Психология. Отношения. Личность. Общение
  • Главная
  • Психология
  • Фребель педагогические труды. Педагогическая система Ф. Фребеля. Другие дары Фребеля

Фребель педагогические труды. Педагогическая система Ф. Фребеля. Другие дары Фребеля

Алина Царькова
Фридрих Вильгельм Август Фрёбель. Вклад в развитие дошкольного образования

Фридрих Фрёбель родился 21 апреля 1782 года в семье пастора в Обервейсбахе. Он был шестым ребёнком в семье. Мать умерла, когда Фридриху было 9 месяцев . Эту раннюю потерю Фрёбель переживал всю жизнь , так как его воспитанием в семье никто не занимался.

Первоначальное образование он получил в деревенской школе для девочек.

В 1792 году его дядя, пастор Гофман в Ильме, взял его к себе. Отданный в городскую школу, он плохо занимался и считался малоспособным. Но он много читал, собирал растения, определял их, занимался геометрией.

С 1799 года он слушал в Йенском университете лекции по естественным наукам и математике, но через два года был вынужден, вследствие недостатка средств, покинуть университет. Прослужив несколько лет делопроизводителем в разных лесничествах, Фрёбель отправился во Франкфурт на Майне с целью изучить строительное искусство. Здесь он познакомился с Грунером, старшим учителем образцовой школы , часто беседовал с ним о разных педагогических вопросах и, заняв место учителя в его школе, всецело посвятил себя делу воспитания.

В 1808 году Фрёбель переселился в Ивердон и поступил учителем в школу известного швейцарского педагога Песталоцци.

Небольшое наследство, полученное в 1811 году после дяди, дало Фрёбелю возможность поступить в Гёттингенский университет, а затем в Берлинский.

Когда началась война 1813 года, он вступил волонтером в действующую армию.

13 ноября 1816 года Фрёбель открыл в Грисгейме первое учебное заведение для мальчиков, организованное по его системе.

В 1818 году Фрёбель женился . Его жена увлеклась его идеями и пожертвовала на их осуществление все свое состояние.

Постепенно школа Фрёбеля начала процветать . В 1821 – 1825 годах в ней насчитывалось около 60 воспитанников. К этому периоду относится составление главного литературного труда Фрёбеля : «О воспитании человека» , напечатанного в 1826 году. В этой работе он впервые описал систему учебных средств для маленьких детей.

В 1836 – 1837 гг. Фрёбель разрабатывает план элементарной школы при сиротском доме в Бургдорфе. В этом плане изложена педагогическая система воспитания.

В 1838 – 1839 гг. Фрёбель путешествует по городам Германии со своими публичными лекциями о школе для детей.

В 1838 -1840 гг. он издаёт «Воскресный листок» под девизом «Будем жить для наших детей» .

В 1839 г. Издаётся его известная книга «Материнские и ласкательные песни» .

В 1840 году он переселился в Бланкенбург, где и открыл первое учебное и воспитательное заведение для детей дошкольного возраста , назвав его «детским садом» .

Название «детский сад» прижилось и существует до сих пор. Почему это именно «сад» ? Ф. Фрёбель объяснял это так : «1) настоящий сад как место общения ребёнка с природой должен составлять неотъемлемую принадлежность заведения; 2) дети, подобно растениям, нуждаются в умелом уходе», работающих в нём педагогов назвал «садовницами» .

Воспитательниц и нянь для детских садов специально обучали.

Фрёбель не просто создал первый в мире детский сад, но и разработал основы методики обучения детей. Ведущее место в своей системе он отдавал игре и специально созданной обучающей (дидактической) игре и игрушке. Фридрих Фрёбель писал : «Игра есть высшая ступень детского развития , Игра – самое чистое и самое духовное проявление человека. Игра является прообразом всей человеческой жизни».

В 1844 г. Выходит в свет его вторая крупная работа «Сто песен к играм в мяч» . Песни и игры использовались в практике детского сада.

В 1849 – 1850 гг. Фридрих Фрёбель объехал крупные города Германии с лекциями о распространении идеи о детских садах. В это же время во многих городах Германии открываются детские сады по системе Фрёбеля . Его педагогические идеи вошли в единую систему образования от детского сада до университета.

22 сентября 1851г. по идеологическим мотивам все детские сады в Германии были закрыты, Фрёбель принял этот удар стойчески и сказал : «Будем усердно работать, а труды не пропадут даром» .

Его надгробие выполнено в виде трёх фигур – куба, цилиндра и шара. Это его идеи об единстве и многообразии мира и одновременно это памятник первым в мире дидактическим игрушкам для дошкольников .

Идеи Фрёбеля не умерли вместе с ним. Его ученики, соратники продолжали распространять его идеи по всему миру. Детские сады в 19в. появились в Швейцарии, Англии, США, России. В 1860 г. в Германии детские сады вновь были открыты.

На основании педагогической системы Фрёбеля разработаны многие современные дошкольные пособия : кубики Никитина, блоки Дьенеша, палочки Кьюзинера, Монтессори материалы и др.

Заслугой Фрёбеля явилось введенное им разнообразие видов детской деятельности : подвижные игры, пальчиковые игры, рисование, работа с мягкими материалами, плетение и вырезание из бумаги, вышивание, выкладывание фигур из металлических колец, гороха, бус, выпиливание, конструирование и др. Многие из этих занятий, преобразованные методически , до сих пор используются в детских садах.

Фрёбель изобрёл систему раннего развития , основанную на т. н. «дарах» , которые впоследствии получили его имя.

Фребель замечал, что шар наиболее удобен ребенку, и шар является «единством в единстве» , шар - символ движения, шар - символ бесконечности и т. д.

Мячи небольшие, мягкие, связанные из шерсти, окрашенные в различные цвета : красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, фиолетовый (т. е. цвета радуги) и белый (всего 7 мячей) . К каждому мячу прикреплена ниточка.

Раскачивая шарик в разные стороны, приговаривая «вперед-назад» , «вверх-вниз» , «вправо-влево» , ребенок знакомится с пространственными представлениями.

Второй дар включает в себя набор из шара, цилиндра и кубика. (Возраст с 2 лет) . Диаметр шара, диаметр основания цилиндра и ребра кубика одного размера. Все фигуры выбраны не случайно : шар - символизирует движение, куб - покой, цилиндр совмещает свойства обоих предметов.

Занятие по Фрёбелю со вторым даром

1) Сравнение фигур между собой, с выявлением особенностей каждой.

2) Наблюдение вращающихся на шнурке фигур и сравнение их поведения при вращении.

Выявление, фактов : 1. Быстро крутящийся шар не изменяет свою форму, в отличии от куба и цилиндра. 2. В то время как быстро вертящийся куб, подвешенный за центр ребра, принимает форму цилиндра.

Третий дар - куб, разделенный на восемь кубиков (куб разрезан пополам, каждая половина - на четыре части) . (Возраст : от 4 лет) . Посредством этих предметов ребенок, считал Фребель, получает представление о целом и составляющих его частях («сложное единство» , «единство и многообразие » );

Фрёбель предлагает три основных типа занятий :

1)Жизненные формы. Этот тип занятий подразумевает конструирование предметов из окружающей жизни. (Стол, стул, ворота) .

Дети могли их сделать по образцу , по картинке.

2)Изящные формы. При занятия изящными формами, ребенок выкладывает кубики в виде различных симметричных абстрактных узоров.

При занятиях с жизненными и изящными формами следует соблюдать правила : - Готовые фигуры не разрушаются; - Новые фигуры создаются путем трансформации предыдущей фигуры.

Такой конструктор позволяет научить ребёнка координировать движения, познакомиться с предлогами и наречиями над, под, вверху, внизу, справа, слева, узнать понятия длины, ширины.

3)Математические формы предполагают использование кубиков в качестве счетного материала.

Четвертым даром Фрёбеля являются 8 деревянных плиток. (Возраст с 4 лет) . Длина каждой плитки вдвое больше, чем ширина. Ширина каждой плитки вдвое больше, чем толщина. Если два ряда, по 4 плитки каждый, положить рядом, то получим куб. Этот куб по размерам должен быть равен кубу из 8 кубиков третьего дара.

Занятия с четвертым даром аналогичны занятиям с кубиками третьего дара (жизненные, изящные и математические формы) . Для них остаются все те же правила.

Пятый дар состоит из 27 маленьких кубиков, шесть из которых разделены на более мелкие части - призмы. (Возраст : с 5 лет) . Три разделены на 2 половины, другие три - на 4 части. В итоге набор включает 39 частей. Если построить из всех частей куб, то он должен по размерам быть равен кубам третьего и четвертого дара.

Шестой дар является продолжением четвертого дара и состоит из 27 маленьких плиток, шесть из которых разделены на более мелкие части. (Возраст : с 6 лет) . Итоговое количество деталей в наборе - 33 шт. Шестой дар позволяет при конструировании воспроизводить объекты достаточно высокого уровня реализма. Толщина плиток позволяет конструкциям в большой степени походить на настоящие.

При строительстве соблюдаем те же правила : строим не разрушая, а преобразовывая существующую постройку. После постройки каждого объекта беседуем. В ходе беседы обсуждаем реальный объект, повторяем его назначение, свойства. Затем сравниваем реальный объект с получившейся моделью, выделяем её сходства, отличия и функционал. Для взрослого это очевидные вещи, но ребенку необходимо осознать всю эту информацию, поэтому её очень полезно проговаривать вслух.

Дар седьмой : цветные фигуры. (С 5 лет)

Цель : демонстрирует абстракцию, подготавливает ребёнка к рисованию; развивает воображение . Применение : используется для демонстрации изображения как заместителя реальных объектов.

Дар восьмой : палочки. Цель : демонстрирует линию и вводит понятие длины. Применение : используется для введения идеи периметра. Направленность : развивает моторные навыки

Дар девятый : кольца и полукольца.

Цель : представляет идею кривой Применение : используется для введения идеи края цилиндра. Направленность : развивает моторные навыки , координацию, переводит математические способности на новый уровень.

Дар десятый : мозаика.

Цель : демонстрирует, что линия состоит из точек.

Одной из основных задач игры с мозайкой является изучение сочетания цветов и составление цветных узоров.

Направленность : развивает моторные навыки , координацию, переводит математические способности на новый уровень. Теперь ребёнок может переходить к изобразительной деятельности .

Почему Фрёбель – педагогика популярна и сегодня в мире

Педагогическая система Фридриха Фрёбеля основана на математике, эстетике и взаимодействии с природой. Именно поэтому та среда, которую он разработал, не подвержена влиянию времени;

В последнее время систему детского образования , основанную на принципах Фрёбель – педагогики всё чаще называют «устойчивой системой образования воспитания детей раннего возраста»;

Сложные задания и игры, которые впервые предложил Фрёбель являются примером наиболее эффективного метода саморазвития и самовоспитания детей от рождения до школы;

Влияние игры на качество образования в детских садах доказали долгосрочные международные исследования.

Слайд 17 Спасибо за внимание!

Фридрих Фрёбелъ (1782-1852) в своих педагогических воззрениях исходил из всеобщности законов бытия: "Во всем присутствует, действует и царит вечный закон... и во внешнем мире, в природе, и во внутренним мире, духе..." Назначение человека, по Фребелю, – включиться в осеняемый этим законом "божественный порядок", развивать "свою сущность" и "свое божественное начало". Внутренний мир человека в процессе воспитания диалектически переливается во внешний. Воспитание и обучение предлагалось организовать в виде единой системы педагогических учреждений для всех возрастов.

В основном педагогическом сочинении Фребеля " Воспитание человека" (1826) подчеркнуто, что человек по своей сути - творец. Воспитание должно выявить и развить в человеке соответствующие творческие задатки. Фребель сформулировал несколько законов воспитания: самораскрытие божественного начала в человеке, поступательное развитие человека, закон природосообразного воспитания. Фребель полагал, что ребенок в своем развитии творчески повторяет исторические этапы генезиса человеческого сознания.

Центром педагогической системы Фребеля является теория игры.

По Фребелю, детская игра - "зеркало жизни" и "свободное проявление внутреннего мира". Игра - мостик от внутреннего мира к природе. Природа представлялась Фребелю в виде единой и многообразной сферы. Шар, куб, цилиндр и прочие предметы, олицетворяющие сферичность природы, - это средства, с помощью которых устанавливается связь между внутренним миром ребенка и внешним миром.

  1. Традиции семейного, домашнего и общественного воспитания детей дошкольного возраста в странах Западной Европы и Америки 17-18 вв.

В XVII-XVIII вв. педагогика и школа в Западной Европе и Северной Америке развивались в экономических и социальных условиях, переломных для человечества. Социальные институты и идеология феодализма превратились в тормоз для воспитания и образования. В противоречие со временем вступала традиция, в соответствии с которой жизненный успех обеспечивали не деловые качества и образованность, а игра обстоятельств и принадлежность к привилегированным сословиям. В результате на вершину власти поднимались люди если не невежественные, то, во всяком случае, не получившие достаточного воспитания и образования.

В недрах феодализма ускорилось формирование иных общественных и духовных ценностей, решительно пересматривалась концепция человека и мира. Наиболее заметная роль в критике сословной школы, в разработке новых педагогических идей принадлежала представителям позднего Возрождения и возникшего в XVIII в. движения Просвещения. Появляется небывалое до того времени число педагогических трактатов, в которых было выражено стремление сделать личность свободной посредством воспитания и образования, обновить духовную природу человека. Педагогическая проблематика становится одним из приоритетов научных исследований. Новая педагогическая мысль стремилась превратить педагогику в самостоятельную область исследований, отыскать законы педагогического процесса.

Новый идеал личности был ориентирован на формирование человека, который постигает окружающую действительность как целостный мир, являющийся частью множества иных миров. Воспитать такого человека можно было только на основе нового знания, необходимого для занятий коммерцией, путешествий и т.д. Такое знание могло даваться лишь на родном языке. Следовало интегрировать с этим новым знанием средневековую "школьную премудрость" на латинском языке.

Нидерландская революция (1566-1609), Английская революция (1640-1660), война за независимость США (1777-1783), Французская революция (1789-1794) - таковы исторические точки отсчета возникновения и развития новой педагогики и школы в XVII-XVIII вв.

XVII столетие было временем рационализма и индивидуализма, выразившихся в соответствующем осмыслении природы человека и воспитания. В этот период возрастает роль образования, что также получило отражение в педагогической мысли. Новая педагогическая мысль стремилась базировать свои выводы на данных экспериментальных исследований. Все более очевидной становилась роль естественнонаучного, светского образования. Ярким примером проявления указанных тенденций может служить творчество ряда мыслителей.

Так, английский ученый Френсис Бэкон (1561-1626) целью научного познания считал освоение сил природы путем последовательных экспериментов. Провозгласив власть человека над природой, Ф. Бэкон вместе с тем видел его частью окружающего природного мира, т.е. фактически признавал принцип природосообразного познания и воспитания.

Немецкий педагог Вольфганг Ратке (1571-1635) также отстаивал природосообразность обучения, которую трактовал как дедуктивное движение от простого и известного к сложному и непознанному.

В работе "Всеобщее наставление" Ратке проводил мысль о создании демократических учебных заведений. Он подчеркивал необходимость педагогических знаний для каждого человека как условия счастливого существования. Ратке создал новую науку - методологию образования. Ученый установил критерии, по которым следовало строить научные педагогические исследования и содержание образования. Он расширил предмет дидактики как науки о формировании личности.

В "Франкфуртском мемориале" (памятной записке) (1612) Ратке сформулировал педагогических требования в духе Нового времени и идеи объединения Германии: особое внимание обучению родному языку в начальной школе, превращение школы единого общего языка в основу системы школьного образования

Новый взгляд на природу и человека с особой силой выразил французский философ Рене Декарт (1596-1650). В отличие от сенсуализма Ф. Бэкона и Я.А. Коменского, Р. Декарт воспринимал природу как некий механизм, законы которого можно постичь лишь разумом.

Декарт полагал, что если окружающая человека природа (мировая материя) подчинена универсальным законам механики, то человек не только материальная, но и мыслящая, духовная субстанция, производная от Бога. При воспитании, следовательно, нужно учитывать дуализм человеческой сущности.

Декарт считал, что в процессе воспитания необходимо преодолевать издержки детского воображения, при котором предметы и явления видятся не такими, какие они есть на самом деле. Он писал: "Мы столько раз испытывали в нашем детстве, что плача, приказывая и пр., мы подчиняем себе наших кормилиц и получаем вещи, которых желаем, так что незаметно приобретаем убеждение в том, что мир существует только ради нас и что все принадлежит нам." Подобные особенности ребенка, полагал ученый, идут вразрез с нормами нравственности.

Будучи убежденным в нравственном и интеллектуальном вреде детского эгоцентризма, Декарт советовал прилагать максимум усилий для развития у учащихся способности к суждениям (самостоятельному и верному осмыслению собственных поступков и окружающего мира).

Среди педагогов начала Нового времени особое место принадлежит Яну Амосу Коменскому (1592-1670). Философ-гуманист, общественный деятель, он занял видное место в борьбе против отживших и отживавших норм, принятых средневековьем в науке и культуре, в воспитании и образовании. Я.А. Коменского по праву можно назвать отцом современной педагогики. Он одним из первых попытался отыскать и привести в систему объективные закономерности воспитания и обучения, решить вопросы, на которые не смогла дать ответа прежняя педагогика.

Жизненный путь Я.А. Коменского тесно связан с трагической и мужественной борьбой чешского народа за свою национальную независимость. Он был среди тех, кто возглавлял общину "чешских братьев" - прямых наследников национально-освободительного гуситского движения. Выходец из семьи члена общины "чешских братьев", Я.А. Коменский получил начальное образование в братской школе. Блестяще закончив латинскую (городскую) школу, в дальнейшем он приобрел наилучшее для своего времени образование. В Пражском Карловом, Герборнском и Гейдельбергском университетах Я.А. Коменский изучает творчество античных мыслителей, знакомится с идеями выдающихся гуманистов и философов своего времени. После путешествия по Европе в 1614 г. Я.А. Коменский возвращается в Чехию, где принимает пост руководителя латинской школы, которую ранее закончил сам. Через четыре года он переезжает в Фульпек, где возглавляет школу.

Начавшаяся в 1618 г. тридцатилетняя война в Европе навсегда прерывает сравнительно спокойную педагогическую деятельность Я.А. Коменского. В результате репрессий, которым подверглись протестанты со стороны римско-католической церкви и Габсбургской монархии, община "чешских братьев" вынуждена была покинуть родину. В 1628 г. Я.А. Коменский начал жизнь скитальца. Вместе с общиной он перебрался в Лешно (Польша), где находился с перерывами около двадцати восьми лет. За эти годы Я.А. Коменский посетил Англию, Швецию, Венгрию, Нидерланды.

В Польше Я.А. Коменский попытался осуществить ранее задуманную реформу латинской школы. В Лешно им написан ряд школьных учебников, при создании которых ученый ставил перед собой задачу дать детям целостную картину мира. Там же он закончил наиболее крупное педагогическое сочинение - "Великую дидактику".

В трактате рассмотрены вопросы не только обучения, но и воспитания (умственного, физического, эстетического), школоведения, педагогической психологии, семейного воспитания. "Великая дидактика" - своеобразный сплав педагогических идей того времени. Но трактат - отнюдь не компиляция, Коменский вносит в педагогику новые идеи, кардинально пересматривая старые.

В "Великой дидактике" сформулированы сенсуалистские педагогические принципы. Коменский призывает обогащать сознание ребенка, знакомя с предметами и явлениями чувственно воспринимаемого мира. Согласно его теории эволюции, в природе, а, следовательно, и в воспитании, не может быть скачков. "Все происходит благодаря саморазвитию, насилие чуждо природе вещей", - гласит надпись на фронтисписе "Великой дидактики". В трактате проводится мысль о необходимости поставить знание закономерностей педагогического процесса на службу педагогической практике. Последняя призвана обеспечивать быстрое и основательное обучение, в результате которого личность должна приобрести знания и умения, сделаться способной к духовному и нравственному совершенствованию. Для Коменского образованность, следовательно, не является самоцелью. Он подчеркивал, что она приобретается и для того, чтобы "сообщать другим" образование и ученость.

В 1641-1642 гг. Я.А. Коменский активно сотрудничает с последователями Ф. Бэкона в Англии. Он разрабатывает обширные планы улучшения общества посредством реформ школы.

Коменский отправляется в Швецию в надежде получить помощь в борьбе против Габсбургов. В обмен на такую поддержку он предложил свои услуги при подготовке учебников для шведских городских школ.

Не оставил своих педагогических замыслов Я.А. Коменский и во время пребывания в венгерском городе Шарош-Патаке в 1650–1654 гг. Здесь ученый однако столкнулся с ситуацией, которая заставила его оставить на время обширные планы улучшения образования. В условиях почти поголовной неграмотности в Венгрии следовало решать более скромные задачи, и Коменский направляет свои усилия прежде всего на организацию первоначального обучения. Он предлагает новые формы учения и преподавания. В Венгрии Коменский издает ряд педагогических сочинений. Он завершает труд "Мир чувственных вещей в картинках", пишет несколько школьных пьес, создает школу. Но в Венгрии чешский педагог сумел лишь отчасти реализовать свои планы совершенствования школьного дела.

Тридцатилетняя война разрушила надежды "чешских братьев" на освобождение родины. Много горя принесла война и самому Коменскому. За годы изгнания он потерял детей, жену, немало близких. В 1656 г. в Лешно сгорели рукописи ученого.

Последние годы жизни педагог проводит в Амстердаме. В Нидерландах ему удалось издать многие свои сочинения. Так, в 1657 г. впервые увидела свет "Великая дидактика" на латинском языке. За четыре года до смерти Я.А. Коменский публикует часть " Всеобщего совета об исправлении дел человеческих" - главного труда своей жизни. В этом своеобразном завещании потомкам выдающийся деятель позднего Возрождения призывал человечество к миру и сотрудничеству. "Всеобщий совет" - итог размышлений Коменского о целях и сущности воспитания. Он пишет, что мудрым и полезным человек становится лишь тогда, когда основную цель жизни видит в "благополучии человеческого рода". Пафос "Всеобщего совета" состоит прежде всего в идее универсального воспитания, которое приведет человечество к миру без войн, социальной справедливости и процветанию. В "Пампедии" (одна из частей "Всеобщего совета") Я.А. Коменский с глубочайшим оптимизмом, верой в беспредельный прогресс человечества, торжество добра над злом обозревает бытие за пределами школы. Ученый мечтает изменить жизненный уклад современников в духе общественного блага. Воспитание в "Пампедии" осмыслено как путь преобразования человечества. С удивительной силой и страстью провозглашены основополагающие педагогические идеи: всеобщее образование народа; демократическая, с преемственными звеньями школьная система; приобщение подрастающего поколения к труду; приближение образования к потребностям общества; нравственное воспитание на началах гуманизма.

Педагогика Я.А. Коменского выражает общее философское видение мира. Его мировоззрение складывалось под влиянием идейных потоков, которые в значительной мере исключали друг друга: античной философии, протестантизма, идей Возрождения. Взгляды Я.А. Коменского представляли собой своеобразное сочетание новых и уходящих идей, но чаша весов неизменно склоняется в сторону прогресса и гуманизма.

Сын своего времени, глубоко религиозный человек, Я.А. Коменский с необыкновенной силой выразил идеи Возрождения. Его взгляд на человека противостоял догматам Средневековья. Великий гуманист видел в каждой личности совершенное творение природы, отстаивал право человека на развитие всех его возможностей, придавал огромное значение воспитанию и образованию, которые должны формировать людей, способных служить обществу. Взгляд Коменского на ребенка был исполнен надежды, что при соответствующей организации учебно-воспитательного процесса он сможет взойти на "самую высокую" ступень "лестницы образования". Полагая, что познание должно приносить пользу в практической жизни, педагог провозглашал обязательность реального, общественно полезного обучения. Он уделял особое внимание развитию системы органов чувств ребенка.

Я.А. Коменский был первым из педагогов, последовательно обосновавшим принцип природосообразности в воспитании. Он шел от гуманистических традиций предшественников, в первую очередь Ф. Рабле и М. Монтеня. У Коменского человек предстает как "микрокосм". Подобный взгляд вел к признанию особых закономерностей формирования личности, которые тесно связаны с глобальными изменениями в природе. Природное в человеке, считал Коменский, обладает самодеятельной и самодвижущейся силой. Исходя из этого, ученый формулирует как педагогическую необходимость принцип самостоятельности воспитанника в осмыслении и деятельном освоении мира. Эта теория получила наиболее полное воплощение в работе "Выход из школьных лабиринтов". Развернутая аргументация природосообразного воспитания стала громадным шагом вперед в педагогике.

Главным методом воспитания в то время было подчинение (безусловное) воспитанника. Таким образом, решающими в развитии личности оказывались внешние обстоятельства, которые формировали ее по своим законам, независимым от потенциала и активности ребенка. Коменский провозгласил понимание, волю и деятельность воспитанника как основные составляющие педагогического процесса.

Природосообразность в воспитании означала для чешского ученого и признание природного равенства людей. Люди наделены природой одинаково, они в равной степени нуждаются в возможно более полном умственном и нравственном развитии, которое, несомненно, принесет пользу человечеству. Таким образом, их права на образование равны. Но провозглашая равенство людей от природы, Коменский отнюдь не отрицал наличие у каждого индивидуальных задатков.

Считая, что ребенку присуща склонность к деятельности, чешский педагог видел цель воспитания в поощрении этого влечения с учетом их задатков. Такая задача может быть решена при соблюдении определенной последовательности обучения: вначале посредством развития чувств дети должны ознакомиться с окружающими предметами и явлениями, затем усвоить образы окружающего мира и, наконец, научиться активно действовать с помощью рук и речи, опираясь на приобретенные знания, умения, навыки.

Принцип природосообразности представлен в дидактике Я.А. Коменского прежде всего идеей подражания природе (так называемый естественный метод образования). Это означает приведение в соответствие педагогических законов с законами природы. В работе "Выход из школьных лабиринтов" ученый рассматривает четыре стадии обучения, основанные на единстве законов природы и воспитания: первая – автопсия (самостоятельное наблюдение); вторая - автопраксия (практическое осуществление); третья – автохресия (применение полученных знаний, умений, навыков в новых обстоятельствах); четвертая – автолексия (самостоятельное изложение результатов своей деятельности).

Формулируя правила организации учебного процесса, Коменский ставит цель обеспечить легкое, основательное и прочное обучение. Он отвергает вербализм и предлагает идти в преподавании от реального.

Призывая к формированию человека в соответствии с идеалами добра и общественной пользы, Я.А. Коменский особое внимание уделял вопросам нравственного воспитания. Его труды, прежде всего "Великая дидактика" и "Всеобщий совет", проникнуты глубокой верой в человеческую личность. Расцвет человеческой личности всегда был заветной мечтой выдающегося чешского педагога. "Человек есть самое высшее, самое совершенное, самое превосходное творение," - читаем мы в первых строках "Великой дидактики".

Фундаментальной идеей педагогики Я.А. Коменского является пансофизм, т. е. обобщение всех добытых цивилизацией знаний и донесение этого обобщенного знания через школу на родном языке до всех людей, независимо от общественной, расовой, религиозной принадлежности.

Великий мыслитель видел корень зла в невежестве или искажении знаний и мечтал о приобщении человечества к всеобщей мудрости, подлинному знанию - пансофии.

В своей утопии "Лабиринт света и рай сердца" (1625) Коменский изобразил человека путником, проходящим по лабиринту жизни. Чтобы достойно и успешно пройти этот лабиринт, человек должен приобрести приносящее общественную пользу образование. Спустя четверть века в трактате "О развитии природных дарований" Коменский писал: " Кто мудр, тот повсюду сумеет быть полезным и будет подготовлен ко всем случайностям".

Его педагогика противостояла схоластическому воспитанию. Бичуя бессистемность обучения, пустословие и грубость, господствовавшие в школе, Я.А. Коменский стремился к формированию благочестия, самостоятельного, деятельного мышления, способности к разнообразному труду.

Я.А. Коменский отстаивал гуманистическую программу школьного дела. Он отдал всего себя превращению учебного заведения из места бессмысленной зубрежки, телесных наказаний в храм разумного, приносящего радость воспитания и обучения. Чешский педагог видел школу исполненной красоты, любви и внимания к детям. Идеальная школа должна была стать "лабораторией" подготовки гуманных людей, обученных эффективно действовать на "поприще труда". Разумно организованное обучение, считал ученый, требует от наставника и воспитанника усилий на пределе их возможностей.

Я.А. Коменский необычайно современен. И это видит всякий, кто обращается к его педагогическому наследию. Ему принадлежит заслуга привнесения в педагогическую мысль кардинально новых идей, определивших ее развитие на века вперед. Коменский наметил стройную систему всеобщего образования. Он поставил вопросы об общенациональной школе, о плановости школьного дела, о соответствии ступеней образования возрасту человека, об обучении на родном языке, о сочетании гуманитарного и научно-технического общего образования, классно-урочной системе.

Жизнестойкость, современность педагогических идей Я.А. Коменского объясняется прежде всего их высочайшим демократизмом и гуманизмом. Они составили стройную систему, утверждающую великую преобразующую миссию воспитания. В идеях Коменского заложена громадная сила созидания. Его наследие помогает преодолеть косность, догматизм в воспитании, развивать духовных силы ребенка.

Резюме

Фридрих Вильгельм Август Фрёбель (21 апреля 1782 - 21 июня 1852 ) - немецкий педагог, ученик и единомышленник Песталоцци, заложивший актуальные по нынешний момент основы процесса образования, призывающий видеть в каждом ребенке его индивидуальные черты и уникальные способности. Именно Фридрих Фрёбель представил миру концепцию «детского сада ».

Он первый обратил внимание на высокую способность к обучению у детей младшего и среднего дошкольного возраста.

Известные «Дары Фрёбеля» - это игровой материал, необходимый для гармоничного развития всех органов чувств и восприятий. Именно педагогический подход Фрёбеля и его дары вдохновили таких известных педагогов как Мария Монтессори и Рудольф Штейнер .

История

Биография


Родился в семье пастора ортодоксальной Лютеранской церкви в Обервейсбахе в небольшой деревушке княжества Шварцбург-Рудольштадт 21 апреля 1782 года. Считается, что церковь оказала большое влияние на формирование отношений мальчика с окружающим миром. Рано лишившись родителей Фридрих Фрёбель жил со своим дядей и в возрасте 15 лет, из-за большой любви к природе, поступил учеником к лесничему. Позднее он оставил обучение и работу в лесничестве ради изучения математики и естественных наук и с 1802 по 1805 он даже работал геодезистом. Был женат дважды.

Педагогическая деятельность


Началом педагогической карьеры Фридриха Фрёбеля принято считать 1805 год. Именно тогда он ознакомился и проникся идеями учения Песталоцци.

С 1806 года Фридрих Фрёбель работал гувернером у трех мальчиков из знатной семьи и позднее вместе со своими воспитанниками он приехал в Швейцарию, где мальчики поступили в школу к Пестолоцци, а сам он получил работу в коллективе человека, чьи труды уважал и применял на практике. В 1811 году Фридрих Фрёбель получает диплом учителя и преподает в школе-интернате для мальчиков, которая является, на тот момент, известным патриотическим и педагогическим центром.

В 1812-1813 годах он оказывается вовлеченным в несколько анти-Наполеоновских компаний и вступает волонтером в корпус Лютцова. Здесь он встречается со своим будущими соратниками по педагогической работе - Миддендорфом и Ланденталем. 1814 году, после битвы при Ватерлоо и Венского конгресса, Фрёбель недолгий период времени работает в минералогическом музее под руководством профессора Вейса.В 1818 году Фридрих Фрёбель основывает Немецкий Обще Образовательный Институт (Allgemeine Deutsche Erziehungsanstalt ), в котором позднее его дело поддержат и продолжат его соратники Миддендорф и Ланденталь.


В 1820 году Фрёбель публикует свой первый из пяти памфлетов «К нашим людям» (An unser deutsches Volk ). Оставшиеся 4 памфлета выходят в период до 1823. В 1826 году выходит в свет его основная литературная работа - «О воспитании человека». Так же в этот год начинается еженедельно издаваться брошюра «Обучение в семье».

С 1831 по 1840 годы Фрёбель много пишет, работает и читает лекции. В 1837 году вместе со своими соратниками Миддендорфом и Ланденталем он открывает школу “Игровой Деятельности”, на базе которой в 1840 году открывается первый детский сад.

Педагогический подход Фридриха Фрёбеля

Всем нам знакома основная идея теории Фрёбеля: “Дети - цветы жизни!”

Именно Фридрих Фрёбель первый обратил внимание на высокую обучаемость у детей от года до 3 лет. Он вводит в практику общения с детьми игру как основу для обучения всему. Настаивает на том, что педагог должен быть ориентирован на ребенка в первую очередь, а само обучение должно быть комплексным, родители обязательно должны быть вовлечены в образовательный процесс ребенка и при необходимости родителей нужно учить, как поддержать ребенка.
Фрёбель вводит использование музыки, игры и двигательную активность в процесс обучения. Фридрих Фрёбель создает и разрабатывает образовательно-игровой материал, который включает в себя разного вида геометрические фигуры, кубики. Этот материал получает название Дары Фрёбеля, позднее многие педагоги адоптировали идею подобного материала для создания своих авторских методик всестороннего развития способностей ребенка, но Дары Фрёбеля – это основа, помогающая маленькому человеку постигнуть свои внутренний и внешний мир, не бояться думать и творить, быть свободным. Быть значимой личностью.

Дары Фрёбеля


“Правильное восприятие внешнего, материально мира это ключ к пониманию интеллектуальных связей”

Фридрих Фрёбель


1 дар состоит из 6 мягких мячей из шерсти, окрашенных в 6 основных цветов: красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, фиолетовый. Мячи обязательно должны быть с веревочками. Этот дар необходим ребенку, когда ему примерно один годик и поэтому шарики с веревочками, т.к. ребенку нужна помощь в овладении этим даром. Первый дар учит малыша различать цвет и форму и видеть, что не смотря на различный цвет предметы могут быть едины. “Мяч-универсальная игрушка, это последнее, что возьмет взрослый, но первое, что схватит ребенок – говорил Фрёбель”.

2 дар состоит из деревянных предметов разных форм. Это шар, куб и цилиндр. Второй дар учит малыша отличать предметы по форме и индивидуальным чертам. Шар – символ движения, куб - символ покоя, в то время как цилиндр совмещает свойства обоих предметов.


3 дар это деревянный куб, разделенный на 8 кубиков. Самая важная черта этого дара, это контраст различий в форме единого и частей. Этот дар учит ребенка воспринимать ситуацию в целом и в частности, отдельными элементами, знакомит с понятием симметрии, помогает развить творческие способности и координацию.


4 дар это куб, разделенный на 8 пластин. Этот дар развивает пространственное мышление, помогает понять взаимоотношения между различными частями целого и развивает зрительно-моторную координацию.


5 дар куб это деревянный куб,разделенный на 27 маленьких кубиков. При этом, 9 из них разделены на более мелкие составляющие. Этот дар знакомит ребенка с квадратом и треугольником. Помогает развить воображение и зрительно-моторную координацию.


6 дар это деревянный куб, разделённый на 27 кубиков, многие из которых разделены на другие фигуры и формы. Этот дар продолжает знакомить ребенка с геометрическими фигурами, помогает развить ребенку пространственное мышление и воображение.



7 дар это цветные плоские геометрические фигуры: квадраты и треугольники разных размеров и сделанные из дерева. Этот дар знакомит ребенка с понятие абстракция и подготавливает ребенка к рисованию. Элементы седьмого дара используются для демонстрации изображения и развивают воображение.

8 дар – это цветные палочки разной длины. Самая основная цель этого дара – познакомить ребенка с прямой линией и понятием длины. Этот дар развивает координацию, моторные навыки ребенка, а так же переводит знание о математических величинах на новый уровень.

9 дар - это кольца и бусины различных размеров и форм. Этот дар может быть использован ребенком в свободной форме, нет никаких правил и контроля со стороны взрослых. 9 дар привлекает внимание ребенка к круглым формам, знакомит с окружностью и гранями цилиндра и волнистой линией.


10 дар – это дар состоящий из различных природных материалов: раковин, круп, камушков, листочков, лепесточков, различных семян, кусочков глины, щепок и все это необходимо для того, чтобы ребенок смог постигнуть путь от множества к единому. Главная цель 10 дара Фрёбеля дать понять ребенку, что из разных элементов можно выложить две линии - прямую и волнистую. Прямая линия - это наиболее короткое расстояние между идеей и её реализацией, волнистая же линия может изменить свое направление в любой своей точке, а значит, ведет к решению более длительным и извилистым путем. Это знакомит ребенка с понятием, что любая цель может быть достигнута этими двумя способами. 10 дар развивает моторные навыки, координацию и знакомит ребенка с конструированием. Именно 10 дар помогает ребенку перейти от познавательной к изобразительной деятельности.

Краткое резюме, о дарах Фрёбеля.

Первые 6 даров акцентируют внимание на едином и целом, на частном, и индивидуальном. 7 дар обращает внимание на плоскость. 8 дар - на прямую линию. 9 дар привлекает внимание ребенка к круглым формам, знакомит с окружностью и гранями цилиндра и волнистой линией. 10 дар говорит, что вселенная состоит из элементов, которые образуют единое целое .

Хронология

1792 - лишившись родителей он переезжает жить к своему дяде пастору Гофману в Ильм

1799 - прослушивает в Йенсокм университете ряд лекций.

1805 – знакомится с Песталоцци и попадает под влияние его идей. Так же понимает, что ему нужна практика для реализации совместных идей.

1806 - работает в частном доме, но позднее вместе с воспитанниками переезжает в школу Песталоцци, где получает место учителя.

1811 - поступает в Геттингенский университет.

1812 - переводится в Берлинский университет, где становится преподавателем одной из университетских школ.

1813 - становится волонтером в корпусе Лютцова, где знакомится с будущими соратниками по педагогике Миддендорфом и Ланденталем.

1818 - открывает первое учебное заведение, организованное по его личной системе образования.

1820 - первые публикации

1826 - издается главный литературный труд Фридриха Фрёбеля - «О воспитании человека».

1837 - совместно с Миддендорфом и Ланденталем открывает школу “Игровой деятельности”

1840 - открывает первое в истории воспитательное учреждение для детей дошкольного возраста и даёт ему название «детский сад».

1850 - идеи Фрёбеля становятся широко популярны и получают поддержку «знатного общества»

Современное состояние

Именно педагог ический подход Фрёбеля и его дары вдохновили таких известных педагогов как Мария Монтессори и Рудольф Штейнер. Многие современные методики в образовании базируются на идеях Фрёбеля.

Интересные факты

в Обервейсбахе, в небольшой деревушке княжества Шварцбург - Рудольштадт 21 апреля 1782 года . Ещё малюткой он лишился матери и был отдан на попечение прислуги и старших сестер и братьев , которых скоро сменила мачеха.

Отец, занятый своими многочисленными пасторскими обязанностями, не имел возможности заняться мальчиком. Невзлюбившая его мачеха также обращала на него мало внимания и мальчик рос, предоставленный самому себе. Первоначальное образование он получил в деревенской школе для девочек.

В 1792 году его дядя, пастор Гофман в Ильме, взял его к себе. Отданный в городскую школу, он плохо занимался и считался малоспособным . Легче других предметов ему давались математика и естественная история . Но он много читал, собирал растения, определял их, занимался геометрией.

С 1799 году он слушал в Йенском университете лекции по естественным наукам и математике, но через два года был вынужден, вследствие недостатка средств, покинуть университет . Прослужив несколько лет делопроизводителем в разных лесничествах, Фрёбель отправился во Франкфурт на Майне с целью изучить строительное искусство .

Здесь он познакомился с Грунером, старшим учителем образцовой школы, часто беседовал с ним о разных педагогических вопросах и, заняв место учителя в его школе, всецело посвятил себя делу воспитания.

В 1805 году он отправился в Ивердён, чтобы лично ознакомиться с постановкой педагогического дела в учебном заведении Песталоцци .

Эта поездка убедила Фребеля в полной его неподготовленности к деятельности, которую он успел полюбить. Получив место домашнего учителя в семействе Гольцгаузена, он в 1808году вместе со своими тремя воспитанниками переселился в Ивердён и поступил учителем в школу Песталоцци .

Уча и сам одновременно обучаясь, он пробыл в Ивердёне два года. Небольшое наследство, полученное в 1811 году после дяди, дало Фрёбелю возможность поступить в геттингенский университет, для изучения философии , естественных наук и языков. Через год он перешёл в берлинский университет, приняв на себя обязанности преподавателя в одной из школ. Когда началась война 1813 года , он вступил волонтером в корпус Лютцова. Здесь он сошёлся со своими будущими сотрудниками по педагогическому делу, Миддендорфом и Ланденталем.

Энтузиазм Фрёбеля, постоянно читавшего своим друзьям лекции на тему о воспитании и обучении детей, передался и последним. После похода, в 1814 году , Фрёбель стал ассистентом профессора Вейса при минералогическом музее в Берлине , но скоро отказался от этого места, отклонил предложенную ему стокгольмским университетом кафедру и покинул Берлин.

13 ноября 1816 года Фрёбель открыл в Грисгейме первое учебное заведение, организованное по его системе. В эту школу первоначально поступили его пять племянников, затем ещё брат Лангенталя. В следующем году вдова его брата купила небольшое имение в Кейльгау, недалеко от Рудольштадта, куда и была переведена школа Фрёбеля. Материальное её положение было крайне затруднительное. Кроме самого Фрёбеля, преподавателями были Лангенталь, Миддендорф и племянник последнего, Барон.

В 1818 году Фрёбель женился. Его жена увлеклась его идеями и пожертвовала на их осуществление все свое состояние. То же самое сделал и брат Фрёбеля, Христиан: продав своё торговое дело, он переселился в Кейльгау и сделался директором училища. Мало помалу школа Фрёбеля начала процветать.

В - 1825 годах в ней насчитывалось около 60 воспитанников. К этому периоду относится составление главного литературного труда Фрёбеля: «О воспитании человека», напечатанного в 1826 году .

Вследствие ложных слухов об атеистическом и опасном для правительства направлении Фрёбелевского заведения, князь шварцбургский послал в Кейльгау, по требованию Пруссии , ревизора. Хотя последний и отозвался в своём отчете об учебном заведении Фребель с большой похвалой, но доверие общества было подорвано, и Фрёбель лишился большего числа своих воспитанников. Передав школу Барону, Фрёбель отправился в Швейцарию . Там, в кантоне Люцерн, он принялся за устройство народного учебного заведения по своей идее, но, вследствие вражды местного духовенства, перенес свою школу в Виллисау, где достиг такого успеха, что кантональное управление Берна поручило ему устройство дома для сирот в Бургдорфе.

Здесь у него впервые возникла мысль о необходимости воспитательных заведений для малолетних детей; здесь же он мог испытать на деле свою теорию воспитания детей дошкольного возраста и свои «дары».

В 1836 году Фрёбель вернулся в Кейльгау, так как его жена не переносила сурового климата в Бургдорфе. В 1839 году он прочёл в Дрездене , в присутствии королевы саксонской, лекцию о школах для малолетних детей; лекция эта не имела успеха.

В 1840 году он переселился в Бланкенбург, где и открыл первое учебное и воспитательное заведение для детей дошкольного возраста, назвав его « детским садом ».

Так, его первый детский сад был открыт в день 400-летнего юбилея книгопечатания . В то же время Фрёбель начал издавать воскресную газету, с девизом: «Будем жить для наших детей!» Вскоре умерла его жена, помощница его во всех предприятиях, и Фрёбель снова переселился в Кейльгау, где написал свои «Материнские песни»; музыку к ним сочинил Роберт Кель, а рисунки - художник Унгер. Тогда же им были подготовлены первые «детские садовницы».

В 1848 году Фрёбель отправился в Рудольштадт на съезд немецких учителей, где его педагогическое учение подверглось такой суровой критике, что он был вынужден взять обратно свои предложения. Женившись вторично на одной из своих учениц, Фрёбель отправился в Гамбург для основания там детского сада.

В 1850 году герцог Мейнингенский, заинтересованный учением Фрёбеля, предоставил в его распоряжение свой замок Мариенталь.

В 1852 году , присутствуя на съезде учителей в Готе, Фрёбель был предметом восторженных оваций; но его жизненные силы были уже подточены, и он умер 21 июня того же года в Мариентале, где работал над учреждением школы для детских садовниц.

Педагогические идеи

Теория развития ребёнка .

Фребель, воспитанный в духе идеалистической немецкой философии, в своих взглядах на природу, общество, человека был идеалистом и считал, что педагогика должна основываться на идеалистической философии. По мнению Фребеля, ребёнок от природы наделен четырьмя инстинктами: деятельности, познания, художественным и религиозным.

Инстинкт деятельности, или активности - проявление в ребёнке единого творческого божественного начала; инстинкт познания - заложенное в человеке стремление познать внутреннюю сущность всех вещей, то есть опять-таки Бога. Фребель дал религиозно-мистическое обоснование мысли Песталоцци о роли воспитания и обучения в развитии ребёнка, истолковал представление швейцарского педагога-демократа о саморазвитии как о процессе выявления в ребёнке божественного.

В своих педагогических воззрениях исходил из всеобщности законов бытия: «Во всем присутствует, действует и царит вечный закон… и во внешнем мире, в природе, и во внутреннем мире, духе…» Назначение человека, по Фрёбелю, - включиться в осеняемый этим законом «божественный порядок», развивать «свою сущность» и «своё божественное начало».

Внутренний мир человека в процессе воспитания диалектически переливается во внешний. Воспитание и обучение предлагалось организовать в виде единой системы педагогических учреждений для всех возрастов.

Педагогика и методика воспитания в детском саду.

В 1839 году Ф. Фребель в Блакенбурге открыл учебное заведение для игр и занятий взрослых с детьми дошкольного возраста. До этого в мире таких учебных заведений не было. Были школы для детей постарше. И были приюты для детей младшего возраста, в которых цель развития ребенка не ставилась, а ставилась задача присмотра, ухода и сохранения жизни.

Через год Ф. Фребель назвал созданное им учебное заведение «детским садом», а работающих в нем педагогов называли тогда «садовницами». Название «детский сад» прижилось и существует до сих пор.

Почему это именно «сад»?

Ф.Фребель объяснял это так: «1) настоящий сад как место общения ребенка с природой должен составлять неотъемлемую принадлежность заведения; 2) дети, подобно растениям, нуждаются в умелом уходе».

Эта фраза Фребеля была цитирована впоследствии в Энциклопедическом словаре Брокгауза – Ефрона 1902 года при объяснении происхождения слова «детский сад»: «Это последнее название имеет двоякое значение: во-первых, Фребель придерживался мнения, что сад, в котором дети могли бы играть и знакомиться с жизнью растений, составляет необходимую принадлежность такой школы; во-вторых, оно символически указывает на сходство детей с растениями, требующими умелого и тщательного ухода».

В каждом детском саду Ф. Фребеля у каждого ребеночка была своя небольшая грядка, за которой он ухаживал. А также был общий цветник.
Детские сады Фребеля создавались не взамен семьи, а в помощь матерям в воспитании и развитии детей. Матери могли прийти и посмотреть, как заниматься с детишками, поучиться у воспитательниц.

Задачей детского сада было воспитание человека свободного, самостоятельного, уверенного. Фребелю хотелось, чтобы детский сад был местом радости для детей. Основная цель работы воспитательниц состояла в развитии природных способностей малышей. Дети рассматривались как цветы, о которых надо заботиться и способствовать их гармоничному развитию.

Воспитательниц и нянь для детских садов специально готовили. На курсы воспитательниц принимали девушек, которые отличались любовью к детям, стремлениям к играм, чистотой характера и уже закончили к тому времени женскую школу.

Будущие воспитательницы детского сада изучали средства воспитания, законы развития человека и ребенка, имени практические занятия, участвовали в играх детей. Уже в то время понимали, что чтобы обучать и развивать маленьких детей, нужны специальные знания об их развитии и особые профессиональные умения педагога.

Ф. Фребель считал целью воспитания развитие природных особенностей ребёнка, его самораскрытие. Детский сад должен осуществлять всестороннее развитие детей, которое начинается с их физического развития. Уже в раннем возрасте уход за телом ребёнка Фребель связывал, вслед за Песталоцци, с развитием его психики.

Ядром педагогики детского сада Фребель считал игру. Раскрывая её сущность, он доказывал, что игра для ребёнка - влечение, инстинкт, основная его деятельность, стихия, в которой он живёт, она - его собственная жизнь.

В игре ребёнок выражает свой внутренний мир через изображение внешнего мира. Изображая жизнь семьи, уход матери за младенцем и др., ребёнок изображает нечто внешнее по отношению к себе, но это возможно только благодаря внутренним силам.

Дары Фребеля

Для развития ребёнка в самом раннем возрасте Фребель предложил шесть «даров».

Первым даром является мяч. Мячи должны быть небольшие, мягкие, связанные из шерсти, окрашенные в различные цвета - красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, синий, фиолетовый (то есть цвета радуги) и белый. Каждый мяч-шар - на ниточке.


Мать показывает ребёнку мячи различного цвета, развивая таким образом его умение различать цвета. Раскачивая шарик в разные стороны и соответственно приговаривая «вперед-назад», «вверх-вниз», «вправо-влево», мать знакомит ребёнка с пространственными представлениями. Показывая шарик на ладони и пряча его, приговаривая при этом «Есть мячик - нет мячика», она знакомит ребёнка с утверждением и отрицанием.

Вторым даром являются небольшие и деревянные - шар, кубик и цилиндр (диаметр шара, основание цилиндра и сторона кубика одинаковые).

С помощью их ребёнок знакомится с разными формами предметов. Кубик своей формой и своей устойчивостью является противоположностью шара.

Шар рассматривался Фребелем как символ движения, кубик же - как символ покоя и символ "единства в многообразии (куб един, но вид его различен в зависимости от того, как он представлен взору: ребром, стороной, вершиной).

Цилиндр совмещает и свойства шара, и свойства кубика: он устойчив, если поставлен на основание, и подвижен, если положен, и т. д.

Третий дар - куб, разделённый на восемь кубиков (куб разрезан пополам, каждая половина - на четыре части).

Посредством этого дара ребёнок, считал Фребель, получает представление о целом и составляющих его частях («сложное единство», «единство и многообразие»); с его помощью он имеет возможность развивать своё творчество, строить из кубиков, различно их комбинируя.


Четвёртый дар - тех же размеров кубик, разделённый на восемь плиток (кубик делится пополам, а каждая половина - на четыре удлиненные плитки, длина каждой плитки равна стороне кубика, толщина равна одной четвёртой этой стороны).

Пятый дар - кубик, разделённый на двадцать семь маленьких кубиков, причём девять из них разделены на более мелкие части.

Шестой дар - кубик, разделённый тоже на двадцать семь кубиков, многие из которых разделены ещё на части: на плитки, по диагонали и пр.


Фребель предлагал разнообразие видов детской деятельности и занятий: это работа с дарами - строительным материалом, подвижные игры, рисование, лепка, плетение из бумаги, вырезание из бумаги, вышивание, выкладывание из металлических колец, палочек, гороха, бус, выкалывание, конструирование из бумаги, из палочек и др.

Такой конструктор – «дар Фребеля» позволяет и сейчас научить ребенка координировать движения, познакомиться с предлогами и наречиями над, под, вверху, внизу, справа, слева, узнать понятие длины, ширины.

Игры с дарами имели у Фребеля философскую основу. Он считал, что через них ребенок понимает единство и многообразие мира и его божественное начало, философские законы построения Вселенной. И шар, куб и цилиндр существовали в его играх не сами по себе, а как определенные символы, которые ребенок постигает.

Так, шар был символом «единства в единстве», бесконечности, движения. Куб - символом покоя, «единства в многообразии» (он по-разному представлен нам, если мы посмотрим на его вершину, на ребро или на сторону). А цилиндр сочетает в себе свойства куба и шара – он устойчив в вертикальном положении, и подвижен и катится в горизонтальном положении.

В современной же дошкольной педагогике дары Фребеля рассматриваются прежде всего как обучающий материал, развивающий умственные способности ребенка.

Многие из этих занятий, методически преобразованные с других методологических позиции, находят применение в современных детских садах.

Вклад в развитие мировой педагогики.

Фребель не просто создал первый в мире детский сад, но и разработал основы методики обучения детей в нем. И ведущее место в своей системе он отдал игре и специально созданной обучающей (дидактической) игре и игрушке. Это были первые в мире обучающие игры и игрушки для детей. И пользуемся мы ими до сих пор.

Детские сады заняли ведущее положение в системе дошкольного воспитания во многих странах.

Ф. Фребель впервые в истории дошкольной педагогики дал целостную, методически детально разработанную, оснащённую практическими пособиями систему общественного дошкольного воспитания. Способствовал выделению дошкольной педагогики в самостоятельную область знания.

Система Фребеля получила признание во многих странах мира, в том числе и в России.

Были созданы фребелевские курсы и фребелевские общества. Но при применении в детских садах игры с дарами Фребеля стали формальными, отнюдь не радостными для детей упражнениями, в которых малыш был лишь наблюдателем действий взрослых. И нарушилась первоначальная идея детской активности в игре.

Именно за это Фребеля много критиковали в дальнейшем, отмечая излишнюю сухость его игр, отсутствие в них жизни, чрезмерную регламентацию действий детей. А его воспитательниц в России называли «фребеличками».

Поэтому в полной мере система Фребеля сейчас не применяется. Но до сих пор используются многих находки и идеи Фребеля, доработанные и измененные в соответствии с современными данными о развитии детей дошкольного возраста.

И даже до сих пор выпускается для игр с детьми, в детских садах полный набор материалов, для игр с дарами Фребеля.

Литература:

1. Джуринский А.Н. История зарубежной педагогики: Учебное пособие.- М.: Издательский дом "Форум": Инфра-М, 1998. - 113 с.

2. История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX в.: Учебное пособие для педагогических учебных заведений. Под ред. А. И. Пискунова.- М.: Сфера, 2001. - 512 с.

3. Коджаспирова Г.М. История образования и педагогической мысли.- М.: Владос-Пресс, 2003. - 224 с.

Педагогический колледж №8

МДК 03.01.

Реферат на тему:

"Фридрих Фребель - немецкий педагог основатель первого "детского сада" в мире".

Преподаватель: Исаченко С. И.

Работа студентки 223 группы (индив. маршрут)

Отришко Марии

Санкт - Петербург

Фридрих Вильгельм Август Фребель (21 апреля 1782 – 21 июня 1852) – немецкий педагог, теоретик дошкольного воспитания.

Краткие биографические данные

Родился в 1782 году в деревне Обервейсбах в семье пастора. Рано лишившись матери, воспитывался прислугой и старшими братьями, сёстрами, а затем – мачехой. Отец был постоянно занят выполнением пасторских обязанностей, в связи с чем уделял воспитанию сына недостаточно внимания. Элементарное образование Ф. Фребель получил в деревенской школе для девочек.

В 1792 году Ф. Фребель переехал жить к дяде в Ильме. Там продолжил обучение в городской школе, где считался малоспособным к обучению. Лучше всего происходило усвоение математики и естественной истории. В свободное время Ф. Фребель занимался чтением книг, сбором и определением растений, геометрией.

В 1799 году поступает учиться в Йенский университет, где занимался естественными науками и математикой, в связи с плохим материальным положением, покинул университет, не закончив курс обучения. Начал работать делопроизводителем в лесничестве, через несколько лет переехал во Франкфурт на Майне, где начинает изучать строительное искусство. Знакомство с Грунером (учитель образцовой школы) и беседы с ним способствовали появлению интереса Ф. Фребеля к педагогической деятельности; Фребель становится учителем в школе Грунера.

В 1808 году получает должность учителя в школе Песталоцци. Получив наследство от дяди, в 1811 году поступает учиться в университет Гёттингена, где изучает философию, естественные науки и языки. Через год переводится в Берлинский университет, учится и работает в университетской школе.

В 1814 году получает должность ассистента у профессора Вейса, но вскоре уезжает из Берлина.

В 1816 году в местечке Грисгейм организует собственную школу, в которой обучение и воспитание детей осуществляет по собственной системе.

В 1840 году переселяется в Блакенбург, там было открыто первое заведение для дошкольников, названное «детский сад».

Только после 1850 года система Фребеля получает признание.

Умер в 1852 году.

Вклад в науку

Наиболее значителен вклад Ф. Фребеля в дошкольную педагогику , в частности, им раскрыты вопросы педагогики и методики воспитания в детских садах. Основную цель воспитания Ф. Фребель видел в развитии природных особенностей детей, их самораскрытии. В идею Ф. Фребеля об организации воспитания детей в детском саду входила мысль о необходимости всестороннего развития ребёнка, которое начинается с физического развития, педагогом прослеживается связи между организацией работы по формированию навыков самообслуживания у детей, начиная с раннего возраста, с их психическим развитием. Важное значение Ф. Фребель придавал организации игровой деятельности.

Для обеспечения сенсорного развития детей на раннем этапе возрастного развития Ф. Фребелем использовались шесть «даров», которые представляют собой набор предметов (мячи, кубики, шары, цилиндры и др.), использование их направлено на ознакомление детей с пространственными представлениями, логическими операциями, формой, цветом, величиной предметов, с целым и составляющими и др.

С использованием «даров», Ф. Фребель предлагал организовывать различные виды детской деятельности. Использование данной идеи, несколько преобразованной в методическом плане, находит применение и в современных детских садах.

Замечание 1

Ф. Фребелем впервые в науке детально разработана, оснащена дидактическими материалами система общественного дошкольного воспитания. Кроме того, исследования педагога позволили обосновать необходимость в выделении дошкольной педагогики в качестве самостоятельной области знаний.

Основные труды

Фундаментальными трудами Ф. Фребеля являются:

  • Педагогика детского сада (в России издана под названием «Детский сад»;
  • О воспитании человека.

Лучшие статьи по теме