Психология. Отношения. Личность. Общение
  • Главная
  • Отношения
  • Анкетирование родителей что вы знаете о вежливости. Азбука нравственности классный час. по вопросам работы консультационного пункта

Анкетирование родителей что вы знаете о вежливости. Азбука нравственности классный час. по вопросам работы консультационного пункта

Аналитическая справка

В анкетировании приняли участие 224 родителя (законных представителей).

  1. Родители воспитанников полностью удовлетворены компетентностью работников.

Аналитическая справка

по итогам анкетирования родителей МКДОУ № 14

В анкетировании приняли участие 18 родителей (законных представителей).

Результаты обследования свидетельствуют о том, что:


Родители воспитанников полностью удовлетворены всеми проведёнными мероприятиями.
Большинство родителей считают посещение открытых занятий, праздников и других мероприятий наиболее привлекательными формами сотрудничества.
Большинство родителей узнают информацию о работе детского сада из материалов сайта.
Все опрошенные являются родителями (законными представителями), будущих воспитанников.

Заместитель заведующего по УВР Наталья Белгожанова

Педагог- психолог Галина Зайцева

Аналитическая справка

по итогам анкетирования родителей МКДОУ № 14

В анкетировании приняли участие 223 родителя (законных представителей).

Результаты обследования свидетельствуют о том, что:

  1. Все родители положительно оценивают доброжелательность и вежливость работников детского сада.
  2. При ответе на вопрос удовлетворены ли вы материально-техническим обеспечением организации, родители ответили утвердительно во всех анкетах.
  3. Качеством предоставляемых образовательных услуг все опрошенные родители удовлетворены (100%).
  4. 100% родителей готовы рекомендовать посещение нашего детского сада родственникам и знакомым.

Заместитель заведующего по УВР Наталья Белгожанова

Педагог- психолог Галина Зайцева

Аналитическая справка

дополнительной платной образовательной деятельности от 08.05.2018г

Результаты обследования свидетельствуют о том, что:

1. Все родители 223 человек — положительно оценивают дополнительную платную образовательную деятельность детского сада.



5. Информацию о работе кружков и секций, проводимых в МКДОУ №14, родители получают из разных источников, большинство из сети «Интернет» — сайт МКДОУ №14 — 93%, на собраниях — 87%.

Заместитель заведующего по УВР Наталья Белгожанова

Педагог- психолог Галина Зайцева

Аналитическая справка

по итогам анкетирования родителей МКДОУ № 14

В анкетировании приняли участие 35 родителей (законных представителей).

Результаты обследования свидетельствуют о том, что:

  1. Все родители положительно оценивают идею проведения Дня открытых дверей.
  2. Родители воспитанников полностью удовлетворены всеми проведёнными мероприятиями..
  3. Большинство родителей считают посещение открытых занятий, праздников и других мероприятий наиболее привлекательными формами сотрудничества.
  4. Большинство родителей узнают информацию о работе детского сада из материалов сайта.
  5. Все опрошенные являются родителями (законными представителями), будущих воспитанников.

Заместитель заведующего по УВР Наталья Белгожанова

Педагог- психолог Галина Зайцева

Аналитическая справка

по итогам анкетирования родителей МКДОУ № 14

В анкетировании приняли участие 195 родителей (законных представителей).

Результаты обследования свидетельствуют о том, что:

  1. Все родители положительно оценивают доброжелательность и вежливость работников детского сада.
  2. Родители воспитанников полностью удовлетворены компетентностью работников МКДОУ.
  3. При ответе на вопрос удовлетворены ли вы материально-техническим обеспечением организации, родители ответили утвердительно во всех анкетах.
  4. Качеством предоставляемых образовательных услуг все опрошенные родители удовлетворены (100%).
  5. 100% родителей готовы рекомендовать посещение нашего детского сада родственникам и знакомым.
  6. Все опрошенные являются родителями (законными представителями), воспитанников.

Заместитель заведующего по УВР Наталья Белгожанова

Педагог- психолог Галина Зайцева

Аналитическая справка

по итогам анкетирования родителей по вопросам организации в МКДОУ №14

дополнительной платной образовательной деятельности от 12.05.2017г

Результаты обследования свидетельствуют о том, что:

1. Все родители 151 человек — положительно оценивают дополнительную платную образовательную деятельность детского сада.
2. Родители воспитанников знают виды дополнительной платной образовательной деятельности, организуемой в МКДОУ №14.
3. При ответе на вопрос «Удовлетворяет ли Вас качество условий, направленных на проведение дополнительных образовательных услуг МКДОУ №14?» большинство родителей (100%) ответили «Да».
4. Достижениями своего ребёнка удовлетворены 100% родителей.
5. Информацию о работе кружков и секций, проводимых в МКДОУ №14, родители получают из разных источников, большинство из сети «Интернет» — сайт МКДОУ №14 — 91%, на собраниях — 93%.

6. Все опрошенные являются родителями (законными представителями) воспитанников.

Заместитель заведующего по УВР Наталья Белгожанова

Педагог- психолог Галина Зайцева

Аналитическая справка

по итогам анкетирования родителей

по вопросам работы консультационного пункта

В опросе приняли участие 25 родителей

Результаты опроса показывают, что:

  1. Все опрошенные родители (100%) положительно оценивают работу Консультационного пункта. Помощь была оказана в полном объеме, рекомендации своевременны, доступны.
  2. Родители готовы порекомендовать обратиться в консультационный пункт своим знакомым.
  3. Все опрошенные родители являются законными представителями воспитанников.

Заместитель заведующего по УВР Наталья Белгожанова

Педагог – психолог Галина Зайцева

16 декабря 2016г в детском саду было проведено анкетирование родителей (законных представителей) воспитанников. В анкетировании приняло участие 203 человека. Предлагаем ознакомится с результатами:

Аналитическая справка
по итогам анкетирования родителей МКДОУ № 14

от 19.12.2016г

Результаты обследования свидетельствуют о том, что:

1. Все родители 100% положительно оценивают доброжелательность и вежливость работников детского сада.
2. Родители воспитанников 100% полностью удовлетворены компетентностью работников.
3. При ответе на вопрос «Удовлетворены ли вы материально-техническим обеспечением организации?» все родители (100 %) ответили «Да».
4. Качеством предоставляемых образовательных услуг все опрошенные родители удовлетворены (100%).
5. 100% родителей готовы рекомендовать посещение нашего детского сада родственникам и знакомым.
6. Все опрошенные являются родителями (законными представителями) воспитанников.

Заместитель заведующего по УВР Наталья Белгожанова

Педагог- психолог Галина Зайцева


Аналитическая справка

по итогам анкетирования родителей по вопросам организации в МКДОУ №14

Консультационного пункта от 07.09.2016г

Результаты обследования свидетельствуют о том, что:

  1. Все родители 100% положительно оценивают деятельность Консультационного пункта. Консультативная помощь оказывается в полном объёме. Родители готовы порекомендовать знакомым посещение Консультационного пункта МКДОУ №14.
  2. Все опрошенные являются родителями (законными представителями) воспитанников.

Заместитель заведующего по УВР Наталья Белгожанова

Педагог- психолог Галина Зайцева

Учитель — логопед Надежда Петрова

Аналитическая справка
по итогам анкетирования родителей МКДОУ № 14 от 19.02.2016
Результаты обследования свидетельствуют о том, что:

1. Большинство детей (98,8%) с удовольствием посещают детский сад.
2. При ответе на второй вопрос: «Удовлетворены ли Вы качеством: организации воспитательно — образовательного процесса в группе, НОД, проведением прогулок» большинство родителей положительно ответили на все пункты данного вопроса. Лишь при ответе на пункт об организации питания 13,8% затруднялись ответить, а 6,3 % склонялись к отрицательному ответу, так как считали, что дети в январе не получали достаточного количества свежих фруктов и соков, что обусловлено несвоевременным заключением договоров на поставку фруктов и соков на начало года.
3. Родители воспитанников (100%) спокойно работают, когда ребёнок находится в детском саду.
4. Все родители получают достаточную и полную информацию о жизни ребенка в детском саду (99,4%). И только 0,6% затруднились в ответе. Это родители вновь прибывших детей, ранее не посещавших дошкольное учреждение и недостаточно знакомые с жизнью детского сада.
5. Положительно ответили родители (98,8%) на вопрос о возможности получить конкретный совет или рекомендации по вопросам развития воспитания ребенка.
6. 99,4% родителей отметили, что сотрудники детского сада внимательно относятся к каждому ребенку.
7. При ответе на вопрос «Удовлетворены ли вы уровнем и содержанием образовательной работы с детьми в ДОУ?» большинство родителей (96,3 %) ответили «Да». 3,1% затруднились в ответе. И лишь 0,6% ответили отрицательно. Это родители вновь прибывших детей, ранее не посещавших дошкольное учреждение.

Заместитель заведующего по УВР Наталья Белгожанова

Педагог- психолог Галина Зайцева

Аналитическая справка

по итогам анкетирования родителей по вопросам организации в МКДОУ №14

дополнительной платной образовательной деятельности от 03.02.2016г

Результаты обследования свидетельствуют о том, что:

1. Все родители положительно оценивают дополнительную платную образовательную деятельность детского сада.
2. Родители воспитанников знают виды дополнительной платной образовательной деятельности, организуемой в МКДОУ №14.
3. При ответе на вопрос «Удовлетворяет ли Вас качество условий, направленных на проведение дополнительных образовательных услуг МКДОУ №14?» большинство родителей (99%) ответили «Да». При этом 1% родителей ответили «Удовлетворены частично». Дети этих родителей вновь поступившие, проходят адаптацию.
4. Достижениями своего ребёнка удовлетворены 93% родителей. Это обусловлено тем, что возраст воспитанников, посещающих кружки, дошкольный, и, конечно, явных успехов, желаемых некоторыми родителями, достичь сложно.
5. Информацию о работе кружков и секций, проводимых в МКДОУ №14, родители получают из разных источников, большинство из сети «Интернет» — сайт МКДОУ №14 — 94%6, на собраниях — 100%.

6. Все опрошенные являются родителями (законными представителями) воспитанников.

Заместитель заведующего по УВР Наталья Белгожанова

Педагог- психолог Галина Зайцева

Родительское собрание для родителей дошкольников "Азы воспитания"

Подготовка к собранию
I. Провести анкетирование:
1. Какие привычки культурного поведения имеет ваш ребенок? Пожалуйста, приведите примеры. 2. Умеет ли ваш ребенок говорить вежливые слова? Как вы этого добиваетесь? 3. Что, по-вашему, является главным в воспитании навыков культурного поведения и хороших манер? 4. На какие вопросы на собрании вы хотели бы получить ответы?
II. Красочно оформить памятки.
Памятка для родителей «Секреты воспитания вежливого ребенка».
III. Оформить выставку:
«Книги – помощники в воспитании культуры поведения у детей»
IV. Изготовить приглашения каждой семье в виде аппликаций, конструкций, в котором имеется текст приглашения.
Уважаемые родители!

Всей силой души вы, конечно, хотите, чтобы в вашем ребенке все было прекрасно. А потому, приглашаем и будем очень рады видеть Вас на собрании «Азы воспитания»
V. Записать ответы детей надиск.
VI. Оформить красочные благодарности родителям за успехи в воспитании культуры поведения у детей.

Ход собрания:

1. Вступительное слово воспитатель мини-центра Нурбаева С.Ж.
Добрый вечер, уважаемые родители! Вот и наступил час, когда мы собрались все вместе. Мы рады встрече с вами. Ваши дети очень любят вас, гордятся вами, подражают вам во всем и мы, кто работает с вашими детьми, разделяем их чувства и признаем: вас есть за что любить, чем гордиться, вы, действительно, являетесь достойным примером для своих детей, примером доброжелательности, вежливости, пунктуальности и отзывчивости. Нам приятно отметить, что за все время работы мы не встретили ни одного отказа на наши просьбы: расчистить снег, починить игрушки, принять участие в конкурсах (Елочные украшения, эмблема детского сада, конкурс рисунков: «Семейный досуг», Спасибо вам.
2. Включается запись с ответами детей на вопросы.
1. Дети, какие вежливые слова вы знаете?
2. А как вы думаете, кого называют вежливым человеком? А себя вы считаете вежливыми? Почему?
3. А вежливы ли взрослые в обращении с вами? Почему?
4. Подумайте и скажите, почему вежливые слова называются волшебными?
3. Сообщение голос воспитателя сопровождается музыкой.
Да, вежливое слово, как добрый волшебник, дарит настроение, радует и даже лечит людей. «Ничто не ценится так дорого и обходится так дешево, как вежливость».
Много лет создавались людьми правила поведения, этикета, цель которых была, кроме нравственных качеств, доброты, чуткости, сердечности, прививать чувство меры и красоты в манерах поведения, в одежде, в разговоре, в приеме гостей и сервировке стола – словом во всем, с чем мы выходим в общество.
Насколько важным было выполнение этих правил, говорит тот факт, что 200 – 300 лет тому назад отдельные нормы поведения приравнивались к законам и не соблюдавших их граждан наказывали. Так царь Россиской империй Петр I в изданных при его участии «Показаниях к житейскому обхождению» указывал: «Никто не имеет права, повеся голову и, потупя глаза вниз, по улицам ходить или на людей косо взглядывать…»

Существуют ли в наше время секреты воспитания культуры поведения? Об этом пойдет сегодня разговор.
Что является главным в воспитании хороших манер? Нужно ли упражнять ребенка в навыках культурного поведения? Каким образом? Имеют ли успех в воспитании такие методы как беседы, наказания, нравоучения?
4. Инсценировка (случай на улице читает воспитатель). Подводит итоги психолог.
Инсценировка 1
Уважаемые родители, вашему вниманию предлагаются две сценки.
Мама: Здравствуйте, Анна Ивановна!
Алеша, а ты что не здороваешься? Сейчас же скажи: «Здравствуйте»! Я жду. О, господи, и в кого он такой упрямый, не ребенок, а наказание, только позорит меня. Ну, скажите, как мне его еще учить?
Инсценировка 2 Две мамы разговаривают:
- Привет, как жизнь?
- Нормально. А ты не торопишься?
- Нет, а куда торопиться, я с ребенком гуляю, по магазинам ходим.
(Ребенок, перебивая разговор, дергает маму за рукав)
- Мама, смотри, какой у мальчика пистолет. Купи мне такой-же.
- Не суйся, когда взрослые разговаривают. Ой, я вчера была в магазине. Какой выбор посуды! Чуть не купила.
Ребенок:
- Нет, ты мне скажи, ты купишь мне такой пистолет? Купишь, ну скажи, что купишь.
- Отстань, дай спокойно поговорить, надоел. Так вот, а на базаре чего только нет.
Ребенок:
- Ну, пойдем в магазин скорее, я хочу такой пистолет.
- Что за ребенок! У других дети, как дети, а мой минуту постоять не может, поговорить не дает.
5. Выступление психолога. Я уверена, что большинство из вас видели в жизни примерно такие же сцены… И далеко не всегда родители осознают, что они сами не правы в той или иной ситуации, а иногда не считают нужным объяснить ребенку как правильно было бы поступить.

Хочется отметить наиболее эффективные методы, которые можно использовать в воспитании культуры поведения у детей и познакомить вас с памятками «Секреты воспитания вежливого ребенка» (зачитывает памятку и раздает их родителям).
Воспитатель рассказывает о том, как похвала помогает в достижении результатов. Хвалите ребенка и вы увидите, насколько быстрее ребенок будет усваивать правила поведения, как велико будет его желание быть воспитанным. Пусть первую порцию похвалы ребенок получает утром до прихода в детский сад, вечером по дороге домой обязательно найдите возможность похвалить, а дома в присутствии родственников, соседей, друзей – хвалите и хвалите, и тогда произойдут большие перемены.

5. ОКНО – очень короткие новости на тему: «Вежливость и культура»
1. В каких случаях следует говорить «извините» и «простите»? Оказывается, если провинность незначительная, то нужно говорить «извините», если же очень виноваты – то «простите».
2. Не принято гостям предлагать тапочки. Это противоречит гостеприимству и говорит о дурном вкусе.
3. На вопросы: «как дела?», «как здоровье?», «как настроение?» отвечать положено коротко: «Спасибо», «нормально», «не очень», «прекрасно».
6. Анализ поведения детей с помощью фишек.
А сейчас мы предлагаем вам, как бы со стороны, посмотреть на своих детей и проанализировать их поведение с помощью фишек.
Если ребенок выполняет правило, то вы поднимаете фишку красного цвета; если не всегда выполняет или не совсем правильно – зеленого цвета.
Ребенок умеет мыть руки, причем моет их всегда перед едой, после посещения туалета. Умеет вытираться развернутым полотенцем. Аккуратно складывает одежду. Всегда пользуется носовым платком, когда чихает.Умеет вовремя извиниться и говорит это слово с нужной интонацией, чувством вины. Не вмешивается в разговор без надобности, а в случае срочной просьбы – соответственно правилам, извиняясь. Не бросает на улице, в помещении бумажки, обертки и т.д.
Посмотрите на фишки, их цвета помогут вам решить, над чем следует поработать с детьми, используя испытанные практикой примеры, похвалу и упражнения.
7. «Острое блюдо» В шарах – вопросы «острого блюда». Педагог предлагает под музыку передавать шары до тех пор, пока музыка не прервется. У кого шар, тот читает вопрос.
Вопросы:
В каких случаях необходимо пользоваться носовым платком?
Следует ли говорить «Будь здоров», если кто-то чихнул?
Как снять нитку, если вы заметили ее на одежде собеседника?
8. Вручение благодарственных писем родителям за воспитание у детей культуры поведения.
(Воспитатели вручают грамоты)
9. Заключительная часть собрания
Бьет по стеклу хрусталь лучом,
Ковры разбросаны по стенам.
Мы твердо знаем, что почем.
И забываем о бесценном.
Бесценна культура, ибо в ней заложена нравственность. «Невоспитанный человек, нравственный невежда, недоучка – то же, что самолет, выпущенный в полет с испорченным двигателем: погибнет и принесет гибель людям». Воспитан ли мой ребенок? Не стыдно ли за него в обществе? Присущи ли ему чуткость, внимательность, предупредительность. На эти вопросы у каждого будет свой ответ сегодня, завтра, спустя многие годы и зависеть он будет от нашего желания и умения.
Так пусть же хватит нам, взрослым, терпения, любви, душевных сил для того, чтобы поднять детей наших к высотам культуры поведения.

Памятка для родителей «Секреты воспитания вежливого ребенка».

Ваш ребенок будет вежлив и воспитан, если вы, уважаемые родители:
1. Ведете себя деликатно по отношению ко всем окружающим, тем более по отношению к своим детям.
2. Никогда не оскорбляете человеческого достоинства своего сына или дочери, не кричите на ребенка, не говорите при нем, или обращаясь к нему, грубых слов и ни в коем случае не применяйте в виде воспитательной меры физические наказания.
3. Не делайте бесконечных замечаний по пустячным поводам, а, где это возможно, поощряйте самостоятельность своего ребенка.
4. Предъявляйте к детям единые требования и, даже если кто-то из вас не согласен с замечаниями другого, то высказывайте это в отсутствии ребенка.
5. Уважайте достоинство маленького человека, исключив выражения: «Ты еще мал», «Ты еще этого не понимаешь», «Тебе еще рано».
6. Предъявляя к ребенку какие-то требования, предъявляйте их к самим себе, не забывайте говорить ребенку: «Доброе утро», «Спокойной ночи», «Благодарю за помощь».
7. Правила культурного поведения прививайте детям систематически, а не от случая к случаю.
Желаем Вам успехов!

Наталия Сокольникова
Занятие по формированию представления о нравственных нормах отношений с окружающими «День вежливости и доброты»

Тема : День вежливости и доброты .

Цели : сформировать у детей представления о нравственных нормах отношений с окружающими ; развивать дружеские, доброжелательные отношения в коллективе , коммуникативные навыки; закреплять вежливые слова , воспитывать культуру общения, чуткость, отзывчивость, сопереживание.

Совместная деятельность взрослых и детей Самостоятельная детская деятельность

Пол. дня Ситуативная беседа с детьми «Кто и зачем придумал вежливые слова »

Цель : закрепить с детьми представление о правилах поведения в гостях; в общественных местах; развивать диалогическую речь, умение строить суждение; воспитывать доброжелательность ; культуру общения.

Игра с мячом «Кто больше знает вежливых слов »

Цель : упражнять детей в произношении вежливых слов , меткости, ловкости при приеме мяча от воспитателя; воспитывать культуру общения.

Задания «Как можно…»

Поздороваться

Попрощаться

Поблагодарить

Вежливо попросить

Вежливо обратиться

Психогимнастика «Спасем Доброту »

Цель : научить различать, называть эмоции удовольствия, удивления, восхищения, радости и адекватно реагировать на них; закрепить знание понятий «добро » , «доброта » , «добрый поступок » ; развивать внимание, смелость, научить расслабляться.

Экскурсия по детскому саду

Цель : уточнить знания детей о службах, которые организуют жизнь детей в ДОУ; воспитывать уважение к труду взрослых, благодарность за их труд; желание сделать для них что-то приятное.

Свободная художественно-продуктивная деятельность «Умелые руки не знают скуки»

Оборудование : все необходимое для ручного труда (бросовый материал) .

Цель : развивать у детей желание изготавливать подарки для друзей своими руками; воспитывать творческое воображение, самостоятельность и инициативу.

Сюжетно-ролевые игры «Семья» , «Мини - маркет «Росинка» , «Служба спасения»

Цель : продолжать создавать условия для организации самостоятельных игр, уметь распределять роли , договариваться, воспитывать культурное общение, ролевые диалоги, развивать сюжетную линию игры.

П/и «Театр теней» , «Затейники»

Цель : упражнять в различных видах движений (имитационные, комические, развивать воображение, инициативу и речь, развивать умение вовремя выйти из игры, без напоминания друзей, соблюдать правила игры.

Прогулка Д/и «Что такое хорошо, что такое плохо»

Цель : продолжать употреблять в речи вежливые слова ;

закреплять знания и умения детей о поведении в обществе, формировать у детей искреннее проявление любви к людям, доброжелательное отношение друг к другу . Быть внимательным и оказывать другим помощь. Убеждать, что доброта приобретается и подкрепляется каждым действием и поступком.

Материал : сюжетные картинки.

Игра «Копилка добрых дел »

Цель : активизировать память, внимание детей; воспитывать дружелюбие; чувство отзывчивости; сопереживания; желание помогать другу в трудной ситуации

П/и «Магазин» , «В гостях»

Цель : расширить содержание игровых сюжетов сюжетно-ролевых игр; попрактиковать детей в вежливом поведении в конкретных ситуациях.

Словесная игра «Назови ласково» Цель : активизировать речь; развивать память, мышление; пополнить словарный запас; воспитывать доброту и отзывчивость .

С/ролевая игра «Бюро добрых дел »

Цель : развивать игровой диалог; игровое взаимодействие; воспитывать культуру поведения и общения друг с другом.

Игры с телефоном (любая тема) Цель : научить вежливо разговаривать по телефону; расширить социальный опыт детей» развивать диалогическое общение.

Рисование мелками на асфальте на тему : «Хорошее настроение»

II-ая пол. дня Этюд «Скажи доброе слово , комплимент товарищу»

Цель : упражнять детей в употреблении вежливых слов , используя выражение, мимику, позу.

Рассматривание сюжетных картинок на тему : «Хорошо – плохо»

Цель : развивать внимание, усидчивость; учить детей ясно и четко выражать свою мысль, оценивать поступок, проектировать свое поведение в данной ситуации.

Д/и «Оцени поступок» Цель : развивать мышление; связную речь; упражнять в установлении причинно-следственных отношений с опорой на сюжетную картинку.

Развлечение «Чудесный денёк» Самостоятельное художественное творчество : Предложить детям нарисовать свою иллюстрацию к хорошему или плохому поступку.

Цель : развивать творческое воображение; аналитическое мышление и самостоятельность; желание доводить начатое дело до конца.

Работа с родителями Привлечь родителей к созданию совместно с детьми творческого альбома «Наши добрые дела » ; изготовлению «Дерева самых вежливых слов »

Анкетирование родителей «Что Вы знаете о вежливости » Цель : изучение индивидуальных особенностей семьи, её воспитательных возможностей.

Развлечение для детей старшего дошкольного возраста

«Чудесный денёк»

Цели :

- формировать представления у детей о нравственных нормах отношений с окружающими ; о доброте как важном человеческом качестве;

Поощрять стремление ребенка совершать добрые поступки ;

Учить детей передавать эмоциональное состояние человека с помощью мимики, жестов, а также в речи или рисунке.

Воспитывать культуру общения, ответные чувства на заботу окружающих ; закрепить навыки культурного поведения.

Действующие лица :

Мишка- педагог, воспитатель, дети.

(Группа украшена шарами, цветами, лентами. Накануне оформляется совместно с родителями «Дерево самых вежливых слов » )

(В гости к детям приходит Мишка, который рассказывает им свою невеселую историю)

Мишка : На лес, в котором я живу, напала старуха Лень. Она заколдовала все вокруг : трава сохнет, цветы чахнут, все деревья в паутине. Птицы уже давно не поют своих песен, а звери, лесные жители, впали в спячку, они даже не слышат, как от голода, холода и одиночества плачут их малые детки. Одному только мне удалось вырваться из плена злой и ленивой старухи. Я пришел к вам, ребята, за помощью, чтобы вы помогли мне освободить лес от старухи Лени.

Воспитатель : Дети, поможем нашему гостю?

(Дети соглашаются)

Воспитатель : Мишутка, подскажи нам, пожалуйста, как тебе помочь?

Мишка : Лесных жителей и наш лес спасут добрые поступки детей , трудолюбие, вежливость . Дети, а вы умеете совершать добрые поступки ?

(Ответы детей)

Мишка : А вы знаете, что такое «доброта » , «добрые поступки » ? Как их можно, по-вашему, совершить?

(Предполагаемые ответы детей : полить цветы, помочь другу в беде, говорить вежливые слова , помогать малышам, маме, бабушке)

Воспитатель : Добрый – это тот , кто помогает взрослым, не обижает младших, защищает слабых, вежлив и внимателен ко всем и говорит только добрые хорошие слова .

Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться : «Доброе утро

Доброе утро солнцу и птицам

Доброе утро улыбчивым лицам!

И каждый становится добрым , доверчивым,

Доброе утро длится до вечера.

(Стихотворение Н. Красильникова «Доброе утро » )

Мишка : Дети, а вы тоже при встрече утром в детском саду друг другу говорите добрые слова – приветствие !

(Утвердительные слова детей)

Игра : «Давайте поздороваемся» .

Дети по сигналу ведущего начинают хаотично передвигаться по комнате и здороваться со всеми, кто встречается на пути. Здороваться надо определённым способом : здороваться за руку, плечами, носами, спиной, поклон, как военные. Разговаривать во время игры нельзя.

Мишка : Вот видите, одно доброе дело у вас есть . Но одним добрым поступком к сожалению, лес не спасешь, и он может погибнуть.

Воспитатель : Не расстраивайся, Мишка! Мы сейчас насобираем тебе полную «копилку добрых дел » . Эту «копилку добрых дел » ты отнесешь в лес.

(Педагог показывает детям копилку и предлагает бросить в нее первую фишку – «добринку )

Воспитатель : Доброта живет на свете только в добром сердце дети .

Игра : «Догадайся» .

(Закончи предложение ) .

1. Растает даже ледяная глыба от слова тёплого… (спасибо)

2. Зазеленеет старый пень, когда услышит… (добрый день )

3. Мальчик вежливый и развитый говорит при встрече (здравствуйте)

4. Когда нас бранят за шалости, говорим …. (Простите нас, Пожалуйста) .

Воспитатель : От вежливых слов становится теплее, радостнее. Ой, ребятки, посмотрите-ка на наши цветочки : они плачут.

(Педагог обращает внимание детей на сухую землю в цветочных горшках. Дети поливают цветы)

Мишка : А как еще можно помочь цветам?

Дети : Полить, протереть листочки, подрыхлить землю.

(Дети оказывают помощь цветам)

Воспитатель : Молодцы ребята, какие вы все добрые , заботливые.

Игра с мячом «Добрые и вежливые слова »

Дети стоят вокруг . Воспитатель берет в руки мяч и начинает игру. Он называет любое доброе или вежливое слово и бросает мяч одному из детей. Поймавший мяч придумывает новое слово, называет его и бросает мяч другому ребенку. Мяч не ловят, если было произнесено «недоброе » слово и ребенок может объяснить, почему это слово ему не понравилось .

Воспитатель : Дети пока мы с вами играли, поступил сигнал от наших книжек, им тоже нужна помощь.

(Дети наводят порядок в книжном уголке, при необходимости чинят книги. Педагог напоминает ребятам, что после каждого доброго дела нужно в копилку бросать фишки – «добринки » )

Мишка : А вашим игрушкам, ребята тоже нужна помощь! У многих из них невеселые глаза.

(Дети приводят в порядок платья кукол, аккуратно складывают строительный материал, вытирают пыль с полок игровым материалом)

Пускай беда нам тяжела,

Но в ней ты узнаешь,

Как отличать доброго от зла ,

Где правда и где ложь. (С. Я. Маршак)

Доброе утро ! Птицы запели

- Добрые люди вставайте с постели

Прячется вся темнота по углам

Солнце взошло и идет по делам.

Нам желают – Доброго пути !

Будет легче. Ехать и идти.

Приведет конечно. Добрый путь .

Тоже к доброму . Чему нибудь.

Доброта живет на свете ,

Только в добром сердце дети .

(Проводится игра «Обыграй превращение» )

Игра «Обыграй превращение»

Ведущий по кругу передает предметы (мяч, пирамидка, кубик и др., называя их условными именами. Дети действуют с этими предметами так , как если бы это были названные взрослым объекты. Например, по кругу передают мячик. Ведущий называет его «яблоко» -дети его «моют» , «нюхают» , «едят» .

Мишка : Дети, у вас есть друзья? Часто вы им говорите добрые слова ? (Ответы детей)

(Проводится игра «Волшебный стул» .)

Игра «Волшебный стул»

Дети стоят в кругу, педагог в центр круга ставит стул и говорит : «Сейчас я прикоснусь своей волшебной палочкой к этому стулу, и он вмиг станет волшебным. А волшебство его заключается в том, что если кто-то сядет на этот стул, окружающие люди сразу начинают об этом человеке (ребенке) говорить только хорошие слова».

Взрослый дает возможность высказываться каждому участнику игры, а потом интересуется и ребенка, сидящего на стуле, как он себя чувствовал, и приятно ли ему было слышать добрые слова в свой адрес . Затем посидеть на «волшебном» стуле приглашают другого ребенка. Игра продолжается. В конце на «волшебный стул» приглашают сесть Мишку, дети говорят о нем добрые слова .

Мишка : Дети, мне понравилось сидеть на вашем замечательном стуле, но я очень хочу помощь своим друзьям, спасти свой лес от злой старухи Лени.

Воспитатель : Да, ребята, вежливые слова и добрые поступки действительно творят чудеса. Они делают людей во всем мире добрее , лучше, чище душой. Правило вежливости запрещает нам шуметь, тревожить, раздражать окружающих . Я думаю, что волшебные слова вам очень пригодятся в вашей жизни.

Вспомним пословицы : (Ответы детей)

1. Человек без друзей, что дерево без корней.

2. Ссора до добра не доводит .

3. Друзья познаются в беде.

4. Помогай другу везде, не оставляй его в беде.

5. Делу - время, потехе - час.

6. Легко сломать, да трудно сделать.

7. Добро творить – себя веселить.

8. Добрые слова дороже богатства

9. Слово лечит и слово калечит

Воспитатель : Мишутка, в нашей «копилке» уже много добрых дел скопилось , отнести ее своим друзьям, лесным жителям.

(Мишка берет «копилку добрых дел » , благодарит детей за помощь, прощается с ними.)

Воспитатель : Ребята, сегодня у нас чудесный денёк – День Вежливости и Доброты . Надеюсь, наши добрые дела спасут лес и его жителей от старухи Лени. А мы с вами продолжим делать добрые дела до самого вечера и будем говорить друг другу только вежливые слова , которые всем приятно слышать.

(Вечером воспитатель предлагает детям нарисовать , как они провели этот необычный день . Свои рисунки дети по желанию уносят домой, чтобы познакомить свою семью с таким замечательным днем, как ДеньВежливости и Доброты )

Заключительная часть : Исполняется песня «Если добрый ты » - Музыка : Савельева Б., слова : Пляцковского М.

АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Вопросы

Ответы родителей

Воспитываете ли вы у детей доброе, заботливое отношение к взрослым, через сказки, беседы, собственный пример?

Учите ли вы детей доброжелательному отношению со сверстниками: проявлять заботу о товарище, выражать сочувствие ему, через сказки, беседы, собственный пример?

Помогаете ли вы ребенку осознать себя: сообщаете ребенку (ты девочка у тебя серые глаза, ты любишь прыгать и т.п.) в том числе сведения о происшедших с ним изменениями (умеешь рисовать, танцевать)?

Может ли ваш ребенок оценить хорошие (честность, доброта, смелость) и плохие поступки (грубость, жадность, ложь)?

Знает ли ваш ребенок такое понятие как город (много людей, много домов, много транспорта – мы живем в городе), название родного города, улицы на которой живут?

Знакомите ли вы ребенка с близкими людьми, защищавшими Родину (прадедушками, дедушками, папами).

(возраст: 3 – 4 года)

АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Уважаемые родители! Просим Вас ответить на вопросы анкеты, что даст нам возможность организовать обучение и воспитание, которое обеспечит оптимальное развитие и воспитание ваших детей. Надеемся на ваши искренние ответы.

Три варианта ответа всегда, иногда, никогда.

Вопросы

Ответы родителей

Ваш ребенок сочувствует обиженному сверстнику и может проявить несогласие с действиями обидчика. Одобряет действие того, кто поступил справедливо.

Вы помогаете ребенку как можно чаще убеждаться в том, что он хороший, что его любят?

Здоровается ли и прощается ваш ребенок, излагает собственные просьбы, употребляя слова «спасибо», «пожалуйста»?

Есть ли у ребенка желание быть справедливым смелым уверенным.

Испытывает ли ваш ребенок чувство стыда за неблаговидный поступок?

Может ли ваш ребенок вежливо выражать просьбу, благодарить за оказанную услугу взрослого.

Уделяете ли вы серьезное внимание знакомству с достопримечательностями города: Нижегородским кремлем, памятниками людям, прославившим город (К.Минину, М.Горькому, В.И.Ленину).

Возраст 4-5 лет

АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Уважаемые родители! Просим Вас ответить на вопросы анкеты, что даст нам возможность организовать обучение и воспитание, которое обеспечит оптимальное развитие и воспитание ваших детей. Надеемся на ваши искренние ответы.

Три варианта ответа всегда, иногда, никогда.

Вопросы

Ответы родителей

Есть ли у вашего ребенка дружеские взаимоотношения со сверстниками: привычка играть, трудиться, заниматься сообща.

Может ли ваш ребенок проявлять заботу о младших, помогать им, защитить тех, кто слабее.

Воспитываете ли вы у детей уважительное отношение к взрослым; стремление радовать старших хорошими поступками, через сказки беседы, собственный пример.

Может ли ваш ребенок проявлять словесную вежливость («здравствуйте», «до свидания», «пожалуйста», «извините», «спасибо» и т.п.)

Может ли ваш ребенок понимать и описывать свои желания и чувства.

Уделяете ли вы серьезное внимание знакомству с достопримечательностями города: Нижегородским кремлем, памятниками людям, прославившим город (К.Минину, М.Горькому, В.И.Ленину)

Знакомите ли вы ребенка с близкими людьми, защищавшими Родину (прадедушками, дедушками, папами) и имеет ли ваш ребенок представление об армии, о разных родах войск, боевой технике.

Возраст 5-6 лет

АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Уважаемые родители! Просим Вас ответить на вопросы анкеты, что даст нам возможность организовать обучение и воспитание, которое обеспечит оптимальное развитие и воспитание ваших детей. Надеемся на ваши искренние ответы.

Три варианта ответа всегда, иногда, никогда.

Вопросы

Ответы родителей

Есть ли у вашего ребенка дружеские взаимоотношения со сверстниками: привычка играть, трудиться, умение договариваться?

Может ли ваш ребенок проявлять заботу о младших, помогать им, защитить тех, кто слабее?

Может ли ваш ребенок подчиняться требованиям взрослых и выполнять установленные нормы поведения, в своих поступках следовать положительному примеру?

Может ли ваш ребенок проявлять словесную вежливость («здравствуйте», «до свидания», «пожалуйста», «извините», «спасибо» и т.п.)?

Может ли ваш ребенок понимать и описывать свои желания и чувства?

Может ли ваш ребенок назвать свои сильные стороны? Помогаете ли вы ребенку поверить в свои силы?

Уделяете ли вы серьезное внимание знакомству с достопримечательностями города: Нижегородским кремлем, памятниками людям, прославившим город (К.Минину, М.Горькому, В.И.Ленину)?

Читаете книги о Нижегородском крае, беседуете, рассказываете, посещаете музеи, памятники, ходите на экскурсии – подчеркните используемые вами варианты.

Знакомите ли вы ребенка с близкими людьми, защищавшими Родину (прадедушками, дедушками, папами) и имеет ли ваш ребенок представление об армии, о разных родах войск, боевой технике.

Возраст 6-7 лет.


МКОУ «Чернышковская СОШ №2»

Классный час « Азбука нравственности » (8класс)

Провела классный руководитель

8 Б класса

Мельникова Нина Николаевна

р.п.Чернышковский 2014 год

Мельникова Нина Николаевна

Классный час – « Азбука нравственности »

Цель: *углубить представление подростков о вежливости;

формировать положительную нравственную оценку таких человеческих качеств как надежность, верность, обязательность, взаимовыручка;

*вспомнить правила хорошего тона и воспитать уважение к другому человеку.

* формировать у учащихся понимание важности вежливого отношения к окружающим людям, воспитывать стремление совершать добрые дела, развивать самооценку.

Доска: Помни :

*Вежливость, доброжелательность, дружелюбие в отношениях –это взаимно.

*Вырабатывайте в себе такие качества.

*Не допускайте ссор, драк, брани, крика, угроз. Это унижает человека.

*Дорожи своей честью, честью семьи, школы, удерживай своих товарищей от плохих поступков.

*Помогай младшим, незащищенным, будь справедливым.

«Духовные примеры, несомненно, действуют сильнее хороших правил»

Д.Локк.

Ничто не обходится нам так

дешево и не ценится так дорого

как вежливость .

М.Сервантес

Учитель :Мы сегодня с вами будем говорить о моментах уважительного отношения друг с другом. Давайте посчитаем, со сколькими людьми мы встречаемся ежедневно. Дома мы общаемся с родными, с соседями; в школе – с учителями, школьными товарищами, библиотекарем; в магазине – с продавцом, кассирами, незнакомыми людьми; на улице – с прохожими, взрослыми, сверстниками.

Трудно сосчитать, сколько людей за один день ты увидишь. Каждый человек находится в постоянном общении со знакомыми и незнакомыми людьми дома, в школе, на улице, в магазине, в библиотеке, в кино и т.д. Но не все разговаривают друг с другом приветливо, дружелюбно, тактично. Поэтому существуют правила вежливости, они зародились еще в древности.

Вежливость всегда была показателем воспитанности. Истинная вежливость заключается в благожелательном отношении к людям.

Вежливые люди – воспитанные люди, которые соблюдают правила пове-дения, принятые в обществе .

Вежливый человек – учтивый, внимательный. С ним легко установить контакт и поддерживать его. Вежливые слова поднимают людям настроение, говорят об уважении говорящего к собеседнику, о его такте, чуткости, готовности оказать услугу тому, кто в ней нуждается.

Вежливость - моральное качество, характеризующее поведение человека, для которого уважение к людям стало повседневной нормой поведения и привычным способом обращения с окружающими.

Слово «вежливость» образовалось от слова вежливый. Это древнерусское производное с помощью суффикса - ьлив- (совр. –лив-) от неупотреби-тельного сейчас « вежа» – «знаток», производного посредством суффикса -j- отвъъ ти – «знать»; di>ж.

Старинное вежа еще в XVI веке значило «человек, знающий, как себя надо вести». Оно происходит от древнерусского владети, то есть «знать». Вежливый человек, в отличие от невежливого, - это тот, кто обладает знанием, «веданием» или «вес-тью» и ведет себя в соответствии с ним.

Быть вежливым - значит уметь себя вести и иметь хорошие манеры. Это значит общаться с людьми так, чтобы они чувствовали, что о них заботятся, их любят, ценят и уважают. Многие люди ведут себя вежливо лишь в кругу незнакомых людей, потому что хотят произвести хорошее впечатление. Но истинная вежливость заключается в том, чтобы быть вежливыми всегда и со всеми. Когда ты вежлив, то и люди вежливы к тебе.

Вежливость способствуют общению с людьми. Вежливые слова рождают тепло души:

Когда ты хочешь молвить слово,

Мой друг, подумай – не спеши,

Оно бывает то сурово,

То рождено теплом души.

Вопрос: Какие вежливые слова рождает тепло души?

Проводится анкета «Вежливость» накануне классного часа.

Анкета «Вежливость».

1. Перечислите вежливые слова, которые вы знаете

2. Что в вашем понимании означает вежливый человек?

3. Позволяете ли вы себе поступать безнравственно.

4.Делаете ли вы замечание другу, если он поступил нетактично с кем-то?

5.Какие правила поведения Вы знаете?

6.Что такое вежливость.

Учитель анализирует анкету «Вежливость»

Назовите самые распространенные вежливые слова, существующие в нашем общении: /учащиеся отвечают/

1. Здравствуйте!

2. Будьте добры.

3. Спасибо

4. Будьте любезны.

5. Извините.

6. Доброе утро!

7. Благодарю.

8. Спокойной ночи!

9. Пожалуйста.

10. Добрый день!

11. До свидания!

12. Добрый вечер!

13. Скажите, который час?

14. Извините за беспокойство.

Учитель : Обладать хорошими манерами несложно, просто приобретите эту привычку.

Итак, немного из истории происхождения вежливых слов.

Игра «Доскажи словечко».

1. Растет даже ледяная глыба от слова теплого…./спасибо/.

Ученик 1:

СПАСИБО.

В древности, когда хотели поблагодарить человека за доброе дело, говорили ему:

Спаси вас Бог!

«Спаси Бог» превратилось в короткое спасибо. Забывать это слово никогда не стоит. Есть даже пословица: «Своего спасибо не жалей!».

Если словом или делом

Вам помог кто-либо,

Не стесняйтесь громко, смело

Говорить: «СПАСИБО!».

ФИЗМИНУТКА (спасибо на разных языках).

Вот как звучит слово «спасибо» на разных языках:

Английский: Тhank you (сэнк ю)

Грузинский: Mahd-lobt (мадлобт)

Итальянский: Grazie (грацие)
Испанский: Gracias (грасиас)

Немецкий: Danke schön (данке шон)
Татарский: Rekhmet (рехмет)
Французский: Merci beaucoups (мерси боку)

Хинди: Shoukriah (шукран)

Чешский Czech: Dekuju (дякую)

Японский: Domo arigato (домо аригато)

Ученик:

Даже дети знают: некрасиво

Не сказать за доброту «Спасибо!»

Это слово с детства нам знакомо

И звучит на улице и дома.

Но порой его мы забываем,

И в ответ лишь радостно киваем...

И уже достойны нашей жалости

Тихие «Спасибо» и «Пожалуйста».

И не каждый вспоминать готов

Смысл сокровенных добрых слов.

2 .Когда же нас бранят за шалости,

Произнести – …../прости, пожалуйста/.

Ученик 2:

ПОЖАЛУЙСТА.

Издавна слово «жаловать» означало оказывать внимание, уважать, проявлять почтение. Отсюда и другое, родственное, слово – «пожаловать», то есть откликнуться на просьбу, жаловать вниманием.

В слове «пожалуйста» и уважительная просьба, и ответное внимание, и благодарность, и почтение:

Если просишь что-нибудь,

То сначала не забудь

Разомкнуть свои уста

И сказать: «ПОЖАЛУЙСТА!».

Ученик 3:

ИЗВИНИТЕ.

3. Если кто-нибудь причинял кому-то неприятность или неудобство, не желая того, ненароком, он просил простить его, не держать обиды, не винить и говорил: «Извините!». То есть – «снимите с меня вину»:

Если вы кого-то обидели случайно

Или наступили на ногу нечаянно,

Только не молчите, только не мычите,

Долго не тяните, скажите: «ИЗВИНИТЕ!».

4. Но увидимся с Вами опять,

Чтобы…./здравствуйте/ снова сказать.

Ученик 4:

ЗДРАВСТВУЙТЕ.

Здравствуйте - слово, которое употребляется при встрече как приветственная фраза в русском языке. Однако фактическое значение слова - пожелание здоровья. Так же, как и «Здравия желаю», повелось с древних времен и считалось жестом уважения при приветствии. Выражение произошло от слова «здравствовать» - быть здоровым, благополучно существовать:

Что такое здравствуй? – Лучшее из слов,

Потому что здравствуй – Значит, будь здоров!

Правило запомни. Знаешь – повтори.

Старшим это слово первым говори!

Ученик 5:

Ах, как нам вежливые слова нужны!

Не раз мы в этом убеждались с вами.

А может, не слова – дела важны

Дела – делами, а слова – словами.

Ученик 6:

Как бы ни было в жизни нам туго,

Надо вежливость не растерять.

Мы окажем вниманье друг другу

И друг друга станет легче понять.

Учитель:

Для того чтобы каждый из нас стал вежливым, необходимо соблюдать следующие правила (совместно с учащимися составляют правила вежливости /:

1. В вежливости проявляется отношение к другим людям.

2. Вежливый человек не причиняет другому неприятностей и обид.

3. Вежливый человек приветлив и внимателен к другим.

4. Вежливый человек всегда здоровается и прощается. Невежливо не ответить на приветствие.

5. Со взрослыми надо здороваться первым, но самому протягивать руку нельзя. Здороваясь, надо смотреть в лицо тому, с кем здороваешься.

6. Будь вежлив со своими товарищами: не давай им прозвищ и кличек, разговаривая, не кричи.

7. В играх не будь грубым, не кричи. Не спорь с товарищем по пустякам, не ссорься, старайся работать и играть дружно.

8. Вежливый человек не отвечает на грубость грубостью.

9. Надо быть вежливым в словах, в тоне, в жестах, в действиях. Вежливые слова, сказанные грубым голосом, развязным тоном, перестают быть вежливыми.

Так давайте учиться быть вежливыми. Говорите, друг другу хорошие слова и в ответ вы будите слышать только хорошее.

Итак, а какого человека можно назвать культурным?

Ученик 2 : одевается просто, но со вкусом, помнит о моде, но не идет слепо за ней, на него приятно смотреть.

Ученик 3 : здоровье и мышцы служат не для демонстрации, а ради здоровья. Не пожалеет часа для гимнастики и ухода за своей кожей и телом. Он излучает физическую энергию и здоровье.

Учитель : Поговорим о правилах этикета (ученики готовили небольшие сообщения)

Ученик 4 : Правила этикета складывались издавна, еще в феодальной Европе во времена рыцарей. Именно оттуда пришел обычай снимать головной убор, заходя в помещение, снимать перчатку, здороваясь за руку с другим человеком. Рыцари показывали этим, что у них в руке нет оружия, снимая шлем, они как бы говорили хозяину дома: «Я не опасаюсь тебя»

В древней Руси в ХП веке князь Владимир Мономах в «Поучении к детям» советовал вести беседу так: «При старших молчать, мудрых слушать, без лукавого умысла беседовать, побольше вдумываться, не истовствовать словом, не осуждать речью, не много смеяться».

В России первый свод правил по этикету был подготовлен в 1717г. по указу Петра I. Свод был составлен Академией наук России и предназначался для обучения дворян светским манерам и светскому поведению.

Давайте послушаем некоторые правила из этой книги, а потом обсудим их. Большинство правил годятся и сейчас, хотя написаны непривычным языком.

Ученик 5,6: (читают выдержки из указа Петра I) :

* «Должны дети отца и мать в великой части содержать. И когда от родителей что им приказано бывает, всегда шляпу в руках держать, а перед ними не надевать, и возле них не садиться, и прежде оных не заседать…

* Без спросу не говорить, а когда говорить им случится, то должны они благоприятно, а не криком или тем более с сердца или с задору говорить, нужду свою благообразно в приятных и учтивых словах предлагать.

* Не прилично им руками или ногами, по столу везде колобродить, но смирно есть, а вилками и ножиком по тарелкам, по скатерти или по блюду не чертить, не колоть и не стучать, но должны тихо и смирно, прямо, а не избоченясь сидеть.

*Никто не имеет повеся голову и потупя глаза вниз по улице ходить, или на людей косо вглядывать, но прямо, а не согнувшись ступать, и голову держать прямо, а на людей глядеть весело и приятно.

Вот мы послушали выдержки «Указа Петра». Давайте теперь ответим на

вопросы:

1. Как должны относиться дети к родителям?

2. Как должны разговаривать с родителями и другими взрослыми?

3. Как надо приветствовать старших?

4. Какие правила сохранились до сегодняшнего дня?

5. Почему Петр I ощущал нужду в подобной книге правил поведения дворян?

Ученик7: .Императрица Екатерина П заставляла придворных соблюдать правила «эрмитражного устава». Один из параграфов призывал « говорить умеренно и не очень громко, дабы у прочих там находящихся уши и голова не заболели».

Учитель : Человек должен быть всегда вежлив и культурен как в эпоху Петра, так и в наше время, поэтому правила этикета сохранились.

Итак, основные понятия:

Этикет – воспитанность – культура./ на доске/

1.Этикет – правила поведения и общения человека в обществе.

2.Воспитанность очень важна, по ней можно судить о самом человеке, о его культуре.

Учитель: Ребята, культурная речь – признак интеллигенции и воспитанности человека. Жаргонные словечки, грубые обороты – все это лишь демонстрирует отсутствие правильного воспитания. Я думаю, что в своей речи вы будете стараться не использовать такие слова, и тогда ваши собеседники будут понимать вас.

Давайте сформулируем правила хорошего общения :

1. Улыбайтесь.

2. Проявляйте искренний интерес к другим.

3. Чаще обращайтесь к собеседнику.

4. Поощряйте собеседника рассказывать о себе.

Актуальный вопрос

Большинство ребят даже если и знают, то часто не соблюдают эти правила.

Теперь давайте проверим, как вы умеете вести себя, говорить и поступать в той или иной ситуации.

Туры оцениваются в баллах /по 2 балла/ или можно давать жетоны за правильные ответы.

I тур.

«Умеем ли мы вести себя»

1.Вы входите в классную комнату, а в классе беспорядок. Ваши действия? 2.Одновременно вам два человека предлагают различные угощения: один друг – шоколад, другой – простенькие карамельки. Ваши действия?

3. В дневник ученика учитель вписывает неудовлетворительную оценку или замечание. Отреагируйте достойно на этот неприятный факт.

4.Вы видите, что у ребенка младше вас отнимают деньги. Ваши действия?

5.Женщина поднимается в автобус или по лестнице с тяжелой сумкой. Ваши действия?

II тур.

Жизненные ситуации.

1. Вам подарили в день рождения совершенно ненужную вещь (например, настоящую русскую балалайку). Ответьте на подарок шуткой, юмором, выражением радости и поблагодарите.

2. Вам подарили в день рождения совершенно ненужную вещь (например, двухтомник «Техника безопасности при проведении буровзрывных работ в горных выработках закрытого грунта»). Ответьте на подарок шуткой, юмором, выражением радости и поблагодарите.

3. В гостях у друга.

Один человек приехал в гости к своему другу, который жил в большом городе. Сначала друг был очень доволен. Но время шло, а человек не собирался уезжать. Наконец, друг спросил его:

Ты не думаешь, что твоей жене и детям скучно без тебя?

Ты прав, - ответил тот. – Я завтра позвоню им, чтобы они приехали.

Проанализируйте.

4. День рождения.

Мам, дай мне, пожалуйста, 50 рублей, - говорит Таня.

А мне 100 рублей, - просит Маша.

Мне тоже нужно рублей 200, - говорит муж.

Что с вами сегодня случилось? – спрашивает мать.

Ты забыла? У тебя сегодня день рождения. Проанализируйте.

А сейчас прочитаем пословицу: " Будем вежливы со всеми - нам откроются все двери!"

Ш тур

Как мы здороваемся.

1. Ты идешь с товарищем по улице. Он поздоровался с незнакомым тебе человеком, приостановился. Надо ли поздороваться и тебе?

2. Вы вошли в автобус с задней площадки и увидели, что у передней двери стоят ваши друзья. Надо ли поздороваться с ними, а если надо, то как это сделать?

3. С вами, наверное, такое бывало: встречаете вы человека часто, например, в скверике, через который вы ходите в школу. Но незнакомы с ним. Полагается ли в таких случаях здороваться?

4. Можно ли вместо "здравствуй" говорить "привет"

5. В школьном коридоре разговаривают учителя. Среди них Олег увидел своего классного руководителя и, проходя мимо, вежливо сказал: "Здравствуйте, Нина Николаевна". Не скажете ли вы, какая допущена ошибка? А может быть, все в порядке?

1У тур.

К вам пришли гости.

Ситуация 1. Алеша возвращался из школы с друзьями. По дороге они заспорили. За спором дошли до Сашиного дома, спор еще не окончен. Саша предложил: "Пошли к нам, ребята. У меня есть книга, она поможет разрешить спор. И поедим, а то есть здорово хочется. - А мама ругаться не будет? - спросил один из мальчиков. - Ну что ты! Она у меня не такая! Дверь открыла Алешина мама. Она была в стареньком платье, в фартуке. Из-под косынки выбились волосы. Она стирала. - Вы уж извините, ребята, - у нас беспорядок. Я приготовлю вам что-нибудь перекусить. Мальчики стали отказываться, порывались уйти. Хозяева их уговаривали остаться. всем было неловко, нехорошо. Кто виноват в этом?

Ситуация 2. В дверь постучали. Сергей, продолжая есть, крикнул: Входите, открыто! На пороге появилась Марина. Это было полной неожиданностью. Они, конечно, знакомы. Но… Что надо сделать прежде всего? Как быть с ужином: продолжать или оставить. Можно ли спросить, зачем пришла Марина? А если ей нужна книга, которую придется долго искать? Как поступить?

Ситуация 3. Скоро в школу. Уроки еще не сделаны. А мама просила начистить картошки и протереть пол влажной тряпкой. Но Игорь никак не возьмется за дело. С утра заглянули к нему на минутку соседи, два брата. И не уходят. Поиграли в "Денди". Тренировали на задержание преступника болонку Тусю. Отрабатывали на ковре приемы самбо. Опустошили вазочку с конфетами. Потом нашли песенник и стали петь песни. Домой их отправить! Как быть с домом хозяина? А уроки? А мамина просьба?

У тур.

Понемногу о разном.

1. Кто должен первым закончить разговор по телефону: кто позвонил или кому позвонили?

2. На вечере мальчик потанцевал с девочкой. Он ей говорит: "Спасибо". Правильно? А что должна сказать или сделать девочка?

3. К старшей сестре пришла подруга, она учится на зубного врача. Мы пили чай. Я вспомнил и говорю: "Посмотрите, какая у меня в зубе здоровая дырка". И показал. Сестра меня потом чуть ли не съела, мама жаловалась, что я невоспитанный. А что я такого сделал?

4. Правда ли, что если кто-то чихнет, нельзя говорить: будьте здоровы". А многие говорят… А как верно?

5 . Вот если тебе принесли подарок, такой завернутый, можно его развернуть и посмотреть. Я читала, что можно, а бабушка говорит, нельзя, ты, мол, свою жадность показываешь. Так что: смотреть или не смотреть?

6. Один мальчик на вечере пригласил меня танцевать. Я говорю: "Нет. я не буду". Он говорит: "Почему?" Я не знаю, должна ли я ему объяснять или нет.

7 . Как правильно есть зеленый горошек? Накалывать горошинки на вилку или вилкой их подбирать

Учитель: посмотрите на запись на доске. Давайте с Вами еще раз запомним, что /читаем слова на доске/

Заключение.

Хочется закончить классный час словами Э.Роттердамского : « Вежливость порождает и вызывает вежливость»

Тест «Методика незаконченных предложений /понятия темы/» /дети расшифровывают понятия/:

Добро – это……..

Вежливость – это……

Этикет – это……..

Культура поведения – это…….

Литература:

1. Д.Н. Ушаков. Большой толковый словарь современного русского языка.

2. Словарь синонимов русского языка: практический справочник. З.Е.Александрова. – М,: Рус.яз. –Медиа, 2007.

3. Общий толковый словарь русского языка.

4.Ресурсы Интернета /физкультминутка/.

Лучшие статьи по теме