепло и шум, спит, просыпается, энергично упражняет свои мышцы, поворачивая головку, сгибая пальчики на ручках и ножках. Длина маленького человека около 9 см;

14 недель-сердце ребенка перекачивает 24 л крови в день. Если на живот матери направить свет, малыш закрывает лицо руками;

16 недель - формируются реснички.

Удивительно, правда, ребята? А теперь подумайте: прерывание беременности у девочек-подростков в 25% случаев происходит на сроках 22-27 недель, т. е. тогда, когда ребенок полностью сформирован.

Широкую известность получил американский документальный Фильм «Безмолвный крик». В этом фильме снят процесс аборта изнутри, на УЗИ. Во время аборта ребенок совершает хаотичные движения,

пытаясь спастись от медицинских инструментов, хватается за них руками, пытаясь их остановить или оттолкнуть, его сердечко начинает чаще биться, на лице с помощью УЗИ можно увидеть гримасу ужаса, а его ротик широко раскрыт в безмолвном крике... Рассказывают, что многие врачи после этого фильма были в шоке и отказались делать аборты.

Аборт - это искусственное прерывание беременности. Поэтому очевидно, что аборт на любом сроке беременности является намеренным прекращением жизни человека как биологического индивидуума. Некоторые называют это более жестко - преднамеренное убийство. Испокон веков искусственное прерывание беременности было вне закона. Клятва Гиппократа запрещает врачу делать аборты. Христианская концепция утверждает, что истребление плода лишает его благодати будущего крещения и, следовательно, является тяжким смертным грехом, который нужно искупать исповедью, покаянием, молитвой. Врачи-акушеры единодушно утверждают, что самым лучшим способом предохранения от нежелательной беременности является полное воздержание от ранних половых связей.

III. Проблемная ситуация «Белая ворона»

Классный руководитель. Когда ваши мамы учились в школе, был такой очень популярный поэт Эдуард Асадов. У него есть стихотворение, которое мне кажется злободневным и сейчас.

Свободная любовь

Слова и улыбки ее, как птицы,

Привыкли, чирикая беззаботно,

При встречах кокетничать и кружиться,

Незримо на плечи парней садиться

И сколько, и где, и когда угодно!

Нарядно, но с вызовом разодета.

А ласки раздаривать не считая

Ей проще, чем, скажем, сложить газету,

Вынуть из сумочки сигарету

Иль хлопнуть коктейль коньяка с «Токаем».

Мораль только злит ее: - Души куцые!

Пещерные люди! Сказать смешно!

Даешь сексуальную революцию,

А ханжество - к дьяволу за окно! -

Ох, диво вы дивное, чудо вы чудное!

Ужель вам и впрямь не понять вовек,

Что «секс-революция» ваша шумная

Как раз ведь и есть тот «пещерный век»!

Когда ни души, ни ума не трогая,

В подкорке и импульсах тех людей

Царила одна только зоология

На уровне кошек или моржей.

Но человечество вырастало,

Ведь те, кто мечтает, всегда правы.

И вот большинству уже стало мало

Того, что довольно таким, как вы.

И люди узнали, согреты новью,

Какой бы инстинкт ни взыграл в крови,

О том, что один поцелуй с любовью

Дороже, чем тысяча без любви!

И вы поспешили-то, в общем, зря

Шуметь про «сверхновые отношения»,

Всегда на земле и при всех поколениях

Были и лужицы и моря.

Были везде и когда угодно

И глупые куры и соловьи.

Кошачья вон страсть и теперь «свободна»,

Но есть в ней хоть что-нибудь от любви?!

Кто вас оциничивал - я не знаю.

И все же я трону одну струну:

Неужто вам нравится, дорогая,

Вот так, по-копеечному порхая,

Быть вроде закуски порой к вину?

С чего вы так - с глупости или холода?

На вечер игрушка, живой «сюрприз»,

Ведь спрос на вас только пока вы молоды,

Конечно, смешно только вас винить.

Но кто и на что вас принудить может?

Ведь в том, что позволить иль запретить,

Последнее слово за вами все же.

Любовь не минутный хмельной угар.

Эх, если бы вам да всерьез влюбиться!

Ведь это такой высочайший дар,

Такой красоты и огней пожар,

Какой пошляку и во сне не снится!

Рванитесь же с гневом от всякой мрази,

Твердя себе с верою вновь и вновь,

Что только одна, но зато любовь

Дороже, чем тысяча жалких связей!

Вопросы для беседы:

О ком это стихотворение? Можно ли узнать в героине современную девушку?

Что можно сказать о внешности героини?

Что такое сексуальная революция? Что вам известно об этом? (Это освобождение от моральных запретов в области половой жизни.)

Почему поэт называет сексуальную революцию «пещерным веком»?

Почему один поцелуй с любовью дороже, чем тысяча без любви? Согласны ли вы с этим?

Что общего у кошачьей страсти и «свободной любви»?

Почему поэт так говорит героине: «игрушка на вечер», «закуска к вину»?

К чему призывает поэт? Согласны ли вы с ним? Классный руководитель. Это стихотворение написано в другую эпоху, когда таких героинь были считанные единицы. А теперь, наоборот, девушки стараются избавиться от девственности, чтобы не быть «белой вороной». Как вы думаете, почему это происходит?

Примерные ответы детей:

Немодно быть девственницей, засмеют.

Очень сильно влияют фильмы, журналы, музыка.

Это избавляет от комплексов, дает свободу.

Это модно, современно.

Мальчикам нравятся раскованные, незакомплексованные девчонки.

Классный руководитель. Ну, мальчики, смотрят на девочек по-разному. Недаром существует пословица, что с одними девушками гуляют, а на других женятся. С какими гуляют, мы уже разобрались: с раскованными, без комплексов, свободными, опытными в сексе и т. п. А на каких же женятся? Примерные ответы детей:

На скромных, некрасивых.

На богатых.

На хороших хозяйках, мастерицах.

На добрых, заботливых, ласковых.

На честных, но страшных.

На тех, кто их любит.

На умных, серьезных.

На скромных, добрых, хозяйственных, умных, целомудренных.

Классный руководитель. В глубокой древности у наших предков существовал свод правил о целомудрии и наследственности. Считалось, что женщина должна беречь свою честь, потому что по ней судят о чести рода. И для мужчины это было важнее, чем романтическая любовь. Честь женщины каждый мужчина должен был защищать, как святыню. А.С. Пушкин не побоялся отдать жизнь за честь своей жены, своей семьи. Эти традиции складывались веками. Мне кажется, современные парни подсознательно ищут именно такую жену, которая сумела бы сохранить свою честь.

IV. Интерактивная беседа по теме «Мода на целомудрие»

Классный руководитель. Сексуальная революция к нам пришла с Запада. Молодежь восприняла сексуальную распущенность как признак западного образа жизни, который мы видели в американских фильмах. Но сейчас и на Западе что-то меняется. Вот какую информацию я нашла в Интернете*. В последнее время среди американских старшеклассников все больше входит в моду целомудрие, девственность. Об этом свидетельствует статистика, опубликованная в США. По данным Колумбийского университета, за последние 8 лет 2,5 миллионов юношей и девушек дали обещание хранить чистоту до законного брака. Конечно, далеко не каждый из них смог сдержать слово.

И вот уже медики США торжественно заявляют, что среди американских старшеклассников большинство - девственники. Правда, в основном это представители христианской молодежи, но они подают пример остальным. Можно даже сказать, что в США зарождается организованное движение девственников и девственниц. У них уже есть своя «тусовка», своя символика. Например, большой популярностью пользуются перстни с изображением сердца, запертого на ключ. В ходу также карточки с записью «обета целомудрия», которые подростки бережно хранят в бумажниках. Этим ребятам нелегко, потому что им приходится круглосуточно противостоять информационным атакам, рекламе сладости плотских утех. Но тем большее уважение они вызывают. Как вы считаете, может ли такое движение возникнуть в России?

Примерные ответы детей:

В России тоже есть девственники, но они неорганизованны, у них нет своей тусовки.

Может быть, верующие, религиозные подростки составят такое движение.

Такое движение ни к чему, зачем всем говорить о своей невинности?

Наверное, у нас тоже скоро такое будет, потому что мы все копируем с Америки.

Раньше в СССР тоже молодежь до свадьбы хранила невинность. Парни презирали девушек, которые потеряли свою честь. Но они были комсомольцами, у них были идеалы, а у современной молодежи никаких идеалов нет.

Классный руководитель. Некоторые психологи пришли к выводу, что ранние сексуальные связи привлекают тех подростков, у которых неправильная самооценка: заниженная (это чаще всего девушки) и завышенная (чаще всего юноши). Согласны ли вы с такой точкой зрения? (Высказывания детей.)

Что вы знаете о своей самооценке? Умеете ли вы правильно оценить самих себя? Что влияет на самооценку? Как можно поднять самооценку? (Ответы детей.)

Может быть, не только религия, но и правильная самооценка позволяет американским подросткам удерживаться от ранних половых связей. Еще одно интересное наблюдение. Подростки, которые пообещали хранить девственность до брака, стали показывать успехи в учебе, спорте, искусстве. Чем можно это объяснить? (Предположения детей.)

Прочитайте эпиграф к классному часу (читает). Это мнение врачей и педагогов. Согласны ли вы с ним? Почему именно от женщины зависит нравственное здоровье нации? (Дети высказываются.)

Половая жизнь до брака всегда считалась в нашем обществе предосудительной и запретной. Согласно христианской точке зрения, человек создан по образу и подобию Божию. А значит, блудник и развратник оскверняет в себе образ Божий, оскорбляет Бога.

Но «сексуальная революция», которая пришла к нам с Запада, сняла все половые запреты. Считалось, что это сексуальная свобода раскрепостит мужчин и женщин, расширит их сексуальный опыт, сделает более счастливыми в браке. Но оказалось, что сексуальный опыт совсем не способствовал крепости брака в России. Если 10 лет назад распадался каждый третий брак, то сейчас уже распадается каждая вторая семья. А о том, как живется детям в неполных семьях, мне вам рассказывать не надо: многие из вас это знают лучше меня.

V. Заключительное слово

Классный руководитель. Сегодня мы говорили об очень важных, насущных вещах. Можно сказать, что мы говорили о самом главном - о любви. О любви к себе, к своему избраннику, к своим будущим детям. Из этого складывается и любовь к Богу, к Божественному идеалу. Жизнь состоит из взлетов и падений, но, оступаясь и падая, всегда можно подняться - главное сохранить свое человеческое достоинство, сохранить любовь к самому себе.

VI. Подведение итогов (рефлексия)

Классный руководитель. Был ли интересен вам этот разговор? Что нового вы для себя открыли? Какие вопросы остались без ответов? (Ответы детей.)

Литература

1. Важдаева Н., Седлов Д., Семенова Е. Маленькие мамы // Новые известия, 20.03.07.

2. К здоровой России. Рождение и воспитание здорового ребенка: Полный курс подготовки. СПб., 2000.

3. Мастере У. Джонсон В. Колодни Р. Основы сексологии. М., 1998.

4. О состоянии и мерах по профилактике и снижению абортов, материнской смертности после абортов в Российской Федерации: Решение Коллегии Минздрава РФ от 21 октября 2003 г. (протокол N 14).

Тема : «Поговорим о любви»

Цель : побуждение учащихся к размышлениям о сущности истинной любви.

Задачи :

1. Определить сущность влюбленности, любви, истинной и эгоистичной любви.

2. Доказать, что для любви и счастливой семейной жизни необходимо постоянное самосовершенствование.

Оборудование : классич. музыка; афоризмы о любви, книги, презентация, фрагмент рок-оперы А. Рыбникова «Юнона и Авось».

Ход классного часа :

    Организационный момент

    Вступление

    Определение понятий любви и влюбленности:

    учащихся

    классиков литературы

    психологов

    различия любви и влюбленности

    истинная и эгоистичная любовь

    Упражнения на соответствия (работа в микрогруппах)

    Идеальный образ любимого человека (образ юноши, образ девушки)

    Определение чувств партнера

    Умение говорить комплементы

    Умение поддержать разговор

    Вывод

Ход классного часа

    Здравствуйте, ребята. Мы сегодня с вами собрались на час общения и к нам пришли гости (называют имена гостей, звания.)

    Совсем недавно было 14 февраля. Как называют этот день?(день влюбленных)

Да будет славен тот, кто выдумал любовь.

И приподнял её над страстью…-

Сказал поэт Илья Сельвинский.

Я предлагаю вам сегодня поговорить о любви. В течение нашего общения мы попытаемся найти ответы на следующие вопросы: «Что такое влюбленность и любовь?», «какая бывает любовь?», «Что надо делать человеку, чтобы завоевать любовь?» и другие волнующие вас и нас вопросы.

    Я думаю, что пора перейти к предмету нашего разговора. Как вы понимаете слово «любовь»? (учащиеся высказывают свое мнение)

Но прежде, чем мы определимся, посмотрим, что думали и писали великие люди. Созвучны ли ваши предположения и их (раздаются афоризмы о любви, обсуждение их, обзор литературы на выставке) приложение 1.

Так что же такое любовь? Давайте заслушаем определение влюбленности и любови, которое дано в толковом словаре (ученики зачитывают определение, см. приложение 2), (на доску вывешивается термин «любовь»);

Влюбленность – это первый этап любви, который не всегда переходит в любовь. А если и переходит в более сильные чувства, то может различаться.

Итак, влюбленность – сильное, но не глубокое чувство, сопровождаемое восторгом, мечтательностью, трепетным ожиданием встречи, мучительно – сладкими переживаниями, без выраженного стремления к физической близости (типично в основном для девушек). Нередко служит основанием для вступления в брак. В гармоничном браке перерастает в любовь (на доску вывешивается термин «влюбленность»).

Можно выделить:

    Эгоистичная любовь – она направлена на себя. Я хочу, чтобы только мне было хорошо, а не тому, который любит меня.

    Истинная любовь – она направлена на любимого человека. Все дела и мысли направлены на то чтобы ему было хорошо.

Ребята, прочитайте высказывание французкого писателя – моралиста Ларошфуко (см. приложение 1).

Послушаем поэта Н. Майорова: «Что значит любить?» (см. приложение 3)

Идти сквозь вьюгу на пролом.

Идти и падать. Бить челом

И всё ж любить её - такую!..

Это любовь самопожертвования. Это мы видим и в письмах выдающихся людей (см. приложение 4).

И вот яркая иллюстрация тому (демонстрируется фрагмент рок – оперы А. Рыбникова «Юнона и Авось»).

Вот она сила любви!

Любовь – это взаимный процесс, который идет в двух направлениях, не только получать, но и отдавать.

Изначально любовь связана с самим человеком, с его потребностью и способностью к проявлению этого чувства, что к любви и семейной жизни надо готовиться основательно на нравственно – психологическом уровне.

Ведь под лежачий камень вода не бежит. Только активный поиск ведет к успеху.

Как можно совершенствоваться? Для начала создадим идеальный образ мужчины и женщины.

    Пожалуйста, разбейтесь на микрогруппы и обсудите этот вопрос, на работу отводится 3 минуты.

Обсуждение (на доске выписываются качества идеального образа мужчины, а затем и женщины). Например:

идеальный образ мужчины:

    Талантливый(умеет сочинять музыку, писать стихи, рисовать, мастерить, творчески относиться к профессиональной деятельности)

    Умный (умеет адекватно оценивать жизненные ситуации, принимать правильные решения)

    Ответственный (умеет управлять своим поведением, способен отвечать за свои поступки)

    Мужественный (умеет проявлять волевые усилия и преодолевать трудности, готов вступиться за другого человека)

    Артистичный (умеет хорошо танцевать, рассказывать, перевоплощаться)

    Опрятный (соблюдает личную гигиену, носит чистую обувь и одежду, всегда выбрит и подстрижен)

    Здоровый, бодрый (не имеет вредных привычек, систематически занимается спортом и закаливанием)

    Хозяйственный (умеет совершать нужные покупки и обустраивать жилище)

    Предупредительный и обходительный (периодически говорит комплименты и делает подарки)

    Искренний и уверенный в своих чувствах (старается остаться самим собой в любой ситуации, не притворяется и не прикидывается, правильно оценивает себя и других людей)

идеальный образ женщины:

    Заботливая (умеет ухаживать, оберегать, помогать и поддерживать в психологическом плане, любит детей)

    Привлекательная (стройная, со вкусом одевается, хорошо управляет своими эмоциями)

    Понимающая (хорошо знает людей, правильно их оценивает, умеет определять мотивы поступков)

    Пластичная (хорошо танцует, выразительные жесты, красивая походка)

    Загадочная (умеет демонстрировать свои достоинства, способна быть разной, но всегда привлекательной)

    Женственная (умеет хорошо готовить, создает уют в доме, мягкая, нежная в обращении, любит цветы)

    Добропорядочная (видит достоинства мужчины и не дает повода для ревности)

    «слабая» (умеет показать свою беззащитность и зависимость)

    Искренняя в своих чувствах и помыслах (старается остаться самой собой в любой ситуации, не притворяется и не прикидывается, правильно оценивает саму себя и других людей)

    Готовая к жертвенности (во имя настоящей любви)

Мы рассмотрели качества идеальных людей. Однако «идеальные образы» редко встречаются в реальной жизни. Поэтому мы рассматриваем их как модели, к которым можно и надо стремиться. Подумайте, соответствуете ли этим качествам? Какими качествами вы обладаете на сегодня, а какими качествами вы хотели бы обладать в будущем? Свои предположения занесите в таблицу: «Я сегодня», «Я завтра» (листочки лежат на столе). Работаем 3 минуты.

Человек с определенными качествами, вызывает определенные чувства. Самое сильное чувство – любовь. А умеем ли мы выражать свои чувства?

В группах постарайтесь изобразить предложенные чувства и их обсудить (на столах карточки «радость», «робость», «гнев», «удивление») – на работу 4 мин.

Свои чувства мы выражаем не только мимикой, но сопровождаем их словами – говорим комплименты. Чтобы завоевать сердце партнера, надо уметь говорить комплименты. Сейчас мы проведем «аукцион комплиментов». Кто скажет больше комплиментов.

Немаловажную роль в завоевании любви играет умение поддержать разговор. «По одежке встречают, по уму провожают» - так в народе говорят. Какие темы для разговора вы можете предложить. Чтобы встреча с любимым человеком прошла интересно.

Н. Грибачев: «Мне говори всегда» (см. приложение 5)

5. Какой вывод можно сделать из сегодняшнего разговора? (ребята высказывают свои предположения)

Я думаю, чтобы достичь вершин любви, человек должен себя самосовершенствовать, стремиться к идеалу. Занять в жизни активную позицию, стремиться к тому. Чтобы влюбленность переросла в великое чувство любви. В развитии способности любить состоит главная задача полового воспитания и самовоспитания.

Спасибо за работу.

Приложение 1

Афоризмы и высказывания о любви.

Любовь соединяет в себе все добрые качества человека.

О. Бальзак, писатель

Любовь есть животворный огонь в душе человека, и всё, созданное человеком под влиянием этого чувства, отмечен печатью жизни и поэзии.

Т.Г.Шевченко, писатель

Любить – это значит утверждать неповторимое существование другого человека.

С.Л.Рубинштейн, психолог

Любить – значит делать добро.

Л.Н.Толстой, писатель

Если собираетесь кого – нибудь полюбить, научитесь сначала прощать.

А.В.Вампилов, драматург

Благодеяние любви не только в том, что она внушает нам веру в другого человека, но и в том, что мы обретаем веру в себя.

Р.Роллан, писатель

Истинная любовь похожа на приведение: все о ней говорят, но мало кто её видел.

Постоянство любви – это вечное непостоянство, побуждающее нас увлекаться по очереди всеми качествами любимого человека, отдавая предпочтение то одному из них, то другому.

Ф.Ларошфуко, писатель – моралист

Отношение к женщине – тончайший измеритель чести, совести, порядочности, благородства, высокая школа воспитания чуткости.

В.А. Сухомлинский, педагог

Русские пословицы

Не мил и свет, когда милого нет.

Где любовь, тут и бог. Бог – любовь.

Милее всего, кто любит кого.

Нет ценности супротив любви.

Ум истиною просветляется, сердце любовью согревается.

Совет да любовь, на этом свет стоит.

Равные обычаи – крепкая любовь. Одна думка, одно и сердце.

Ради милого и себя не жаль. За милого и на себя поступлюсь.

Приложение 2

Словарь Ожегова

Любовь

    Глубокое эмоциональное влечение, сильное сердечное чувство. Чары, ожидание, муки любви. Признание в любви. Объясниться в любви. Брак по любви, без любви. Выйти замуж по любви (за любимого человека). Л. до гроба (вечная). Л. прошла, ушла, угасла. Страдать, сгореть, умирать от любви. Страстная, взаимная, безответная, платоническая, романтическая л. Л. с первого взгляда(возникшая сразу с первой встречи). Склонность к любви. Любовью не шутят (посл.). Л. не картошка (не пустяк, не безделица; прост. шутл.). Дитя любви (о желанном и любимом ребенке). Л. зла (о том, что любимого не выбирают).

    Чувство глубокого расположения, самоотверженной и искренней привязанности. Л. к родине, к родителям, к детям. Слепая л. (всепрощающая). Л. к ближнему. Относиться к своему делу с любовью (любовно).

    Постоянная, сильная склонность, увлеченность чем – н. Л. к правде. К истине. Л. к балету, к чтению, к театру, к спорту. Л. к животным.

    им.п. Предмет любви (тот или та кого кто – н. любит, к кому испытывает влечение, расположение). Он (она) – его (её) первая (последняя) л.

Он её очередная л.

    Пристрастие, вкус к чему - н. Л. к спиртному, к сладкому, к нарядам, к комфорту.

    Интимные отношения, интимная связь (прост.). Заниматься любовью.

    Тайная любовь – 1) скрываемые любовные чувства; 2) внебрачные любовные отношения.

    Совет да любовь! (разг.) – пожелание благополучия вступающим в брак.

    Крутить любовь (прост.) – об ухаживаниях.

Приложение 3

«Что значит любить»

Идти сквозь вьюгу напролом.

Ползти ползком. Бежать вслепую.

Идти и падать. Бить челом

и всё ж любить её такую!

Забыть про дом и сон, про то, что

твоим обидам нет числа,

что мимо утренняя почта

чужое счастье пронесла.

Забыть последние потери,

вокзальный свет, её «прости»

и кое - как до старой двери,

почти не помня добрести.

Войти как новых драм зачатье.

Нащупать стены, холод плит…

Швырнуть пальто на выключатель,

забыв, где вешалка весит.

И свет включить. И сдвинуть полог

крамольной тьмы. Потом опять

достать конверты с дальних полок,

по строчкам письма разбирать.

Искать слова, сверяя числа.

Не помнить снов. Хотя крича,

любой ценой дойти до смысла,

понять и сызнова начать.

Не спать ночей, гнать тишину из комнат,

сдвигать столы, последний взять редут,

и женщин тех, которые не помнят,

обратно звать и знать, что не придут.

не чтить посулов, доводов, похвал

и видеть те не снившиеся выси,

которых прежде глаз не досягал, -

найти вещей извечные основы.

Вдруг вспомнить жизнь. В лицо её узнать.

Прийти к тебе и, не сказав ни слова,

уйти, забыть и возвратиться снова,

моя любовь могущество моё.

Николай Майоров

Приложение 4

Любовь в письмах выдающихся людей XIX века

Бесценный друг мой, жаль мне тебя, грустно без тебя как нельзя больше. Теперь я истинно чувствую, что значит любить. Прежде расставался со многими, к которым тоже был крепко привязан, но день, два, неделя – и тоска исчезала, теперь чем далее от тебя, тем хуже. Потерпи еще несколько, Ангел мой, и будем молиться Богу, чтобы нам после того никогда более не разлучаться.

Чем более я думаю, тем сильнее убеждаюсь. Что моё существование, не может быть отделено от вашего: я создан для того. Чтобы любить вас и следовать за вами; все другие мои заботы – одно заблуждение и безумие.

А.С. Пушкин – Н.Н. Гончаровой, март 1830 года

Приложение 5

«Мне говори всегда»

С любимым вечером иду

И говорю ему:

Ты с неба снимешь мне звезду?

Он говорит: «Сниму!»

Глядим в редеющий туман,

Стоим на берегу.

Ты мне подаришь океан?

Он говорит: «Могу».

Давно мы вместе. И веду

Я разговор иной:

Не доставай ты мне звезду,

А посиди со мной.

Продолжит сын по звездам путь

И по морской волне.

А ты о том не позабудь,

Что рядом нужен мне.

Бегут года, как поезда.

Неведомо куда,

А ты мне говори всегда,

Что говорил тогда!

Николай Грибачев

Лучшие статьи по теме