Психология. Отношения. Личность. Общение
  • Главная
  • Психология
  • Нарративный психолог. Нарративная психология - что это, особенности подхода. С чем работает нарративный подход

Нарративный психолог. Нарративная психология - что это, особенности подхода. С чем работает нарративный подход

НАРРАТИВНЫЙ ПОДХОД В КОНСУЛЬТИРОВАНИИ

Ориентировочная карта понимания

Выполнил: магистрант 2 курса 244 группы

Дедков Иван

ОСНОВНЫЕ ПРЕДСТАВИТЕЛИ

https://pandia.ru/text/80/194/images/image005_39.jpg" alt="дарья кутузова.jpg" width="172 height=218" height="218">Авторство" href="/text/category/avtorstvo/" rel="bookmark">авторства » самому человеку. Он осознает себя потенциальным автором собственных историй и получает возможность выбирать, какие истории он хотел бы проживать

Идентичность не дана человеку как нечто готовое, но постоянно созидается в деятельности и общении, пересматривается, и человек может поставить перед собой задачу сформировать определенную идентичность - ив этом контексте она превращается в его проект, в его произведение.

Основные понятия

Нарративная терапия – беседа, в процессе которой люди "перерассказывают", то есть рассказывают по новому, истории своей жизни.

Нарративная практика – это стремление найти уважительный, необвиняющий подход к консультированию и работе с сообществами, где люди рассматриваются как эксперты собственной жизни и проблемы отделяются от людей.

идентичность » -заранее данное свойство, «самовосприятие», «самоотношение». идентичность формируется в определенной совместной деятельности людей: люди осуществляют «перформанс» (отыгрывание, воплощение, исполнение) важных для них смыслов перед аудиторией свидетелей, дающих отклик. Получение отклика на собственное предъявление смысла подтверждает подлинность этого смысла (что может обозначаться термином «аутентикация» ).

заявление » - заключения об идентичности начинаются как некие заявления, социально сконструированные, и именно социальное подтверждение этих заявлений придает им статус истинности. В контексте социального подтверждения заявлениям об идентичности приписывается статус истинности, и он оказывает существенное влияние на жизнь людей и отклик других на их действия.

резонанс » - во-первых, пересказы в рамках церемонии признания самоопределения. Во - вторых, описание личностных резонансов, которые переживает внешний свидетель. Эти резонансы возникают как отклик на выражения людей.

Позиция нарративного терапевта

«Децентрированность » терапевта означает, что он не является автором мнения и позиции человека по поводу проблем и сложностей в его жизни. Однако он оказывает влияние на происходящее, задавая вопросы, которые дают людям возможность сформулировать свою собственную позицию по отношению к проблемам и высказать то, что лежит в ее основе.

В нарративной теории отсутствует идея "нормы" и знания о том, каким человек или его отношения должны быть. Сам человек выступает автором своей истории и экспертом в своей жизни, только он может решить, что для него предпочтительно

Цель терапевта - создать пространство для развития альтернативных, предпочитаемых историй для того, чтобы человек почувствовал себя способным влиять на собственную жизнь, в большей степени автором предпочитаемой истории своей жизни и стал бы воплощать ее, привлекая и объединяя «своих» людей в сообщество заботы и поддержки.

Основная форма работы - пересочинение истории , (вос)создание авторской позиции (re-authoring) посредством вопросов, направленных на развитие «хорошей» истории.

Любой человек или группа людей может обращаться к нарративным практикам для разрешения своих сложностей. Нарративные методы широко применяются и в работе с очень маленькими детьми, при этом терапевт может использовать игрушки или рисунки. Богат опыт нарративной помощи людям, которым в нашем обществе присваиваются психиатрические диагнозы.

Приемы нарративной психологии

Экстернализация - вынесение проблемы вовне: проблема становится антагонистом ; исследуется влияние проблемы на человека и влияние человека на проблему; человек определяет свою позицию по отношению к проблеме и осознает, почему эта позиция такова.

Деконструкция – при этом осознается, исследуется и опротестовывается попытка других людей и сообществ быть автором истории данного человека; исследуется контекст возникновения дискурсивных предписаний, отношения власти, в т. ч. то, кому выгодно существование подобных предписаний.

Восстановление участия (re-membering) - привлекаются другие люди и персонажи, дающие дополнительную точку зрения на человека и его историю, чтобы создать сообщество поддержки для предпочитаемой истории. Исследуется роль человека в их жизни и их миссии.

Работа с внешними свидетелями - церемония признания самоопределения, соприкосновение жизней общими темами - слушателей истории расспрашивают о том, что у них отозвалось, какой образ протагониста, его ценностей, намерений и умений создался; почему их привлекли именно эти слова и выражения, какой их личный опыт откликается; чему их учит эта история, на что она их сподвигает.

Создание летописей, памяток и грамот – использование письменного слова как культурного орудия.

Развитие сообществ (в т. ч. виртуальных) и работа с сообществами. Организация виртуальных сообществ («лиг») помогает аккумулировать знания и опыт преодоления тяжелых проблем и их последствий, а также освобождает терапевта от бремени экспертного знания.

ОБЛАСТИ ПРИМЕНЕНИЯ НАРРАТИВНОГО ПОДХОДА

Индивидуальное консультирование

Работа с семьями

Работа в школах

Работа при проведении примирительных программ между подростками и взрослыми

При реабилитационной работе с пострадавшими от различных форм насилия

При работе в экстремальных ситуациях

НАРРАТИВНЫЙ ПОДХОД В ОБРАЗОВАНИИ

Психолог по отношению к школьнику занимает позиции «наивности» и «произвольного невежества».

1. Нарративная медиация, работа со школьными конфликтами (Джон Уинслейд, Джеральд Монк).

2. Работа с немотивированными подростками (Вячеслав Москвичев).

3. "Интервьюирование проблемы" с подростками, работа в сообществах поддержки, групповое консультирование с учителями (дискурс дефицитарности) работа с репутациями (Дарья Кутузова).

4. Работа психолога в школьной консультации ().

5. Применение идей М. Уайта в работе с детьми с СДВГ.

НАРРАТИВНАЯ ТЕРАПИЯ В ОБРАЗОВАНИИ (Дарья Кутузова)

ü Применение нарративного подхода в школьном контексте и в детском саду. Работа с репутациями. В течение первого года нахождения в коллективе у ребенка складывается определенная репутация, которая в дальнейшем задает отношение к нему как воспитателей и учителей, так и других детей. Если репутация плохая, она зачастую загораживает, не дает увидеть школьника как интересного, многогранного человека. Существуют возможности "переписать" репутацию.

ü Проведение занятий на основе «Интервьюирования проблемы».

ü Деконструкция – исследование социальных контекстов поддерживающих проблему и противостоящих существованию проблемы. А также работа с влиянием различных социальных идей и стереотипов о детях, образовании, учителях и родителях на родителей, детей, работниках образования и консультанта.

ü Дискурс дефицитарности. Исследование влияний "стандарта нормальности" на детей, учителей и родителей и их способности решать проблемы. Поиски более эффективных, основанных на акцентировании уникальных и нестандартных способностей способов справляться со сложностями.

ü Создание сообществ поддержки для новых предпочтительных историй в школе и в детском саду.

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ СООБЩЕСТВА

· Центр нарративной психологии и практики в г. Москве, организованного Натальей Савельевой, Екатериной Жорняк и Екатериной Дайчик

· Далвич-центр, созданного Майклом Уайтом, основателем нарративного подхода, и его женой Шерил Уайт

· Институт нарративной терапии (Англия), проводит программы подготовки нарративных терапевтов, объединяет ведущих практиков Англии, двое из которых – Сара Уолтер и Хью Фокс уже побывали в России.

· Эванстонский центр семейной терапии, созданный Джилл Фридман и Джимом Комбсом, авторами первой книги по нарративной терапии, изданной на русском языке :
Центр «Нарративные практики Аделаиды», организованного Майклом Уайтом вместе с Шоной Рассел и Мегги Кери в 2008 году

Список используемой литературы:

1. Карты нарративной практики: Введение в нарративную терапию. М., 2010.

2. Материалы ресурса под редакцией Д. Кутузовой https://narrlibrus. /2009/03/11/what-is-narrative/

3. Нарративная терапия: от дебатов к диалогу.// Московский психотерапевтический журнал. 2001. №3.

4. Нарративный подход в работе психолога образования (продолжение) // Вестник практической психологии образования. 2007. № 3.

5. Нарративный подход в работе психолога образования (продолжение) // Вестник практической психологии образования. 2007. № 4.

6. Теория Нарративная психотерапия. // Журнал практической психологии и психоанализа. 2005. №4.

« » с английского языка означает «рассказ». Это понятие позаимствовали из философии для зарождения направления в 80-х годах ХХ столетия. Нарративная терапия – это результат многолетней работы австралийских психологов Майкла Уайта и Дэвида Эпстона. Однако нарративная практика и ее идеи использовались еще до их главных основателей.

Рождаясь на свет, человек не имеет сформированной системы оценочного суждения. Он не ставит границы между добром и злом, между правильным и неправильным.

Только с развитием в социуме, мы начинаем относиться к людям и их поступкам, ситуациям с определенными чувствами, анализировать их. Формируется комплексное мировоззрение.

В голове выстраивается логическая цепочка нашей жизни: прошедшие события, полученный опыт, нынешнее состояние, планы на будущее, цели. И каждому хочется, чтобы все гармонично связывалось между собой.

Но не всегда сюжет жизни включает только те события, который можно понять логикой и принять их. Часто случаются такие вещи, которые не можем осознать. Поэтому не воспринимаем, выталкиваем их за границы нашей памяти, игнорируем.

Причинами могут послужить:

  • авторитарное воспитание родителей;
  • специфика личности (темперамент и характер);
  • ограниченность развития мировоззрения;
  • навязывание общественного мнения;
  • переживание горя из-за утраты;
  • уровень культуры окружающей среды.

Если человеку удается принять события, взглянуть на них с другой точки зрения – это расширяет кругозор; дает возможность проанализировать ситуацию по-другому; принять ее; сформировать, как новый опыт. Этим и занимается нарративная психотерапия.


Краткое описание подхода

Основная форма работы с клиентом – это беседа. Он рассказывает историю своей жизни в том ключе, который всегда видел и воспринимал. Терапевт задает вопросы для уточнения тех или иных моментов.

Над каждой важной ситуацией нужно остановиться, все детально описать. Если клиент рассказывает за какое-то свое действие, то должен сказать и что чувствовал тогда, какие были мысли, что побудило его. Дальше рассматривается участь других персонажей в этом моменте. Попытаться описать их как можно обширней и красочней.

Возможно, у клиента есть происшествие в жизни, которое воспринимается с сильными негативными эмоциями. На нем психотерапевт останавливается дольше для того, чтобы человек мог увидеть хотя бы 1-2 точки зрения с позитивной, или же нейтральной стороны. Это может быть изначально неправильная трактовка действий, или не вынесено умозаключение, нет сформированного опыта. Все это нужно исправить и настигнуть.

Если клиент винит себя в каком-то повороте жизненной линии или настоящем состоянии, то терапевт пытается показать, сколько факторов влияло на ту или иную ситуацию. Поясняется, что нельзя винить во всем исключительно себя.

К работе могут подключать других людей, которые брали участие в жизни клиента. Таким образом, они делятся своими настоящими чувствами. Центральная персона терапии может сравнить и исправить тот образ, который сложился у него в голове.

Основные понятия и идеи

Каждая психологическая терапия имеет свои специфические понятия и идеи, на которых она основана. Нарративная практика (терапия) базируется на таких тезисах:

Такой вид терапии предполагает полное принятие клиента. Отсутствие контроля со стороны терапевта. Сеанс развивается не поэтапно и плану, а имеет вольное течение.

Принцип действия

Нарративная практика (терапия) пользуется рядом принципов вне зависимости от специфичности проведения сеанса:

  1. Экстернализация – вынесение проблемы наружу. Ее можно персонифицировать, дать отдельное название или полноценное имя. Клиент должен проанализировать ее, установить причинно-следственную связь. Также озвучить то, как проблема повлияла на человека, а человек – на нее.
  2. Деконструкция – клиент осознает, что именно он является автором сюжета. Это подтверждается с помощью конкретизации мировоззрения человека, которое легло в виденье истории. Доказывается субъективный взгляд.
  3. Работа со свидетелями – на сеанс приглашаются участник ситуации, чтобы они могли рассказать сюжет со своей стороны. Также центральная особь спрашивает о том, какие были впечатления от его личного рассказа. Если нет возможности реального общения, то клиент может сам попробовать представить себя другим человеком, посмотреть чужими глазами.
  4. Организовываются онлайн-сообщества, где человек делится своим рассказом, а другие – своим взглядом, похожим опытом. Таким образом, происходит обмен знаниями; клиент понимает, что не он единственный, кто попал в такую ситуацию; мнение терапевта не кажется исключительно правильным.

Методы работы в нарративном подходе

Если сеанс проводится индивидуально, то, как правило, в формате обычного повествования. Естественно, должны соблюдаться вышеперечисленные принципы.

Но при проведении групповой терапии существует целый ряд эффективных методик. Они представлены различными упражнениями. Некоторые из них:

Терапевт-психолог должен хорошо чувствовать группу, чтобы создавать план будущего сеанса. Наблюдать за происходящими действиями, внимательно слушать, но не вмешиваться.

В конце занятия проводится рефлексия. Спрашивают, что понравилось, а что нет; какой опыт получили участники; удалось ли разрешить свою проблему, посмотреть под другим углом.

С какими проблемами работает нарративный подход

Проблемы случаются в разных аспектах жизни и любом возрасте. Поэтому, применять такую психологию можно при самых различных и сложных ситуациях.

Часто используется семейный подход, когда существует проблема между родственниками. Приглашаются все участники, чтобы воссоздать сюжет с разных сторон и обсудить его. Если приходят дети, то с ними можно работать с помощью игрушек и рисунков.

Взаимоотношения в школе, университете или на работе тоже могут поддаваться разрушению. Поэтому, эффективным будет групповой тренинг.

В данной парадигме рассматриваются и проблемы людей из меньшинства или мест лишения свободы. Таким особям часто не подходит традиционная терапия.

Показания к применению

Применяется к людям с проблемами из разных сфер жизни: семья, работа, учеба, отношения с другими людьми, постановка собственных целей и ориентиров. Кроме того, методика может использовать и других нарушений.

Также терапевты работают с такими случаями:

  • тревога;
  • синдромом дефицита внимания с гиперактивностью ();
  • другие психические болезни.

Применяют и в судебно-психологической экспертизе. В частности, для анализа видео- и аудиофайлов подозреваемых.

В чем отличия нарративного подхода от других

Каждый подход в психологической терапии отличается друг от друга: своими идеями, виденьям сущности человека, теорией, практикой.

Нарративная рассматривает бессознательное, как что-то конкретное. Это может быть опыт или полученные знания. В то время, как классическая терапия (психоанализ, например) предполагает абстрактную область в сознании человека.

Как правило, клиент воспринимается, как человек, имеющий расстройство. Но в этом современном направлении пришедшего человека на сеанс принимают безо всяких предрассудков. Терапевт относится к нему, как к практически здоровому. Это сразу снимает напряжение с клиента, он чувствует себя комфортно, свободно и более уверенным.

Если классический подход больше уделяет внимание чувствам, переживаниям, внутреннему миру человека, то тут главное место обсуждения занимают действия клиента. Проводится связь между интересом и тем, как человек поступил.

Существует немного направлений, которые могут за такой короткий срок помочь человеку. Здесь не нужно углубляться в далекое прошлое, чтобы найти причину. Решают только ту проблему, которая актуальна для клиента на данный момент.

Современное состояние нарративного подхода

Это направление относительно новое, поэтому не так распространено. Но стремительно набирает обороты и занимает свою нишу. В Москве, например, проводятся различные конференции, семинары, лекции; выдаются книги; создаются тренинговые группы и программы; разыгрываются гранты. Все это способствует распространению информации и популярности.

Как проявляется положительный результат

Прежде, чем прийти к терапевту-психологу, человек ставит перед собой цель, которую хочет достичь на сеансе. Ее обговаривают во время первой встречи.

Только клиент может судить, когда стоить закончить терапию. Почувствовать эффективность можно и после первого занятия, если была одна небольшая проблема, на которую удалось посмотреть под другим углом. Или кому-то понадобится несколько сеансов, чтобы разобраться в более глобальных ситуациях и заняться самоанализом.

- Расскажите подробнее о том, что такое нарративный подход.

- Он базируется на идее, что мы осваиваем свой жизненный опыт с помощью историй. Поскольку люди не в состоянии запомнить абсолютно все, что происходит с ними, они выстраивают логические цепочки между отдельными событиями и ощущениями. И эти последовательности становятся историями.

Мы не рождаемся с этими историями. Они конструируются в социальном и политическом контексте. Мы не рождаемся в вакууме, свободные от мнений о том, что должен собой представлять «нормальный» человек. Более того, и тут есть нюансы: «белого человека» в Австралии судят согласно одним нормам, людей других культур и рас, даже если они тоже австралийцы, - уже по другим. Мы исследуем эти культурные истории, дискурсы. Способность видеть частные истории в широком контексте - это и есть фундамент нарративной практики.

- Как вы работаете с этими историями?

- Все используют их для осмысления собственного опыта. И часто случается, что люди, которые приходят к нам на терапию, осмысляют свой опыт через призму именно проблемных историй. Это заметно в том, что они говорят о себе, в повторяющихся травмах. «Я плохой», «я безнадежный», «я ужасный человек» - подобные выводы действительно могут завладеть сознанием. Они становятся как будто лупой, через которую люди смотрят на мир. Фокусировка в восприятии настоящего происходит только на определенных вещах. Тех, что соответствуют травмирующей истории. Ничего другого в своем опыте они увидеть просто не могут.

Нарративный подход позволяет отделить контекст и увидеть эти истории не как определяющие, а как ситуативные. Он учит искать под проблемной другие истории, спрятанные. Мы называем их альтернативными или предпочитаемыми. Когда они находятся, то травмирующие истории, определявшие жизнь, ведущие в неправильном направлении, растворяются и уходят.

- Можете привести конкретный пример?

- В Австралии я много работаю с женщинами и детьми, пережившими опыт насилия в семье. Я расскажу историю про женщину по имени Лайза. Мы встретились, когда ей было чуть меньше тридцати и она одна воспитывала двоих детей 4 и 6 лет. Примерно за год до этого Лайза ушла от мужа. Была в тревоге и депрессии. Страдала от социальной изоляции - не поддерживала связь с родственниками, не имела друзей.

Лайза считала себя плохой матерью, несмотря на то что очень любила детей и заботилась о них. Например, водила дочь на подготовку к школе. Кроме того, она думала, что окружающие ее осуждают. Она хотела пойти учиться, чтобы получить профессию. Но при этом не могла решиться позвонить и записаться на курсы. «Я не могу, у меня не получится», - говорил ее внутренний голос.

Так бывает часто: женщины пораженчески верят, что они не в силах ничего изменить

Мы смогли отделить этот голос, когда начали анализировать опыт проживания всего, что происходило с Лайзой. В нарративной терапии это называется экстернализацией. И я стала спрашивать: как долго этот голос живет в ее голове? когда он зазвучал впервые? что тогда с ней происходило? Мои вопросы должны были сделать очевидной разницу между реальной жизнью Лайзы и тем, как она себе ее представляла.

Стало понятно, что Лайза слышит этот голос долго. Он был голосом семьи: Лайза, единственная девочка в семье, росла среди многочисленных братьев. И постоянно слышала, что мальчики лучше и только мужчины достойны уважения. Кроме того, девочка регулярно подвергалась насилию со стороны родного дяди. И боялась огласки, поскольку дядя повторял, что люди непременно осудят ее, если узнают, что происходит.

Мы постепенно делали этот механизм видимым: показывали, как голос мешает ей делать для своих детей то, что она хочет. Лайза ощущала себя плохой матерью еще из-за того, что бывший муж жестоко обращался с детьми. Хорошая мать, считала она, не допустила бы подобного. По сути, она брала на себя ответственность за насилие, которое причинял ее партнер! И это, конечно, было болезненно. Так бывает часто: женщины пораженчески верят, что они не в силах ничего изменить.

Конечно, Лайза боялась и последствий развода для детей. Ее тревога была понятна: у одиноких матерей куда меньше денег. Материальное положение семьи ухудшилось, и голос постоянно напоминал об этом. И Лайза влезала в долги, покупая детям рождественские подарки… Просто чтобы заглушить этот голос. Нам понадобилось много времени, чтобы она поняла, что это просто голос, а не истина в последней инстанции.

- Как вам удалось ей помочь?

- Исследуя проблему, я пыталась найти самый крошечный намек на альтернативную историю, за который можно было бы зацепиться. Лайза была очень одинокой. Но все же была одна женщина, Бренда, с которой она подружилась. Мы стали развивать эту историю: как она решилась открыться другому человеку и начать ходить в гости? Как вообще мы делаем то, что может быть потом рассмотрено как полезные навыки? Здесь большой простор для размышления. Согласно подходу, нужно искать то, что для человека значимо, что он ценит, на что надеется и чего хочет. Понять его устремления. К чему стремилась Лайза, заводя эту дружбу?

Вспомним, что она отдала дочь в сад, хотя психологически ей далось это нелегко. Это был пример сопротивления внутреннему голосу. И я стала выяснять подробности. Оказалось, что Лайза позвонила Бренде, и та в разговоре напомнила ей про шарф, подаренный любимой тетей. Бренда знала, что Лайза иногда надевает его - как защиту, талисман. Лайза повязала утром шарф и подумала, как это важно - отдать дочь учиться. Так нашлась история о том, что Лайза хочет, чтобы у дочери были друзья-одноклассники, какое-то занятие. Чтобы ей нравилось быть собой. Отклики этого обнаружились потом в жизни самой Лайзы: когда ей было восемь, ее взяла под крыло учительница в воскресной школе.

Я спросила, что надо делать с ребенком, если ты хочешь, чтобы он так себя ощущал. И Лайза стала приводить трогательные примеры, такие кусочки каждодневных историй - например, как вечером она по очереди проводит время с каждым ребенком, а каждое воскресенье они идут куда-то втроем, но куда - решают дети.

Лайза начала ценить свои материнские усилия не сразу. Мы вели с ней длинные разговоры на протяжении долгого времени. Но в итоге она стала более успешной как мать и смогла никогда больше не допускать в своей жизни насилия. Когда она жила с Джимом, внутренний голос был очень громким, потому что он совпадал с голосом самого Джима: «Даже не пытайся уйти от меня, потому что опека заберет детей. Ты плохая мать». И только когда нашлась и стала развиваться другая история, Лайза начала понимать, почему предыдущая была такой могущественной, не будучи при этом правдивой.

Проблемная история ломается, трещит по швам, теряет власть над человеком, когда тот понимает, что это все неправда. Представляет «это» как голос или как что-то отдельное от него. Поскольку часто травмы уходят корнями глубоко в прошлое, нужно время для победы над ними. А для этого важно узнать как можно больше деталей предпочитаемых историй, чтобы сделать их различимыми в человеческом опыте.

- Я знаю, что вы можете объяснить, как работает нарративный подход, и с точки зрения нейробиологии.

- Действительно, я увлекаюсь этой наукой и имею представление о том, как работает мозг, в том числе в контексте памяти. Когда мы создаем новые истории, образуются новые связи между нейронами. «Зависать» в положительных историях полезно: чем больше люди опираются на предпочитаемые истории, тем быстрее соответствующие нейронные цепочки в мозгу становятся магистральными. И уже не нужно возвращаться к травме. Можно жить той жизнью, которой хочется.

Истории ведь живут не только на сознательном уровне. Они живут и в теле. Когда мы слышим неприятный внутренний голос, это тяжелое и болезненное ощущение. Любое насилие, в том числе эмоциональное, причиняет боль, которая остается в теле.

В процессе эволюции мы выработали умение очень быстро реагировать на опасность. Если навстречу бежит тигр, мы обычно не начинаем думать, что делать. Наш ответ автоматизирован. Выплеск адреналина и кортизола - и мы готовы убегать или драться. Или замереть - это тоже хороший вариант, если атакующий сильнее. То же самое происходит в результате травмы или насилия - автоматический ответ. Всем знакомы эти телесные ощущения: сердце бьется быстрее, дыхание становится коротким и прерывистым, желудок сводит.

К чему это приводит? К тому, что люди, которые прошли через травму, способны снова и снова испытывать эти ощущения под воздействием триггера. Триггером может оказаться что угодно - место, голос, запах. И человека отбрасывает в момент травмы. Вырабатываются те же гормоны, и, хотя реальной опасности нет, ощущения такие же. Это может быть источником настоящего стресса. Предпочитаемые истории превращают боль в слова, помогают ее вербализировать, понять, что она значит.

- А что она значит?

- Боль говорит о том, что какое-то ценное представление о жизни было сломано, нарушено, предано. Вот, например, человек плачет каждый день на протяжении двадцати лет. Друзья говорят: слушай, возьми себя в руки. Налаживай свою жизнь. А он чувствует себя раненым и беспомощным. Как будто с ним что-то не так. Из-за этой автоматической реакции. А это происходит, потому что его боль не была вербализирована, он не нашел для нее слова. Она скрыта, не отрефлексирована, сидит в теле как заноза. И тут начинается наша работа.

Нужно разбираться, о чем говорят эти слезы, какая за ними история. Что важное для себя и потерянное человек оплакивает? Допустим, человек страдает из-за того, что была предана ценность справедливости. «Так нечестно, я был всего лишь ребенком». Теперь можно строить историю. Можем поинтересоваться: что справедливость значит для тебя? это всегда было для тебя важно? кто еще знал об этом и поддерживал? Так мы «вытаскиваем занозу». Боль имеет значение, она не бессмысленна. И история постепенно проявляется, оформляется в слова, перемещается в сознание и уже не может свободно разгуливать по телу в ожидании, пока очередной триггер ее не активизирует. Для нее найдены слова, и значит, над ней гораздо больше контроля. Вот что значит осмыслить свой опыт.

Управлять своей жизнью могут сами люди, а не их проблемные истории. Но чтобы обрести контроль над жизнью, нужно знать, какие шаги сделать

- Кто угодно может облечь свои травмы в слова?

- Да. В конечном итоге подход апеллирует к человеческой свободе воли. Управлять своей жизнью могут сами люди, а не их проблемные истории. Но чтобы обрести контроль над жизнью, нужно знать, какие шаги сделать. Каждый может отрефлексировать свой опыт во всей его многогранности - не только травмы и боль. На плохую историю всегда найдется хорошая. Люди сопротивляются травмам. Им не нравится то, что происходит. А мы облекаем протест в слова. Просто разговаривая, каждый день, год за годом, придаем травматичному опыту совсем другое значение. Что, например, идея справедливости так важна для меня, что я не откажусь от нее. Эта борьба становится показателем силы, а не слабости.

- Какие самые частые последствия травматичного опыта?

Люди винят себя. Они себя ненавидят. Они перестают ценить себя и вообще что-либо. Это происходит очень часто. Травматический опыт уничтожает ценностный ряд человека. Возможность рефлексировать, размышлять о том, что я хочу, что я ценю, - это очень хрупко. Когда мы впервые встречаем людей с травматическим опытом, мы видим, что в них очень мало искры, мало предпосылок для предпочитаемых историй. Слаба связь с тем, что им дорого. И это часто приводит к изоляции. Люди чувствуют себя неспособными устанавливать связи с другими, потому что они не могут установить связь с собой, со своими ценностями и принципами. И нужно аккуратно возвращать им такую возможность.

- Как вы сами начали практиковать в нарративном подходе?

- Я изучала в университете психологию, но в начале 70-х это было ужасно: сплошной бихевиоризм, ничего про людей. Так что, когда я узнала про нарративные практики, я очень обрадовалась. Хотя встреча с Майклом Уайтом была абсолютно случайной. Это произошло 25 лет назад, и с тех пор я занимаюсь нарративной терапией. Постоянно путешествую. Я много времени провела в Скандинавии, в Индии (в Мумбае целое комьюнити), в Мексике и Чили.

Трудно сказать, где людям живется тяжелее. В Мексике коррупция и наркотрафик, и с людьми происходят ужасные вещи. В Индии много нищеты. Как вообще выживать и находить в жизни смысл? В Скандинавии другая история - нужно быть успешным, развиваться, двигаться куда-то, расти. Это тоже может приводить к изоляции и отчаянию. Очень интересно наблюдать за тем, как люди отвечают на жизненные вызовы в разных контекстах. Но везде очень важны истории. Контексты разные, но истории у всех одни - про желания, ценности, мечты. И проблемы тоже одинаковые. Так что на этом уровне все люди похожи, и устанавливать связи легко.


Не потеряйте. Подпишитесь и получите ссылку на статью себе на почту.

Похоже, в области психологии и психиатрии грядут большие изменения. И все благодаря новому направлению, возникшему совсем недавно - на рубеже 70-80 гг XX века. Нарративный подход не зря считают волшебным решением всех проблем. Сторонники классической психотерапии только критикуют и скептически пожимают плечами - как можно, задавая простые вопросы, вылечить смертельно больного человека? Волшебство да и только! А все потому, что нарративщики берутся даже за самых запущенных пациентов, от которых все остальные врачи отказываются. И вылечивают! Такие практики решают практически все психологические и даже психиатрические проблемы - от самых незначительных на первый взгляд до «неизлечимых»: пары воссоединяются, дети избавляются от страхов, пожилые люди снова приобретают радость жизни… В чем секрет? Для этого нужно понять суть нового подхода.

Суть подхода

Начало нарративной практике положила совместная увлеченная работа австралийского психолога Майкла Уайта и новозеландца Дэвида Эпстона. Почему новое направление назвали именно так? Дело в том, что с латинского «нарративный» (narratio, narratus) переводится как рассказ, повествование. А в основе этого подхода как раз лежит история, с помощью которой человек осмысляет свой жизненный опыт. Вы замечали, что когда с кем-то беседуете, то рассказываете какую-нибудь историю о том, что с вами случилось, некий случай, пережитый опыт. Например, как вы встретили своего будущего мужа/жену, как закончили школу или поступили в университет, как появились дети или внуки… и таких историй очень много - у каждого она своя и даже всегда разная, в зависимости от того, кому вы ее в данный момент говорите. Но именно с помощью повествований человек всегда рассказывает о себе.

Определимся с терминологией. В нарративной практике история понимается как последовательность событий во времени, связанных единой темой и сюжетом. В связи с этим новый подход в психологии тесно связан с литературой, искусством, культурой и, по сути, берет от туда корни. Само понятие истории взято из литературы великим американским психологом и педагогом Джеромом Брунером. Он писал: «Мы организуем наш опыт и память в основном в форме нарративов - историй, мифов… (1991). Нарратив не просто отображает и имитирует жизнь, он ее конструирует» (Live as Narrative, 1987 г.). Его же слова: «Жизнь, вероятно, самое большое произведение искусства, которое мы творим». Как раз из его идей Майкл Уайт и взял мысль о том, что мы наш опыт образно осмысляем, организуем, передаем другим людям и озвучиваем в виде историй. Сам Брунер позаимствовал это из теории литературы, из литературных представлений об историях. А нарративные практики теперь достаточно успешно и эффективно используют такой опыт в своей практике.

Любые события в вашей жизни (и маленькие, и большие) складываются в определенную последовательность. Во всех последовательностях прослеживается тема, которая связана с вами. Есть истории, где вы смелые и где осторожные, где умные и где чувствуете себя глупцами или не достаточно осведомленными людьми… Их очень много! И при этом вы воспринимаете себя одним определенным образом.

Когда к нарративному практику приходит пациент, то он, как правило, рассказывает какую-то проблемную историю. С одной стороны наш психолог слушает повествование человека, а с другой - пытается найти в нем что-то, что в эту проблемную историю совсем не вписывается, что-то позитивное. Это «что-то» нарративный практик начинает прорабатывать и развивать, но уже в новую историю.

Суть нового подхода можно описать всего в трех пунктах:

  1. Отделение жизни человека от его проблем.
  2. Вызов тем «проблемным» историям жизни, которые люди воспринимают как доминирующие, подчиняющие.
  3. Переписывание истории в соответствии с альтернативными, предпочитаемыми человеком способами жизни.

Люди - это люди. Проблемы - это проблемы. Основная идея нарративной практики в том, что все люди в порядке. Просто к человеку время от времени приходит какая-то проблема извне и нарушает что-то очень важное для него: ценности, цели, надежды.

Нарративные практики считают, что проблемы - это НЕ внутренне присущие человеку качества. Вот здесь и кроется самое важное отличие нашего подхода от других, принятых в консультировании и психотерапии (например от тех, что описаны в статье ). Там предполагается, что у человека есть определенные личностные качества, которые его предопределяют. Например, индивид видит себя ленивым, неорганизованным, проживающим какую-то бессмысленную жизнь. Нарративные практики считают, что это не слишком полезно. Когда человеку предлагают поработать с тем, что он ленивый, ему приходится смотреть внутрь себя. Это очень неудобно, потому что с собой таким сложно что-то делать, проще смириться - ну я вот такой и ничего не поделаешь. С самим собой любимым очень некомфортно бороться, для этого нужно признать себя плохим.

Нарративный подход предлагает по-другому смотреть на проблему. Это называется экстернализацией - способом, когда воспринимают человека отдельно от его проблем. Нарративный практик дает чувствовать собеседнику, что все в порядке, что с ним все хорошо, что вот эта проблема существует отдельно и, когда она приходит, на нее можно повлиять.

Нарративный практик - это человек, который не рассказывает истории, а слушает их и задает вопросы. Он - не эксперт в жизни другого, он эксперт в задавании вопросов. Потому что у человека у самого есть правильное решение своих проблем, а не у нарративного или какого-либо другого практика.

Чем отличается нарративный подход

Отличия нарративного подхода от других, принятых в привычной нам классической психотерапии слишком кардинальны. Наверное, в этом основная причина критики со стороны мастодонтов и психиатрии.

Во-первых, задача врача-психотерапевта заставить ваше бессознательное работать на вас. Классическая «наука о человеческой душе» считает, что ваше бессознательное все «знает», именно в нем кроется проблема. В нарративной же практике считается, что вам прежде всего помогают ценности, знания, умения и навыки, а также прошлый опыт, а не нечто абстрактное, сидящее в голове. В новом подходе особый взгляд на человека. Здесь считается, что у него есть все, что нужно, чтобы справиться со своей проблемой, так как он активный, реагирующий на притеснение своих ценностей.

Во-вторых, в обычной психологии человек с проблемами считается как бы «больным», с ним что-то не так, у него «плохой характер», «шизофрения», «мании» и так далее. Нарративный практик воспринимает собеседника здоровым. В целом сам по себе он в порядке, просто к нему иногда приходят проблемы в виде Паники, Истерики, Плохого Настроения… и настойчиво начинают портить жизнь. И вот тогда человеку просто нужна дополнительная помощь, чтобы справиться со всем этим. Кстати, «нормальное» отношение нарративного практика к своему пациенту очень воодушевляет и вдохновляет последнего. Человек чувствует, что его не осуждают и не оценивают, в связи с этим сразу возникает доверие, что в итоге приводит к более быстрым результатам в терапии.

В-третьих, обычного психолога в основном интересует то, что человек в данный момент чувствует. Нарративные практики всегда отталкиваются от действий человека. Их основной вопрос: что вы делаете? Используя нарратив, специалист определяет основные ценности, надежды, чаяния человека и помогает ему заново переписать свою историю, в которой проблемы под контролем или вовсе исчезают.

С чем работает нарративный подход

Нарративный подход решает практически все проблемы, даже «неизлечимые»:

— Семейные: проблемы отношений в паре и семьях.

— Внутриличностные: проблемы личной самооценки и плохой эффективности, потеря смысла жизни и отсутствие целей, убирается стыд, чувства вины, обиды.

— Организационные: проблемы договоренностей и выстраивания связей внутри организации или сообщества.

— Социальные: проблемы с притеснениями и несоблюдениями прав человека, а также насилия, ведется работа с пострадавшими от стихийных бедствий, оказывается помощь маргинализованным слоям населения - потерявшим кров, работу, родителей и близких.

Смертельно больным людям нарративная практика тоже помогает. Здесь болезнь отделяется от человека, особенно если он чувствует, что может как-то с этой болезнью взаимодействовать, например, договориться с ней, если невозможно избавиться от нее.

Нарративный подход хорошо показал себя и в работе с подростками. Здесь очень эффективно и относительно быстро решаются проблемы неуспеваемости, выбора профессии, взаимоотношений с родителями, нехватки времени, первой любви и другие, характерные для юного возраста.

В применении нового подхода каких-то ограничений и противопоказаний нет - он доступен любому.

Нарративная практика очень веселая и легкая, может быть поэтому самые неразрешимые проблемы человеческой психики лопаются здесь, словно мыльные пузыри.

В этой статье мы рассмотрели так сказать теоретическую часть нарративного подхода. Узнать больше вы сможете Обязательно прочтите публикацию , где на примере из жизни описываются основные принципы новой практики.

Нарративная терапия (с английского narrative therapy) - это область в психотерапии и психологии, которая использует нарратив.

Нарратив (англ. и фр. - narrative, лат. - narrare) - это языковой акт, передача клиентом связанных между собой историй, событий из жизни. На основании этих рассказов терапевт помогает найти клиенту решение своей проблемы и посмотреть на нее под другим углом. Благодаря диалогу и правильно поставленным вопросам клиенту открываются новые возможности.

Происхождение этого термина связано со знаменитыми авторами австралийцем Майклом Уайтом и новозеландцем Дэвидом Эпстоном. Они опубликовали книгу в 1990 году под названием «Нарративные средства достижения терапевтических целей». В своей книге они раскрывают важность историй из жизни клиентов. Как именно они их рассказывают, чему придают огромное значение, какие события наделяются положительностью и отрицательностью…

Нарративный подход

Именно тогда в 1970-1990 годах произошла трансформация в психологии, психотерапии и психиатрии. Был разработан нарративный подход. Этот подход считался и считается «волшебной таблеткой». До сих пор психологи и психиатры удивляются результатам нарративного метода. Нарративщики, задавая простые вопросы, излечивают клиентов, помогают преодолеть очень тяжелые жизненные ситуации. Вдруг дети обретают свободу от своих страхов, муж и жена снова находят вдохновение друг в друге, а у пожилых находятся силы и радость для нового дня. Возникает вопрос: в чем же секрет этого «волшебного средства»? И откуда такое название?

Narrates с латинского переводится - рассказ, повествование. Суть этого метода в акценте на рассказе клиента, его истории и как именно она рассказывается. Это говорит о восприятии человеком полученного жизненного опыта. Все люди постоянно рассказывают какие-то истории, будь то школа, выпускной, новое знакомство, университет, свадьба, рождение ребенка… Разные люди и разные истории… Эти истории складываются в последовательность событий. И в каждом из этих событий раскрывается тема. И собственно эта тема есть суть человека.

Часто люди, рассказывая истории, придают себе одни определенные черты, характеристики. Смелость, трусость, глупость, наглость, гордость…

На приеме у практикующего специалиста клиент рассказывают свою историю. И терапевт выделяет в данной ситуации не только проблемное поле, но также находит позитив, которого клиент не замечает. Эта история прорабатывается и уже в нее терапевт вписывает новую позитивную историю.

Суть подхода

1. разделении человека и его проблемы. Необходимость осознания клиентом что человек - это человек, а поступок - это поступок. Терапевт помогает понять, что человек - хороший, а вот поступок может быть плохим. И этот поступок, эта ситуация может менять самовосприятие. Человек может на какое-то время перестать видеть свои истинные ценности и цели.

2. рассмотрении проблемного поля под другим углом;

3. определении альтернативной ситуации и нового поведения.

Нарративные терапевты в отличие от специалистов других направлений в психологии и психотерапии рассматривают человека и его личностные качества в отдельности друг от друга. Если индивид считает себя ленивым, то это обрекает самого человека жить с этими качествами и не бороться. Потому что преодоление отрицательных черт требует неимоверных сил. Проще все оставить как есть, ну вот такой вот я плохой.

А нарративный подход отделяет лень и человека, помогает почувствовать себя в безопасности. Дает понять, что все хорошо, что он хороший и что эту проблему можно решить.

В нарративной практике терапевт внимательно слушает клиента и по ходу разговора задает вопросы. Его задача не решать проблему клиента, а дать возможность самому клиенту найти решение. Ведь никто другой не знает что лучше именно для этого отдельно взятого человека. Никто не вправе решать за него, что нередко делают другие специалисты.

Нарративная терапия

Отличие нарративщиков от других специалистов

Нарративщик Другие психологи, психотерапевты.
— Работают с конкретной ситуацией, а не с абстрактным мышлением.

— Разделяют человека и проблему.

— Человек - это человек. Поступок - это поступок. Человек изначально рассматривается психически здоровым, адекватным, способным решать свои проблемы.

— Специалист не осуждает и не оценивает клиента, а задает вопросы. С таким отношением человек сам воспринимает себя более спокойно. Это помогает «взять себя в руки» и посмотреть на ситуации под другим углом.

— Отталкивается не от чувств клиента, а от его действий.

— Такой подход вызывает доверие.

— Результаты решения проблемы удивляют своей быстротой. Человек переписывает свою историю наново.

— Используют уголки сознания и подсознания

— Считают, что бессознательное знает больше, чем сам человек. Работают с бессознательным.

— Рассматривают человека вместе с его проблемой.

— Человек рассматривается «больным», несостоятельным, нездоровым, неадекватным, потерявшим способность брать ответственность и решать.

— Специалист оценивает клиента, сам клиент начинает себя воспринимать в роли пациента

— Часто задают вопросы о чувствах, ощущениях клиента.

— Доверие такой подход не вызывает.

Проблема может затянуться и даже усугубиться.

С чем работает нарративный подход в психологии?

Большая часть проблем, даже «неизлечимых» можно решить с помощью нарративного подхода:

Семейные: отношение в паре, между супругами и их детьми, родственниками.

Внутриличностные: нарушение самооценки, низкой эффективности, наличие стыда, обид, отсутствие смысла жизни.

Организационные: создание хороших отношений в сообществах и организациях, обучение избегать конфликты.

Социальные: работа с несоблюдением и притеснением прав человека, с насилием, с пострадавшими в автокатастрофах и стихийных бедствиях, поддержка родных и близких пострадавших. Также нарративная терапия оказывается людям со смертельными заболеваниями. И результаты потрясают! Люди обретают внутреннюю свободу, даже если сама болезнь не исчезает. Они учатся с ней не выживать, а жить!

Новый подход не имеет противопоказаний и ограничений. К специалистам могут обращаться люди разных возрастных категорий и конфессий, с разными профессиями и взглядами на жизнь. От подростка до пожилого. Каждый найдет решение своих проблем. Каждый из них увидит свет в конце туннеля. И уже проблемы с выбором профессии, первой любви, неуспеваемости, взаимоотношений с родителями и друзьями, страх жизни или смерти не будут проблемами.

Нарративный подход. Практическая часть

Практика в нарративной терапии местами забавная, смешная, комичная, местами очень веселая и легкая, именно поэтому проблемы клиента растворяются, лопаются ка мыльные пузыри.

Так каким же образом происходит решение сложных жизненых ситуаций? Как события переписываются? И откуда берет начало новая история? Вот пример из практики нарративного подхода.

На консультацию к нарративному терапевту пришла мама с шестилетним мальчиком. Мама жаловалась, что ребенок не хочет оставаться дома один. Она воспринимала это, как каприз, проявление своего эго. По ее словам, малыш требует слишком большого внимания к себе. По причине боязни остаться без мамы с папой, ребенок не общался не только с другими взрослыми, но даже со сверстниками.

Мама и ранее обращалась к психологам, но все в один голос утверждали, что у ребенка недостаток внимания и неумение сдерживать свои эмоции. Своими диагнозами специалисты помочь не могли.

В надежде хоть на малейшую помощь, мама обратилась к нарративному практику.

Специалист начал разговор с малышом. Он задавал простые вопросы, отделяя ребенка и его эмоции: « Похоже Нетерпение и Истерика берут верх над тобой. Тебе тяжело справиться с Ними. Особенно когда все идет не так как тебе хочется». Терапевт понимает, что эмоции доставляют дискомфорт мальчику, потому что родители недовольны им. Он не дает свою оценку и в особенности не ставит диагноз, а располагает к себе. Далее терапевт задает вопрос о том, хочет ли малыш справиться с этой ситуацией. И мальчик сказал «да». Малыш понимает, что если он научиться играть один без мамы с папой, то сможет играть с другими детьми. Мальчик даже вспомнил, что были моменты, когда он оставался в комнате один после прочтения мамой сказки на ночь, и ему становилось очень страшно, но он храбрился, убеждал себя что все хорошо. И ему удавалось заснуть.

Как же переписываются истории? Какие вопросы помогают взглянуть на ситуации по-другому?

Нарративный практик уточняет, что происходит сейчас и что человек выберет делать после. Самое первое рассматривается действие. Затем намерения, цели, ценности и добирается до важных принципов, из которых строится собственно жизнь. Задаются вопросы относительно новых убеждений: на что клиент надеется, что собирается делать в дальнейшем, какие убеждения были раньше и что изменилось.

Вопросы, которые задает нарративный практик:

Выясняется ОТНОШЕНИЕ человека к проблеме: Как тебе это?

Находится ОБОСНОВАНИЕ недовольства: Почему ты так к этому относишься?

Сам человек находит РЕШЕНИЕ проблемы: Как бы ты хотел реагировать?

Поддерживает клиента, вселяет уверенность, что его НАВЫКИ И УМЕНИЯ достаточны, чтобы справиться с проблемой: Какие твои навыки и умения могут тебе в этом помочь?

Используя вопросы, приведенные выше, можно самому себе помочь, не обращаясь к специалисту.

Противопоказание к использованию этой техники: серьезные психологические травмы и клинические диагнозы.

В остальных вопросах смело можно приступать к данному методу.

Нарративные практики

Подход в нарративной психотерапии помогает клиенту занять активную позицию в решении проблемы. Он не смиряется с плохим собой, а рассматривает ситуацию в альтернативном мире. Он сам ищет выход из сложившегося положения, что побуждает его отвечать за свои действия и последствия.

P. S. Нарративный подход очень молодой метод в психологии. Но, не смотря на это, его уже используют в 47 странах мира, а это 50 тысяч практиков. В Росии нарративщиков больше 1000, но число специалистов с каждым годом растет. Каждый год проводятся конференции. На Facebook и других сайтах постоянно предоставляется новая информация, издаются книги и журналы, а также переводятся материалы с зарубежных источников. Начинающим специалистам и просто заинтересованным лицам рекомендуется для прочтения книга Майкла Уайта «Карты нарративной практики».

Лучшие статьи по теме