Психология. Отношения. Личность. Общение
  • Главная
  • Психология
  • Презентация на тему "константин дмитриевич ушинский". Презентация К. Д. Ушинский о детях презентация к уроку по чтению (1 класс) на тему И. Я. Яковлев

Презентация на тему "константин дмитриевич ушинский". Презентация К. Д. Ушинский о детях презентация к уроку по чтению (1 класс) на тему И. Я. Яковлев

Cлайд 1

Творческий отчёт Русаковой Е.В. МБОУ «Гимназия №2» г.Курчатов 2013 К.Д.Ушинский - классик педагогики и мой учитель.

Cлайд 2

Константин Дмитриевич Ушинский Константин Дмитриевич родился в Новгород – Северске в 1824 году. Он получил хорошее воспитание: посещал местную гимназию, затем учился в Москве, на юридическом факультете. Первые свои статьи Константин Дмитриевич были критического и географического содержания, но с 1855 года он публикует уже педагогические статьи. Работая инспектором Смольного института, Ушинский, ввёл некоторые новшества, которые не одобрило тогдашнее консерва- тивное руководство института. Конствнтин Дмитриевич горячо ратовал за устройство учительских семинарий и отдал много времени составлению книг для чтения, которыми мы пользуемся и сейчас.

Cлайд 3

Руководство родителям и педагогам к его книге «Родное слово» имело обширное влияние на русскую народную школу и остаётся лучшим пособием по методике русского языка и по сей день. А труд Ушинского: «Человек как предмет воспитания, опыт педагогической антро- пологии» выходит уже 11 изданием и пользуется заслуженной известностью. В педагогической теории Константина Дмитриевича основополагающей стала идея народности воспитания. Мне как педагогу очень близка эта идея, так как она включает в себя требование борьбы с бюрократическо-министерским управлением народным образованием (что сегодня, я считаю, актуально как никогда) и демократизацию народного образования.

Cлайд 4

1.Педагог призывал во время образо- вательного процесса держать под контролем детское внимание, так как «внимание есть та единст- венная дверь нашей души, через которую всё из внешнего мира … неприменно проходит…Приучать дитя держать эти двери открыты- ми есть дело первой важности, на успехе которого основывается успех всего ученья.» Я соглашаюсь с этими мыслями Константина Дмитриевича, так как знаю особенности детского воспри- ятия информации и понимаю не- обходимость активного повторения, которое, по словам Ушинского, за- ключается в сосредоточенности внимания под контролем учителя.

Cлайд 5

Для этого необходимо, чтобы обучение было наглядным, так как «… это такое учение, ко- торое строится не на отвлеченных пред – ставлениях и словах, а на конкретных образах, непосредственно воспринятых ре – бёнком…»и «… отвергать его необходимость может только тот, кто вообще отвергает не- обходимость сообразоваться в обучении с требованием человеческой природы вообще и детской в особенности…». Соглашаясь с автором полностью, я активно применяю наглядность в обучении, используя и тематические таблицы на своих уроках химии, и шаростержневые модели кристаллических решёток разных типов, и раздаточный материал – коллекции простых и сложных веществ и материалов, и учебные фильмы и т.д… 2. Большое внимание Константин Дмитриевич уделял личности воспита – теля, «… потому что воспитательная сила изливается только из живого источника человеческой личности … никакой искусственный организм заведения не может заменить личности в деле воспитания школьника…»

Cлайд 6

3.Ушинский впервые разработал и обосновал антропологический подход в педагогике. Этот принцип предполагает системное использование данных всех наук о человеке и их учёт при построении и осуществлении педагогического процесса. Он писал: «Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отноше – ниях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях». Это убеждение Константина Дмитриевича остаётся актуальным и для современной педагогики. Также он утверждал, что воспитание человека возможно с учётом всех знаний всех наук о человеке. К счастью, я являюсь наполовину биологом по образованию, и мне легко удаётся привлекать свои биологические знания о человеке в пре – подавании химии. Это помогает мне и учиты – вать возрастные особенности памяти и внима – ния у детей, и осуществлять межпредметные связи с о школьным курсом биологии, и гра – мотно применять различные формы и методы преподавания своей дисциплины.
  • Подготовила
  • учитель начальных классов
  • МОУ «Ракитянская СОШ №1»
  • п. Ракитное Белгородской обл.
  • Латышева Татьяна Анатольевна
Рассказы и сказки из учебных книг великого русского педагога Константина Дмитриевича Ушинского не оставят равнодушными никого. Не одно поколение русских детей училось по его книгам «Детский мир» и «Родное слово». Ваши бабушки и дедушки, прабабушки и прадедушки читали их. А теперь настал и ваш черёд. Рассказы понравятся вам, хотя и были впервые напечатаны очень давно - более ста лет назад.
  • Константин Ушинский стал первым в России детским писателем. Прежде чем начать писать книги, он долгое время работал учителем.
  • Белая стрелка поможет тебе познакомить с короткими рассказами Константина Дмитриевича Ушинского. Нажав на голубую
  • бабочку, ты сможешь вернуться назад.
  • Летела ворона над озером; смотрит - рак ползет: цап его! Села на вербу и думает закусить. Видит рак, что приходится пропадать, и говорит:
  • - Ай, ворона! ворона! знал я твоего отца и мать, что за славные были птицы!
  • - Угу! - говорит ворона, не раскрывая рта.
  • - И сестер и братьев твоих знал - отличные были птицы!
  • - Угу! - опять говорит ворона.
  • - Да хоть хорошие были птицы, а все же далеко до тебя.
  • - Ara! - крикнула ворона во весь рот и уронила Рака в воду.
  • Ворона и рак
  • Жили-были петушок да курочка. Побежал петушок в сад и стал клевать зеленехонькую смородину, а курочка и говорит ему: «Не ешь, Петя! Обожди, пока смородина поспеет». Петушок не послушался, клевал да клевал, и наклевался так, что насилу домой добрел. Напоила курочка петушка мятой, приложила горчичник - и прошло.
  • Выздоровел петушок и пошел в поле: бегал, прыгал, вспотел и побежал к ручью пить холодную воду; а курочка ему кричит:
  • - Не пей, Петя, обожди, пока простынешь.
  • Не послушался петушок, напился холодной воды - и тут его стала бить лихорадка. Побежала курочка за доктором, прописал доктор Пете горького лекарства, и долго пролежал петушок в постели.
  • Выздоровел петушок и видит, что речка ледком покрылась; захотелось петушку на коньках покататься; а курочка и говорит ему: «Ох, обожди, Петя! Дай реке совсем замерзнуть; теперь еще лед очень тонок, утонешь». Не послушался петушок сестрицы: лед проломился, и петушок - бултых в воду! Только петушка и видели.
  • Умей обождать
  • Заспорили деревья: кто из них лучше? Вот дуб говорит: – Я всем деревам царь! Корень мой глубоко ушел, ствол в три обхвата, верхушка в небо смотрится; листья у меня вырезные, а сучья будто из железа вылиты. Я не кланяюсь бурям, не гнусь перед грозою.
  • Услышала яблоня, как дуб хвастает, и молвила: – Не хвастай много, дубище, что ты велик и толст: зато растут на тебе одни желуди, свиньям на потеху; а мое-то румяное яблочко и на царском столе бывает.
  • Слушает сосенка, иглистой верхушкой качает. – Погодите, – говорит, – похваляться; вот придет зима, и будете вы оба стоять голешеньки, а на мне останутся мои зеленые колючки; без меня в холодной стороне житья бы людям не было; я им и печки топлю, и избы строю.
  • Спор деревьев
  • Видят пчёлки, что солнышко светит ярко, что везде светло и тепло, выбрались они из улья и полетели к яблоньке: - Нет ли у тебя, яблонька, чего-нибудь для голодных пчёлок? Мы целую зиму голодали! - Нет, - говорит им яблонька. - Вы прилетели слишком рано, мои цветы ещё спрятаны в почках, попытайтесь у вишни.
  • Полетели пчёлки к вишне: - Милая вишенка! Нет ли у тебя цветочка для голодных пчёлок? - Наведайтесь завтра, - отвечает им вишня. - Сегодня ещё нет на мне ни одного открытого цветочка, а когда откроются, я буду рада вам. Полетели пчёлки к тюльпану, заглянули в пёструю головку; но не было в ней ни запаху мёду. Печальные и голодные пчёлки хотели уже дальше лететь, как увидели под кустиком скромный синий цветочек - это была фиалочка. Она открыла пчёлкам свою чашечку, полную аромата и пахучего сока. Наелись, напились пчёлки и полетели домой - веселёшеньки.
  • Пчелки на разведках
  • Выплыло на небо красное солнышко и стало рассылать повсюду свои золотые лучи - будить землю.
  • Первый луч полетел и попал на жаворонка. Встрепенулся жаворонок, выпорхнул из гнёздышка, поднялся высоко-высоко и запел свою серебряную песенку: «Ах, как хорошо в свежем утреннем воздухе! Как хорошо! Как привольно!».
  • Второй луч попал на зайчика. Передёрнул ушами зайчик и запрыгал по росистому лугу: побежал он добывать сочной травки на завтрак.
  • Третий луч попал в курятник. Петух захлопал крыльями и запел: «Ку-ка-ре-ку!» Куры слетели с насеста, закудахтали, стали червяков искать.
  • Четвёртый луч попал в улей. Выползла пчёлка из восковой кельи, села на окошко, расправила крылья и полетела собирать мед с душистых цветов.
  • Пятый луч попал в детскую на постельку к маленькому лентяю: режет ему в глаза, а он повернулся на другой бок и опять заснул.
  • Утренние лучи
  • У кумушки-лисы зубушки остры, рыльце тоненькое, ушки на макушке, хвостик на отлете, шубка тепленькая.
  • Хорошо кума принаряжена: шерсть пушистая, золотистая; на груди жилет, а на шее белый галстучек.
  • Ходит лиса тихохонько, к земле пригинается, будто кланяется; свой пушистый хвост носит бережно, смотрит ласково, улыбается, зубки белые показывает.
  • Роет норы, умница, глубокие; много ходов в них и выходов, кладовые есть, есть и спаленки, мягкой травушкой полы выстланы. Всем бы лисонька хороша была хозяюшка, да разбойница-лиса - хитрая: любит курочек, любит уточек, свернет шею гусю жирному, не помилует и кролика.
  • Лиса Патрикеевна
  • Ходит по двору петушок: на голове красный гребешок, под носом красная бородка. Нос у Пети долотцом, хвост у Пети колесцом, на хвосте узоры, на ногах шпоры. Лапами Петя кучу разгребает, курочек с цыплятами созывает:
  • - Курочки-хохлатушки! Хлопотуньи-хозяюшки! Пестренькие-рябенькие, черненькие-беленькие! Собирайтесь с цыплятками, с малыми ребятками: я вам зернышко припас!
  • Курочки с цыплятами собрались, разкудахталися; зернышком не поделились, передрались.
  • Петя-петушок беспорядков не любит - сейчас семью помирил: ту за хохол, того за вихор, сам зернышко съел, на плетень взлетел, крыльями замахал, во все горло заорал:
  • «Ку-ка-ре-ку!»
  • Петушок с семьей
  • Котичек-коток - серенький лобок. Ласков Вася, да хитер; лапки бархатные, коготок остер.
  • У Васютки ушки чутки, усы длинные, шубка шелковая. Ласкается кот, выгибается, хвостиком виляет, глазки закрывает, песенку поет, а попалась мышка - не прогневайся! Глазки-то большие, лапки, что стальные, зубки-то кривые, когти выпускные!
  • Васька
Курица и утята
  • Захотелось хозяйке развести уток. Купила она утиных яиц, положила под курицу и ждёт, когда у ней утятки выведутся. Сидит курица на яйцах, терпеливо сидит, сойдёт ненадолго корма поклевать да опять на гнездо.
  • Высидела курица утят, рада, квохчет, по двору их водит, землю разрывает - корма им ищет.
  • Вышла как-то курица со своим выводком за ограду, добралась до пруда. Увидали утята воду, все к ней побежали, один за другим вплавь пустились. Курица, бедная, по берегу бегает, кричит, утят к себе зовёт, - боится, что они утонут.
  • А утята рады воде, плавают, ныряют и вовсе не думают на берег выходить. Еле-еле хозяйка курицу от воды отогнала.
Два козлика
  • Два упрямые козлика встретились однажды на узком бревне, переброшенном через ручей. Обоим разом перейти ручей было невозможно; приходилось которому-нибудь воротиться назад, дать другому дорогу и обождать.
  • – Уступи мне дорогу, – сказал один.
  • – Вот еще! Поди-ка ты, какой важный барин, – отвечал другой, – пяться назад, я первый взошел на мост.
  • – Нет, брат, я гораздо постарше тебя годами, и мне уступить молокососу! Ни за что!
  • Тут оба, долго не думавши, столкнулись крепкими лбами, сцепились рогами и, упираясь тоненькими ножками в колоду, стали драться. Но колода была мокра: оба упрямца поскользнулись и полетели прямо в воду.
Лошадка
  • Конь храпит, ушами прядёт, глазами поводит, удила грызёт, шею, словно лебедь, гнёт, копытом землю роет. Грива на шее волной, сзади хвост трубой, меж ушей - чёлка, на ногах - щётка; шерсть серебром отливает. Во рту удила, на спине седло, стремена золотые, подковки стальные. Садись и пошёл! За тридевять земель, в тридесятое царство! Конь бежит, земля дрожит, изо рта пена, из ноздрей пар валит.
Ветер и солнце
  • Однажды Солнце и сердитый северный Ветер затеяли спор о том, кто из них сильнее. Долго спорили они и, наконец, решились померяться силами над путешественником, который в это время ехал верхом по дороге.
  • - Посмотри, - сказал Ветер, - как я налечу на него: сорву с него плащ.
  • Сказал, - и начал дуть, что было мочи. Но чем более старался Ветер, тем крепче закутывался путешественник в плащ: он ворчал на непогоду, но ехал всё дальше. Ветер сердился, осыпал бедного путника дождем и снегом. Проклиная Ветер, путешественник надел свой плащ и подвязался поясом. Тут уж Ветер и сам убедился, что ему плаща не сдернуть.
  • Солнце, видя бессилие своего соперника, улыбнулось, выглянуло из-за облаков, обогрело, осушило землю, а вместе с тем и полузамерзшего путешественника. Почувствовав теплоту солнечных лучей, он приободрился, благословил Солнце, снял свой плащ, свернул его и привязал к седлу.
  • - Видишь ли, - сказало тогда кроткое Солнце сердитому Ветру, - лаской и добротой можно сделать гораздо более, чем гневом.
Источники:
  • Шаблоны презентации авторские
  • Бабочка
  • Портрет Ушинского
  • Лошадка
  • Два козлика
  • Курица и утята
  • Умей обождать
  • Пчелки на разведках
  • Лиса Патрикеевна
  • Утренние лучи
  • Солнце и ветер
  • Ворона и рак
  • Спор деревьев
  • Васька
  • Петушок с семьей

2 слайд

Вступление..Ушинский принадлежит не только прошлому: он продолжает жить и в нашей современности. Идеи создателя "Детского мира", "Родного слова", "Педагогической антропологии" сохраняют по сей день свою творческую силу. В. П. ПОТЕМКИН

3 слайд

Детские и юношеские годы Родители Отец К. Д. Ушинского Дмитрий Григорьевич Ушинский происходил из обедневших дворян. Много лет служил в русской армии, ветеран Отечественной войны 1812 года. Был преподавателем военного корпуса. Мать К. Д. Ушинского Любовь Степановна Ушинская (Капнист) сама руководила первоначальным обучением сына, пробудив в нем любознательность и интерес к чтению. Она умерла, когда Ушинскому было 11 лет. О ней он сохранил на всю жизнь трогательно-нежные воспоминания.

4 слайд

К.Д.Ушинский учился в Новгород-Северской гимназии, где был примерным учеником, много читал, часто был инициатором диспутов на различные темы, не мог терпеть подхалимства среди учеников, несправедливости некоторых учителей. «Воспитание, которое мы получили... в бедной уездной гимназии маленького городка Малороссии Новгорода-Северского, было в учебном отношении не только не ниже, но даже выше того, которое в то время получалось во многих других гимназиях. Этому много способствовала страстная любовь к науке и несколько даже педантическое уважение к ней в покойном директоре Н-ской гимназии… Илье Федоровиче Тимковском». К. Д. УШИНСКИЙ

5 слайд

Обучение в Московском университете После окончания гимназии Ушинский поступил в Московский университет на юридический факультет, который блестяще закончил в 1844 году. К. Д. Ушинский студент Московского университета

6 слайд

Преподавательская работа в Ярославском юридическом лицее «Увлечение Ушинского передается слушателям, и они все, вместе со своим лектором, не слышат звонка, не замечают, что уже настал конец лекции, что уже давно около дверей стоит другой профессор, дожидается своей очереди,- и только когда терпение этого последнего окончательно истощится и он обратится к Ушинскому с заявлением, что пора кончать, а то он, профессор, уйдет, - Ушинский, немедленно спустившись с облаков своей пламенной фантазии, страшно конфузится, просит извинения и летит стремглав из аудитории, покрываемый громом аплодисментов очарованных его речью студентов». В. Е. ЕРМИЛОВ «Народный учитель» В 1846 году стал преподавать в Ярославском лицее. По рассказам бывших студентов, К. Д. Ушинский увлекательно излагал свои лекции по государственному праву.

7 слайд

Служба в Министерстве внутренних дел 15 декабря 1849 года К. Д. Ушинский был отстранен от работы в Ярославском юридическом лицее за демократическое направление лекций. Ушинский вынужден был после этого служить мелким чиновником в министерстве внутренних дел, но чиновничья служба не удовлетворяла его. В своих дневниках он отзывался о службе с отвращением. Некоторое удовлетворение давала ему литературная работа в журналах «Современник» и «Библиотека для чтения», где он помещал переводы с английского, рефераты статей, обозрения материалов, опубликованных в иностранных журналах.

9 слайд

К. Д. Ушинский - преподаватель и инспектор Гатчинского сиротского института В 1854 году Ушинскому удалось получить назначение сначала учителем, а затем инспектором Гатчинского сиротского института, где он значительно улучшил постановку обучения и воспитания.

10 слайд

К. Д. Ушинский - инспектор классов Смольного института В 1859 году Ушинский был назначен инспектором классов Смольного института благородных девиц. В этом учреждении, тесно связанном с царским двором, процветала атмосфера угодничества и заискивания перед ближайшим окружением царицы, ее фаворитами. Девушек воспитывали в духе христианской морали и превратного представления об обязанностях жены и матери, им давали очень мало реальных знаний и больше заботились о привитии им светских манер, преклонения перед царизмом. Ушинский смело провел реформу института, ввел новый учебный план, главными предметами которого сделал русский язык, лучшие произведения русской литературы, естественные науки, широко применял наглядность в обучении, проводил опыты на уроках биологии и физики. В качестве преподавателей К. Д. Ушинским были приглашены видные педагоги-методисты: по литературе – В. И. Водовозов, по географии - Д. Д. Семенов, по истории - М. И. Семевский и другие.

11 слайд

Пребывание за границей г. Вене в Швейцарии (на Женевском озере), где жил и лечился Ушинский Минута грусти Скиталец невольный средь теплых полей, Грущу я по Родине хладной моей: По нашим глубоким снегам, По нашим сосновым лесам, Прекрасно здесь море и горы чудесны, И свет здесь прекрасен небесный, Природа ж куда хороша! Но стонет и ноет степная душа! Стих, написанный К. Д. Ушинским за границей. В 1862 году Ушинский был направлен на пять лет за границу для лечения и изучения школьного дела. За это время он посетил Швейцарию, Германию, Францию, Бельгию и Италию, в которых он посещал и изучал учебные заведения - женские школы, детские сады, приюты и школы, особенно в Германии и Швейцарии, считавшиеся самыми передовыми в части новаций в педагогике. Свои заметки, наблюдения и письма этого периода он объединил в статье «Педагогическая поездка по Швейцарии».

12 слайд

За границей в 1864 году Ушинский написал и издал учебную книгу «Родное слово», которая вырабатывалась в кругу его семьи, так как отражала знакомые его детям природу и обычаи Новгород-Северского уезда, а также книгу «Детский мир». Фактически это были первые массовые и общедоступные российские учебники для начального обучения детей. Более того, он написал и издал особое руководство для родителей и учителей к своему «Родному слову» - «Руководство к преподаванию по „Родному слову“ для учителей и родителей». Это руководство оказало огромное, широчайшее влияние на русскую народную школу. Свою актуальность как пособие по методике преподавания родного языка оно не потеряло и по сей день.

13 слайд

Последние годы жизни Семейный портрет. К. Д. Ушинский, Н. С. Дорошенко (Ушинская), дети (слева на право); Павел (1852 г), Владимир (1861 г), Константин (1859 г), Вера (1855 г), Надежда (1856 г) В середине 1860-х годов К. Д. Ушинский с семьёй вернулся в Россию. Летом 1870 года он лечился кумысом в Альме возле Бахчисарая. Возвращаясь из Крыма, собирался заехать к Н. А. Корфу в село Времевку Александровского уезда на Екатеринославщине, но из-за болезни и большой отдаленности села от железнодорожной станции Благодатной не смог. Прибыв на хутор Богданку, узнал о трагической смерти старшего сына Павлуши. Найдя в себе силы перебороть постигшее его горе, он перевез свою семью в Киев, купив домик по ул. Тарасовской, а сам с сыновьями Константином и Владимиром поехал лечиться в Крым. Но в дороге простудился, заболел и остановился в г. Одессе, где и умер 3 января 1871 года.

14 слайд

Последователи К. Д. Ушинского Труды и идеи К.Д. Ушинского стали предметом творческого освоения, переосмысления и состязательного, соревновательного подражания для целой плеяды педагогов-мыслителей: И. Я. Яковлева, Н.А. Корфа, В.П. Вахтерова, Х. Д. Алчевской, Т. Г. Лубенец и других.

15 слайд

Чествование памяти К. Д. Ушинского В истории русского просвещения Ушинскому принадлежит почетнейшее место. Один из наиболее одаренных, образованных и передовых людей своего времени, основоположник науки о воспитании, смелый преобразователь школы, он отдал всю свою жизнь жертвенному служению делу на-родного образования. Великий русский педагог был героем и подвижником своего высокого призвания. За это и воздается ему ныне всенародная дань признательности и почитания... В. П. ПОТЕМКИН. Серебряная медаль К. Д. Ушинского для награждения особо отличившихся учителей и деятелей в области педагогических наук Статьи в советской печати, посвященные К. Д. Ушинскому

16 слайд

Средняя школа №47 им. К. Д. Ушинского в Ленинграде Улица им. Ушинского в Киеве Памятник К. Д. Ушинскому возле начальной школы его имени в с. Богданке

17 слайд

Значение К. Д. Ушинского в развитии педагогики и школы Ушинский является великим русским педагогом, основоположником народной школы в России, создателем глубокой, стройной педагогической системы, автором замечательных учебных книг, по которым в течение более полувека обучались десятки миллионов человек в России. Он - «учитель русских учителей» - разработал систему подготовки народных учителей в учительской семинарии, лучшие народные учителя в своей педагогической работе руководствовались сочинениями Ушинского. Как поэтический гений Пушкина вызвал к жизни целую группу поэтов пушкинской школы, так и педагогический гений Ушинского способствовал появлению плеяды замечательных педагогов 60-70-х годов, последователей Ушинского, - Н. Ф. Бунакова, Н. А. Корфа, В. И. Водовозова, Д. Д. Семенова, Л. Н. Модзалевского и других. Большое влияние Ушинский оказал на передовых педагогов других народов России (Грузии, Армении, Казахстана), на педагогику Болгарии, Чехии и других славянских народов.

18 слайд

В презентации использованы материалы интернет-ресурсов: Педагогическая энциклопедия - www.pedagogic.ru Википедия – http://ru.wikipedia.org Русский биографический словарь - www.rulex.ru Биография знаменитостей - www.peoples.ru Кроссворд-кафе - www.c-cafe.ru

42-konstantin_dmitrievich_ushinskiy.pptx

  • Количество слайдов: 13

Src="https://present5.com/presentacii/20170504/42-konstantin_dmitrievich_ushinskiy.pptx_images/42-konstantin_dmitrievich_ushinskiy.pptx_3.jpg" alt=">Введение "> Введение "Ушинский - это наш действительно народный педагог, точно так же, как Ломоносов - наш первый народный ученый, Суворов - наш народный полководец, Пушкин - наш народный поэт. Глинка - наш народный композитор". Л. Н. Модзалевский

Src="https://present5.com/presentacii/20170504/42-konstantin_dmitrievich_ushinskiy.pptx_images/42-konstantin_dmitrievich_ushinskiy.pptx_4.jpg" alt=">Краткая биография Константин Дмитриевич Ушинский(1824-1870/71), основоположник научной педагогики в России. В 1844 окончил юридический"> Краткая биография Константин Дмитриевич Ушинский(1824-1870/71), основоположник научной педагогики в России. В 1844 окончил юридический факультет Московского университета, в 1846-49 профессор Ярославского Демидовского лицея, в 1854-59 преподаватель и инспектор классов Гатчинского сиротского института, в 1859-62 инспектор классов Смольного института. Основа его педагогической системы - требование демократизации народного образования и идея народности воспитания.

Src="https://present5.com/presentacii/20170504/42-konstantin_dmitrievich_ushinskiy.pptx_images/42-konstantin_dmitrievich_ushinskiy.pptx_5.jpg" alt=">Основные научные работы К. Д. Ушинского по педагогике Педагогическая поездка по Швейцарии (1870)"> Основные научные работы К. Д. Ушинского по педагогике Педагогическая поездка по Швейцарии (1870) Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии (1868-69) Книги для первоначального классного чтения: Детский мир (1861) Родное слово (1864)

Src="https://present5.com/presentacii/20170504/42-konstantin_dmitrievich_ushinskiy.pptx_images/42-konstantin_dmitrievich_ushinskiy.pptx_6.jpg" alt=">Обосновывая свой взгляд на воспитание, образование, К.Д. Ушинский исходит из следующего положения: «Если мы"> Обосновывая свой взгляд на воспитание, образование, К.Д. Ушинский исходит из следующего положения: «Если мы хотим воспитать человека во всех отношениях, мы должны его знать так же во всех отношениях». Цель воспитания, по Ушинскому, – воспитание совершенного человека. Это очень емкое, сложное определение, включающее в себя: гуманность, образованность, трудолюбие, религиозность, патриотизм.

Src="https://present5.com/presentacii/20170504/42-konstantin_dmitrievich_ushinskiy.pptx_images/42-konstantin_dmitrievich_ushinskiy.pptx_7.jpg" alt=">Народность и народная школа в понимании К.Д. Ушинского «...воспитание, созданное самим народом и основанное"> Народность и народная школа в понимании К.Д. Ушинского «...воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа»

Src="https://present5.com/presentacii/20170504/42-konstantin_dmitrievich_ushinskiy.pptx_images/42-konstantin_dmitrievich_ushinskiy.pptx_8.jpg" alt=">Центром первоначального обучения К. Ушинский считал родной язык. Обучение детей родному языку имеет три"> Центром первоначального обучения К. Ушинский считал родной язык. Обучение детей родному языку имеет три цели: Развитие «врожденной душевной способности, которую называют даром слова»; Введение детей в сознательное обладание родным языком; Понимание ими «логики этого языка, то есть грамматических законов в их логической системе».

Src="https://present5.com/presentacii/20170504/42-konstantin_dmitrievich_ushinskiy.pptx_images/42-konstantin_dmitrievich_ushinskiy.pptx_9.jpg" alt=">Взгляд на педагогику как науку и искусство Разрабатывая основы научной педагогики, К. Д. Ушинский"> Взгляд на педагогику как науку и искусство Разрабатывая основы научной педагогики, К. Д. Ушинский создает полноценную, всеобъемлющую теорию обучения – дидактику, в которой раскрывает все основные вопросы обучения с опорой на психологию ребенка, логически строго определяя их сущностные характеристики. К.Д. Ушинский рассматривает педагогику как науку и педагогическое искусство в единстве, как две стороны единого сложного процесса воспитания. Ушинский предостерегает от противопоставления практики и теории. Он писал, что «одна педагогическая практика без теории – то же, что знахарство в медицине».

Src="https://present5.com/presentacii/20170504/42-konstantin_dmitrievich_ushinskiy.pptx_images/42-konstantin_dmitrievich_ushinskiy.pptx_10.jpg" alt=">Внимание к личности ребенка в обучении и воспитании Обучение К.Д. Ушинский рассматривает как средство"> Внимание к личности ребенка в обучении и воспитании Обучение К.Д. Ушинский рассматривает как средство воспитания и выделяет два вида учения: «...1) учение пассивное посредством преподавания; 2) учение активное посредством собственного опыта».

Src="https://present5.com/presentacii/20170504/42-konstantin_dmitrievich_ushinskiy.pptx_images/42-konstantin_dmitrievich_ushinskiy.pptx_11.jpg" alt=">Учитель-воспитатель – центральная фигура образовательного процесса Большую роль Константин Дмитриевич отводит личной убежденности"> Учитель-воспитатель – центральная фигура образовательного процесса Большую роль Константин Дмитриевич отводит личной убежденности педагога: «Воспитатель никогда не может быть слепым исполнителем инструкции: не согретые теплотой, его личные убеждения не будут иметь никакой силы».

Src="https://present5.com/presentacii/20170504/42-konstantin_dmitrievich_ushinskiy.pptx_images/42-konstantin_dmitrievich_ushinskiy.pptx_12.jpg" alt=">«В школе должна царствовать серьезность, допускающая шутку, но не превращающая всего дела в шутку,"> «В школе должна царствовать серьезность, допускающая шутку, но не превращающая всего дела в шутку, ласковость без приторности, справедливость без придирчивости, доброта без педантизма и, главное, постоянная разумная деятельность».

«Искусство воспитания имеет особенность, что почти всем оно кажется делом знакомым и понятным, а иным - даже легким, и тем понятнее и легче к«Искусство воспитания имеет
особенность, что почти всем
оно кажется делом знакомым и
понятным, а иным - даже легким,
и тем понятнее и легче кажется
оно, чем менее человек с ним
знаком, теоретически или
практически.»
К.Д.Ушинский

Большой вклад в развитие идеи природосообразности воспитания внес своими глубокими наблюдениями Жан-Жак Руссо. Он показал, что воспитываю

Большой вклад в развитие идеи
природосообразности воспитания
внес своими глубокими
наблюдениями Жан-Жак Руссо. Он
показал, что воспитывающее
взаимодействие растущего человека
со средой отвечает людской природе
в гораздо большей мере, чем
воздействие на него со стороны
воспитателей.

А К.Д.Ушинский в свою очередь:

Заложил основы специального изучения
человека как воспитуемого и воспитателя с
целью согласовать педагогическую теорию и
практику с природой человека;
Вел педагогику к идеалу антропологического
универсализма: все знание о человеке - о
душе, о теле, о человеческом общежитии должно служить фундаментом для
педагогики.

Ушинский был
первым, кто
выделил
воспитание как
главный фактор
человеческого
развития.

Синтез научных знаний о человеке нужен был Ушинскому не только для доказательства могущественной силы воспитания.

Такой синтез был
особенно необходим
для формирования
нового подхода к
самому развитию,
движущими силами
которого является
взаимосвязь
физического,
умственного и
нравственного начал.

Педагогическая антропология - научный подвиг Ушинского

Педагогическая антропология научный подвиг Ушинского
Педагогическая антропология возрастает по
мере прогресса науки и дела воспитания.
Вплоть до революции 1917 г. и некоторое
время после нее в нашей стране развивалась
школа педагогов-антропологов и психологов,
последователей Ушинского.
Подход к человеческому развитию с точки
зрения воспитания как главного фактора
развития предполагает осмысление
воспитания с позиции внутренних законов
человеческого развития.

Основа педагогической системы Ушинского лежит идея народности

«Есть одна только общая для всех прирожденная
наклонность, на которую всегда может
рассчитывать воспитание: это то, что мы
называем народностью... воспитание, созданное
самим народом и основанное на народных началах,
имеет ту воспитательную силу, которой нет в
самых лучших системах, основанных на
абстрактных идеях или заимствованных у другого
народа. Всякая живая историческая народность
есть самое прекрасное создание божие на земле, и
воспитанию остается только черпать из этого
богатого и чистого источника», - писал Ушинский в
статье «О народности в общественном воспитании»
(1857).

К.Д. Ушинский указывал

Что сам народ создал «тот
глубокий язык, глубины
которого мы и до сих пор
еще не могли измерить; что
этот простой народ создал ту
поэзию, которая спасла нас
от забавного детского
лепета, на котором мы
подражали иностранцам; что
именно из народных
источников мы обновили всю
нашу литературу и сделали
ее достойной этого имени»

Ушинский подчеркивал, что одной из характерных черт воспитания русского народа является развитие у детей патриотизма, глубокой любви к ро

Ушинский подчеркивал, что одной из
характерных черт воспитания русского
народа является развитие у детей
патриотизма, глубокой любви к родине.
Поскольку лучшим выражением народности, по
его мнению, является родной язык, в основу
обучения русских детей должен быть положен
русский язык; обучение в начальной школе
также должно дать детям представление об
истории, географии России, ее природе

Такое воспитание призвано развить у детей

чувство национальной гордости,
чуждое, однако, шовинизму и
сочетающееся с уважением к другим
народам. Оно должно взрастить в детях
чувство долга перед родиной, приучить
их всегда ставить общие интересы
выше личных.

Ушинскому была свойственна неиссякаемая вера в творческие силы русского народа:

благодаря своей мощи, отваге и
стойкости русский народ выдержал
монголо-татарское иго;
избавил от нашествия монголотатарских полчищ Западную Европу;
позже неоднократно спасал
независимость Родины от посягательств
иноземных врагов.

К.Д.Ушинский писал рассказы для детей и малышей.

Список использованной литературы:

Бим-Бад, Б. М. Педагогическая антропология.
Курс лекций: учеб. пособие для студентов
вузов / Б. М. Бим-Бад. - М.: Изд-во УРАО,
2003. - 204 с.
Воробьева К. Н. Антропологический подход к
воспитанию / К. Н. Воробьева // Педагогика. 2007. - № 5. - С. 55-58.
История педагогики, педагогическая
антропология / [отв. ред. Г Б. Корнетов]. -М.:
Изд-во УРАО, 2002. - 104 с.

Лучшие статьи по теме