Психология. Отношения. Личность. Общение
  • Главная
  • Психология
  • Что такое рождение свыше? Что такое рождение свыше (возрождение)? Нужно вам родиться свыше

Что такое рождение свыше? Что такое рождение свыше (возрождение)? Нужно вам родиться свыше

Рожде́ние свы́ше - благодатное обновление человека через очищение его от скверны греха, совершаемое в ; усыновление ; приобщение к ; просвещение, освящение; духовное рождение.

Можно ли возрасти возрастом духовным, не родившись рождением свыше?

Стяжание такого единства подразумевает необходимость духовно-нравственного преображения личности, уподобления человека Богу, для чего требуется приобщение к добру (можно сказать, упражнение в добре), осуществляемое через молитву, богомыслие, соблюдение заповедей ().

Это становится возможным через Крещение в силу того, что именно через Крещение человек очищается от первородного и личных грехов и, присоединяясь к Церкви Христовой, обретает необходимые благодатные спасительные средства.

Между тем, человек, упорно сторонящийся Христа или откладывающий Крещение на потом, сам лишает себя названных возможностей. Не обновившись рождением свыше, он, конечно же, может стяжать некоторую человечность, порядочность, доброту, однако не может достичь тех степеней святости и любви к Богу, которые приличествуют Божьим святым.

Является ли рождение свыше фактором непременного приобщения человека к Царству Небесному?

Рождение свыше является, по определению, именно рождением. Отсюда и ответ. Как земное рождение не может служить и не служит автоматической гарантией земного совершенства родившегося, так и духовное рождение не может служить и не служит автоматической гарантией духовного совершенства.

Как земное совершенство достигается человеком через постепенное развитие, раскрытие его естественных и личностных потенций, так и духовное совершенство достигается не мгновенно, но требует постепенного взросления .

О рождении свыше сегодня говорят во многих церквях. Но что это такое? Многие христиане считают, что они рождены свыше и теперь они новое творение… Но некоторые из них продолжают цинично грешить и, не раскаиваясь, делают дурные поступки, которые пророки и апостолы прямо называли Богу неугодными и даже мерзкими в глазах Господа.

ИЗМЕНИЛСЯ ЛИ БОГ?

Неужели Бог изменил Свои критерии нравственности? Неужели Бог сдвинул границы морали и дозволенного для людей?

Библия учит, что нет. Ведь Бог всегда говорил, что Он неизменен.

«Я — Господь, Я не изменяюсь» (Мал. 3:6, см. также Числ. 23:19, Ис. 40:8; 41:4; 43:13; 46:4; 48:12: 52:6; Пс. 88:34,35; 110:7,8; 118:152)

В Новом Завете об Иисусе сказано, что Он, как Бог, тоже неизменен: «Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же» (Евр. 13:8) .

Господь не просто не меняется, но не допускает даже «тени перемены» (Иак.1:17). Что такое тень? Тень ничего не весит, ее нельзя оценить какими либо весами или иным измерением, как материальную величину. Апостол Иаков не напрасно дал такую иллюстрацию. Он хотел показать, что у Бога нет даже намека на перемены. Каким Он был, таким всегда и будет. И конечно Его критерии нравственности не изменяются.

Как первый мир был истреблен за аморальное поведение людей, так будет и при Втором Пришествие Христа в конце этого мира.

«Как было во дни Ноя, … перед потопом ели, пили, женились и выходили замуж,… и не думали, пока не пришел потоп и не истребил всех, — так будет и пришествие Сына Человеческого» (Мф. 24.37-39)

Здесь речь о том, что люди перед потопом не задумывались о том, что начали безнравственно жить, что стало «велико развращение человеков на земле, и что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время» (Быт.6:5).

Они лишь думали о плотских потребностях: еде, питье и интиме. До потопа было «развращение» . И перед Вторым Пришествием Христа люди будут часто менять партнеров, включая разовые связи и гражданские браки: «жениться и выходить замуж»…

Иисус Христос четко сказал, что не спасутся «любодеи» (в переводе блудники, развратники): «Вне (спасения — Нового Иерусалима) … любодеи … и всякий любящий и делающий неправду» (Откр. 22:15)

Такую длинную вводную я написал не случайно. Пример людей до потопа и перед Вторым Пришествием, я привел в доказательство того, что Бог неизменен, и не сменит вдруг моральных критериев по отношению к христианам. Мол, раньше блуд и гомосексуализм Господом жестко порекался, а теперь христианам стало можно блудить и потакать нетрадиционной сексуальной ориентации… Мол, ведь закон отменен, и за их грехи уже умер Иисус...

Иисус Христос в самом конце Библии четко сказал, кто удостоится спасения:

«Блаженны (счастливы) те, которые соблюдают заповеди Его , чтобы иметь им право на древо жизни» (Откр. 22:14)

То есть люди, цинично попирающие стандарты нравственности, изложенные в Божьем законе, навряд ли войдут в число спасенных.

Иисус учил: «По плодам их узнаете их» (Матф.7:16, см. также Матф.7:21-23)

Это касается и некоторых из тех, кто гордо называет себя христианином и уверен, что рожден свыше. Апостол Павел, вторя Иисусу, четко говорил, что не только язычники, но и христиане, цинично нарушающие Божьи заповеди, не войдут в Царствие Небесное (см. 1 Кор. 6:9,10, Гал. 5:19-21, Еф. 5:5).

Павел прямо учил, что если христианин не задумывается о грехе, не раскаивается в нем, не желает избавиться от него, а «произвольно» , то есть легко грешит, то на такие грехи жертва Иисуса не распространиться, а значит, верующий погибнет для вечности:

«Ибо если мы, … произвольно грешим, то не остается более жертвы (Иисуса) за грехи» (Евр.10:26)

Я веду к тому, что ответить на вопрос о том, рожден ли какой-то человек свыше или нет, можно только сверив его поступки и помыслы с Божьим эталоном, то есть со Словом Божьим, а именно с Божьими заповедями, изложенными в Библии. Причем не только в Новом завете. Новый завет абсолютно новых нравственных заповедей не вводит, а лишь повторяет ветхозаветное учение.

Именно законом Божьим можно определить, что такое добро или зло в глазах Господа. У закона нет возможности и задачи спасти, как писал апостол Павел, цель закона – раскрыть человеку, что является для Господа грехом:

«Я не иначе узнал грех, как посредством закона. Ибо я не понимал бы и пожелания, если бы закон не говорил: не пожелай (речь о заповеди Исх.20:17)» (Рим. 7:7).

«Законом познается грех» (Рим. 3:20).

«Всякий, делающий грех, делает и беззаконие; и грех есть беззаконие» (1 Ин. 3:4).

А теперь о богословии рождения свыше

Не нужно путать обращение и рождение свыше.

Обращение – это последствие того, что человек уверовал в Бога, то есть в то, что Землю и Вселенную создал Творец. И этот Творец, называет Себя нашим Отцом и продолжает принимать активное участие в жизни каждого человека, включая его лично.

В Библии мы видим, как раньше называли таких людей: «боящиеся Бога» (см. Деян.10:2,22; 13:16,26)

Затем верующий («боящийся Бога») желает перейти на новый этап – заключить завет (договор, союз, то есть скрепить свои отношения) с Богом. В ветхозаветное время заветом было обращение в иудаизм через обрезание и приятие Пасхи. После этих обрядов любой язычник становился частью Божьего народа, природным жителем – аборигеном Божьей земли (см. Исх.12:48).

В новозаветное время завет с Богом заключается через крещение (см. 1Пет.3:21, Деян.22:16). Вода – символ водной могилы, где человек оставляет свою прошлую жизнь вместе с грехами и обещает Богу жить новой жизнью.

Крещение не всегда сопровождается рождением свыше

Крещение — это кульминация обращения человека, когда он уверовал в Бога, увидел свою греховность, покаялся, решил оставить прошлую жизнь и жить далее с Богом, по Его воле, заключив с ним завет.

После крещения, Бог дает христианину Духа Святого в помощь в борьбе с грехами (см. Деян.2:38).

Но конечно, далеко не все крестившиеся, и далеко не сразу, оставляют свои грехи, неблаговидные привычки и пристрастия. Каждый человек меняется по-разному. Кто-то быстро, кто-то медленнее. Кто-то расстается сначала с большими грехами, кто-то с незаметными для стороннего глаза. Дело в том, что Бог через Духа Святого влияет на каждого человека индивидуально, видя от каких страстей или черт характера сначала нужно избавиться верующему. Что ему сейчас легче и полезнее…

Так верующие постепенно изменяются изнутри, если прислушиваются к голосу совести, то есть влиянию Духа Святого, обличающего и направляющего их.

Но есть крестившиеся, которые не сильно-то меняются. Они упорствуют и не желают радикально изменять свою жизнь и характер, как указывает им Дух Святой. Каждый из нас, наверное, видел христиан с явно нехристианскими чертами характера. Иисус учил прощать, а они копят ненависть… Иисус учил не мстить, а они мстят вплоть до жестокости, кровопролитий и даже убийств… Иисус учил, что мы все равны, как Божьи дети, а они возвышаются над другими и ряд людей считают ниже себя, вплоть до унижения, гонения и даже истребления.

Разве о таком христианине можно сказать, что он рожден свыше? Разве о христианине блуднике, воре, злоречивом, пьянице… можно сказать, что он рожден свыше? Я, думаю, нет.

Но что же тогда является рождением свыше?

Рождение свыше это не вера в Бога Отца и Его сына Христа! Как я писал выше, обращение — это обретение веры, то есть превращение человека из неверующего в верующего. Обращение не всегда сопровождается кардинальным позитивным изменением характера человека. Верующий, безусловно отличается от неверующего, и почти всегда в лучшую сторону. Но как было написано выше, некоторые верующие не желают расставаться с прежним образом жизни, поэтому у них остаются черты характера далекие от Божьего идеала и даже диаметрально противоположные ему.

А рождение свыше – это внутреннее кардинальное перерождение человека. Библия называет такое перерождение крещением Духом Святым. Слово крещение переводится – погружение. То есть рождение свыше – это изменение человека благодаря глубочайшему преобразованию, которое в нем произвел Святой Дух. О крещении Святым Духом читайте материал .

Дух Святой всегда старается касаться сердца человека. Однако, многие закрывают уши от Его обличений. Вспомните себя раньше и сегодня, разве совесть Вас совсем не беспокоит? Разве всегда Вы поступаете по голосу совести? Человек теряет надежду, когда совсем закрывается от влияния Духа Святого, то есть не хочет слышать его обличений. Иисус это называл хулой на Духа Святого!

Когда человек приходит к Богу, то он больше открывается влиянию Духа Святого и зачастую желает изменений. А Бог по Своему обещанию после крещения дает Духа Святого в помощь для изменения сердца верующего. Если верующий не упорствует и желает быть водимым Духом (см. Рим.8:14), то Господь меняет его. Преобразование, которое происходит в человеке и называется возрождением, перерождением или рождением свыше. Иисус про это говорил Никодиму в 3 главе Ев. от Иоанна:

«Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» (Иоан.3:5)

Здесь мы видим, что в перерождении участвует: как вода (водное крещение), так и работа Духа (крещение Духом).
Рождение свыше не обязательно должно быть до крещения или сразу после него. После крещения может пройти ни один месяц или даже год, а может и десятилетия. Рождением свыше в Библии называется именно перерождение, то есть существенное изменение человека изнутри, духовная переоценка им своих ценностей, когда он Бога начинает ставить на 1-е место в своей жизни. Тогда человек как бы становится новым творением, по сравнению со своей прежней жизнью.

Зачастую рождение свыше происходит, когда человек осознает, что именно за него, за его личные грехи спустился на землю с Небес, страдал и принял мученическую смерть Господь… Когда человек понимает, на сколько сильно его любит Бог, что пошел на такую непостижимую жертву… Тогда его сердце открывается во взаимной любви, верующий желает сделать приятное Господу и Его детям – другим людям (см. Матф.25:40). Возрожденный христианин начинает любить и ценить других людей, он не может не творить другим добро… Он горит желанием рассказать всем и каждому о том, что их тоже любит Бог, что за грехи каждого из них претерпел мучение и наказание безгрешный Иисус Христос, чтобы даровать любимым Своим чадам вечность!

В порыве благодарности сердце человека больше открыто для влияния Духа Святого, для внимания голосу совести, для побуждения на благие дела и несение Евангелия… Божьи стандарты нравственности, изложенные в Его законе, становятся человеку не в тягость, а приятны и угодны его сердцу. Вот поэтому, Господь через пророков говорил, что даст верующим Нового завета новое сердце (см. Иер.31:33, Евр. 8:10; 10:16)! Это благодарное любящее возрожденное сердце!

Валерий Татаркин

«Если кто не родится свыше, не может увидеть Царства Божия». ИОАН. 3:3

Поскольку рождение свыше является одной из фундаментальных истин, на которых основано живое евангельское христианство, то имеет смысл рассмотреть его подробно во свете Библии, рассмотреть процесс этого рождения, его предпосылки, условия и последствия, то есть признаки, или проявления, духовно возрожденной души. Это будет полезно каждому христианину, чтобы еще раз проверить свое духовное состояние. Это будет полезно и служителям поместных церквей, так как одной из целей их служения является – приводить души ко спасению через покаяние и рождение свыше.

Общеизвестно, что главной темой проповедей Иисуса Христа было учение о Царстве Божьем или о Царстве Небесном. В это Царство, по словам Христа, никто не может войти, если не родится свыше от воды (Слова Божия) и Духа Святого (Иоан. 3:3-5; Иак. 1:18). Это явление и составляет суть рождения от Бога, и люди, пережившие это духовное рождение, становятся детьми Божьими. Евангелист Иоанн свидетельствует, что Иисус Христос «пришел к своим (то есть к Евреям) и свои Его не приняли. А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть детьми Божьими, которые не от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились» (Иоан. 1:11-13). Отсюда следует, что для рождения свыше необходимо уверовать в Иисуса Христа, покаяться (Мр. 1:15) и принять Его как своего личного Спасителя.

Сеяние семени Слова Божия

В известной притче о сеятеле (Мф. 13 гл.) Иисус Христос показывает нам, что Царство Небесное, то есть истинное живое христианство, начинается с сеяния святого семени Слова Божия, то есть с проповеди Евангелия. Почвой для этого семени является сердце человека. Под воздействием благодати Божьей это семя начинает прорастать. Суть этого явления прорастания состоит в том, что когда человек слышит слово Божие (свидетельство о Христе, проповедь в церкви, по радио или читает Библию), то под воздействием Святого Духа он начинает размышлять об услышанном. В процессе этого размышления в человеке рождается вера, ибо «вера от слышания, а слышание от слова Божия» (Рим. 10:17).

Что же означает собой эта вера? Бытовой смысл человеческой веры можно описать как его способность соглашаться с тем, что человек слышит, читает или узнает, это способность человека воспринимать получаемую информацию, как достоверную. Но в нашем случае речь идет не о человеческой вере, а Божьей, о которой Христос сказал: «Имейте веру Божию» (Мр. 11:23). Такая Божья вера проявляется в человеке, как озарение, как просветление. Человеку вдруг предстает перед тремя истинами: первая – что есть Бог (Евр. 11:6), вторая – что человек является грешником, причем погибшим грешником (Рим. 3:23), и третья – что Иисус Христос является единственным Спасителем (Иоан. 4:42; 1Иоан. 4:14; Деян. 4:12), что «так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Иоан. 3:16).

Дальше Дух Святой побуждает такого уверовавшего человека покаяться. Если в человеке, который слушает слово Божие, родилась Божья вера, то эта вера обязательно будет живой верой, то есть проявляющейся в делах веры, ибо «вера без дел мертва» (Иак. 2:20), а первым делом веры является покаяние. Иисус Христос в самом начале своего земного служения призывал людей к вере и покаянию, говоря, что «исполнилось время и приблизилось Царство Божие: покайтесь и веруйте в Евангелие» (Мар. 1:15). Это покаяние Писание называет еще обращением. Господь, посылая апостола Павла проповедовать язычникам Евангелие, сказал: «Я теперь посылаю тебя открыть глаза им, чтобы они обратились от тьмы к свету и от власти сатаны к Богу, и верою в Меня получили прощение грехов и жребий с освященными» (Деян. 26:17-18). Когда человек по побуждению Духа Святого совершает молитву покаяния и верою принимает в свое сердце Иисуса Христа как своего личного Спасителя и Господа, то Дух Святой производит в нем духовное рождение, или рождение свыше, в результате которого человек становится дитем Божьим.

Все вышесказанное раскрывает уверование и рождение свыше человека, приходящего к Богу из мира, который до этого никогда не слышал о Боге. Несколько по-другому происходит уверование и рождение свыше человека, с детства знающего о Боге, например, детей верующих родителей. Как правило, что истинно верующие родители с раннего возраста стараются сеять в сердцах своих детей семена истины, учат их молиться и прославлять Господа. С раннего возраста дети присутствуют на богослужениях, возможно, посещают воскресную школу. Со временем в сердце ребенка (отрока или юноши) рождается вера, сначала детская простая, а затем и зрелая Божия.

Эта вера тоже открывает человеку его греховность и порочность его характера и так же должна проявиться в деле веры, то есть в сознательном личном покаянии, ибо «вера без дел мертва» (Иак. 2:20). Это покаяние не обязательно должно сопровождаться сокрушением и плачем, как это чаще всего бывает у неверующих людей, приходящих из мира, ибо вера не есть проявление наших чувств, но дар Божий. Кроме того, на процесс уверования и покаяния оказывает определенное влияние тип темперамента человека (сангвиник, холерик, меланхолик, флегматик).

Когда ребенок воспитывается в верующей семье, то здесь действует духовный закон «соединяющихся сосудов». Согласно этому закону вера переходит от родителей к детям. Таким примером перехода веры от родителей к детям может служить Тимофей, в котором проявилась «нелицемерная вера, которая прежде обитала в его бабке Лоиде и матери Евнике» (2Тим. 1:5). Это, конечно, не значит, что все дети верующих родителей автоматически и обязательно идут по стопам веры своих родителей. Бывает, что у искренне верующих родителей, и даже у благословенных служителей, дети остаются неверующими. Принцип различной почвы сердца при сеянии семени Слова Божьего (Мф. 13:1-8) применим не только к неверующим людям, но также и к детям верующих родителей.

"...открытым оком".Вопрос 1507: 6 т. Вы постоянно говорите о необходимости рождения свыше, и что в Православии этой теме не посвящено ни часа за все годы. Я уже не раз слышала про то и до конца не пойму, что мне это может дать, если я уже давно хожу в церковь, и причащаюсь, и на исповеди бываю часто, и духовный отец у меня очень строгий, духовник, каких не каждый может сегодня найти.

Ответ: Коротко: признание себя погибшим грешником, уверовать во Христа, принять Его своим Спасителем, что Он умер именно за тебя, и жизнь в Святом Духе после принятия Крещения и святых Таинств в Церкви Христовой. Есть такая книга Петра Иванова «Тайна святых», которую мало кто читал, но многие ее ругают. А мне она дала радость. Если Вам это будет полезно, то вот выдержки из нее.

«Теперь будем говорить собственно о рождении свыше и что такое свет, даруемый при этом рождении. «В крещении мы еще не получаем совершенной благодати. Благодать крещения человек теряет обыкновенно в юности» - говорит св. Симеон Новый Богослов и прибавляет: «И Ты, Спаситель, хорошо зная это, даровал нам для второго очищения покаяние, запечатлев его благодатью Духа».

Однако дарование благодати при крещении и покаянии еще далеко не рождение свыше (т. е. перерождение из душевных в духовных): «В божественном крещении мы получаем отпущение прегрешений, освобождение от прародительской клятвы и освящаемся наитием Св. Духа, но совершенную благодать, как она означена в словах: «Вселюсь в них и буду ходить в них» (2Кор. 6:16) не тогда получаем. «Ибо это есть достояние совершенно утвержденных в вере и доказавших ее делами». св. Симеон Н. Богослов.

Перерождение душевных в духовных совершается в Церкви Христовой помощью (и трудами) любви братии друг к другу. Первоначальная церковь ясно сознавала, что именно в этом заключается ее назначение, ее цель. Об этом очень хорошо сказал св. Андрей Кесарийский, толкуя известный образ Апокалипсиса «жена имела во чреве и кричала от болей и мук рождения» (Откр. 12:2) : Церковь (жена) болеет, мучается (болезную с вами, сказал Апостол Павел), перерождая душевных в духовных, и видом и образом преобразуя их по подобию Христа. Апостол и духовные братья любят и мучаются, помогая достигнуть цели христианской жизни всем братьям.

В наше время церковь до того немощна любовью братии друг к другу, что она не в состоянии перерождать душевных в духовных. Она даже забыла, что цель христианской жизни в этом и заключается. Что и засвидетельствовал Духом Святым св. Серафим Саровский. Каким образом происходит перерождение из душевных в духовных, мы совершенно не можем себе представить. Некоторое понятие (скорее намёк) мы находим у святых отцов. Так св. Симеон Новый Богослов в гимне третьем, ведя речь как бы от Лица Божия, обращенную к нему самому, говорит: «Сначала умным только образом через умное чувство Я удостоил тебя голоса, а потом и луча, и после этого человеколюбно явился тебе, как Свет... Я начал, как ты знаешь, чаще являться тебе, мало по малу очищая душу твою покаянием и сожигая находящееся в тебе вещество страстей - эти не плотские или вещественные,- но невещественные тернии, как бы мрачные тучи, как бы густую мглу и тьму. После того, как бы просветился, разумеется, постом и трудами бдения, молитвы и великого злострадания, Я соделал тебя удобовместимым и очищенным в огне, чтобы пребывать тебе в нем (внимай) неопалимым. Тогда летавший вокруг тебя и окружавший тебя Свет, будучи сам по природе неприступен, весь вошел в тебя и чудным образом изменил тебя прекрасным изменением».

Но верующие имели тогда одно достоинство, которое покрывало все их недостатки. Сердца были по-детски открыты для послушания Слову Божию. Лишь только раздавался укор в нелюбви ко Христу, обличение в неправде, люди мгновенно изменяли свое поведение. Для христианина еще не рожденного свыше не в том верность истине, что он не грешит. Он даже не может не грешить: враг человеку повсюду расставил тончайшие, почти невидимые тенета соблазна. И думающий, что он не грешит, обманывает самого себя (I Ин. 1:8 ).

Насколько понятие: рождение свыше (вселение Духа Святого, цель христианства) было ясно в апостольские времена, настолько оно неясно (можно было бы сказать, вовсе неизвестно) в современном церковном обществе. Большинству в Церковном обществе кажется, что «должно вам родиться свыше» обозначает миропомазание христианина, при крещении совершаемое. Рожденный свыше имеет этот свет и может (если Богу угодно) распространять его на других; говоря иначе, вовлекать людей и всю природу в сферу его действия. «Духоносные души, озаренные от Духа, и другим сообщают благодать», - говорит св. Василий Великий. О самом Василии Великом так рассказывает св. Ефрем Сирии: «Я видел его в храме, стоящим перед лицом всей своей паствы, и все собрание, казалось мне, сияло Божественным светом благодати».

Несомненно, однако, что в церкви не только будет, но и было время, когда все члены церкви жили в Фаворском свете. «Церковь некогда была народом совершенным», - восклицает св. Григорий Богослов. Когда же это могло быть? Конечно, в ее самое первоначальное время до убийства первомученика Стефана и великого гонения на церковь, то есть до рассеяния ее по разным местам Иудеи и Самарии (Деян. 8:1 ). Это время можно назвать огненным состоянием церкви, оно не изображено (ибо как изобразить внутренний свет в душах), а таинственно обозначено в Деяниях Апостольских, именно: «у верующих была одна душа и одно сердце» (только у совершенных, рожденных свыше, может быть одно сердце и одна душа) и еще «великая благодать была на всех их» (Деян. 4:32-33) .

Страшные омертвения постигают церковь, когда иерархи забывают о цели христианской жизни и, следовательно, перестают внимать Духу Святому. Как свидетельствовал в свое время св. Серафим Саровский, говоря Мотовилову: «Дух Божий открыл мне, что Вы в юности Вашей усердно желали узнать цель христианской жизни, и у многих великих духовных особ о том спрашивали, и никто не сказал вам о том».

… В современном христианском (церковном) мире существует величайшее недоразумение. Распространено мнение, что слова Христа: «Если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия», не имеют предостерегающего значения для крещеного человека, ибо в Таинстве крещения и затем миропомазания человек рождается свыше и получает благодать Духа Святого для жизненного руководства. Но вот что говорит св. Симеон Новый Богослов в XI веке: «Сокровенное от начала мира таинство христианства состоит в приобретении благодати Божией. Наибольшая часть крещеных, именующихся христианами, не знает этого таинства христианства».

Многим представляется, что благодать Духа Св., полученная при миропомазании, пребывает в нас в скрытом виде; мы сами не знаем, как она нами руководит. Всякий живущий обычной христианской жизнью (или даже строгой христианской жизнью) почитается живущим во Христе. Но жизни во Христе нет, если человек вполне сознательно (т. е. разумеет через слышание голоса Божия волю Господню) не подчинен руководству Духа Святого. Слово Христа совершенно ясно: Ин.3:8 - «Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит: так бывает со всяким, рожденным от Духа». Об этом именно говорит св. Серафим Мотовилову: «Всякое доброе дело, не ради Христа делаемое, не приносит плода».

Здесь сказано о члене Церкви, который не знает о необходимости слышать голос Духа Святого. Голос Духа Св. передает нам личные указания живого Христа, Главы Церкви, исполняемые нами, они и есть дела, ради Христа делаемые. Много есть хороших и даже как бы добрых дел, но они не могут совершаться самочинно. Совершаемые самочинно, они не имеют плода, не ради Христа делаются. Понятно почему: только Глава Церкви - Христос знает место каждого в теле Церкви (ибо видит сокровенность души); только заняв именно ему указанное место, член Церкви находит самого себя, воистину принимает участие в строении Нового Иерусалима и сам возрастает во Христе. Созерцая историю христианской церкви, можно с некоторым страхом спросить: всегда ли так происходит в церкви Христовой, и если не всегда так, тогда что?

Строится Новый Иерусалим (в противоположность строящемуся на земле царству земному, в построение которого вовлечено многое множество христиан) и соработником его становится только послушный святому Строителю, Господу Христу, знающему тайны строения и раскрывающему их в меру сил и способностей через благодать Духа Святого верным. Итак, задача всякого христианина в том, чтобы научиться распознавать о себе волю Божию.

Но странно предполагать, что путь Христов каждого члена церкви может быть раскрыть только опытным старцем. Ведь редкие счастливцы имеют возможность повидать старца. Нет, все мы одинаково сыны Божий и каждый имеет получить благодать Духа Святого, чтоб возрастать в возраст Христов. И нет формы жизни самой по себе плохой, ибо каждая доля на земле может быть благословенна Богом: и к монаху, и к купцу, и к инженеру, и к воину, и к горничной - и повсюду приходит Дух Святый и говорит, как жить при данном положении, чтобы стать соработником по построению Нового Иерусалима. Неверно, что послушание даже самому святому старцу есть постоянный удел среднего человека. У Бога нет средних. «Малым сим» человек назван только до времени. Но вот сказано: «и последние будут первыми и первые последними». Высшие, низшие места в церкви это только Промысел Божий и при несовершенном состоянии Церкви очень часто испытание для высших.

Послушание имеет значение до рождения свыше послушника. Об этом именно говорит Ап. Павел: Гал.4:19 - «Дети мои, для которых я снова в муках рождения, доколе не изобразится в вас Христос!» , т. е. до второго рождения. Рожденный свыше уже сам таинственно для других наставляется Духом Святым, и никто не может уразуметь его жизни, почему и сказано: «побеждающему дам новое имя, которого никто не знает, кроме того, кто получает» (Откр. 2:17) . Или Ап. Иоанн говорит: «Впрочем, помазание, которое вы получили от Него (показанный по апостольской терминологии, - имеющий полноту Духа Святого, рожденный свыше, духовный) в вас пребывает и вы не имеете нужды, чтобы кто учил вас; но как самое сие помазание (разумеется, голос Духа Святого) учит вас всему, то чему оно научило вас, в том пребывайте» (I Иоанн 2:27) . И в другом месте: «Впрочем, вы имеете помазание от Святаго и знаете всё» (I Ин. 2:20).

Самое страшное в христианстве, что верующие постепенно (век за веком после апостольского времени) теряют память о своем главном назначении. Самая возможность слышать голос Божий представляется нам некоей прелестью. По наследству от отдаленных предков мы получили свое мёртвое отношение к живому Христу. Вспомним, с какими мучительными усилиями и как настойчиво старался св. Серафим объяснить неразумевшему (ибо нам кажется неудобопостижимым понятие о явлении Бога между людьми, «Его голос в нас») Мотовилову (хорошему, хотя и наивному, члену церкви) цель христианской жизни и необходимость «стяжать Духа Святого».

Вселение Духа Святого в члена Церкви, второе рождение - это тайна, раскрывшаяся в день Пятидесятницы. Это цель прихода Сына Божия на землю - основа новой твари, нового рода на земле. Еще при жизни своей на земле Христос говорил: Лк.12:49 - «Огонь пришел Я низвести на землю (Духа Святого), и как желал бы, чтобы он уже возгорелся!» Господь томился, ибо до сошествия Св. Духа (до Пятидесятницы), люди не были в состоянии начать новую жизнь. Тот, кому необходимо стяжать Духа Святого, еще не живет новой жизнью, не новая тварь. Таковы мы все, члены современной церкви. Великий святой, свидетель верный, посланный в церковь свидетельствовать истину, напомнил нам о цели христианской жизни. Но разве мы знаем, разве мы не тоскуем от глубокого бессилия и незнания, как стяжать Духа Святого.

Напрасно думать, что утратив так глубоко чувство христианской сущности, легко оживить его в церкви. Только сектанты могут вообразить себе, что стоит лишь отделиться от церкви и провозгласить себя рожденными свыше, как получишь ведение и слышание голоса Божия и станешь духовным. Достаточно прислушаться к их тону: или слишком восторженному (т. е. нетрезвому) или фантастически упрямому; чтобы убедиться в их самообмане. Нет, необходимы великие потрясения, - всесокрушающее воздействие благодати, как говорят духовные, - и неоднократно повторяющиеся. Только тогда мёртвое станет оживать. Только тогда Господь скажет нам, как найти Его».

"...открытым оком". Вопрос 636: 2 т. Как вы думаете, духовное рождение человека всегда происходит мучительно, через страдание?

Ответ: Муки рождения бывают затяжными даже на сутки, но далее смертельно опасно. Схватки могут начинаться раньше, но эти страдания относятся к рождению, хотя и бывают раньше на какое-то время. Поиск смысла жизни, разочарование в прежнем образе поведения, направления - это всё мучение, переоценка ценностей, сам же момент покаяния, признания себя погибшим грешником, встреча со Христом, принятие Его в свое сердце, как лично своего Спасителя - есть радостный акт, как для преступника открытая дверь камеры, амнистия, прощение, свобода, новая жизнь.

Рождение свыше - это смерть всему плотскому, тому что было раньше, это духовное рождение есть как бы совлечение плоти при смерти, и вхождение в лучезарный тройственный свет Божией любви, это приобретение сокровища, получение Библии в руки; как после долгой болезни - чудесное выздоровление, после кошмарной ночи ужасов и смертельных опасностей, среди преступников, сумасшедших людей внезапно оказаться во свете, в царском чертоге, в окружении любимых друзей. Рождение свыше - это не привычка, не научение, а полная перемена, перерождение из небытия в жизнь в Духе Святом. Все страдания, переживания, горе заменяются одним Христом. Ты рядом с Марией у ног Его, и Он ласкает тебя, отирает слезу, и говорит: «Это навсегда, из Моей руки никто тебя не похитит». Рождение свыше - это трепетное изъяснение в любви друг другу, душа захлебывается от счастья, подыскивая всё новые, нежнейшие слова: «Иисусе мой Пресладостный, Радость моя». Слова «Аллилуиа» и «Осанна» наполняют всё сознание: «Да, я спасен, спасен я от блужданья пытливого и гордого ума. Аллилуиа».

"...открытым оком". Вопрос 627: 2 т. Согласно вашим словам, если не помнишь момента встречи с Богом, то обращения не было. Даже если разумом принимаешь и священное Писание и все правила-каноны - все равно нельзя принимать крещение? Нужно ждать этого яркого момента? А если этого никогда не произойдет?

Ответ: Мне приходится очень сильно напрягаться, чтобы не заплакать здесь же за кафедрой. Дорогие мои, милые мои, любезные мои. Я говорю только о том, что нахожу в Писании, и что нахожу сам. Я мог бы вам не говорить этого, чтобы не тревожить вас, принимающих умом Писание и каноны, и правила, но я не могу удержать в себе эту радость встречи со Христом, благодати Духа Святого, крещения Духом Святым, которая не уменьшилась во мне за 40 лет, а только всё разгорается сильнее и сильнее. Иез.47:1,4-5 - «Потом привел он меня обратно к дверям храма, и вот, из-под порога храма течет вода на восток, ибо храм стоял лицом на восток, и вода текла из-под правого бока храма, по южную сторону жертвенника… И еще отмерил тысячу, и повел меня по воде; воды было по колено. И еще отмерил тысячу, и повел меня; воды было по поясницу. И еще отмерил тысячу, и уже тут был такой поток, через который я не мог идти, потому что вода была так высока, что надлежало плыть, а переходить нельзя было этот поток». Когда наш батюшка допускает до крещения всех, прошедших оглашение в несколько лет, но в которых огня нет и нет, он вынужден это делать, говоря: «Мы не можем руководствоваться чувствами», и нет никакого канона, который воспрепятствовал им креститься: «Не могу же я требовать с них, чтобы все были такими как ты, и так понимали». На это я отвечаю: «На меня и не надо быть похожими, потому что я грешный и очень страстный, увлекающийся человек, но ты же видишь, что они мертвые, что в них нет никакого огня, что они не будут двигаться вперед». Но, по пословице: бодливой корове Бог рог не дает - я не священник, но все же мысленно эту рогожку примеряю на себя: а если бы?.. Я точно также допустил бы их до крещения, будучи связан канонами, но я бы им говорил обязательно: «Вы мертвы, вам нельзя креститься, вы обманываете этим себя и Бога. Если вы креститесь сегодня, то дверь в храм окажется просто сорванной с петель, взломанной, протараненной канонами, которые сметают и меня вместе с дверью. И вы с тлеющим гнильем в мозгах войдете на литургию верных как настоящие христиане, не будучи таковыми по духу. Вы отныне перестанете тосковать за закрытыми дверями и будете считать себя как бы достигшими всего. Вы будете подобны молодому ростку, опущенному в кипяток, не созревшему до его температуры. Вы уже не будете тосковать нежным стенанием горлинки, прося любви. В вас незримо вселится чувство победителя-насильника, добившегося, но не получившего взаимности. Блаженны плачущие. Блаженство это не для хористов, а для плачущих. Рожденный свыше во всем и везде видит Бога, одного Бога - в травинке, в ветке, в событиях, в скорбях и испытаниях. Сердце усваивает Его Одного, и им живет, даже само будучи не очищено, и оно тоскует, желая обращения к нему». Православные сегодня об этом ничего не знают, всё сведено к механическому формализму и сорочьему снобизму всё знающих и повидавших, всё изучивших. Мф.6:33 - «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам». Душа в которой не вспыхнул свет любви к Богу - она должна тосковать, искать Возлюбленного и плакать о Нем, если этой встречи нет, если Он прошел мимо. Песн.5:4-6 - «Возлюбленный мой протянул руку свою сквозь скважину, и внутренность моя взволновалась от него. Я встала, чтобы отпереть возлюбленному моему, и с рук моих капала мирра, и с перстов моих мирра капала на ручки замка. Отперла я возлюбленному моему, а возлюбленный мой повернулся и ушел. Души во мне не стало, когда он говорил; я искала его и не находила его; звала его, и он не отзывался мне».

Я представляю как на эти вопросы отвечает Андрей Кураев, Амвросий Юрасов и другие академисты профессора. После их ответов хочется пить воду, смочить рот и внутренности. Они криком кричат: мы сами этого не пережили, зачем вы нас спрашиваете? Их ответы понятны миру и мир слушает их. 1Иоан.4:5 - «Они от мира, потому и говорят по-мирски, и мир слушает их». Но они не одни, так отвечают все, так преподают в академиях. Они цитируют Библию, но слова их мертвы, они не оживотворяют уже, когда проходят через них. Это я отношу ко всем, будь то патриархия, зарубежники или старообрядцы.

Д-р Билли Грэм

"Если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия". Иоан. 3,3

Если бы я мог придти запросто к вам и поговорить с вами с глазу на глаз, вы наверно признались бы мне: "Я смущен и сбит с толку. Я преступил Божии законы. Я жил вопреки Его заповедям. Я пытался установить свои собственные правила, и мне это не удалось. Те горькие уроки, которые я испытал, были познаны мною в страданиях и трагических переживаниях. Чего бы я ни дал, чтобы родиться снова! Чего бы я ни дал, чтобы вернуться назад и начать все сначала, и по совершенно другому пути я бы тогда пошел!"

Если эти слова находят знакомый отклик в вашем сердце, если эхо подобных мыслей звучало в вашем уме, то я скажу вам великую весть: Иисус Христос сказал, что вы можете родиться вновь! Вы можете получить возможность нового и лучшего начала, о котором вы мечтаете. Вы можете избавиться от вашего греховного и опостылевшего вам "я" и стать новым человеком, чистым и мирным существом, с которого омыт грех.

Как бы ни было загрязнено ваше прошлое, как бы безрадостно ни было настоящее, каким бы безнадежным ни казалось ваше будущее - выход есть. Есть надежный, безопасный, вечный выход: но только один. Вам остается только выбрать. Вам нужно вступить на иной единый путь, полностью отличающийся от того бесцельного я бесплодного пути, которому вы следовали до сих пор.

Вы можете продолжать оставаться тем жалким, недовольным, устрашенным, несчастным, противным самому себе существом, которым вы были до сих пор, но вы можете решить сейчас же, что вы желаете родиться вновь. Вы можете решиться сию же минуту оставить ваше греховное прошлое и начать снова, совершенно снова и правильно вашу жизнь. Вы можете решить сейчас же стать таким человеком, которым обещает вас сделать Иисус Христос.

Следующим логическим вопросом с вашей стороны будет: "Как же я могу достичь этого нового рождения? Как я могу переродиться? Как я могу начать жизнь снова?"

Это тот вопрос, который Никодим задал Иисусу Христу две тысячи лет тому назад под небом Палестины. Возрождение, однако, имеет большее значение, чем просто начать жизнь снова, перевернуть новую страницу, или исправиться. Как мы уже видели, Библия учит, что вы родились первый раз в физическом мирe, но ваша духовная природа родилась в грехе. Библия учит, что вы, "мертвы по преступлениям и грехам вашим" (Ефес. 2,1).

Библия учит, что в вашей греховной и мертвой природе нет ничего жизнетворного. Рожденные в грехе, вы не можете создать праведной жизни. Многие люди стараются вести добрую, святую и праведную жизнь без духовного возрождения, но им это не удастся. Труп не может произвести жизнь. Библия учит, что "сделанный грех рождает смерть" (Иак. 1, 15). Мы все духовно мертвые.

Ваша старая природа не может служить Богу. Библия учит: "Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия... и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно" (1 Кор. 2,14). В нашем естественном состоянии мы в сущности во вражде с Богом. Мы не покоряемся закону Божию, да и не можем покоряться, согласно посланию к Римлянам 8, 7.

Библия учит нас также, что наша прежняя природа насквозь испорчена. "От подошвы ноги до темени головы нет у него здорового места; язвы, пятна, гноящиеся раны, неочищенные и необвязанные и несмягченные елеем" (Исайя 1, 6). "Лукаво сердце человеческое более всего и крайне испорчено" (Иер. 17, 9). Эта испорченность истекает из плотских похотей.

Библия также учит нас, что наша ветхая природа - природа себялюбия. Она не в состоянии обновиться. Библия учит нас, что когда мы рождаемся свыше, мы "совлекаем" или снимаем с себя ветхого Адама, а не исправляем его. Наш "ветхий человек" должен быть распят, а не развиваться. Иисус Христос сказал: "Вы очищаете внешность чаши и блюда, между тем как внутри они полны хищения и неправды" (Матф. 23, 25).

И Библия учит нас также, что до тех пор, пока мы не испытали этого нового рождения, мы не можем войти в Царствие Небесное. Иисус Христос сказал еще определеннее: "Должно вам родиться свыше" (Иоан. 3, 7). В этом нет ничего неопределенного, ничего приблизительного. Тот, кто хочет войти в Царствие Небесное, должен родиться свыше.

Спасение это не исправление своего первоначального "я", но новое "я", созданное Богом в праведности и подлинной святости. Возрождение, это - не перемена нашего естества, или перемена сердца. Родиться свыше это значит не перемениться, а действительно возродиться, получить совсем новое естество. Это - второе рождение. "Должно вам родиться свыше".

В ветхой природе человека нет ничего, что было бы приемлемым Богу. В ней нет здорового места. Ветхая природа человека слишком слаба, чтобы следовать за Христом. "Так что вы не то делаете, что хотели бы" (Гал. 5,17). Живущие по плоти Богу угодить не могут. "Течет ли из одного отверстия источника сладкая и горькая вода? Не может, братия мои, смоковница приносить маслины, или виноградная лоза смоквы; также и один источник не может изливать соленую и сладкую воду" (Иак. 3,11-12).

Ветхий человек описывается в послании к Римлянам так: "Гортань их - открытый гроб; языком своим обманывают; яд аспидов на губах их; уста их полны злословия и горечи. Ноги их быстры на пролитие крови; разрушение и пагуба на путях их; они не знают пути мира. Нет страха Божия пред глазами их" (Римл. 3,13-18).

Как можете вы исправить, или подновить, или изменить подобные гортани, языки, уста, ноги и глаза? Это невозможно. Иисус Христос знал это и потому сказал: "Вам должно родиться свыше". Библия говорит в другом месте: "Может ли Ефиоплянин переменить кожу свою и барс - пятна свои?" (Иер. 13, 23). И в послании к Римлянам 7,18 сказано: "Ибо знаю, что не живет во мне, то есть в плоти моей, доброе". И Библия говорит также: "Старайтесь иметь мир со всеми и святость, без которой никто не увидит Господа" (Евр. 12,14).

Жизнь, дающаяся новым рождением, не может быть получена естественным развитием собственных усилий. Человек по своему существу не имеет той святости, которая требуется Богом для Царствия Небесного. Только в новом рождении можно найти начало для такой жизни. Для того, чтобы жить жизнью Бога, мы должны иметь Божию природу.

Обретение новой жизни походит на монету. Монета имеет две стороны: лицевую и оборотную. Обретение новой жизни также имеет две стороны: божественную и человеческую. Мы видели человеческую сторону в главе об обращении, то есть мы познали, что мы должны сделать. Рассмотрим теперь, что делает Бог.

Возрождение это полностью дело Духа Святого. Вы ничего не можете сделать, чтобы получить новое рождение. Библия говорит: "А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими, которые не от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились" (Иоан. 1,12-13). Другими словами, вы не можете возродиться от плоти и крови; это означает, что вы не можете унаследовать новое рождение.

Вы не можете унаследовать и христианство. Ваш отец и мать могут быть христианами, но из этого не обязательно следует, что их ребенок будет христианином.

Вы не можете родиться от хотения плоти, говорится в Священном Писании. Другими словами, вы ничего не можете сделать сами. Вы мертвы. У мертвого человека нет жизни, и поэтому он ничего не может сделать.

Вы не можете родиться и человеческим хотением. Это новое рождение не может быть достигнуто человеческими способами и желаниями. Некоторые считают, что они автоматически рождаются свыше, если присоединяются к какой-нибудь церкви, исполняют какой-нибудь религиозный обряд, принимают новогоднее решение исправиться. Все это хорошо и правильно, но нового рождения это еще не дает.

Иисус Христос сказал, что нам "должно родиться свыше". "Должно" - это пассивное состояние. Это означает, что для нас должно быть что-то сделано. Человек не может родиться сам. Ему "должно" родиться. Новое рождение совершенно вне нашей воли. Другими словами, новое рождение - это дело рук Божиих - нас рождает Бог.

Никодим не мог понять, как он может родиться вторично. В своем смущении он дважды повторил: "Как?"

Даже если новое рождение и кажется таинственным, это не делает его неистинным. Мы можем не понимать, "как" все происходит с электрическим током, но мы знаем, что он освещает наши дома, дает нам возможность смотреть по телевидению и слушать радио. Мы не понимаем, каким образом овца выращивает шерсть, корова - жесткие, короткие волосы на своей шкуре, а птица свои перья - но мы знаем, что это так происходит. Мы не понимаем многих тайн, но мы принимаем на веру тот факт, что в ту минуту, когда мы покаемся в наших грехах и обратимся в вере к Иисусу Христу, мы родимся свыше.

Это есть слияние божественной жизни с человеческой душой. Эта пересадка или проникновение божественного естества в человеческую душу делает нас чадами Божиими. Бог вдохнул в нас Свое дыхание. Через Духа Святого Иисус Христос вселяется в наше сердце, и мы соединены отныне с Богом навеки. Это означает, что если вы родились свыше, вы будете жить до тех пор, пока жив Бог, ибо отныне вы разделяете с Ним Его жизнь.

Когда вы родитесь свыше, произойдут различные последствия. Во-первых, это рождение повысит вашу способность видеть и понимать. Слово Божие говорит: "Потому что Бог, повелевший из тьмы воссиять свету, озарил наши сердца, дабы просветить нас познанием славы Божией в лице Иисуса Христа" (2 Кор. 4, 6). И в другом месте сказано: "Просветил очи сердца вашего, дабы вы познали" (Ефес. 1,18). То, над чем вы раньше смеялись, как над неразумием, вы теперь принимаете верой. Меняется все ваше духовное отношение. Бог становится осью вашего мышления, становится для вас центром. Ваше "я" свержено с пьедестала.

Во-вторых, в вашем сердце происходит переворот. Библия говорит: "И дам вам сердце новое и дух новый дам вам; и возьму из плоти вашей сердце каменное, и дам вам сердце плотяное" (Иезек. 36, 26). Бог говорит: "Вложу закон Мой во внутренность их и на сердцах их напишу его" (Иер. 31,33).

Ваши привязанности также подвергнутся радикальной перемене. Ваша новая природа теперь будет любить Бога и все то, что к Нему относится. Вы теперь любите все самое великое и прекрасное в жизни. Вы отвергаете все низкое и мерзкое. У вас сразу создается другая оценка всех общественных вопросов в окружающей вас жизни. Ваше сердце бьется сочувствием к тем, кто в нужде.

В-третьих, ваша воля также подвергается громадному изменению. Ваши решения стали другими, потому что изменились побуждающие их причины. Библия говорит: "Бог же мира... да усовершит вас во всяком добром деле, к исполнению воли Его, производя в вас благоугодное Ему чрез Иисуса Христа" (Евр. 13, 20-21).

Эта новая природа, которую вы получаете от Бога, покорна Его воле. Вы будете желать выполнять только Его волю. Вы будете совершенно и до конца преданы Ему. Это дает новое самоопределение, новые склонности, новое настроение, новый принцип жизни, новый выбор. Вы желаете прославлять Бога. Вы ищете общения с другими верующими в церкви. Вы полюбите Библию. Вы полюбите проводить время в молитве с Богом. Изменилось все расположение вашего духа. Поскольку прежде ваша жизнь была полна неверием, как корнем и основанием для всякого греха, и вы сомневались в Боге, настолько теперь вы верите в Него, вы имеете полное доверие к Богу и к Его Слову.

Раньше могло быть время, когда центром вашей жизни была ваша гордость. Вы питали честолюбивые мысли, гордились своей властью, желаниями и целями; но теперь эти желания изменились. Могло быть время, когда в вашей жизни царила ненависть; ваши мысли были полны зависти, недовольства и злобы по отношению к другим людям. Но теперь и это изменилось.

Было время, когда вы могли легко солгать. В ваших мыслях, словах и делах было много ложного и лицемерного. Все это теперь изменилось. Было время, когда вы предавались наслаждениям плоти. Изменилось и это. Теперь вы родились свыше. Может быть вы и попадетесь еще в одну или другую западню, расставляемую нам диаволом, но вы сразу же пожалеете об этом, раскаетесь в ваших грехах и попросите прощения, ибо вы возродились. Изменилась вся ваша сущность.

Есть старый рассказ о свинье и ягненке. Один фермер привел в свой дом свинью. Он вымыл ее, отполировал ее копыта, облил ее духами, повязал ей на шею ленту и посадил ее в гостиной. Свинья выглядела прекрасно. Казалось, она была вполне на своем месте в обществе фермера и его друзей, которые пришли к нему в гости. Свинья выглядела такой свежей и чистенькой. На несколько минут она была всеобщим любимцем. Но как только открылась дверь, свинья выбежала из гостиной и бросилась в первую грязную лужу, которая попалась ей на дороге. Почему? Потому что в своей сути она осталась свиньей. Ее природа не изменилась. Она переменилась внешне, но не внутренне.

Возьмите теперь ягненка. Поместите его в гостиную, а потом пустите на двор. Он постарается обойти все лужи и грязь. Почему? Потому что он по своему существу ягненок.

Вы можете взять человека, нарядить его, посадить его в первом ряду в церкви, и он будет выглядеть как святой. Он может даже на первый взгляд очаровать своих близких друзей, но дайте ему на следующий день пойти на работу, остаться дома или пойти в следующую субботу в его клуб, и вы увидите, как его настоящая природа снова выйдет наружу. Почему он поступает так? Потому что его природа не изменилась. Он не возродился. Но в тот же момент, когда вы получите новое рождение, когда возродитесь свыше, когда вы примете этот божественный дар нового существа, вы оправданы в глазах Бога. Оправдание - это дело Божие. Своим оправданием Господь объявляет нечестивого человека совершенным, в то время как он еще грешник. Бог ставит вас перед Собой, как будто вы никогда не совершали грехов.

Апостол Павел говорит: "Кто будет обвинять избранных Божиих? Бог оправдывает их" (Римл. 8, 33). Ваши грехи прощены. Бог ввергнул в пучину морскую все грехи наши (Мих. 7,19), "бросил за хребет Свой все грехи мои" (Исайя 38,17). Всякий грех стерт. Вы стоите перед Богом как должник, но вы получили прощение и примирены с Богом. До тех пор вы фактически были противником Бога. Библия говорит: "И не довольно сего, но и хвалимся Богом чрез Господа нашего Иисуса Христа, посредством Которого мы получили ныне примирение" (Римл. 5,11). Но более того: вы приняты в Божью семью, вы теперь чадо Божие. "Предопределив усыновить нас Себе чрез Иисуса Христа, по благоволению воли Своей" (Ефес. 1, 5). Вы теперь член Небесной семьи. В ваших жилах царская кровь. Вы чадо Царя царей. В ваших глазах горит новая искра, ваш шаг окрылен, ваше лицо сияет улыбкой. Даже ваши друзья замечают перемену, которая произошла в вашей жизни. Вы родились свыше.

Как только вы родитесь свыше, произойдут известные перемены. Во-первых, у вас будет другое отношение к греху. Вы выучитесь ненавидеть грех, как Бог ненавидит его. Вы будете с отвращением и презрением относиться к нему.

В городе Хоустоне, в Техасе, на одном из наших собраний один человек получил рождение свыше. У него была винная лавка. На следующий день на двери лавки висела вывеска: "закрыто".

Некоторое время тому назад я слышал об одном человеке, который родился свыше во время евангелизации. Он был известен всему городу, как пьяница. Его так и звали: "Старый Джон". На следующее утро кто-то встретил его на улице и сказал: "Доброе утро, Старый Джон".

"С кем вы говорите?" спросил он, "меня не зовут больше Старым Джоном. Я теперь "Новый Джон".

В его жизни произошел полный переворот.

Во-вторых, вы будете знать, что вы родились свыше, потому что будете испытывать желание | повиноваться Богу. "А что мы познали Его, узнаем из того, что соблюдаем Его заповеди" (1 Иоан. 2, 3).

В-третьих, вы будете отделены от мира. Библия говорит: "Не любите мира, ни того, что в мирe; кто любит мир, в том нет любви Отчей" (1 Иоан. 2,15).

В-четвертых, в вашем сердце возникнет новая любовь к ближним. Библия говорит: "Мы знаем, что мы перешли из смерти в жизнь, потому что любим братьев; не любящий брата пребывает в смерти" (1 Иоан. 3, 14).

В-пятых, мы не будем грешить. Библия говорит: "Мы знаем, что всякий, рожденный от Бога, не грешит" (1 Иоан. 5, 18). Мы больше не будем вовлекаться в греховные поступки.

В Техасе рассказывают историю о человеке, который каждое утро имел обыкновение привязывать свою лошадь перед дверью кабака. Однажды хозяин кабака выглянул на улицу и увидел, что лошадь его постоянного посетителя привязана у дверей методистской церкви. Увидя хозяина лошади идущим по улице, он крикнул ему: "Скажи-ка, почему сегодня утром твоя лошадь привязана перед дверьми церкви?"

Тот повернулся и ответил: "Вчера вечером я обратился на молитвенном собрании, и теперь моему коню придется переменить стоянку".

Вот что означает возрождение. Вот что означает обращение. Оно означает, что вы меняете свое место во всей жизни.

Д-р Билли Грэм, Мир с Богом

Лучшие статьи по теме