Психология. Отношения. Личность. Общение
  • Главная
  • Личность
  • Описание башкирского национального костюма. Головные уборы и обувь в башкирии. Женский национальный костюм

Описание башкирского национального костюма. Головные уборы и обувь в башкирии. Женский национальный костюм

Национальный костюм башкир был обычно многослойный: нижняя одежда несколькими слоями покрывалась верхней: два, три и больше толстых халата и, наконец, расшитый елян - разновидность длиннополого пальто из сукна, кожи, войлока, меха, овчины. Чем больше одежды - тем богаче выглядел человек в глазах своих соседей. И это совсем не зависело от погоды, одевались по сезону. Для шитья нижней одежды использовали самодельный холст из конопли или крапивы, обычно богато вышитый. Обувь была чаще всего кожаная.

Елян

Шили это пальто обязательно на подкладе, мужчинам - с прямой спиной, а женщинам - приталенный и довольно сильно расклешённый. Мужской елян для лета кроили из тёмных хлопчатых тканей, праздничный - из бархата, белого атласа, шёлка. Но и будничную верхнюю одежду прихотливо отделывали даже мужчинам: делали нашивки кантом из красного сукна по рукавам, подолу, полам, украшали позументом, вышивкой, аппликацией. Национальный костюм башкир исключительно наряден, даже будничный.

Женщины шили себе елян из шёлка, сатина, цветного бархата; нашивки на рукавах, полах и подоле были не только красные, но и синие, и зелёные, ещё и чередовались с позументами. Украшали не только вышивками и аппликациями, но и монетками, кораллами. И обязательны были треугольники, нашитые на плечах (яурынса). Женский национальный костюм башкир требовал от швеи большого умения, терпения и усидчивости.

Казакин

Очень распространённый вид башкирской верхней одежды - казакин. До начала двадцатого века эта мужская и женская верхняя одежда по крою мало отличалась друг от друга: одинаково приталенный национальный костюм башкир с рукавами, глухой застёжкой и на пуговицах. По бокам обязательно прорезались карманы.

Зато по отделке казакин мужской легко отличить от женского. Мужской в отделке почти прост, не зря же он всегда был форменной одеждой для военных полков. Женский же расшивался так же богато, как елян: с вышивками и аппликациями, с позументами и блестящей бижутерией.

Особенности женской одежды

Женщины под казакин надевали платья, короткие безрукавые камзолы, а на праздник - обязательно бархатные или Зимой поверх могли надеть тулуп или шубу. Также шились зимние чекмени из сукна. Впрочем, халаты и шубы были обязательным атрибутом праздника, и это тоже не зависело от погоды и времени года.

Халаты были предельно нарядными: расшивались сердоликами, кораллами, перламутром, монетами, ювелирными бляхами. Домашнюю праздничную одежду кроили из самодельной ткани, расшитой узорами. Женский национальный костюм башкир показывает, насколько близко той или иной женщине рукоделие.

Женская обувь

Обувь у башкирских щеголих была разнообразная: туфли, башмаки, самодельные из кожи калоши. Кожаные сапоги носили все - и мужчины, и женщины, и дети. Женская обувь тоже была с богатой отделкой, не просто строчкой, но и с разноцветными кисточками. Были в обиходе и лёгкие лапти, которые каждая женщина старалась украсить лучше всех.

Трудолюбивый народ - башкиры, национальный костюм у них не просто индивидуален, но часто это просто произведение искусства. Даже чулки у них были не просто войлок, сукно или холст, на них была обшивка с аппликационным узором. Вязаные чулки из шерсти тоже обшивались цветным сукном. Если рассматривать башкиры в этом ряду не потеряются, поскольку очень большое значение они придают красоте своей одежды.

Головные уборы

Головной убор башкиров - своего рода паспорт. Глядя на такыи и буреки, можно было достоверно и безо всяких расспросов определить, что за человек их носит: сколько ему лет, замужем ли эта женщина, какому роду эти люди принадлежат. Всё расскажет крой и в особенности узоры. Головные уборы обычно были ещё ярче остальной одежды украшены камнями, кораллами, монетами. Таким образом украшают головные уборы многие народности Урала и Сибири, например буряты. И башкиры национальные костюмы готовят тщательно, соблюдая все традиции.

Также использовался мех куницы, выдры, бобра и других животных. Женщины надевали бурек на тастар или платок, который тоже был на диво узорчат. Замужние женщины носили кашмау - шапочку с отверстием на макушке, откуда спускалась длинная нарядная лента. Тастар - это чисто белый ситцевый или полотняный платок, который под другую шапку надевали пожилые женщины. Также часто носили большие шали и платки из Особенности национального костюма башкир - в предельно развитом рукоделии среди женской половины этого народа.

Мужская одежда

Мужчины в Башкирии одевались не только нарядно. но и удобно. Неширокие штаны, камзол, не стесняющий движений, или кафтан. Рубахи без воротников, с цветным шнурочком на шейном вырезе. Зимой незаменима была овчина - шубы, тулупы. Праздничные рубахи вышиты традиционными узорами, в которые обязательно вкладывался глубокий смысл - память, оберег, что очень часто несут в себе национальные костюмы народов. Башкиры не исключение.

Исключительно мужская деталь - кэмэр, традиционный широкий и очень длинный пояс, для изготовления которого шли сукно, шёлк, бархат. Пояс украшался позументом, вышивкой, золотыми и серебряными ювелирными изделиями со вставками из жемчуга, сердолика, агата, бирюзы. Пояс надевался на елян или камзол. Длинные края спускались по бокам, демонстрируя богатство отделки.

Мужские головные уборы

Тубэтэй - по-русски это звучит и значит "тюбетейка" - будничный головной убор бурятских мужчин. Пожилые предпочитали тёмный цвет, а молодые - яркий синий, зелёный, красный. И снова вышивка... Как выглядит национальный костюм? Башкиры ответят, что он с вышивкой. Это главная отличительная деталь. Помимо вышивки, для тюбетеек использовались бисер, кораллы, позумент. Летом, однако, башкиры очень часто надевают и меховые шапки - это зависит целиком и полностью от торжественности момента.

Мужчины предпочитали более "суровый" мех: волчий, рысий, лисий, медвежий. Но края парадной меховой шапки всё равно окаймлялись из меха дорогого - и соболя, и куницы. Степняки любили носить малахай - кэлэпэрэ. У этих шапок высокая тулья и есть полость, прикрывающая плечи и спину. Вероятно, эта шапка башкирами позаимствована у монголов. Малахаи были подбиты мехом, а верх сделан из сукна или войлока. Более зажиточные башкиры любили надевать фески (фэс), украшенные кисточкой. Как у всех мусульман, служители культа носили и носят чалму.

Мужская обувь

На ногах башкиры обычно имели обувь лёгкую: мелкие кожаные калоши и сапожки (ичиги). В торжественных случаях надевали и то, и другое: в гостях или в мечети калоши снимались у порога, а нарядные ичиги оставались на ногах. Также у мужчин под ичигами были либо чулки, либо портянки.

Много труда вкладывали в свой национальный костюм башкиры. Окружающий мир в начальных классах школы предлагает тему национального костюма. Башкирский в двух словах не описать. Ведь что такое национальный костюм башкир? Описание может занять столько времени и усилий, сколько потребуется для написания научной диссертации. Однако, глядя на эти великолепные вышивки и украшения, можно увидеть глубинную гармонию с миром, понимание красоты народных традиций, пришедших из древности. И мужской, и женский национальный костюм башкир красочен и - главное - неповторим.

Лён

Башкиры издавна владели всем комплексом навыков и умений в возделывании льна. Льняное полотно гораздо более совершенное, тонкое, если сравнивать с конопляным, из которого получаются хорошие верёвки и канаты по причине длины волокна. башкирские женщины умели изготавливать нескольких сортов.

Более грубые шли на верхнюю одежду и мужские штаны, а более тонкие - на полотенца и праздничные рубахи. Холст у башкирских мастериц мог получаться не только гладким и белым, но и клетчатым, и полосатым, так называемая пестрядь. Такие ткани башкиры использовали для одежды и традиционных домашних занавесей.

Окрашивание

Когда бытовало окрашивание белого льна натуральными красителями (корой ольхи, травами), цветовая гамма получалась тёплой, неинтенсивной - от светло-жёлтого до тёмного-коричневого. Но когда появились красители фабричные, национальный костюм башкир засиял яркими, насыщенными, даже изощрёнными цветами. Но даже и в двадцатом веке старинные способы окрашивания не забыты.

В пятидесятые годы удалось запечатлеть, как башкирские девушки, собираясь на традиционные гуляния, окрашивали свои платки листьями подорожника. Сначала делалась яркая зелёная полоска по затем листья заворачивали в платок послойно и прикусывали зубами в разных направлениях, формируя узор.

Получались расходящиеся дугообразные линии яркого зелёного цвета, образующие кайму. Этой техникой девушки владели виртуозно, узоры получались прихотливыми и неповторимыми. И на весенних и летних гуляниях каждая девушка щеголяла в платке, который сделала самостоятельно.

Ткачество

Домотканая одежда составляет почти полностью национальный костюм башкир. Это абсолютно женское занятие, к которому девочки приучались ещё до десятилетнего возраста, потому что к замужеству, то есть к пятнадцати годам, каждая должна была приготовить себе приданое. А это очень и очень много работы. Полностью женский национальный костюм башкир для себя, одежду для будущего мужа, а также и для свекрови и свёкра, все тканые предметы интерьера.

Домашний у башкир был традиционной рамной конструкции и очень похож на те станки, которыми пользовались русские. Башкирки умели выполнять различные ткаческие техники: закладную, выборную, браную и многоремизную. Закладное ткачество - когда уток не один, а несколько, и все с разноцветными нитями.

Башкиры национальный костюм украшают обычно основным мотивом орнамента - это ступенчатый переход цвета. Бранное ткачество даёт вертикальный узор, вытянутый в длину, без прошв. Этой техникой украшались полотенца для обрядов и занавеси (чаршау). Все народы, живущие рядом с башкирами, предпочитали красно-белые узоры, башкиры же значительно расширили цветовые и орнаментальные границы в полотенечных узорах, орнамент более похож на тюркский, а цветной узор выполнялся на красном, жёлтом или коричневом поле.

Фартуки для жениха и невесты

Традиционная и очень значимая часть одежды - фартук. Он входил в невестино приданое и ещё один - в подарок жениху. Это в целом одежда будничная, фартуки носили всегда и все - и женщины, и мужчины, но поскольку этот атрибут в числе свадебных подарков, орнаментированы оба были наиболее изощрённо. Это как бы визитная карточка всех умений невесты. Мужской фартук был пёстрый, выборного ткачества, с узкой грудью, с прямоугольным полотнищем, обшитым крючком чёрной орнаментальной каймой в технике тамбурного шва.

Женский фартук был тоже выборного ткачества, туникообразный, с нарядно расшитыми полотнищами, понизу шла широкая оборка. Очень нарядный элемент. Когда появилось много фабричных тканей, перед стали кроить с отрезным поясом и складками. Появились воланы и дополнительные оборки. Иногда к полотнищу фартука пришивались две лямки с широкими воланами, богато декорированными и со сборкой. Растительный орнамент вышивки выполнялся очень плотно, иногда не было видно ткани.

Принципы композиции

Основным принципом композиции одежды башкир является нанизывание, многослойность декоративных деталей и элементов, что особенно видно на примере женского костюма. Он состоял обычно из длиннополой рубахи с несколькими оборками на подоле, широких штанов, нагрудной повязки, штаны заправлялись в чулки. Далее шёл передник, короткая безрукавка или приталенный кафтан и обувь. А напоследок - в зависимости от возраста и семейного положения - головной убор.

Основа женского наряда - рубаха: закрытой формы, с длинными рукавами, глухим воротом, широким и длинным - до щиколоток - подолом. По шесть и даже восемь метров ткани уходило на каждую такую рубаху. Выше талии обычно пришивалась оборка, закрывающая стык льняного полотнища. Помимо рубахи, также важна была в женском костюме и юбка - широкая и длинная.


7 класс, МОУ СОШ №65, г. Челябинск.
Руководитель: Шкерина С.В., учитель географии

Башкирские племена начинают формироваться в Приуралье, в IX-X веках смешиваются с населением Южного Урала (финно-угорские, сарматские племена). Башкиры расселились по южным отрогам Уральского хребта, в степном Зауралье.

Основу женского костюма составлял набор вещей из платья, нагрудной повязки, штанов. Сверху надевали камзол и фартук. Раньше платья были более объёмными: с широким станом, просторными, до кисти, рукавами, с длинным, почти до земли, подолом. Одежду украшали вышивкой и аппликацией. Но ближе к нашему времени платья молодых женщин стали более короткими, подол приоткрыл узорную обувь. Повседневный костюм дополнил фартук с грудкой, украшенный вышивкой, аппликацией.

Вышитый фартук хорошо сочетался с ярким головным покрывалом и нарядной обувью, его носили не только в будни, но и в праздники. И всё же, из-за непривычного покроя, «широкие в плечах» передники в состав обрядовой одежды не вошли.

Обязательной домашней и выходной одеждой башкирских женщин являлась приталенная длинная, до бёдер, безрукавка – камзол. В старину камзолы были закрытыми; с односторонней глухой застёжкой на навесные петли. Их украшали узкой лентой в край, иногда над лентой пришивали одиночные монеты. Современные укороченные безрукавки с открытым воротом стали распространённой модой лишь во второй трети ХХ века.

На камзолы шёл синий, зелёный, вишнёвый бархат, чёрный или цветной атлас. Их шили на подкладке, подчёркивая приталенный, расклешённый в полах силуэт. Молодые женщины на грудку, полы и по краю подола нашивали большое количество монет, группируя их по две, три или располагая рядами. На камзолах пожилых женщин монет было меньше – в основном на грудке и спереди на полах.

Возрастную и социальную градацию подчеркивали головной убор и украшения. Вместе с тем следует заметить, что не было резкой смены головного убора. Существовали обычаи, в связи с которыми решался вопрос о внесении в одежду определённых изменений в том или ином возрасте.

В прошлом большой отрезок жизненного пути – от перехода в дом мужа и до повзросления детей – женщина находилась под покрывалом кушъяулык. Позже этот срок сократился до одного-двух лет, затем – нескольких месяцев.

Как бы то ни было, в ХХ веке кушъяулык стал наиболее выразительным предметом сохранившегося костюма. Его декоративное оформление, глубоко традиционное в основе, получило дальнейшее художественное развитие. Покрывало кушъяулык состоит из сдвоенных фабричных платков. Яркими были уже фабричные платки с крупным цветочным орнаментом на красном фоне. Необычна была манера ношения покрывала: наброшенное на лицо широкой стороной, оно закрывало голову, плечи, фигуру. Лицо обрамляла прикреплённая к кромке вышитая полоса ткани, около 5-7 см шириной. На ней могла быть геометрическая гладь с плотным заполнением или тамбурная вышивка в виде извилистых линий и завитков. В орнамент вводились бисеринки, блёстки, мелкие монетки. Над головой платок имел подкладку. Удерживалось покрывало с помощью подбородника.

В наборе украшений главными являлись нагрудник и наспинник. Вначале нагрудник считали оберегом, но из-за утраты традиции он стал просто украшением. Нагрудник закрывал грудь и спускался ниже талии. Он удерживался с помощью ошейника и широкого пояса. Трапециевидная простёганная на подкладке основа была покрыта украшениями. На нагрудниках можно было увидеть кораллы, монеты и штампованные узорные жетоны.

Мужской костюм, по сравнению с женским, был более сдержан в красках. У мужчин существовала своего рода «униформа»: казакин определял костюм людей молодого и среднего возраста. Это была строгая одежда, слегка расклешённая в полах, со стоячим воротником и односторонней глухой застёжкой, длиной до колен или чуть выше, с узким длинным рукавом. Казакин был общепризнанной одеждой, его надевали и подростки. У некоторых молодых юношей на верхнем поле на уровне груди выделялся светлый квадрат – это знак того, что он стал женихом. Обычно верхнюю мужскую одежду ничем не украшали.

В группу основных головных уборов входили тюбетейка и шапка. Тюбетейку надевали уже на мальчиков; она становилась повседневным убором на протяжении всей жизни. Многие мужчины молодые и средних лет носили тюбетейки из цветной ткани. Пожилые носили тёмные тюбетейки.

В процессе работы я узнала, как выглядел женский и мужской костюм в середине ХХ века. Изучила отдельные элементы костюма. Выяснила, что для башкирского костюма характерны красный, синий, зелёный цвета, вышивка в виде зигзага или волны, украшения из монет и жетонов. Для себя я узнала много нового из истории башкирского народа.

БАШКИРСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ КОСТЮМ

Костюм людей молодого и среднего возраста отличался у башкир яркостью. Отдавалось предпочтение красному цвету в сочетании с зелёным и желтым, реже использовался синий цвет. В старинной белой одежде красной была отделка – вышивка или аппликация. Для верхней одежды, особенно пожилых, употреблялись чёрные ткани.

Нательное белье, рубахи, штаны вплоть до первых десятилетий ХХ века шили из домашнего полотна, изготовлявшегося из крапивы или конопли, реже льна. Замена домотканого полотна фабричным у кочевых народов происходила быстрее, чем у оседлых.

Мужская повседневная одежда башкир состояла из рубахи, штанов с широким шагом, лёгких халатов и тулупов из овчины.


Основу башкирского женского костюма составляет платье-кулмек из домотканой ткани. Покрой платья был туникообразным. Когда появились фабричные ткани, платья стали отрезными по талии, использовались оборки, манжеты, отложные воротники. Под платьем носили шаровары тюркского покроя – ыштан. Фартук (алъяпкыс) имел не только хозяйственное значение, а превращался в нарядный элемент костюма, который украшали вышивкой. В качестве верхней одежды башкирки носили легкий тёмный халат – елян или цветной чекмень, отделанные позументом, вышивкой, монетами.

Из кожи башкиры изготавливали сапоги (ситэк) и башмаки. Особенно была популярна обувь с суконным голенищем – сарык. Их подошва вырезалась из сыромятной кожи, к кожаному низу пришивали прямое и широкое голенище, украшенное орнаментом или вышивкой.

Настоящим произведением искусства является головной убор замужних женщин – кашмау. Он состоял из плотно охватывающей голову, сплошь покрытой кораллами и монетами шапочки-шлема с отверстием на макушке. Кашмау украшали монетами и подвесками, которые доходили до бровей и закрывали часть лица женщины. На спину халата от кашмау спускалась неширокая, но длинная лопасть, вышитая цветными бусинками, бисером. Лопасть должна была закрывать волосы женщины. Уникальным головным убором зауральских башкирок была шапочка-кэлэпуш, расшитая монетами; наплечная накидка украшалась серебром и кораллами. Молодые женщины-башкирки носили яркие головные покрывала (кушъяулык). Мужскими головными уборами были тюбетейки, круглые меховые шапки, малахаи, закрывающие уши и шею, шапки из ценных мехов – камсак бурек. В декоративном оформлении костюма разных башкирских родов есть общие черты. Башкирский орнамент включал в себя знаки – обереги, с помощью которых человек стремился оградить себя от злых духов. Такому назначению орнамента соответствовало его расположение на одежде: край одежды, края рукавов, разрезы, подол, вырез, застёжки. Шумящие подвески также использовались для отпугивания злых духов. Впоследствии у мусульманских народов подвески сохранились только в женской одежде (предупреждение о приходе «сосуда греха»).

В украшении костюма использовались кораллы, бусины, цветное стекло и полудрагоценные камни в оправе, раковины, перламутровые пуговицы, серебряные кружки и монеты. В основе этой традиции лежали древние представления людей, согласно которым кораллам, сердолику, бирюзе, перламутру, звону серебра приписывалась особая очистительная, отгоняющая злых духов сила.

Из кораллов, бусин, монет, раковин башкирские мастерицы делали ожерелья, нагрудные и наспинные украшения, косоплётки.

Селтэр – нагрудное женское украшение. «Селтэр» означает «кружево», «сетка». Это украшение представляло из себя плетённую из коралловых нитей сетку, которую украшали монетами. Сакал – женский нагрудник, имел мягкую полуовальную форму. Его главным украшением являлись художественно расположенные узорчатые бляхи, полудрагоценные камни в серебряной оправе.

Особенности хозяйства различных районов края, длительные и разнообразные культурные связи башкир с другими народами наложили отпечаток на характер одежды их отдельных групп. Юго-восточные башкиры, долгое время сохранявшие полукочевой скотоводческий уклад, еще в прошлом веке широко использовали кожу, шкуры и шерсть для шитья обуви, верхней одежды и головных уборов; им было знакомо так^ке изготовление холста из крапивы и дикой конопли. В XVIII в. юго-восточные башкиры шили нательную одежду в основном из среднеазиатских или русских фабричных тканей, что объясняется установлением торговых связей со Средней Азией, а после присоединения к России - через Оренбург и Троицк - с внутренними рынками империи. Башкирское население по нижнему течению р. Белой, рано перешедшее к оседлости, изготовляло одежду преимущественно из крапивного и конопляного холста, а позднее из льняного полотна. Зимнюю одежду и головные уборы здесь в большинстве случаев шили лз меха пушных зверей или шкурок домашних животных.

Национальный мужской костюм в прошлом веке был однотипен для всего башкирского населения. Нательной и одновременно верхней одеждой служили туникообразная рубаха с отложным воротником и штаны с широким шагом. Поверх рубахи носили короткую безрукавку (камзул); при выходе на улицу надевали расклиненный кафтан (пэзэки) с глухой застежкой и стоячим воротником или длинный, почти прямой халат из темной ткани (елэн, бишмэт). Знать и служители религиозного культа ходили в халатах из пестрого среднеазиатского шелка. В холодное время года башкиры носили просторные суконные халаты (сэкмэн), овчинные шубы (тире тун) или полушубки (билле тун).

Повседневным головным убором мужчин были тюбетейки (тубэтэй). Пожилые люди носили тюбетейки из темного бархата, молодые - яркие, расшитые цветными нитками. В холодное время года поверх тюбетеек надевали войлочные шляпы или покрытые тканью меховые шапки (бурк, кэше). В южных, особенно в степных, районах в бураны надевали теплые меховые малахаи (колаксын) с небольшой тульей и широкой лопастью, прикрывавшей затылок и уши.

Наиболее распространенной обувью по всему востоку Башкирии, а также в Челябинской и Курганской областях были сапоги (сарынь) с мягкими кожаными головками и подошвами и высокими суконными или холщовыми голенищами, завязывавшимися у колен шнурком. В северных районах башкиры почти круглый год ходили в лыковых лаптях (i сабатпа), сходных с татарскими. На остальной территории носили самодельные кожаные башмаки (ката). Кожаные сапоги (итек) считались праздничной обувью. Пожилые мужчины из богатых семей носили мягкие сапожки (ситек) с кожаными или резиновыми галошами.

Женская одежда была более разнообразной. В ней ярче проявлялись возрастные и социальные различия, особенности отдельных групп населения. Нательной одеждой башкирок были платья (кулдэк) и шаровары (штан). В XIX в. у большинства женщин платья были отрезными в талии. с широкой собранной у пояса юбкой и слегка суженными книзу рукавами. Туникообразные платья с прямыми рукавами, вшитыми ластовицами и боковыми клиньями, характерные в прошлом не только для башкир, но и для многих народов Восточной Европы, Сибири и Средней Азии, встречались очень редко. Многие женщины украшали платья лентами и позументом, нашивая их полукругом возле нагрудного разреза. Замужние женщины до глубокой старости под платьем носили нагрудную повязку (тушелдерек) - прямоугольный лоскут с загнутыми верхними углами и пришитыми к ним лямками; центральная часть нагрудника была украшена лентами, полосками разноцветных тканей или несложным узором, выполненным тамбурным швом. На платье надевали короткие приталенные безрукавки (камзул), обшитые по краям бортов и полам несколькими рядами позумента (ука), монет и блях. На севере Башкирии в прошлом веке получил распространение пестрядинный или холщовый фартук (альяпкыс), слегка украшенный браным узором или вышивкой. Вначале фартук был рабочей одеждой. Позднее в северо- восточных районах расшитый яркими нитками фартук стал неотъемлемой частью праздничного костюма.

Темные халаты (елэн - на юге, бешмет - на севере), слегка приталенные в поясе и расширенные книзу в полах, носили повседневно. На праздничные бархатные халаты нашивали позумент, мишуру, монеты, ажурные подвески, бисер. Особенно богато украшали свою одежду женщины из зажиточных семей. В северо-западных районах были распространены домотканые халаты (сыба), сходные с марийскими. Монетами, мишурой украшали и теплые зимние халаты из белого домашнего сукна (ак сж- мдн). Шубы из дорогого меха - бобра, выдры, куницы, лисы (бада тун, кама тун) носили богатые башкирки; менее состоятельные шили шубы из овчины. В бедных семьях даже овчинные шубы имелись далеко не у каждой женщины; часто при выходе из дома на плечи набрасывали шерстяную или пуховую шаль или надевали шубу мужа.

Наиболее распространенным головным убором женщин всех возрастов был небольшой хлопчатобумажный платок (яулык), повязываемый под подбородком за два соседних угла. В восточных и зауральских районах молодые женщины долгое время после свадьбы носили яркое покрывало (кушъяулык). Его сшивали из двух фабричных платков красного цвета € крупным белым или желтым растительным узором; под подбородком его закрепляли] тесьмой, украшенной одним-двумя рядами монет и подвесками из бисера, кораллов, плодов гвоздики, монет. В этих же районах пожилые женщины и старухи носили полотенчатый (2-3 м длиной) полотняный головной убор (тадтар) с вышивкой на концах, напоминающий головные уборы чувашей и финноязычных народов Поволжья. На севере Башкирии девушки и молодые женщины под платками носили небольшие бархатные колпачки (калпак), расшитые бисером, жемчугом, кораллами, а пожилые женщины - стеганые ватные сферической формы шапочки (тупый). В восточной и южной частях поверх платка и покрывала замужние женщины надевали высокие меховые шапки (тгама бурк, кам- сат бурк). В южной половине Башкирии были распространены женские шлемовидные шапочки (кашмау), украшенные бисером, кораллами и монетами с круглым вырезом на макушке и длинной лопастью, спускающейся на спину. В некоторых районах Зауралья поверх кашмау надевали украшенные монетами высокие башневидные шапки (кэлэпуш).

Тяжелые головные уборы южных башкирок хорошо сочетались с широкими трапециевидной или овальной формы нагрудниками (какал, сел- тэр и др.), сплошь зашитыми рядами монет, кораллов, блях и драгоценных камней. Большинство северных башкир не знало подобных украшений; на груди здесь носили различных видов ожерелья из монет. В косы башкирки вплетали шнурки с ажурными подвесками или монетами на концах, нити с нанизанными на них кораллами; девушки закрепляли на затылке зашитый кораллами лопатообразный накосник (елкэлек).

Распространенными женскими украшениями были кольца, перстни, наручные браслеты, серьги. Дорогостоящие украшения (зашитые монетами, кораллами, жемчугом, драгоценными камнями нагрудники, головные уборы, серебряные ожерелья и ажурные серьги) носили в основном богатые башкирки. В бедных семьях украшения изготовляли из металлических блях, жетонов, подделок под драгоценные камни, жемчуг и т. д.

Женская обувь мало отличалась от мужской. Женщины и девушки носили кожаные туфли, сапоги, лапти, обувь с холщовыми голенищами (сарык). Задники женских холщовых сапог, в отличие от мужских, ярко украшались цветной аппликацией. Зауральские башкирки в праздники надевали ярко расшитые сапожки на каблуках (ката).

Некоторые изменения в костюме башкир произошли в конце XIX - начале XX в. и были связаны в основном с проникновением в башкирскую деревню товарно-денежных отношений. Под влиянием русского рабочего и городского населения башкиры начали шить одежду из хлопчатобумажных и шерстяных тканей, покупать фабричные товары: обувь, головные уборы, верхнюю (главным образом мужскую) одежду. Заметно усложнился покрой женских платьев. Однако еще долгое время башкирская одежда продолжала сохранять традиционные черты.

Современное башкирское колхозное крестьянство не носит домотканой одежды. Женщины покупают на платья сатин, ситец, штапель, плотный шелк (атлас, саржу), для мужского и женского белья - белое полотно, тик; повседневные безрукавки и жакеты шьют из темных хлопчатобумажных тканей, праздничные - из плюша и бархата. Однако одежду традиционного покроя уже заметно вытесняет готовое платье фабричного изготовления. Башкирское население приобретает мужские костюмы и сорочки городского покроя, женские платья, плащи, пальто, полупальто, ватники, меховые шапки-ушанки, фуражки, туфли, галоши, кожаные и резиновые сапоги и другие вещи. Получило распространение трикотажное и хлопчатобумажное белье.

Особенно большие изменения претерпела одежда мужчин. Современный костюм колхозников среднего возраста и молодежи в большинстве районов Башкирии почти ничем не отличается от городского. Он состоит из фабричного покроя рубашки, брюк, пиджака, туфель или сапог, а зимой носят пальто, шапки и валенки. Кое-где, главным образом на северо- востоке, у башкир Челябинской и Курганской областей, сохраняются еще некоторые традиции в одежде: в праздничные дни здесь принято надевать вышитую по вороту и планке рубаху (свадебный подарок от невесты жениху), подпоясанную широким поясом-полотенцем (билмау); головным убором молодежи по-прежнему является вышитая тюбетейка. Больше традиционных черт сохраняет одежда пожилых башкир. Многие пожилые мужчины продолжают носить безрукавки, кафтаны (кэзэки), бешметы, темные бархатные тюбетейки. Даже в тех случаях, когда старый человек носит одежду фабричного производства, сохраняются некоторые особенности ее ношения: рубаха надета навыпуск, пиджак не застегнут, брюки заправлены в шерстяные носки, на ногах резиновые галоши, на голове тюбетейка или фетровая шляпа, заменившая прежнюю войлочную.

Изменения в женской одежде коснулись прежде всего костюма молодежи. Меньше всего традиционная одежда сохранилась в западных районах Башкирии, где костюм сельской молодежи почти не отличается от городского. Пожилые женщины, хотя и пользуются вещами фабричного изготовления, продолжают носить старинного покроя платья, бархатные безрукавки, в некоторых случаях - украшенные позументом приталенные халаты. Гораздо больше традиционных черт в костюме восточных башкирок, особенно в Курганской и Челябинской областях. Закрытое платье со стоячим воротником и чуть суженными длинными рукавами, с широкой юбкой, украшенной по низу одной-двумя оборками или лентами, и бархатный камзол, зашитый по краю рядами галуна и монет,- таков обычный, костюм башкирской женщины этих мест. В некоторых районах Зауралья молодые женщины до сих пор носят платки-покрывала (кушъяулы).

Особенно прочно национальные традиции сохраняются в женских праздничных нарядах. На северо-востоке Башкирии, например, девушки и молодые женщины шьют праздничные платья и фартуки из блестящего, ярких расцветок атласа или черного сатина, расшивая подол и рукава крупным узором шерстяными или шелковыми нитками. Наряд дополняют надетые чуть набок, украшенные бисером или стеклярусом бархатные колпачки, небольшие вышитые платки, собранные гармошкой белые шерстяные чулки, блестящие резиновые галоши. Нередко в праздничные дни на женщинах можно увидеть старинные украшения (массивные нагрудники из кораллов и монет и др.)* Однако традиционная одежда даже в восточных районах постепенно вытесняется одеждой городского типа; появляются новые фасоны, на первое место в выборе костюма выдвигаются соображения удобства, целесообразности.

В городах традиционный башкирский костюм не сохранился. Только в некоторых рабочих поселках Зауралья женщины продолжают носить большие платки, вышитые передники, а также старинные украшения. Подавляющее большинство рабочих-башкир - и мужчин, и женщин - одеваются в городские костюмы, которые приобретают в магазинах или заказывают в пошивочных мастерских. Зимой многие женщины носят пуховые (так называемые оренбургские) платки, которые, кстати, охотно покупают и русские женщины.

Пища

У башкир, как и у других скотоводческих народов, была разнообразная молочно-мясная кухня. Основное место в питании многих семей, особенно летом, занимали молоко и молочные блюда. Традиционным мясным кушаньем южных башкир была разрезанная на кусочки вареная конина или баранина с бульоном и лапшой (бишбармак, кулдама). Вместе с этим блюдом гостям подавали кусочки вяленой колбасы (ъа$ы), приготовленной из сырого мяса и жира. Наряду с мясной и молочной пищей башкиры с давних пор готовили кушанья из злаков. В Зауралье и некоторых южных районах варили похлебку из цельных зерен ячменя любимым кушаньем взрослых и детей были целые или толченые, каленые и жареные зерна ячменя, конопли и полбы (щрмас, талкан). По мере развития земледелия растительная пища стала занимать все более заметное место в питании башкирского населения. В северных и западных районах, а позднее и в южных стали печь лепешки и хлеб. Из ячменной и полбенной круп варили похлебки, каши, из пшеничной муки готовили лапшу (калма). Считались лакомыми мучные кушанья йыуаса, бауыркак - кусочки пресного пшеничного теста, сваренные в кипящем жире. Под влиянием русского населения башкиры этих районов стали печь блины, пироги.

Овощи и овощные блюда башкиры вплоть до 1920-х годов почти не употребляли. Только картофель в начале XX в. занял важное место в пи тании северо-западных башкир.

Хмельными напитками башкир северных и центральных районов был приготовленный на меду асы бал - вид браги, а на юге и востоке-буза-- водка ячменного, ржаного или пшеничного солода.

Несмотря на разнообразие национальных блюд, основная масса башкир питалась скудно. Мясо даже в праздничные дни было далеко не в каждой семье. Повседневной пищей большинства башкир были молоко, съедобные дикие растения, кушанья из круп и муки. Особенно большие затруднения в питании башкиры испытывали начиная со второй половины XIX в., когда скотоводческое хозяйство пришло в упадок, а земледелие еще не стало привычным занятием башкирского населения. В этот период большинство башкирских семей почти круглый год жило впроголодь.

Трудно приходилось башкирам, работавшим на рудниках, заводах, золотых промыслах. Получая от администрации паек или беря продовольствие в кредит у местного лавочника, рабочие башкиры питались продуктами очень низкого качества. На многих предприятиях администрация выдавала башкирам печеный хлеб, но такой плохой, что они были вынуждены обменивать его у русского населения, получая за 5-10 фунтов «башкирского» хлеба фунт русского калача. Вместо положенного по договоренности говяжьего мяса башкирам выдавали головы, обрезки и т. д.

В наше время молочные, мясные и мучные продукты по-прежнему занимают основное место в питании каждой башкирской семьи как в деревне, так и в городе. Собранные с топленого молока густые сливки употребляют в качестве приправ к кашам, чаю и похлебкам. Из сметаны (каймак) сбивают масло (май). Заквашивая молоко, из него делают творог (эремсек), кислое молоко (катык) и другие продукты. Высушенная на медленном огне красноватая сладкая творожистая масса (эжекэй) заготовляется впрок: в качестве лакомого кушанья она часто подается к чаю. В южных районах Башкирии из кислого молока готовят (путем длительного кипячения и отжима полученной массы) кисло-соленые сырки (ко- рот)\ их употребляют свежими (йэш корот) или, высушив, запасают на зиму, подавая затем к чаю, похлебкам. В летний зной башкиры пьют разбавленное водой кислое молоко (айран, дйрэн). У южных групп острым утоляющим жажду напитком является кумыс, приготовленный из кобыльего молока. Любимый напиток башкир - чай. К чаю в качестве сладкого подают мед.

Новым в питании башкир является равномерное распределение продуктов по сезонам. Если раньше зимой у большинства семей был однообразный полуголодный стол, то теперь весь год башкирское население питается разнообразными продуктами.

Во всех районах Башкирии большое место в питании занимают картофель, капуста, огурцы, лук, морковь и другие овощи, а также ягоды и фрукты. Разнообразнее стали мучные изделия и крупяные блюда. Непременным пищевым продуктом является теперь печеный хлеб. В сельских магазинах и лавках башкиры покупают крупы, сахар, конфеты, печенье, макаронные изделия и т. д. Под влиянием русской кухни у башкир появились новые блюда: щи, супы, жареный картофель, пироги, варенье, соленые овощи, грибы. Соответственно значительно меньшее место в питании башкир занимают теперь традиционные кушанья из злаков (кур- мас, талкан, кужэ и др.) и некоторые мучные и мясные блюда. В то же время такие излюбленные башкирские кушанья, как бишбармак, салма, пользуются признанием у русских и у других народов края. В магазинах продаются катык, корот, эремсэк, эжекэй, приготовленные по национальным рецептам. Эти кушанья входят в обычные меню столовых и других предприятий общественного питания. Специализированные фермы и заводы производят для широкого потребления башкирский кумыс, который стал любимым напитком всего населения республики.

Питание башкирских семей в городах и рабочих поселках мало отличается от питания остального населения. Многие, особенно молодежь, пользуются заводскими и городскими столовыми. Семейные предпочитают питаться дома, но хозяйки с каждым днем все охотнее пользуются услугами домовых кухонь, магазинов, продающих полуфабрикаты, столовых, отпускающих обеды на дом.

Башкиры-скотоводы широко применяли утварь из шкур и кожи домашних животных. Кожаные сосуды, наполненные кумысом, айраном или кислым молоком, брали в дальнюю дорогу или на работу в лес и поле. В огромных кожаных мешках (каба), вместимостью в несколько ведер, приготовляли кумыс.

В быту была широко распространена деревянная посуда: ковши для разливания кумыса (ижау), различных размеров миски и чашки (табак, аштауи др.), кадки (силж, батман), служившие для хранения и перевозки меда, муки и зерна, деревянные бочонки (тэпэн) для воды, кумыса и т. д.

Чайники и самовары имелись только в состоятельных семьях. Несколько бедных башкирских семей для приготовления пищи зачастую пользовались одним вмазанным в печь чугунным котлом (ъ,а$ан).

В начале XX в. в башкирских хозяйствах появилась покупная металлическая, керамическая и стеклянная посуда. В связи с упадком скотоводства башкиры прекратили изготовление кожаной посуды.Новая утварь стала вытеснять и деревянную. Долбленые кадки и чаши служили главным образом для хранения продуктов.

В наше время повсюду для приготовления пищи башкиры пользуются эмалированными и алюминиевыми кастрюлями, кружками и чайниками, чугунными сковородами. Появилась чайная и столовая фарфоровая посуда, стаканы, стеклянные вазочки, металлические ложки и вилки. Городская утварь прочно вошла в быт колхозников башкир. Однако в деревнях хозяйки по-прежнему предпочитают хранить молочные продукты в деревянной посуде. Кумыс также приготовляется в деревянных кадках, снабженных деревянными сбивалками. В городах и рабочих поселках башкиры используют посуду исключительно фабричного производства.


Елян Традиционной верхней длиннополой одеждой башкир был елян (елән) костюм с рукавами на подкладке. Бытовал мужской (прямоспинный) и женский (приталенный, расклешённый). Мужской елян шили из тёмных хлопчатобумажных тканей, иногда из бархата, шёлка, белого атласа; отделывали нашивками из красного сукна (по подолу, полам, рукавам), украшали аппликацией, вышивкой, позументом. Женский елян шили из цветного бархата, чёрного сатина, шёлка. Подол, полы, рукава отделывали нашивками из разноцветного сукна (красного, зелёного, синего), чередуя их с позументом. Еляны украшали аппликацией, вышивкой, кораллами, монетами, по плечам треугольными нашивками (яурынса).


Казакин В качестве верхней одежды у башкир был распространен казакин приталенный костюм на подкладке с рукавами и глухой застёжкой, на пуговицах. Казакин был мужской и женской одеждой. Мужские казакины шили из тёмной хлопчатобумажной или шерстяной ткани со стоячим воротником и боковыми прорезными карманами. У башкир казакин был распространён и как форменная одежда военнослужащих башкирских полков.


Женская одежда До начала ХХ века одежда у башкир (мужчин и женщин) различалась в основном приемами декоративно - художественного оформления. Женщины носили платья (кулдэк), широкие штаны (штаны), короткий безрукавный камзол или кафтан (кэзэки). На праздник надевали шелковые или бархатные халаты (элен), бешметы (бишмэт). Зимой носили суконные чекмени (сэкмэн), шубы (тун), тулупы (толп). Халаты и шубы включались в праздничный комплект. Халаты расшивались цветным узором, украшались нашивками из кораллов, сердолика, перламутра, монет, ювелирных блях. Праздничную одежду (платье и фартук) шили из домашней ткани вышитой узорами.


Обувь Сарык Обувь (сарык, башмаки, туфли, кожаные калоши) изготавливали из кожи. В скотоводческих районах кожаные сапоги носило почти все взрослое население. Женские башмаки (ҡата, башмаҡ) вышивались цветной строчкой, шерстяными кисточками. сарык калоши башмаки Летом и осенью в селах Башкортостана носили лапти (сабата). лапти сабата На ногах женщины носили чулок. У башкир было несколько разновидностей чулков: войлочные (кейез ойок, байбак), суконные (тула ойок), холщовые (киндер ойок), шерстяные вязаные (бэйлэм ойок). Праздничные чулки обшивались красной обшивкой и полосой аппликационного узора « кускаров » по верхнему краю.


Головной убор Такыя По головным уборам можно было узнать о возрасте, семейном положении женщины. Головные уборы были яркими с нашивками из монет, кораллов, блях. Такыя был праздничным головным убором. Традиционным башкирским мужским и женским меховым головным убором был буряк выкроенный из 4 клиньев, из 2 полуовалов с вытачками или из 4 усечённых клиньев и круглого дна. Женский буряк шили из меха выдры, бобра, куницы и др. Женщины надевали буряк на тастар или платок. Бурек, отделанный по околышу мехом выдры (ҡама бүрек) или бобра (ҡамсат бүрек), являлся праздничным головным убором. Замужние женщины носили кашмау. Пожилые женщины носили белый полотняный или ситцевый платок (тастар); богатые поверх платка надевали меховые шапки (ҡама бүрек) с плоским бархатным верхом и широким околышем из меха выдры. Носили также шали из пуха и платки.




Мужская одежда Башкирские мужчины носили неширокие штаны, рубахи. Верхняя одежда камзол или кафтан. Башкирская мужская рубаха на юге Урала не имела воротника и скрепляется в шейном вырезе шнурком. Зимой мужчины носили шубы из овчины и тулупы (билле тун, тире тун). Особенностью, присущей башкирам было ношение мелких кожаных калош с сапожками ичигами. Сапожки использовали в торжественных случаях: в ней ходили в мечеть, в гости. При этом, заходя в помещение, калоши оставляли у порога. Мужчины носили и чулки и портянки.




Кэмэр Праздничные мужские рубахи вышивались узорами. Исключительно мужской деталью одежды были пояса. Носились праздничные пояса Кэмэр (ҡәмәр, ҡамар). Кэмэр традиционный широкий мужской пояс с ювелирной пряжкой. Для изготовления Кэмэр использовали узорное сукно, бархат, шёлк. Пояса украшали вышивкой, позументом, посеребрёнными или позолоченными металлическими бляхами со вставками из агата, бирюзы, жемчуга, сердолика. Надевали поверх елена, камзола.


Головной убор Повседневной для мужчин была шапочка - тюбетейка (тубэтэй), у пожилых тёмная, у молодых цветная (зеленая, красная, синяя), вышитая шерстью и шелком, украшенная бисером, кораллами, позументом. Летом носили и меховые шапки (буряк, кэпэс) из овчины, из шкуры лисы, волка, рыси и др. Края шапки окаймли полоской из более дорогого меха. В степных районах республики зимой надевали малахаи (кэлэпэрэ, k ола k сын) уборы с высокой тульей и полостью, прикрывающей плечи и спину. Малахаи делали из войлока, сукна, подбивали мехом. Носили и колпаки из войлока с разрезанными полями. Богатые башкиры носили фетровые фески (фас) с кистью.

Башкирский традиционный костюм не повторяет одежду ни одного другого народа, хотя за долгое время своего развития впитал различные стили предшественников.

В башкирской традиционной одежде выделяют семь комплексов: северо - западный, северо - восточный, юго - западный, юго - восточный, центральный, восточный и самаро - иргизский. Первый комплекс охватывал западный Ик, междуречье западного Ика и Агидели, Агидели и Уфы, смежные с Башкортостаном районы современного Татарстана и Пермской области.

В любом костюмном комплексе есть элемент, характерный только для него. Для центрального комплекса таковым была ката с войлочными голенищами, для юго-восточного - кашмау, оригинальный головной убор, покрытый серебром и т.д.

Xарактерно широкое использование домашнего сукна, войлока, кож (для обуви), овчин, меха, а также покупных кустарных тканей; в меньшей мере употреблялся крапивный и конопляный холст. С переходом к оседлости домашние ткани из раститительных волокон при изготовлении одежды, особенно нательной (рубах, штанов), приобрели первенствующее значение.
Kостюм людей молодого и среднего возраста отличался у башкир яркостью. Отдавалось предпочтение красному цвету в сочетании с зеленым и желтым, реже использовался синий цвет. В старинной белой одежде красной была отделка - вышивка или аппликация. Для верхней одежды, особенно пожилых, употреблялись черные ткани.


Мужская одежда состояла из широкой и длинной рубахи с прямым разрезом ворота, штанов с широкими шагом, легких прямоспинных и расклешенных халатов. камзолов и тулупов. Головные уборы у мужчин - тюбетейки, круглые меховые шапки, малахаи, шляпы. Среди башкир, как и у других мусульманских народов бытовал мужской головной убор - чалма. Она была не повседневным головным убором. Ее носили в основном пожилые мужчины при посещении мечети и служители культа - муллы.


В прошлом были и другие головные уборы. Башкирских конников, участвовавших в Отечественной войне с французами в 1812 г., Западная Европа запомнила по их конусообразным островерхим шапкам с меховой оторочкой и т.д.

Традиционной женской одеждой были: платье с оборками, передник, камзол. Молодые женщины носили нагрудные украшения из кораллов и монет (селтэр, hакал). Весьма разнообразными были головные уборы башкирок. Головной убор замужних женщин - кашмау - представлял чепец из коралловой сетки с серебряными подвесками и монетами и с длинной лопастью, пришитой сзади к кашмау. Девичьим головным убором была такыя, шлемовидная шапочка, покрытая серебряными монетами и бахромой из нитей кораллов по краю. Башкирские девочки обычно, особенно летом, ходили с непокрытой головой, взрослые девушки и женщины всегда носили ситцевые платки.

Старинным головным убором был и кушъяулык - большой двойной платок, который носили молодые женщины. Пожилые башкирки носили тастар - головной убор типа полотенца длиной примерно 250 - 280 см и шириной 35 - 40 см. Им женщина обматывала себе голову, оставляя лицо открытым; вышитые концы его лежали: один на груди, другой также украшенный на спине. Поверх него носили меховые шапки. В женский костюм некогда входил и хараус - продолговатый лоскут холста с вышивкой. Истинное его назначение уже забыто. Полагают, что когда - то он был частью свадебного набора - подарка.Головные повязки с налобниками из бисера - сарават бытовали в прошлом у южных хантов (Народы Сибири. М.- Л., 1956. С. 589)

Обувью служили кожаные сапоги, башмаки, ичиги, бахилы, кое - где и лыковые лапти. Кожаные сапоги носили как мужчины, так и женщины. Их надевали с портянками, реже с вязанными шерстяными или суконными чулками. Довольно широко были распространены также низкая обувь из кожи вроде туфель - башмаки и сарыки. У последних головка была из кожи домашней выделки, верх - голенище из сукна. Сарыки носили и мужчины и женщины, в праздники и будни. Женские сарыки отличались от мужских тем, что их задники на белых суконных голенищах украшались узором, вырезанным из красного сукна. Лыковая обувь получила распространение у северо-западных башкир, в южной части Башкортостана ее носили в основном во время полевых работ. Известный русский историк Н.Костомаров относительно русской народной одежды писал, что она одинакова по покрою как у царей, так и у крестьян, отличия определялись лишь уровнем отделки. Перефразируя это высказывание, можно сказать, что традиционный мужской и женский костюм башкир по покрою и материалу одинаков, только женская одежда отличается богатством декоративной отделки.

Для создания одежды использовались многие декоративно - художественные приемы: узорное ткачество, вышивка, аппликация, ювелирные изделия, нашивки из кораллов, бисера, серебра, теснение по коже. Одежду шили из клетчатой или полосатой пестроткани. Для изготовления праздничного костюма использовали узорную (браную) домотканину. Платья, рубахи, головные уборы, верхняя одежда, иногда и обувь украшались вышивкой. При этом использовали различные приемы: тамбурный шов, косую сетку, счетную гладь. Широко применялась аппликация. Этот способ декоративного оформления наиболее ярко проявился в украшении сарыков. В декорировании народной одежды использовались кораллы, бусы, серебряные монеты, цветные стекла, полудрагоценные камни, раковины и др. По древним представлениям людей украшениям и звону серебра приписывалась сила, которая способна отгонять злых духов. Монетами, серебром одежду орнаментировали многие народы Востока. И общим для них было то, что на костюме украшались разрезы, вырезы, подол, ворот, рукава, застежки, то есть уязвимые места, через которые могли проникнуть злые духи.

Мужской костюм при этом отделывался гораздо сдержаннее, чем женский. Национальный костюм башкир, несмотря на локальные варианты, представляет единый этнокультурный комплекс, имеющий местные особенности.

Башкирские украшения


Ассортимент башкирских ювелирных изделий широк, способы их отделки разнообразны.
Женский костюм дополняло множество украшений: массивные нагрудники, нагрудные перевязи, затылочные украшения, накосники. Их изготавливали, нашивая на тканевую основу кораллы, бусы, монеты, ювелирные подвески, цепочки, бубенчики, раковины-ужовки, перламутровые пластины и пуговицы.




Традиционным украшением были серебряные ювелирные изделия. Часть украшений носили постоянно, большинство сложных украшений было предназначено для торжественных случаев, праздников. В праздничных костюмах нагрудник сочетали с перевязью, ожерельем, бусами, наспинником.

Подбор материалов для украшений был обусловлен верой в их магические свойства. Серебру приписывалась защитная, очистительная сила, его блеску и звону - способность отгонять злых духов, поэтому в костюме присутствовало немало шумящих подвесок из серебра. Не зря существовала пословица, что башкирскую женщину сначала можно услышать, затем увидеть. Считалось, что кораллы обеспечивают плодовитость и богатство. Этот редкостный по красоте материал попадал на местные рынки с восточных базаров. По обычаю жених перед свадьбой должен был подарить невесте определенное количество кораллов для украшения еляна.
Из полудрагоценных камней наибольшее распространение получил сердолик. Его использовали в ожерельях, накосниках, вставляли в кольца и браслеты. Корни этой традиции связаны с Ближним Востоком и Средней Азией, где сердолик почитался как камень счастья.
Оберегом от дурного глаза являлись белые раковины-ужовки, или каури. Их добывали у берегов Индийского океана, а затем караванными торговыми путями доставляли в Европу и Азию.
На браслеты и серьги, перстни и кольца, различные (косные, шейные, нагрудные) подвески и застежки, пряжки и поясные накладки узоры наносились гравировкой, чеканкой, штампом, черчением. Довольно широко применялись скань, а также вставки из цветного камня, главным образом, из бирюзы и сердолика.

Лучшие статьи по теме