Психология. Отношения. Личность. Общение
  • Главная
  • Девушки
  • Сценарии семинаров для педагогов классных руководителей. Семинар классных руководителей "воспитание здорового человека". Анализ семинара - практикума

Сценарии семинаров для педагогов классных руководителей. Семинар классных руководителей "воспитание здорового человека". Анализ семинара - практикума

Тема семинара - практикума: Система профилактики вредных привычек среди несовершеннолетних

Время проведения : 1 час 30 минут.

Место проведения: Муниципальное общеобразовательное учреждение «Семигорская средняя общеобразовательная школа»

Цель семинара - практикума: повышение компетентности педагогов по вопросам профилактики употребления ПАВ обучающимися.

Задачи:

1.Развивать способность к когнитивной структуризации и осмыслению

ситуаций, позитивность и рациональность мышления.

2.Научиться вырабатывать активную жизненную позицию.

3.Совместно с коллегами решать проблему профилактики употребления

ПАВ несовершеннолетними.

Оформление: плакат с высказыванием Альберта Эйнштейна « Наше время отмечено поразительными успехами научного познания. Как не радоваться этому? Но, нельзя забывать, что знание и мастерство сами по себе не смогут привести людей к счастливой и достойной жизни. У человечества есть все основания ставить провозвестников моральных ценностей выше, чем открывателей научных истин».

Оборудование: Три персональных компьютера, цветной принтер, сканер, выход в ИНТЕРНЕТ, мульти проектор.

Подготовка:

Демонстрационный материал:

Презентация «Система профилактической работы с несовершеннолетними»

Раздаточный материал: методические материалы и наглядные пособия в электронном и печатном виде. Три листа ватмана, три маркера, карточки («кирпичи») с полезными и вредными занятиями, конверты с заданием, карточки; карточки - задания; чистые листы А - 4.

Ход семинара - практикума :

I. Теоретическая часть

Ведущий: ни для кого не секрет, что курение, алкоголизм и наркомания - болезни достаточно «заразные», принявшие форму эпидемии. Так не пора ли подумать о выработке иммунитета?

Тема семинара - практикума «Система профилактики вредных привычек среди несовершеннолетних» (Слайд 1, 2,3)

Вопрос: Как вызвать у школьников отрицательное отношение к употреблению ПАВ?

Притча: Путник, идущий вдоль реки, услышал отчаянные детские крики. Подбежав к берегу, он увидел в реке тонущих детей и бросился их спасать. Заметив проходящего мимо человека, он стал звать его на помощь. Тот стал помогать тем, кто еще держался на плаву. Увидев третьего путника, они позвали и его на помощь… Но он не обращая внимания на призывы, ускорил шаги…

«Разве тебе безразлична судьба детей?» - спросили спасатели.

Третий путник им ответил: «Я вижу, что вы и вдвоём справляетесь. А я лучше добегу до поворота узнаю, почему дети падают в реку и постараюсь это предотвратить.

Докладчик : школа как социальный институт обладает рядом уникальных возможностей для успешной профилактики вредных привычек. Она может: (Слайд 4)

  • Прививать обучающимся навыки здорового образа жизни;
  • Влиять на уровень притязаний и самооценку детей;
  • Осуществлять совместную работу с семьей подростка для контроля над ситуацией;
  • Привлекать специалистов - медиков, психологов, педагогов и др.

Можно выделить три основных направления работы школы по профилактике употребления ПАВ: (Слайд 5)

1. работа с детьми:

1) воспитательная работа — повышение культурного уровня, организация разумного использования досуга школьников, развитие сети кружков и факультативов.

Вся учебная программа средней общеобразовательной школы дает возможность для сообщения научной информации о физиологических и социальных последствиях употребления алкоголя, наркотиков, курения при изучении различных дисциплин. На уроках литературы, биологии, обществознания, истории, химии, ОБЖ и др. учителя должны находить убедительные факты, показывающие обучающимся пагубное влияние наркотических веществ на здоровье и быт человека.

Важную роль в профилактической работе имеет альтернативная употреблению ПАВ деятельность - это дополнительное образование. Анализируя занятость школьников в кружках и секциях за последние три года, можно отметить, что происходит постепенное увеличение % охвата обучающихся досуговой деятельностью. Так, в 2011 - 2012 учебном году охват обучающихся школы занятых в кружках и спортивных секциях составлял 93 %, в 2012 — 2013 - 95 %. Сейчас - 98%. Занятость обучающихся, состоящих на учете, составляет 100 %.

2) оздоровительное воспитание - пропаганда здорового образа жизни, развитие физкультурного движения, искоренение вредных привычек.

Доказано, что систематическая двигательная активность человека приводит к выработке у него эндорфинов, повышающих эмоциональные и снимающих депрессивные состояния, страхи, комплекс неполноценности и неуверенности в себе. Поэтому особо важным, является включение в программу профилактики наркомании и других вредных привычек регулярных занятий физической культурой, спортом и туризмом.

3) Общественные меры борьбы - привлечение общественности к работе.

В рамках Дней профилактики в проведение мероприятий с обучающимися участвуют:

Медицинский персонал

Сотрудники ОВД

Специалисты УСЗН и ЦЗН.

Реализуя работу в данном направлении, можно использовать разнообразные традиционные и не традиционные формы работы: (Слайд 6)

  • Физкультминутки на каждом уроке
  • Ежедневная утренняя гимнастика
  • Динамические паузы, проводимые старшеклассниками и педагогами
  • День здоровья (1 раз в четверть)
  • День профилактики (2 раза в год)
  • Тематические классные часы
  • Круглые столы
  • Мастер - классы
  • Конкурсы рисунков, плакатов, тематических стенгазет
  • Ролевые игры
  • Деловые игры
  • Групповые тренинги
  • Психологический театр
  • Мозговой штурм
  • Дискуссии
  • Проектно-исследовательскую технологию
  • Акции
  • Агитбригады
  • Лабораторию подростковых вопросов
  • Интерактивные игры
  • Создание роликов, фильмов, презентаций
  • Профилактические фильмы
  • Виртуальные экскурсии

2. работа с педагогическим составом

Понимая важность данной проблемы, в школе проводятся:

Педсоветы, педагогические чтения, педагогические практикумы, круглые столы, обучающие семинары, школьные ме6тодические объединения классных руководителей.

3. работа с родителями

Здоровый образ жизни, которому учат школьника, должен находить каждодневную реализацию дома, то есть закрепляться, наполняться практическим содержанием. Для обучения родителей этому можно использовать такие формы роботы как:

  • Родительские чтения.
  • Родительские вечера.
  • Тематические, групповые и индивидуальные консультации.
  • Родительские тренинги.
  • Родительские ринги.

Таким образом: (Слайд 7) Профилактика употребления психоактивных веществ будет эффективна, приведет к снижению риска употребления ПАВ и повышения качества здорового образа жизни, если:

Применяются как традиционные, так и современные подходы в профилактической работе

Профилактическая работа проводится с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей

Детям и взрослым предоставлена объективная информация о психоактивных веществах; их воздействии на человека и последствиях применения.

Кофе - пауза

II. Практическая часть

Ведущий : сегодня на семинаре - практикуме разбираться в проблеме профилактике вредных привычек мы будем вместе. Для этого предлагаю всем участникам семинара разделиться на три группы, и сесть за столы отдельно стоящие друг от друга по понравившемуся высказыванию. (Приложение 1).

(Подобранные афоризмы отражают различные характеры и стили поведения людей). В конце семинара - практикума дам краткую характеристику выбора.

Задание 1.«Мозговой штурм»

Каждая группа получает творческое задание на карточке (Приложение 2), лист ватмана и маркер.

Правила:

  • Высказывать как можно больше идей;
  • Не повторяться, называть только новые идеи;
  • Не оценивать идеи.

В течение 15 минут группы работают над заданием. Затем каждая группа выдвигает своего представителя, который рассказывает к какому выводу пришла их группа, работая методом «мозгового штурма», освещает проблему, демонстрирует оформленный ватман, остальные участники дополняют.

  • Педагог должен сделать первый шаг на встречу к подростку и в общении быть на уровне с ним. Как сказал русский писатель: « Никогда не показывайте, что вы умнее ребенка; почувствовав ваше превосходство, он, конечно, будет уважать вас за глубину мысли, но сам сейчас же молниеносно уйдет в себя, спрячется, как улитка в раковину».

Задание 2.Упражнение “Стена здоровья”

А сейчас мы соберем с вами “Стену здоровья”. У нас на столе лежат разноцветные кирпичики, на которых написано много интересных и полезных занятий, но среди них есть и вредные привычки. (Заниматься спортом, читать книги, есть много сладкого, есть много жареного и копченого, делать утреннюю гимнастику, много смотреть телевизор, следить за одеждой, закаляться, курить, умываться, долго играть в компьютерные игры, много времени проводить на воздухе, чистить зубы, не чистить зубы, употреблять спиртные напитки, правильно питаться, соблюдать режим дня, вовремя учить уроки, заниматься музыкой, рисовать, грызть ногти, помогать маме). Каждый из вас выберет понравившийся кирпичик и, прочитав, решит, прикреплять ли его к “Стене здоровья” или же выбросить в корзину.

Педагоги под музыку по очереди выходят к столу и, сделав выбор, прикрепляют кирпичики на изображение стены. (Приложение 3).

Вывод: Первичную профилактику употребления ПАВ необходимо проводить - комплексно и дифференцировано.

Задание 3. Ролевая игра

Каждая группа выбирает конверт с заданием, в котором обозначена категория семьи (Приложение 4).

Задача каждой группы провести с «родителем» индивидуальную беседу по профилактике ПАВ, при этом из каждой группы выбирают два человека на роль педагога и родителя, они же разыгрывают ситуацию.Остальные члены группы помогают.

ПРОБЛЕМА: Сын замечен на дискотеке внетрезвом состоянии.

Обыгрывание ситуации каждой группой

  1. Как отреагировала на проблему благополучная семья? Каковы пути решения?
  2. Как отреагировала на проблему неблагополучная семья? Каковы пути решения?
  3. Как отреагировала на проблему неполная семья? Каковы пути решения?
  4. « ребенок - человек, который что-то несет миру;

ребенок - человек, не достигший самостоятельности

и ответственности, и поэтому мы за него отвечаем;

ребенок - это тайна, которую невозможно и ненужно отгадывать.

По всем этим причинам ребенок - повышенной ценности. Ребенок нам дан для того, чтобы мы его любили» С. Соловейчик.

Употребление психоактивных веществ ребенком нередко начинается в условиях, которые создаем мы сами. Разумеется не сознательно, но разве от этого легче? Если в итоге получается, что за наши ошибки в воспитаниирасплачиваются наши собственные дети.

Задание 4. Творческая мастерская

Каждой группе дается задание в течение 30 минут необходимо подготовить и защитить:

1 группа - Профилактический бюллетень. (Приложение 5)

3 группа - Буклет « Советы подросткам» (Приложение 7)

Для работы коллегам предлагаются компьютеры,цветной принтер, сканер, выход в ИНТЕРНЕТ, методический и наглядный материал в электронном и печатном виде.

Результат: После семинара - практикума готовая печатная продукция будет размножена и распространена среди обучающихся школы и родителей.

В конце семинара - практикума даю краткую характеристику выбора афоризмов и обращаю внимание педагогов по какому признаку собрались единомышленники за каждым столом. (Приложение 8).

Таким образом: следует ясно осознать, что для продуктивной работы в области профилактики ПАВ важная роль должна отводиться специалистам, которые должны оперировать современной методологией. В образовательных учреждениях необходима опережающая, целенаправленная, систематическая работа в этом направлении.

Работа по формированию психологического иммунитета к ПАВ у детей будет более эффективной и результативной, если учитель пользуется достаточным авторитетом средиобучающихся. Если к нему тянутся сердца и души, то и желание подражать ему, его стилю поведения в определенных жизненных ситуациях будет ограниченным. Принципиальность взглядов такого учителя, открытость в общении,умение вести откровенные разговоры на темы, которые волнуют молодое поколение, делают влияние педагога максимальным.

Ведущий. Притча (заключение ).

В одной далекой стране жил мудрец, на многие вопросы он знал ответы, и сотни людей приходили к нему за советом и помощью. В той же стране жил молодой человек, который, совсем недавно был еще ребенком и только начинал свой жизненный путь. Но он то думал, что все уже знает, многое умеет, и чужих советов слушать ему не надо. Решил он провести мудреца - поймал бабочку, зажал её между ладонями и спросил мудреца: “Что у меня в руках - живое или неживое?” Если мудрец ответил бы "живое", он сильнее сдавил бы руки, бабочка бы умерла, и мудрец оказался бы не прав, а если мудрец ответил бы "неживое", молодой человек разжал бы руки, бабочка выпорхнула, а мудрец снова был бы не прав. Но когда молодой человек подошел к мудрецу и задал свой вопрос, старый человек внимательно посмотрел на него и сказал: “ВСЁ В ТВОИХ РУКАХ…”

Анализ семинара - практикума

Семинар - практикум проведен 26 апреля 2013 года для классных руководителей МОУ «Семигорская СОШ». На семинаре - практикуме присутствовало 11 классных руководителей. Данное мероприятие проводилось в школьной библиотеке. Помещение было заранее приготовлено к семинару: закреплен плакат, установлена аппаратура: персональные компьютеры, цветной принтер, сканер, подготовлена связь с Интернетом, разложены карточки, методические пособия, альбомы. Расставлены столы, сделана влажная уборка и проветрен класс. Предварительная работа включала в себя проведение социологического опроса среди обучающихся школы по употреблению психоактивных веществ.

Для достижения поставленной цели необходимо было решить три основные задачи: образовательную, развивающую и воспитательную.

Цель семинара - практикума: повышение компетентности педагогов по вопросам профилактики употребления ПАВ обучающимися.

Во время проведения семинара - практикума использовались такие методы и формы работы как: доклад сопровождающийся просмотром презентации, работа в группах, мозговой штурм, ролевая игра, творческая мастерская.

Семинар практикум состоял из двух частей - теоретической и практической.

На I этапе мероприятия были проведены все организационные моменты и поставлена цель.

II этап состоял из теоретической части семинара - практикума, где были систематизированы знания по профилактике употребления ПАВ среди несовершеннолетних и работе с родителями по данной проблеме. Этот этап семинара носил традиционную форму.

Инновацией данного мероприятия была творческая деятельность, которая заключалась в изготовлении профилактических бюллетеней, рекомендаций для родителей и буклетов с советами для подростков. Результатом данной творческой деятельности было распространение данной печатной продукции классными руководителями среди учащихся школы и населения поселка. Данный проект был востребован и актуален. Жители с уважением отнеслись к работам педагогов - благодарили их и с интересом изучали данный материал. Обучающиеся школы так же проявили интерес к предложенной информации. Старшеклассники высказывали свои предложения и пожелания, а также темы новых бюллетеней.

На III этапе педагоги защитили свои проекты, сделали выводы по мероприятию и провести рефлексию.

На семинаре - практикуме классные руководители с интересом и вниманием слушали предложенный материал, эмоционально разыграли ролевую игру, приводили собственные примеры, подыгрывали героям сюжета. Энергично провели мозговой штурм. Смогли выделить проблему и найти пути решения.

Так как проблема профилактики употребления ПАВ не только школы, но и семьи нужно решать ее совместно. Поэтому было решено в следующем учебном году, составить школьный проект родительского всеобуча, так как данная проблема может быть достигнута только благодаря целенаправленному взаимодействию семьи и школы.

Институт Развития «ЭкоПро», Образовательный портал «Мой

2. Галичкина О.В., Система работы администрации школы по

профилактике наркомании

3. Давыдов В.В., Проблемы развивающего обучения, Москва,

технологии, Москва, Педагогическое общество

России, 2000 г.

5. Ляпина Е.Ю., Профилактика социально опасного поведения

школьников - Волгоград: Учитель, 2007.

6. Суховольская Т.С. "Педагогические условия профилактики вредных

привычек у подростков"

7. Тростанецкая Г.Н., В помощь образовательному учреждении:

профилактика злоупотребления

8. Хижнякова О. Н., Современные образовательные технологии

в начальной школе. - С. 2006

Разделы: Школьная психологическая служба , Социальная педагогика

Цель: повышение профессиональной компетенции классных руководителей

Задачи:

  • актуализировать чувства и эмоции педагогов по отношению к родителям «группы риска»:
  • обратить внимание педагогов на типологию родителей «группы риска»,
  • помочь классным руководителям в осознании вербальных и невербальных барьеров в общении с родителями «группы риска»;
  • способствовать формированию навыков эффективного общения педагогов с родителями «группы риска», развитию эмпатии по отношению к родителям «группы риска».

Необходимые материалы: листы А4, бланки для упражнений, ручки, газеты

Формы работы: мини-лекция, мозговой штурм, работа в группах, практические упражнения.

План семинара

1. Организация пространства

2. Приветствие. Знакомство с участниками. Введение в тему.

Приветствие ведущего.
Упражнение «Имя+ настроение руками»
Упражнение «Продолжи предложение»

3. Основная часть. Блок 1

Упражнение «Солнце-воздух – вода»
Упражнение «Ассоциации»
Мини-лекция «Типы неблагополучных семей. Психологические особенности родителей «группы риска»
Упражнение «Графическое изображение взаимодействия классного руководителя и родителя «группы риска»
Упражнение «Мозговой штурм» «Позиции родителей «группы риска» по отношению к школе, педагогам. Причины. Трудности взаимодействия»
Упражнение «Где моя пара?»
Упражнение в парах «Чувства родителей «группы риска» при взаимодействии с классными руководителями, педагогами»

4. Перерыв

5. Основная часть. Блок 2

Упражнение «Разгоняем паровоз»
Мини-лекция с демонстрацией практических упражнений «Психологические методы и приемы эффективного взаимодействия классного руководителя с родителями «группы риска»
Упражнение «Здравствуйте!»
Упражнение-эксперимент «Уважаемая, Мария Ивановна»
Знакомство с памятками «Техники установления и поддержки эмоционального контакта с родителем», «Техники и приемы привлечения внимания, пробуждения интереса собеседника», «Техники и приемы, способствующие ориентации в проблемах, интересах, мотивах и позициях собеседника
Знакомство с памяткой «Методы и приемы снижения эмоционального напряжения».
Упражнение « Нас с тобой объединяет»+ «Подчеркивание значимости»
Мини-лекция «Рефлексивное слушание и «Я-сообщение» как эффективные способы взаимодействия классного руководителя с родителем «группы риска».
Знакомство с памяткой «ТЕХНИКА АКТИВНОГО СЛУШАНИЯ».
Мини-тест «Умеем ли мы слушать»
Знакомство с памяткой «Теория «Я-высказывания».
Упражнение «Правила эффективного взаимодействия классного руководителя с родителем «группы риска».

6. Заключительная часть

Упражнение «Приемы «психологической самоочистки» педагога»
Упражнение «Солнце: лучики резерва»
«Круг обратной связи»
Заполнение анкет обратной связи
Ритуал завершения.

ХОД СЕМИНАРА

1. Организация пространства

2. Приветствие. Знакомство с участниками. Введение в тему

Приветствие ведущего

Упражнение «Имя + настроение руками»

Ведущий предлагает педагогам познакомиться, назвать свое имя и показать свое настроение сейчас с помощью рук, без слов. Следующий участник называет имя и показывает настроение предыдущего, а затем представляется сам и показывает свое настроение. И так как «снежный ком» до последнего участника. Первым представляется ведущий и показывает свое настроение.

Упражнение «Продолжи предложение»

Участникам раздаются карточки с началом фразы«Родители «группы риска» - это…». Задание: быстро, не раздумывая в течение 1 минуты продолжить фразу и передать ведущему. Листочки не подписываются. Ведущий обобщает представления участников о родителях «группы риска» (на уровне сознания): раскладывает их, советуясь с участниками, на три группы – «нейтральное отношение», «негативное отношение», «позитивное отношение».
Как правило, негативного отношения, восприятия родителей «группы риска» бывает в разы больше, чем в остальных группах.
Далее проводиться обсуждение результатов выполнения данного задания и причин негативного восприятия большинством педагогов родителей «группы риска».

3. Основная часть

1 блок

Упражнение «Солнце – воздух – вода» (деление на 3 подгруппы).
Ведущий просит участников разделиться на три подгруппы с помощью расчета на солнце-воздух-воду. А затем размещает группы «Солнце», «Воздух», «Вода» в разных частях аудитории.

Упражнение «Ассоциации»

Каждая подгруппа придумывает свои ассоциации с «родителями группы риска» и записывает их на своем листе.
1 – ассоциация «растения» («Если бы родители «группы риска» были растениями, то это были бы…»)
2 – ассоциация «транспортное средство» («Если бы родители «группы риска» были бы транспортными средствами, то это были бы…»)
3 – ассоциация «животное» («Если бы родители «группы риска» были бы животными, то это были бы…»).
Время выполнения – 2 минуты.

Далее представитель каждой подгруппы рассказывает об ассоциациях участников (их может быть несколько) и коротко поясняет «почему» сравнили с тем или иным. Ведущий предлагает проанализировать участникам, ассоциаций какого плана было больше - негативных, позитивных, нейтральных- и почему. Причиной данной ситуации многие педагоги считают свой отрицательный опыт, накопленный в общении с родителями «группы риска» в своей деятельности.

Обобщение: все родители очень разные. И даже родители «группы риска» при казалось бы однозначном критерии отнесения к этой группе – тоже разные.

Мини-лекция «Типы неблагополучных семей. Психологические особенности родителей «группы риска»

Упражнение «Графическое изображение взаимодействия классного руководителя и родителя «группы риска»

Каждому участнику предлагается выполнить следующее задание: на предложенном листе с помощью двух кругов изобразите себя и типичного для вас родителя «группы риска» во взаимодействии, отразите на рисунке именно свой тип взаимодействия с родителями. Затем каждый участник показывает группе свой рисунок и поясняет свой вариант. Далее ведущий предлагает участникам объединиться в группы по похожести рисунков и придумать название выбранного способа взаимодействия КР (кл. руководителя) с Ргр (родителем «группы риска»).

Упражнение «Мозговой штурм» (Приложение 1 )

Выполняется на листах в образованных в предыдущем упражнении подгруппах. Тема: «Позиции родителей «группы риска» по отношению к школе, педагогам. Причины. Трудности взаимодействия». Представление каждой подгруппой своей работы. Обсуждение.

Упражнение «Где моя пара?»

Участникам предлагается найти себе пару в аудитории по принципу «Размер ладони у нас похож» (измеряем только путем накладывания «ладонь-ладонь»)

Упражнение в парах «Чувства родителей «группы риска» при взаимодействии с классными руководителями, педагогами» (Приложение 2 )
В парах распределяются роли: один – «классный руководитель», другой – «родитель «группы риска». Каждой паре дается карточка с ситуацией. Необходимо в парах согласно ролям проиграть предложенную ситуацию. Задача каждого: понять, какие чувства в данной ситуации испытывает родитель «группы риска». (Предположить причину). Далее идет обмен ролями и проигрывание другой ситуации. Обсуждение: чувства родителей «группы риска» при общении с классным руководителем.

4. Перерыв 5 минут

5. Основная часть

2 блок

Упражнение на снятие психоэмоционального и физического напряжения «Разгоняем паровоз»

Участникам предлагается по очереди совершать по два хлопка ладонями так, чтобы получился звук разгоняющегося паровоза. Ведущий показывает необходимую мелодию хлопков. Упражнение проходит очень активно и снижает напряжение от усталости.

Мини-лекция с демонстрацией практических упражнений «Психологические методы и приемы эффективного взаимодействия классного руководителя с родителями «группы риска» (Приложение 3 )

С чего обычно начинается общение двух людей. С приветствия, в нашем случае – со слова «Здравствуйте». И оно может происходить по разному и иметь в результате различный результат.

Упражнение «Здравствуйте!» (Приложение 4 )

Каждому участнику дается карточка с названием эмоции, которую может испытывать любой человек. Задача: не показывая карточку остальным участникам, произнести слово «Здравствуйте», пытаясь изобразить предложенную эмоцию. Задача остальных при этом: попробовать понять, какие чувства, эмоции вложил в это слово участник и назвать ее. Дополнительно: а что вы почувствовали в этот момент сами? Хочется ли дальше строить разговор?

Обобщение: все успешно справились с данным заданием, то есть понимание, «как надо» и «как не надо» у нас есть. Но не все так просто: порой мы настолько переполнены своими чувствами (чаще негативными) по поводу родителя «группы риска», что, как бы мы не пытались соблюдать все необходимые рекомендации для эффективного общения, родитель «группы риска» (а он тоже человек!) в первые секунды «считывает» все наши эмоции и чувства на невербальном уровне, вне зависимости от того, какие бы «сладкие» речи мы не говорили при этом.

Упражнение-эксперимент «Уважаемая, Мария Ивановна» (Приложение 5 )

Среди участников выбирается 5 человек, которые будут «классными руководителями» и произносить предложенную фразу так, как написано у них в карточке. Задача еще 5-ых - они«родители «группы риска»: отслеживать свои эмоции и чувства и проговаривать их после каждого произнесения фразы.

Обобщение: ЧУВСТВА РОДИТЕЛЯ «ГРУППЫ РИСКА» И ЕГО НАСТРОЙ В ОБЩЕНИИ С КЛ. РУКОВОДИТЕЛЕМ, ОЧЕНЬ ЗАВИСИТ ОТ НАШЕГО НАСТРОЯ (ПРИНЯТИЕ – ПОНИМАНИЕ-ПОДДЕРЖКА), НЕВЕРБАЛЬНОГО И ВЕРБАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ.

Знакомство с памятками «Техники установления и поддержки эмоционального контакта с родителем», «Техники и приемы привлечения внимания, пробуждения интереса собеседника», «Техники и приемы, способствующие ориентации в проблемах, интересах, мотивах и позициях собеседника (Приложение 6 )

Важно – с какими чувствами пришли к нам родители «группы риска». От нас – умение снижать эмоциональное напряжение у партнера по общению. Эта способность является также очень важной для разрешения любой психологической проблемы, для выхода из стрессовой ситуации.

Знакомство с памяткой «Методы и приемы снижения эмоционального напряжения» (Приложение 7 ).

Предлагаю активно проработать некоторые приемы снятия напряжения.

Упражнение «Нас с тобой объединяет» + «Подчеркивание значимости»

Каждый участник по кругу, обращаясь по очереди к трем другим участникам (третий справа сосед, третий слева сосед и сосед напротив), находит общее между собой и тем человеком, к которому он обращается, заканчивая следующее предложение «Нас с тобой объединяет…» + «Мне нравится в тебе…»

  • Проговаривание своих эмоций, открытое их предъявление (и, тем самым, их «обесточивание»),
  • Ответное противостояние (вербальное, взглядом, позой…),
  • Обесценивание ситуации, снижение ее значимости,
  • «изменение» ситуации (представление прозрачного экрана, от которого отскакивают слова, «уменьшение», «отдаление» обидчика, представление его ребенком…),
  • озадачивание, сбивание с толку неожиданными репликами, жестами,
  • «дзюдо» (благодарить за критику, соглашаться с ней, записывать слова «нападающего», просить повторить),
  • телесные реакции (глубокое дыхание, разворот плеча, «пропуская» мимо себя агрессию…).

ДЛЯ ЭФФЕКТИВНОГО ОБЩЕНИЯ ВСЕГДА НЕОБХОДИМА ДЕМОНСТРАЦИЯ РАВНОЙ ПОЗИЦИИ!

Мини-лекция «Рефлексивное слушание и «Я-сообщение» как эффективные способы взаимодействия классного руководителя с родителем «группы риска »

Знакомство с памяткой «ТЕХНИКА АКТИВНОГО СЛУШАНИЯ».

Мини-тест «Умеем ли мы слушать» (Приложение 8 )

Многие педагоги говорят: «Чувства родителя, эмоции родителя… А у меня тоже есть чувства и хорошо бы, чтобы родитель тоже знал о них!».
Сообщать родителю о чувствах, испытываемых педагогом, можно как эффективно, так и не эффективно. Различие станет понятным, если уяснить разницу между конструкциями: «ТЫ-сообщение», «Я-сообщение».

Знакомство с памяткой «Теория «Я-высказывания».
Формула «Я-сообщение» оказывается более эффективной, поскольку она реализует доверие и уважение, давая родителю возможность сохранить хорошее самочувствие и желание и дальше взаимодействовать с педагогом.

ВАЖНО! ПОКАЗ ВЕРЫ В РОДИТЕЛЯ!!!

  • забыть о прошлых неудачах родителя,
  • помочь родителю обрести уверенность в том, что он справится с данной задачей,
  • позволить родителю начать с нуля, опираясь на то, что педагог верит в него, в его способность достичь успеха,
  • помнить о прошлых удачах и возвращаться к ним, а не к ошибкам.

Упражнение «Правила эффективного взаимодействия классного руководителя с родителем «группы риска».

  • каждый на карточке пишет 3 основных по его мнению правила эффективного взаимодействия классного руководителя с родителем «группы риска».
  • Затем объединились в 3 группы, обсуждение, составление общих правил, включающих все предложенные,
  • Затем объединение в одну группу: ведущий обобщает и записывает на общем листе группы.

6. Завершение

Взаимодействие с родителями «группы риска» часто психологически более
тяжело, чем с обычным родителем. Психологических сил педагога тратится больше. В связи с этим необходимо владеть приемами «психологической самоочистки». Участникам предлагается обсудить приемы, которые они используют. Например, приемы:
– приемы отреагирования – рассказать о ситуации другому человеку, сделать физическое упражнение,
– ритуалы самоочистки – сменить одежду, умыться, «стряхнуть грязь» с рук, смотреть на горящую свечу, «сжигающую» психические загрязнения и т.д.

Упражнение «Солнце: лучики резерва» (Приложение 9 )

Каждый участник получает карточку с изображением солнца. Задание: на кружочке написать свое имя, а на лучиках – свои качества и умения, которые помогают/помогут вам эффективно взаимодействовать при общении с родителями «группы риска». По желанию написанные качества зачитываются всем.

Упражнение «Снежки»

Участникам предлагается из газет сделать путем активного «сминания» 3 снежка. Затем группа делится на две подгруппы, которые выстраиваются в две шеренги друг напротив друга на расстоянии 2 метров. Ведущий отмечает линию между шеренгами, за которую переходить нельзя и объявляет задание: участники будут играть в «снежки», игра проходит в три тура по 30 секунд каждый, в течении которых командам необходимо перекинуть как можно больше «снежков» на сторону противника, поднимая при этом «снежки» противника на своей стороне и перекидывая их обратно. По сигналу ведущего игра прекращается и подсчитывается количество «снежков» на стороне каждой команды. По итогам трех туров определяется команда – победитель, которая получает свои заслуженные аплодисменты от команды противника и ведущего.
Это упражнение проходит очень весело, активно и, как говорят его участники, помогает сбросить напряжение и придает сил и энергии для жизни.

«Круг обратной связи»

Ведущий предлагает участникам семинара обменяться своими ощущениями, чувствами, мнением о семинаре по схеме: «Я сейчас чувствую… я думаю… я хочу сделать…»

Заполнение анкет обратной связи (Приложение 10 )

Ритуал завершения – упражнение «Спасибо за общение»

Первый участник подходит к любому из остальных, пожимает ему руку со словами: «Спасибо тебе за сегодняшнее общение» и остается с ним за руку. Затем второй участник вместе с первым (за руку) подходит к любому из остальных и тоже пожимает руку с теми же словами и так далее, пока все участники группы не окажутся «связанными» рукопожатиями. В завершении ведущий благодарит всех педагогов за работу и предлагает всем вместе крикнуть во весь голос что-то ободряющее и сплачивающее классных руководителей, например: «Вместе мы – сила!».

Семинар классных руководителей "Воспитание здорового человека"
Форма проведения: групповая
“Здоровье - не все, но все без здоровья - ничто”. Сократ
Цели:
1. Рассмотреть понятие здоровый ученик.
2. Увидеть реальную картину состояния физического здоровья учащихся и выяснить причины заболеваний.
3. Определить формы обучения и воспитания учащихся при условии сохранения здоровья.
4. Мотивация учащихся на здоровый образ жизни.
Структура семинара
Этап
Методы и формы
Время
Ожидаемые результаты
1. Введение

Постановка проблемы
2 минуты Кл. руководители должны понимать цели семинара
2. Определение понятий

Индивидуальная работа
5 минут Определение понятия “здоровый ученик”
3. Изучение проблемы
10 минут
Кл руководители получают информацию о состоянии здоровья учащихся школы;

Выяснить причины заболеваний
4. Решение проблемы

Работа в малых группах 10 минут
Кл. руководители предлагают пути снижения заболеваний учащихся
5. Итоговая дискуссия

Дебаты 15 минут Здоровье учащихся - забота и родителей, и педагогов, и медиков, и самих учащихся.
6. Заключение

Обобщение 3 минуты
От здорового ученика к здоровой личности.
Ход семинара

I. Введение
Одной из важнейших социальных проблем современности является задача сохранения и укрепления здоровья детей. Это не случайно, потому что дети составляют большую часть молодого поколения, являются нашим будущим, будущим всей страны.
Сегодня мы собрались на семинар, посвященный теме: “Воспитание здорового ученика”. Что вы ожидаете от этого семинара?
(Учителя высказывают свои мнения, я записываю их на плакате “Наши ожидания”).
II. Определение понятий
Состояние здоровья - это состояние полного телесного, духовного и социального благополучия. Здоровье детей зависит от таких факторов как, состояние окружающей среды, условий жизни и воспитания ребенка в семье, в образовательном учреждении.

Значительным фактором, формирующим здоровье детей, является система воспитания и обучения, включая физическое воспитание, охрану психического здоровья, а также организацию медицинской помощи.
На продолжении многих лет под здоровьем в обществе понималось отсутствие болезней. Из этого следовало, что здоровьем человека должен заниматься врач. Однако оказалось, что никто не может помочь человеку улучшить здоровье, если он сам этого не хочет и не будет над этим трудиться. Поэтому необходимо воспитание у молодого поколения отношения к здоровью как к жизненной ценности, являющейся важной частью базиса достижений личности.
Вот какие определения понятия здоровье дает Всемирная Организация Здравоохранения (ВОЗ).
“Здоровье - это состояние полного физического, духовного и социального благополучия”.
А вот, что говорится в книге Шаталова Г.С. “Философия здоровья”:
“Здоровье - это такое состояние духа, эмоционально-психологической и физиологической сфер жизнедеятельности человека, которое создает наиболее благоприятные условия для расцвета его личности, его талантов и способ

Семинар для классных руководителей по теме:

"Воспитанием ли мы занимаемся?"

Цели:

ознакомление педагогов с характеристиками (признаками) ситуации воспитания с тем, чтобы обозначить границы «воспитательного поля»;

подготовка учителя к анализу (самоанализу) своей педагогической деятельности на предмет ее вклада в воспитание личности;

развитие рефлексивных качеств личности педагога.

Подготовка:

1) Подготовка памятки «Признаки ситуации воспитания».

2) Подготовка листов с признаками ситуации воспитания.

3) Цветные карандаши (красный и зеленый) для каждого педагога.

4) Рулон яркой цветной туалетной бумаги для выполнения демонстрационного упражнения.

Проведение

1. Вступительное слово ведущего.

Отличается ли деятельность педагога по обучению учащихся от деятельности по их воспитанию? Как?

Педагог не только передающий знания, но и воспитывающий, совершает какие-то специфические действия. Какие именно?

2. Что же такое воспитание?

Что же такое воспитание с точки зрения личностного подхода?

Воспитательная деятельность – это:

педагогическая деятельность, направленная на развитие у ребенка субъективного нравственного опыта посредством включения его в ситуацию преобразования собственной жизни, обретения ответственности, самостоятельности, критичности, системы смыслов, способности к нравственному выбору, в том числе в вопросах собственного образования;

помощь педагога в создании школьником собственного субъективного опыта, переживаний, выработки и соблюдении нравственных норм, а так же преодолении трудностей и снятии противоречий;

организация волевых, нравственных усилий школьников по работе со своим внутренним миром – ценностной, смысловой, нравственной сферы личности;

создание условий для проявления и развития личностных качеств воспитанника;

«включение» школьника в такую ситуацию, в которой он бы мог пережить события, совершить предметные или умственные действия, нравственные поступки, которые приведут его к этому опыту; это своеобразное «включение» школьника в цепь событий и их педагогическое сопровождение в событийном пространстве;

создание педагогом условий для поиска и обретения школьником смыслов ответственного, активно-творческого отношения к образованию, а так же для переноса этого опыта в область проектирования собственной жизни.

Цель воспитания – формирование нравственной культурной личности. Научить этикету, передать культурные традиции педагогу проще. А вот как сформировать совесть, внутреннюю нравственную позицию человека?

Чтение отрывка из книги «Педагогика для всех» Симона Соловейчика

«Если мы будем исходить из того, что у ребенка, который рядом с нами, нет совести, то воспитание станет невозможным.»

Совесть есть у всех. Не наше дело воспитывать совесть, совесть сама возникает в душе ребенка. Наше дело - воспитывать совестливость. Совесть - представление о той общей правде, на которой держится все. Постепенно ребенок начинает подчиняться не высшей морали, а групповой морали близких и уважаемых им людей, морали «эталонной группы». По совести - стыдно воровать, а с точки зрения сельских ребятишек бывает стыдно не залезть в чужой сад - это признак трусости. Поэтому, сколько бы ни уверяли мы мальчика или девочку, что плохо получать двойки, уговоры не действуют, если в классе презирают не двоечников, а отличников.

Уговоры здесь действуют мало, а наказания совсем не действуют, они лишь укрепляют уверенность ребенка в его правоте и заставляют гордиться - ведь каждый из нас гордится, если страдает за свои убеждения.

Принято считать, что если ребенку постоянно говорить «нельзя, нельзя», то постепенно это внешнее - извне идущее - «нельзя» превратится в моральную привычку, во внутреннее «не могу … иначе». Так ли это? Давайте посмотрим на эту ситуацию наглядно…

Демонстрация последствий множественных запретов.

Один педагог (желающий участвовать в демонстрации) выходит вперед. Стул (стоит в центре, у доски, развернут сиденьем к аудитории)- символизирует позицию школьника – «сел на школьную скамью». Садитесь, пожалуйста. Вы – школьник.

Ведущий берет на себя роль педагога, воспитывающего запретами. Итак…

1. Чтобы школьник привык к своей новой социальной позиции, важно удержать его на стуле:

Где тебя ноги носили? Не смей туда бегать! Чтобы ноги твоей там не было! Если нет ногам покоя, значит что-то с головою! (ведущий перевязывает «школьнику» ноги)

2. Важно чтобы школьник научился самоконтролю:

Не трогай! Не бери! Положи на место! Держи себя в руках! (ведущий перевязывает «школьнику» руки)

3. Важно, чтобы на уроках школьник был сосредоточен на учебном материале:

Сиди спокойно! Развернись к доске! Не крутись! (перевязывают плечи).

Не развешивай уши! В одно ухо влетело, в другое вылетело? На уроке слушай меня! (перевязывают уши)

Не глазей по сторонам! Не заглядывай в чужую тетрадь! Глаза на доску! (завязывают глаза). Вот теперь к школьнику применен весь спектр внешних «нельзя».

Рефлексия после демонстрации:

обсуждение вопросов:

Какие у вас есть чувства, мысли, когда вы смотрите на ученика в системе запретов идущих из вне?

Как вы чувствуете себя, о чем думаете в роли школьника ограниченного запретами? А что вам хочется в этой ситуации? Сделайте то, что хочется.

Насколько крепки эти запреты? Стало внешнее «нельзя» системой внутренних ценностей и руководств к действию? А почему? Пофантазируйте, а что нужно сделать в этом упражнении, чтобы «нельзя» стало «не могу»? (Укрепить путы - ужесточить запреты и систему наказаний – подергается, подергается и смирится). Но тогда «не могу» станет не «не могу по-другому», а «не могу вообще». (Пассивность, безволие, безликость).

Вернемся к Соловейчику:

«Одним детям говорят «нельзя, нельзя», и оно превращается в «не могу», а в других случаях этого превращения почему-то не происходит…Можно заметить, что превращение «нельзя» в «не могу» почти всегда совершается в сфере «внешнего стыда», стыда разоблачения. Глубинный человеческий стыд при нарушении правды не воспитывается запретами «нельзя, нельзя». У него другой корень - совесть.

Стыд внушить нельзя, природа стыда не позволяет внушать его. Можно тысячу раз повторять мальчишке: «Тебе должно быть стыдно!» - но ему не стыдно, и он ничего не может с собой поделать, даже если чувствует себя виноватым в том, что ему не стыдно.

Чтобы ребенка мучила совесть, чтобы он знал, что такое стыд, его нельзя стыдить. Стыдить - облегчать совесть. Сила стыда зависит не от того, насколько часто мы стыдим, а от того, насколько мы уважаемы подростком, насколько мы ему близки и дороги».

3. Работа в группах

Задание № 1.

Составьте перечень воспитательных действий педагога, продолжив фразы:

- «В ходе подготовки внеурочного занятия (урока) педагог занимается именно воспитанием, если…»

- «В процессе проведения внеурочного занятия (урока) педагог занят именно воспитанием, когда…»

- «Судя по результатам проведенного мероприятия (урока), можно утверждать, что педагог осуществляет процесс воспитания, если…»

После 10 – 15 минут обсуждения представьте размышления от своей группы.

Задание №2.

Индивидуально ознакомьтесь со списком воспитательных действий.

Отметьте зеленым цветом пять воспитательных действий, которые вы применяете чаще всего.

Отметьте красным цветом пять воспитательных действий, которые вы применяете редко или не применяете вовсе к своим воспитанникам.

На групповом листе воспитательных воздействий отметьте совпадения с тем, списком, который наработала группа. Что осталось вне поля внимания группы?

Соотнесите свои редко применяемые воспитательные воздействия с теми воспитательными воздействиями, которые были упущены группой?

На что обратить внимание?!

Если многое совпадает, значит выявлена общая тенденция. И нужна дополнительная информация, помощь классным руководителям от администрации, методиста, психолога.

Не совпадает – ситуация локальна. Можно работать над ней в индивидуальном ключе.

Перечень действий педагога

"Я занимаюсь именно воспитанием", если:

Создаю ситуации для объединения и сплочения детского коллектива;

Создаю ситуацию для проявления ответственности и самостоятельности, толерантности;

Учитываю возрастные особенности и жизненную ситуацию воспитанника;

Стимулирую проявление собственной инициативы ребенком;

Привлекаю в содержание воспитания жизненные факты и личный (и личностный) опыт;

Создаю ситуацию успеха;

Тренирую способность осуществлять выбор» в поле «нравственное-безнравственное» в разных жизненных обстоятельствах;

Помогаю ребенку в преодолении трудностей и снятии противоречий;

Привлекаю в процесс общения с детьми собственный жизненный, личностный опыт, но не провозглашаю: сделай, как я хочу;

Обращаюсь к формированию рефлексивных качеств личности;

В общении с воспитанниками постоянно акцентирую внимание на том, что, зачем, почему совершаю Я, ближайшее окружение, общество;

Доверяю самостоятельности детей и надеюсь на их ответственность;

Вдохновляю на участие в общем деле на благо себе и другим;

Проявляю и демонстрирую личную заинтересованность;

Создаю и поддерживаю благоприятный психологический климат и атмосферу заинтересованности совместным бытием;

Настраиваю на удовольствие, радость (для себя и других) и успех;

Поддерживаю ситуацию взаимоподдержки и помощи».

4. Чтение завершающего отрывка

Из книги Симона Соловейчика.

"Воспитание воздействиями - это пассивная педагогика. Мы наметили в голове некий курс в виде Образа Ребенка, и теперь все наши действия определяются этим. Чуть реальный ребенок отклонится, мы начинаем реагировать. Если бы он следовал по заданной траектории поведения, мы бы спали. Мы не замечаем ребенка, мы замечаем одни лишь его недостатки.

Нравственно-духовное воспитание - это активная педагогика. Мы вызываем чувство симпатии, пробуждаем добро. Сами не спим душой и не даем заснуть душе ребенка.

Педагогика целей делает упор на то, что ребенок должен знать, должен уметь, должен понимать. Она говорит нам: надо, чтобы... Надо, чтобы... Педагогика средств делает упор на то, каким путем добиваться этих всем известных «должен и должна». Она говорит: чтобы, надо... Чтобы, надо...

Чтобы дети выросли Нравственными людьми, надо добиваться от ребенка лишь того, чего мы можем добиться, не посягая на него самого. Будет нравственность - будет все; не будет нравственности - ничего не будет."

В завершении семинара педагогам предлагается использовать признаки ситуации воспитания при конструировании урока и его воспитательного влияния, а также для проведения самоанализа воспитательного потенциала занятия. Раздаются памятки с перечнем признаков ситуации воспитания.

Признаки ситуации воспитания

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Воспитанием ли мы занимаемся?

Отличается ли деятельность педагога по обучению учащихся от деятельности по их воспитанию? Педагог не только передающий знания, но и воспитывающий, совершает какие-то специфические действия. Какие именно?

Что же такое воспитание с точки зрения личностного подхода?

Воспитательная деятельность – это: педагогическая деятельность, направленная на развитие у ребенка субъективного нравственного опыта посредством включения его в ситуацию преобразования собственной жизни; помощь педагога в создании школьником собственного субъективного опыта; организация волевых, нравственных усилий по работе со своим внутренним миром; создание условий для проявления и развития личностных качеств воспитанника;

«включение» школьника в такую ситуацию, в которой он бы мог пережить события, совершить предметные или умственные действия, нравственные поступки, которые приведут его к этому опыту; это своеобразное «включение» школьника в цепь с обытий и их педагогическое сопровождение в событийном пространстве; создание педагогом условий для поиска и обретения школьником смыслов ответственного, активно- творческого отношения к образованию, а также для переноса этого опыта в область проектирования собственной жизни.

Цель воспитания – формирование нравственной культурной личности.

«Детей не надо воспитывать - с детьми нужно дружить». С. С оловейчик

«В ходе подготовки внеурочного занятия педагог занимается именно воспитанием, если …» « В процессе проведения внеурочного занятия педагог занят именно воспитанием, когда …» « Судя по результатам проведенного мероприятия, можно утверждать, что педагог осуществляет процесс воспитания, если …»

Спасибо за работу!

Предварительный просмотр:

ПАМЯТКА

Признаки ситуации воспитания (или воспитательные действия педагога)

Поддержка педагогом-воспитателем собственных усилий ребенка по нравственному самоизменению.

Становление ребенка как союзника воспитателя в преодолении собственной недостаточности, в «усилии над собой».

Акцентирование внимания педагога на сфере ценностей и смыслов совершаемых ребенком поступков, а не на внешних атрибутах и регламентации его деятельности.

Побуждение воспитанника к проявлению отношения к другому человеку как самоценности.

Формирование педагогом нравственных способностей воспитанника (к самоотдаче, к свободно избираемому нравственному поступку, к другодоминантности и т.п.).

Включение воспитанника в творческую (созидающую) жизнь с постоянной рефлексией ее целей и смыслов, каждого дела и поступка,

Побуждение воспитанника к проявлению волевого усилия, напряжения, стремления увести себя с «легкого пути»; жить по своему индивидуальному плану; помощь в продвижении по собственной траектории.

Фиксирование учителем-воспитателем внимания не на процессе и результате предметной деятельности, а на том изменении в поведении, сознании, нравственно-смысловой сфере личности (или возможности его), которое ожидаемо.

Формирование активной позиции воспитанников в процессе приобретения знаний, в социальных проектах, вследствие чего в их деятельности реализуются черты добровольности, мотивированности, самоорганизации.

Включение школьника в ситуации-события, ставящие его перед необходимостью проявления личностных функций (избирательности, рефлексии, смыслотворчества, ответственности, воли, творчества, произвольности и др.) при решении экзистенциальных вопросов.


В основных документах ФГОС определен современный национальный воспитательный идеал это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации. выделены три группы достижений школьников: личностные (ценностные), надпредметные (компетентностные), предметные. нацеленность на личностные характеристики учеников, на формирование общей культуры, духовно-нравственное, гражданское, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, саморазвитие и самосовершенствование обучающихся, обеспечивающих их социальную успешность, развитие творческих способностей, сохранение и укрепление здоровья. гражданский патриотизм, любовь к Родине, чувство гордости за свою страну, формируется как ценностный, эмоциональный компонент гражданской идентичности личности.


В соответствии с п.4. Перечня поручений Президента Российской Федерации по реализации Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию РФ г. Пр-3410 Минобрнауки РФ направило письмо от 13 мая 2013 г. ИР-352/09 «О направлении письма о Программе развития воспитательной компоненты в общеобразовательной школ е»


Цель Программы: усиление и развитие воспитательного потенциала образования в социокультурном пространстве Красноярского края на основе системного взаимодействия на уровне региона, муниципалитетов и образовательных учреждений. Задачи формирование региональной общественно-государственной системы организации воспитания обучающихся на основе элементов регионального стандарта гражданского образования и воспитания в общеобразовательных учреждениях Красноярского края; разработка, введение системы мероприятий по профессиональному развитию, образовательных модулей, программ повышения квалификации и переподготовки педагогических и управленческих работников образования для реализации программ воспитания и социализации; организация информационно-методического сопровождения Программы через издание научно-методической литературы и специального журнала, выпуск видеопродукции, организацию теле- и радиопередач, информационная поддержка воспитательных мероприятий через СМИ, Интернет-сайты министерства, Красноярского краевого института повышения квалификации работников образования, страницы сайтов муниципальных управлений образованием и образовательных организаций, Интернет - конференции, вебинары, форумы и т.д. разработка и проведение мониторинга эффективности реализации системы воспитания и социализации обучающихся ОУ общего образования в Красноярском крае. совершенствование организационно-управленческих форм и механизмов развития воспитательной компоненты, развитие межведомственного взаимодействия по реализации Программы в системе общего и дополнительного образования с привлечением органов по молодежной политике и спорту, учреждений культуры, охраны здоровья и социальной политики, управления в сфере образования, охраны детства, прав ребенка и других ведомств.


Основные направления организации воспитания и социализации учащихся общеобразовательных учреждений гражданско-патриотическое, нравственное и духовное, воспитание положительного отношения к труду и творчеству, интеллектуальное, здоровьесберегающее, социокультурное и медиа культурное, культура творческое и эстетическое, правовое и культура безопасности, семейных ценностей, коммуникативной культуры, экологическое


Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года, утв. Распоряж. Правительства РФ от г р поддержка программ формирования единой российской гражданской нации, национально-государственной идентичности, воспитание толерантности к представителям различных этносов, межнационального сотрудничества; стимулирование интереса молодежи к историческому и культурному наследию России, защите окружающей среды путем развития системы внутреннего туризма, межрегиональных молодежных обменов, поддержки участия молодежи в реализации проектов экологических организаций, деятельности по реставрации исторических памятников определено как направление развития человеческого потенциала России.


Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 г. Целей программы пять: - воспитание общероссийской гражданской идентичности; - поддержка этнокультурного развития народов, населяющих нашу страну; - укрепление межнационального мира и согласия; - обеспечение прав гражданина в области удовлетворения национальных потребностей; - содействие адаптации и социальной интеграции мигрантов.


Режим работы классного руководителя Общие правила организации работы школы и педколлектива вытекают из Кодекса законов о труде (КЗоТ) Российской Федерации, которые должен исполнять любой работник. Рабочее время классного руководителя, которое он обязан посвятить детям в течение недели, - 4 часа (20% от ставки учителя) Час классного руководителя (классный час) – один раз в неделю по расписанию. Количество воспитательных мероприятий – не менее двух дел в месяц (из которого одно может быть общешкольным). Количество родительских собраний – не менее одного собрания в четверть. Ответы о проделанной работе представляются администрации по окончании каждой четверти. В каникулярное и летнее время режим работы школы устанавливается согласно дополнительному плану.


Направления работы классного руководителя 1.Организационно-координирующие организация учебной работы организация внеурочной работы содействие в социальной защите учащихся организация досуга для духовного развития ребёнка повышение педагогической культуры родителей 2. Контрольно-аналитические умение анализировать свою деятельность изучение индивидуальных особенностей учащихся определение состояния и перспектив развития коллектива класса контроль за успеваемостью каждого учащегося и посещаемостью ими учебных занятий


Современные технологии воспитательного процесса Изменение подхода к управлению воспитанием Дифференциация учащихся по различным признакам Характерные для человека формы соорганизации и самоорганизации в учебном и воспитательном процессе Вариативность в обучении и воспитании Применение эффективных методов организации воспитательной деятельности типа метода проектов Формирование социально – образовательных сред, возникающих при границе школьных сред и социума Новые материальные среды, включающие в себя информационно – библиотечные центры для каждой ступени, техноцентры


Новые требования к деятельности классного руководителя как условие повышения качества воспитания в школе 1. Наконец-то появилось внимание со стороны государства к проблемам воспитания. 2. Началось понимание, что важно вооружить ученика не только фундаментальными знаниями и ключевыми компетенциями, но и подготовить к жизни человека, способного спроектировать свое будущее. А это невозможно сделать в формате урока. Это возможно сделать воспитательными формами 1. Необходимо изменить подход в целом к воспитательной работе. 2. Это будет не только Система воспитательной работы в школе, - но и программа развития классного коллектива, - программа воспитания ребенка на каждой ступени - программа развития каждого ребенка.




Структура программы воспитания и социализации Анализ Характеристика класса Цели и задачи на следующий учебный год (конкретные) Направления деятельности Принципы и организационные условия реализации программы Сроки реализации программы и этапы Содержание и механизм реализации программы, план основных мероприятий по реализации программы с указанием видов деятельности и форм работы Критерии, показатели эффективности реализации программы; методику инструментарий мониторинга; Ожидаемые результаты (конкретные, измеримые)


Направленность мероприятий Духовно – нравственное Социальное Профессиональная ориентация Экологическое Гражданско – патриотическое Положительное отношение к труду и творчеству воспитания Интеллектуальное Социокультурное и медиа культурное Правое и культуры безопасности Коммуникативное


Направления индивидуально – профилактической работы Взаимодействие с органами системы профилактики Социально – педагогическое и психологическое сопровождение Контроль за посещаемостью и успеваемостью Контроль за внеурочной занятостью и организацией каникул Вовлечение в общественно – полезную деятельность Оказание социальной и материальной помощи


План индивидуально – профилактической работы с учащимися ФИО учащегося, класс Классный руководитель Срок реализации(не менее 6 месяцев) Цель: Предупреждение случаев повторного совершения преступления, правонарушения, совершения общественного деяния, пропусков учебных занятий, нарушения общественного порядка. Задачи: Проводить социально – профилактические мероприятия; Осуществлять контроль за успеваемостью и посещаемостью занятий Проводить разъяснительную работу по вопросам правопорядка Осуществлять эффективное взаимодействие с органами системы профилактики

Лучшие статьи по теме