Психология. Отношения. Личность. Общение
  • Главная
  • Личность
  • Как измеряется длина поясного изделия для юбки. Конспект урока "снятие мерок для построения чертежей юбки". Построение вытачки переднего полотнища

Как измеряется длина поясного изделия для юбки. Конспект урока "снятие мерок для построения чертежей юбки". Построение вытачки переднего полотнища

Конструирование юбки (построение чертежей и выкроек)

Легкая одежда. Ассортимент женской одежды и одежды для детей включает белье, легкую и верхнюю одежду. Все изделия, относящиеся к легкой одежде, можно разделить на две основные группы: поясную и плечевую. К изделиям поясной группы относятся юбка, юбка-брюки и брюки (рис. 28), а к группе плечевых изделий - платья, блузки, халаты и др.

К готовой одежде предъявлются определенные требования. Основными из них являются гигиенические, эксплуатационные и эстетические. Выполнение этих требований зависит от свойств ткани конструкции изделия и выбранных способов обработки.

Гигиенические требования к одежде должны обеспечивать нормальную жизнедеятельность человеческого организма. Одежда должна быть легкой, достаточно свободной и удобной.

Одним из важных эксплуатационных требований является продолжительность срока носки одежды, которая зависит не только от свойств ткани и качества обработки, но й от конструкции изделия и условий носки.

Эстетические требования состоят в том, что одежда должна быть красивой и современной. При создании одежды нужно учитывать возраст, особенности телосложения и внешности человека.

Юбки составляют самую большую группу поясных изделий. Юбка может быть частью костюма, самостоятельным изделием или частью платья.

По силуэту юбки можно разделить на прямые, расширенные и зауженные книзу.

По покрою юбки делятся на три группы:, прямые, клиньевые и конические, или клешевые (рис. 29).

Прямые юбки могут быть прилегающие - одношовные, двухшовные или трехшовные, со складками или без них, широтае - в сборку или со складками. Верх юбки может быть на поясе на корсаже или на резинке. В прямых юбках нити основы расположены вдоль изделия.

Клиньевые юбки состоят из нескольких клиньев. Нить основы в таких юбках проходит по центру каждого клина. Расширение каждого клина книзу создает характерное для клиньевых юбок равномерное распределение фалд.

В основе покроя конических юбок лежит часть круга. Посередине переда нить основы располагается вдоль изделия, а в остальных местах по-разному.

Запомните слова: юбки прямые, клиньевые, конические, клешете.

Снятие мерок для построения чертежа юбки

Юбка, как и любая другая одежда" должна хорошо сидеть на фигуре, соответствовать ее размеру и росту. Для изготовления выкройки юбки надо снять следующие мерки (табл. 17, рис 30).

Прямая юбка

Детали юбки. Прямая юбка состоит из двух деталей - переднего и заднего полотнищ (рис. 31). Заднее полотнище юбки уже переднего, так как боковой шов при шитье легкой одежды обычно располагают ближе к спине. Такое расположен не бокового шва зрительно изменяет осанку фигуры - делает ее более стройной и подтянутой.

Ширину юбки рассчитывают по бедрам, следовательно, в талии она будет широка. В прямых широких юбках лишнюю ткань по линии талии можно собрать на сборки или убрать в складки. Если юбка прилегающая, то лишнюю ткань убирают в вытачки. Вытачки чаще всего располагают так: две спереди, две сзади и по одной на линиях бока (см. рис 31). Ширина и длина вытачек не одинакова - это зависит от формы той части тела, которую облегает данная деталь юбки. Обычно самые широкие и длинные вытачки - боковые, а самые узкие и короткие - передние.

Запомните слова; вытачка, мерка - длина спины до талии.

Вопросы и задания

1. Как располагается нить основы у юбок различного покроя?

2. Какие мерки снимают для построения чертежа юбки?

3. По какой мерке рассчитывают ширину юбки?

4. Из каких деталей состоит юбка и чем они отличаются друг от друга?

5. Для чего нужны вытачки?

6. Снимите мерки друг с друга.

7. Рассмотрите рисунок 31 и запомните названия линий чертежа юбки.

8. Подготовьте лист альбома для построения чертежа юбки.

Построение чертежа. Для расчета величины отрезков чертежа швейного изделия, кроме мерок, необходимо знать величину прибавок на свободное облегание.

Прибавка на свободное облегание - это величина, которую прибавляют к размеру снятой мерки, чтобы сшитое изделие было достаточно свободным и удобным в носке. При конструировании прямой юбки прибавки дают к полуобхватам талии и бедер. Величина прибавки зависит от назначения изделия и его конструкции.

Практическая работа

Инструкционная карта . Построение чертежа прямой юбки на 42-й размер

Инструменты и принадлежности: масштабная линейка, угольник, лекало, карандаши ТМ и 2М, ластик, альбом.


Расчет количества ткани для изготовления прямой юбки. При расчете количества ткани надо к мерке длины юбки (Ди) прибавить 10 см на обработку ее верхнего и нижнего срезов и на выравнивание поперечного среза ткани. Если ткань широкая (например, 1 м 40 см), то величина Ди + 10 берется один раз, так как в этом случае ширина ткани позволяет оба полотнища юбки выкроить из * одной длины, а если ткань узкая, эта величина берется два раза? (Ди + 10) . 2 (рис 32, а, б).

Вопросы и задание

1. Какие линии используют при построении и обводке чертежа?

2. Как определить положение линии бедер?

4. Сделайте расчет и постройте выкройку юбки по снятым меркам.

Коническая юбка

Конические, или клешевые, юбки представляют собой полный круг ("солнце") или часть круга. Их делят на семь основных групп (рис 33).


Рис. 33. Виды конических юбок: а - клеш; б - большой клеш; в - малый "колокол"; г - средний "колокол"! д - большой "колокол", е - "полусолнце"; ж - "солнце"

Линии талии, бедер и низа этих юбок представляют собой чао ти окружностей. Для построения чертежа юбки сначала надо рассчитать величину радиуса окружности, являющейся линией талии.

Радиус рассчитывается по формуле: R=K·ПОт, где К - коэффициент, вычисляемый для каждого вида юбки (табл. 18). Следовательно, размер радиуса зависит от вида юбки и величины полуобхвата талии.

В конических юбках направление нитей основы и утка на различных участках неодинаковы. Поэтому распределение фалд на юбке происходит неравномерно - их больше на тех участках, где нити основы и утка расположены под углом 45° к долевому направлению. Кроме того, во время носки юбка в этих местах вытягивается больше, чем по долевой или поперечной нити. Для более равномерного распределения фалд на юбке и выравнивания низа в чертежи вносят изменения: по линиям, расположенным под углом 45° к нитям основы, линии талии и низа повышают (см. рис. 33). Величины повышения линий талии и низа зависят от вида юбки (табл. 18).

Чем больше фалд будет иметь юбка ("солнце", "полусолнце"), тем больше будут величины повышения линий талии и низа ("солнце": повышение линии талии - 2 см, линии низа - 4 см; "полусолнце": повышение линии талии -1,75 см, линии низа -3,5 см).

Расчет количества ткани для изготовления конической юбки.

При расчете количества ткани на коническую юбку надо к мерке Ди, прибавить 8 см на обработку верхнего и нижнего срезов и на выравнивание ткани. Затем следует измерить ширину юбки внизу (на выкройке) и проверить, достаточна ли ширина ткани. Если необходимо делать надтачки, то надо предусмотреть дополнительное количество ткани по длине надтачки с припусками.

Практическая работа

Инструкционная карта . Построение чертежа юбки большой "колокол" на 42-й размер

Инструменты и принадлежности: масштабная линейка, угольник, циркуль, лекало, карандаши ТМ и 2М, ластик, альбом.


Выкройка юбки для всех типов фигур.

Предлагаем вашему вниманию еще одну методику построения выкройки прямой юбки. Если предыдущая методика рассчитана на так называемые стандартные фигуры и больше подходит для массового пошива, то данная методика хороша тем, что с ее помощью можно построить выкройку на любую фигуру, в том числе и на фигуру, имеющую отклонения от общепринятых стандартов. Эта методика по сравнению с предыдущей учитывает некоторые индивидуальные особенности конкретного человека.

Есть еще более точные методики, способы и приемы, применяемые для построения выкроек при индивидуальном пошиве юбок. С ними мы познакомимся позже.

Начинаем со снятия мерок. Для того чтобы правильно снять мерки, нужно повязать на линии талии шнурок или тонкую резинку Причем шнурок должен лежать в том месте туловища, где обычно при носке располагается поясок юбки, а не горизонтально пола. В противном случае в процессе носки пояс юбки неизбежно будет стремиться занять свое привычное положение, что повлечет за собой смещение боковых швов в сторону переда или спинки, т.е. нарушение их вертикальности, а значит и нарушение горизонтальности линии низа. От этого пострадает весь внешний вид юбки.

К процесу снятия мерок всегда следует подходить с особой ответственностью, так как от этого зависит конечный результат.

Для построения чертежа юбки дополнительно к полуобхватам талии и бедер, необходимо снять следующие мерки:

В нашей таблице в качестве примера мы взяли мерки полуобхватов для 48 размера, длину произвольную, а вы снимаете свои мерки или мерки человека, которому собираетесь шить эту юбку.

Полуобхват талии Ст

Для поясных изделий мерку полуобхвата талии измеряют по тому месту туловища и в том положении, где обычно носят поясок юбки, а не горизонтально полу. Мерку записывают в половинном размере.

Полуобхват бедер Сб

Измеряют горизонтально по наиболее выступающим точкам ягодиц, учитывая выпуклость живота. Мерку записывают в половинном размере.

Расстояние от талии до пола спереди

Измеряют по середине переда вертикально вниз от шнурка на линии талии до пола.
Мерку записывают полностью.

Расстояние от талии до пола сбоку

Измеряют по боковой линии вертикально вниз от шнурка на линии талии до пола.
Мерку записывают полностью.

Расстояние от талии до пола сзади

Измеряют сзади по середине спины вертикально вниз от шнурка на линии талии до пола.
Мерку записывают полностью.

Расстояние от пола до нижнего края юбки

Измеряют от пола до уровня желаемой длины юбки. Или определяют расчетным путем, вычитая от расстояния от талии до пола желаемую длину юбки. Например, 102-67(длина юбки) = 35см. Мерку записывают полностью.

Длина спины до талии

Измеряют от седьмого шейного позвонка до линии талии. Мерку записывают полностью.

Кроме основных мерок необходимо предусмотреть прибавки на свободное облегание по линии талии и бедер. Эти величины зависят от нескольких факторов, таких, например, как толщина и плотность ткани, особенности конкретной фигуры, направление моды, пожелания клиента и пр. И самое главное, все это определяете вы, исходя из того, какие задачи вам нужно решить.
Мы возьмем следующие прибавки:
По линии талии Пт - 0см
По линии бедер Пб - 1см.

Длина юбки сзади.
Особенностью данной методики является то, что построение выкройки начинается не с линии талии, а с линии низа юбки.
Поэтому начнем построение с левого нижнего угла с вершиной в точке Н.
От этой точки вверх откладываем длину юбки сзади Дюз .

Чтобы определить длину юбки сзади , производим вычитание: Расстояние от талии до пола сзади минус

Дюз
=101-35=66см.
От точки Н вверх откладываем 66см и ставим точку Т.


Линия бедер.
Расстояние от линии талии до линии бедер обычно колеблется в пределах 18-20см (редко до 23см), вне зависимости от того, каким путем оно определяется. Поэтому в некоторых методиках эта величина предлагается как постоянная, например, 18см для всех размеров.
Вы можете определить ее по формуле - это 1/2 мерки длины спины до талии минус 1-2см или еще проще - взять сантиметр и промерять это расстояние на конкретной фигуре.

От точки T вниз отложим полученный результат и поставим точку Б. В нашем примере это 18см, мы определили его по вышеупомянутой формуле (38:2-1=18см).

Из точки Б вправо проводим горизонтальную линию.


Рис. 1


Ширина юбки.
Определяем ширину юбки - полуобхват бедер плюс прибавка на свободное облегание.
Сб+Пб=52+1=53см
От точки Б вправо откладываем эту величину и ставим точку Б1. Через точку Б1 проводим вертикальную линию. Точку пересечения с линией низа обозначим буквой Н1.


Рис. 2


Длина юбки спереди.
Чтобы определить длину юбки спереди Дюп , производим вычитание: Расстояние от талии до пола спереди минус расстояние от пола до нижнего края юбки.
В нашем примере это выглядит так:
Дюп =100-35=65см.
От точки Н1 вверх откладываем 65см и ставим точку Т1.


Рис. 3


Боковой шов.
Положение бокового шва можно определить по формуле, приведенной ниже, но всегда нужно учитывать особенности конкретной фигуры (выпуклости ягодиц, выступающий живот) и исходя из этого, сдвигать боковой шов в ту или иную сторону.

В нашем примере боковой шов определен по формуле:
Расстояние ББ1 (ширина юбки) разделенное на 2 плюс 1:

От точки Б1 влево откладываем 27,5см и ставим точку Б2, через которую проводим вертикальную линию. Точку пересечения с линией низа обозначаем буквой Н2


Рис. 4


Длина юбки сбоку.
Чтобы определить длину юбки сбоку, производим вычитание: Расстояние от талии до пола сбоку минус расстояние от пола до нижнего края юбки.
В нашем примере это выглядит так: 102-35=67см, а вы проводите расчеты со своими цифрами.
От точки Н2 вверх откладываем 67см и ставим точку Т2.


Рис. 5


Линия талии
Соединяем точки Т, Т2 и Т1 прямыми линиями.


Рис. 6


Расчет вытачек по линии талии.
Суммарный раствор вытачек по линии талии ΣВ определяется вычитанием полуобхвата талии с прибавкой на свободное облегание из ширины юбки по линии бедер, т.е. из полуобхвата бедер с прибавкой на свободное облегание.
ΣВ=(Сб+Пб)-(Ст+Пт)=(52+1)-(38+0)=15см
Раствор передней вытачки равен 0,16-0,2 от суммарного раствора вытачек ΣВ:
0,2хΣВ=0,2х15=3см
Раствор задней вытачки равен 0,3-0,35 от суммарного раствора вытачек ΣВ:
0,35хΣВ=0,35х15=5,2см
Раствор боковой вытачки равен 0,45-0,5 от суммарного раствора вытачек ΣВ:
0,45хΣВ=0,45х15=6,8см
Коэффициент, который вы будете выбирать для расчетов должен как можно точнее отражать особенности конкретной фигуры.

Проверяем: 3см+5,2см+6,8см=15см


Положение передней вытачки можно определить расчетным путем, а лучше исходить из особенностей фигуры и в соответствии с ними сдвигать вытачку ближе к боковой линии или к линии середины переда, в зависимости от этих особенностей (наличие и форма живота). Более того, положение вытачек, как на переднем, так и на заднем полотнищах можно определить при первой примерке. Подробности такого способа в следующих статьях.
В данном примере мы определяем положение вытачки при помощи одной из нескольких существующих формул:

Ширину юбки по линии бедер делим на 5:
ББ1:5=53:5=10,6см

От точки Б1 влево откладываем 10,6см и ставим точку Б3. От этой точки вверх проводим вертикальную линию до пересечения с линией талии и ставим точку Т3.


Рис. 7


Длина передней вытачки.
Длина передней вытачки может значительно колебаться в своих размерах (от 6 до 14см и более), если мы говорим об индивидуальном подходе.
От точки Т3 вниз откладываем длину вытачки.

В нашем примере мы определим ее по формуле, умножив раствор вытачки на 4, получаем:
3х4=12см.

Откладываем эту величину вниз от точки Т3 и ставим точку В.


Рис. 8


От точки Т3 влево и вправо откладываем по половине раствора передней вытачки 3:2=1,5см и ставим точки В1 и В2.


Рис. 9


Соединяем точку В с точками В1 и В2. С помощью циркуля выравниваем стороны вытачки по меньшей стороне и ставим точку В3.

Стороны вытачек могут быть прямыми и выгнутыми. Их конфигурация зависит от формы живота. У нашего условного клиента плоский живот, поэтому мы оставляем стороны вытачки прямыми, а вы ориентируетесь на данные фигуры вашего клиента.


Рис. 10


Положение и длина и глубина задней вытачки.
Положение задней вытачки можно определить расчетным путем, аналогично передней вытачке, но всегда необходимо учитывать особенности фигуры, и в соответствии с ними корректировать положение вытачек. При необходимости сдвинуть вытачку ближе к боковой линии или к линии середины переда. Длина задней вытачки также должна основываться на особенностях конкретной фигуры (форма ягодиц). Следует лишь иметь в виду, что вершина задней вытачки не должна подходить ближе, чем на 3-4см к линии бедер (к выступающей точке ягодиц).
Мы определяем положение задней вытачки так же, как и передней:
ББ1:5=53:5=10,6см
От точки Б вправо откладываем 10,6см и ставим точку Б4. От точки Б4 вверх проводим вертикальную линию. В точке пересечения с линией талии ставим точку Т4.


Рис. 11


От точки Т4 вниз откладываем длину вытачки 14-15см и ставим точку В4.
От точки Т4 влево и вправо откладываем по половине раствора задней вытачки 5,2:2=2,6см и ставим точки В5 и В6. Соединяем точку В4 с точками В5 и В6.

Стороны вытачки уравниваем с помощью циркуля по большей стороне и ставим точку В7.
Стороны вытачек могут быть прямыми и выгнутыми. Их конфигурация зависит от формы ягодиц. Фигура с плоскими или пышными ягодицами, все это индивидуальные особенности конкретной фигуры, отсюда и следует исходить.

Мы в своем примере стороны задней вытачки несколько выгнули, чтобы обеспечить хорошую посадку на умеренно пышных ягодицах нашего условного клиента.



Рис. 12


Определяя длину боковой вытачки следует учесть, что участок от талии до бедер по боковой линии у каждого человека имеет индивидуальную конфигурацию.

Длина боковой вытачки зависит от крутизны бедер конкретного человека, т.е. того, кому вы делаете выкройку.

В среднем длина боковой вытачки равна 15-18см.
От точки Т2 вниз по боковой линии откладываем 16см и ставим точку В8.
От точки Т2 влево и вправо откладываем по половине раствора боковой вытачки 6,8:2=3,4см и ставим точки В9 и В10.

Если полученная величина больше 4см, то лучше сделать по две вытачки на переднем и на заднем полотнищах юбки, чем закладывать все в боковые вытачки.

Точки В9 и В10 соединяем пунктирной линией с точкой В8. Стороны вытачки с помощью циркуля выровнять по большей из сторон и поставить точку В11.



Если вы строите выкройку для пропорционально сложенной фигуры, стороны вытачки разделите пополам и от отмеченных точек деления под прямым углом к вспомогательным линиям отложите по 0,3 - 0,5 см и оформите боковые линии плавной кривой.
Если же вы имеете дело с фигурой, в которой крутизна бедер имеет свои особенности, тогда боковую линию следует привести в соответствие с этой крутизной. Причем это не значит, что боковая линия должна повторять изгибы фигуры. Скорее это значит, что, меняя конфигурацию боковой линии, можно изменить акценты, т.е. кое-что скрыть, завуалировать и таким образом добиться желаемого визуального эффекта.


Рис. 14


При раскрое в местах, которые вызывают у вас сомнения, увеличьте припуски для последующего уточнения при примерке и возможной коррекции деталей кроя.

Окончательно линию верхнего среза юбки оформляем вогнутой линией при закрытых вытачках. Линия верхнего среза юбки должна подходить к средним линиям под прямым углом.


Рис. 15


Построение закончено.

Это базовая выкройка прямой юбки.
На ее основе вы можете создавать различные фасоны юбок.


Рис. 16



Рис. 17


В ближайшее время мы представим вниманию наших посетителей еще несколько методик построения выкройки юбки, которые в той или иной степени учитывают особенности нестандартных фигур.

Желаю Вам вдохновения и уверенности в своих силах.

Скачать одним файлом | Turbobit | |

Права на данную статью принадлежат исключительно автору. Полное или частичное использование материалов данной статьи в электронных изданиях сети Интернет возможно только при выполнении следующих условий:
Должна быть сохранена информация об авторе. В заголовке или в конце опубликованной перепечатки должен быть указан источник www.сайт интернет-ресурс "Швейных дел мастер" с прямой, активной, видимой пользователем, не закрытой от индексирования поисковыми системами гиперссылка на данную статью.
Републикация текстов газетными, журнальными изданиями или иного тиражирования вне сети Интернет возможна только с письменного согласия автора.

Для построения чертежа основы любой юбки необходимо снять мерки. Найдите себе помощника, так как в одиночку сделать это достаточно сложно. Предварительно повяжите на талии тонкую эластичную тесьму, расположив ее строго горизонтально. Чтобы одежда не искажала показания, мерки следует снимать по белью. Сантиметровую ленту во время измерений не ослабляйте и не натягивайте чересчур.

Сразу отмечу, что здесь приведены мерки для всех типов юбок. Мерки, необходимые для построения чертежа основы юбки конкретного типа смотрите в разделе "Исходные данные" соответствующих статей.

Итак, приступим.

С т - полуобхват талии, ленту накладываем поверх повязанной на талии тесьмы, полученный результат делим пополам.

С б - полуобхват бедер с учетом выступа живота, сантиметровую ленту накладываем горизонтально вокруг туловища по наиболее выступающим точкам ягодиц, на живот вертикально накладываем гибкую пластину (например, линейку) или просто ладонь, чтобы учесть его выпуклость в мерке. Если бедра имеют выраженную форму галифе, опускаем ленту вниз, на наиболее выпуклые места. Полученный результат делим пополам.

Д тб - расстояние от талии до бедер, измеряем сзади, вертикально вниз до выступающих точек ягодиц.

Д сп - длина спереди, расстояние от линии талии до пола спереди, измеряем от линии талии через наиболее выступающую точку живота и далее вертикально вниз.

Д сб - длина сбоку, расстояние от линии талии до пола сбоку, измеряем от талии по боковой поверхности бедра через наиболее выступающую область бедра и далее вертикально до пола.

Д сз - длина сзади, расстояние от линии талии до пола сзади, измеряем от талии по середине спины вниз до пола, поверх тонкой линейки, приложенной горизонтально на выступающие точки ягодиц.

Д ю - длина юбки, измеряем от линии талии по боковой поверхности бедра через наиболее выступающую область бедра и далее вертикально вниз до уровня желаемой длины юбки.

Д тс - длина спины до талии с учетом выступания лопаток - измеряем от линии талии до шейной точки (наиболее выступающая назад точка седьмого шейного позвонка) вдоль позвоночника через тонкую пластину (линейку), наложенную на наиболее выступающие точки лопаток.

Д тсII - расстояние от линии талии сзади до проектируемой точки плечевого шва у основания шеи (на наплечнике).

Наплечник используют для получения ряда размерных признаков в едином методе конструирования ЦОТШЛ. Изготавливают его из мягкой ткани или трикотажного полотна, выкраивая по лекалам верхние части спинки и полочки на правую сторону фигуры, и стачивают их по плечевому срезу. Для детей эти наплечники делают на фигуры с обхватом груди 68 см для младшей возрастной группы и 92 см для детей старшей возрастной группы. К каждой из крайних точек плечевого шва прикрепляют разрезанную пополам сантиметровую ленту, отсчет начинают от плечевого шва. К линии горловины пришивают эластичную тесьму со свободными концами для завязывания вокруг шеи. Наплечник накладывают на плечо так, чтобы плечевой шов наплечника занимал на фигуре желаемое или условно принятое положение, и закрепляют завязкой. Внешний вид наплечника показан на рисунке. Файл с выкройкой наплечника для детей будет здесь выложен для скачивания чуть позднее.

Прибавки

В зависимости от силуэта юбки к меркам дают различные прибавки.

Прибавки к полуобхвату бедер, талии и обхвату бедра для поясных изделий для женщин

При выборе прибавок на свободу облегания для прямых юбок следует учитывать плотность ткани и полноту фигуры: (С б = 48 - 50 см - 0,5 см прибавки по бедрам. С б = 52 - 54 см - 1 см. С б = 56 - 58 см - 1,5 см. С б свыше 60 см - 2 см.)

Прибавки к полуобхвату бедер, талии и обхвату бедра для поясных изделий для девочек


При подготовке данной статьи использовались материалы книги "Конструирование одежды" авторов Э.К.Амирова, О.В.Сакулина, Б.С.Сакулин, А.Т. Труханова, Москва, Издательский центр "Академия", 2006.

Урок разработан для учащихся 7 класса спец.(корр.) школы. Измерение фигуры и запись мерок проводится в виде игры «Ателье». Работа организованна парами: измеряемая (заказчик), измеряющий (закройщик) и поочередной сменой обязанностей. Записи мерок производятся на заранее заготовленных бланках. Для закрепления материала и проверки знаний применяется тест.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Юбка. Снятие мерок для построения чертежа прямой юбки.

Р.Н. Муратова, учитель технологии

Заинская специальная (коррекционная) общеобразовательная кола VIII вида

Цель: Формирование умений по снятию мерок для построения чертежа юбки.

Задачи:

  1. Дать сведения о юбках, познакомить с историей юбки, систематизировать и расширить знания об измерениях фигуры человека, научить снимать и записывать мерки.
  2. Коррекция развития внимательности, логического мышления.
  3. Воспитание ответственного отношения к работе, самостоятельности, эстетического вкуса.

Наглядность и оборудование: образцы юбок, рисунки, журналы мод, чертеж прямой юбки, сантиметровая лента, бланки заказов, таблица «Мерки для построения чертежа юбки», линейка, карандаш, учебник, тетрадь.

Межпредметные связи: История, математика, анатомия.

Ход урока

I. Организационная часть урока:

Приветствие учащихся;

Проверка явки учащихся;

Проверка готовности к уроку;

Сообщение новой темы, цели занятия.

II. Изучение нового материала .

  1. Подготовка к усвоению нового материала проходит в форме беседы с учащимися и проверки их знаний об одежде и по измерению фигуры человека.

Вопросы для проверки:

  • На какие две группы делится одежда? (Плечевые, поясные).
  • Какие плечевые изделия вы знаете? (Платье, пальто, куртка, блуза, сарафан, халат, ночная сорочка…)
  • Какие поясные изделия вы знаете? (Юбка, брюки, шорты, юбка-шорты, бриджи…)
  • Для чего снимают мерки? (Для более точного изготовления выкройки будущего изделия).
  • По какой стороне фигуры человека снимают мерки? (По правой стороне фигуры).
  • При помощи чего снимают мерки? (Сантиметровой ленты).

2. Объяснение учителя.

Во время беседы с учащимися формируется определение, что юбка – это

один из видов легкого платья. Она может быть как отдельным, самостоятельным изделием, так и частью платья, костюма (иллюстрации из журналов мод, рисунки).

По назначению юбки бывают выходные, повседневные, спортивные, форменные, для отдыха. По конструкции – прямые, конические, клиньевые.

По форме современные юбки очень разнообразны:

  • прямые, узкие, слегка расширенные, зауженные книзу – «бочонок»;
  • прямые, широкие со сборками, мелкими складками, защипами, заутюженными складками;
  • широкие, зауженные книзу – «тюльпан»;
  • расширенные книзу «трапеция» и состоящие из клиньев;
  • расширенные книзу «колокол», клеш.

(Все юбки демонстрируются на стенде в М 1:2)

Почти любая юбка, сохраняя свою форму, может быть изменена и дополнена складкой, вставными клиньями, кокеткой, бейками или оборками, воланами и т.д.

Для того чтобы сшить любую юбку, которая хорошо сидела бы на фигуре и соответствовала размеру, необходимо построить выкройку, а для этого снять мерки для построения чертежа юбки.

Объяснение правил снятия мерок для конструирования юбок.

Мерки снимают сантиметровой лентой по определенным правилам:

Мерки снимают по правой стороне;

Талию предварительно опоясывают шнуром;

Измеряемый должен стоять прямо, без напряжения;

При измерении сантиметровую ленту не следует натягивать или ослаблять.

Мерки, необходимые для построения чертежа прямой юбки:

Пот – Полуобхват талии, снимается горизонтально вокруг туловища на уровне талии. Мерка используется для определения длины пояса и расчета ширины вытачек.

ПОб – Полуобхват бедер, снимается по горизонтали вокруг бедер. Мерка используется для определения ширины юбки и расчета ширины вытачек.

Дст – Длина спины до линии талии, снимается по спинке от 7-го шейного позвонка до линии талии. Мерка используется для определения расстояния от линии талии до линии бедер.

Ди – Длина изделия, снимается от линии талии до желаемой длины. Мерка используется для определения длины юбки.

Мерки длин записываются полностью, мерки обхватов – в половинном размере, так как чертеж строят на одну половину фигуры.

Для построения чертежа основы прямой юбки надо знать не только мерки, но и величины прибавок на свободное облегание, чтобы изделие было достаточно свободным и удобным в носке. Прибавки дают к полуобхватам талии и бедер.

Прибавка по линии талии – Пт – 1см.

Прибавка по линии бедер – Пб – 3 см.

  1. Ознакомление учащихся с историей юбки.

Учащиеся делают краткие сообщения, которые они подготовили (опережающее задание).

Матерчатая юбка появилась в Древнем Египте, где она была принадлежностью как женского, так и мужского туалета. В Вавилоне юбка (а точнее рубаха – юбка) стала частью воинского «обмундирования». Юбки, а также рубахи-юбки со швом на плечах носили в Ассирии; короткие – мужчины и длинные – женщины.

В средние века юбка представляла собой присборенное у горла и подпоясанное в талии одеяние длинной до колен, которое носили как мужчины, так и женщины. Однако время шло, в Европе происходили большие экономические и политические сдвиги, бурно развивалась торговля. Людям, в первую очередь женщинам, требовались все новые и новые наряды для самых различных случаев жизни. Чтобы добиться разнообразия форм женской одежды, в конце XIV в. мастерам пришлось разрезать платье в поперечном направлении, то есть разделить его на лиф и юбку. Это и положило начало юбке.

В разное время юбка становилась то длиннее, то короче, то шире, то уже, то свободно свисала, то опиралась на жесткий каркас, то закладывалась складками, то украшалась оборками, то удлинялась волочащимся сзади по земле шлейфом.

Юбка всегда была постоянной принадлежностью народного костюма. У каждого народа были свои традиции в ношении юбок. Так, русские замужние женщины обычно поверх рубахи надевали поневу – юбку, не сшитую, а запахнутую вокруг фигуры и закрепленную вокруг талии шнуром – гашником. Поневу часто шили из пестрых тканей, украшали вышивкой или тесьмой.

В городской одежде (особенно высших слоев общества) юбка после 1890г. наконец-то становится полноправной и самостоятельной частью женского туалета. Но это были еще неудобные, длинные, зачастую волочащиеся по земле юбки, с корсетом и на каркасной основе.

Резкое укорочение длины юбки, освобождение от корсета и каркаса происходит в Первую мировую войну, когда женщинам пришлось заменить у станков ушедших на войну мужчин, и им понадобилась более простая и удобная одежда. Во второй половине XX в. К.Диор стал родоначальником стиля «новый взгляд», возрождающего элегантность. Он предложил удлинить юбки, сделать их пышными, как чашечка цветка. К.Шанель, в свою очередь, создала свои знаменитые костюмы, ставшие удобной униформой.

В 1960-е гг. на свет появилась мини-юбка. Это был настоящий переворот в моде, который совершила английская модельер Мери Квант. Решительный взмах ножниц – и появились юбки, едва прикрывающие ноги. В восторг пришла молодежь всего мира. В 70-е годы в моду вошли миди-юбки длиной до середины икры. Вскоре появились и макси-юбки, но стойкого успеха они не имели. Мода капризна и заставляет нас почти ежегодно обновлять свой гардероб.

В наши дни характерны разнообразные формы юбок: прямые, расширенные книзу, широкие, узкие, в складку, в сборку, из клиньев, короткие и длинные, юбки-брюки, юбки на бретелях, юбки на кокетках и другие.

  1. Работа по учебнику, по журналам мод.

Изучение темы совместно с учащимися по учебнику. Учащиеся делают записи в тетрадях о юбках, чертят таблицу мерок и таблицу прибавок для построения чертежа прямой юбки. По журналам мод определяют юбки:

Прямые, конические, клиньевые;

Юбки как самостоятельное изделие и в комплекте одежды;

Повседневные, выходные, спортивные, форменные, для отдыха.

III. Закрепление материала.

Вопросы для закрепления:

  1. На какие две группы делится одежда?
  2. Какие поясные изделия вы знаете?
  3. Какие могут быть юбки по конструкции?
  4. Какие мерки нужно снять для построения чертежа прямой юбки?
  5. Какие правила следует соблюдать при снятии мерок?
  6. Для чего делают прибавки?
  7. Для чего снимают мерку Ди, Пот, ПОб, Дст?
  8. Какие мерки записывают полностью?
  9. Почему мерки обхватов записывают в половинном размере?

IV. Физкультминутка.

V. Практическая работа.

Измерение фигуры и запись мерок проводится в виде игры «Ателье».

Работа организованна парами: измеряемая (заказчик), измеряющий (закройщик) и поочередной сменой обязанностей. Записи мерок производятся на заранее заготовленных бланках.

Для контроля качества работы по очереди учитель вызывает учениц для проверки снятых мерок и заверяет бланк своей подписью. Затем проверенные мерки учащиеся записывают в таблицу мерок, начерченную в тетради.

VI. Закрепление материала .

Задание для проверки знаний в тестовой форме.

Обвести кружком номера правильных ответов.

  1. К легкой одежде относятся поясные изделия
  1. юбка 5. платье
  2. сарафан 6. шорты
  3. пальто 7. ночная сорочка
  4. брюки 8. юбка – шорты
  1. Юбки по конструкции бывают
  1. прямые 4. конические
  2. клиньевые 5. расширенные
  3. диагональные 6. зауженные
  1. Какие мерки записывают полностью
  1. Пот 3. Ди
  2. Дст 4. ПОб
  1. Установить соответствие.

Условные обозначения Название мерок

  1. Пот А. Длина спины до талии
  2. ПОб Б. Полуобхват талии
  3. Дст В. Длина изделия
  4. Ди Г. Полуобхват бедер

Ответ: 1Б, 2Г, 3А, 4В.

  1. Установить соответствие.

Условные обозначения мерок Назначение мерок

  1. Пот А. Для определения расстояния от линии
  2. ПОб талии до линии бедер.
  3. Ди Б. Для определения длины пояса и расчета
  4. Дст ширины вытачек.

В. Для определения ширины юбки и расчета

Ширины вытачек.

Г. Для определения длины юбки.

Ответ: 1Б, 2В, 3Г, 4А.

VII. Подведение итогов урока.

Анализ выполненной работы;

Выставление оценок.

VIII. Сообщение темы следующего урока : Построение чертежа основы прямой юбки в масштабе 1:4.

IX. Домашнее задание .

Знать обозначение и назначение мерок. Принести масштабную линейку (М 1:4).

X. Уборка рабочего места .


Снятие мерок - один из наиболее важных процессов в создании изделия.

Как же правильно его выполнить?

О снятии мерок, как знакомых, так и присущих только данной методике, Вы узнаете из этой статьи.

Напоминаю: для снятия мерок нам нужны следующие :

  • сантиметровая лента;
  • лавсановая пленка или бумажная полоса размером 150 х 30 см;
  • резиновый шнур;
  • угловая линейка.

Такую линейку, удобную и усовершенствованную, Вы можете приобрести. Для этого Вам нужно оформить заказ на странице «Каталог товаров».

Инструменты подготовили? Молодцы! А теперь подготовьте клиента.

Снятие мерок. Подготовка клиента

Для снятия мерок клиент должен быть в облегающем купальнике, тонких эластичных колготках и в обуви, подходящей для будущего изделия, то есть в обуви, с которой клиент планирует носить изделие.

Высота каблука влияет как на длину изделия, так и на осанку фигуры. Колготки необходимы, чтобы имеющиеся жировые отложения были облачены в более компактную форму.

На талии завязать резинку или эластичный шнурок. Талия определяется по самым вогнутым участкам туловища. Чтобы резинка "улеглась" в правильном положении, попросите клиента подвигаться: наклониться, покрутиться, присесть. Резинка завязывается так, чтобы она позволяла клиенту дышать, но при этом не провисала, не крутилась и не меняла своего местоположения.

При снятии мерок примите во внимание!

  • При наличии упрощенного варианта угловой линейки, измеряющий должен делать измерения сидя! Тогда линейки - на уровне глаз, и горизонтальность линеек проще обеспечить.

Если Вы приобрели, усовершенствованную линейку, она имеет показатель горизонтального уровня.

  • При снятии мерок не позволяйте клиенту крутиться или двигаться, так как в этом случае результаты измерений будут другие. Острый конец линейки не должен вонзаться в фигуру, а должен одинаково прикладываться к ней при всех измерениях.
  • Перед примеркой юбки во избежание ошибок резинку необходимо надеть на то же самое место!

Итак, начинаем.

1. ОТ - обхват талии

Мерка обычная, измеряется стандартно во всех методиках кроя: сантиметровую ленту проложить по резинке, не стягивая клиента, но и без провисания резинки.

2. ОБ - обхват бедер

Обхват бедер измерить лавсановой пленкой, учитывая все выпуклости живота, бедер и ягодиц. При такой методике обмера не имеет значения, на каком расстоянии от талии снимать данную мерку.

Если все-таки эта мерка снимается как обычно, то есть, сантиметровой лентой, то необходимо расположить ее (ленту) так, чтобы захватить наиболее выпуклые области бедер. При этом клиент должен удерживать в вертикальном положении линейку, приставленную к наиболее выступающей точке живота. Таким образом, можно будет учесть выпуклости живота.

3. d - передне-задний (поперечный) диаметр талии

Клиента замерять в профиль. Если при снятии данной мерки использовать две угловые линейки как штангенциркуль, и расположить между ними талию клиента так, чтобы они (линейки) касались талии по центрам переда и спинки, то расстояние между линейками является передне-задним (поперечным) диаметром талии.

4. D - передне-задний (поперечный) диаметр бедер

Его измеряют аналогично передне-заднему (поперечному) диаметру талии d, расположив между двух линеек бедра клиента. Тогда расстояние между линейками является передне-задним (поперечным) диаметром бедер. Поскольку данная мерка включает в себя выпуклость живота, то клиент должен удерживать в вертикальном положении, приставленную к наиболее выступающей точке живота. Необходимое место для измерения - это расстояние между линейками у наиболее выпуклой точки ягодиц и у линейки, приставленной к выпуклости живота. При этом длинная линейка должна быть строго горизонтальна!

Образное сравнение: если Вы, проходя боком, застряли в дверях, то ширина дверного проема и есть Ваш передне-задний (поперечный) диаметр бедер D.

5-7. ДП, ДБ, ДЗ - длина спереди, сбоку и сзади

Эти 3 мерки измеряют от резинки на талии в соответствующем месте (по центру переда - ДП, по предполагаемому боковому шву - ДБ, по ягодице - ДЗ) до наиболее выпуклой точки по телу, затем вертикально вниз до пола.

Для соблюдения вертикальности сантиметровой ленты, на ее конце можно укрепить грузик. При снятии этих мерок клиент должен стоять ровно, равномерно распределив вес тела на обе ноги.

В случае если выпуклость ягодиц различна или есть большой прогиб между ними, положите на выпуклости ягодиц дополнительную линейку и измерьте значение ДЗ от резинки на талии до линейки, а затем вертикально вниз до пола.

8. ДЮ - длина юбки

Мерку измеряют от резинки на талии по боку до желаемой длины (при снятии мерки Длина сбоку ДБ).

9-14. Мерки для расчета вытачек

  • 9, 10 спереди (ПX, ПY);
  • 11, 12 сбоку (БX, БY);
  • 13, 14 сзади (ЗX, ЗY).

Эти 6 мерок (3 пары) определяют величину, на которую наиболее выпуклые точки фигуры отстоят от талии по горизонтали (Х) и по вертикали (Y) в трех областях - спереди (ПX, ПY), сбоку (БX, БY) и сзади (ЗX, ЗY). При измерении иксов и игреков (X и Y) Вам будет удобно присесть на стул, чтобы угловая линейка была на уровне Ваших глаз, а клиент при этом должен стоять!

Если Вы приобрели усовершенствованную линейку, она имеет показатели горизонтального уровня, что обеспечит Вам точные измерения фигуры. Замеры снимают одновременно для каждой пары (X,Y). При этом угловую линейку приставляют острым концом к резинке на талии, располагая линейки строго вертикально и горизонтально. Вертикальная линейка должна быть касательной к наиболее выпуклой точке.

Следите, чтобы острый конец линейки не вонзался в клиента. Усовершенствованная линейка позволит Вам этого избежать.

Иногда в области бедра бывает сложный рельеф фигуры: две разные выпуклости. Это затрудняет поиск наиболее выпуклой точки. Для этого, проведя рукой по бедру, найдите самую нижнюю и самую выпуклую точку.

Ну вот, собственно, и все. Мы с Вами сняли все 14 мерок.

"Зачем так много мерок?" - спросите Вы.

Много мерок, зато нет примерок!

До встречи!

Лучшие статьи по теме