Психология. Отношения. Личность. Общение

Как играть в скрабл. Скрабл Игра слов скрабл

Словом можно убить, словом можно спасти,
Словом можно полки за собой повести...

Вадим Шефнер, "Слова"

Скрабл (Скраббл, Scrabble)– классическая игра, за которой коротало вечера не одно поколение семей. Она известна в 122 странах мира как отличное интеллектуальное развлечение.

Об игре «Скрабл»

«Скрабл» – настольная игра, придуманная 80 лет назад американским архитектором Альфредом Баттсом. После десяти лет неудачных попыток реализации и многочисленных доработок, она наконец «выстрелила» и объединила любителей кроссвордов и анаграмм.

Изначально игра называлась «Criss-Crosswords», но предприниматель, выкупивший ее у автора, переименовал ее в «Scrabble» – именно под этим названием она и вошла в историю. «Scrabble» (скрабл, скреббл, скрэббл, скрибл – все произносят по-разному) с английского переводится как ««лихорадочно искать что-либо», «рыться».

За свою долгую жизнь игра разошлась тиражом в сто миллионов экземпляров. Ее выпускают на 31 языке. В США и Европе проводят регулярные чемпионаты для «словоделов», готовых в «Скрабл» играть всегда и везде.

Конечно, наиболее популярна оригинальная версия для вдумчивой игры за столом. «Скрабл» дорожный отличается от нее строение поля – оно не гладкое, а с выемками под каждую фишку, чтобы тряска вагона поезда не разрушала сложенные слова. Размеры позволяют использовать сет и дома, и в путешествии.

Есть и детский набор. На его поле уже написаны слова – достаточно внимательно посмотреть на буквы, которые у вас на руках, и выложить их по образцу.

Насколько «Скрабл» известен в нашей стране

В РФ больше известна бюджетная копия под названием «Эрудит» (ранее «Крестословица» и «Словодел»), появившаяся еще в 60-х годах прошлого века. В некоторых случаях ее даже делают своими руками, расчерчивая поле и вырезая фишки из картона.

Оригинальная настольная игра «Скрабл» («Scrabble») на русском языке стала набирать популярность в постсоветский период. Сейчас существует даже общественная организация «Федерация Скрэббл России», объединяющая самых ярых любителей игры в слова и проводящая турниры по всей стране.

«Скрабл» можно найти дома, в гостях, в заведениях вроде тайм-кафе и тематических ресторанов. Это отличный помощник для улучшения словарного запаса и проведения времени с пользой для ума.

Хорош ли «Скрабл» в качестве семейной игры?

«Скрабл» («скрэббл») идеально подходит для тихих семейных вечеров и посиделок в компании друзей, предпочитающих интеллектуальные развлечения для проверки своих знаний.

Если вы играете на домашнем уровне, то строго следовать всем правилам необязательно. Например, можно будет разрешить участникам использовать все падежи и склонения, и слова либо единственного числа, либо множественного. А вот для серьезной игры расписаны четкие правила.

Что в комплекте «Скрабл»

В большой коробке вы найдете:

  • правила игры;
  • игровое поле 15 на 15 клеток;
  • 4 подставки для фишек;
  • мешочек со 104 квадратными костяшками с написанными на них буквами и их «ценой».

Кстати, как замечалось выше, называют игру кто во что горазд. Транскрипция слова «scrabble» звучит как «скрэббл», именно так правильно. Но чаще можно увидеть написание и услышать более привычное русскому уху «скрабл».

Подготовка к игре «Scrabble»

Прежде чем приступить к игре, приготовьте лист бумаги и ручку. Страницу нужно будет разделить на столько столбцов, сколько игроков, и подписать их. Здесь будут фиксироваться заработанные очки.

Все костяшки с буквами ссыпьте в мешочек и перемешайте. Каждый участник вытягивает вслепую по одной фишке – у кого окажется фишка с буквой, ближайшей к началу алфавита (имейте в виду, что «пустышка» идет раньше, чем «А»), тот ходит первым. Далее – по часовой стрелке.

Пригодится и специальный словарь «Эрудита» или «Скрабл», где перечислены допустимые слова. Подойдет и обычный орфографический словарь. Пользоваться им при составлении лексем нельзя – только при проверке в спорных случаях.

Участники кладут перед собой подставки для костяшек, по очереди не глядя берут из мешочка по 7 костяшек (вытянутую при жеребьевке убирают назад) и размещают их на подставке.

Цель игры

Цель игры – набрать как можно больше очков. Для этого нужно не просто составлять слова, но и с максимальной выгодой размещать их на поле, чтобы заработать больше. Каждый из игроков старается положить свои костяшки на бонусные клетки, а следующий игрок – воспользоваться промашками противниками или появившимися возможностями.

Взаимная помощь и игра «Скрабл» («Эрудит») не совместимы, если только это не обучающая партия. Игрок может видеть только свои фишки и только ими оперировать.

Время любительской игры не ограничено.

В итоге каждое слово на игровом поле должно хорошо читаться, не получаться абракадабра, иначе у вас будет не «Scrabble», а «scramble» (от английского «свалка»). По составленной из букв, выложенных игроками, сетке должно быть возможно составлять слова для кроссворда.

«Scrabble» – правила и стратегия игры

Классическая «Scrabble» – настольная игра с жесткими условиями. Правила «Скрэбл» подразумевают не только составление словечек из букв – делать это полагается строго определенным способом.

В Scrabble правила ограничивают выбор разрешенных слов. Используемая иностранная лексика должна быть зафиксирована в русском написании в словаре, а не опираться на произношение и транскрипцию. Так, можно составить «pen» или «cafe», если вы играете в «Скрабл» на английском, но если она у вас не «english», а «русская», то придется писать перевод – «ручка» и «кофе», а не «пэн» и «кафэ».

Базовая стратегия игры – составлять не только длинные, но наиболее ценные слова – из редких букв и попадающие на бонусные поля. И, по возможности, отсекать противнику доступ к выгодным ходам.

В дорожной версии «Скрабл тревел делюкс» («scrabble travel deluxe») правила совпадают с оригиналом полностью. Настольная игра от фирмы «Mattel» «Скрабл Джуниор» имеет одно принципиальное отличие, о котором сказано выше.

Что такое «bingo in scrabble»? Это развлечение, похожее на «Русское лото», только вместо чисел – слова, а вместо цифр из мешочка тянутся буквы.

Как играть в «Скрабл»

Участвуют от 2 до 4 человек. Они пишут фишками на доске взаимосвязанные слова по принципу кроссворда.

При выкладывании необходимо соблюдать важные условия:

  • Располагаться буквы должны строго по горизонтали или по вертикали, пересекаясь с уже выложенными;
  • Допускается наращивание одного слова так, чтобы получалось новое полноценное («лес» – «лесник»). Но нельзя прибавлять буквы к середине слова и иметь на выходе бессмыслицу («рука»+«лач»= не «калач», а «рукалач»);
  • Нельзя сдвигать уже лежащие фишки, чтобы, например, превратить «рука» в «ручка»;
  • Можно одним махом выкладывать два слова, если позволяет удачное соседство. Одно будет читаться сверху вниз, второе слева направо;
  • Разрешается делать «мостик» между параллельными рядами, достраивая нужное слово;
  • «Пустышка» заменяет любую букву и остается лежать на поле. Ее стоимость равна нулю.

Почти все эти правила не применимы к «Скрабл. Неожиданные повороты» («Scrabble Twists Turns»).

Партия заканчивается, когда израсходованы все фишки или участники больше не могут сделать ни одного хода.

Пояснения для спорных случаев

Все соприкасающиеся по прямой костяшки должны составлять одно слово. Нельзя написать «каша», если после второй «а» стоит «п» от перпендикулярной «шляпы» – иначе выйдет «кашап»;

допустимо повторять одно слово дважды;

в отличие от «Эрудита» «Скрабл» разрешает использование множественной формы существительных и остальные части речи;

буквы можно наращивать с обеих сторон слова («дом» – «придомовой»);

бонусные клетки срабатывают только в тот ход, когда на них ставится фишка;

если игроку удалось составить несколько слов за ход, то он получает очки за каждое по основным правилам;

словарь нужен только для проверки – искать в нем слова на своем ходу нечестно.

Механика

В «скрэббл» механика основана на случайности, знаниях и находчивости участников. Технически ее можно описать как выкладывание слов из случайно выпавших элементов.

В счет идет каждое слово

Каждое новое слово может радикально повлиять на счет, если удачно ляжет на доску. Поэтому будьте внимательны каждый ход.

Маленькая подсказка: можно за ход составить несколько коротких словечек. Даже если они будут дешевые сами по себе, но на них уйдут все фишки, вы получите бонусные баллы.

Подготовка к игре

Перед началом партии в «Скрэббл» подготовьте лист бумаги и ручку. Положите игровое поле, определитесь, кто будет ходить первым, и наберите стартовые 7 костяшек (их добирают после каждого хода).

Подсчет очков

Система, по которой подсчитываются очки, кажется запутанной, но только на первый взгляд.

На каждой костяшке с буквой указана ее «цена» – то, сколько очков принесет ее использование. В зависимости от частоты употребления буквы в языке это значение меняется:

  • А, В, Е, И, Н, О, Р, С, Т – 1 очко;
  • Д, К, Л, М, П, У – 2 очка;
  • Б, Г, Ё, Ь, Я – 3 очка;
  • Й, Ы – 4 очка;
  • Ж, З, Х, Ц, Ч – 5 очков;
  • Ш, Э – 8 очков;
  • Ф, Щ, Ъ – 10 очков.

Когда буквы не попадают на цветные клетки, то их «цена» просто суммируется. Например, короткое «щука» – 10+2+2+1= 15 очков. А длинное «корова» – 2+1+1+1+1+1=7 очков.

Если фишка попадает на светло-синюю клетку, то количество очков буквы умножается на два, если на темно-синюю – на три. В «щука» «щ» попадает на темно-синюю клетку – 10*3+2+2+1=35 очков.

Если слово перекрывает светло-красное поле, то не количество очков буквы умножается, а сумма за все слово умножается на два. Темно-красное поле – на три. «Щука» – (10+2+2+1)*3=45

Слово попадет одновременно на несколько цветных клеток? Сначала умножаем стоимость букв, потом все суммируем, потом умножаем всю сумму.

Те, кто смог за один прием израсходовать все свои семь костяшек, получают дополнительные 50 очков.

За один удачный ход можно заработать до 200 очков.

После финала из общего счета участника вычитается стоимость всех букв, которые остались у него на руках. А если он потратил все фишки, то ему прибавляется сумма штрафов противников.

Обмен косточек

Бывает неудачный ход, в который не удается сложить ни одного самого маленького словечка. В таком случае правила «скрэббл» позволяют пропустить ход и обменять любое количество костяшек вслепую.

Пас и пропуск хода

Участник может не выкладывать ничего и не менять костяшки, а просто сказать «пас». Он получает ноль очков, а ход переходит к следующему. Когда все игроки по очереди сказали «пас» дважды, партия заканчивается – потому что не может продолжаться с игроками-призраками.

Составление первого слова

Составление первого слова, с которого начнется настольная игра, доверяется игроку, выигравшему жеребьевку. Основное условие: минимум две использованные буквы и пересечение центральной клетки со звездочкой. Иногда правило усложняют: первое слово должно быть минимум из пяти букв или из двух слогов.

SCRABBLE – это игра в слова для 2, 3 или 4 игроков. Игра заключается в составлении взаимосвязанных по принципу кроссворда слов на игровом поле SCRABBLE, используя косточки с буквами, обладающие различной ценностью по очкам. Цель игры – набрать наибольшее количество очков. Игроки состязаются, располагая свои косточки с буквами в таких комбинациях и положениях, чтобы получить наибольшую выгоду от ценности букв и призовых клеток на поле. Общий полный счет игры может варьироваться от 400 до 800 очков и более в зависимости от мастерства игроков.

104 косточки с буквами

102 косточки с буквами алфавита и 2 пустышки. Каждая косточка с буквой обладает ценностью поочкам (число внизу справа от буквы). Обе пустышки не имеют ценности по очкам, но могутиспользоваться в качестве любой желаемой буквы. При их использовании игрок долженустановить, какую букву она представляет, после чего это не может быть изменено во время игры.

Подготовка к игре

Приготовьте ручку и бумагу для записи счета. Положите игровое поле в центр. Каждый игрок берет подставку для косточек и кладет ее перед собой. Все косточки помещены в мешочек. Для того чтобы определить, кто будет первым ходить, каждый игрок берет одну косточку. Игрок, буква которого ближе всего к началу алфавита, ходит первым. При этом пустышка предшествует букве «А». Затем косточки возвращаются обратно в мешочек и перемешиваются. Далее игроки по очереди берут по 7 новых косточек и размещают их на своих подставках. Теперь все готово к игре в Скребел. Игра идет по часовой стрелке.

Подсчет очков

Одного игрока назначают ответственным за подсчет очков. Ответственный за подсчет очков ведетучет очков игроков и записывает их после того, как каждый игрок сделает свой ход.

Обмен косточек

Любой из игроков может использовать свой ход для замены любой или всех косточек на своейподставке. Для этого необходимо перевернуть их буквой вниз, взять такое же количество новыхкосточек и смешать сброшенные косточки с оставшимися в мешочке. После этого игрок ждетследующего хода.

Пас (пропуск хода)

Вместо выставления косточек на поле или замены косточек игроку разрешается пасовать,независимо от того, может ли он составить слово (или слова) или нет.Однако если все игроки пасуют два раза подряд, игра завершается.

Составление первого слова

Первый игрок составляет слово из двух или более косточек и выкладывает их либо погоризонтали, либо по вертикали так, чтобы одна косточка попадала на центральную клетку(звездочку). Слова по диагонали составлять нельзя.Все косточки, расставленные при этом и последующем ходах должны располагаться в однунепрерывную линию, горизонтально или вертикально.

Разрешенные слова

Разрешается использовать все слова, приведенные в стандартном словаре русского языка, заисключением слов, которые пишутся только с прописных букв, сокращений, приставок исуффиксов, и слов, которые пишутся через апостроф или тире. Слова иностранногопроисхождения, включенные в стандартный словарь русского языка, считаются вошедшими всловарный состав русского языка, и их разрешается использовать. Перед началом игры все игрокидолжны прийти к согласию в том, какой словарь будет использоваться.После того, как косточка была поставлена на поле, ее двигать нельзя, если только слово не былоуспешно оспорено.

Настольная игра Scrabble - классическая версия

Формально история Scrabble началась в США в 1938 году, когда Альфред Баттс создал прообраз игры под названием Criss-Crosswords. Десятью годами позже дело отца-основателя «Скрэббла» продолжил Джеймс Брюно. Именно он подарил игре ее нынешние имя и правила. Еще четыре года спустя «Скрэббл» вознесся на олимп американского рынка развлечений.

Тогда же начали появляться национальные версии игры. Локализация Scrabble для СССР получила название «Эрудит». С подробным обзором этой игры можно . Возникли также и другие разновидности «Скрэббла». Изменения в них коснулись не только названия, которое в наших широтах частенько произносят как «Скрабл». Есть версия для детей, путешественников, модификация Twists & Turns, математический вариант.

И все же самым популярным остается классический Scrabble. В него играют миллионы людей в самых разных странах, именно по его правилам проводятся локальные турниры и чемпионат мира с внушительным призовым фондом. Кто знает, может быть, когда-нибудь он достанется вам? Веская причина познакомиться со «Скрэбблом» поближе уже сейчас.

Комплектация игры

Поставляется игра в яркой зеленой коробке, которую не стыдно преподнести кому-нибудь в подарок. Внутри упакованы игровое поле, листок с правилами, 102 фишки с буквами и 2 пустые, мешочек и подставки под костяшки. Их всего 4, по числу максимально запланированного количества игроков. Впрочем, играть можно и большей компанией, просто кто-то обойдется без подставок, а сама игра займет меньше времени.

Фишки размером 18x18 мм изготовлены из белого пластика, они легкие, гладкие, приятные на ощупь. Подставки тоже пластиковые, темно-зеленые, достаточно эргономичные. На время игры и последующего хранения фишки удобно сложить в зеленый матерчатый мешочек с надписью Scrabble. Все эти элементы качественные и добротные, даже при интенсивном использовании долго выглядят как новые.

О правилах этого не скажешь. Важнейшая инструкция отпечатана на обычном листке бумаги, который слишком легко мнется. Обращаться с ним нужно предельно аккуратно, иначе он быстро потеряет товарный вид, а буквы начнут стираться.

Долговечность игрового поля тоже вызывает серьезные сомнения. Само поле представляет собой квадрат со стороной 27 см, поделенный на 225 клеток, по 15 в 15 рядах. Оно отпечатано на глянцевой бумаге, которая наклеена на твердый шероховатый картон. Качество печати хорошее, разные цвета клеток чистые и яркие, надписи не расплываются и переведены все.

Но для того чтобы поле занимало меньше места в коробке, твердое основание складывается по центру. А в месте сгиба картон тонкий, так что когда он протрется-прорвется - вопрос времени. На всякий случай лучше быть поосторожнее и с ним тоже.

Правила и игровой процесс

На коробке указано, что «Скрэббл» рассчитан на 2-4 игроков. Считается, что это оптимальное количество человек для партии длительностью примерно в полтора часа. На самом деле игроков может быть и больше, вплоть до 10 и более. Важно, чтобы каждому досталось по 7 фишек с буквами. Правда, в таком случае игра продлится недолго и будет не слишком увлекательной. Если же в компании человек 6-8 - все отлично.

Вначале участники игры проводят жеребьевку. То есть вытягивают по одной из мешочка со всеми фишками. Тот, кому достанется ближайшая к началу алфавита буква, получает право сделать ход первым. Для этого костяшки, извлеченные для жеребьевки, отправляются назад в мешочек, после чего каждый игрок берет оттуда по 7 фишек. Разумеется, соперникам их лучше не показывать.

Теперь можно начинать игру. Суть «Скрэббла» заключается в составлении слов из букв, которые выпали участникам. Первый игрок выкладывает на поле слово, расставляя костяшки с буквами по вертикали или горизонтали так, чтобы одна из них заняла центральную клетку поля. Этот квадрат отмечен звездочкой и удваивает очки, полученные за слово.

Чтобы подсчитать их, нужно сложить стоимость каждой буквы, написанной под ней на фишке. (Для подсчета баллов, заработанных игроками, потребуются бумага и ручка. Причем записывать в эту ведомость стоит не только очки, но и сами слова - так значительно удобнее.) Поскольку игрок потратил часть фишек, он вынимает то же количество костяшек из мешочка. Так на руках у него вновь оказывается 7 фишек.

Тем временем следующий участник партии добавляет к составленному слову одну или несколько букв. В итоге на игровом поле должно появиться новое слово. Использование для этого букв, выставленных первым участником, обязательно. Нельзя составить отдельно расположенное слово на другом конце игрового поля, только чтобы получить в два раза больше очков.

Свои буквы можно разместить между двумя разными словами (такая возможность появляется ближе к середине игры), перед словом предыдущего участника, позади него, под прямым углом или параллельно, вплотную к нему. В этом последнем случае полностью соприкасающиеся буквы должны образовывать самостоятельные полные слова.

Это сложно, но есть и хорошая новость: разрешается использовать множественную форму слов, склонения по падежам разных частей речи, включая глаголы разных времен, частицы. Проще перечислить, что остается под запретом. Нельзя использовать несуществующие слова, приставки, суффиксы, сокращения, слова с дефисом, апострофом и имена собственные.

Сделав свой ход, игрок добирает фишки до семи штук и подсчитывает очки за слово. Правильно разместив букву, за нее или все слово целиком можно выручить удвоенное либо утроенное количество баллов. Достаточно занять цветную призовую клетку с соответствующей подписью.

И тут есть один нюанс. В общий зачет игрока идут даже те буквы составленного им слова, которые уже были размещены на игровом поле. А вот призовые очки за те из них, что попали на двойные-тройные клетки стараниями предыдущего участника, второй раз призовые баллы не приносят. Считается только чистая стоимость каждой буквы.

Так проходит весь игровой процесс. Участники составляют свои слова, подсчитывают за них очки, пытаются выжать максимум из выпавших им букв. Если у игрока не получается составить слово из фишек, имеющихся на руках, он пропускает ход или в обмен на пропуск меняет одну из костяшек. Естественно, наугад.

Партия в «Скрэббл» считается завершенной, когда мешочек с фишками пуст, один из участников полностью использовал свои костяшки или все успели пропустить по два хода. То же самое происходит, если составить слово не получается ни у кого из игроков даже после смены фишек. Тогда игра завершается, а победителем становится тот, кто заработал наибольшее количество очков.

Впечатления от игры

«Скрэббл» заслуженно считается игрой не только интересной, но и очень полезной. По мнению компетентных специалистов, она развивает логическое мышление, внимательность, расширяет словарный запас и повышает уровень грамотности. Многие опытные фанаты игры сравнивают ее с шахматами и делятся друг с другом стратегиями выигрыша.

Ну а начинающие любители «Скрэббла» с удивлением обнаруживают, что это захватывающее и веселое действо. Ведь после чтения правил может сложиться впечатление, что «Скрэббл» - игра сложная и запредельно нудная. На деле игровой процесс оказывается гораздо проще и веселее, чем ожидаешь.

В игру с удовольствием играют подростки и взрослые люди, парочки и большие компании. Партия в «Скрэббл» уместна даже на праздничной вечеринке, где выяснения, существует ли то или иное слово, проходят с особым азартом. А еще эта игра - хороший нетривиальный подарок, краснеть за который точно не придется.

Scrabble (в переводе с английского «рыться в поисках чего-либо») - очень популярная игра. Впервые на русском языке правила скрэббла были описаны в 1968 году, в журнале "Наука и жизнь". Название забавы перевели как "Крестословица". Однако широкую известность игра получила позднее как "Эрудит" или "Словодел".

Описание настольного набора игры: поле и фишки

Поле игры представляет собой квадрат с размерами 15 на 15 делений - всего 225 мест. Также в наборе присутствуют игровые фишки - деревянные или пластиковые квадраты с нанесенными на них буквами и очками. Всего букв 104, количество экземпляров каждой зависит от частоты ее употребления в том или ином языке, из этого же показателя определяется и стоимость каждой фишки. Также в наборе предусмотрено несколько "пустышек" или "джокеров", которые могут быть использованы вместо любого символа по выбору игрока.

В специализированных магазинах можно приобрести настольную на русском языке или англоязычный вариант - Scrabble. Исполнение и стоимость забавы могут быть различными: от дешевого комплекта из пластика и бумаги до коллекционных наборов ручной работы из дерева.

Основные правила и цели игры "Эрудит"

Главная цель игры - набрать больше очков, нежели противник, составляя слова из фишек. Существует вариант игры, в котором побеждает тот, кто первым наберет оговоренное заранее количество очков.

Согласно правилам игры "Эрудит", в раунде могут принимать участие от 2 до 4 человек в зависимости от величины набора - для большего количества игроков потребуется больше фишек. Тем, кто не уверен в возможностях собственной памяти, лучше запастись листком бумаги и карандашом для записи составленных слов.

Список всех правил игры "Эрудит" не велик. Он включает в себя следующие пункты:

  1. Слова следует составлять в двух направлениях: по вертикали - "сверху-вниз" и по горизонтали - "слева-направо".
  2. Каждому участнику перед началом раунда случайным образом выдается по 7 фишек.
  3. Игрок, делающий первый ход, должен выложить надпись через центральную клетку поля.
  4. После каждого хода игрок добирает потраченные фишки.
  5. Все последующие слова составляются только в "связке" с уже выложенными.
  6. Если игрок не хочет составлять слово в свою очередь, то ему следует поменять фишки и пропустить ход.
  7. Участник, использовавший все 7 фишек за один ход, получает дополнительные очки.
  8. Универсальная фишка ("пустышка" или "джокер") может быть использована вместо любой буквы по выбору игрока.
  9. Участник может заменить "пустышку" требуемой буквой при условии, что использует ее уже в следующем ходу.
  10. Приведенные правила могут быть изменены или дополнены по предварительному сговору игроков.

10 пункт дает участникам простор для полета их фантазии и делает игру еще интересней.

Считаем очки в игре "Эрудит" правильно

Подсчет очков в игре - дело не простое. Каждому игроку стоит вести запись выложенных за ход слов и количество набранных очков. На поле существуют специально отмеченные области, которые увеличивают стоимость фишек. Правила игры "Эрудит" для подсчета очков можно сформулировать следующим образом:

  1. Стоимость буквы удваивается на зеленых клетках поля и утраивается - на желтых. Дополнительные очки называются премией.
  2. Сумма хода состоит из стоимость выложенных букв и подсчитывается для каждого игрока в отдельности.
  3. Если одна из фишек слова расположена на синей клетке, стоимость слова удваивается, на красной - утраивается. Сначала подсчитывается премия за буквы, затем за слово в целом.
  4. Если игрок использовал в течении хода все 7 фишек, то получает бонус в количестве 15 очков.

Как видно, правила игры "Эрудит" предельно просты и понятны. Цвета премиальных областей игрового поля могут варьироваться от набора к набору. В любом случае, к забаве всегда прилагается подробная инструкция с разбором и наглядными примерами для каждого правила.

Кому полезна игра "Эрудит"?

Помимо того, что забава невероятно увлекательная и затягивающая, это еще и очень познавательное занятие. Настольная игра "Эрудит" прекрасно подойдет школьникам и студентам, изучающим иностранные языки.

Scrabble позволит устроить настоящее соревнование и узнать "чей английский лучше" или "кто знает больше иностранных слов". Наблюдать за ходом игры также интересно, как участвовать самому. Можно устраивать целые турниры по "Эрудиту" в рамках открытых уроков в школе и даже среди факультетов высших учебных заведений наподобие шахматных состязаний.

Родители могут играть в "Эрудит" со своими детьми, чтобы развивать их сообразительность и знания орфографии родного языка. Иногда желание победить заставляет ребенка заниматься настоящим словотворчеством и выдумывать несуществующие предметы и понятия. Не стоит сразу отвергать составленные варианты детей, гораздо веселее расспросить ребенка и послушать его толкование "нового" слова.

Скрэббл (англ. Scrabble - «рыться в поисках чего-либо») - настольная игра, в которую могут играть от 2 до 4 человек, выкладывая слова из имеющихся у них букв в поле размером 15 x 15. В русскоязычной среде известна под названием «Эрудит».

Игровое поле состоит из 15х15, то есть 225 квадратов, на которые участники игры выкладывают буквы, составляя тем самым слова. В начале игры каждый игрок получает 7 случайных букв (всего их в игре 104). На середину игрового поля выкладывается первое слово, затем следующий игрок может добавить слово «на пересечение» из своих букв. Слова выкладываются либо слева направо, либо сверху вниз.

Словарь

Разрешается использовать все слова приведённые в стандартном словаре языка за исключением слов, пишущихся с прописных букв, сокращений, и слов, которые пишутся через апостроф или дефис. В варианте «Скрэббл» можно использовать все падежи, склонения и времена.

В то же время в игре «Эрудит», согласно традициям русских лингвистических игр, разрешено использовать только имена существительные нарицательные в именительном падеже единственного числа (либо множественного, при отсутствии у слова формы единственного числа).

Запрещено использовать словарь для поиска слов. Словарь разрешён только в случае проверки на существование уже выложенного слова.

В начале игры каждому даётся по семь фишек. За один ход можно выложить несколько слов. Каждое новое слово должно соприкасаться (иметь общую букву или буквы) с ранее выложенными словами. Слова читаются только по горизонтали слева направо и по вертикали сверху вниз.
Первое выложенное слово должно проходить через центральную клетку.
Если игрок не хочет или не может выложить ни одного слова, - он имеет право поменять любое количество своих букв, пропустив при этом ход.
Любая последовательность букв по горизонтали и вертикали должна являться словом. То есть, в игре не допускается появление на поле случайных буквосочетаний, не представляющих собою слов, соответствующих вышеприведенным критериям.
После каждого хода необходимо добрать новых букв до семи.
Если за ход игрок использовал все семь косточек, то ему начисляются дополнительные 50 очков.

Распределение фишек и стоимость букв

Буква Кол-во Цена
А 8шт 1 очко
Б 2шт 3 очка
В 4шт 1 очко
Г 2шт 3 очка
Д 4шт 2 очка
Е 8шт 1 очко
Ё 1шт 3 очка
Ж 1шт 5 очков
З 2шт 5 очков
И 6шт 1 очко
Й 1шт 4 очка
К 4шт 2 очка
Л 4шт 2 очка
М 3шт 2 очка
Н 5шт 1 очко
О 10шт 1 очко
П 4шт 2 очка
Р 5шт 1 очка
С 5шт 1 очко
Т 5шт 1 очко
У 4шт 2 очка
Ф 1шт 10 очков
Х 1шт 5 очков
Ц 1шт 5 очков
Ч 1шт 5 очков
Ш 1шт 8 очков
Щ 1шт 10 очков
Ъ 1шт 10 очков
Ы 2шт 4 очка
Ь 2шт 3 очка
Э 1шт 8 очков
Ю 1шт 8 очков
Я 2шт 3 очка

Подсчёт очков и бонусы

Каждой букве присвоено некоторое количество очков от 1 до 10. Некоторые квадраты на доске раскрашены в разные цвета. Количество очков, получаемых игроком за выложенное слово, подсчитывается следующим образом:
если квадрат под буквой бесцветен, добавляется количество очков, написанное на букве
если квадрат голубой, количество очков буквы умножается на 2
если квадрат розовый, количество очков всего слова умножается на 2
если квадрат синий, количество очков буквы умножается на 3
если квадрат красный, количество очков всего слова умножается на 3

Если слово пересекает и красную и синюю клетки, то в удвоении (утроении) очков слова учитывается удвоение (утроение) очков букв.

Пустышка (джокер, «звёздочка»)

Также, в наборе косточек присутствует несколько пустых фишек (в версии «Эрудит» - звёздочек). Такая фишка может быть использована как любая буква на выбор игрока. Например, игрок может выставить слово «ТЕ*ЕФОН», где роль буквы «Л» будет играть пустышка.

Правила подсчёта очков и использования пустышек могут отличаться и игрокам следует заранее договориться о нюансах. Ниже приведены возможные варианты правил.

Подсчёт очков за пустышку:
Пустышка всегда имеет 0 очков (классические правила Scrabble).
Пустышка приносит столько очков, сколько бы принесла буква, роль которой она играет.

Повторное использование пустышек:
После выкладывания на поле, пустышка считается сыгранной и так и остаётся на этом месте до конца партии (классические правила Scrabble).
Если один игрок выложил слово «ТЕ*ЕФОН», то затем, любой игрок, имея у себя букву «Л», может заменить её на пустышку и забрать её себе. Как правило, действует дополнительное правило, обязывающее в таком случае использовать (выложить) забранную с поля пустышку этим же ходом, то есть когда нельзя брать её себе «про запас».



Лучшие статьи по теме