Психология. Отношения. Личность. Общение
  • Главная
  • Отношения
  • Что за матриархат происходит в современном мире. Матриархат и патриархат: что лучше? Появление теории матриархальной формы общества

Что за матриархат происходит в современном мире. Матриархат и патриархат: что лучше? Появление теории матриархальной формы общества

По просьбе Arzamas Андрей Туторский, преподаватель истории первобытного общества на кафедре этнологии истфака МГУ, объясняет, почему у идеи, что в прошлом женщины были важнее мужчин, нет никаких научных оснований и что за ней стоит в действительности

Битва амазонок. Картина Ансельма Фейербаха. 1873 год Nürnberger Opernhaus, Foyer

1. Матриархат существовал, потому что у некоторых народов есть мифы о том, как некогда женщины властвовали над мужчинами

Согласно так называемым матриархальным мифам, которые широко распро-странены в Меланезии, давным-давно женщины правили мужчинами. У жен-щин были бороды, а у мужчин — женская грудь. Мужчины кормили и воспи-тывали детей, а женщины ходили на охоту и управляли обществом. Однажды мужчины договорились, напали на женщин, отняли у них бороды и отдали им груди. С этих пор власть принадлежит мужчинам.

В этой истории некоторые исследователи видели доказательство изначального матриархата. Этот сюжет действительно делится на две части: до передачи бо-роды и после. Но это следует воспринимать не как деление на два историче-ских периода, а как два сущностных состояния: правильное и неправильное. У многих народов есть истории, близкие по структуре к сказке Киплинга «По-чему у слоненка длинный нос?». Слоненок без хобота и слоненок с хоботом — это не два периода в жизни конкретного слона или в эволюции слона как вида. Это объяснение, почему дела обстоят так, как они обстоят сейчас. Именно так надо смотреть и на так называемые матриархальные мифы: это объяснение, почему в обществе мужчины занимают более высокое положение. К истори-ческим реалиям они не имеют никакого отношения.

2. Матриархат существовал, потому что у неко-торых народов есть институт полиандрии (много-мужества)

По аналогии с многоженством, в рамках которого количество жен соответ-ствует силе и статусности мужчины, многие предполагают, что в полиандри-ческом браке статус женщины повышается от количества мужей. Такая логика рассуждений неправильна. Во-первых, полиандрические браки очень мало распространены: Джордж Питер Мердок, проводивший статистические иссле-дования племен с полиандрическим браком, насчитал их всего четыре на три тысячи народов земли. Во-вторых, полиандрический брак — это форма выжи-вания в тяжелых культурных и экологических условиях. В качестве примера можно привести народ тода из Центральной Индии, который занимается от-гонным скотоводством на крайне неудобных территориях. Выживание людей зависит от благоденствия скота, который отгоняется на дальние высокогорные пастбища и находится там на протяжении всего лета. В этих условиях каждой семье нужно много мужских рук и мало женских. Экологические трудности усугубляются культурным фактором: скот является сакральным достоянием рода, поэтому жена (как представительница другого рода) не имеет права к не-му прикасаться. Более того, она даже не имеет права пересекать дорогу, кото-рую перешли коровы, — ее должен перенести муж. Таким образом, положение женщины в этом обществе, несмотря на многочисленность мужей, не самое высокое.

3. Матриархат существовал, потому что у неко-торых народов сохранилась матрилинейность

Практика передачи титулов и материальных богатств по женской линии широко распространена у многих народов. Ее называют матрилинейностью (от лат. mater — «мать» и linea — «линия»). Матрилинейность распространена у многих ранних земледельческих обществ или обществ, переходящих к земле-делию. Наиболее известные в науке примеры матрилинейных обществ — это ирокезы, тробрианцы, а также минангкабау.

Ученые, впрочем, отмечают, что матрилинейность, хотя она и связана с ростом авторитета женщин, не ведет к установлению их власти. И у ирокезов, и у тро-брианцев, и у минангкабау вождями являются мужчины. Более того, например, у тробрианцев наследство передается хоть и по женской линии, но от мужчины к мужчине, например от брата матери к ее сыну. Советский ученый Марк Кос-вен даже предложил считать авункулат — особые отношения между братом ма-тери и племянником — обязательным периодом развития всех обществ на зем-ле, своеобразным переходом от матриархата к патриархату.

4. Матриархат существовал, потому что у неко-торых народов есть традиции ньюмба-нтобу (свадьбы женщин с женщинами)

Обряд ньюмба-нтобу (свадьба женщин) относится к числу тех обрядов, которые на первый взгляд подтверждают возможность матриархата. Этот обряд распространен у ряда народов Танзании и заключается в том, что пожилая женщина, у которой нет детей, зато есть собственное хозяйство, может взять в жены молодую женщину. Молодой женщине предоставляется полная свобода во взаимоотношениях с мужчинами, а пожилая женщина получает наследника, который станет владельцем хозяйства. Получается, что женщина выступает в роли мужчины, и это существенно повышает ее социальный статус.

Это не совсем так. Во-первых, пожилая женщина, которая вступает в брак в ка-честве «мужчины», делает это вынужденно — к этому ее подталкивает только невозможность иметь детей (по объективным причинам или по стечению обстоятельств). Во-вторых, пожилая женщина, вступая в брак, приобретает большое количество обязанностей: она вынуждена содержать молодую жену и ее детей, защищать ее от ревнивых молодых людей и так далее. В-третьих, мужчины деревни всегда смотрят на ньюмба-нтобу очень настороженно. Един-ственная причина, заставляющая их примириться с таким браком, — это по-нятная им необходимость сохранить хозяйство. Таким образом, вступление в брак в качестве «мужчины» не дает женщине мужского социального поло-жения, то есть матриархальность данного обычая является иллюзией.


Амазонка, падающая с лошади. Гравюра Людовико Просседы, выполненная с барельефа Джона Гибсона. Около 1823 года The Trustees of the British Museum

5. Ученые начали говорить о матриархате, потому что в их распоряжении оказались этнографиче-ские данные, доказывающие его существование

Впервые матриархат в 1861 году описал исследователь античной драмы Иоганн Якоб Бахофен в книге «Материнское право. Исследование религиозной и правовой природы гинекократии в древнем мире». Основываясь на материа-лах ранней античной литературы, Бахофен доказывал, что влияние женщины в обществе от античности к современной ему Европе XIX века постоянно па-дало. Развивая эту мысль, он пришел к идее, что в «первейшей древности» (первобытности) влияние женщины было максимальным. Ученый доказывал этот тезис исключительно умозрительно, основываясь не на эмпирических данных, а на собственном логическом построении: 1) в условиях нерегулируе-мых сексуальных отношений дети знали только матерей, определить отцов было невозможно; 2) следовательно, длительные межпоколенные связи могли существовать только у матерей и дочерей; 3) поэтому богатства и титулы должны были передаваться по женской линии; 4) кто передает богатства — тот имеет власть. Таким образом, в первобытной древности власть могла находить-ся только в руках женщин.

Эти идеи легли на благоприятную почву. В конце XIX — начале XX века среди передовых мыслителей широко распространились идеи о необходимости вы-ровнять социальное положение мужчины и женщины: дать женщинам изби-рательные права, разрешить им самостоятельно решать свою судьбу. Концеп-ция существования в глубокой древности матриархата (изначально называв-шегося гинекократией) воспринималась как историческое обоснование этих идей: если в первобытности статус женщин был высоким — значит, это есте-ственное положение дел, и к нему необходимо вернуться.

Поскольку на рубеже веков многие мыслители выступали сторонниками масш-табной трансформации общества и поддерживали разные связанные с этим идеи — от марксизма до феминизма, от научного атеизма до анархизма, — идея матриархата легко переходила со страниц одной книги на страницы другой: от «Материнского права» Бахофена в «Древнее общество» Льюиса Генри Морга-на, оттуда — в «Происхождение семьи, частной собственности и государства» Энгельса, и затем — в учебники по истории первобытного общества. Не слу-чайно последними от концепции матриархата в мировой науке отказались именно советские ученые: если научный мейнстрим перестал заниматься проб-лемой матриархата примерно в 1920-е годы, когда начавшиеся серьезные поле-вые исследования не дали никаких признаков его существования ни в настоя-щем, ни в прошлом разных народов мира, то в Советском Союзе от этой идеи отказались только в 1980-е годы. 

В школе или, по крайней мере, в университете нам рассказывают, что в первобытных обществах власть принадлежала женщинам. Это утверждение звучит любопытно и вызывающе, ведь мы привыкли жить в социуме, где властные позиции в основном занимают мужчины. Несмотря на социальные тренды, в том числе и феминистское движение, российское общество все еще руководствуется представлениями об определенных женских и мужских ролях и поддерживает гендерное разделение труда. Но было ли когда-нибудь в истории человечества время без патриархата?

Развитие теории матриархата

Гипотеза об эпохе матриархата на ранних этапах развития человечества появилась в XVIII веке. Советская наука долго сопротивлялась принятию этой идеи, но в конце концов появились исследователи, отстоявшие ее. Как бы то ни было, на сегодняшний день все больше специалистов: историков, антропологов и социологов - говорят о том, что достоверных доказательств эпохи власти женщин никогда не было.

Доктор исторических наук Марина Бутовская в своей книге «Антропология пола» пишет, что наука не располагает данными ни об одном обществе, в котором политической властью систематически обладали бы женщины. Все традиционные аргументы в пользу матриархата сейчас подвергаются сомнению. Например, этнограф кандидат исторических наук Андрей Туторский заявляет, что даже матриархальные мифы, распространенные, в частности, у народов Меланезии, скорее, являются объяснением высокого положения мужчин в обществе, а не свидетельством гинекократии .

Какие все-таки есть аргументы «за»

С другой стороны, все еще есть древние литературные источники, те же древнегреческие мифы об амазонках, которые можно интерпретировать как доказательство матриархального уклада некоторых обществ. К тому же, в 1998 году в Острогожском районе Воронежской области были найдены могилы предполагаемых амазонок с деформациями бедренных костей, свидетельствующими о том, что они много скакали верхом. В курганах у женщин нашли ценное оружие, золото, погребальные дары. Это может говорить о высоком статусе погребенных.

С точки зрения социологии главный аргумент за эпоху матриархата опирается на цикличность социальной эволюции и спиралевидность общественного развития.

доктор социологических наук, профессор Международного юридического института

Согласно законам общественного развития, которое происходит по принципу от простого к более сложному, каждая новая стадия содержит в себе элементы прошедших этапов. А если говорить о спиралевидной модели развития социума, то получается, что мы находимся на «витке» над античностью. Следовательно, в современной культуре есть следы античной, ее пережитки. У нас, например, все еще в нелегальных формах существует рабство, хотя оно и запрещено на законодательном уровне. Поскольку сейчас мы наблюдаем некоторые элементы матриархата в общественном устройстве, логично предположить, что это является признаком совпадения «витков» истории. Матриархальные элементы в последнее время становятся все более явными. Все больше женщин занимаются традиционно «мужской» деятельностью - находятся на руководящих должностях. Мужчины же наоборот вовлечены в профессии, ранее для них не характерные.

Правильный вывод представляется таким: однозначного подтверждения тому, что матриархальный уклад был у всех первобытных обществ на заре человечества, нет. Однако есть доказательства, что в некоторых обществах такая форма имела место. Более того, отдельные элементы матриархата можно обнаружить во многих культурах. Современная европейская цивилизация же, скорее, соответствует эгалитарной форме общества, то есть такой, где власть не принадлежит никакому конкретному полу.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

В школьном курсе истории упоминается такое понятие, как «матриархат», и многим известно, что он обозначает власть женщин. На этом познания в этой теме у большинства людей заканчиваются, поэтому стоит разобраться в ней подробнее, отследив современные тенденции.

Что это означает матриархат?

Термин имеет греческое происхождение, дословно он переводится, как «господство матери». Есть и другое название – гинекократия. Описывая, что такое матриархат, стоит указать, что появился он в далекие времена, и применяют это понятие, для описания типа правительства, которое включает только женщин или в котором представительницы прекрасного пола. В первобытном обществе матриархат мог существовать в разных видах.

История матриархата

Понятие этого строя было введено учеными Бахофену и Лафито в XIX веке, которые утверждали, что была эпоха, когда во главе стояли женщины. При этом они не смогли предоставить реальные доказательства этой теории, поэтому этот вопрос до сих пор остается открытым. Современные умы допускают, что матриархат в первобытном обществе был, когда основное занятие мужчин – охота, отошло на второй план, а вот земледелие и собирательство, которыми занимались женщины, стали лидирующими. Кроме этого, не стоит забывать об амазонках, существование которых доказывают современные раскопки.

Патриархат и матриархат

Стремление сравнить два уклада жизни является некорректным, поскольку у каждого варианта есть свои недостатки. Если сравнение матриархата и патриархата перевести на животный мир, то там лидируют самцы, которые являются вожаками. Самки более уязвимые, особенно во и в период заботы о потомстве. Что касается людей, то матриархат заставляет женщин быть жестче и решительнее, что противоречит женской природе, а мужчины при этом сдают свои позиции, занимая пассивное положение.

Что касается патриархального устройства общества, то может, раньше это и было самым правильным решением, то сейчас женщин все меньше устраивает роль придатка к мужчине. Все это привело к формированию такого течения, как феминизм, направленного на борьбу за равноправие. Благодаря этому женщины имеют право голоса, и возможность работать на должностях, как и представители сильного пола. Об этом дамы XIX века не могли и думать.


Переход от матриархата к патриархату

Историки считают, что важную роль в становлении семьи имеет переход от матриархата к патриархату. В первобытные времена, когда основным источником получения пищи была охота, мужчины редко доживали до 25-30 лет, поэтому главная роль в сохранении рода принадлежала представительницам слабого пола. Они воспитывали детей, организовывали быт и жизнь всего племени. Это и можно было считать матриархатом.

После того как мужчины стали заниматься земледелием, скотоводством, ремесленничеством, то существенно сократилась смертность мужчины. Тогда уже был не патриархат и матриархат, а равноправие. Мужчины выполняли сложную работу, что сделало их главными. С того времени начал наблюдаться переход от матриархата к патриархату. Формировались семьи, которые объединялись в племена, а во главе находились вожди.

Матриархат – плюсы и минусы

Поскольку времена меняется, невозможно сравнивать матриархат, который был в древние времена, и современные тенденции. К тому же исторических фактов не так много, чтобы дать им оценку, поэтому судить можно о том, что было бы, если сейчас женщины стали главными. Преимущества матриархата могут, наверно, касаться только представительниц прекрасного пола, которые становятся более уверенными в себе и у них поднимается самооценка. При этом минусов намного больше:

  • нарушается иерархия семьи;
  • разрушается институт семьи, что негативно влияет на общество в целом;
  • возникновение демографических проблем;
  • теряется идентичность мужчины и женщины;
  • происходит подмена понятий.

Матриархат в современном мире

В мире все еще существуют места, где женщины играют главенствующую роль, и это всех устраивает.


Матриархат в семье

В современном мире большинство семей выбирает равноправие, но есть и те, кто предпочитает инверсию, то есть смену ролей. Чтобы понять, что значит матриархат в семье, следует рассмотреть самую распространенную схему, когда женщина успешно строит карьеру, и мужчина уступает ей, отдавая бразды правления. Есть даже примеры, когда представителей сильного пола устраивает роль домохозяйки, и они занимаются воспитанием детей.

Если обе стороны согласны с подобным укладом, то отношения будут крепкими, а семья – счастливой. Подобный сценарий встречается редко, а вот распространенной является некая лайт-версия, когда женщины все же перенимают на себя многие мужские обязанности. Возможные проблемы матриархата в семье:

  1. Мужчина чувствует себя бессильным, что приводит к тому, что он или уходит из отношений или занимает инфантильную позицию мальчика.
  2. Сильным женщинам сложно ужиться со слабаками, поэтому они будут стремиться отыскать более сильного партнера. Роль главной в любой момент может надоесть, поэтому ссоры – неизбежность.

Фильмы про матриархат

Хоть кинематограф является отличным способом, чтобы пофантазировать на тему матриархата, на самом деле фильмов на эту тему очень мало.

Книги про матриархат

Если хотите пофантазировать на тему о главенстве представительниц прекрасного пола, тогда можно обратиться к литературе. Популярные о матриархате книги:

  1. «Повстанец » Т.П. Шульгина. Женщины изменили мир, став главными, а мужчины у них являются лишь средством для воспроизведения потомства и служения. При этом дамы не чувствуют себя счастливыми.
  2. «1000 и один день » А. Громов. История о матриархате будущего – в ХХIII веке. Мужчины порабощены, но возникает угроза из космоса, с которой может справиться только сильный пол.
  3. «Руины Изиды » М.З. Брэдли. Роман, рассказывающий о планете, на которой правят женщины, убежденные в гуманности и справедливости матриархата.

На Земле сегодня отнюдь не везде торжествует патриархат. Увы, есть еще места, где мужчиной быть довольно проблематично.

Давайте же отправимся в небольшой воображаемый тур по тем странам, где не все в порядке с мужскими правами.

Многомужество в Гималаях


Ситуация, когда в семье одна жена и несколько мужей, давно существует в ряде отдаленных гималайских селений на территории северной Индии, Непала, Бутана и Китая. Однако современная цивилизация, в которой все же доминирует мужчина, постепенно добирается и в эти богом забытые места. Семей с мужскими гаремами, да и самих селений, издревле «зараженных» полиандрией, становится все меньше и меньше.

Матриархат минангкабау


Индонезия - почти стопроцентно исламская страна. Всем известно, какое место в исламе занимает женщина, которая во всем должна повиноваться своему мужу - защитнику и добытчику. Остающееся «почти» в местных реалиях - это культура маленькой народности минангкабау, в которой на главных ролях находятся женщины. По традиции, мальчиков этой народности по достижении возраста 7 лет отправляют учиться в религиозные школы. После их окончания юноши должны уехать из родных мест. Возвратиться на родину он могут, только обретя необходимый жизненный опыт и достаточно денег для создания семьи. Без мужчин, зарабатывающих на стороне, женщины минангкабау вынуждены заниматься повседневными делами самостоятельно.

Племя мосу в Китае


Эта маленькая народность проживает в ряде китайских провинций, граничащих с Тибетом. Власть женщины распространяется среди мосу настолько, что они живут, практически вообще не имея семей в традиционным смысле этого слова. Просто любая взрослая женщина мосу в зависимости от своего сексуального воображения и потребностей может позвать на случайный интим в свой дом любого мужчину, который ей понравится. И мужчина не вправе отказать! Зачатые в таком «браке» дети, как правило, остаются жить с родственниками матери.

Культура Мегхалая


В индуизме есть проблемы с правами женщины. Разумеется, с европейской точки зрения. Но в индийском штате Мегхалая, который назван по имени одной из здешних народностей, существует обратная проблема - с правами мужчин. Авторитет, верховенство женщин мегхалая беспрекословны и распространяются практически на все сферы жизни. Женщины ведают финансами семьи, они дают имя и фамилию детям, они заправляют местным племенным правосудием. Впрочем, местным мужчинам, похоже, такое положение уже осточертело. Они начинают постепенно роптать и даже создали несколько своих - мужских - правозащитных организаций.

Пакистанские калаши


В Пакистане, половина территории которого находится под властью женоненавистников из «Талибана», есть маленькая народность с милым для русского солдата названием. Правам женщин этого племени, живущего на границе с Афганистаном, позавидовали бы все женщины Европы и Америки вместе взятые. Согласно одной из гипотез, калаши (их сейчас насчитывается порядка 3 тысяч человек) - это потомки воинов Александра Македонского, некогда осевших в долине Утопия в предгорьях Гиндукуша и создавших семьи с местными женщинами. Несмотря на воинственность своего происхождения, калаши - очень миролюбивый народ, не знающий, что такое преступность. Местные женщины свободно и самостоятельно выбирают себе мужей, а если сильная половина в чем-либо не устраивает хозяйку семейства, она без зазрения совести выставляет за порог проштрафившегося суженого и выбирает себе нового. Мужчины-калаши такого права, увы, лишены.

© www.ocharovanie.org

Как известно, в современном мире всем заправляют мужчины - несмотря на старания феминисток переломить ситуацию, большую часть государственных должностей практически во всех странах по-прежнему занимают представители сильного пола, их больше в списках миллиардеров и на заседаниях советов директоров крупнейших корпораций мира. При этом женщин, добивающихся столь же (а зачастую и более) выдающихся успехов, что и мужчины, чаще всего считают исключениями, подтверждающими правило. Однако, есть на нашей планете места, где мужчины исторически приучены не смотреть на прекрасный пол «сверху вниз». Вашему вниманию - шесть живущих в наше время народов с матриархальным укладом общества.

1. Мосо

Небольшой народ мосо, живущий на территории китайских провинций Юньнань и Сычуань около границы с Тибетом - один из самых известных современных социумов, в которых установлен матриархат. Китайское правительство считает мосо частью народности наси, однако это два совершенно разных этнических меньшинства, как по культуре, так и по языку.


Мосо живут большими семьями, в каждой из них главную роль играют женщины - родословная ведётся по женской линии, семейные традиции передаются от старших представительниц рода к младшим, точно так же наследуется имущество. Все важные решения, касающиеся жизни семьи принимают исключительно женщины, они ответственны за воспитание детей и те при рождении получают фамилию матери, а не отца. При этом необходимо отметить, что политикой занимаются в основном мужчины.


Институт брака, как таковой, у мосо отсутствует, вместо него практикуется обычай с говорящим названием «walking marriages» (можно перевести как «свадьбы во время прогулки»). Женщины свободны в выборе сексуальных партнёров и не живут с ними под одной крышей. Дети всегда остаются в материнском доме, поэтому отцы практически не принимают участия в их жизни, порой матери даже не знают, от кого именно зачат ребёнок. Вместо воспитания собственных отпрысков мужчины занимаются детьми, принадлежащими к семьям их матерей.

2. Минангкабау


Народность минангкабау, населяющая индонезийскую провинцию Западная Суматра, насчитывает около 4 млн человек - на сегодняшний день это крупнейший в мире социум с матриархальным укладом. Всё семейное имущество передаётся от матери к дочери, так как мать считается главой семьи и играет главную роль в жизни каждого представителя этого народа. В политических и религиозных институтах заняты в основном мужчины, но в остальном у минангкабау правят представительницы прекрасного пола - такое разделение общественных обязанностей позволяет всем чувствовать себя равноправными.


После вступления в брак женщины сохраняют за собой главную роль - ночи супруги проводят вместе, но утром мужчины, как правило, отправляются по домам своих матерей. По достижении 10-летнего возраста мальчики покидают материнские дома и некоторое время живут в мужском кругу, обретая необходимые представителям сильного пола навыки и постигая тайны религиозных практик. Стоит отметить, что во главе рода всегда стоит мужчина, но если он перестаёт справляться со своими обязанностями, женщины имеют право сместить его с должности и выбрать на его место другого.


3. Аканы


Этнос аканы составляет большую часть населения республик Гана и Кот-д’Ивуар. Социально-общественный строй аканов - типичный матриархат: в их семьях всё, включая фамилии и имущество, наследуется по материнской линии, женщины же определяют направление развития общества в целом. Руководящие должности в органах управления традиционно занимают мужчины, но право на них передаётся через родственников женского пола - матерей, сестёр и дочерей. Зачастую мужчины заботятся не только о своих семьях, но и о своих дальних родственницах.



4. Брибри


В коста-риканской провинции Лимон обитает индейское племя брибри, численность которого по разным оценкам, составляет от 4 тыс до 13 тыс человек. Как и у многих других народов с матриархальным укладом общества, в основе социального строя брибри лежат родовые общины, как правило, включающие в себя несколько десятков человек, во главе каждого рода стоит старшая женщина. Брибри традиционно живут в небольших поселениях, по два-три дома, при этом недвижимость и земельные владения наследуются по женской линии. Также немаловажно, что только женщины имеют право готовить какао, который брибри используют в религиозных ритуалах.



5. Гаро


Гаро - один из главных этносов индийского штата Мегхалая. Как и у их соседей по региону кхаси, в обществе гаро на первых ролях женщины, хотя полностью матриархальным общественный строй гаро назвать нельзя - государственными учреждениями управляют мужчины, они же распоряжаются крупной собственностью. Тем не менее, главой семьи у гаро считается женщина, эта «должность» по наследству передаётся младшей из дочерей, как и большая часть семейного имущества.


В семьях гаро главная наследница выходит замуж последней из всех дочерей и как правило, семья без труда находит достойного мужа, в то время как старшим сёстрам-бесприданницам устроить супружескую жизнь бывает намного сложнее. Женихи часто сбегают от невест и семьям с дочерьми «на выданье» приходится буквально насильно тащить их обратно в свой дом. Будущий муж порой совершает не один и не два побега, а десятки - до тех пор, пока невеста не смирится с его нежеланием жениться, или же не добьётся его согласия. Чаще всего оно достигается многочисленными обещаниями беспрекословно повиноваться супругу и быть фактически его служанкой. После свадьбы новобрачные живут в доме жены, если отношения у них не складываются, брак расторгается с обоюдного согласия и без осуждения со стороны общественности.

© www.heliotricity.com

В южной части острова Бугенвиль, входящего в состав Папуа - Новой Гвинеи, живёт племя наговиси, которым управляют женщины - они принимают решения касающиеся родовых общин, участвуют в обрядах и церемониях, а всё остальное время посвящают обработке своих земельных участков, которые передаются по наследству от матерей к дочерям, причём право владеть землёй есть только у женщин племени. Антрополог Джил Нэш, изучавшая жизнь наговиси, утверждает, когда дело доходит до брака, для женщин племени садово-огородные навыки столь же важны, как внешность и сексуальность - умелые невесты ценятся у мужчин на вес золота. Свадебных церемоний у наговиси нет - если мужчина и женщина много времени проводят вместе, ночуют под одной крышей и сообща обрабатывают принадлежащий женщине участок, их считают законными супругами.

Лучшие статьи по теме