Психология. Отношения. Личность. Общение
  • Главная
  • Девушки
  • Проект усвоение подростком норм здорового образа жизни. Дипломная работа: Формирование здорового образа жизни подростков на примере старшеклассников п Стойба Амурской области. Оценка эффективности реализации программы, направленной на формирование здорово

Проект усвоение подростком норм здорового образа жизни. Дипломная работа: Формирование здорового образа жизни подростков на примере старшеклассников п Стойба Амурской области. Оценка эффективности реализации программы, направленной на формирование здорово

удк 372

Формирование здорового образа жизни подростков

Абраменкова Ю.В.

Научный руководитель Бышевская А.В.

Смоленская государственная академия физической культуры, спорта и туризма,

г. Смоленск, Россия

Собственное здоровье на сегодняшний день не является первостепенной задачей современной молодёжи. И с каждым годом процент здоровых детей неуклонно снижается. Важнейшими факторами формирования здорового образа жизни являются образование и воспитание, осуществляемое родителями, воспитателями и педагогами. От того, что будет заложено в человеке с самого раннего детства, во многом будут зависеть его мировоззрение, культура и образ жизни.

Здоровый образ жизни; воспитание; просвещение; работа педагога; родительское влияние.

Formation a healthy lifestyle

teenagers

Abramenkova Yulia

Smolensk State Academy of Physical Culture,

Sports and Physical Recreation,

Smolensk , Russian Federation

Nowadays the youths don"t put their health on the first place. The percentage of healthy children comes down from year to year. The main factors of forming healthy lifestyle are education and upbringing realizing by parents and teachers. A person"s mentality, culture and lifestyle will be mainly depend upon these factors.

Healthy lifestyle, upbringing, enlightenment, a teacher"s work, parents" influence.

В настоящее время мы можем наблюдать, что здоровье не является первостепенной задачей современной молодёжи. Малоподвижный образ жизни, большая зависимость от компьютера, ненормированные перекусы и плохой сон - всё это прямым образом сказывается на здоровье. Статистика подтверждает, что с каждым годом процент здоровых детей неуклонно снижается. Увеличивается и число молодых людей, которые не пригодны к военной службе по состоянию здоровья. Растёт заболеваемость гастритами, бронхитом и других распространённых заболеваний, связанных с неблагоприятной экологической обстановкой и неправильным образом жизни. И с каждым годом данная ситуация имеет тенденцию к ухудшению. Исследования, проведенные Министерством здравоохранения и социального развития в прошлом году, показывают, что в настоящее время подростки имеют большую свободу в выборе собственного образа жизни. По их данным, на сегодняшний день полностью здоровы только 14 % школьников, 50 % имеют функциональные отклонения, а 35 - 40 % - хронические заболевания. Так, среди подростков 12 - 15 лет за последние пять лет в пять раз выросла частота нарушений органов зрения и нарушений осанки, в четыре раза увеличилось количество нервно-психических расстройств, в три раза возросло наличие отклонений в здоровье органов пищеварения.

Как известно, взрослого человека от вредных привычек отучить гораздо сложнее, чем ребёнка. Поэтому на вопрос «когда именно нужно формировать знания о здоровом образе жизни» ответ простой: как можно раньше.

Важнейшими факторами формирования здорового образа жизни являются образование и просвещение в системе гигиенических знаний, навыков и умений, на-правленных на сохранение и укрепление здоровья. Это также и воспитание - долгий и трудный про-цесс педагогического воздействия на человека на всем протяжении его роста и развития, становления его личности, характера, в том числе формирование установки на здоровый образ жизни. От того, что будет заложено в человеке с самого раннего детства, во многом будут зависеть его мировоззрение, культура и образ жизни.

Наиболее эффективным путём формирования ценности здоровья и здорового образа жизни является направляемая и организуемая взрослыми (учителем, родителями) самостоятельная работа, развивающая способность понимать своё состояние, знать способы и варианты рациональной организации режима дня и двигательной активности, питания, правил личной гигиены. Однако только знание основ здорового образа жизни не обеспечивает и не гарантирует их использования, если это не становится необходимым условием ежедневной жизни ребёнка в семье и образовательном учреждении. Именно в период обучения ребенка в школе формируются основы физического, психического и социального здоровья детей, определяющие впоследствии его здоровый и безопасный образ жизни. И именно педагоги ответственны за обучение детей и прививание им элементарных знаний о своём организме.

Педагогу необходимо помнить, что в процессе формирования личности на ребёнка влияют многие факторы: природа, общение в семье и школе, средства массовой информации, образ жизни самого ребёнка, его планы, стремления. Подростковый возраст - это время, когда ребёнок учится быть самостоятельным и ответственным, учится принимать решения и делать выбор. В этот период здоровый образ жизни следует преподносить в виде игры, в сравнительной форме, а не сухими формулировками. Очень важен личный пример родителей в этом вопросе. Родителям необходимо побуждать своего ребёнка к активному образу жизни, занятиям физической культурой, спортом, туризмом, гимнастикой, пешим прогулкам и т.д. И принимать самим активное участие в этом.

Для формирования заинтересованности родителей по проблеме здорового образа жизни педагогами используются разнообразные формы работы, такие как:

Анкетирование.

Родительские собрания (круглый стол, диспут, просмотр видеозаписи, организация встреч со специалистами социальных служб), с целью информации о совместной работе и стимулирования их активного участия в ней.

Опрос детей по теме безопасности для оформления газет и для индивидуальных бесед с родителями.

Оформление и проведение индивидуальных и групповых консультаций.

Сбор фотоматериалов по теме “Опасные места и предметы быта”.

Оформление рукописных книг.

Здоровый образ жизни - это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях, дети могут оказаться в неожиданных ситуациях на улице и дома, поэтому главной задачей является развитие у них самостоятельности и ответственности. Все, чему мы учим детей, они должны применять в реальной жизни. Особое внимание следует уделять следующим компонентам:

Занятия физкультурой, прогулки. Учеными были проведены интереснейшие исследования, показавшие, что при нехватке физической активности умственная деятельность резко снижается.

Рациональное питание. Именно в этот период жизни активно закладываются разнообразные болезни, которые связаны со сбоями в питании. Растущий организм достаточно быстро приспосабливается к перегрузкам и недостаткам питания, это может создавать иллюзию того, что все хорошо. Здесь кроется предпосылка к появлению избыточного или недостаточного веса. Правильное питание является основой полноценной умственной и физической деятельности, здоровья, работоспособности, продолжительность жизни).

Соблюдение правил личной гигиены: закаливание, создание условий для полноценного сна

Бережное отношение к окружающей среде, к природе

Медицинское воспитание (своевременное посещение врача, прохождение медосмотра детей ежегодно - узкими специалистами (стоматолог, хирург, лор, окулист)).

Формирование понятия "не вреди себе сам".

Здоровый образ жизни подростков не просто слова. Он помогает человеку не только чувствовать себя полноценно, но еще и является своеобразным выбором жизненной позиции. Юноши и девушки, уже почти взрослые люди, сами для себя решают, что хорошо, а чего они хотят избежать. Именно поэтому важно чтобы принципы здорового образа жизни были осознанным выбором самого подростка, тогда эти правила приживаются, используются и приносят пользу.

Педагогика безопасности: наука и образование: материалы международной научной конференции, Екатеринбург, 14 ноября 2014 г. / сост. и общ. ред. А. Н. Павловой; ФГБОУ ВПО «УрГПУ». - Екатеринбург, 2014. - 190 с.

Чалова Оксана Юрьевна

Роль здорового образа жизни в развитии, воспитании и образовании подростков

Содержание

I. Введение

1.1 Здоровый образ жизни как социально-педагогическое явление

1.2 Составляющие ЗОЖ и основные факторы окружающей среды, влияющие на человека

1.3 Досуг и двигательная активность: польза и необходимость развития своего тела

1.4 Влияние физической активности на мыслительные процессы

1.5 Важность рационального питания для хорошего самочувствия и учебных успехов

II. Заключение

III. Список использованныхисточников

«Искусство продлить жизнь - это искусство не укорачивать её»

Введение

Сегодня проблема формирования здорового образа жизни у учащихся стоит как никогда остро. Всё чаще у родителей и учителей проявляется отчаяние, боль, озабоченность, за неуклонно ухудшающееся состояние здоровья детей. По данным НИИ, около 90% школьников имеют отклонения здоровья. Дети оказываются больными с момента рождения. 80% хронических заболеваний у детей развиты в раннем возрасте, 70% учащихся страдают гиподинамией. Заболеваемость скелетно-мышечной системы учащихся за последние 20 лет выросла в 27 раз. У многих наблюдается дисгармония физического развития: дефицит массы тела, снижение показателей мышечной силы. Число здоровых детей период обучения с 1-9 классы, уменьшается в 4 раза, страдающих близорукостью увеличивается с 3% до 30%. Каждые 10 лет распространённость психических заболеваний среди детей и подростков возрастает на 10-15%. В структуре психической патологии, преобладает умственная отсталость (59,5%). В образовательных учреждениях области обучается 6000детей с задержкой интеллектуального развития. Резко возросло число детей, страдающих алкоголизмом, наркоманией. Рост увеличения среди школьников, молодёжи: курения, употребления алкоголя и наркотиков свидетельствует о низком уровне культуры здоровья, гигиенических знаний, а так же о неэффективности существующих форм и методов гигиенического воспитания не только в семье, но и в коллективах.

В настоящее время в стране происходят резкие изменения в экономической, политической и социальной жизни. Эти изменения привели к появлению новых социальных проблем, которые в первую очередь сказались на воспитании, развитии, социальном формировании детей, подростков и молодежи. Подавляющая часть заболеваний современного человека обусловлена, прежде всего, его образом жизни и повседневным поведением. Поэтому ЗОЖ служит принципиальной основой профилактики заболеваний. Здоровый образ жизни для подростков не просто важен, а жизненно необходим, если юный человек и его родители хотят, чтобы он достигал успехов, был здоровым и целеустремленным.

Актуальность здорового образа жизни вызвана возрастанием и изменением характера нагрузок на организм подрастающего поколения в связи с усложнением общественной жизни, увеличением рисков техногенного, экологического, психологического, политического и военного характера, провоцирующих негативные сдвиги в состоянии здоровья. Экологические и социальные катаклизмы, нестабильность жизни, разрушение привычных устоев и нравственных ориентиров - все это создает реальный кризис для человечества. Он особенно губителен для детей и молодежи, что проявляется в повсеместном росте жестокости и преступности среди молодёжи.

Многолетняя тенденция ухудшения здоровья детей и учащийся молодежи влечет за собой последующее снижение здоровья во всех возрастных группах и в дальнейшем сказывается на качестве трудовых ресурсов, воспроизводстве поколений. Уже в школьном возрасте под влиянием социальной ситуации, которая сложилась сейчас в нашей стране, многие дети попали под влияние «уличной идеологии» с пресловутым девизом «чем хуже, тем лучше», привычным стало видеть грубое отношение к старшим. Вообще сегодня в их отношениях, как и в отношениях взрослых, процветает грубость, жестокость, коварство, алчность и лицемерие.

Формирование здорового образа жизни у школьника требует выявления особенностей здоровья в этом возрасте, специфики педагогического воздействия и продуманной системы организации физического воспитания на уроках и роль учителя в этом чрезвычайно велика. Направленность учебного процесса в образовательных учреждениях оказывает существенное влияние на формирование культуры здоровья учащихся. Если человек знает, как сохранить здоровье, это ещё не означает, что он это будет делать. Наряду с обучением, практическими навыками оздоровления, становится актуальной проблема помощи в выборе системы ценностей, формирования мотивации здоровья. Успеха в этом направлении можно добиться, используя методы активного обучения, коммуникативные тренинги, охватывающие работу с учащимися. Учитель, как и медицинский работник, должен придерживаться заповеди «не навреди». Культура здоровья педагогов позволит не только поддерживать им свой уровень здоровья, но и воспитывать здоровое поколение.

Формирование культуры здоровья - вот направление, которое должно, прежде всего, осуществляться в образовательных учреждениях. Ведь даже самый грамотный педагог, не обладающий культурой здоровья, может нанести вред здоровью детей. Только педагог, несущий в себе ценности здорового образа жизни, может воспитывать здорового ученика. Прежде всего, педагогам необходимо иметь чёткое представление о гигиенических детерминированных мотивационных основах детей и подростков различных возрастных периодов. Используя в своей педагогической практике знания врождённых свойств характера детей. На этой основе педагог сможет формировать поведение здорового образа жизни.

Так что такое здоровый образ жизни? Сегодня все знают, что это надёжное средство сохранения и укрепления здоровья. Здоровый образ жизни - это совокупность духовных ценностей и фактических деятельных форм по сохранению здоровья.

Он включает в себя целый ряд разнообразных общественных и бытовых моментов:

2. Закаливание.

3. Рациональное питание.

4. Личная гигиена.

5. Правильное соблюдение режима дня.

6. Соблюдение режима труда, отдыха и сна.

7. Отсутствие вредных привычек.

8. Здоровый психологический климат.

9. Экологическая и психологическая культура.

10. Внимательное отношение к своему здоровью.

Мы остановимся только на нескольких важных аспектах, которые, так или иначе, волнуют каждого родителя.

Важное правило здорового образа жизни - ничто не должно мешать естественному обновлению организма, а образ жизни должен способствовать его росту и развитию. Что бы вырасти здоровым и деятельным человеком, прежде всего, следует воспитывать у себя умение правильно организовать свой день. Правильно организовать свой день - это значит соблюдать режим. А правильный режим дня - это такой распорядок жизни, который предохраняет от переутомления, обеспечивает хорошую работоспособность, укрепляет здоровье и в то же время позволяет хорошо отдохнуть. Задачи, которые юноши и девушки решают в этот период, связанны с учебой, выбором будущей профессии, а также формированием зрелого организма требуют от человека динамичности и интенсивности. Досуг необходимо направить на восполнение потраченных сил, а также на выявление и развитие имеющихся способностей.

Физическая культура — обязательный элемент здорового образа жизни Движение вообще является одним из самых главных признаков жизни. Для подростков наличие физической активности означает повышение работоспособности и, естественно, укрепление здоровья. Печальный момент — достаточно не большой процент населения целенаправленно занимается физкультурой. Как следствие гиподинамия (недостаток движения) является причиной возникновения разнообразных заболеваний сердечнососудистой, дыхательной системы, опорно-двигательного аппарата и других органов человеческого тела. Учеными были проведены интереснейшие исследования, показавшие, что при нехватке физической активности умственная деятельность резко снижается. Уже на следующий день эксперимента эффективность работы достигает только 50%, резко усиливается нервное напряжение, растет раздражительность, снижается концентрация внимания, увеличивается время выполнения задач. В общем, результат не самый радужный. Именно поэтому так необходима хоть небольшая, но регулярная зарядка!

Важность физической нагрузки оказывается, чрезвычайно важна для нашей мыслительной деятельности. Так происходит, потому что наш мозг задействует в процессе умственной деятельности только 10% нервных клеток. Все остальные регулируют работу нашего тела.

Для мыслительной деятельности исключительно важно, чтобы с периферии поступали сигналы-импульсы. Если головной мозг перестает получать такую стимуляцию, то его деятельность постепенно затухает и человек хочет спать. Из всего указанного следует вывод, что мышечное напряжение является одним из необходимых условий мыслительной деятельности.

Каждый из нас, кто сталкивался с утомлением после сложного трудового дня, сейчас может осознать то, что эта усталость является следствием усталости коры мозга, снижению количества кислорода и глюкозы в крови, а также накопления метаболических продуктов обмена. Стоит разобраться, как снимать эти негативные последствия, чтобы полноценно вести здоровый образ жизни молодежи. Итак, есть несколько способов решить такую проблему. Во-первых, можно отдыхать пассивно, во-вторых, употреблять медикаментозные средства повышающие работоспособность клеток мозга. Первый вариант не особо эффективен, а второй ведет к нервному истощению. Есть еще третий способ, который является еще и безопасным. Для этого необходимо любое физическое напряжение мышц и тела в целом. Подойдет любая спортивная деятельность: бег, плавание, йога, гимнастика и т. д. Усилить эффект поможет закаливание, которое стимулирует защитные свойства организма, улучшает местный иммунитет.

Правильный рацион питания для подростков важен с многих точек зрения. Именно в этот период жизни активно закладываются разнообразные болезни, которые связаны со сбоями в питании. И сюда, кстати, относятся не, только, заболевания желудка, кишечника, но и нервной, эндокринной и других систем, поскольку нарушаются процессы вывода вредных веществ. Растущий организм достаточно быстро приспосабливается к перегрузкам и недостаткам питания, это может создавать иллюзию того, что все хорошо. Здесь кроется предпосылка к появлению избыточного или недостаточного веса. Нерегулярное питание у школьников возникает вследствие большой загруженности учебным процессом, недостатком времени. Проблема усугубляется тем, что с едой поступает недостаточный уровень микроэлементов. Правильное питание является основой полноценной умственной и физической деятельности, здоровья, работоспособности, продолжительность жизни. Правильное питание для подростков меню включает порядка 50 разнообразных компонентов. Человек нуждается во всех питательных веществах, причем необходимо, чтобы они входили в определенных пропорциях. Те определяются с учетом пола человека, его возраста и других факторов.

Учебный процесс для подростка во многом связан со стрессами. В такие периоды времени необходимо помнить о том, что организм как никогда нуждается в белках, витаминах группы В, пантотеновой кислоте, витаминах А, Е, холине, поскольку каждый из этих элементов участвуют в выработке гормонов гипофиза и надпочечников. Казалось бы, а причем здесь эти гормоны, но способность нашего организма противостоять стрессам во многом зависит именно от них.

Здоровый образ жизни подростков не просто слова. Он помогает человеку не только чувствовать себя полноценно, но еще и является своеобразным выбором жизненной позиции. Юноши и девушки, уже почти взрослые люди, сами для себя решают, что есть хорошо, а чего они хотят избегать. Если родители считают, что могут проконтролировать каждый шаг своего чада, то они глубоко заблуждаются. Именно поэтому важно чтобы принципы ЗОЖ были осознанным выбором самого подростка, тогда эти правила приживаются, используются и приносят пользу.

Список использованных источников

1. Мановский О.Ф. «К здоровью без лекарств».-: Советский спорт, 2010.

2. Козлов В.И. «Береги здоровье смолоду». - М.: Физкультура и спорт, 2010.

3. Школьные технологии // Научно - практический журнал школьного технолога, 2014. С.240

4. Сопратов Н.Е. «Мотивационные основы здоровье сберегающего воспитания детей //Воспитание школьников.-2013-№9.-с.44.

5. Формирование ценностей здорового образа жизни у детей школьного возраста: сборник статей.- Смоленск: ГОУДПОС «СОИ УУ»,2010.-с.164

6. Физическая культура // Методический журнал.2012-№2-с.64

Памятка для подростков

ДЕСЯТЬ ПРАВИЛ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ.

Уважаемый друг!

«Люди должны осознать,

что здоровый образ жизни - это личный успех каждого». (В. Путин)

Не один нормальный человек не хочет быть больным, каждый стремится прожить жизнь долго и счастливо.

По данным статистики, здоровье человека на 50% определяется тем, насколько здоровый образ жизни он ведет, на 20% - генетический фактор и наследственность, еще 20% составляют условия жизни (экология, климат, место жительства), 10% - здравоохранение.

Быть здоровым замечательно, но непросто. Это целая наука и одно из её направлений – формирование здорового образа жизни. Установка на жизнь и здоровье, совершенство физическое, духовное, социальное - это модно!

Соблюдай 10 правил здорового образа жизни!

БУДЬ МОДНЫМ!

  1. Занимайся физкультурой 3-5 раз в неделю, не перенапрягая организм интенсивными физическими нагрузками. Обязательно найди именно для себя способ двигательной активности.
  2. Соблюдай режим питания. Не переедай, и не голодай. Питайся 4-5 раз в день, употребляя в пищу, необходимое для растущего организма количество белков, витаминов и минеральных веществ, ограничивая себя в животных жирах и сладостях.
  1. Не переутомляйся умственной работой. Получай удовлетворение от учебной деятельности.
  1. В свободное время занимайся творчеством. Принимай активное участие в организации школьных мероприятий, посещай кружки, секции.
  2. Знай и соблюдай правила общения. - Доброжелательно относитесь к людям. (Чаще говори вежливые слова, говори всегда правду, ведь ложь не красит человека, не перебивай старших, не загрязняй свою речь нецензурными словами.) – Прежде чем вступить в конфликтную ситуацию, подумай над тем, какой результат ты хочешь получить. – В конфликте признавай не только свои интересы, но и интересы другого человека. Это позволит тебе сохранить в норме своё психическое здоровье. Помни! Общение это ежедневный труд!
  3. Соблюдай режим сна и бодрствования. Выработай, с учетом своих индивидуальных особенностей характера, способ отхода ко сну, позволяющий быстро уснуть и полностью восстановить силы.
  4. Соблюдай правила личной гигиены и безопасного поведения. Одевайся строго по погоде. Соблюдай технику безопасности во время физического труда, занимаясь сортом, при использовании спортивного инвентаря.
  5. Береги зрение. Не проводи много времени у компьютера и телевизора!
  6. Занимайся закаливанием организма и определи для себя способы, которые помогают победить простуду.
  1. Не позволяй другим , тем, кто прикидывается твоим «многоопытным» другом заманивать тебя в ловушку. Учись не поддаваться, когда тебе предложат попробовать сигарету или спиртное, наркотические средства или психотропные веществ и их аналогов и других одурманивающих веществ. Если возникает неуютное чувство – не надо стесняться – твердо заяви о своём отношении к этому, скажи решительное и однозначное НЕТ! Не позволяй другим делать что – то против своей воли!

Сделать правильный выбор сложно, но это сделает тебя увереннее, сильнее и успешнее!

Формирование здорового образа жизни у детей с ОВЗ в условиях школы-интерната

Здоровый образ жизни – типичная совокупность форм и способов повседневной культурной жизнедеятельности личности, основанная на культурных нормах, ценностях, смыслах деятельности и укрепляющая адаптивные возможности человека.
Здоровый образ жизни принято считать показателем уровня культуры человека и государства в целом. Здоровье населения оказывает большое влияние на динамику экономического развития общества и может выступать как мерило его социально-этической зрелости.
Негативные изменения здоровья у воспитанников возникают постепенно. С возрастом здоровье ребенка все больше становится социально зависимым, что приводит к возникновению целого ряда заболеваний, в том числе и хронических. Факторы вредных привычек усиливают социальную дезадаптацию воспитанников, способствуют замедлению темпов физического и интеллектуального развития. И, именно, от того, как мы, взрослые, будем заботиться о здоровье ребенка, как научим его быть здоровым, зависит его дальнейшая социализация.
Приобщение подростков к проблеме своего здоровья – это создание высокого уровня душевного комфорта, закладывающегося с детства и на всю жизнь.

Приветливость, горячая любовь к жизни, труду, к семье, негативное отношение к бездеятельности, пассивному отдыху, принципиальное отношение к вредным привычкам - вот основные источники здорового образа жизни. Самыми важными факторами, влияющими на здоровье в целом, является режим дня, занятия физической культурой и спортом.
Нарушение режима, труда, отдыха, сна, учебных занятий может привести не только к снижению работоспособности, но и к развитию болезни.
Нужно не только быть здоровым, но и активно работать в этом направлении, понимая, что легких путей к достижению высокого уровня здоровья нет.
Обращаясь к трудам выдающегося советского педагога – А.С.Макаренко, можно выделить ряд обязательных требований к правильному режиму дня:
1. целесообразность: коллектив должен понимать, для чего это нужно (например – чистота);
2. точность: не должно допускаться исключений;
3. общность: режим должен быть для всех обязателен;
4. определенность: каждый отвечает за определенное дело.
Важным фактором для воспитания здорового образа жизни у подростков является загруженность работой и заботой. Самое страшное – «ничего не делание». Если вся жизнь у воспитанника насыщена трудом (умственным и физическим) и организованным отдыхом на свежем воздухе, то он всегда будет здоров и полон энергии и сил.
Здоровый образ жизни необходимо воспитывать у ребенка с раннего детства: укрепляя его здоровье, формируя правильный режим дня, а так же включая воспитанника в спортивную, умственную и трудовую деятельность, необходимую для его адаптации и успешной социализации.

Здоровый образ жизни для подростков не просто важен, а жизненно необходим, если юный человек и его родители хотят, чтобы он достигал успехов, был здоровым и целеустремленным. Попытаемся разобраться, чем же такая «здоровая» модель поведения лучше, каковы ее составляющие и выгоды от ее реализации. Также взглянем на факторы окружающей среды, которые могут помешать естественному развитию человека.

Составляющие ЗОЖ и основные факторы окружающей среды, влияющие на человека.

Здоровый образ жизни подростка включает целый ряд разнообразных общественных и бытовых моментов. Сюда легко отнести решение медицинских проблем, наличие определенных необходимых жилищных условий, материальное благополучие, рациональное использование свободного времени, сознательное решение об отказе от вредных привычек, физическая активность, контроль над проблемой злоупотребления медикаментов, наличие успешных межличностных отношений. Вообще этот список продолжать можно и дальше, но мы остановимся только на нескольких важных аспектах.

Сюда следует отнести ежедневные мероприятия по:

— закаливанию воздухом, солнцем, водой;

— гигиене;

— обеспечению двигательной активности;

— наличию рационального питания;

— созданию гармоничного психоэмоционального состояния;

— реализацию принципов охраны окружающей среды.

Помешать естественному и полноценному развитию достаточно легко, если в жизни подростка есть следующие неблагоприятные факторы:

— недостаточное количество двигательной активности;

— нерационально составленное детское питание с избыточным содержанием соли и жира;

— стресс;

— наличие вредных привычек;

— неполноценный, нарушенный сон.

Досуг и двигательная активность: польза и необходимость развития своего тела

Формирование здорового образа жизни у подростков неразрывно связано с наличием у него полноценного отдыха. Задачи, которые юноши и девушки решают в этот период, связаны с учебой, выбором будущей профессии, а также формированием зрелого организма требуют от человека динамичности и интенсивности. Досуг необходимо направить на восполнение потраченных сил, а также на выявление и развитие имеющихся способностей.

Формирование здорового образа жизни средствами физической культуры крайне сложно переоценить. Движение вообще является одним из самых главных признаков жизни. Для подростков наличие физической активности означает повышение работоспособности и, естественно, укрепление здоровья. Печальный момент: достаточно небольшой процент населения целенаправленно занимается физкультурой.

Как следствие, гиподинамия (недостаток движения) является причиной возникновения разнообразных заболеваний сердечно-сосудистой, дыхательной систем, опорно-двигательного аппарата и других органов человеческого тела.

Учеными были проведены интереснейшие исследования, показавшие, что при нехватке физической активности умственная деятельность резко снижается. Уже на следующий день эксперимента эффективность работы достигает только 50%, резко усиливается нервное напряжение, растет раздражительность, снижается концентрация внимания, увеличивается время выполнения задач. В общем, результат не самый радужный. Именно поэтому так необходима хоть небольшая, но регулярная зарядка.

Влияние физической активности на мыслительные процессы

Важность физической нагрузки чрезвычайно важна для нашей мыслительной деятельности. Так происходит, потому что наш мозг задействует в процессе умственной деятельности только 10% нервных клеток. Все остальные регулируют работу нашего тела. Для мыслительной деятельности исключительно важно, чтобы с периферии поступали сигналы-импульсы. Если головной мозг перестает получать такую стимуляцию, то его деятельность постепенно затухает и человек хочет спать. Из всего указанного следует вывод, что мышечное напряжение является одним из необходимых условий мыслительной деятельности.

Каждый из нас, кто сталкивался с утомлением после сложного трудового дня, сейчас может осознать то, что эта усталость является следствием усталости коры мозга, снижению количества кислорода и глюкозы в крови, а также накопления метаболических продуктов обмена.

Стоит разобраться, как снимать эти негативные последствия, чтобы полноценно вести здоровый образ жизни молодежи. Итак, есть несколько способов решить такую проблему. Во-первых, можно отдыхать пассивно, во-вторых, употреблять медикаментозные средства повышающие работоспособность клеток мозга. Первый вариант не особо эффективен, а второй ведет к нервному истощению.

Есть еще третий способ, который является еще и безопасным. Для этого необходимо любое физическое напряжение мышц и тела в целом. Подойдет любая спортивная деятельность: бег, плавание, йога, гимнастика и т. д. Усилить эффект поможет закаливание, которое стимулирует защитные свойства организма, улучшает местный иммунитет.

Важность рационального питания для хорошего самочувствия и учебных успехов.

Правильный рацион питания для подростков важен с многих точек зрения. Именно в этот период жизни активно закладываются разнообразные болезни, которые связаны со сбоями в питании. И сюда, кстати, относятся не, только, заболевания желудка, кишечника, но и нервной, эндокринной и других систем, поскольку нарушаются процессы вывода вредных веществ. Растущий организм достаточно быстро приспосабливается к перегрузкам и недостаткам питания, это может создавать иллюзию того, что все хорошо. Здесь кроется предпосылка к появлению избыточного или недостаточного веса.

Нерегулярное питание у школьников возникает вследствие большой загруженности учебным процессом, недостатком времени. Проблема усугубляется тем, что с едой поступает недостаточный уровень микроэлементов. Правильное питание является основой полноценной умственной и физической деятельности, здоровья, работоспособности, продолжительность жизни.

Правильное питание для подростков меню включает порядка 50 разнообразных компонентов. Человек нуждается во всех питательных веществах, причем необходимо, чтобы они входили в определенных пропорциях. Те определяются с учетом пола человека, его возраста и других факторов.

Учебный процесс для подростка во многом связан со стрессами. В такие периоды времени необходимо помнить о том, что организм как никогда нуждается в белках, витаминах группы В, пантотеновой кислоте, витаминах А, Е, холине, поскольку каждый из этих элементов участвуют в выработке гормонов гипофиза и надпочечников. Казалось бы, причем здесь эти гормоны, но способность нашего организма противостоять стрессам во многом зависит именно от них.

Здоровый образ жизни подростков - не просто слова. Он помогает человеку не только чувствовать себя полноценно, но еще и является своеобразным выбором жизненной позиции. Юноши и девушки - уже почти взрослые люди, сами для себя решают, что для них хорошо, а чего они хотят избегать. Если родители считают, что могут проконтролировать каждый шаг своего чада, то они глубоко заблуждаются. Именно поэтому важно чтобы принципы ЗОЖ были осознанным выбором самого подростка, тогда эти правила приживаются, используются и приносят пользу.

Материал обработала И.В. Скубий,

педагог-психолог

Лучшие статьи по теме