Психология. Отношения. Личность. Общение
  • Главная
  • Практическая
  • Организация закаливания детей дошкольного возраста в детском саду. Как закалять ребенка со слабым иммунитетом в домашних условиях Закаливание детей водой дошкольного возраста

Организация закаливания детей дошкольного возраста в детском саду. Как закалять ребенка со слабым иммунитетом в домашних условиях Закаливание детей водой дошкольного возраста

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

1. Закаливание детей дошкольного возраста

1.1 Значение закаливания

1.2 Принципы закаливания

1.3 Средства и методы закаливания

2. Нетрадиционные виды закаливания

3. Памятка родителям о закаливании детей в семье, в домашних условиях

Список использованной литературы

Приложение

1. Закаливание детей дошкольного возраста

Закаливание - система мероприятий, повышающих выносливость организма к многообразным влияниям внешней среды и воспитывающих способность организма быстро и без вреда для здоровья приспособиться к неблагоприятным воздействиям средствами самозащиты.

1.1 Значение закаливания

Закаливание - важный элемент здорового образа жизни человека в любом возрасте. Но особое значение оно имеет для детей, организм которых ещё не выработал способности к быстрой адекватной реакции на резкие изменения условий внешней среды. Дети быстрее, чем взрослые, перегреваются, переохлаждаются, более чувствительны к влажности (особенно повышенной влажности внешнего воздуха -- сырости), ультрафиолетовым лучам. Детей, закаливание которых начато в раннем возрасте, болеют реже, легче переносят адаптацию при поступлении в детский сад.

Правильно, в соответствии с возрастом построенный режим дня и его строгое выполнение - одно из важнейших условий для нормального физического и нервно-психического развития ребенка. В режиме дня следует предусмотреть время для проведения гигиенических и закаливающих мероприятий, родители должны придерживаться его и не нарушать.

Закаливание детей надо начинать с первых дней жизни и проводить систематически, осторожно, учитывая, что ряд органов и систем ребенка еще функционально незрелы. Дети, ослабленные гипотрофией, рахитом, повторными или хроническими заболеваниями, особенно нуждаются в закаливающих процедурах, повышающих сопротивляемость организма. Однако использование средств закаливания для оздоровления больных и ослабленных детей требует врачебного контроля. Дети очень чувствительны к недостатку свежего воздуха.

Находясь длительное время в плохо проветриваемых помещениях, они становятся вялыми раздражительными. Нарушается сон, снижается аппетит, появляются головная боль, тошнота. Свежий чистый воздух оказывает благотворное действие при любых заболеваниях; его следует использовать во время дневного сна детей. Общие воздушные ванны в помещении с учетом состояния здоровья ребенка иногда заменяют лишь частичным кратковременным обнажением тела во время смены одежды. Световоздушные и солнечные ванны должны строго дозироваться, детям следует принимать их лежа, поворачиваясь через определенные интервалы времени. Систематическое применение водных процедур оказывает положительное действие на нервную систему, обмен веществ, всю жизнедеятельность детского организма.

1.2 Принципы закаливания

Перечислим основные принципы закаливания:

Закаливание нужно начинать в состоянии полного здоровья;

Интенсивность и длительность закаливающих процедур должны нарастать постепенно с учётом переносимости их ребёнком;

Эффект закаливания зависит от систематичности его проведения.

Закаливание допустимо только при полном здоровье ребенка.

Нельзя сразу подвергать детей сильным воздействиям холодного воздуха или воды, приучать к ним следует постепенно, медленно и тем более осторожно, чем моложе и слабее ребенок. Постепенность - одно из основных правил закаливания. Важность этого принципа определяется самой сущностью закаливания - постепенно приспосабливаться к необычным условиям. Резкое охлаждение, превышающее возможности организма противостоять такому неблагоприятному фактору не только не принесет пользы, а, наоборот, вызовет заболевание, простуду. Привычка к холодовым воздействиям должна воспитываться последовательно. Целесообразнее начинать закаливающие процедуры в летнее время, когда температура воздуха более высокая, чем в другие сезоны и колебания температуры бывают менее резкими.

Систематичность проведения закаливающих процедур во все сезоны года. Естественной реакцией организма на холод является максимальное сужение, а затем максимальное расширение сосудов для того, чтобы усилить кровоток и согреть организм. Но через некоторое время это приводит к еще более сильному переохлаждению. Путем же регулярного закаливания можно выработать условно рефлекторное сужение сосудов до оптимального размера, предотвращающее охлаждение организма.

Проводить закаливающие процедуры надо с учетом индивидуальных особенностей ребенка и его возраста. Этот принцип говорит о том, что прежде, чем начинать закаливание, необходимо тщательно изучить физическое и психическое развитие каждого ребёнка, собрать данные от специалистов и родителей. При этом большое значение имеет состояние здоровья, общее физическое развитие, тип нервной системы, самочувствие и настроение в данное время. При выборе мер закаливания необходим совет врача. Нужно внимательно присматриваться к тому, как ребенок переносит охлаждение, как действует на него жара. Здесь может иметь значение и возраст, и недавно перенесенное заболевание, и состояние нервной системы. Дети, очень чувствительные к охлаждению, нуждаются в особом подходе, в большей постепенности мер закаливания.

Дети делятся на 3 группы. I группа - дети здоровые, ранее закаливаемые. II группа - дети здоровые, впервые приступающие к закаливающим процедурам или дети, имеющие функциональные отклонения в состоянии здоровья. III группа - дети с хроническими заболеваниями или дети, вернувшиеся в дошкольное учреждение после длительного заболевания. Для каждой группы детей подбираются соответствующий комплекс закаливающих процедур. По мере закаливания дети переходят из одной группы в другую.

Последовательность. Первоначально рекомендуются воздушные ванны, затем, по мере привыкания, следует переход к водным процедурам и солнечным ваннам. К обливанию можно переходить после того, как дети привыкнут к обтиранию, а купание в водоёмах после привыкания к обливанию и т.д.

Комплексность. Специальные закаливающие процедуры лишь тогда дают нужные результаты, когда они сочетаются с другими мероприятиями в повседневной жизни ребёнка, направленными на укрепление здоровья (это прогулки, утренняя гимнастика, проветривание помещений, физкультурные занятия и т.д.) и если они проводятся комплексно. Так, например, воздушные ванны хорошо сочетаются с активными физическими упражнениями, а солнечные ванны можно соединить с водными процедурами и т.д.

Проведение закаливающих процедур при положительном настрое ребёнка . Результаты закаливания во многом зависят от того, как ребёнок относится к этим процедурам. Важно, чтобы закаливающие процедуры вызывали положительные эмоции у детей.

1.3 Средства и м етоды закаливания

Методы закаливания неспециальные подразумевает создание соответствующих условий. Это, прежде всего, обеспечение чистого свежего воздуха, соответствие одежды, температура воздуха. Температурный режим, чистота воздуха в помещениях достигается сквозным проветриванием. Это очень важный приём закаливания, так как в помещениях (дома и в д/с) дети находятся от 75% до 90% времени суток, поэтому температура помещений сильно влияет на формирование устойчивости к холоду. Недостаток температурного режима помещения в том, что от относительно постоянен, пределы колебаний температуры невелики. Для того, чтобы он приносит закаливающее воздействие, необходимо сделать его «пульсирующим», то есть применять сквозное проветривание до 5 раз в день.

Методы закаливания с пециальные - группа закаливающих процедур, осуществляемых с учётом всех принципов закаливания. Подбор их проводится исходя из конкретных условий дошкольного учреждения и в соответствии с сезоном года. Наиболее эффективным будет такой подбор специальных занятий и закаливающих процедур, при котором они равномерно распределены в режиме дня каждой возрастной группы д/сада и продолжают выполняться родителями дома.

Специальным видом закаливания является и гимнастика , которая воспитывает в человеке умение владеть своим телом, своими движениями. Гимнастика укрепляет организм, способствует улучшению дыхания, кровообращения и даже пищеварения. Когда встанет вопрос о переходе от закаливания к систематическим занятиям физкультурой, то необходимо будет обратиться за советом к врачу и методисту по физкультуре, они помогут учесть слабые и сильные стороны физического развития вашего ребенка и предложат ему самый подходящий вид спорта.

Лучшими средствами закаливания являются естественные силы природы: воздух, вода, солнечные лучи. Сочетание с физическими упражнениями эффективность закаливающих воздействий повышается (см. Приложение).

Наиболее распространенная и доступная форма закаливания - использование свежего воздуха . Воздух действует на организм своей температурой, содержанием влаги, движением частиц. Воздушные закаливающие процедуры входят в обычный режим дня:

Воздушные ванны при переодевании ребёнка и во время утренней гимнастики;

Сон в хорошо проветренной спальне с доступом свежего воздуха (открытые фрамуги, форточки);

Поддержание оптимального температурного режима в помещении (температура +18...20°С);

Ежедневные прогулки на свежем воздухе по 3-4 часа на свежем воздухе в любую погоду тренируют терморегуляторный механизм ребёнка, адаптируют его к колебаниям температуры, влажности, движению воздуха.

Прогулки на свежем воздухе отлично закаливают детей. Бояться, что ребенок может во время прогулки простудиться, не следует. Надо только приучить его гулять в любую погоду, ежедневно бывать на свежем воздухе. Одежда для прогулки в холодное время года должна быть достаточно теплой и легкой, чтобы не стеснять движений. Не забывайте брать с собой на улицу игрушки, лопатки, саночки и т. п., чтобы малыш двигался, бегал.

Время прогулок должно быть постоянным и соблюдать его необходимо точно. Лучше всего совершать прогулки между завтраком и обедом. Воздушные ванны проводить лучше через час после еды. Для детей 3-7 лет воздушные ванны в сочетании с движениями начинать весной и летом. Для детей других возрастных групп воздушные ванны летом нужно проводить на улице в теневых местах. При этом можно предложить ребенку какое-то интересное занятие. Кроме того, важно приучить детей спать в местах с постоянным доступом воздуха на улице, веранде или хотя бы при открытом окне или форточке.

К закаливающим факторам относятся также действие солнечных лучей . Солнце влияет на рост и развитие живых организмов, его считают источником всего живого. Солнечный свет укрепляет деятельность центральной нервной системы, оживляет обмен веществ, повышает сопротивляемость. В солнечном спектре имеются ультрафиолетовые лучи, под влиянием которых в коже образуется витамин Д (противорахитический). Однако к солнечным процедурам нужно относиться очень осторожно, так как после продолжительного пребывания на солнце у детей появляется слабость, раздражительность.

Закаливание солнцем начинают со световоздушных ванн в тени деревьев, затем переходят на местные солнечные ванны, оставляют открытыми отдельные участки тела, руки, ноги. Длительность приёма ванн постепенно увеличивается, проводятся они под контролем самочувствия ребёнка. Голова ребёнка должна быть постоянно закрыта от солнечных лучей светлой панамой. В жаркий летний день обязательно требуется питьё. Наилучшее время для приёма ванн -- с 10 до 11 часов утра. Продолжительность первого сеанса - 4 минуты. Затем через каждые 3 ванны надо добавлять 4 минуты; постепенно продолжительность солнечной ванны доводится до 20-30 минут. Во время солнечной ванны ребенок должен менять положение: лежать на спине, боках, животе. По окончании солнечной ванны надо перейти к обливанию водой, температура которой 26-28°. Вода действует сильнее на организм, чем воздух, потому что обладает теплопроводностью.

Наиболее эффективный метод закаливания -- закаливание водой . Использование для закаливания водных процедур имеет свои особенности; вода - более энергичный закаливающий фактор, чем воздух. Он также должен прочно закрепиться в режиме дня дошкольного возраста в ежедневных процедурах:

Мытьё рук после сна или пользования туалетом тёплой водой с мылом. Затем -- попеременное умывание рук до локтей, лица, шеи, верхней части груди тёплой и прохладной водой;

Чистка зубов с полосканием полости рта прохладной водой;

Полоскание горла кипячёной водой после приёма пищи с постепенным снижением её температуры.

При закаливании водой нужно подобрать наиболее подходящий способ его (обтирание, обливание, купание) или постепенно переходить от одного к другому.

Умывание -- самый доступный в быту вид закаливания водой. Начинать надо тепловатой водой (30-32 °С), постепенно снижая ее температуру до комнатной, а затем использовать воду из-под крана, мыть при этом руки, шею, лицо, ноги, грудь. После умывания тело ребенка растирают махровым полотенцем до легкого покраснения. Вода для умывания на ночь более теплая (на 2° выше утренней).

Обтирание -- наиболее мягко действующая водная процедура, которую можно применять не только здоровым, но и ослабленным детям. Рукавичкой, сшитой из мохнатой ткани, обтирают тело по частям - руки, шею, грудь, живот ноги, спину. Руки и ноги обтирают от пальцев вверх. Длительность первого обтирания 6 - 8 минут, при этом в воду можно добавлять соль и постепенно температуру воды 34 - 350 снижать до комнатной. Детям 3 лет - до 24 - 280 . После обтирания надо протереть тело ребёнка сухим полотенцем.

Обливание для здоровых детей в летнее время можно начать без предшествующего обливанию обтирания. Первоначальная температура воды должна быть 39°, затем через каждые три дня можно снижать её на 1-2°, В теплые дни обливание делать на воздухе, в холодные--- в помещении.

Обливание ног производится так. Ребенок садится на низкий табурет или детский стул, ноги ставит на деревянный брусок, положенный на дно таза. Воду льют из ковша или кувшина на нижнюю треть голеней и стопы. Длительность обливания 20-30 секунд. Температура воды вначале 27-28°, через каждые 10 дней ее снижают на 1-2 градуса. Конечная температура воды не должна быть ниже 18°. После ножной ванны, обливания или обмывания ноги вытирают досуха, затем растирают руками до легкого покраснения.

Общее обливание -- более сильная закаливающая процедура, которую можно делать детям начиная с 9--10-месячного возраста. Проводить обливание рекомендуется ежедневно в любое время года. Зимой процедуру можно начинать лишь после того, как уже проводили обтирания. Летом закаливание детей можно начинать сразу с обливаний.

Ножные ванны -- очень действенное средство закаливания, поскольку ноги, особенно стопы, наиболее чувствительны к охлаждению. Проводят их перед ночным сном. Воздействию подвергаются стопы и нижняя часть голени. Начальная температура воды для детей до 3 лет летом 33-35°, зимой - 35-36°. Постепенно снижая через каждую неделю температуру воды на 1 градус, доводят ее до 22-24° и ниже. Продолжительность процедуры 1-3 минуты. Ребенок в это время шевелит стопами, как бы переступая по дну таза.

Очень благотворно на организм ребенка влияет душ . Температура воды при принятии его должна быть для детей 1-2 лет 36-37° (снижается до 28°), а для детей 3-7 лет -- от 26 до 18°.

Душ можно применять детям только с 1,5-летнего возраста. Эта водная процедура тонизирует нервную систему ребенка, придает ему бодрость, положительно действует на аппетит и сон. Душ особенно полезен вялым детям с плохим аппетитом. Температура воды зимой должна быть не ниже 36°, летом -- 33--35°. Постепенно (на 1 градус через каждую неделю зимой, а летом через 3--5 дней) ее снижают до 28°, а для детей 2--3 лет -- до 25° и ниже.

Самый мощный закаливающий фактор, гармонично сочетающий в себе приятное и полезное -- плавание . Занятия на воде комплексно воздействуют на весь организм, плавание и укрепляет его и закаливает. Купание следует начинать при установившейся погоде, лучше всего при температуре воды 23-24°.

Купание в реке, озере и море -- один из лучших способов закаливания детского организма летом, так как при этом сочетается воздействие воздуха, солнечного света, воды и движений. Под влиянием купаний улучшаются сон, аппетит, обмен веществ. Поскольку холодная вода оказывает на организм сильное действие, целесообразно начинать такие процедуры после небольшого курса обливаний или душа.

В условиях средней полосы России лучше всего начинать купание при температуре воды в водоеме не ниже 22--23°, воздуха -- 25--26°. Наилучшее время для купания от 10 до 12 часов утра. Если дети прошли предварительную подготовку (обтирания, обливания), можно входить в воду и при более низкой температуре.

Ребенку разрешается купаться не чаще одного раза в день. Важно следить за тем, чтобы дети входили в воду неразгоряченными, но и не с охлажденным телом. Во время купания надо заставлять ребенка больше двигаться в воде и наблюдать за его состоянием. При малейших признаках охлаждения (бледность лица, синева губ, озноб) надо прекратить купание. После выхода ребенка из воды его следует растереть досуха, быстро одеть и отвести в тень.

Итак, закаливание - одно из важнейших слагаемых здорового образа жизни.

2. Нетрадиционные виды закаливания

К интенсивным (нетрадиционным) методам закаливания относят любые методы, при которых возникает хотя бы кратковременный контакт обнаженного тела человека со снегом, ледяной водой, воздухом отрицательной температуры.

Как переходная ступень между традиционным и интенсивным закаливанием выступает контрастное закаливание . К ним относятся контрастные ножные ванны, контрастное обтирание, контрастный душ, сауна, русская баня и др.Рассмотрим некоторые из них более подробно.

Наиболее распространенным методом для детей является контрастное обливание ножек.

Ноги предварительно нужно согреть. В ванну ставят два таза так, чтобы вода покрывала ноги до середины голени. В одном из них температура воды всегда равна 38-40С, а в другом (в первый раз) на 3-4С ниже. Ребенок сначала погружает ноги в горячую воду на 1-2 мин (топчет ими), затем в прохладную на 5-20C. Число попеременных погружений 3 - 6. Каждые 5 дней температуру воды во втором тазике понижают на 1ОС и доводят до 18-10С.

У здоровых детей заканчивают процедуру - холодной водой, а у ослабленных - горячей. Можно проводить с настоем трав. (Для более интенсивного охлаждения - настой мяты, горячий настой - с разогревающими растениями: тимьяном, тысячелистником, пижмой, сосновыми и еловыми иголками). У более старших и закаленных детей при наличии положительных эмоций можно постепенно повышать температуру горячего настоя до 40-42С, а холодного снизить до 4-6С.

Более старшим детям контрастные ножные ванны можно заменить контрастным душем: экспозиция горячей воды 40-50С в течение 1 мин, затем в течение 10-20C проводят обливание холодной водой с минимальной температурой 10-15С. Чередуют 5 -10 раз.

В сауне (суховоздушной бане) используется высокая температура воздуха в парной (около 60-90С) с низкой влажностью и охлаждением в бассейне с температурой воды 3-20С, а зимой купание в снегу. При отсутствии противопоказаний, желании родителей ребенок может посещать сауну с 3 - 4 лет, 1 раз в неделю, вначале в виде одного захода на 5 - 7 мин при температуре в парной около 80С на высоте верхней полки. Затем можно довести до трехкратного посещения парной на 10 мин с последующим охлаждением.

Во многих регионах нашей страны широко используется закаливающий эффект русской бани . Основой его является строгое соблюдение контрастного цикла: нагревание - охлаждение - отдых, формула закаливающего цикла - 1:1:2.

Для детей раннего возраста, только привыкающих к русской бане, достаточно одного цикла. В парильном отделении вначале следует находиться не более 3-5 мин, через несколько посещений можно увеличить время до 5 - 10 мин. Вначале охлаждение лучше проводить обливанием, затем холодным душем, позднее - купанием в холодной воде, в том числе и в проруби, обтиранием снегом. Постепенно количество заходов в парную увеличивают до 4 - 5.

В русской бане часто на раскаленные камни льют не простую воду, а банные коктейли в виде ароматического настоя трав (для антисептического эффекта используют мяту, шалфей, тимьян, лист эвкалипта; с успокаивающей целью - тимьян, мяту, душицу, ромашку, березовые почки, зеленую хвою ели; тонизирующее действие оказывают почки тополя, цветочные корзинки пижмы обыкновенной, листья зубовки; улучшают дыхание листья березы, дуба, липы, трава душицы, тимьяна).

Широко используют в русской бане веники, причем каждый веник вызывает специфический эффект (березовый - болеутоляющий, успокаивающий и бронхолитический; дубовый - успокаивающий, противовоспалительный, липовый- бронхолитический, мочегонный, а также помогает при головной боли, простудных заболеваниях, пихтовый - помогает при радикулитах, невралгии, ольховый - при миалгии, рябиновый - оказывает возбуждающее действие).

Контрастное закаливание эффективнее закаливания только холодом. Для этого вида закаливания используют обливание из ведра водой температуры 3-4C, купание в ледяной воде в течение 1-4 мин. в домашней ванне и, как высшую форму закаливания, зимнее плавание, или « моржевание » . Однако, самостоятельно, без консультации врача, этого делать нельзя. Если родители настаивают на проведении таких видов закаливания, делать это следует с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка и с соблюдением принципов закаливания, особенно постепенное увеличение дозы раздражающего воздействия.

3. Памятка родителям о закаливании детей в семье, в домашних условиях

1. Если ребенок еще совсем маленький , то перед тем, как начать закаливание, следует проконсультироваться с терапевтом. Опытный врач поможет правильно подобрать комплекс процедур, установит продолжительность и очередность выполнения упражнений в зависимости от индивидуальных особенностей малыша.

В домашних условиях несложно делать малышу ножные ванночки, попеременно опуская его ножки в тазики с теплой (37-38 градусов Цельсия) и охлажденной (30-32 градуса Цельсия) водой, температуру которой постепенно можно снизить до 18 градусов; воздушные процедуры - прогулки, сон на свежем воздухе, обязательные проветривания помещений; обливания; растирания шершавыми банными рукавичками.

Если грудничок какое-то время проводит без пеленок и памперсов в теплом (19-21 градус Цельсия) проветренном помещении - это само по себе уже является закаливающей процедурой.

Любой выезд на природу также внесет свою лепту в оздоровление малыша. Лето - самое благоприятное время для того, чтобы закаливать ребенка. Пока светит ласковое солнышко, есть возможность выезжать на природу, бегать босиком по траве и купаться . Польза от процедур очевидна. Это не только приятное времяпрепровождение для Вас и вашего ребенка, но и намного более легкое, чем борьба с постоянными простудами и бронхитами осенью, зимой, весной. Побегав босиком по травке, надышавшись лесным воздухом, искупавшись в чистой озерной или речной воде он не только «нагуляет» здоровый сон и аппетит, но и заложит основу для зимнего иммунитета к простудам и насморкам!

Также стоит упомянуть о некоторых ограничениях :

Проводите все процедуры утром или днем, в крайнем случае - не позже 20.00.

Не делайте длительных перерывов в закаливании, иначе затраченные усилия сойдут на нет, уже через неделю начинать придется с самого начала - с самых щадящих процедур.

Не стоит проводить закаливания сразу после прививок или если малыш заболел - посоветуйтесь по поводу возобновления процедур с Вашим терапевтом.

Еще раз напоминаем, что закаливание нужно проводить в комфортных условиях: следите, чтобы малыш не переохладился.

2. Если ребенок собирается пой ти в школу , подумайте, готов ли он к этому? Ведь школа предъявляет высокие и серьезные требования к здоровью детей. У Вас есть время укрепить здоровье малыша, подготовить его физически к предстоящей напряженной умственной деятельности.

Известно, что чаще всего дети пропускают уроки из-за простудных заболеваний, а закаливание - самое действенное средство борьбы с ними.

Весь повседневный быт ребенка надо строить так, чтобы он не изнеживался, а закалялся. Первым требованием является обеспечение чистого, свежего воздуха в помещении и правильное сочетание температуры воздуха и одежды ребенка.

Однако пользу закаливающие процедуры принесут при соблюдении следующих правил:

- предварительно посоветуйтесь с участковым педиатром, который знает Вашего ребенка и может дать рекомендации при выборе методов закаливания с учетом состояния его здоровья;

Постепенно увеличивайте силу закаливающего фактора (воздуха, воды, солнца);

Закаливание проводите систематически, поскольку даже при небольших перерывах (10 дней) полностью исчезает достигнутый эффект;

Добивайтесь положительного эмоционального отношение! ребенка к закаливающим процедурам.

Закаливание воздухом - это не только специальные процедуры, но и ежедневная влажная уборка, и многократное проветривание помещения, поддерживание в нем оптимальной температуры воздуха + 20°С; во время гимнастики и подвижных игр она может быть ниже + 16°С. Ребенок должен ежедневно гулять. Даже в ненастную погоду и зимой быть на воздухе не менее 3,5-4 часов.

К специальным закаливающим процедурам относятся общие воздушные ванны, их начинают при температуре воздуха 22°С продолжительностью 3-5 минут с последующим снижением температуры до 18 "С и увеличением продолжительности до 10-15 мин. При этом постепенно облегчается одежда ребенка: вначале обнажают руки (заменяют рубашку с рукавами майкой, затем снимают майку, оставляя малыша в одних трусиках).

Закаливание свежим воздухом полезно всем детям, но особенно важно, если ребенок ослаблен. В то же время известно, что многие родители ошибочно считают необходимым всячески оберегать от «дуновения воздуха» слабого, часто болеющего ребенка. Нередко забота о нем сводится к тому, что его как можно теплее одевают, кутают. В такой одежде ребенку жарко, она затрудняет его движения, в результате -- очередная простуда.

Свежий воздух -- замечательное средство закаливания детского организма!

Закаливание водой оказывает более сильное воздействие. Поэтому начинать его желательно после короткого курса закаливания воздухом. Водные процедуры делятся на местные и общие. Наиболее доступная местная водная процедура -- обливание ног. Из ковша или лейки быстро обливают нижнюю половину голеней и стопы. Первоначальная температура воды -- 30°С. Постепенно снижая ее через 1-2 дня на 2 "С, доводят до 16-14°С. Сразу же после процедуры ноги ребенка насухо вытирают жестким полотенцем.

Закаливающий эффект усиливается, если применять контрастное обливание стоп.

Одно из важнейших правил закаливания -- постепенность, переход от процедур, оказывающих менее сильное воздействие, к более сильным, от местных к общим. Поэтому, прежде чем начать такие процедуры, как обтирание тела, обливание, необходимо приучить ребенка ходить дома не в колготках, а в носках, после этого -- босиком.

Общие закаливающие водные процедуры проводятся при температуре воздуха не ниже 23°С. Начинать надо с обтирания тела мягкой варежкой, смоченной водой. Вначале, слегка массируя, обтирают руки и ноги от пальцев вверх (по ходу движения лимфы и крови), затем грудь, живот, спину - обязательно в такой последовательности.

Начальная температура воды 34-35 о С через 3-4 дня снижается на 2°С и доводится до 22°С. Для ослабленных детей начальная и конечная температура должна быть на 2-4 0 С выше, а темп ее снижения более медленный. Обтирание делают в течение 2 месяцев (для получения эффекта тренировки), а затем переходят к более сильной процедуре -- к обливанию.

Если Ваш ребенок заболел, обязательно обратитесь к врачу и, если он сочтет возможным, не отменяйте закаливающие процедуры, лишь несколько повысьте температуру воды (на 2-3°С по сравнению с той, которая была до заболевания).

Научите ребенка систематически полоскать рот и горло водой комнатной температуры. Это способствует закаливанию носоглотки, предупреждает разрастание миндалин и аденоидов. Кроме того, полоскание оказывает массирующее действие на слизистую оболочку полости рта, миндалин и задней стенки глотки. На каждое полоскание необходимо примерно 1/3 стакана воды.

Закаливание солнечными лучами возможно только после «зимней» подготовки организма ребенка воздушными ваннами и водными процедурами, поскольку солнце действует гораздо сильнее, чем воздух и вода. В летние месяцы в средней полосе нашей страны лучшее время для пребывания детей под лучами солнца -- с 10 до 12 часов. Начинать солнечную ванну можно не ранее, чем через 1,5 часа после еды и заканчивать не позднее, чем за 30 минут до еды. Это обосновано тем, что высокая температура угнетает выделение пищеварительных соков.

Закаливающее действие солнца можно постепенно увеличивать, меняя одежду ребенка: вначале на него надевают рубашку с короткими рукавами, снимают колготки, носки, затем через 2 дня оставляют в одних трусиках. Голова ребенка всегда должна быть защищена от солнца головным убором.

Еще раз напоминаем !

Ослабленные дети особенно нуждаются в закаливании, от Вашего внимания к рекомендациям врача, настойчивого, терпеливого их выполнения зависит, каким Ваш ребенок придет в школу, как будет справляться с новым для него режимом и нагрузками.

Наши советы адресованы, в первую, очередь родителям здоровых детей. Вам также необходимо внимательно наблюдать за состоянием ребенка, за его реакцией на закаливающие процедуры.

Признаки, п о к оторым можно определить, эффективно ли закаливание :

Настроение - жизнерадостное , спокойное, ребенок нормально реагирует на окружающее.

Самочувствие - бодрое , ребенок всегда готов к действию, активно участвует во всех играх и занятиях.

Утомляемость - нормальная, наблюдается умеренная усталость.

Аппетит - хороший , активно ест все предлагаемые блюда, вовремя еды не отвлекается.

Сон - спокойный, глубокий , засыпает быстро (через 5-10 минут), во время сна отмечается расслабление мышц, ребенок не пробуждается от звука, света.

При изменении одного из перечисленных показателей -- неустойчивость настроения, подавленность, раздражительность, плаксивость, повышенная утомляемость, ухудшение аппетита, сна -- необходимо обратиться к врачу и по его рекомендации внести коррективы в закаливающие процедуры: сократить продолжительность, повысить температуру воды, заменить процедуру другой и. т.п.

Самое главное -- не прекращат ь закаливания!

Список использованной литературы

1. Баранова С.В. Укрепление организма / С.В.Баранова. - М.: ЦПФС «Единение», 2007. - 164 с.

2. Воронцова И.М. Закаливание детей с применением интенсивных методов. Метод. рекомендации / И.М.Воронцова, Л.А.Беленький. - СПб.: Медицина, 1990. - С.27.

3. Голубева Л.Г. Закаливание малыша. Пособие для родителей / Л.Г. Голубева, И.А. Прилепина; под ред. В.А. Доскина. - М.: Просвещение, 2007. - 30 с.

4. Доронова Т.Н. Из детства - в отрочество: Программа для родителей и воспитателей по формированию здоровья и развитию детей 4-7 лет / Т.Н. Доронова, Л.Г. Голубева, Н.А. Гордова и др. - М.: Просвещение, 2004. - 143 с.

5. Капранова Е. Как закалялась сталь: укрепляем здоровье с самых первых дней / Е. Капранова // Мама и малыш. - 2004. - №05. - С.22.

6. Праздников В.П. Закаливание детей дошкольного возраста / В.П.Праздников. - Л.: Медицина, 1989. - 128 с.

7. Савельева Н.Ю. Организация оздоровительной работы в дошкольных образовательных учреждениях / Н.Ю.Савельева. - Ростов н.Д: Феникс, 2005. - 464 с.

8. Степаненкова Э.Я. Физическое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации / Э.Я. Степаненкова. - М.: Мозаика-Синтез, 2006. - 96 с.

Приложение

Гигиенические и закаливающие мероприятия

Процедура

Время проведения

Продолжительность

до 3-х лет

3 - 7 лет

Прогулка и игры на воздухе

Утром и днем

Осенью и зимой.не реже 2 раз по 2 ч; летом 6--8 ч

Осенью и зимой по 2--2,5 ч; летом как можно дольше

Дневной сон на воздухе

Утром или после обеда

Грудным детям 2--3 раза по 1,5--2 ч; старшим-- 1 раз

1 раз по 1,5-- 2 ч

Воздушные ванны

Утром или после дневного сна

Осенью и зимой в комнате 2--3 раза по 2--15 мин и дольше; летом на воздухе 30--60 мин

Осенью и зимой в комнате, начинать с 5-- 10 мин до 30-- 60 мин 2 раза. В сочетании с гимнастикой, играми летом световоздушные ванны 10-- 60 мин и дольше

Солнечные ванны

В средней полосе 9--11 ч

Для детей старше года начинать с 1-2 мин до 20 мин (на все стороны тела)

4--40 мин (на все стороны тела)

Обтирание

Рано утром или до дневного сна

Обливание

Утром после гимнастики, воздушной и солнечной ванны (летом)

40--90 с (в зависимости от возраста)

Утром перед едой или перед дневным сном

После 1,5 года по 30--40 с

Не дольше 90 с

Купание в реке, озере

После 2 лет по 2--6 мин

Массаж и гимнастика для грудных детей

Утром через 40--60 мин после еды

1--2 раза по 5--10--12 мин в зависимости от возраста

Гимнастика

Через 20--30 мин после завтрака

1,5--2 года по 8--10 мин; после2летпо 12--15 мин

3--4 года по 12--15 мин, 5--6 лет -- по 20 мин. До 7 лет по 25--30 мин

Примерная температура воды для влажных обтираний детей, градусов

Примерная температура воды для обливания детей, градусов

Подобные документы

    Анализ научно-теоретической литературы по теме закаливания детей дошкольного возраста. Роль закаливания детского организма в системе оздоровительной работы с детьми четырех лет. Основные принципы закаливания. Виды контрастных закаливающих процедур.

    курсовая работа , добавлен 15.12.2010

    Физиологические механизмы закаливания организма. Методика проведения закаливающих процедур. Влияние холода на организм. Организация закаливания в дошкольном учреждении и цепочка последовательных действий после дневного сна. Основные принципы закаливания.

    реферат , добавлен 21.04.2010

    Изучение влияния закаливания на здоровье детей дошкольного возраста в условиях детского сада при определении его места в комплексе оздоровительных мероприятий. Анализ заболеваемости детей и динамики показателей дыхательной системы у детей 5 – 6 лет.

    дипломная работа , добавлен 11.02.2011

    Основные факторы закаливания: среда, ребёнок, врач, родители. Основные принципы закаливания. Средства и методы закаливания: обливание водой, купания. Дети и баня. Интенсивный метод закаливания высокими температурами. Организация закаливания детей.

    реферат , добавлен 06.12.2007

    Закаливание как система специальной тренировки организма. Правила и режимы закаливания. Традиционные и нетрадиционные методы закаливания. Особенности интенсивного (нетрадиционного) закаливания. Вспомогательные способы закаливания летом: этапы и сущность.

    реферат , добавлен 15.05.2011

    Понятие закаливания ребенка раннего возраста как выработка у него способности противостояния охлаждению, тренировка адаптационных механизмов ребенка и повышение его стрессоустойчивости. Методы закаливания: воздухом, водой, солнцем, ходьбой босиком.

    реферат , добавлен 12.12.2010

    Краткая история использования процедуры закаливания в древности. Способы закаливания и механизм их воздействия на здоровье человека. Общие закаливающие мероприятия в повседневной жизни человека. Виды специальных закаливающих процедур и их эффективность.

    реферат , добавлен 08.09.2010

    Физиологические предпосылки необходимости закаливания. Основные правила закаливания. Основные виды закаливающих процедур. Воздушные процедуры. Закаливание солнечным светом. Водные процедуры.

    курсовая работа , добавлен 22.12.2002

    Закаливание как оздоровительное средство, фактор повышения сопротивляемости организма к метеорологическим условиям. Упоминание в "Каноне врачебной науки" Авиценны о купании в холодной воде. Методы и средства закаливания. Принципы проведения процедур.

    реферат , добавлен 30.03.2009

    Анализ воздействия различных методик закаливания на человеческий организм. Понятие терморегуляции организма человека, связь терморегуляции и условий жизни современного человека. Понятие, принципы и методы закаливания. Особенности закаливания школьников.

Прислала:Алиса Шаймиева

Если вы хотите видеть своего ребёнка физически крепким и здоровым, закаливайте его. Для этого можно широко использовать естественные факторы природы – воздух, солнце, воду.

Приучайте малыша с ранних лет к свежему воздуху, холодной воде, воспитывайте у него умение преодолевать трудности.

Необходимо помнить, что положительный эффект от закаливания вы получите только в том случае, если оно будет проводиться систематически, без перерывов, с соблюдением всех требований врача и с учётом индивидуальных особенностей вашего ребёнка.

Нужно знать, что длительный перерыв в закаливании (более 2-3 недель) вновь повышают чувствительность организма к охлаждению. Поэтому после болезни ребёнка продолжать закаливающие процедуры надо с более высоких температур, чем те, которые были достигнуты перед болезнью.

Чтобы получить положительный эффект, необходимо:

  1. Учитывать возраст, состояние здоровья, индивидуальные особенности ребёнка, его настроение.
  2. Постепенно проводить закаливающие процедуры, меняя их виды, в зависимости от сезона и погоды.
  3. Постепенно увеличивать силу воздействия природного фактора.

Метод 1: Закаливание детей воздухом

Первое требование при закаливании – создание нормальных гигиенических условий жизни ребёнка. чтобы воздух в помещении был чистым, необходимо ежедневно проводить влажную уборку и постоянно проветривать комнату, температура воздуха в которой должна быть около 22 градусов.

Постепенно приучайте детей находиться в помещении сначала при одностороннем, а затем при угловом проветривании. Сквозное проветривание проводят в отсутствии ребёнка, допуская снижение температуры до 15-17 градусов и прекращая его за 20-30 минут до возвращения ребёнка (время, необходимое для восстановления нормальной температуры) .

Одежда малыша должна соответствовать сезону и погоде и обеспечивать ему состояние теплового комфорта.

При температуре воздуха в помещении 22 градуса детей (до начала закаливания) одевают в двухслойную одежду: хлопчатобумажное бельё, платье (можно хлопчатобумажное или фланелевое) ; на ноги колготы (для детей 3-5 лет) или гольфы (6-7 лет) , туфли. При температуре воздуха ниже 19 градусов поверх платья надевают кофту; либо платье заменяется трикотажным или полушерстяным, колготы (для детей уже закалённых могут быть гольфы) , туфли или тёплые тапочки с каблуком. Летом при температуре свыше 22 градусов следует облегчить одежду до однослойной (трусы, рубашка с короткими рукавами) .

Очень полезен дневной сон на открытом воздухе: на веранде или в саду, в хорошо проветренном помещении, независимо от времени года. В средней климатической зоне дневной сон на открытом воздухе проводится даже при морозе, но при отсутствии ветра.

Одежда во время сна должна соответствовать сезону и погоде. Если ребёнок спит на открытой веранде, то в зимнее время его укладывают в спальный мешок, оставляя открытым только лицо. Весьма важно, чтобы окна на веранде были открыты, даже если она не отапливается. При отсутствии сквозняков во время сна в зимнее время температура воздуха на веранде может достигать – 10 - 15 градусов. Матрац и спальный мешок должны храниться в тёплом помещении.

Если ребёнок спит не на веранде, а в хорошо проветренной комнате, то спального мешка не требуется. В холодное время года лучшая одежда для сна – байковая рубашка с длинным рукавом или пижама, в тёплое – лёгкое бельё с короткими рукавами. После того, как ребёнок улёгся, в комнате открывают форточки или окна; прохладный воздух ускоряет наступление глубокого сна. За 15-20 минут до подъёма можно закрыть окно, чтобы воздух в комнате нагрелся.

Большую роль в закаливании воздухом вне помещения играет прогулка. Здесь важно правильно одеть и обуть ребёнка соответственно сезону и погоде, чтобы обеспечить ему свободу движений и необходимый тепловой комфорт.

При температуре воздуха от +6 до -2 дети должны быть одеты в четырёхслойную одежду – бельё, платье, колготы, трикотажную кофту (свитер) , рейтузы, куртку или демисезонное пальто (при зимнем пальто не следует надевать кофту) , сапожки. При снижении температуры до -3, -8 демисезонное пальто заменяется зимним, на ноги надевают утеплённые сапоги; при температуре от -1 до -14 градусов дополнительно надевают вторые рейтузы, утеплённые сапоги с носками. В зимнее время важно предупредить переохлаждение организма ребёнка. для этого надо следить, чтобы ноги и руки у него были сухими, промокшие варежки необходимо своевременно заменять. Игры нужно подбирать подвижные, но чтобы ребёнок не перегревался.

С наступлением тепла детей постепенно переводят на двухслойную, а затем на однослойную одежду. Во время подвижных игр одежда должна быть спортивной – тренировочный костюм или трусы и майка.

Благодаря прогулкам и правильно организованному дневному сну даже зимой ребёнок находится на свежем воздухе 4-5 часов.

Летом, в тёплую погоду ребёнка надо приучать ходить босиком.

Воздушные ванны дети получают при смене белья после ночного и дневного сна во время самостоятельного одевания и раздевания. В эти 6-8 минут ребёнок бывает полностью или частично обнаженным. Кроме того, воздушные ванны он получает, находясь в облегчённой одежде (трусы, майка, тапочки) во время ежедневной утренней гимнастики, которая вводится в режим дня детей с начала третьего года жизни.

Утреннюю гимнастику проводят в теплое время года при одностороннем проветривании (фрамуга, форточка, окно) ; в холодную погоду (зимой) – при закрытых окнах, но сразу после проветривания помещения; летом - на открытом воздухе.

Если дети уже привыкли к прохладному воздуху, то на всё время бодрствования их оставляют в облегчённой одежде (гольфы, короткие рукава) не только летом, но и зимой.

Если появляются признаки охлаждения, то детям надевают колготы, платья с длинными рукавами, кофты.

Метод 2: Закаливание детей водой

Начинают с предельно слабых воздействий на ограниченную часть кожных покровов (местное обтирание, обливание) , затем переходят к общему обтиранию всего тела и обливанию.

При местном воздействии начинают с воды в 30 градусов, через каждые 1-2 дня её снижают на 1-2 градуса до тех пор, пока она не достигнет 18-16 градусов. Для общего воздействия начальная температура воды – 35-34 градуса, через каждые 3-4 дня её снижают на 1-2 градуса и доводят до 24-22 градусов.

Закаливание водой детей младшего возраста или ослабленных (часто болеющих) можно начинать с контрастных местных обливаний ног.

Обливание проводят сначала тёплой водой температурой 36 градусов, затем прохладной, начиная с 28 градусов и постепенно снижая до 20 градусов, и вновь тёплой – 36 градусов.

Умывание. При умывании детей старше двух лет им моют лицо, шею, верхнюю часть груди и руки до локтя. Летом можно умывать детей прохладной водой из-под крана. Но если такое закаливание начинают в прохладное время года, нужно брать тёплую воду(+28) , постепенно (каждые 2-3 дня) снижая её температуру на 1-2 градуса, доводя до 18-17 градусов. Непосредственно после умывания кожу вытирают полотенцем. Вся процедура продолжается 1-2 минуты.

Обтирание. Действие обтирания намного сильнее, чем умывания. Обтирание проводится варежкой из мягкой ткани или концом полотенца, смоченным водой нужной температуры. Конечности обтирают, слегка массируя кожу по направлению от пальцев к плечу. Общее обтирание производят в следующей последовательности: сначала обтирают верхние конечности, затем грудь, живот и спину. Собственно влажное обтирание продолжается 1-2 минуты. Сразу после него кожу вытирают сухим мягким полотенцем с применением лёгкого массажа до появления умеренного покраснения.

Начинать надо с местного обливания. Ноги обливают из ковша (ёмкостью 0, 5 л) , воду льют на нижнюю треть голеней и стоп. Обязательно соблюдать правило: прохладную воду лить только на тёплые ноги. Собственно обливание продолжается 20-30 секунд, а затем следует растирание.

Более сильное действие оказывает общее обливание, так как в этом случае вода действует не только температурой, но и давлением своей массы. Обливать ребёнка лучше из кувшина, ёмкостью 1, 5-2 литра так, чтобы сразу облить всю поверхность тела.

Обливание ног может сочетаться с такой гигиенической процедурой, как мытьё ног. После мытья ноги следует облить водой соответствующей температуры.

Игра с водой также может быть использована как закаливающая процедура. Важно соблюдать соответствующую температуру воды (28 градусов) . Наблюдая за детьми, можно постепенно снизить температуру воды до комнатной, не допуская, однако, явления охлаждения.

В тёплое время года, после предварительного закаливания воздухом, игру с водой и обливание можно проводить под открытым небом, оградив при этом ребёнка от ветра.

Общие души, ванны и купания не следует проводить раньше, чем через 30-40 минут после еды.

Для детей старше года температура воды для ванны-36-35 градусов, продолжительность ванны – 10 минут. Высота воды в ванне не должна достигать уровня соска сидящего ребёнка. закаливающее действие обеспечивается последующим контрастным обливанием водой температуры на 2 градуса меньше, чем в ванне. Специального подогрева комнаты не требуется, надо лишь быстро вытирать и одевать ребёнка.

После предварительного закаливания воздухом и водой целесообразно применение комбинированных воздействий – воздушная ванна с последующим обливанием. Обратная последовательность (воздушная ванна после обливания) вредна, так как даже после тщательного вытирания кожа остаётся повышенно влажная и для предупреждения избыточной потери тепла должна быть защищена одеждой.

Купание в открытых водоёмах оказывает наиболее сильное действие, так как здесь имеет место одновременное влияние трёх факторов: свежего воздуха, большой массы воды и солнечной радиации на всю поверхность кожных покровов. При обеспечении благоприятных условий купание в открытом водоёме в безветренную погоду разрешается детям старше трёх лет, уже прошедшим предварительное закаливание воздухом и водой, при температуре воздуха на менее 25 градусов и воды не менее 23 градусов (не более одного раза в день) . Хорошо закалённым детям при ежедневном регулярном купании можно позволять купаться и в более прохладной воде, сокращая время купания. Продолжительность купания увеличивается, начиная с трёх минут до пяти-восьми минут.

Метод 3: Закаливание детей солнцем

Закаливание солнцем осуществляется в процессе прогулки при обычной деятельности детей.

Иногда неправильно подходят к закаливанию солнцем, требуя, чтобы дети спокойно лежали. Не следует укладывать детей для солнечной ванны на подстилки и поворачивать через определённое время: здоровым детям трудно лежать спокойно.

Детям обязательно надевают светлый головной убор. Начинают прогулку со световоздушных ванн в тени деревьев. Затем на 5-10 минут игру детей перемещают под прямые лучи солнца и вновь – в тень. Так повторяют 2-3 раза в течение прогулки. Необходимо предупредить начало перегревания, поэтому при появлении небольшого покраснения лица ребёнка уводят в тень, занимают спокойной игрой, дают выпить несколько глотков воды. По мере появления загара солнечные ванны становятся более продолжительными.

Специалисты в области здоровья рекомендуют начинать совершать закаливание с самого раннего возраста. Поскольку у малышей механизмы терморегуляции функционируют пока что не в полную силу, позволяющую без проблем справляться с перегреванием и переохлаждением, закаливающие процедуры станут отличной тренировкой неокрепшего детского организма. Закаливание детей дошкольного возраста позволяет им как можно быстрее адаптироваться к систематическому пребыванию в детском саду, являющемся в данное время основным учреждением, помогающим родителям в воспитании своих чад.

Раннее закаливание позволяет укрепить иммунную систему и, тем самым, реже болеть. Чем раньше проводятся закаливающие процедуры, тем скорее формируется сопротивляемость холоду. Также у закаленного ребенка быстрее образуются полезные условные рефлексы, необходимые для экстренной мобилизации внутренних ресурсов организма.

Общие принципы закаливания

Перед началом закаливающих процедур важно усвоить общие правила закаливания детей.

Без соблюдения данных требований закаливание не принесет пользы и может даже навредить здоровью ребенка.

Крайне важно запомнить следующее:

  1. Должна соблюдаться регулярность. Нерегулярные процедуры не будут являться продуктивными. Только систематический закаливающий процесс без привязки ко времени года может дать максимальный эффект.
  2. Закаливающие мероприятия следует производить исключительно в здоровом состоянии. Состояние ослабленного болезнью детского организма может в результате процедур только значительно ухудшиться.
  3. Такие факторы, как интенсивность, длительность и частота могут изменяться в сторону увеличения лишь постепенно. При этом необходим тщательный и своевременный контроль за тем, как малыш справляется с поставленной нагрузкой.
  4. Закаливающая программа должна разрабатываться для каждого ребенка сугубо индивидуально, исходя из его особенностей. Единый подход ко всей группе закаливающихся категорически неприемлем. Воспитатели в детском саду должны четко соблюдать данное требование.
  5. Обязательно должна быть соблюдена последовательность в осуществлении процедур. Необходимо начинать с более простых действий, постепенно переходя к проведению более сильнодействующего закаливания.
  6. Закаливание детей дошкольного возраста должно производиться лишь при их положительном эмоциональном настрое. Только имеющееся на момент процедур хорошее настроение будет залогом формирования заинтересованности малышей в этом процессе.

Методы закаливания детского организма

Закаливание детей раннего возраста может осуществляться с помощью неспециальных и специальных методов. Неспециальные методы закаливания организма заключаются в создании оптимальных условий, необходимых для достижения лучшего результата. Это, прежде всего, подбор одежды по погоде и ситуации, обеспечение притока свежего воздуха в помещении и контроль за его температурой. Специальные методы закаливания детей – это закаливание воздухом, солнцем и водой. Их непосредственное применение возможно как в домашних условиях под контролем взрослых домочадцев, так и в детском саду под присмотром персонала учреждения.

Воздушные закаливающие процедуры

Закаливание воздухом – самый простой и общедоступный метод. Воздействие воздуха на организм происходит благодаря трем его характеристикам: температуре, проценту влажности и свободному движению частиц. Начинают данный процесс с принятия воздушных ванн. Сначала это совершается во время переодевания, затем – в ходе занятий утренней гимнастикой. Сочетание закаливающих действий и физических упражнений – самый оптимальный вариант. Важно перед зарядкой проветрить комнату и не одевать ребенка тепло. Подходящая одежда – майка, трусики и носки. Потом можно будет делать упражнения и босиком.

В дальнейшем допускается открывать форточку в то время, когда ребенок спит. Первоначально дозволяется спать в таких условиях только днем, вскоре же можно оставлять малыша в проветриваемом помещении и на всю ночь, естественно лишь в теплое время года. Температура воздуха должна быть комфортной. Варьируется она от +18 до +26 градусов. Большая температура может привести к перегреванию, а низкая – к простудным заболеваниям.

Завершающий этап воздушных закаливающих процедур – уличные прогулки. Осуществляться они могут в любую погоду по 3-4 часа в день. Одежда малыша должна быть легкой, с как можно меньшим содержанием искусственных материалов. В случае, если ребенок вспотел, то его срочно нужно вести домой для переодевания.

Закаливание солнцем

Солнечные лучи – достаточно интенсивное и в то же время опасное средство закаливания. Солнце способно оказывать на человека такое же воздействие, как и на все живое вокруг. Оно ускоряет рост, обменные процессы, способствует укреплению нервной системы, а также повышает сопротивляемость организма вредным инфекциям.

Закаливающие процедуры принято начинать со световоздушных ванн, находясь в тени деревьев. Затем через время переходят к местным солнечным ваннам, при которых открытыми оставляют лишь некоторые участки тела. Чтобы у ребенка не случился солнечный удар, на голове у него всегда должен быть головной убор светлых тонов. Обязательно также, чтобы при себе имелось питье.

Рекомендуется пребывать под воздействием открытых лучей либо утром, либо вечером. Наилучшее время – промежуток с 10 до 11 часов утра. Крайне важно контролировать детское самочувствие. Длительность приема солнечных ванн должна увеличиваться постепенно. Первоначальное время – 4 минуты, затем его увеличивают до получаса.

Приемы закаливания водой

Закаливание водой является самым действенным. Взрослым необходимо постараться, чтобы оно прочно вошло в режим дня дошкольника, выражаясь, прежде всего, в следующих обыденных процедурах, выполнять которые следует как дома, так и во время пребывания в детском саду:

  1. мытье кистей рук после сна, посещения туалета и прогулки, а также до и после приема пищи;
  2. попеременное мытье сначала теплой, а затем и прохладной водой рук до локтя, шеи, лица и верхней части груди;
  3. ежедневная чистка зубов с их полосканием прохладной водой;
  4. полоскание глотки прохладной водой после еды.

Когда данные приемы закаливания станут важной составляющей режима дня ребенка, можно переходить к специальным закаливающим водным процедурам:

  • Первоочередной такой процедурой должны являться обтирания тела. Начинать следует с сухого растирания кожи варежкой до легкой безболезненной красноты. Проделывать это необходимо на протяжении 7-10 дней. После можно приступать уже к влажным обтираниям. Температура воды должна постепенно снижаться с +32 до +18 градусов. Снижение производится на градус каждые 2 дня. Оптимальная длительность влажных обтираний – 3 минуты.
  • Рекомендуются также контрастные обливания рук и стоп ног. Детям с ослабленным организмом желателен щадящий режим. Заключается он в том, что ноги и руки сначала обливают теплой водой в +38 градусов, затем температура снижается градусов на 10. После этого обливания производятся снова теплой водой. Для здоровых детей перепад температуры является более ощутимым – от +38 до +18 градусов.
  • Самой эффективной процедурой являются общие обливания тела. Начальная температура для этого равна +36 градусам, а сам процесс обливания на первой стадии занимает 15 секунд. Каждую неделю температуру воды снижают на градус, общая же длительность процедуры возрастает до 35 секунд.

В заключение

В заключение необходимо отметить, что выполнение правильного закаливающего процесса возможно только в результате объединения усилий семьи ребенка, контролирующей его в домашних привычных условиях, и сотрудников детского сада. Он должен осуществляться по заранее определенной системе. Непродуманных экспериментов в этом важном и ответственном деле быть не должно. Особенно нежелательно экспериментировать в ходе закаливания детского организма водой. Лучше придерживаться стандартных правил закаливания, разработанных для маленьких детей.

По выбору природного фактора можно выделить следующие средства закаливания: воздух, солнце, вода.

В закаливании можно выделить неспециальные и специальные методы. Неспециальные методы обозначают создание соответствующих условий для закаливания детей дошкольного возраста - одежда по погоде, чистый свежий воздух и его температура. Специальные методы - это непосредственно закаливающие мероприятия.

    Закаливание воздухом

Закаливание воздухом - самый простой и доступный способ закаливания. Закаливающее действие на организм оказывают такие его характеристики, как температура, процент влаги и движение частиц.

Воздушные закаливающие процедуры входят в обычный режим дня:

    переодевание ребёнка;

    утренняя гимнастика, ходьба босиком и легкий бег по «дорожке здоровья»;

    сон в хорошо проветренной спальне с доступом свежего воздуха (открытые форточки);

    сквозное проветривание помещения до 5 раз в день;

    поддержание оптимального температурного режима в помещении (18-22°С);

    ежедневные прогулки на свежем воздухе по 3-4 часа в зимнее время и весь день - в летнее время.

Утреннюю гимнастику можно проводить при температуре воздуха +18°С с постепенным ее снижением в течение нескольких дней до 14°С, а затем и до 12°С.

Маленьким детям вредно долго ходить босиком по твердой поверхности: ведь у них еще идет формирование свода стопы, а из-за жесткой опоры могут усугубиться уже имеющиеся нарушения или развиться плоскостопие.

Так что и здесь все надо дозировать. Давайте ребенку побегать, например, во время выполнения физических упражнений. Или, если у вас на полу есть толстый ковер, разрешайте малышу ходить босиком по нему.

Если у вас есть возможность выехать летом на природу, где есть чистая трава, песок, земля, а обстановка не травмоопасна, то можете позволить ребенку ходить босиком.

Закаливание воздухом наиболее интенсивно осуществляется во время прогулок. Прогулки тренируют терморегуляторный механизм ребёнка, адаптируют его к колебаниям температуры, влажности, движению воздуха. Во время прогулок важно следить за состоянием ребёнка, регулировать его двигательную активность. Хорошо, если проведение воздушных ванн сочетают с подвижными играми.

Одежда для прогулок должна быть достаточно теплой и в то же время легкой, чтобы не стеснять активных движений. В случае если ребенок вспотел, его нужно увести домой и сменить одежду, т.к. одежда, высыхая на ребенке, вызывает его переохлаждение. Весной, когда ребенок играет на улице, с него можно ненадолго (на 5-7 минут) снять пальто.

Эффективность воздействия воздушных ванн зависит не только от снижения температуры, но и возрастает с увеличением площади открытой поверхности тела.

    Закаливание солнцем

Солнце влияет на человеческий организм так же, как и на все живое. Оно стимулирует рост, ускоряет обменные процессы, укрепляет нервную систему, повышает сопротивляемость организма инфекциям. Солнечные лучи - довольно интенсивный и опасный фактор закаливания. При избыточном пребывании под прямыми солнечными лучами могут возникнуть разные нежелательные реакции - от слабости и недомогания до солнечного удара.

Начинают закаливание солнцем в тени деревьев, затем переходят на местные солнечные ванны отдельных участков тела (рук, ног), постепенно увеличивая длительность солнечных ванн. Самое благоприятное время для солнечных ванн - с 8 до 11 часов утра. После образования загара длительность пребывания на солнце увеличивается до 8-10 минут 2-3 раза за прогулку.

Голова ребенка должна быть постоянно закрыта от солнечных лучей светлой панамой, одежда из натуральных материалов светлых тонов. В жаркий летний лень малышам обязательно требуется питьё (вода).

Умеренное, гигиенически правильное солнечное облучение улучшает деятельность внутренних органов и всех систем организма.

    Закаливание водой

Вода является самым мощным фактором закаливания. Водные процедуры помогают детскому организму хорошо приспосабливаться к условиям внешней среды, особенно к холоду. Водные процедуры приучают сосуды кожи расширяться (действие теплой воды), отдавая в воздух излишнее тепло или сужаться (действие холодной воды), т. е. удерживать тепло и, таким образом, защищать организм от переохлаждения.

Для детей дошкольного возраста в режим дня обязательно вводят мытье рук - утром, до и после еды, после туалета и прогулки. Кроме гигиенического значения мытье рук прохладной водой выполняет закаливающую роль. Спустя время можно расширить режим закаливания водой - попеременно мыть руки до локтей, шею и лицо теплой и холодной водой. В осенне-зимний период в качестве местных закаливающих процедур можно использовать утреннее умывание, подмывание детей, мытье рук перед едой, мытье ног перед сном.

Одним из вариантов местного закаливания ротоглотки является полоскание горла прохладной водой после еды. Полоскание горла проводится кипячёной водой с постепенным снижением её температуры с 36 до 16-18°С на 1°С каждые 5 дней.

Полоскание особенно полезно ослабленным, часто болеющим детям. Исходная температура воды для них та же, но снижать ее надо медленнее - каждые 7 дней. Если ребенок заболел, полоскание не прекращают, но снижать температуру воды не следует. Лучше полоскать горло водой более теплой, на один градус выше, чем до заболевания.

По отзывам, после серии таких полосканий снижается частота воспалительных заболеваний носоглотки.

К специальным закаливающим водным процедурам относятся:

    Обтирание

Общее закаливание водой у детей рекомендуют начинать с обтирания тела влажной махровой рукавичкой. Обтирают сперва руки (от пальцев к туловищу), затем шею, грудь, живот, ноги, спину. После этого ребенка сразу насухо вытирают до легкого покраснения кожи.

Влажные обтирания - самая легкая из всех водных процедур. Начальная температура при обтирании 34-35°С. В течение 10-15 дней ее снижают до 24°С - зимой и 22°С - летом. Продолжительность процедуры - до 3 минут. В конце следует сухое обтирание.

Обтирание ног полотенцем, смоченным прохладной водой - рекомендуемая для ослабленных детей ежедневная процедура.

После обтирания можно переходить к обливаниям.

    Обливание

При таком виде закаливания детей дошкольного возраста, как обливание, особенно важна постепенность. Чтобы привыкнуть, начинают обливание с ног, постепенно поднимаясь выше.

Специалисты считают: «Сеть кровеносных сосудов, расположенных под кожей нижних конечностей, играет существенную роль в общей терморегуляции организма. Установлена рефлекторная связь между тонусом и величиной просвета подкожных кровеносных сосудов ног (стоп и голени) и кровеносными сосудами, находящимися в слизистой оболочке носа и верхних дыхательных путей. По-видимому, именно эта рефлекторная связь объясняет то, что при резком охлаждении ног у незакаленного человека появляется насморк».

Используем эту рефлекторную связь для предупреждения простудных заболеваний.

При обливании ног начальная температура воды 30-28°С. Через каждые 4-6 дней, а для ослабленных детей - каждые 7 дней, температура снижается на 1°С и доводится до 16-14°С.

Необходимо следить за тем, чтобы перед началом обливания ноги у ребенка были теплыми. Если же ноги холодные, обливание проводить бесполезно - не будет ответной реакции. Обливать ноги водой лучше сразу после сна. После обливания ноги обсушивают и хорошо растирают полотенцем.

Можно применять и контрастные обливания. Детям ослабленным, часто болеющим ОРЗ рекомендуется щадящий режим обливания, когда обливают ноги сначала тёплой водой (38-36°С), затем 28°С и заканчивают снова тёплой водой. Детям здоровым рекомендуется больший контраст (38 - 18°С).

Можно использовать контрастные обливания для кистей рук. Температурный режим такой же, как и при обливании стоп.

Контрастные обливания можно заменить ножными ваннами. В один таз наливается теплая вода (38-36°С), а другой - прохладная (в начале закаливания 28°С). Каждые 4-6 дней температура воды во втором тазу снижается на 1°С и постепенно доводится до 22-20°С.

Общие обливания тела проводятся водой с начальной температурой 36°С, длительность первого обливания 15 секунд. В дальнейшем температура воды постепенно снижается на 1°С в 7 дней, а длительность увеличивается до 35 секунд. Температуру воды постепенно доводят до 22-20°С.

Сперва обливают в основном спину, затем грудь, живот, правый и левый бок. Обливаться холодной водой нужно 2 раза в день.

Водные процедуры надо проводить так, чтобы они доставляли детям удовольствие, нравились им. Зависит это от многого: от температуры воды, от силы, с которой она падает, но в очень большой мере и от того, умеет ли взрослый превратить процедуру в подобие веселой игры.

Летом можно обливаться на улице, в прохладное время года - в помещении. Заканчивают процедуру сухим растиранием.

Кроме обливания, закаливающие водные процедуры включают купание в природных водоемах.

Купание в реке, озере, море, благодаря одновременному действию на организм воды, воздуха и солнечных лучей, а так же гармоничному сочетанию приятного и полезного, в большой мере способствует закаливанию организма.

Сезон купания рекомендуется начинать при температуре воздуха 24-26°С, воды не менее 21°С. Средняя длительность купания детей до 5 лет - 5-8 минут, 6-7 лет - 10-15 минут. В течение лета эту длительность можно увеличить. Когда ребенок привыкнет к воде такой температуры, он может купаться и в более холодной (до 18°С) в прохладные, дождливые дни. Пусть всего 2-3 раза окунется, затем насухо вытрется, но всё же не лишается купания.

Как определить, не «перекупался» ли ребенок? Существенный показатель - реакция ребенка на пребывание в воде. Если он побледнел, губы посинели, кожа «гусиная», то он должен немедленно выйти из воды и хорошо растереться полотенцем, разогреться движениями.

В случае болезни ребёнка закаливающие процедуры возобновляют по щадящему режиму через 1-2 недели после полного выздоровления в зависимости от характера заболевания. Температура воды при этом должна быть на 2-3 градуса выше, чем до заболевания ребенка.

Наиболее сильная закаливающая процедура - моржевaние (плавание в ледяной воде) - имеет ряд противопоказаний. Моржеванию должна предшествовать подготовка организма, заключающаяся в регулярных обливаниях с постепенным снижением температуры воды.

Если закаливание ребенка проводится не первый год, можно рекомендовать сочетание водных процедур с последующими воздушными ваннами сначала в комнате, а летом на открытом воздухе. После обливания или душа не вытирайте ребенка досуха. Удалите лишь крупные капли воды легкими прикосновениями махрового полотенца. Пусть он обсохнет, оставаясь обнаженным: в результате испарения влаги происходит дальнейшее охлаждение тела.

Но допускать, чтобы ребенок дрожал, нельзя. Если ему холодно надо сделать легкий массаж, растереть его полотенцем. В течение нескольких дней повторите обливание с последующей воздушной ванной, и ребенок привыкнет к этому, дополнительного согревания не потребуется. Начинать закаливание с этой процедуры нельзя.

Терморегуляторные механизмы ребенка тренируются под воздействием и сильных, но кратковременных охлаждений и относительно слабых, но более длительных. Кроме того, исследователи установили, что закаливание наиболее эффективно в том случае, когда охлаждаются не только отдельные участки тела, но и все тело. Это значит, что одни только контрастные ножные ванны или одни обливания при всей их пользе не дадут максимального эффекта.

Если схематично представить последовательность закаливающих процедур, то получится следующая схема:

    воздушные ванны, хождение босиком по «дорожке здоровья» и умывание холодной водой;

    обливание холодной водой стоп, голеней, ног от бедер;

    обливание всего тела холодной водой;

    подготовка к выходу на морозный воздух, топтание на замерзшем полотенце, выход на снег.

Вот так, не спеша, постепенно можно подойти к применению таких экстремальных методов закаливания, как выход на воздух с минусовыми температурами, ходьба и бег по снегу босиком, обливание ледяной водой. Может возникнуть вопрос: «Нужны ли такие крайне предельные методы закаливания?» Ответ заключен в принципе интенсивности. Наш организм постоянно получает огромное количество информации относительно взаимодействия с внешней средой. Чтобы сигнал на холод способствовал лучшей мобилизации защитных сил, он должен быть ярким и выделяться из общего потока информации.

Важно отметить, что проводя закаливание, следует постоянно помнить об индивидуальном подходе и состоянии здоровья детей. Если ребенок по причине болезни пропустил закаливающие процедуры, то он в первое время получает более слабые холодовые нагрузки. И 2-3 дня после полного выздоровления с ребенком не проводится интенсивное закаливание.

Проводить закаливание необходимо на хорошем эмоциональном фоне, в игровой форме, с обязательным подбадриванием детей, радуясь вместе с ними победами над собой.

Лучшие статьи по теме