Психология. Отношения. Личность. Общение
  • Главная
  • Человека
  • Старинные женские штучки. Все для бала. Как одеться на бал, если нет платья Что танцуют на современных балах

Старинные женские штучки. Все для бала. Как одеться на бал, если нет платья Что танцуют на современных балах

На бал нужно являться изящно одетым. Особенно туалет дам должен отличаться своей изысканностью. Не требуется роскошного или строго исторического наряда, но на бал следует одеваться аккуратно и элегантно.

Привлекательность бала именно в том и состоит, что это особый вид приема, который отличается от других своей элегантностью. Поэтому каждый его участник должен постараться сделать все возможное, чтобы элегантно выглядеть и вести себя особенно учтиво.

Категорически запрещены: джинсы и любая одежда из джинсовой ткани, шорты, футболки. Произведения высокой моды, а также платья, обнажающие интимные части тела полностью или под прозрачными тканями, на балу также неуместны.

В 20-е годы прошлого века, когда повседневная одежда стала упрощенной, именно бальные наряды являли полную противоположность, создавая максимально женственный образ дам. Поэтому даже те женщины, которые почти всегда носят свитера и джинсы, в честь этого события тоже должны "принарядиться" и прийти на бал в длинных платьях, настолько элегантных, насколько они могут себе позволить.

На рекреационных балах - костюмированных, исторических, маскарадах - характер наряда определяется тематикой бала, ролью участника и регламентируется программой бала и приглашением.

Костюм не должен содержать фурнитуры, способной поранить, зацепить и порвать чей-либо бальный наряд. Ношение наградных знаков на костюме не рекомендуется, за исключением случаев, когда бал протокольного типа и связан с награждением кого-либо, посвящён боевому или трудовому празднику.

Мужской костюм.

Для кавалеров на балу уместен один из следующих вариантов: фрачный костюм любого покроя, смокинг, костюм-двойка или тройка (к нему белая или светлая однотонная рубашка, обязателен носовой платок в кармане пиджака и желателен цветок в петлице).

Конечно, традиционный костюм для мужчины на официальном балу - фрак. Ни в каком другом одеянии кавалер не выглядит так элегантно, поэтому те, у кого есть фрак, вполне могут воспользоваться редким поводом появиться в нем на людях.

Традиционный цвет бального мужского костюма - тёмный или чёрный, сорочки белых или светлых тонов. Если в его составе предусмотрен жилет, то его цвет всегда белый или светлого тона.

В летний период для дневных балов рекомендуется костюм белого цвета или светлых тонов. А при жаркой погоде допускается в качестве бального мужского туалета надеть сорочку с галстуком или бабочкой и брюки. Жилет в этом случае не одевается. Военная форма также может быть без френча или кителя с рубашкой белого цвета и парадными погонами.

В наши дни для военных допускается парадно-выходная форма или парадный мундир по форме в соответствии с сезоном. Для гостей, представляющих зарубежные страны или субъекты Федерации России, может разрешаться ношение национального парадного костюма.

Ношение оружия, являющегося частью мундира или национального костюма, не рекомендуется. Его наличие означает, что его носитель не собирается танцевать на балу, а присутствует лишь как наблюдатель.

Галстук-бабочка или шейный платок придадут вашему костюму необходимый характер. Цвет галстука также рекомендуется белый или светлый, тёмный означает то же, что и ношение оружия.

К бальному костюму надеваются чёрные носки и чёрная обувь, желательно лакированная.

Но цвет обуви должен соответствовать цвету костюма, и кавалеры, естественно, должны быть на балу в начищенной до блеска обуви.

Обязательным аксессуаром мужского бального туалета являются и тонкие перчатки , необходимые для сохранения свежести рук и туалетов партнёрш по танцам, а также карандаш или ручка для записи очередности танцев и фамилий приглашенных дам в специальную книжечку.

Женский костюм.

Женские бальные туалеты должны быть нарядными и могут представлять собой бальные или вечерние платья.

Бальное платье - не просто наряд, это символ роскоши, шика и праздника. Для женщины надеть бальное платье - это значит окунуться в волшебную сказку.

Обычно, если вы получаете приглашение на бал, в пригласительном билете обязательно оговаривается форма одежды для мужчин, а вот для дам практически нет никаких ограничений.

К бальным туалетам допускается относить платье-костюм, детали которого выполнены из единого вида материала или объединены отделкой в единую композицию.

Если в программе бала предусмотрены видовые танцевальные отделения с характерными различиями (например «classic» и «latina», или «classic» и «disco»), то допускается иметь и сменять бальные туалеты, характерные для того или иного стиля. Для этого в программе и приглашении должны быть сделаны соответствующие указания, а также предусмотрены необходимые по длительности антракты.

Бальными платьями считаются платья длиной до щиколотки и покроем, обеспечивающим свободу шага в танце и позволяющим выполнять танцевальные «па». При этом длина платья должна исключать возможность зацепиться в танце каблуком за край подола. Развевающиеся детали платья - шарфы, ленты, гирлянды, шлейфы тоже не должны создавать при движении опасности зацепления и последующего травмирования танцующих.

Сложно определить четкие рамки для современного бального платья, однако есть главное правило - бальное платье должно подчеркивать тонкую талию, красоту груди и длину ног .

Выбирайте полуприлегающий силуэт, струящиеся длинные юбки, разрезы по всей длине, различные драпировки, волны, шлейфы. Лифы, показывая плечи, спину и грудь, могут быть максимально открытыми. Настоящее бальное платье обязано показать всем окружающим все прелести своей хозяйки.

Из тканей используйте бархат и тафту, гипюр и кружево, шифон и шелк, драпировки, вышивку различными материалами и другой декор, который придется вам по вкусу. Сегодня актуально сочетание различных фактур и материалов, например, плотных тканей и прозрачных. Мех и перья сочетают с воздушными тканями (тюль, газ, шелк). В общем, современные бальные платья - это целое произведение искусства.

Что касается цвета, классикой являются черный и белый цвета, но также хорошо и празднично смотрятся голубые и розовые платья, бледно-зеленые и золотистые платья для юных леди.

Стильные украшения и элегантные головные уборы - обязательный атрибут бального наряда. Это могут быть ажурные шапочки, цветочные венки и диадемы.

Кроме того, выход на бал дает дамам возможность вынуть из сейфа свои драгоценности и получить удовольствие от того, что в них можно появиться в обществе.

Дамы на балу должны быть в чулках или колготках белого, телесного цвета или светлых тонов, гармонирующих с бальным платьем.

Аксессуарами к бальному платью могут быть веер, небольшая бальная сумочка , форматом не более косметички, пояс , позволяющий крепить аксессуары на время танца, шарфы, боа . Обязательным аксессуаром являются перчатки или «митенки» , длина которых обратно пропорциональна длине рукава: чем короче рукав, тем длиннее перчатки.

Обувь для танцев на паркете должна:

  • - быть с кожаной или велюровой подошвой;
  • - не иметь металлических деталей на подошве и каблуках;
  • - иметь ремешок, фиксирующий пятку;
  • - спортивная обувь допускается только для танцев в стиле «disco».

На балах-маскарадах можно использовать в качестве аксессуара маскарадного костюма специальные балетные сапожки, греко-римские сандалии, театральные туфли.

Please enable JavaScript to view the

Обязательная форма одежды до сих пор вызывает у нас массу негатива: несогласные с правилами без стеснения приходят на балет в джинсах, в свадебных платьях на выпускной и в топ-сайдерах на события, где прописан Black Tie. Путаницу создают и люди, прописывающие дресс-код, и смягчённые правила. The Village решил разобраться, что следует надевать, если в приглашении стоит White Tie, Black Tie или, например, Smart Casual.

White Tie

Если в приглашении значится White Tie, значит предстоит как минимум приём у посла, бал или вручение премии, причём не ниже Нобелевской, потому что даже на церемонии вручения «Оскаров» соблюдают менее торжественный Black Tie. Трудно вспомнить дресс-код, соответствующий White Tie по строгости и официальности, наверное, потому, что такого просто нет.

Одеть мужчину представляется занятием чуть более простым по сравнению с подбором женского туалета. Дело в строгом регламенте: прописан практически каждый пункт наряда, так что ошибиться можно разве что намеренно. Мужчина, собирающийся на мероприятие, где прописан White Tie, должен быть в галстуке-бабочке и во фраке. Фрак, в свою очередь, должен быть чёрным - другие цвета не допускаются. Под фрак надевают жилет на трёх пуговицах, о котором нужно помнить две вещи: он должен быть только белым и всегда полностью застёгнутым. Из обязательных аксессуаров - давшая название дресс-коду белая бабочка и белый платочек, из желательных - карманные часы, белые перчатки и, как бы это ни казалось шуткой, тонкая тросточка.

У женщин всё немного сложнее хотя бы потому, что у платья в пол, без которого на мероприятии White Tie лучше не появляться, фасонов больше, чем у классического мужского фрака. Если выбор этого фасона ещё предоставляется женщине, то в остальных деталях самодеятельность исключена: волосы должны быть непременно уложены в причёску, глаза и губы накрашены, а руки закрыты перчатками максимальной длины, соответствующей, однако, длине рукава платья. На плечах может быть, но не обязательна, меховая накидка. Без драгоценностей тоже лучше не приходить - их можно взять напрокат, лишь бы камни были настоящими. С собой можно и нужно взять крошечную сумочку.

Black Tie


Black Tie - всё ещё официальный и торжественный, но более распространённый и простой дресс-код. Это стиль свадеб, праздничных приёмов или театральных премьер.

Женщин на такие мероприятия ждут одетыми всё в те же длинные вечерние платья либо, в зависимости от степени торжественности события, коктейльные платья не выше колена. Здесь по-прежнему приветствуются украшения, но теперь можно обойтись дорогой бижутерией. Меховую накидку тоже можно оставить дома, как и остромодные платья из последних коллекций японских дизайнеров. Всё должно выглядеть максимально благородно и элегантно, поэтому единственный вариант обуви - туфли на каблуке.

Cocktail


Мероприятие с дресс-кодом Cocktail не подразумевает такой строгости, как White Tie и Black Tie, но тоже полно нюансов, которыми не стоит пренебрегать.

Вместо смокинга мужчины могут надеть классический тёмный костюм, а монохромную бабочку заменить более яркой или вообще отказаться от неё, возможно, в пользу галстука. Подвязываться шёлковым поясом тоже уже не обязательно, главное, не забыть держать расстёгнутой нижнюю пуговицу пиджака, выставить из рукавов накрахмаленные белоснежные манжеты не более чем на два сантиметра и надеть такие носки, которые в случае закидывания ноги на ногу или на стол не показали бы и миллиметра голого тела. О том, что носки должны быть темнее брюк на пару тонов, а галстук должен касаться пуговицы на брюках, упоминать, кажется, не нужно: эти правила касаются любого дресс-кода на любом мероприятии.

Smart и Business Casual


Довольно часто в приглашениях на корпоративные мероприятия или бизнес-встречи можно увидеть приписку «Дресс-код: Smart Casual или Business Casual». В этом случае правила того, как нужно выглядеть, несколько размыты и зависят от времени суток.

Сложнее дресс-кода бизнес-встреч, пожалуй, только выбор между оксфордами и дерби к смокингу. Впрочем, либерализация последних десятилетий коснулась и моды на деловые костюмы. Сегодня ничего зазорного нет в том, если мужчина появится на встрече в пиджаке с мягкой или даже естественной линией плеч, в свободных подвёрнутых брюках. Обязательными остаются классические туфли (отступления допустимы лишь в цвете и степени лакированности). Твинсет - водолазка и кардиган - тоже вполне уместен в паре с теми же, как будто великоватыми, но чуть зауженными книзу брюками.

Самый опасный вариант - смокинг или очень качественный пиджак с джинсами или даже шортами: можно позволить, если нет никаких сомнений в собственном вкусе и адекватности партнёров. Самый скучный, но и самый беспроигрышный - классический, в меру строгий деловой костюм тёмного цвета, однотонный или в почти незаметную полоску. При большом желании официальность можно подчеркнуть галстуком, причём необязательно узким, а вот бабочку лучше поберечь для увеселительных мероприятий. Если же встреча назначена на утро или день, удачным будет светлый костюм-двойка. Опять же от характера мероприятия и чувства юмора коллег зависит возможность экспериментировать с цветом.

На переговорах с иностранными партнёрами или важных деловых встречах могут установить дресс-код Btr (Business Traditional). Это значит, что выбора вам практически не оставляют: мужчины должны надеть классический однотонный или комбинированный костюм, женщины - приталенный брючный костюм или платье-футляр с жакетом. Впрочем, при своей строгости Btr ещё оставляет возможность для фантазии, в отличие от Bb (Business Best). Здесь всё предельно просто: мужчина надевает тёмно-синий костюм, белоснежную рубашку, галстук любого оттенка красного, классические нелакированные туфли и не забывает о запонках; женщинам лучше отказаться от отдельно взятых юбок и жакетов и надеть серый, бежевый или тёмно-синий костюм с чулками и туфлями на 3–5-сантиметровом каблуке.

Костюмированные вечеринки


Костюмированные вечеринки в Москве не такая уж редкость. Чаще всего они совпадают с юбилеями клубов, приездом никому не известных и всё равно очень крутых групп и выходом ностальгических фильмов о давно минувших днях. Причём в приглашении могут дать лишь туманный намёк на то, как надо выглядеть, и придумывать наряд придётся самостоятельно. Иногда организаторы помогают настроиться на нужный лад с помощью мудбордов, как это делала в прошлом году «Солянка», отмечавшая четвёртый день рождения трёхдневной цирковой вечеринкой. Если вы до смерти боитесь клоунов или не готовы возвращаться ночью домой с килограммом грима на лице, можно соблюсти дресс-код при помощи нескольких характерных деталей (одна может оказаться неубедительной, особенно если на входе фейсконтроль). Самый большой риск на таких мероприятиях - использовать самую распространённую трактовку предлагаемого образа и оказаться одним из сотни людей в одинаковых оранжевых париках.

Универсальные правила

Андрей Фомин

Организатор Bal des Fleurs и других светских мероприятий

Я организую огромное количество мероприятий, но самое яркое и значимое - Bal des Fleurs. В пригласительных мы пишем «Riviera style» - это дресс-код Лазурного берега: светлые брюки, яркие пиджаки. А то, что в Москве называется балами, - ненастоящие балы. Самым кощунственным для русского человека дресс-кодом я считаю пресловутый Black Tie, потому что, как бы ни старались мои коллеги навязать в Москве этот дресс-код, он там неорганичен. Настоящий Black Tie лично я видел только в Великобритании на балу Михаила Горбачёва. Дресс-код может быть любой, но, как сказал о наших людях во фраках Кирилл Семёнович Серебренников, они похожи на разбежавшийся оркестр. Русский человек не приучен к галстуку или бабочке, ему в нём некомфортно, он его душит.

Каким бы ни был дресс-код, человек не должен выглядеть безупречно: что-нибудь должно быть не так. Вот, скажем, я видел, как Хью Грант ходил в идеальном фраке, невообразимо причёсанный, но бабочка у него на шее висела развязанной. У богатых людей есть очень простой вариант - сходить в Третьяковский проезд и купить себе фрак, но они будут, скорее всего, больше похожи на официанта или метрдотеля. Самый универсальный дресс-код для большей части московских мероприятий для мужчины - дорогие джинсы, кеды Converse (сейчас стали популярны кроссовки Nike, но с ними сложнее) и обязательно пиджак. Недавно я побывал на балу «Стрелки», и люди там выглядели просто великолепно. Мне очень понравился подход девушек к выбору наряда и поразило, насколько органично многие из них смотрятся в винтаже.

Гавриил Егиазаров

Режиссёр мероприятий

Мероприятия, которые я режиссирую, чаще всего решают корпоративные, маркетинговые или пиар-задачи. Дресс-код, естественно, есть на большинстве из них. Гласный и негласный. Особенно когда это мероприятия с участием правительства или просто официоз с высоким руководством. На корпоративных встречах дресс-код тоже часто задаётся, но только если присутствует какая-то концептуальная задумка.

Если речь об официальных мероприятиях на высоком уровне, то в приглашениях не так часто пишут требование: всё и так понятно. Но когда хотят подчеркнуть, что можно одеться не очень строго, пишут «одежда для коктейля» или «smart casual». Для корпоративов тоже указывают дресс-код в зависимости от концепции праздника: «Сегодня у нас вечер сказок, подберите себе сказочный образ» или «Приветствуется яркий элемент цикламенового цвета». На корпоративах эти элементы одежды гостям могут просто раздать или позаботиться о прокате и всех одеть заранее.

На тех событиях, с которыми работаю я, аудитория чаще всего предсказуемая, так что с внешним видом сюрпризов не бывает. Конечно, попадаются те, кто может быть в джинсах или в милитари на официальном мероприятии с первыми лицами. Но так чаще представители СМИ отличаются. Журналисты крайне пренебрежительны к дресс-коду.

Если в приглашении ничего не сказано о дресс-коде, но речь о приёме, презентации или гала-ужине, надевайте костюм, желательно не чёрный - не ошибётесь. Думаю, девушкам особого совета не надо: вечернее платье всегда найдётся.

Если идёте на корпоратив с определённой тематикой, то не поленитесь и придумайте какой-нибудь оригинальный элемент в одежде (но не тот, который сразу приходит на ум в связи с предложенной концепцией). Если придёте неподготовленными туда, где «все в теме», сами пожалеете, что не позаботились заранее.

В последнее время балы вновь вошли в моду. Это особенные вечера, ассоциирующиеся со сказкой про Золушку, где царят изысканные наряды и аксессуары, волосы уложены в высокие прически, атласные перчатки обтягивают женские ручки, а элегантные сумочки скрывают в себе пудру и . Но поскольку подобные мероприятия в реальной жизни проводятся отнюдь не каждый день, то при получении приглашения может возникнуть вполне резонный вопрос: как одеться на бал, чтобы созданный образ идеально соответствовал торжественной обстановке?

В первую очередь, следует заранее поинтересоваться тем, какой вид дресс-кода предполагается для участников мероприятия. Это очень важный вопрос, поскольку от ответа на него напрямую зависит ваш выбор платья, аксессуаров и прочих составляющих бального наряда. А теперь о деталях.

Оперный бал – мир роскоши и изысканности

Постоянным спутником такого вечера является самый строгий из всех парадных дресс-кодов, так называемый white tie. По его требованиям дама должна быть в длинном в пол из дорогой и качественной ткани. Это может быть атлас, многослойный крепдешин или натуральный шелк.

Для удобства движений во время танца юбка должна быть достаточно широкой. Фасон платья допускается декольтированный, с открытыми плечами или с высокой талией под грудь, как у Наташи Ростовой. Декольте зависит от возраста и статуса дамы: у незамужних и юных особ оно имеет скромную глубину, а замужние женщины могут более смело похвастаться своими прелестями. Но главное не переусердствовать.

Платья выбирают однотонные. Предпочтительны светлые оттенки белого, молочного, ванильного. Цвет декора соответствует тону основного наряда. Принты и рисунки полностью исключаются, следует ограничиться украшениями.

Важно помнить, что наряд должен производить впечатление изысканности и роскоши, но при этом быть достаточно сдержанным, без излишеств. Старание затмить собою соперниц здесь неуместно.

Костюмированный бал – путешествие в прошлое со вкусом элегантности

Для такого мероприятия следует подбирать наряд, соответствующий заявленной тематике вечера, а также задуманному вами образу исторической личности или титулованной и знатной особы. Ни в коем случае не стоит останавливаться на формальной одежде.

Фасоны платьев можно выбрать из тех, что были модными в определенную историческую эпоху. Чаще всего, предпочитают XIX век, которому соответствует : полупрозрачные рукава-фонарики, легкая драпировка, длина наряда до середины лодыжки. Также можно выбрать длинные вечерние или бальные с пышными юбками.

Цвета дамского наряда допускаются насыщенные, в оттенках благородного бордового, темно-синего, изумрудного, небесно-голубого. Возможны рисунки и орнаменты.

Как одеться на бал-маскарад?

Подобное мероприятие является разновидностью костюмированного бала, но имеет и некоторые отличия от него. Так, наряды строго соответствуют объявленной организаторами теме: вампиры, сказочные герои или Новый год. Костюм отличается присутствием ноток комичности и чудачества, более яркими расцветками и разнообразием фасонов, наличием рисунков и орнаментов. А обязательной его составляющей является маска.

Отдельно следует отметить бал-маскарад в венецианском стиле. Это зрелищное шоу, где главными героями являются вовсе не люди, а персонажи комедии. Именно под них подбираются роскошные костюмы: Арлекин, Панталоне, Коломбина... Выбирай любого! Маски для такого бала отличаются шиком и невероятной оригинальностью. Каждая из них индивидуальна. Главное и яркое отличие костюмов для венецианского маскарада – это обилие пышных юбок, кружев, разноцветных перьев, цветов из роскошной парчи, наличие декора из золотой тесьмы, драгоценных камней и керамики.

Одежда для маскарадных торжеств подбирается под конкретный образ героя, а ее цвет должен полностью согласовываться с характером и внешностью этого персонажа. Важно, чтобы весь наряд создавал впечатление единого целого, и ни одна деталь не выбивалась ни по стилю, ни по оттенку.

Бал по поводу торжественного приема: характерные отличия

Для такого мероприятия следует выбирать более строгие вечерние платья, но соответствующие последним . Излишества и чрезмерная смелость в нарядах здесь неуместны. Актуальны платья длинные, а также до середины колена, с асимметрией, завышенной талией и вырезом на спине, возможны разрезы на юбке и декольте, но в рамках приличия.

Цвет наряда не должен быть слишком ярким и пестрым, ведь это светское торжество. Предпочтительны однотонные платья, либо комбинирование двух цветов. Подойдут классические сочетания белого или красного с или серым.

Прически и аксессуары

Поскольку бал относится к парадным мероприятиям, предпочтительны высокие или модные вечерние прически. Распускать волосы не рекомендуется. Исключение составляет лишь официальный прием и некоторые из персонажей костюмированного бала.

Поскольку наряд в большинстве случаев подчиняется строгим правилам и не терпит вычурности, завершающие штрихи и яркие акценты в нем помогут расставить грамотно подобранные аксессуары. В этом случае стоит надеть украшения из благородных металлов или имитирующую их бижутерию. Согласно давно сложившемуся правилу светских торжеств, предпочтительны аккуратно подобранные серьги, колье, браслет и кольцо, которые прекрасно сочетаются между собой, но не являются единым комплектом. Отметим, что для костюмированного бала и маскарада актуальны аксессуары, которые ассоциируются с выбранной исторической эпохой или завершают выбранный образ.

Цвет обуви должен гармонировать с одним из оттенков, присутствующих в одежде. То же самое относится к сумочке и . Исключение составляет маскарад, где все аксессуары ровняются на персонажа.

Если бал проводится в прохладное время года, то стоит позаботиться о стильной кофточке из тонкой шерсти или изящном болеро с рукавами. Но самым оптимальным решением, дополняющим любой из нарядов, станет подобранное по цвету меховое манто или пелерина.

Балы в 19 веке были излюбленным развлечением публики. Балы давали все - соразмерно со своими средствами и возможностями. Бал был очень дорогим удовольствием для принимающей стороны. "Давал три бала ежегодно и промотался наконец" - говорится об отце Онегина. Но не буду вдаваться в финансово-экономические подробности. Интереснее говорить о том, что было на балах. Балы давались круглый год, но сезон начинался с поздней осени - времени наибольшей концентрации представителей высшего света в городской среде - и продолжался весь зимний период, за исключением периодов, когда следовало поститься. Часто в один вечер приходилось бывать на двух-трёх балах, что требовало от танцоров немалых сил, к тому же многие балы заканчивались под утро, а на следующий день необходимо было отдавать визиты и готовиться к грядущим увеселениям.

Любой бал начинался с приглашения. "Бывало, он еще в постели, ему записочки несут Пушкина, несколько неточно отражает ситуацию: приглашения на бал не могли посылаться в день бала - адресаты должны были получить их за три недели, и составить ответ - будут или нет. Приглашения были очень лаконичны, например: "Князь Потемкин просит сделать ему честь, пожаловать в маскерад, сего февраля 8 дня 1779 года в Аничков дом в 6 часов". Впрочем, вся остальная информация была излишня - все и так знали прочие бальные условности.

Незыблем был распорядок бала. Гости начинали съезжаться после шести или девяти вечера, некоторые приезжали к десяти или к полуночи. После приезда гостей, которых обязан был встречать хозяин, бал открывался торжественным полонезом, танцем-шествием, в котором должны были принять участие все приглашенные, даже если потом они весь вечер и всю ночь просиживали за карточными столами. Во второй половине 19 века полонез иногда исполняли в конце бала, тогда начинались танцы с вальса. Далее чередовались вальсы, польки, кадрили, мазурки. «Мазурка была таким замечательным танцем особенно оттого, что выявляла те свойства мужчин и женщин, которыми они наиболее привлекали друг друга. Каждый играл свою роль: дама легко неслась вперед, и самый поворот ее головы, так как ей приходилось смотреть на кавалера через свое приподнятое плечо, придавал ей дразнящую ауру непостижимости, в то время как вся инициатива танца оставалась в руках кавалера. Он ее мчал вперед, то щелкая шпорами, то кружа ее, то падая на одно колено и заставляя ее танцевать вокруг себя, выказывая свою ловкость и воображение, способность себя показать и управлять ее волей» «Мазурка - это душа бала, цель влюбленных, телеграф толков и пересудов, почти провозглашение о новых свадьбах, мазурка - это два часа, высчитанные судьбою своим избранным в задаток счастья всей жизни» Одним из завершающих бал танцев был котильон, «самый продолжительный для влюбленных, как и мазурка «Котильон, бесконечный вальс с фигурами, продолжался три часа и больше…» В середине бала был обед, на который каждый кавалер провожал даму. Если кавалер приехал на бал без дамы, хозяйка бала могла попросить его проводить на бал даму (например, приехавшую с четой родственников и не сопровождавшуюся поэтому кавалером). Когда пара садилась за стол, они снимали перчатки и покрывали колени салфеткой. Перед тем, как встать из-за стола, перчатки одевались вновь, салфетки оставлялись на спинках стульев. Далее вновь продолжались танцы. Бал обычно заканчивался многочасовым котильоном, в конце 19 века иногда заменявшимся странным танцем под названием кадриль-монстр.

С вальса только начинался бал, а за ним шли другие танцы, в частности, танцевали венгерку, краковяк, падепатинер, падеспань, падекатр... На балах существовал определенный танцевальный порядок, и все знают, что за так называемыми мелкими танцами пойдет первая кадриль, затем, следуя распорядку, вторая, третья. После четвертой кадрили и мелких танцев, как правило, шла мазурка. Это уже особый танец. Он, как и кадриль, у всех дам заранее был расписан, и каждый кавалер, каждая дама знали, когда и с кем они танцуют. Следует отметить, что среди всех танцев мазурка и котильон являлись наиболее "важными" приглашениями на балу, по той причине, что после мазурки кавалер вел даму к столу на ужин, где можно было пообщаться, пофлиртовать и даже признаться в любви. Ужинали все в боковых гостиных, за небольшими столиками. За каждым столиком гости собирались своей компанией. Кроме того, на балах всегда был открыт буфет с разными яствами, шампанским и прочими горячительными и прохладительными напитками.
Бальная танцевальная программа 1874 года
Полонез
Вальс
Полька
Лансье
Галоп
Вальс
Франсез
Полька
Галоп
Лансье
Вальс
Франсез
Котильон


В обязанности кавалеров, входило, чтобы у дам было все, что они пожелают. При этом кавалер должен развлекать дам и вести с ними светскую беседу. За ужином гости говорили о многом: о музыке, театре, последних новостях из светской хроники, кто на ком женится или за кого выходит замуж... После ужина всегда танцевали котильон. К нему выносили большие короба с цветами. Кавалеры разбирали букеты и подносили их своим дамам. После всего этого дирижер бала и его помощники на шпагах вносили множество разноцветных лент (перевязей), а также узких и коротких ленточек с бубенцами на концах. Кавалеры, разобрав ленты, подносили их своим избранницам, и те надевали через плечо одну ленту на другую. Причем узкие короткие ленточки с бубенчиками мужчины привязывали дамам к рукам, начиная от кисти рук до локтей. «Это было, скажу вам, премилое занятие. Склоняешься к нежной ручке дамы, к ее благоухающему телу и вдыхаешь аромат чарующих французских духов...»

На бал люди приходили одетыми парадно. Кавалеры - во фраке, смокинге или костюме (в зависимости от десятилетия), белой рубашке и обязательно в белых перчатках. Причем в руководствах дама имеет право отказать кавалеру без перчаток, и для кавалера лучше прийти на бал в черных перчатках, чем без перчаток вообще. К лацкану фрака прикреплялась бутоньерка. Военные приходили в мундирах. Костюмы кавалеров мало зависели от моды и их рекомендовалось шить в классических формах, чтобы одеяния прослужили дольше. На бал кавалеры приходили в ботинках, и только военные могли позволить себе сапоги, но без шпор.

Дамы и девушки одевались в платья по последнему писку моды, каждое из которых создавалось на 1-2 бала. Дамы могли выбирать любой цвет для платья (если он не был оговорен особо), для девушек платья шились белого цвета или пастельных тонов - голубого, розового, айвори. К платью подбирались перчатки в тон платья или белые (надевать кольца поверх перчаток считалось безвкусным). Дамы могли украсить себя головным убором - например, беретом. Девушкам рекомендовалась скромная прическа. В любом случае, шея должна была быть открыта. Украшения дам могли быть любыми - главное, чтобы они были подобраны со вкусом. Девушкам следовало появляться на балах с минимальным количеством украшений - подвеска на шее, скромный браслетик.

Покрой бальных платьев зависел от моды, но одно оставалось в нем неизменным - открытые шея и плечи. При таком покрое платья ни дама, ни девушка не могли появиться в свете без ювелирных украшений по шее - цепочки с кулоном, колье - что-либо было надето обязательно

Кроме того, в 1820-1830-х гг. даме и девушке было неприлично появляться в свете без букета цветов: его носили в руках, в волосах, прикрепляли к платью на талии или на груди. Обязательным атрибутом был веер. Его можно было оставить в бальной зале на своем месте, можно было во время танца держать в левой руке (которая лежит на плече партнера). Мелочи складывали в сумочку (ридикюль), которую также оставляли на своем месте.

Приезжали на бал, как правило, с небольшим опозданием. Первых гостей хозяин встречал, опоздавшие присоединялись к танцующим порой даже без объявления персон. На бал дамы брали с собой небольшие книжечки, чтобы записывать последовательность танцев, ближе к концу века эти книжечки стали выдавать на балах.

Кроме танцев и обеда на балах гости развлекались играми: спокойными, такими как карты, веселыми и подвижными - например, фантами. Разъезжались часто по утру: "Полусонный в постелю с бала едет он: а Петербург неугомонный уж барабаном пробужден".

В течение месяца после бала гости должны были нанести хозяевам визит вежливости.

Общие правила поведения на балу и бальный этикет

Приглашения на бал посылаются не менее чем за 10 дней до его начала.
В разгар сезона этот срок увеличивается до 3 недель.
В первые 2 дня после получения приглашения следует сообщить устроителям бала о своем решении.
Бальный туалет должен быть изящным и одновременно изысканным, отвечать требованиям моды и специально пошитым к очередному балу.
Цвет драгоценных камней должен соответствовать цвету платья.
Жемчуга и бриллианты или рубины и бриллианты- к розовым тканям; жемчуга и бриллианты или сапфиры и бриллианты - к голубым тканям.
Дамам рекомендовалось держать в руках небольшой букетик цветов.
Во время бала перчатки не снимали ни дамы,ни кавалеры,за исключением ужина и игры в карты.
Молодой человек, как и девушка, принимая приглашение на бал, берет вместе с тем на себя обязательство танцевать. В случае недостатка в кавалерах или дамах обязанность танцевать падает на каждого. Выказывать неудовольствие или дать заметить, что танцуешь по необходимости, крайне неприлично. Напротив, тот, кто хочет сделаться любимцем общества, должен всей душой предаться удовольствию и танцевать с любым партнером.

На балу ни на минуту не забывайте, что выражение лица должно быть веселым и любезным. Унылое или злое лицо на балу - то же, что пляска на поминках.

При прибытии на бал с опозданием сначала нужно приветствовать хозяев, а лишь затем заводить разговоры со знакомыми (последних можно приветствовать кивком головы).

На танцы можно приглашать заранее (в том числе и на балу). Однако на бал учтиво приезжать, обещав заранее не более трех танцев

Главный в танцевальном зале - распорядитель бала. Его нужно слушаться беспрекословно, не спорить с ним и не устраивать скандалов. Распорядитель отвечает за порядок в зале.

Кавалеры должны ухаживать за дамами, приносить им прохладительные напитки и всячески развлекать. Разговоры должны происходить негромко и не затрагивать сложных или серьезных тем. Следует избегать любых проявлений шутовства. Кавалеры, которые находят удовольствие в том, чтобы вызывать смех в свой адрес, достойны сожаления.

Споры и размолвки, возникающие между кавалерами, должны улаживаться за пределами бальной залы.

Дамам не следует злословить, напротив, надо вести себя приятно, мило и доброжелательно. Кроме того, дамам следует избегать любых проявлений дурного юмора, который может вызвать неодобрение. Самый главный враг дамы на балу - это ревность, которая заметна всегда. Дамам следует передвигаться мягко и бесшумно как дома, так и в обществе, и оставлять впечатление мягких шагов феи.

Громкий смех, шумная ссора, грубые слова, нескромные взгляды, в общем, все, что расходится с законами красоты, должно быть избегнуто с особым тщанием. Поведение дамы по отношению к кавалеру должно быть всегда размеренным и скромным, но дамы не должны отказывать кавалерам, пригласившим их на танец, - признание, достойное любого внимания.

Вообще на балу следует держать себя скромно, танцевать грациозно и соблюдать приличия; прыгать, ломаться, принимать жеманные позы значило бы выставить себя в глазах одних предметом, достойным осмеяния, а в глазах других - предметом, достойным жалости.

Приглашение на танец (ангажемент)

Кавалер, приглашающий даму на танец, подходит к ней и, изящно поклонившись, делает приглашение в самой вежливой и деликатной форме: "Позвольте мне иметь удовольствие пригласить Вас на [танец]". Если же приглашаемая хорошо Вам знакома, то просто: "Не откажите мне в удовольствии танцевать с Вами". Также возможно, чтобы пригласить понравившуюся даму, подойти к ней, сделать поклон и подать правую руку (говорить что-либо при этом не обязательно). Дама, принимая приглашение, подает кавалеру левую руку.

Если поклон кавалера приняла на свой счет не та, которую он хотел пригласить, то хорошо воспитанный кавалер ни в коем случае не показывает своего разочарования, а соблюдает правила приличия и винит в неловкости прежде всего самого себя, а лучше выходит из положения с юмором.

Неприлично приглашать даму, которой Вы не представлены. Для этого лучше всего либо найти человека, который согласится Вас представить, либо в крайнем случае представиться самостоятельно.

На балу-маскараде маска имеет право приглашать незнакомых, остальные могут приглашать только знакомых.

Если дама не одна, а в компании спутника или друзей, нужно, исходя из общих норм поведения, сначала извиниться за прерванную беседу, при необходимости спросить согласия спутника, а потом приглашать даму на танец.

Настоятельно рекомендуется, придя на вечер с дамой, станцевать с ней допустимое число танцев (обычно - 3). Верхом бестактности было бы танцевать все время с другими. Не удивляйтесь, если к концу вечера она предпочтет, чтобы домой ее проводил кто-то другой.

Однако неприлично танцевать много с одним и тем же партнером. С партнером, не являющимся женихом/невестой, можно танцевать не более трех танцев за вечер, а также нельзя танцевать два танца подряд.

Когда кавалер приглашает даму, то она в знак согласия наклоняет голову, говоря: "с удовольствием", "хорошо", в случае несогласия даме также дозволительно промолчать и ответить на приглашение кавалера лишь жестом, или: "сожалею, я уже обещала", или: "я уже танцую". Но при этом дама может предложить кавалеру другой танец на свой выбор или выбор кавалера. Настаивать на приглашении или выяснять причины отказа неэтично и глупо. Разумно будет очень вежливо поклониться и без всяких комментариев отойти, не выражая при этом своего неудовольствия.

Приглашение на танец можно отклонить, если:

  • танец уже обещан;
  • дама уже танцевала с этим кавалером три танца за вечер или предыдущий танец;
  • дама хочет пропустить танец - не танцевать, а отдохнуть;
  • приглашающий кавалер без перчаток.

В любом другом случае дама была обязана принять приглашение. Если она отказывала без причины, она не имела право участвовать в этом танце вообще.

Если дама нечаянно забыла, что дала слово, и в то время, как она идет танцевать с другим кавалером, является первый, то ей следует извиниться. Чтобы выйти из этого неприятного положения, лучше всего совсем отказаться от танца или предложить первому кавалеру танцевать с ней другой танец.

Но кавалеру пригласить даму и забыть потом об этом не только самая непростительная невежливость, но просто грубость; в подобном случае он совершенно справедливо навлекает на себя гнев приглашенной им дамы и всего общества.

В ситуации, когда Вашу спутницу пригласил на танец Ваш знакомый, галантным будет пригласить его даму, чтобы она не осталась в одиночестве.

Наконец, пригласив даму, галантно проводите ее к избранному Вами месту в зале и слегка поклонитесь ей, поскольку музыка многих танцев не позволит вам успеть это сделать.

Правила поведения во время танца

Дама должна строго наблюдать, чтобы кавалер был у нее с левой стороны, как во время танцев, так и идя с ней по зале. Ни дамы, ни кавалеры во время бала перчаток не снимают, а тем более без перчаток не танцуют.

Дама легко кладет левую руку мужчине немного ниже плеча. Смотря по моде, в этой же руке держат веер и нарядный носовой платок или же платок прячут, а веер вешают на цепочке, шнурке или ленте, прикрепленных к поясу. Назначение веера - навевать на себя прохладу; прикрываться же им, чтобы было удобнее говорить и смеяться с кавалером, неприлично. Молодые, очень живые дамы должны еще заметить себе, что не годится терять цветы из волос или с платья и куски самого платья и его отделки. Это всегда указывает на несдержанные, резкие движения и недостаток аккуратности и скромности.

Во время парадных танцев (полонеза, менуэта) вставать следует только позади уже стоящих пар. Это правило не относится к распорядителю бала. Оптимальное расстояние между парами - не менее метра. Если пар встает слишком много, стоит встать в стороне, образовав иную линию. Если в зале свободно, кавалеру следует вести даму на танец впереди себя, если же тесно - идти впереди самому, чтобы теснота не доставляла неудобств избраннице. Не нужно слишком близко подходить к танцующим, избегайте столкновений. Если же столкновение произошло, стоит извиниться и проявить внимание. Вежливым считается перед началом танца еще раз поклониться своему партнеру. Вообще, танец обычно начинается с поклона кавалера и ответного реверанса дамы.

В танце даму ведет кавалер, и все ошибки он должен принимать на свой счет; если пара случайно задела другую пару, то извиняется кавалер, ведь он ведущий.

Во время танца кавалер и дама не должны быть слишком далеко друг от друга, но и не нужно прижиматься друг к другу. Танцуя с дамой, одетой в декольтированное платье, кавалер не может позволить себе держать ее за обнаженные плечи или спину.

Танцующий кавалер никогда не смотрит себе под ноги, даже чтобы удостовериться, что он правильно выполняет все шаги. Кавалеру следует держаться прямо, с достоинством.

Даме также надлежит танцевать с поднятым взглядом, лишь изредка позволяя себе бросить короткий взгляд на пол. Однако никто не может запретить танцующей даме стрелять взглядом в приглянувшегося кавалера!

Как считается неприличным говорить без умолку над ухом своей дамы во время танца, так точно было бы неучтиво не сказать ей нескольких слов. Беседа между дамой и кавалером должна быть исключительно любезной и приятной. Говорить банальности, обсуждать других гостей бала - дурной тон. Если во время танца сказать нечего,лучше молчать.

В танце, имеющем строгую последовательность фигур, следите за предыдущими парами, особенно за первой, и не делайте ничего раньше них.

Во время танцев свободного перемещения, например, венского вальса, не спешите встать сразу в пару, сначала дождитесь музыки и поклонитесь под нее, благо музыка здесь позволяет это. Во время танцев двигайтесь вместе со всеми, старайтесь не смещаться, либо двигаться по обычной линии танца, во внешнем кругу. Если Вы танцуете более или менее на месте или по какой-то причине сбились, то лучше отойти в центр зала, но не вовне, и тем более, не оставаться на линии танца.

По окончании танца кавалер кланяется своей даме и сопровождает ее на то место, откуда он ее пригласил, либо туда, куда пожелает дама, попутно благодаря ее за честь, которую она оказала, танцуя с ним в паре.

Все пары, по-видимому, исполняют одни и те же движения, но внимательному наблюдателю можно при этом найти в них массу черт, служащих верной характеристике не только каждой отдельной пары, но и личности. По гармоническим движениям отдельной пары, которая как будто представляет из себя одно, часто можно безошибочно заключать о существующей между лицами симпатии. Грациозные, легкие, будто парящие движения молодой девушки всегда привлекательны; над несовершенствами же движений всегда позволяют себе подсмеиваться, вовсе не принимая при этом в соображение, что причиной часто бывает кавалер.

Действительно, задача последнего в танцах гораздо тяжелее и важнее, чем дамы. Он должен уметь настолько хорошо танцевать, чтобы быть в состоянии прикрыть маленькие неловкости своей дамы. Поэтому молодому человеку следует заботиться о том, чтобы уметь хорошо танцевать; тогда он может быть уверенным, что отказа не получит; напротив, его будут всюду охотно встречать и приглашать на балы. "Как-то княгиня Е.П. Белосельская-Белозерская нарушила этикет.Она явилась на придворный бал в платье лилового цвета с неподходящими украшениями,которые сразу обратили внимание присутствующих,это был своего рода вызов свету.и в свете в течении двух недель обсуждали такое грубое нарушение этикета."

Если вы планируете пойти на бал , вы начинаете искать платье. Но мы хотим дать вам советы, как обойтись без платья вообще. Есть много других способов выглядеть стильно и красиво, и, самое главное, элегантно. Это приятное событие, и вам стоит получить удовольствие от экспериментов с гардеробом.

Комбинезон

Есть много типов комбинезонов – без бретелек, с одной бретелькой через шею или ассиметричные. Выбирайте такой, к которому можно добавить смелые аксессуары, например серьги-подвески или крупное колье. Они добавят изысканности к вашему ансамблю. Материал для комбинезона лучше подобрать блестящий. Шелк выглядит более празднично, чем хлопчатобумажная ткань.

Смокинг

Женские смокинги выглядят очень стильно, грациозно и шикарно. Они подходят почти всем. Чтобы сделать наряд интереснее, наденьте к смокингу блузку с бантом и туфли на платформе, украшенные блестками или стразами.

Брюки и блузка

Выбирайте блузку, которая добавит вам гламура и грациозности, например топик-корсет, украшенный блестками. Скомбинируйте его с широкими брюками. Они добавят в ваш образ нотки семидесятых. С другой стороны, брюки с высокой талией сделают ноги визуально длиннее. Шелковые шорты удобны и красивы: идеальный выбор для такого события.

Не забудьте, что это — ваш бал, так что постарайтесь получить от этого вечера максимум удовольствия. Проследите, чтобы вам было удобно, когда вы будете танцевать. Не бойтесь переусердствовать с аксессуарами. Вы будете блистать не хуже других даже без платья.

Лучшие статьи по теме