Психология. Отношения. Личность. Общение
  • Главная
  • Психология
  • История валенок в россии. Валенки: обувь царских дворцов и модных подиумов В зависимости от региона России

История валенок в россии. Валенки: обувь царских дворцов и модных подиумов В зависимости от региона России

Ходит в этой обуви Дед Мороз зимой. Бегает по улице ребятня гурьбой. Домовой в них ходит - охраняет дом. Круглый год их носит работящий гном.

Что это такое? Ну-ка, назови. Милые и теплые валенки твои.

Цель: Изучить, какую роль играют валенки в жизни человека.

Задачи: Выяснить когда и где появились первые валенки.

  • Изучить процесс изготовления валенок.
  • Оценить роль валенок в жизни русского человека.
  • Популизировать валенки как удобный вид зимней обуви среди детей и родителей детского сада.

История первого валенка.

Валенки - исконно русская обувь. Слово «Валенки» неотделимо от традиционного представления о России, с ее русской зимой и снежными просторами.

По мнению историков изобретение валяной обуви принадлежит степным кочевым народам начиная с 4 века до н.э. От кочевников этот вид обуви распространился на Руси.

Первые валенки появились в Сибири. Это была низкая обувь с одним швом. Родиной настоящих валенок принято считать город Мышкин Ярославской губернии, в котором в XVIII веке стали первыми валять валенки целиком, с голенищем.

Как ещё могут называться валенки?

В зависимости от региона России:

  • «пимы» - в Сибири;
  • «чесанки» и «катанки» - в Нижнем Новгороде;
  • «валенцы» — в Тамбовской и Тверской областях.

В зависимости от шерсти:

  • «волнушечки» и «выходки» - валенки из козьей шерсти;
  • «катанки» - из овечьей.

Екатерина Великая имела первые пимы, которые она носила под кринолиновым платьем на своих больных ногах. Для неё специально изобрели мягкие чёсанки из тонкой шерсти.

Валенки не раз спасали русского человека во времена невзгод, чему свидетельствуют фотографии с фронтов войны.

Валенки на Руси были очень дорогим подарком, а иметь собственные валенки было престижно. Валенки берегли, носили по очереди, передавали по наследству.

Валенки являлись лучшей обувью для гуляний на Руси. В них праздновали масленицу, колядовали, водили хороводы, плясали под гармонь.

В старину на Крещение девушки бросали валенок за порог- куда его носок укажет, оттуда жди сватов.

Процесс изготовления.

Валенок начинается с шерсти. Её сортируют, моют и сушат. Теребильная машина измельчает и превращает её в овечью вату.

Шерсть прогоняют через шерстобитную машину, в результате получается тонкое, мягкое полотно.

Из этого полотна словно из пластилина «лепят» форму валенка и вываривают заготовку в кипящей воде.

Затем эту заготовку натягивают на колодку и отбивают со всех сторон деревянной колотушкой, пока изделие не примет обычного для валенка размера.

Потом валенок отправляют сушиться, и его остаётся только побрить, чтобы он сделался мягким и блестящим.

Роль валенок в современном мире.

Оказывают хорошее массажное действие, улучшающее действие кровообращения.

Помогают при простуде, ревматизме, радикулите и прочих заболеваниях мышц и суставов.

Ускоряют заживление ран и переломов, противостоит различным воспалительным процессам.

Снимают нервное напряжение, чувство усталости и тяжёсти в ногах.

Интересное о валенке.

Фабрики по изготовлению валенок существуют только в России и в трёх странах СНГ - Казахстане, Украине и Белоруссии.

Два самых больших валенка были сделаны в России. Один, 120 размера, сваляли под Вологдой. Другой, 146 размера, в Семипалатинске.

Чемпионаты по метанию валенок уже несколько лет проходят в Пятигорске и Сыктывкаре.

Существуют три музея валенок: в Москве, в мордовском селе Урусове и в городе Мышкине Ярославской области.

На зимней Олимпиаде-2002 в Солт-Лейк-Сити российская сборная была патриотично обута в валенки с галошами.

Знаменитый модельер Джанфранко Ферре, проникнувшись оригинальностью русской обуви, создал в 2002 году коллекцию валенок.

Чудесные превращения валенка Любят русские зимою В стужу валенки носить, Мы ж из валенок решили

Чудо-сказку сотворить. Валенок, повернись. Валенок, покрутись. Валенок, во что-нибудь

Превратись!

Праздник русского валенка

Вывод: Валенки - это самая традиционная обувь в России, их носили в древние века и носят сейчас.

Изготовление валенок - процесс трудоёмкий, он не изменился за последние 300 лет. Здесь нужны терпение и физическая сила, но результат оправдывает средства.

Валенки не просто природная натуральная обувь, она ещё и полезная, и самая модная.

Валенки в течение нескольких столетий выдержали конкуренцию с самыми современными моделями обуви.

«Валенки — род башмаков или сапог, сваляных из шерсти» — такое определение дает валенкам словарь В. Даля. Однако для нас валенки настолько знакомы и привычны, что не нуждаются в описании. В представлении иностранцев эта обувь еще недавно слыла неофициальным символом России, одним из ярких атрибутов образа русского человека.
Первые упоминания о валяных изделиях впервые были обнаружены еще при археологических раскопках города Помпеи. Тогда были обнаружены кусочки сваленного войлока. А найденные при раскопках курганов на Алтае изделия из шерсти исследователи относят аж к 4 веку до нашей эры. Еще одно упоминание о неких войлочных сапогах можно обнаружить в переводе с древнерусского языка «Слова о полку Игореве». Ученые предполагают, что такие сапоги были «прародителями» современных валенок.
Сам процесс валяния обуви пришел из азиатских стран. К русским жителям валенки попали во время нашествия Золотой Орды. У монголов была обувь похожая на валенки, которая носила название «пима».
На Руси валенки стали популярны в 8 веке. В них щеголяли не только зимой, но и летом, так как в валенках не страшны ни мороз, ни жара. Однако валенки наших предков были мало похожи на современные: они представляли собой низкие валяные ботинки без голенищ и именовались «чуни», «коты», «валенцы». Причем такая шерстяная обувь была со швом. Сначала мастера делали отдельную стельку или верх валенка, а затем уже одну часть пришивали к другой. Лишь в 18 веке в моду вошли бесшовные закатывающиеся в круговую валенки и началось массовое производство. Произошло это в городе Мышкин Ярославской области, до нашего времени там сохранился музей валенок. Они сразу стали неотъемлемой частью русского костюма.

В старину валенки считались ценным подарком, а иметь собственные валенки было престижно. Одно время валенки стоили очень больших денег, и позволить их себе могли только

зажиточные люди. По валенкам для невест выбирали жениха. Если жених в валенках, — значит состоятельный человек. Валенки являлись лучшей обувью для гуляний на Руси. В них праздновали масленицу, колядовали, водили хороводы, плясали под гармонь. На Руси даже существовали гадания на суженого-ряженого с помощью валенка. В Святки девушки выходили во двор и кидали валенок. В какую сторону смотрит его носок, там и живет жених.

Валенки имели свое название в зависимости от региона России: «пимы» - в Сибири; «чесанки» и «катанки» - в Нижнем Новгороде; «валенцы» — в Тамбовской и Тверской областях. В зависимости от шерсти: «волнушечки» и «выходки» - валенки из козьей шерсти; «катанки» - из овечьей.
В те годы, когда валенки считались особой роскошью, их носили и высокопоставленные особы. Царь Петр I всегда надевал их после бани. Екатерина Великая носила пимы под кринолиновым платьем на своих больных ногах. Для неё специально изобрели мягкие чёсанки из тонкой шерсти. Также знаменитая Анна Иоановна первая издала указ, разрешающих придворным дамам носить подобную обувь с платьями.
Свою заслуженную массовую популярность на территории России валенки приобрели в первой половине XVIII века. Именно во времена правления Петра I валенки начал носить и простой люд. А уже в XIX веке их пустили на массовое промышленное производство.
С уважением к произведениям народного промысла относились многие видные политики новейшего времени. Валенками спасался в сибирской ссылке Сталин, в валенках прошло детство Никиты Хрущева. Индивидуальные заказы на изготовление валенок для высокопоставленных чиновников постоянно поступают российским производителям валяной обуви, правда, имена заказчиков корректно держат в тайне.

Действительно, и в мороз и в жару, ноги, обутые в валенки, ощущают комфорт, сухость и тепло. Эта обувь никогда не “садится” и не деформирует стопу. Широко известен и лечебный эффект валяной обуви, которая хорошо прогревает суставы. Все эти свойства сделали валенки очень популярными в России с ее холодными зимами. Они были незаменимы как на фронтах Великой Отечественной войны, так и на сибирских стройках. В советское время партийному начальству, командному составу красной армии и председателям богатых колхозов выдавали специальные валенки — так называемые бурки, изготовленные из белого войлока, обшитые понизу кожей и на кожаной подошве.
Говорят, дефицитом войлочных изделий было обусловлено поражение в финской войне. Зато Наполеона и Гитлера мы победили благодаря достаточному количеству теплой обуви.
Без валенок было бы невозможно освоение северных регионов, снаряжение экспедиций на Северный и Южный полюсы.
Среди постоянных "носителей" валенок - подразделения МО, МВД, МЧС, ГТК, ФПС РФ, а также охранные структуры, рыболовные и охотничьи хозяйства.

Огромную популярность наравне с этой обувью также имела песня «Валенки». Это старинная, таборная песня цыган. Известность в качестве «русской и народной» она получила в 40-ых годах 20 века, после того, как

Ее в собственный репертуар.

Именно в роковые для миллионов людей годы песня стала хитом советского государства.
В ее исполнении, «Валенки» стали очень отличаться от более ранних версий, песня приобрела новые напевы с российским «налётом».

Выступление Лидии Руслановой на фронте

В поверженном Берлине солдаты попросили Лидию Андреевну Русланову расписаться на стене Рейхстага. Так рядом с подписями солдат и офицеров, штурмовавших столицу фашистской Германии, появилась и подпись певицы, чьи песни прошли суровыми дорогами войны, вселяя в бойцов веру в победу и помогая громить врага. А перед этим был концерт у Бранденбургских ворот, и она пела по просьбе собравшихся знаменитые «Валенки». Когда её попросили спеть эту любимую в армии песню, она, лукаво подмигнув солдатам, сказала: «А сейчас «Валенки», не подшиты, стареньки, которые до самого Берлина дошагали!». Песню встретили аплодисментами и криками «Ура!», пришлось её повторять неоднократно на бис. В тот раз Лидия Русланова пела много, откликаясь на все просьбы своих слушателей.

В поверженном Берлине звучат «Валенки»
Можно долго спорить, кто же автор «Валенок». Можно сравнивать варианты текстов или мелодий. Но, надо ли? Сегодня ясно, что история песни Валенки важна не своим началом, а своим концом! Ведь простая песня про валенки, так же как и многие другие российские песни, например, «Очи чёрные» или «Ой, мороз, мороз», стала не просто частью русской культуры, а в большей мере её символом. Недаром, именно эта песня звучала перед разрушенным рейхстагом.

Отдельно стоит отметить праздничные расписные валенки.
Узоры, которыми украшались такие шерстяные сапоги, были прошиты не насквозь, а поверхностно. Неизменный атрибут зимней обуви прошлых столетий — это доходящие до середины бедра голенища. Заправленные в такие валенки штаны никогда не сбивались в комок и не вылезали наружу во время долгих пеших прогулок. С развитием городской культуры валенки стали короче, потому что, в отличие от деревни, где снега по колено, в городе его —

намного меньше. Со временем появились валенки на каблуках — модницы могли носить их, не снимая туфелек.
С развитием овцеводства в Центральной части России, в Поволжье, Тверской и Нижегородской губернии зародился и валяный промысел. Валяли валенки дома крестьяне-одиночки, которые потом сбывали их через перекупщиков. Труд крестьянина был тяжелым, ручным — мастер перемешивал с шерстью мыло, соду, слабый раствор серной кислоты. Отпаривал, раскатывал и отбивал… «Рецепты» производства валенок хранились в тайне и передавались по наследству. Известно, что для изготовления одной пары валяной обуви, не самого большого размера, необходимо было около одного килограмма шерсти, то есть можно постричь целую овцу. Шерсть сортировали, мыли и сушили, а после этого специальная машина измельчала ее и превращала в вату. Затем чесальная машина делала ее воздушной и закатывала в овечьи валуны — кудель, из которой позже кроили валенки. Чтобы вата стала валяным полотном, кудель проходил стадию притирки: прессовочная машина или инструмент тщательно утрамбовывал его в валяное сукно. Сам валенок выкраивался по специальному трафарету. Особое внимание уделялось сращиванию подошвы, на которую накладывался толстый слой шерсти, ведь это должна быть самая прочная валенка. Подготовленную основу заворачивали в мокрую ткань и тщательно утрамбовывали, чтобы пышная шерсть улеглась. Все это делалось вручную. Скатывание производилось вдоль сапога, а катание самого войлока делалось по его ширине. Привычную форму он получал только на выкатке, где становился жестким.
Чтобы процесс усадки проходил быстрее, применяли медный купорос, а в советские времена — серную кислоту. Шерстинка или ворсинка имеет цилиндрический вид, это некие гладкие чешуйки. Под действием кислоты на шерсть эти чешуйки раскрываются, цепляясь друг за друга, и поэтому шерсть уплотняется быстрее. Однако такие валенки не были экологически чистыми.
http://prikol.i.ua/view/947790/
Самыми лучшими и очень мягкими остаются, конечно, валенки свалянные вручную. Для того, чтобы получиться таким изделие, проходит несколько этапов:
1. Битье вороха овечьей шерсти — летнины.
2. Выделка формы будущего валенка на обыкновенной деревянной скалке.
3. Мокрая валка.
4. Придание формы при помощи металлических стержней и деревянных колодок.
5. Натирание специальным валком, чтобы прогладить поверхность.
Современные заводы по изготовлению валенок работают по бескислотному методу. Необходимой плотности добиваются путем определенного технологического режима, совмещая циклы валки и температуру. Валенок получается экологически чистым и более мягким. Отделка и форма валенок также отличаются невероятным разнообразием: вышивка, аппликация, стразы и даже разноцветные перья экзотических птиц. Да и форма валенок может быть весьма разнообразной.
Целебный свойства, которыми обладает войлочная обувь:
. валенки обладают противоаллергическими, обезболивающим противовоспалительными свойствами;
. натуральные волокна шерсти имеют большую теплоемкость, что позволяет ногам не мерзнуть в студёную зимнюю пору;
. валенок спасает стопу человека не только от холода, но и от жары;
. ноги в валеночках не потеют. Волокна шерсти пропускают воздух. Благодаря этому, валенки прекрасно поглощают и испаряют влагу;
. улучшают микроциркуляцию крови стопы;
. натуральные шерстяные валенки поднимают настроение.

По всей России существуют несколько достаточно популярных музеев истории
1. Музей валенок в г.Мышкине
Музей валенок был открыт в 2000 году в приволжском городе Мышкин Ярославской области после того, как здесь впервые провели выставку-продажу «Русские валенки». Ярмарка, организованная на честь празднования Дня города, имела большой успех у гостей Мышкина и его жителей.
Здание музея:

Валенки в Мышкине - не просто обувь, это целое искусство, которое оттачивалось столетиями. До сих пор здесь хранят древние традиции производства обуви, которая много лет спасала местных жителей от суровой русской зимы. Настоящий “мышкинский” валенок - это валенок серого цвета, сделанный из шерсти овцы романовской породы. Разведением серых овец этой породы занимаются в городе уже очень долго, их теплая и густая шерсть - идеальное сырье для валенок. Технология производства теплых войлочных сапог почти не изменилась с прежних времен - их буквально лепят из шерсти, словно из глины. Практически весь процесс изготовления требует применения ручного труда. Обо всех тонкостях и секретах производства валенок, а также о многом другом, можно узнать в музее “Русские валенки” в городе Мышкин.
Станок для производства валенок:

В экспозицию музея входят не только классические “мышкинские” валенки серого цвета. Здесь можно увидеть множество разнообразных валенок всевозможных цветов и стилей. Многие из них украшены мехом, тесьмой, вышивкой - дизайн некоторых разработан профессиональными модельерами. Найдутся и «модные» модели на платформе или со шнуровкой, а также валенки для футболистов, сделанные в виде бутсов, или валенки-коньки. Высота голенища войлочного сапога может быть самой разной. Имеются валенки-игрушки с глазками, носиками и ушками. Самыми популярными из них, естественно, являются мышки - они здесь летают на самолетах или просто позируют на печке. Что интересно, практическая каждая представленная здесь пара необычных валенок пригодна для носки морозной снежной зимой.

Этот старинный экземпляр доказывает, что валенки являются не только теплой, но и очень прочной и практичной обувью.

2. В Вышнем Волочке Тверской области , при фабрике по производству валенок, расположенной на трассе Москва - Санкт-Петербург, также находится музей "Русские валенки".

Серые, белые, крашеные, с вышивкой и даже сувенирные, все валенки в музее - ручной работы. Выставлено более 400 пар настоящих валенок, возраст некоторых экспонатов превышает 130 лет. Выставлены не только всевозможные образцы валенок, но и старинное оборудование для их

производства, к примеру - ручная чесальная машина. Привлекают внимание изделия из войлока - валяные жених с невестой, валеночный,

Или

«Русские валенки». Центральное место в экспозиции отдано уникальному

экспонату с именем "Царь-валенок". Его высота 2 м 25 см, размер чудо-обуви - 201, вес - 52 кг. Руководство музея собираются подать заявку на внесение центрального экспоната в Книгу рекордов Гиннеса как самого большого валенка в мире.
3. Музей валенок в г. Кинешме Ивановской области
Официальная дата открытия музея 28 июня 2012 года. Музей создан семьей Соколовых, проживающей в славном городе Кинешма. Глава семейства — Валерий, жена — Ирина и две дочери — Светлана и Любовь. Валерий и Ирина уже больше 20 лет занимаются изготовлением валенок. Пока дети были маленькие, валенки в семье изготавливали только простые… Но дочки со временем подрастали и хотели отличаться в школе, поэтому стали расшивать валенки бисером, бусинами, тесьмой и т.п. Сначала получалось скромненько, а со временем стали появляться настоящие шедевры. Тем самым дочери вдохновили Валерия на рекорды.

Для начала он смастерил пару мини-валеночек размером всего 5 см по длине ступни, но на этом не остановился. С каждым разом валенки получались все меньше и меньше и, наконец, свойства шерсти остановили Валерия Леонидовича на размере 0,6 см.

Подали заявку на рекорд в «Книгу рекордов Росии», там его признали и зарегистрировали. Но Валерию очень хотелось стать рекордстменом «Книги рекордов Гиннеса». К сожалению, заграничная книга отказала в регистрации рекорда по причине того, что у них нет раздела «валенки»(валенки — это исконно русская обувь, и за границей мало кто знает о валенках). Обидно стало русскому мастеру и, немного подумав, решился он на новый рекорд. На этот раз был изготовлен валенок-гигант размером со взрослого человека: высота 168 см, а длина ступни 110 см. Данный экспонат так же был зарегистрирован в «Книге рекордов России». Спустя несколько лет семьей Соколовых был изготовлен валенок высотой больше двух метров, а так же целая коллекция миниатюрных валеночек, самый маленький из которых размером 0,9 мм по длине ступни.
Со временем необычных валенок в семье Соколовых стало так много, что в одной маленькой комнате они уже не помещались. Пришлось главе семейства выделять специальное помещение в доме. Полюбоваться на такое чудо стали приходить друзья, знакомые и просто незнакомые люди. Исходя из этого было принято и, с помощью городской и областной администраций, воплощено в жизнь решение переместить музей в центр города, чтобы посетить его могли все желающие.
В настоящее время музей состоит более чем из 200 экспонатов, среди них и старинные шерстобойные машины,

В последние время традиционная русская обувь – валенки, набирает всё большую популярность в модных кругах. Топ-модели с подачи общеизвестных кутюрье щеголяют в них на главных подиумах крупнейших стран мира. Конечно, вид таких «новинок моды» несколько доработан, чтобы легче вписаться в повседневность мегаполисов. Но самой сути этого вида обуви не изменишь ничем: они очень тёплые, натуральные и от них в хорошем смысле пахнет русским духом.

Традиционно такую обувь делают из валяной шерсти (собственно, сам процесс изготовления и дал название всеми узнаваемому символу русской культуры), зачастую овечьей, но в наше время случаются и исключения. Например, уже никого не удивить изделием из шерсти верблюда, использование которой добавляет лёгкости и пушистости привычному облику валяных шерстяных сапог.

Учёные и археологи сходятся во мнении, что привычная нам зимняя обувь начинает свою историю ещё до нашей эры. Нечто напоминающее материал современных экземпляров было найдено при раскопках на территории Горного Алтая в одном из Пазырыкских курганов.

По сути валенки являются обувью из войлока , а из него в своё время делались многие предметы обихода: подстилки, покрывала, ковры, некоторые элементы одежды (даже подкладки под кольчуги), попоны для лошадей и многое другое. Самым главным плюсом использования войлочных изделий является многофункциональность этого материала: в нём не жарко летом и не холодно зимой, а также он прекрасно отводит влагу.

О них даже упоминается в знаменитом «Слове о полку Игореве», а это, на минуточку, XII век. Конечно, о внешнем сходстве с современным вариантом говорить не приходится, ведь цельный войлочный сапог появился в Российской Империи только в начале XIX века. К слову, удовольствие это было не из дешёвых, и не каждый крестьянин в стране мог позволить себе подобную обувь. Конечно, с развитием производства валенки падали в цене и становились более доступными, но к жениху, владеющему таким приданым, у невест был особый интерес.

Справка! Для изготовления одной пары валенок нужно около 1 кг шерсти. Примерно столько материала можно получить, если подстричь одну овцу обычной породы и провести полноценную очистку шерсти.

Это уже во времена Советского союза валенки стали общедоступными, да и в наши дни такую обувь можно приобрести по довольно низкой цене. В некоторых северных регионах России они до сих пор широко используются в лютые морозы.

Кто придумал валенки


Как бы ни были валенки в нашем восприятии прочно связаны с Россией, все же историки считают, что прообраз этой, казалось, стопроцентно отечественной обуви пришёл к нам вместе с легендарной Золотой Ордой. Выглядели они, естественно, не так, как нынешние, но идею создания приписывают именно кочевым племенам тюркского или монгольского происхождения.

Само название «валенки» возможности связать с какой-то конкретной исторической личностью возможным не представляется, ибо, как в случае с основным многовековым наследством нашей нации, вышло это слово из народа. Звучало, правда, несколько по-иному и варьировалось от валенух до катанок. В любом случае в названии этой обуви отражается способ изготовления.

Основными производителями в дореволюционной России были фабрики, находящиеся в Калязинском, Семёновском и Кинешемском уездах, а также в с. Кукмор.

За всю историю существования таких сапог суть производства так и не поменялась, лишь в последнее время на помощь человеку пришли электрические станки для некоторых этапов производства. В основном же изготовление валенка – это ручной труд, и состоит он из нескольких этапов.

  • Очистка и мытьё. Овечью шерсть следует отделить от различного мусора. После происходит мытьё в разнообразных растворах, промывка и сушка исходного материала.
  • Вычёсывание. Вот на этом этапе часто используются станки, т. к. чистая шерсть рыхлится и на валиках перематывается для формирования катушек.
  • Придание будущему валенку формы. С помощью исключительно ручного труда формируются шерстяные сапожки: им придаётся схожая с готовым изделием форма, но гораздо большего размера.
  • Валяние и сушка. В специальной машине или вручную под воздействием пара и горячей воды валенок обрабатывается до нужного размера, уменьшается, надевается на колодку. В таком виде обувь сушится в течение 6 часов под воздействием высокой температуры.

Современный процесс изготовления

В наши дни обычно выпускают валенки на подошве для того, чтобы сделать эту обувь более универсальной. И всё же в районах, где зима преимущественно сопровождается слякотью на дорогах, лучше отдать предпочтение моделям со специально обработанной на такие случаи поверхностью.

Интересные факты о валенках

Чем же удивляют эти уникальные сапожки любопытные умы и по сей день? Ниже мы приведём несколько увлекательных фактов, и вы поймёте, что валенки – воистину необычная обувь, аналогов которой нет во всём мире.

  • Факт 1. Валенки, как и ласты, не бывают правыми или левыми (при условии, что речь идёт о модели без подошвы). А ещё они со временем равномерно садятся по ноге, так что необходимо приобретать эту обувь на размер больше.
  • Факт 2. Из-за материала и способа изготовления валенки сохраняют целебные свойства, как и многие натуральные шерстяные изделия. Они хорошо прогревают суставы и разгоняют кровь, что наиболее актуально для старшего поколения.
  • Факт 3. Самый большой валенок около трёх лет назад появился в Санкт-Петербурге, длина стопы у него 5 м. В районе пятки есть дверь, через которую любой желающий может зайти суровой зимой внутрь и погреться. Самые маленькие в мире экземпляры появились в г. Омск в 2012 г., длина подошвы не превышает 3 мм.

  • Факт 4. Сделать валенки своими силами вполне реально. Ведь в последнее время валяние из шерсти – весьма популярное занятие, а информации об изготовлении валенок в домашних условиях в Интернете довольно много.

«Валенки - род башмаков или сапог, сваляных из шерсти» - такое определение дает валенкам словарь В. Даля. Однако для нас валенки настолько знакомы и привычны, что не нуждаются в описании. В представлении иностранцев эта обувь еще недавно слыла неофициальным символом России, одним из ярких атрибутов образа русского человека.


Первые упоминания о валяных изделиях впервые были обнаружены еще при археологических раскопках города Помпеи.Тогда были обнаружены кусочки сваленного войлока. А найденные при раскопках курганов на Алтае изделия из шерсти исследователи относят аж к 4 веку до нашей эры. Еще одно упоминание о неких войлочных сапогах можно обнаружить в переводе с древнерусского языка «Слова о полку Игореве». Ученые предполагают, что такие сапоги были «прародителями» современных валенок.
На Руси валенки стали популярны в 8 веке. В них щеголяли не только зимой, но и летом, так как в валенках не страшны ни мороз, ни жара. Однако валенки наших предков были мало похожи на современные: они представляли собой низкие валяные ботинки без голенищ и именовались «чуни», «коты», «валенцы». Причем такая шерстяная обувь была со швом. Сначала мастера делали отдельную стельку или верх валенка, а затем уже одну часть пришивали к другой. Лишь в 18 веке в моду вошли бесшовные закатывающиеся в круговую валенки. Появившись в начале в Нижегородской губернии, они сразу стали неотъемлемой частью русского костюма.


Действительно, и в мороз и в жару, ноги, обутые в валенки, ощущают комфорт, сухость и тепло. Эта обувь никогда не “садится” и не деформирует стопу. Широко известен и лечебный эффект валяной обуви, которая хорошо прогревает суставы. Все эти свойства сделали валенки очень популярными в России с ее холодными зимами. Они были незаменимы как на фронтах Великой Отечественной войны, так и на сибирских стройках. В советское время партийному начальству, командному составу красной армии и председателям богатых колхозов выдавали специальные валенки - так называемые бурки, изготовленные из белого войлока, обшитые понизу кожей и на кожаной подошве.


В старину валенки считались ценным подарком, а иметь собственные валенки было престижно. По валенкам для невест выбирали жениха. Если жених в валенках, - значит состоятельный человек. На Руси даже существовали гадания на суженого-ряженого с помощью валенка. В Святки девушки выходили во двор и кидали валенок. В какую сторону смотрит его носок, там и живет жених.
Отдельно стоит отметить праздничные расписные валенки. Узоры, которыми украшались такие шерстяные сапоги, были прошиты не насквозь, а поверхностно. Неизменный атрибут зимней обуви прошлых столетий - это доходящие до середины бедра голенища. Заправленные в такие валенки штаны никогда не сбивались в комок и не вылезали наружу во время долгих пеших прогулок. С развитием городской культуры валенки стали короче, потому что, в отличии от деревни, где снега по колено, в городе его - намного меньше. Со временем появились валенки на каблуках - модницы могли носить их, не снимая туфелек.
С развитием овцеводства в Центральной части России, в Поволжье, Тверской и Нижегородской губернии зародился и валяный промысел. Валяли валенки дома крестьяне-одиночки, которые потом сбывали их через перекупщиков. Труд крестьянина был тяжелым, ручным - мастер перемешивал с шерстью мыло, соду, слабый раствор серной кислоты. Отпаривал, раскатывал и отбивал… «Рецепты» производства валенок хранились в тайне и передавались по наследству. Известно, что для изготовления одной пары валяной обуви не самого большого размера необходимо около одного килограмма шерсти, то есть можно постричь целую овцу. Шерсть сортируют, моют и сушат, а после этого специальная машина измельчает ее и превращает в вату. Затем чесальная машина делает ее воздушной и закатывает в овечьи валуны - кудель, из которой позже кроят валенки. Чтобы вата стала валяным полотном, кудель проходит стадию притирки: прессовочная машина или инструмент тщательно утрамбовывает его в валяное сукно. Сам валенок выкраивается по специальному трафарету.



Особое внимание уделяется сращиванию подошвы, на которую накладывается толстый слой шерсти, ведь это должна быть самая прочная валенка. Подготовленную основу заворачивают в мокрую ткань и тщательно утрамбовывают, чтобы пышная шерсть улеглась. Все это делается вручную. Скатывание производиться вдоль сапога, а катание самого войлока делается по его ширине. Привычную форму он получает только на выкатке, где становиться жестким.
Чтобы процесс усадки проходил быстрее, применяли медный купорос, а в советские времена - серную кислоту. Шерстинка или ворсинка имеет цилиндрический вид, это некие гладкие чешуйки. Под действием кислоты на шерсть эти чешуйки раскрываются, цепляясь друг за друга, и поэтому шерсть уплотняется быстрее. Однако такие валенки не были экологически чистыми.
Самыми лучшими и очень мягкими остаются, конечно, валенки свалянные вручную. Для того, чтобы получиться таким, изделие проходит несколько этапов:
1. Битье вороха овечьей шерсти - летнины.
2. Выделка формы будущего валенка на обыкновенной деревянной скалке.
3. Мокрая валка.
4. Придание формы при помощи металлических стержней и деревянных колодок.
5. Натирание специальным валком, чтобы прогладить поверхность.
Современные заводы по изготовлению валенок работают по бескислотному методу. Необходимой плотности добиваются путем определенного технологического режима, совмещая циклы валки и температуру. Валенок получается экологически чистым и более мягким. Отделка и форма валенок также отличаются невероятным разнообразием: вышивка, аппликация, стразы и даже разноцветные перья экзотических птиц. Да и форма валенок может быть весьма разнообразной.


Целебный свойства, которыми обладает войлочная обувь:
валенки обладают противоаллергическими, обезболивающим противовоспалительными свойствами;
натуральные волокна шерсти имеют большую теплоемкость, что позволяет ногам не мерзнуть в студёную зимнюю пору;
валенок спасает стопу человека не только от холода, но и от жары;
ноги в валеночках не потеют. Волокна шерсти пропускают воздух. Благодаря этому, валенки прекрасно поглощают и испаряют влагу;
улучшают микроциркуляцию крови стопы;
натуральные шерстяные валенки поднимают настроение.

Валенки (пимы) - традиционная обувь народов Евразии, которая используется для ходьбы по сухому снегу.

Для замедления снашивания валенки подшивают кожаной или резиновой подошвой или носят с галошами . В местностях с суровой зимой валенки подшивают войлоком, используя как материал голенища от старых валенок. Также выпускаются обрезиненные валенки. Традиционно валенки бывают коричневого, чёрного, серого и белого цветов, но в последние годы выпускаются валенки самых разных цветов.

Люди на производстве валенок традиционно называются пимокатами (раскатчиками, развальщиками войлока под формы обуви).

История

Валенки стали менее популярны в последние десятилетия, заменяясь более лёгкой и влагостойкой обувью. Валенки ассоциируются с традиционным деревенским стилем одежды.

Напишите отзыв о статье "Валенки"

Примечания

Литература

  • Обувь валяная // Краткая энциклопедия домашнего хозяйства. - М .: Государственное Научное издательство «Большая Советская энциклопедия», 1959.

Ссылки

Отрывок, характеризующий Валенки

– По местам! – крикнул молоденький офицер на собравшихся вокруг Пьера солдат. Молоденький офицер этот, видимо, исполнял свою должность в первый или во второй раз и потому с особенной отчетливостью и форменностью обращался и с солдатами и с начальником.
Перекатная пальба пушек и ружей усиливалась по всему полю, в особенности влево, там, где были флеши Багратиона, но из за дыма выстрелов с того места, где был Пьер, нельзя было почти ничего видеть. Притом, наблюдения за тем, как бы семейным (отделенным от всех других) кружком людей, находившихся на батарее, поглощали все внимание Пьера. Первое его бессознательно радостное возбуждение, произведенное видом и звуками поля сражения, заменилось теперь, в особенности после вида этого одиноко лежащего солдата на лугу, другим чувством. Сидя теперь на откосе канавы, он наблюдал окружавшие его лица.
К десяти часам уже человек двадцать унесли с батареи; два орудия были разбиты, чаще и чаще на батарею попадали снаряды и залетали, жужжа и свистя, дальние пули. Но люди, бывшие на батарее, как будто не замечали этого; со всех сторон слышался веселый говор и шутки.
– Чиненка! – кричал солдат на приближающуюся, летевшую со свистом гранату. – Не сюда! К пехотным! – с хохотом прибавлял другой, заметив, что граната перелетела и попала в ряды прикрытия.
– Что, знакомая? – смеялся другой солдат на присевшего мужика под пролетевшим ядром.
Несколько солдат собрались у вала, разглядывая то, что делалось впереди.
– И цепь сняли, видишь, назад прошли, – говорили они, указывая через вал.
– Свое дело гляди, – крикнул на них старый унтер офицер. – Назад прошли, значит, назади дело есть. – И унтер офицер, взяв за плечо одного из солдат, толкнул его коленкой. Послышался хохот.
– К пятому орудию накатывай! – кричали с одной стороны.
– Разом, дружнее, по бурлацки, – слышались веселые крики переменявших пушку.
– Ай, нашему барину чуть шляпку не сбила, – показывая зубы, смеялся на Пьера краснорожий шутник. – Эх, нескладная, – укоризненно прибавил он на ядро, попавшее в колесо и ногу человека.
– Ну вы, лисицы! – смеялся другой на изгибающихся ополченцев, входивших на батарею за раненым.
– Аль не вкусна каша? Ах, вороны, заколянились! – кричали на ополченцев, замявшихся перед солдатом с оторванной ногой.
– Тое кое, малый, – передразнивали мужиков. – Страсть не любят.
Пьер замечал, как после каждого попавшего ядра, после каждой потери все более и более разгоралось общее оживление.
Как из придвигающейся грозовой тучи, чаще и чаще, светлее и светлее вспыхивали на лицах всех этих людей (как бы в отпор совершающегося) молнии скрытого, разгорающегося огня.
Пьер не смотрел вперед на поле сражения и не интересовался знать о том, что там делалось: он весь был поглощен в созерцание этого, все более и более разгорающегося огня, который точно так же (он чувствовал) разгорался и в его душе.
В десять часов пехотные солдаты, бывшие впереди батареи в кустах и по речке Каменке, отступили. С батареи видно было, как они пробегали назад мимо нее, неся на ружьях раненых. Какой то генерал со свитой вошел на курган и, поговорив с полковником, сердито посмотрев на Пьера, сошел опять вниз, приказав прикрытию пехоты, стоявшему позади батареи, лечь, чтобы менее подвергаться выстрелам. Вслед за этим в рядах пехоты, правее батареи, послышался барабан, командные крики, и с батареи видно было, как ряды пехоты двинулись вперед.
Пьер смотрел через вал. Одно лицо особенно бросилось ему в глаза. Это был офицер, который с бледным молодым лицом шел задом, неся опущенную шпагу, и беспокойно оглядывался.
Ряды пехотных солдат скрылись в дыму, послышался их протяжный крик и частая стрельба ружей. Через несколько минут толпы раненых и носилок прошли оттуда. На батарею еще чаще стали попадать снаряды. Несколько человек лежали неубранные. Около пушек хлопотливее и оживленнее двигались солдаты. Никто уже не обращал внимания на Пьера. Раза два на него сердито крикнули за то, что он был на дороге. Старший офицер, с нахмуренным лицом, большими, быстрыми шагами переходил от одного орудия к другому. Молоденький офицерик, еще больше разрумянившись, еще старательнее командовал солдатами. Солдаты подавали заряды, поворачивались, заряжали и делали свое дело с напряженным щегольством. Они на ходу подпрыгивали, как на пружинах.
Грозовая туча надвинулась, и ярко во всех лицах горел тот огонь, за разгоранием которого следил Пьер. Он стоял подле старшего офицера. Молоденький офицерик подбежал, с рукой к киверу, к старшему.
– Имею честь доложить, господин полковник, зарядов имеется только восемь, прикажете ли продолжать огонь? – спросил он.
– Картечь! – не отвечая, крикнул старший офицер, смотревший через вал.
Вдруг что то случилось; офицерик ахнул и, свернувшись, сел на землю, как на лету подстреленная птица. Все сделалось странно, неясно и пасмурно в глазах Пьера.
Одно за другим свистели ядра и бились в бруствер, в солдат, в пушки. Пьер, прежде не слыхавший этих звуков, теперь только слышал одни эти звуки. Сбоку батареи, справа, с криком «ура» бежали солдаты не вперед, а назад, как показалось Пьеру.
Ядро ударило в самый край вала, перед которым стоял Пьер, ссыпало землю, и в глазах его мелькнул черный мячик, и в то же мгновенье шлепнуло во что то. Ополченцы, вошедшие было на батарею, побежали назад.
– Все картечью! – кричал офицер.
Унтер офицер подбежал к старшему офицеру и испуганным шепотом (как за обедом докладывает дворецкий хозяину, что нет больше требуемого вина) сказал, что зарядов больше не было.
– Разбойники, что делают! – закричал офицер, оборачиваясь к Пьеру. Лицо старшего офицера было красно и потно, нахмуренные глаза блестели. – Беги к резервам, приводи ящики! – крикнул он, сердито обходя взглядом Пьера и обращаясь к своему солдату.

Лучшие статьи по теме