Психология. Отношения. Личность. Общение

Кто такие буряты. Буряты Самые красивые девушки бурятки

Раздел: Кто такие буряты

Буряты (Бурят-монгоолы; самоназвание буряад) - народ в Российской Федерации, Монголии и Китае. Буряты подразделяются на ряд субэтносов - булагаты, эхириты, хоринцы, хонгодоры, сартулы, цонголы, табангуты, хамниганы и др.).

Численность оценивается в 620 тыс. чел., в том числе:

* В Российской Федерации - 450 тыс. (перепись 2002 года)

* В северной Монголии - 80 тыс. (по данным 1998 года)

* На северо-востоке Китая - 25 тыс.человек

Ныне буряты проживают преимущественно в Республике Бурятия (273 тыс. чел.), Усть-Ордынском Бурятском округе (54 тыс.) и других районах Иркутской области, Агинском Бурятском округе (45 тыс.) и других районах Забайкальского края. Буряты также проживают в Москве (3-5 тыс. чел.), Санкт-Петербурге (1-1,5 тыс. чел.), Якутске, Новосибирске, Владивостоке и других городах РФ.

Вне России буряты живут на севере Монголии и небольшими группами на северо-востоке Китая (преимущественно местность Шэнэхэн Хулунбуирского аймака Автономного Района Внутренняя Монголия). Некоторое количество бурят проживает в Японии, США.

Буряты говорят на бурятском языке монгольской группы алтайской языковой семьи. В свою очередь бурятский язык состоит из 15 диалектов, некоторые из которых различаются довольно существенно. Диалекты бурятского языка отражают деление по территориальному признаку: аларские, боханские, нукутские и т. д.

Как и другие монголы, бурят-монголы пользовались письменностью, созданной на основе уйгурского письма. Большая часть бурят (восточные) пользовалась этой письменностью до 1930, с 1931 - письменностью на основе латинского алфавита, а с 1939 - на основе русского алфавита. В основу современного литературного языка был положен хоринский диалект.

Происхождение этнонима «бурят» остается во многом спорным и до конца не выясненным. Считается, что этноним «бурят» (бурийат) впервые упоминается в «Сокровенном сказании монголов» (1240). Однако имеет ли этот этноним отношение к современным бурят-монголам, неизвестно. Этимология этнонима имеет несколько версий:

1. От этнонима «курыкан (курикан)».

2. От термина «бури» (тюрк.) - волк, или «бури-ата» - «волк-отец» - предполагает тотемный характер этнонима. По всей вероятности слово «волк» было табуировано в монгольских языках, так как обычно применяется другое - чоно (бур. шоно, письм. монг. чину-а).

3. От слова бар - могучий, тигр, также маловероятно. Предположение основано на диалектной форме слова «бурят» - «баряад».

4. От слова «буриха» - уклоняться.

5. От слова «бури» - заросли.

6. От слова «брат» (рус.). В русскоязычных документах XVII - XVIII веков буряты назвались как братские люди. Научное обоснование данной версии отсутствует.

7. От слова «пыраат» (хакас.) Под таким наименованием русским казакам стали известны монголоязычные племена, жившие к востоку от предков хакасов. В дальнейшем «пыраат» трансформировалось в русское «брат» и затем принято монголоязычными племенами эхиритов, булагатов, хонгодоров и хори в качестве самоназвания в виде «буряад».

История

Забайкальские буряты, 1840 г.

Формирование бурятского этноса

Современные буряты сформировались, по всей видимости, из различных монголоязычных групп на территории северной окраины ханства Алтан-ханов, сложившегося в конце XVI - начале XVII века. К XVII веку буряты состояли из нескольких племенных групп, крупнейшими среди которых были булагаты, эхириты, хоринцы и хонгодоры.

К началу XVII век булагаты, эхириты и, по крайней мере, часть хонгодоров, находились на определенной стадии этнической консолидации, а население Забайкалья находилось в среде непосредственного влияния халха-монгольских ханов.

Новый импульс происходившим в регионе этническим процессам дало появление первых русских поселенцев в Восточной Сибири.

К середине XVII века территории по обе стороны Байкала вошли в состав Российского государства. Часть бурят в этот период (с 1630-х по 1660-х гг.) переместилось в Монголию. Однако после нашествия хана Галдана началось обратное переселение, продолжавшееся с 1665 по 1710 гг.

В условиях российской государственности начался процесс социально-культурной консолидации различных групп и племён, исторически обусловленный близостью их культуры и диалектов. Важнейшее значение для развития консолидационных тенденций имело то, что в результате вовлечения бурят в орбиту новых хозяйственно-экономических и социально-культурных отношений у них стали складываться экономическая и культурная общности.

В итоге к концу XIX века образовалась новая общность - бурятский этнос. Помимо прочих в него вошло некоторое число этнических монголов (отдельные группы халха- и ойрат-монголов), а также тюркские, тунгусские и енисейские элементы.

Хозяйственный уклад у бурят

Буряты подразделялись на осёдлых и кочевых, управлялись степными думами и инородческими управами. Основу хозяйства бурят составляло скотоводство, полукочевое у западных и кочевое у восточных племён; были распространены традиционные промыслы - охота и рыболовство. В XVIII-XIX вв. интенсивно распространилось земледелие, особенно в Иркутской губернии и Западном Забайкалье.

Формирование бурятской культуры

Присутствие русской материальной и духовной культуры оказало сильное влияние на бурятскую культуру. С начала XIX века у бурят стало распространяться просвещение, возникли первые общеобразовательные школы, начала складываться национальная интеллигенция. До этого времени, образование и наука были неразрывно связаны с буддийским духовным образованием.

Военная служба

При вхождении бурятских объединений под власть России уже в тексте «шерти» (присяги на верность царю) содержалось обязательство военной службы. В силу этого, а также по причине недостатка своих войск в условиях близости крупных монгольских ханств и маньчжурского государства, Россия так или иначе с самых первых лет подданства бурят использовала их в разного рода военных столкновениях и в охране границ. На крайнем западе Бурятии, в бассейнах рек Уда и Ока, буряты двух сильных группировок - ашаабгатов (Нижняя Уда) и икинатов (низовья Оки) привлекались администрацией Енисейского и Красноярского острогов для походов. Вражда между этими группировками (начавшаяся ещё до прихода русских в Бурятию) послужила дополнительным стимулом для участия их в русских предприятиях, а позднее наложилась на вражду между Енисейском и Красноярском. Икинаты участвовали в русских походах на ашабагатов, а ашабагаты - в боевых действиях против икинатов.

В 1687 году, когда двухтысячное войско царского посла Ф. А. Головина в Селенгинске и Удинске было блокировано монголами Тушэту-хана Чихуньдоржа, по всей контролируемой русскими территории Бурятии были разосланы письма с требованием собрать вооруженных бурят и выслать их на выручку Головину. Среди эхиритов и восточной части булагатов, живших вблизи Байкала на западной его стороне, были собраны отряды, которые однако не успели подойти к местам боевых действий. Войска Тушэту-хана были частью разбиты, частью сами отошли на юг до подхода бурятских отрядов с запада.

В 1766 году из бурят были сформированы четыре полка для содержания караулов по Селенгинской границе: 1-й ашебагатский, 2-й цонгольский, 3-й атаганский и 4-й сартольский. Полки были реформированы в 1851 году при формировании Забайкальского казачьего войска.

Национальная государственность

Вплоть до начала XX века самостоятельной национальной государственности у бурят не существовало. Буряты были расселены на территории Иркутской губернии, в составе которой была выделена Забайкальская область (1851).

После февральской революции 1917 было образовано первое национальное государство бурят - «Буряад-Монгол улус» (Государство Бурят-Монголия). Высшим органом его стал Бурнацком.

Была образована Бурят-Монгольская автономная область в составе Дальневосточной республики (1921), затем в составе РСФСР (1922). В 1923 году они объединились в Бурят-Монгольскую АССР в составе РСФСР. В неё вошла территория Прибайкальской губернии с русским населением. В 1937 из состава Бурят-Монгольской АССР выведен ряд районов, из которых были образованы бурятские автономные округа - Усть-Ордынский и Агинский; при этом некоторые районы с бурятским населением были выделены из состава автономий (Ононский и Ольхонский). В 1958 Бурят-Монгольская АССР переименована в Бурятскую АССР, с 1992 преобразована в Республику Бурятия.

Религия и верования

Для бурят, как и для других монголоязычных народов, традиционен комплекс верований, обозначаемый термином шаманизм или тенгрианство, на бурятском языке он носил название «хара шажан» (чёрная вера).

С конца XVI века более широкое распространение получил тибетский буддизм школы гелуг или «шара шажан» (жёлтая вера), частично ассимилировавший добуддийские верования. Особенностью распространения буддизма на бурят-монгольских территориях является больший удельный вес шаманских верований по сравнению с другими территориями, населёнными монголами.

Распространение христианства у бурят началось вместе с появлением первых русских. Иркутская епархия, созданная в 1727 году, широко развернула миссионерскую работу. До 1842 года в Селенгинске действовала Английская духовная миссия в Забайкалье, составившая первый перевод Евангелия на бурятский язык. Христианизация усилилась во 2-й половине XIX века. В начале XX века в Бурятии функционировал 41 миссионерский стан, десятки миссионерских школ. Наибольших успехов христианство добилось у иркутских бурят. Это проявилось в том, что у западных бурят получили распространение христианские праздники: Рождество, Пасха, Ильин день, святки и др. Несмотря на христианизацию, иркутские буряты, в большинстве, оставались шаманистами, а восточные - буддистами.

В 1741 году буддизм признан одной из официальных религий в России. Тогда же был построен первый бурятский стационарный монастырь - Гусиноозёрский (Тамчинский) дацан. С утверждением буддизма в крае связано распространение письменности и грамоты, развитие науки, литературы, искусства, зодчества, ремёсел и народных промыслов. Он стал важным фактором формирования образа жизни, национальной психологии и нравственности. Со второй половины XIX по начало XX века - период бурного расцвета бурятского буддизма. В дацанах работали философские школы; здесь занимались книгопечатанием, различными видами прикладного искусства; развивались богословие, наука, переводческо-издательское дело, художественная литература. В 1914 году в Бурятии насчитывалось 48 дацанов с 16 000 лам.

К концу 1930-х годов бурятская буддийская община перестала существовать. Лишь в 1946 году были заново открыты 2 дацана: Иволгинский и Агинский.

Возрождение буддизма в Бурятии началось со второй половины 80-х годов. Восстановлены более двух десятков старых дацанов, ведётся подготовка лам в буддийских академиях Монголии и Бурятии, восстановлен институт молодых послушников при монастырях. Буддизм стал одним из факторов национальной консолидации и духовного возрождения бурят. Со второй половины 1980-х годов началось также возрождение шаманизма, на территории республики Бурятия. Западные буряты, проживающие на территории Иркутской области положительно воспринимали веяния буддизма, однако на протяжении столетий у бурят, проживающих в Усть-Ордынском Бурятском округе, шаманизм остается основным религиозным направлением.

Также среди бурят есть небольшое число последователей христианства.

Национальное жилище

Зимняя юрта. Кровля утеплена дерном. Экспонат Этнографического музея народов Забайкалья. Традиционное жилище - юрта. Юрты как войлочные, так и в виде сруба из бруса или брёвен. Деревянные юрты 6-ти или 8-ми угольные. Юрты без окон. В крыше большое отверстие для выхода дыма и освещения. Крыша устанавливалась на четыре столба - тэнги. Иногда устраивался потолок. Дверь в юрту ориентирована на юг. Юрта делилась на мужскую и женскую половину. В центре жилища располагался очаг. Вдоль стен стояли лавки. С правой стороны от входа в юрту полки с хозяйственной утварью. С левой стороны - сундуки, стол для гостей. На одной стене - полка с бурханами или онгонами. Перед юртой устраивали коновязь в виде столба с орнаментом. В XIX веке богатые буряты начали строить для жилья избы.

Традиционная кухня

Издавна в пище бурят большое место занимали мясные блюда, а также блюда из молока и молочных продуктов (саламат,бууза, тарасун - алкогольный напиток, получаемый путём перегонки кисломолочного продукта и другие). Впрок заготовлялось кислое молоко, сушёная спрессованная творожистая масса - хурууд, которая заменяла скотоводам хлеб. Подобно монголам, буряты пили зелёный чай, в который наливали молоко, клали соль, масло или сало. В отличие от монгольской, значительное место в бурятской кухне занимает рыба, ягоды (черёмуха), травы и специи. Популярен байкальский омуль, копчёный по бурятскому рецепту. Символом бурятской кухни являются позы (трад. название бууза), приготовляемое на пару́ блюдо. Мастерство их изготовления чрезвычайно ценится.

Национальная одежда

Национальная одежда состоит из дэгэла - род кафтана из выделанных овчин, имеющего на верху груди треугольную вырезку, опушенную, равно как и рукава, плотно обхватывающие ручную кисть, мехом, иногда очень ценным. Летом дэгэл мог заменяться суконным кафтаном подобного же покроя. В Забайкалье летом часто использовались халаты, у бедных - бумажные, а у богатых - шелковые. В ненастное время сверх дэгэла в Забайкалье надевалась саба, род шинели с длинным крагеном. В холодное время года, в особенности в дороге - даха, род широкого халата, сшитого из выделанных шкур, шерстью наружу.

Дэгэл (дэгиль) стягивается в талии ременным кушаком, на который подвешивали нож и принадлежности курения: огниво, ганза (маленькая медная трубка с коротким чубуком) и кисет с табаком.

Нижняя одежда

Узкие и длинные штаны изготовлялись из грубо выделанной кожи (ровдуга); рубашка, обыкновенно из синей ткани - дабы.

Обувь

Обувь - зимой унты из кожи ног жеребят, или сапоги с заостренным вверх носком. Летом носили обувь вязанную из конских волос, с кожаными подошвами.

Головные уборы

Мужчины и женщины носили круглые шапки с небольшими полями и с красной кисточкой (залаа) наверху. Все детали, цвет головного убора имеют свою символику, свой смысл. Остроконечная верхушка шапки символизирует процветание, благополучие. Серебряное навершие дэнзэ с красным кораллом на верхушке шапки как знак солнца, освещающего своими лучами всю Вселенную. Кисти (залаа сэсэг) обозначают лучи солнца. Непобедимый дух, счастливую судьбу символизирует развивающийся на верхушке шапки залаа. Узелок сомпи обозначает прочность, крепость. Излюбленным цветом бурят является - синий, который символизирует синее небо, вечное небо.

Женская одежда

Одежда женская отличалась от мужской украшениями и вышивкой. Дэгэл у женщин оторачивается кругом цветным сукном, на спине - вверху делается сукном вышивка в виде квадрата и на одежду нашиваются медные и серебряные украшения из пуговиц и монет. В Забайкалье женские халаты состоят из короткой кофты, пришитой к юбке.

Украшения

Девушки носили от 10 до 20 косичек, украшенных множеством монет. На шее женщины носили кораллы, серебряные и золотые монеты и т. д.; в ушах - огромные серьги, поддерживаемые шнуром, перекинутым через голову, а сзади ушей - «полты» (подвески); на руках серебряные или медные бугаки (род браслетов в виде обручей) и другие украшения.

Бурятский фольклор

Бурятский фольклор состоит из мифов, улигеров, шаманских призываний, легенд, культовых гимнов, сказок, пословиц, поговорок, загадок.

Мифы о происхождении Вселенной и жизни на земле. Улигеры - эпические поэмы большого размера: от 5 тысяч до 25 тысяч строк. Улигеры: «Абай Гэсэр», «Аламжи Мэргэн», «Айдуурай Мэргэн», «Ерэнсэй», «Буху Хаара». Содержание поэм героическое. Исполняли улигеры речитативом сказители (улигершины). Известные улигершины: Маншут Имегенов, Пёохон Петров, Парамон Дмитриев, Альфор Васильев, Папа Тушемилов, Аполлон Тороев, Платон Степанов, Майсын Алсыев. Сказители легенд о Гэсэре назывались гэсэршинами.

Дуунууд - песни-импровизации. Песни бытовые, обрядовые, лирические, хороводные, плясовые, застольные и другие.

Сказки трёхчленные - три сына, три задачи и т. д. Сюжет сказок с градацией: каждый противник сильнее прежнего, каждая задача сложнее предыдущей. Темы пословиц, поговорок и загадок: природа, природные явления, птицы и животные, предметы домашнего обихода и земледельческого быта.

Бурятская литература

Буряты располагают важным письменным наследием. Это в первую очередь бурятские летописи, включающие историю и предания бурят. Буряты - единственный народ Сибири, обладающий собственными историческими письменными памятниками.

Традиционная светская литература бурят включала также ряд полубуддийских, полушаманских произведений, заключающих в себе истории знаменитых шаманов и правила почитания шаманских божеств.

Основная масса литературы бурят состояла из переводных произведений буддийской традиции. Это были в первую очередь переводы с тибетского на монгольский буддийских священных книг, трактатов по философии, медицине и т. д. и Данджур - энциклопедия более чем в 200 томов. Главными очагами литературной деятельности являлись монастыри-дацаны, при которых состояли ученые-переводчики. Многие из дацанов были оборудованы библиотеками и типографиями, где книги печатались ксилографическим способом. После революции началось формирование бурятского литературного языка на основе латиницы, а затем кириллицы и хоринского диалекта. Это означало разрыв с предыдущей литературной традицией. При этом шло освоение европейских литературных форм и массового светского образования на русском и на бурятском языках. В 1922 году был издан первый сборник стихов Солбонэ Туя (П. Н. Дамбинов) «Цветостепь». Первые бурятские повести написал Ц. Дон (Ц. Д. Дондубон): «Луна в затмении» (1932 год), «Отравление от брынзы» (1935 год). В конце 1930-х бурятские писатели начинают писать книги для детей и литературно обрабатывать народные сказки. Это в первую очередь литературные сказки Б. Д. Абидуева: «Сказка о козленке Бабане», «Оседлавший тигра», «Шалай и Шанай», «Котий Батор», «Летучая мышь», «Храбрый козленок Бабана». Вслед за ним начинают выходить сказки А. И. Шадаева и др. В 1949 году в Улан-Удэ публикуется первый бурятский роман «Степь проснулась» Ж. Т. Тумунова. За ним последовали романы X. Намсараева «На утренней заре» (1950 год), Ч. Цыдендамбаева «Доржи, сын Банзара» (1952 год), «Вдали от родных степей» (1956 год). Ж. Т. Тумунов в 1954 году написал свой второй роман «Золотой дождь».

Бурятская музыка

Народное музыкальное творчество бурят представлено многочисленными жанрами: эпическими сказаниями (улигер), лирическими обрядовыми, танцевальными песнями (особенно популярен танец-хоровод ёхор) и другими жанрами. Ладовая основа - ангемитонная пентатоника.

Выдающиеся персоны

Бурятский народ представлен рядом значительных фигур, внесших замечательный вклад в развитие мировой науки, дипломатии, медицины, культуры и искусства.

Известна деятельность Петра Бадмаева, Агвана Доржиева, Гомбожаба Цыбикова, в международной политике на рубеже XIX-XX вв., по устанавлению и укреплению дипломатических контактов России с Монголией и Тибетом. Агван Доржиев провел огромную работу в распространении буддизма на европейском континенте, выстроил первый в Европе буддийский храм.

После 1917 года такие бурятские специалисты, как Элбек-Доржи Ринчино, сыграли значительную роль как в создании бурятской автономии, так и в создании Монгольской Народной Республики.

В Тибете и тибетской эмиграции в Индию бурятские буддийские учителя продолжали сохранять влияние, хотя почти утратили связь с родиной.

Работы ряда современных бурятских художников и скульпторов представлены в крупнейших музеях и галереях мира. Среди них Даши Намдаков, Сэренжаб Балдано, Вячеслав Бухаев, Зорикто Доржиев.

Достижениями первой величины известны многие бурятские спортсмены. Так Баир Бадёнов на летних Олимпийских играх 2008 года в Пекине завоевал первую за 20 лет медаль Российской Федерации по стрельбе из лука, повторив успех Владимира Ешеева, получившего олимпийскую медаль в 1988 году.

Бурятские корни имеет президент Монголии Намбарын Энхбаяр. Бурят Юрий Ехануров был премьер-министром Украины с сентября 2005 по август 2006.

Национальные праздники

* Сагаалган - Праздник Белого месяца (Новый год)

* Сурхарбан - Праздник лета

* Ночь Ёхора

Религиозные праздники

* Дуйнхор (Калачакра);

* Гандан-Шунсэрмэ (рождение, Пробуждение и Паринирвана Будды Шакьямуни);

* Майдари-хурал (ожидание прихода Будды грядущего мирового периода Майтрейи);

* Лхабаб-Дуйсэн (нисхождение Будды с неба Тушита);

* Зула-хурал (день памяти Цонкапы).

Информация из Википедии

Досадным образом надорвал штанину у брюк. Приехал в Улан-Удэ, вселился в гостиницу. Надо же как-то зашить брюки, не ходить же с дыркой. А гостиница маленькая, всего на 10 номеров. На ресепшене спросил у девушки, не найдется ли у нее иголки? Она ответила что да, конечно, найдется. Принесла мне. Спрашивает, а нитки-то у вас есть? Отвечаю, что нет. Она: "-Эх, горе вы луковое, мужчины наши, покажите ваши брюки, что там у вас случилось?". Конечно же я не позволил ей зашивать мои брюки! Но такое возможно только в России, такая материнская забота к незнакомому человеку, о, прекрасные российские женщины. А брюки я зашил сам, что, зря 3 года в армии и лет 6 скитаний по сьемным квартирам и общагам.

И второй забавный момент: на каком-то подсознательном уровне и после многочисленных за последние месяцы путешествий в соседние Китай, Японию и Монголию, я начал воспринимать людей монголоидной внешности исключительно в контексте языковых проблем. Люди прикольные, милые, красивые, но... в Китае общался исключительно на пальцах, в Монголии примерно также, в Японии с Кореей тоже с английским плохо. Так вот, поймал от улан-удинского ж.д вокзала такси до гостиницы, а таксист - бурят. И я по привычке на смеси английского и жестов руками изображаю ему поездку в отель. И поскольку мужик несколько офигел в первый момент, то я ему еще и знаками показываю, мол, спать хочу, отель, улица 50-и летия октября. Потом едва не брякнул "сесе" (спасибо на китайском), когда тот помог забросить рюкзак в багажник. И вдруг соображаю, что мужик абсолютно русскоязычный и я вообще-то в России нахожусь. Пока ехали, оба смеялись, извинился за свое странное поведение, тем более, что не выспался в поезде, так еще и многочисленные поездки совсем мозг переклинили.

А Улан-Удэ мне понравился, светлый и приятный город. Вот только гигантская голова Ильича, ставшая его символом - ну совсем не в тему. Прямо как в классике "Голова профессора Доуэля" Александра Беляева -

Вокзал в Улан-Удэ, откуда мое познание города началось -

Главная площадь с колоссальной головой Ленина. Интересно, у создателей головы просто не хватило материала на туловище (прикиньте размеры толовища, если голова высотой порядка 10 метров!), либо изначально намекали на то, что мудрость надо увековечить и хранить в виде говорящей головы? Но без ручек и ножек, чтобы не убежал -

Центр города очень компактен и приятен для прогулок и отдыха, между прочим фонтан "поющий" -

Была бы моя воля - поставил бы именно нижеследующее фото в качестве заглавного для поста. Но уж так сложилось, что символ Улан-Удэ это головастый Ильич, никуда не денешься.

Бурятские девушки значительнее красивее, стройнее и изящнее монгольских, хотя, казалось бы, два родственных народа, даже более близких этнически, чем русские и украинцы. Да, представьте себе, в путешествиях обращаю внимание далеко не только на здания и памятники -

Забавный уличный аттракцион с турником. Провисишь 2 минуты - получаешь 500 рублей. Правда, это никому не удается. Думаете, турник смазан маслом и руки соскальзывают? Вовсе нет. Он просто прокручивается -

Необычная предвыборная агитация, ФИО кандидата в виде ребуса -

В городе немало интересных памятников "сталинской" классической архитектуры. Когда я фотографировал это здание, из него вышел человек в форме и стал орать мне через дорогу "-Нельзя снимать! Подойдите сюда!", на что я ему ответил "-Здесь опасно переходить, я могу попасть под машину, лучше вы идите сюда...". Тот несколько растерялся и молча вернулся назад в здание -

Парк отдыха в самом центре Улан-Удэ почему-то много лет назад был заброшен -

Внутри парка ощущение, что вы в зоне техногенной катастрофы и человечество вымерло -

Среди бурьяна, посреди парка стоит одинокая церковь -

Как, снова Кашпировский? Или это его клон?

Ну о-о-очень "забавный" магазин -

По городу курсируют колоритные старые трамваи -

И еще тут очень дешевый интернет, 390 рублей в месяц -

А вот аэропорт столицы Бурятии не просто убогий, а я бы сказал ужасный. Называется он "Байкал" (прежнее название "Мухино"), находится примерно в 15км к северо-западу от центра города. Хорош он лишь тем, что перед посадкой можно выйти на балкон и пофотографировать самолеты. Ничего подобного не видел ни в одном другом аэропорту мира. Впрочем, вру, в маленьком аэропорте городка Корозаль в Белизе еще круче, см. "".

Мой самолет "Уральских авиалиний" -

Так вот, касательно аэропорта. В мой день и час вылетало три борта, два в Москву и один (мой) в Екатеринбург. Пассажиры трех рейсов физически не помещались в маленьком зале регистрации и были вынуждены толкаться на улице, у входа. Внутри толпа людей, все зажаты как сельдь в консервной банке, еще и многие кашляют - не хватало грипп подхватить под занавес поездки. Затем пошел дождь и таки пришлось "утрамбоваться" внутри. Зато есть бесплатный wi-fi. Но не успел я достать ноутбук, как обьявили о каком-то задымлении и выгнали всех людей под дождь на улицу. А еще курильщики, которые в этих местах совсем непуганные и спокойно закуривают в метре от входа в терминал. Внутри задымление, на входе cигаретное задымление. Однозначно не мне им обьяснять, что для курения есть специально выделенные места, буквально в двадцати метрах от входа. Я перебазировался в зал прибытий, там тоже воняет куревом, но хотя бы народа поменьше.

А вот эта фотография, как и вышеупомянутое фото городского МВД памятно тем, что после того, как на посадке я сфотографировал аэропорт Улан-Удэ и уже убрал камеру, как ко мне подошел милиционер и сказал, что фотографировать нельзя. Честно говоря, не желал с ним спорить и обьяснять, что фотографировать по закону можно (исключая ситуации, когда идет пограничный и таможенный контроль, но в данном случае ничего подобного нет), поэтому извинился и сказал, что больше не буду. Но тот попытался в полной мере реализовать "синдром вахтёра" и заявил, что я должен достать камеру и удалить фотографию аэропорта. Я ответил ему категорическим отказом. Тот стал говорить что-то на тему отказа в посадке, я ему ответил что он тут ничего не решает и пусть зовет начальника смены, тот развил мысль до "я вас могу задержать...", я ему тоже ответил что-то достойное. Но по ходу перепалки закончилась посадка и весь борт ждал только меня. А мы с ментом стояли внизу у трапа и увлеченно спорили на тему того, имею я право фотографировать аэропорт, или нет. Поэтому я просто молча повернулся к менту спиной и пошел по трапу вверх, в самолет. Тот что-то бурчал снизу, но за мной не побежал. На том общение и иссякло. Смеюсь.

В одной из русскоязычных групп пишет:

Если ваша девушка бурятка

Ваша девушка бурятка, у неё чёрные волосы и раскосые глаза, она безумно красивая. Она по-детски проста, искренняя, имеет обаятельную улыбку. В это же время она очень сильная и с твёрдым характером.

Она видит красоту природы, радуется каждому цветочку и лучику солнца, она как ребёнок будет гладить и играться с котёнком, но при этом может выполнять любую мужскую работу.

Она говорит всегда правду, но при этом очень хитрая, она промолчит когда надо, найдёт подход к человеку, знает выход почти с любой ситуации, может уговорить любого, если это ей надо.

С раннего возраста она мечтает о семье, о ребёнке, о любви. Но при этом она очень скромная, не переносит пошлости.

Она любит проявлять заботу, заботится о своей половинке. Она любит, когда о ней заботятся, любит давать советы, но очень не любит, когда ей советуют.

У неё есть терпение и мужество для того, чтобы прощать, она будет прощать вас много раз, но однажды её терпение лопнет и она скажет "баяртай" (до свидания) навсегда и ничем не можно будет её вернуть.

Она не любит, когда с ней говорят заумными фразами, но не переносит банальных придурков, которые не могут пообщаться на умную тему.

Она редко произносит слова "я тебя люблю", но очень любит, когда эти слова говорят ей. Именно говорят, смотря в глаза - а не пишут в контакте или других социальных сетях. Она не переносит вранья, она всегда его интуитивно чувствует, просто не всегда показывает вид.

Любит к себе внимание, не важно, что вы ей подарите - просто шоколадку или дорогую машину - ей, главное, факт вашего внимания, что вы о ней думаете, что не забываете. Она верит в любовь, но мало кому верит из людей.

Очень тяжело заслужить её любовь, но если она любит, то любит искренне. Однако её любовь может быстро пройти, если её не поддерживать.Тогда она просто молча уйдёт, причём резко, ведь все бурятки хорошо приспособлены к жизни.

Если ваша девушка бурятка - то вам очень повезло, но не надо забывать, что её очень легко потерять”.

Немного наивно, не правда ли? Впрочем, для юного возраста характерно такое “творчество”... И всё же, признаем, немало в этом тексте подмечено верно. А вы как считаете?

В последнее время в Сети нередко появляются и правдивые, и даже фантастические версии о том, . АРД уже в своих публикациях . Чаще, разумеется, муссируется тема их . Даже на не-бурятских национальных ресурсах:

Однако исследования “национального характера” девушек, особенно аргументированные, встречаются всё ещё очень редко... Возможно, читатели АРД поделятся своим мнением, есть ли у буряток “свой характер”?

В ютубе, к примеру, тоже есть своё субъективное “авторское” мнение именно о красоте буряток:

В дочингисовские времена монголы не имели письменности, поэтому рукописей по истории не было. Есть только устные предания, записанные в XVIII и XIX веках учеными-историками

Это были Вандан Юмсунов, Тоголдор Тобоев, Шираб-Нимбу Хобитуев, Сайнцак Юмов, Цыдыпжап Сахаров, Цэжэб Цэрэнов и еще ряд исследователей истории бурят.

В 1992 году вышла книга доктора историче-ских наук Ширапа Чимитдоржиева «История бурят» на бурятском языке. В этой книге собраны памятники бурятской литературы XVIII - XIX веков, написанные вышеназванными ав-торами. Общность этих произведений за-ключается в том, что праотцом всех бурят является Барга-багатур, полководец, при-шедший из Тибета. Это произошло на рубе-же нашей эры. В то время на южном берегу Байкала жил народ бэдэ, территория которого была северной окраиной хуннской империи. Если учесть, что бэдэ были монголоязычным народом, то они себя называли бэдэ хунууд. Бэдэ - мы, хун - человек. Хунну - слово китайского происхождения, поэтому монголоязычные народы стали называть лю-дей «хун» от слова «хунну». И хунну постепенно превратилось в хун - человек или хунууд - люди.

Хунны

О хуннах впервые написал китайский ле-тописец, автор «Исторических записок» Сыма Цянь, живший во II веке до нашей эры. Китайский историк Бань Гу, умерший в 95 году до н.э., продолжил историю хуннов. Третью книгу напи-сал южнокитайский ученый чиновник Фань Хуа, живший в V веке. Эти три книги соста-вили основу представления о хуннах. Исто-рия хуннов исчисляется почти 5-ю тысячами лет. Сыма Цянь пишет, что в 2600 году до н.э. «желтый император» воевал против пле-мен жуны и ди (просто хунны). Со временем племена жуны и ди смешались с китайцами. Сейчас жуны и ди ушли на юг, где, сме-шиваясь с местным населением, образовали новые племена под названием хунну. Возникли новые языки, культуры, обычаи и страны.

Шаньюй Модэ, сын Шаньюя Туманя, соз-дал первую хуннскую империю, с сильным войском численностью 300 тысяч человек. Просуществовала империя 300 с лишним лет. Модэ объединил 24 рода хунну, и простира-лась империя от Кореи (Чаосянь) на западе до озера Балхаш, на севере от Байкала, на юге до реки Хуанхэ. После распада импе-рии Модэ появились другие суперэтносы, такие как кидане, тапгачи, тогоны, сяньби, жужане, карашары, хотаны и т.д. Западные хунну, шань-шани, карашары и т.д., говорили на тюркском языке. На монгольском языке говорили все остальные. Изначально протомонголами были дунху. Хунны их оттеснили к горе Ухуань. Они стали называться ухуани. Родственные племена дунху сяньби считаются предками монголов.

И родились у хана три сына…

Возвратимся к народности бэдэ хунууд. Они жили на территории Тункинского района в I веке до н.э. Это было идеальное место для проживания кочевников. В то время климат Сибири был очень мягким и теплым. Аль-пийские луга с сочными травами позволяли круглый год стадам пастись. Долина Тунки защищена цепью гор. С севера - неприступ-ные гольцы Саянских гор, с юга - горная гряда Хамар-Дабана. Примерно во II веке н.э. при-шел сюда Барга-багатур дайчин (полководец) со своим войском. И народ бэдэ хунууд из-брал его своим ханом. У него родились три сына. У младшего сына Хоридой мэргэна было три жены, у первой, Баргуджин гуа, ро-дилась дочь Алан гуа. Вторая жена, Шарал-дай, родила пятерых сыновей: Галзууд, Хуасай, Хубдууд, Гушад, Шарайд. Третья жена, На-гатай, родила шестерых сыновей: Харгана, Худай, Бодонгууд, Хальбин, Сагаан, Батанай. Ито-го одиннадцать сыновей, которые создали одиннадцать хоринских родов Хоридоя.

Средний сын Барга-багатура Баргудай имел двух сыновей. От них произошли роды эхиритов - убуша, олзон, шоно и т.д. Итого восемь родов и девять родов булагатов - алагуй, хурумша, ашагабад и т.д. Про третьего сына Барга-багатура сведений нет, скорее всего, он был бездетным.

Потомки Хоридоя и Баргудая стали называться барга или бар-гузон - народность баргу, в честь деда Барга-багатура. Со временем им стало тесно в Тункинской долине. Эхирит-булагаты ушли на западный берег Внутреннего моря (озе-ра Байкал) и распространились до Енисея. Это было очень тяжелое время. Были посто-янные стычки с местными племенами. В то время на западном берегу Байкала обитали тунгусы, хягасы, динлины (северные хунны), енисейские кыргызы и т.п. Но баргу выжил и народ баргу разделился на эхирит-булагатов и хори-туматов. Тумат от слова «тумэд» или «ту-ман» - больше десяти тысяч. Народ в целом назывался баргу.

Через некоторое время часть хори-туматов ушли на баргузинские земли. Обосновались у горы Бархан-Уула. Эта земля стала называть-ся Баргуджин-токум, т.е. баргу зоной тохом - земля народа баргу. Тохом в старину называли местность, на которой жили. Монголы букву «з», особенно внутренние монголы, выговаривают как «дж». Слово «баргузин» на монгольском «баргуджин». Джин - зон - народ, даже на японском языке нихон джин - нихон человек - японец.

Лев Николаевич Гумилев пишет, что в 411 году жужани покорили Саяны и баргу. Значит баргу в это время жили в Баргузине. На Саянах про-живала оставшаяся часть коренных баргу. Хори-туматы в дальнейшем мигрировали до самой Маньчжурии, в Монголию, в пред-горье Гималаев. Все это время великая степь бурлила вечными войнами. Одни племена или народности покоряли или уничтожали другие. Хуннские племены совершали набеги на Ки-тай. Китай же, наоборот, хотел подавить бес-покойных соседей...

«Брацкие люди»

До прихода русских, как выше говорилось, буряты назывались баргу. Русским они гово-рили, что они баргуды, или баргудцы на рус-ский манер. Русские от недопонимания нас стали называть «брацкие люди».

Сибирский приказ в 1635 году сообщал в Москву «... Петр Бекетов со служилыми людьми ходил в брацкую землю вверх Лены-реки на усть Ону реку к брацким и тунгус-ским людям». Атаман Иван Похабов в 1658 году писал: «Братцкие князьцы с улусными людь-ми... изменили и от братцких острогов прочь откочевали в Мунгалы».

В дальнейшем буря-ты стали называть себя барат - от слова «братцкий», что потом трансформировалось в бу-рят. Путь, который прошли от бэдэ до бар-гу, от баргу до бурят более двух тысяч лет. За это время исчезло или стерто с лица зем-ли несколько сот родов, племен и народов. Ученые монголоведы, изучающие старомон-гольскую письменность, говорят, что старо-монгольский и бурятский языки близкие по значению и диалекту. Хотя мы являемся неотъемлемой частью монгольского мира, сумели пронести через тысячелетия и со-хранить уникальную культуру и язык бурят. Буряты являются древним народом, произо-шедшим от народа бэдэ, которые, в свою оче-редь, были хуннами.

Монголы объединяют в себя многие племена и народности, но бурят-ский язык среди многообразия монгольских диалектов единственный и неповторимый всего лишь из-за буквы «h». В наше время сохраняются нехорошие, натянутые отно-шения между различными группами бурят. Буряты делятся на восточных и западных, сонголов и хонгодоров и т.д. Это, конечно, нездоровое явление. Мы не суперэтнос. Нас всего 500 тысяч людей на этой земле. Поэто-му каждый человек должен своим умом по-нять, что целостность народа в единстве, уважении и знании нашей культуры и языка. Среди нас немало известных людей: ученые, врачи, строители, животноводы, педагоги, люди искусства и т.д. Давайте жить дальше, преумножать наше людское и материальное богатство, сохранять и беречь природное бо-гатство и наше святое озеро Байкал.

Отрывок из книги

Буряты - второй по численности после якутов народ Сибири. Всего в России насчитывается более 460 тысяч бурят, которые проживают в основном в Республике Бурятия, Иркутской области и Забайкальском крае. Существует бурятская диаспора в Монголии (45 тысяч) и Китае (около 10 тысяч). Бурятский язык относится к числу монгольских языков. К родственным бурятам по языку и культуре народам относятся монголы и калмыки. Верующие буряты исповедуют буддизм и шаманизм.

Далее представлены самые красивые бурятки по версии портала Top-Antropos.com . В рейтинг включены только известные бурятки - модели, актрисы, певицы, танцовщицы.

20-е место: Анна Маркакова (род. 8 апреля 1992) - "Мисс Бурятия-2011", "Краса Бурятии-2011". Представляла Бурятию на конкурсе "Мисс Россия-2011". Рост 178 см, параметры фигуры 86-60-89. Страница ВКонтакте - https://vk.com/anna_mark


19-е место: Дулма Сунрапова (род. 15 ноября 1985, село Цокто-Хангил, Забайкайльский край) - бурятская певица. Страница ВК - https://vk.com/dulmasunrapova


18-е место: Донара (Дора) Балданцэрэн - артистка балета Бурятского государственного национального театра песни и танца "Байкал" (Улан-Удэ), народная артистка Республики Бурятия. Гастролировала в Южной Корее, Тайване, ОАЭ, Греции, Испании, Германии, Польше, Голландии. Страница в "Одноклассниках" - http://www.odnoklassniki.ru/profile/194241150705


17-е место: Елена Мардаева (род. 28 января 1985, поселок Бохан, Иркутская область) - дизайнер моды, организатор конкурса "Московская краса Бурятии". Страница ВК - https://vk.com/elenamardaeva


16-место: Наталья Жамсоева - победительница конкурса "Московская краса Бурятии-2007", представительница Бурятии на конкурсе "Краса России-2008". Рост 168 см, параметры фигуры 83-64-92. Страница ВК - https://vk.com/id144218255


15-место: Юлия Замоева - артистка балета театра "Байкал" (Улан-Удэ), народная артистка Республики Бурятия.


14-е место: Анна Обожина - бурятская певица, участница проекта "Битва хоров" на канале "Россия 1". Страница ВК - https://vk.com/id8070133


13-е место: Галина Табхарова - артистка балета театра "Байкал". Гастролировала с театром в странах Европы и городах России. Награждалась почетными грамотами и благодарственными письмами от министерства культуры Республики Бурятия. Страница ВК - https://vk.com/id90942937


12-е место: Арюна Бубеева (род. 19 октября 1993) - "Краса Бурятии-2010", "Мисс Азия Альма Матер-2012". Представляла Бурятию на конкурсе "Краса России-2010", где заняла второе место в номинации "Юная Краса России". Также Арюна стала победительницей конкурса красоты этнофестиваля кочевых народов Евразии "Ердынские игры" в 2011 году. Рост Арюны Бубеевой 175 см.


11-е место: Аюна Албашеева - "Краса Бурятии-2006".


10-е место: Алена Албашеева - "Краса Бурятии-1999". Алена - старшая сестра Аюны Албашеевой "(Красы Бурятии-2006").


9-е место: Виктория Лыгденова - "Краса Бурятии-2008". В возрасте 17 лет Виктория получила титул "Третья Краса России- 2008", соответствующий четвертому месту. 15 марта 2013 года 22-летняя девушка умерла от болезни сердца - кардиомиопатии.


8-место: Евгения Шагдарова - победительница конкурса "Топ-модель Бурятии", участница третьего сезона телепроекта "Топ-модель по-русски" на канале Муз-ТВ. Рост 172 см.


7-е место: Оюна Осодоева (род. 18 августа 1992) - "Московская краса Бурятии-2010". Страница ВК - https://vk.com/oyunaos


6-е место: Ирина Баторова (род. 22 декабря 1978, Улан-Удэ) - артистка балета театра "Байкал", балетмейстер-постановщик, заслуженная артистка Российской Федерации. Страница ВК - https://vk.com/id7013273


5-е место: Ирина Пантаева (род. 31 октября 1967, Улан-Удэ) - модель, актриса, писательница. В 1989 году стала победительницей первого конкурса красоты в Бурятии - "Мисс Улан-Удэ". Потом работала моделью в Москве, Париже, Нью-Йорке, появлялась на обложках журналов Vogue, Harper"s Bazaar, Elle. Ирина снялась в нескольких фильмах: "Возвращение Ходжи Насреддина" (СССР, 1989), "Смертельная битва-2: Истребление" (США, 1997), "Побег из Гулага" (Германия, 2001) и др. На нескольких языках мира (английском, французском, немецком, японском и др.) была издана автобиография Ирины Пантаевой "Сибирская мечта". Рост Ирины 178 см, модельные параметры 86-63-89. Официальный сайт - http://www.irinapantaeva.net


4-е место: Дарима Чимитова - "Мисс Улан-Удэ-2012". Рост 174 см, параметры 85-59-87. Страница ВК - https://vk.com/darichi


3-е место: Анастасия Цыденова (род. 10 июня 1986 года, Иркутск), более известная под псевдонимом Азия - телеведущая на канале Муз-ТВ.

2-е место: Мэдэгма Доржиева - бурятская певица, композитор, профессиональная пианистка, продюсер. Лауреат многочисленных международных конкурсов и фестивалей. В репертуаре и старинные бурятские песнопения, и современные ритмы. Выпустила три успешных сольных альбома. Страница ВК - https://vk.com/midigma_dorzhieva

1-е место: Мария Шантанова - модель. После окончания школы в Улан-Удэ уехала на учебу в Китай, где стала лицом "Nesсafe Gold" в Китае, Гонконге, Тайване и Макао. Исполнила главную роль в 6-й серии проекта "Говорим на бурятском". Рост 167 см, параметры фигуры 86-60-88. Страница ВК - https://vk.com/maria_shantanova

Лучшие статьи по теме